Вывод ресурсообеспеченности стран мира газом

Вывод ресурсообеспеченности стран мира газом

Автор: Кляпова Анастасия Ринатовна

Организация: МАОУ СОШ №30

Населенный пункт: Тюменская область, г. Тюмень

Цели:

  1. Формировать знания учащихся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умения и навыки по её определению.
  2. Развивать умение слушать, выделять главное; умение высказывать своё мнение, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитывать трудолюбие, культуру активного слушания. Повышать интерес к предмету через содержание занятия.

Тип занятия: изучение нового.

Вид занятия: практикум.

Оборудование: Настенная политическая карта мира, школьные географические атласы (10-й класс),

мультимедиа оборудование, презентации, карточки с заданиями, учебники.

Ход занятия

Приветствие.

– Здравствуйте! слово, какое чудесное, красивое, доброе, чуточку нежное.
– Здравствуйте! Скажем мы новому дню!
– Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям!
– Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи!

Ребята проверьте свою готовность к уроку: учебник, атлас, тетрадь.

тема: Природные ресурсы мира. Ресурсообеспеченность.

Определите цель занятия:

Цели: сформировать знания о природных ресурсах, их многообразии и классификации.

Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умения и навыки по её определению.

Эпиграф к нашему уроку:

На доске эпиграф к занятию: Планета Железяка. Полезных ископаемых нет. Воды нет.

Растительности нет. Населена роботами.

(М-ф «Тайна третьей планеты»)

1. Вступление

«?»: Внимательно прочитайте эпиграф к занятию.

Объясните, как он связан с его темой?

Какую проблему обнаруживает?

(Тема природные ресурсы; Природных ресурсов осталось мало; ресурсы могут закончиться; Планета может стать пустыней.)

Учитель: Верно. Данный эпиграф как нельзя больше подходит к теме сегодняшнего занятия, т.к. проблема чрезмерных аппетитов человечества, связанная с интенсивной добычей и освоением ресурсов уже давно даёт о себе знать, например, в виде глобального потепления климата и опустынивания территорий. Эта проблема является ключевой в вопросе использования природных ресурсов человечеством. И мы ещё не раз будем к ней возвращаться.

2. Основная часть

1) Природные ресурсы и их виды.

«?»: Скажите, как решить проблемы взаимодействия природы и общества? (Обсуждение). (объединить усилия всех государств, народов,

не достаточно восстановить одно звено природы, нужно восстанавливать все звенья природы)

  1. Взаимодействие общества и природы в наши дни стало одной из главных общечеловеческих проблем. Антропогенные изменения широко затронули географическую оболочку планеты, способствуя не только прогрессу, но и росту загрязнения окружающей среды, истощению природных ресурсов, обострению экологических проблем. Поэтому совершенствование природопользования, проведение научно обоснованной экологической политики – одна из важнейших задач, стоящих перед человечеством.

«?»Что сделать для того, чтобы сохранить природные ресурсы?

«?»: Давайте попробуем определить, что такое «Природные ресурсы» (учащиеся самостоятельно дают определение термину). Обсуждение.

Природные ресурсы, это компоненты природы, которые используются человеком или могут быть использованы как средства производства и предметы потребления.

Какие вы знаете мировые природные ресурсы?

Работа с презентацией

Мировые природные ресурсы (минеральные, земельные, водные, биологические, Мирового океана, климатические и космические ресурсы)

Учащиеся дают характеристику каждому виду природных ресурсов.

Минеральные ресурсы – все естественные составляющие литосферы, используемые или предназначенные к использованию в производстве продуктов и услуг как минеральное сырье в естественном виде или после подготовки, обогащения и переработки (железо, марганец, хром, свинец и др.) или источники энергии.

Земельные ресурсы – ресурсы, используемые или предназначенные к использованию в сельском хозяйстве, под строения в населенных пунктах, под железные и шоссейные дороги, а также другие сооружения, под заповедники, парки, скверы и т.п., занятые полезными ископаемыми и др.

Водные ресурсы – водные запасы, используемые как источник водоснабжения для производственных и бытовых нужд, гидроэнергии, а также как транспортные магистрали и т.д.

Биологические ресурсы – это все живые средообразующие компоненты биосферы с заключенным в них генетическим матлом. Они являются источниками получения людьми материальных и духовных благ. К ним относятся промысловые объекты (запасы рыбы в природных и искусственных водоемах), культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты, микроорганизмы, т.е. сюда относятся растительные ресурсы, ресурсы животного мира (запасы пушного зверя в естественных условиях; запасы, воспроизводимые в искусственных условиях) и др.

Энергетические ресурсы – совокупность всех видов энергии: солнца и космоса, атомно-энергетической, топливно-энергетической (в форме запасов полезных ископаемых), термальной, гидроэнергии, ветроэнергии и т.д.

Лесные ресурсы – сырьевые (используемые для получения древесины), а также леса различного назначения – оздоровительные (санитарно-курортные), поле — и лесозащитные, водоохранные и др.

Как можно восстановить земельные, биологические ресурсы?

(Земельные — с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий — заповедников, заказников, национальных парков.)

Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределяются не равномерно.

В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова.

Неравномерность размещения природных богатств по планете, с одной стороны, способствует развитию процесса международного разделения труда и международных экономических связей, с другой – порождает определенные экономические трудности у стран, обделенных некоторыми природными ресурсами.

Таким образом, различные страны обладают различными запасами того или иного ресурса. Возникает вопрос: на долго ли хватит его. Отсюда понятие ресурсообеспеченности.

Что называют ресурсообеспеченностью и как ее можно определить? (учащиеся дают определение)

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования, потребления.

Ресурсообеспеченность выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.

Зачем нужно считать ресурсообеспеченность?

Обеспеченность государства ресурсами – это фактор, который оказывает значительное влияние на экономику и политику страны. Ресурсообеспеченность учитывается, скажем, при международной торговле: импортеры, которые собираются ввозить в страны дефицитные ресурсы, смогут пользоваться льготными условиями, тогда как торговцы профицитным товаром столкнутся с многочисленными барьерами. Считается, что в мире нет территорий, которые были бы совершенно лишены ресурсов, однако, ресурсы неравноценны – например, нефть стоит гораздо дороже песка, хотя и последний может быть необходим (в строительстве). Притом низкая ресурсообеспеченность вовсе не гарантирует, что страна будет находиться в нищете – примером служит Япония, которая бедна на природные ресурсы, но может похвастаться высоким уровнем жизни. Дефицит природных ресурсов Япония компенсирует большим количеством квалифицированных трудовых ресурсов

-Наша задача, определить в какой стране уровень обеспеченности ресурсов низкий, а в какой высокий.

Групповая работа

Работа с картой

Деление класса на группы (прорабатывают ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами)

Используя текст учебника, и предложенные распечатки подготовьте сообщение своей группы топливных природных ресурсов:

1 группа-ресурсообеспеченность углем

2 группа-ресурсообеспеченность нефтью

3 группа-ресурсообеспеченность газом

4 группа-ресурсообеспеченность топливными ресурсами

и будьте готовы её защитить.

Обратить внимание на единицы измерения, для производства расчетов, вам необходимо предварительно все показатели перевести в единую систему.

Аналоги выданных вам распечаток будут выведены на экран.

Время отведённое на защиту составит не более пяти минут.

Учитель: Начинаем защиту. Напоминаю, время, отведённое на защиту, составляет не более 5-ти минут.

Защита проходит по подгруппам у доски.

По завершению защиты учащиеся делают вывод.

Группа№ 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные таблицы № 1. Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.

(на сколько лет хватит ресурса)

Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспечен­ность углем в целом значительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Са­мые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.

Группа № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью ис­пользуя данные таблиц.

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

(на сколько лет хватит

Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Саудовской Аравии, Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

Группа № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные таблицы.
Таблица № 3

(на сколько лет хватит ресурса)

Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Стра­ны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у России, Ирана, ОАЭ. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность дан­ным ресурсом имеет Норвегия. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

Группа № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов топливными ресурсами.

(на сколько лет хватит ресурса)

Нефть (мир в целом)

Уголь (мир в целом)

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливны­ми ресурсами.

Вывод: Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неоди­накова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углем. Ресурсообеспеченность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более вы­сокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке че­ловечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.

На сколько развита ресурсообеспеченность России? Для страны характерно производство и потребление всех основных первичных энергоресурсов (уголь, природный газ и нефть). Наибольшая доля запасов приходится на уголь, второе место занимает природный газ, а меньше всего здесь запасов нефти. Это соотношение применимо также к ситуации во всем мире, и в перспективе, по мере истощения запасов, необходимо искать варианты замещения этих ресурсов альтернативными видами. Второе по значению место после энергетических занимают металлы и рудные ископаемые. Россия располагает самыми богатыми в мире запасами железной руды, а также значительными количествами меди, никеля, титановых руд, олова, вольфрама и других металлов. Важными для экономики страны являются месторождения драгоценных металлов и алмазов. По объему их добычи Россия занимается второе место после ЮАР. Страна является лидером и по количеству запасов древесины и земельного фонда. На основании перечисленного напрашивается несколько выводов: Энергетическая ресурсообеспеченность – это одно из важнейших преимуществ России. Эти ресурсы сосредоточены в основном на востоке. Наблюдается ярко выраженное различие между распределением ресурсов в западной и восточной частях страны. Для западной части характерно преобладание месторождений различных видов руд; в ней также находится основная часть сельскохозяйственных земель. Общий размер потенциальных запасов, их разнообразие и характер размещения являются подходящими для развития всех отраслей экономики и комплексного развития хозяйства в отдельных экономических районах.

3. Заключение

  1. Что сделать для того, чтобы сохранить природные ресурсы?
  1. Какие пути решения вы, можете предложить?

3) Природные ресурсы Тюменской области разнообразны углеводородным сырьем, торфом, известняком и др

Какие пути решения ресурсообеспеченности можете предложить в нашей Тюменской области?

Мне на уроке удалось….

На уроке узнал(а)…, научился…

Если бы я работал на уроке не в группе, а один, смог бы я достигнуть таких же результатов?

Источник

Практическая работа № 2. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира

Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

Вариант 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах.

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

2. выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;

3. сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Практическая работа № 2.

Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

Вариант 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения.

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

( тонн на душу населения )

1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р – ресурсообеспеченность в годах, З – запасы, Н – численность населения страны.

2. Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Классификация природных ресурсов мира

Природные ресурсы — природные компоненты, которые используются или могут быть использованы в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

XX век характеризуется небывалым ростом народонаселения и мирового общественного производства. Бурное развитие в последние годы НТП привело к особенно резкому усилению антропогенного воздействия на природную среду. Масштаб воздействия человека на природную среду стал планетарным. Он влияет на все компоненты природы: рельеф, климат, воды, почвы, органический мир и т. д.

Потребности человека в сырье возрастают. Рациональное использование всех природных ресурсов — актуальная задача человечества.

Все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы — ресурсы недр и экосистемы, которые в процессе производства исчерпываюся. Они делятся на возобновимые и невозобновимые.

Ресурсы возобновимые — способны к восстановлению (лесные, растительные, животные, земельные, водные и т. д.), т. е. они могут восстановиться самой природой, однако их природное восстановление (плодородие почв, древесной и травянистой массы, количество животных и т, д.) часто не совпадает с темпами использования. Расход возобновимых ресурсов начинает превышать размеры их природного восстановления. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо:

1. Изменить технологию переработки исчерпаемых ресурсов.

2. Ресурсы углеводородного сырья повысить за счет производства синтетического жидкого топлива.

3. Расширить вовлечение в производство вторичного сырья. Так, в развитых странах получение меди на 30-40% основывается на утилизации вторичного сырья.

4. Утилизировать ценные компоненты, которые выбрасываются промышленными предприятиями в атмосферу. Так, одна ТЭС, работающая на угле, мощностью 1 млн. кВт ежечасно выбрасывает в атмосферу до 15 тонн сернистых газов и до 6 тонн сернистой золы.

5. Применять безотходные технологии.

6. Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы: переход на дизельное топливо и нетрадиционные источники энергии.

7. Повышать добычу нефти за счет широкого внедрения современных методов добычи.

К неисчерпаемым природным ресурсам относятся те, которые в процессе производства нельзя исчерпать. Это — энергия Солнца, приливов и отливов, геотермальная, ветра, биологической массы, морских волн, синтетического топлива, атмосферных осадков и т. д. Использование неисчерпаемых природных ресурсов не приводит к общему уменьшению их запасов на Земле.

Минеральные, биологические, водные, климатические ресурсы — сырье для различных отраслей хозяйства. Сырье, которое используется в производстве, превращается в экономические ресурсы общества. Существуют и другие виды экономических ресурсов — капитал, трудовые, интеллектуальные, возможности менеджмента. Использованные природные ресурсы после определенной технологической обработки становятся средствами труда и разнообразными материальными благами.

Природные ресурсы на Земле размещены неравномерно. Не только отдельные страны, но и крупные регионы отличаются друг от друга уровнем ресурсообеспеченности.

Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной (т. е. запасами) природных ресурсов и размерами их добычи. Она выражается количеством лет, на которое должно хватить данного сырья, либо его запасами из расчета на 1 человека.

Ресурсообеспеченность =(запасы)/(объем добычи) =Количество лет

На показатель ресурсообеспеченности влияют богатство или бедность территории природными ресурсами. Поэтому для хозяйственного освоения страны необходимо знать о ее территориально-природно-ресурсном потенциале. Природно-ресурсный потенциал территории — это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРИ характеризуется двумя главными показателями — размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие потенциалы.

Однако, если природных ресурсов в той или другой стране мало, это не значит, что страна обречена на бедность, ведь экономические ресурсы каждой страны измеряются не только их количеством. Большое значение имеют людские ресурсы и наличие капитала в стране. Примером могут быть так называемые «новые индустриальные страны», а также Япония, которые достигли высоких экономических результатов при ограниченной природно-сырьевой базе.

Природные ресурсы неравномерно распределены по поверхности и в недрах Земли, что обусловливает раз­личия в ресурсообеспеченности между странами мира.

2. Некоторые из них (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан) располагают больши­ми запасами и многими видами минерального сырья. Однако в большинстве стран мира запасы и набор полез­ных ископаемых весьма ограничены. Так, Андские стра­ны (Чили и Перу) выделяются крупными запасами толь­ко медных и полиметаллических руд, страны Ближнего

3. Востока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) — не­фти и газа, Северной Африки (Марокко, Тунис) – фосфо­ритов, Пакистан и Бангладеш — поваренной соли, Боли­вия и Малайзия – олова. Фактически ни одна страна не располагает минерально-сырьевой базой, позволяющей полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и сырье. Даже Россия, при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительных их запа­сах, по отдельным видам минерального сырья (марга­нец, хром, титан, цирконий и др.) ощущает дефицит и вынуждена покрывать его за счет импорта. Также и США из-за неполной обеспеченности минеральным сырьем импортируют бокситы, уран, вольфрам, хром, марганец и др. В целом США ввозят 15-20% (в стоимостном вы­ражении) необходимого минерального сырья, страны-члены ЕС – 70-80%, Япония – 90-95%.

4. Крупнейший поставщик топлива и минерального сы­рья для стран западного мира — развивающиеся стра­ны. Развивающиеся страны (включая Китай и Вьетнам) занимают ведущие позиции в мире по запасам нефти и газа, бокситов, меди, олова, никеля, кобальта, сурьмы и др., а всего сосредоточивают до 35% минерально-сы­рьевых ресурсов мира. Большую часть добываемого топ­лива и сырья эти страны экспортируют. Исключение – новые индустриальные страны, являющиеся в развива­ющемся мире крупным потребителем топлива и мине­рального сырья (нефть, природный газ, черные и цвет­ные металлы и др.).

5. Развитые страны лидируют по запасам угля, свинцово-цинковых, марганцевых, хромовых руд, молибдена, многих редких и благородных металлов и др., всего, со­средоточивая примерно 40% минеральных ресурсов пла­неты. Среди экономически развитых стран очень круп­ными запасами топлива и минерального сырья облада­ют США, Австралия, Канада и ЮАР. Последние три страны занимают также ведущие позиции в мире по их экспорту. В отличие от развивающихся, развитые стра­ны активно используют не только собственные ресур­сы, но и природно-ресурсный потенциал других стран — развивающихся, Восточной Европы, СНГ, России. Все­го эти страны потребляют 70% мировых минеральных ресурсов. Россия среди крупнейших держав мира имеет самую высокую обеспеченность минеральными ресурса­ми. При доле 2,5% в населении мира она сосредоточи­вает около 25% его минерально-сырьевых ресурсов. Объем запасов и добычи таких видов минерального топ­лива и сырья, как нефть, газ, уголь, железные и медно-никелевые руды, алмазы, платина, золото, апатиты и калийные соли, не только удовлетворяет текущие по­требности экономики страны, но и позволяет значитель­ную их часть экспортировать. Ее общие запасы разве­данного минерального сырья оценивают в 28,3 трлн долл., а прогнозные — в 140 трлн долл.

6. В структуре минерально-сырьевой базы России пре­обладают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и пр.), доля которых составляет 70%, более 15% приходится на нерудное сырье, 13% – на черные, цветные и редкие металла, 1% — на алмазы и благород­ные металлы (золото, серебро, платина).

7. Вместе с тем, несмотря на высокую обеспеченность в целом, в России либо полностью отсутствуют, либо не соответствуют требованиям современной промышленно­сти (т. е. не удовлетворяют потребность, не освоены в силу сложных горно-геологических условий, отсутствия современных технологий промышленной переработки и т. п.) запасы марганцевых, хромовых, титановых, цир­кониевых, рубидиевых, ртутных, свинцовых, цинковых руд, а также высококачественных бокситов, фосфори­тов, каолинов, бариты и др. Потребности России по многим из них (марганец, хром, ртуть, сурьма, титан, фосфориты и др.) почти полностью обеспечиваются по­ставками из стран СНГ.

Источник

Читайте также:  Среднемесячная зарплата по стране 1991
Оцените статью