- Взаимодействие россии со странами ближнего зарубежья
- А) Отношения со странами ближнего зарубежья
- § 3. Внешнеполитические связи РФ со странами «ближнего зарубежья»
- Читайте также
- § 2. Внешнеполитические аккорды России на грани веков
- Часть 1 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
- ВОИНЫ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
- Глава 8 Внешнеполитические успехи
- Специальные внешнеполитические операции
- Внешнеполитические проблемы. Персидские войны и кампании против авар и славян
- №112 Доклад инспектора войск связи РККА Н.М. Синявского Инспектору РККА С.С. Каменеву «О пересмотре структуры и штатов окружных инспекций связи»
- 2.1. Внешнеполитические новации 1955 года глазами простых людей
- Поэт казачьего зарубежья
- Глава III Внешнеполитические траектории РК и КНДР
- 2. СВЯЗИ УКРАИНСКОЙ ССР С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ
- 82. ПРАВОВЕДЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
- №112 Доклад инспектора войск связи РККА Н.М. Синявского Инспектору РККА С.С. Каменеву «О пересмотре структуры и штатов окружных инспекций связи»
- XIV Внешнеполитические цели московских процессов
Взаимодействие россии со странами ближнего зарубежья
Суверенная Россия стала правопреемницей СССР на международной арене. Важнейшими направлениями российской внешней политики являются: 1. Отношения России со странами «ближнего зарубежья» После распада СССР в ДК 1991 страны, вышедшиё из его состава, создали Содружество Независимых Государств (СНГ). В настоящее время в состав СНГ вошли все бывшие республики Советского Союза, исключая прибалтийские. Позднее др.вступила в СНГ Грузия. 15 МЙ 1992 страны СНГ подписали Договор о коллективной безопасности, а 22 ЯН 1993 — Устав СНГ. Однако развитие СНГ проходит с немалыми сложностями, поскольку новые государства руководствуются различными, зачастую противоположными интересами, а многие политики в бывших союзных республиках испытывают опасения по поводу имперских амбиций Москвы. Отношения м.бывшими советскими республиками осложнились необходимостью урегулирования споров м.вошедшими в него государствами, в т.ч. в военной области. Все страны СНГ получили право на создание собственных вооружённых сил. Первоначально было сформировано Главное командование Объединенных вооружённых сил СНГ, Но затем начался раздел вооружённых сил, инициатором которого выступила Украина. Все страны СНГ создали национальные армии. Контроль над ядерным оружием остался в руках России. Белоруссия и Украина заявили о своем желании избавиться от ядерного оружия, размещенного на их территории, и согласились на его вывоз в Россию для уничтожения. Однако весной 1992 Украина приостановила вывод ядерного оружия в Россию. Казахстан настаивал на своем праве распоряжаться находящимся на его территории ядерным оружием. Однако под нажимом России и США Украина и Казахстан отказались от притязаний на ядерное оружие, ратифицировали договор СНВ-1 и договор о нераспространении ядерного оружия. Окончательное утверждение безъядерного статуса этих государств затянулось до 1994. В военно-космической области Россия тесно сотрудничает с Казахстаном, на территории которого расположен космодром Байконур, взятый Россией в аренду на 20 лет. Однако в России действуют и собственные космодромы (Плесецк и Свободный). Это ослабляет зависимость России от Казахстана в реализации космических программ (в связи с авариями российских ракет Казахстан несколько раз приостанавливал эксплуатацию Байконура). Отношения м.Россией и Украиной осложняются вопросом о судьбе Черноморского флота (ЧФ). В АВ 1992 он был выведен из состава Объединенных вооружённых сил СНГ и передан в совместное управление России и Украины. В ИН 1995 президенты России и Украины, договорились о принципах раздела ЧФ и определили места базирования российских и украинских военно-морских сил. Окончательно урегулировать эту проблему удалось лишь в МЙ 1997 Россия сохранила 87% кораблей ЧФ и получила право на аренду военно-морской базы в Севастополе. 31 МЙ 1997 Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве. Т.н.м. и в настоящее время Украина пытается добиться от России новых уступок, связанных с российским военным присутствием в Крыму. М.Россией и др.бывшими советскими республиками существуют и иные спорные вопросы. Большие возражения встречает в России предоставление преимуществ «титульным нациям» в странах Балтии: жесткие требования к владению государственными языками при предоставлении гражданства и приёме на работу, ускоренное вытеснение русского языка из сферы образования, иные формы дискриминации «неграждан». Россию возмущают активизация бывших фашистов и преследования ветеранов Советской Армии в Латвии. Страны Балтии недвусмысленно заявили о стремлении вступить в НАТО, но Россия решительно противодействует их приёму в Североатлантический блок. Отношения м.Россией и Украиной осложняются спорами о статусе Севастополя. Многие российские политики, в частности Ю. М. Лужков, настаивают на том, что в момент передачи Крыма из состава РСФСР в состав Украины в 1954 Севастополь не находился в административном подчинении Крымской области и потому юридически остался российским городом. На Украине претензии российских политиков на Севастополь вызывают крайне болезненную реакцию. В свою очередь, Россия недовольна сотрудничеством Украины с НАТО, в частности, проведением совместных военно-морских маневров сил Украины и НАТО в Черном море. Антироссийские политические силы на Украине оказывают поддержку чеченским сепаратистам. Внешняя политика современной России В экономической области российско-украинские отношения также остаются непростыми, т.к. Украина в течение длительного времени нерегулярно платит за потребляемый ею российский газ. На российско-украинской границе установлены таможни, причём таможенные правила постепенно ужесточаются. Достаточно тесно сотрудничает Россия с Арменией, считающей Москву важнейшим стратегическим союзником. Азербайджан, напротив, постепенно сближается с Турцией, хотя Россия не поддержала Армению в споре из-за Карабаха. Во многом отдаление Азербайджана от России вызвано спорами из-за добычи и транспортировки нефти шельфа Каспийского моря. Россия выступает в роли посредника в грузино-абхазском конфликте. Однако Грузия обвиняет Россию в поддержке сепаратистов в Абхазии и постепенно сближается с НАТО и США. В 2000 российские войска окончательно покидают базы в Грузии. Одним из наиболее важных партнёров России в рамках СНГ является Казахстан. Эта страна входит в таможенный союз, включающий также Россию, Киргизию и Белоруссию. Однако и в Казахстане наблюдается давление на русскоязычное население. Особенно сложное положение сложилось в северных областях страны, населённых преимущественно русскими и украинцами. Здесь существуют влиятельные политические движения, выступающие за отделение от Казахстана и присоединение к России. Они находят поддержку определённых политических сил и СМИ России. В Казахстане это воспринимается как посягательство на территориальную целостность страны. Наиболее близким партнёром России в Средней Азии является Киргизия. Узбекистан постепенно переориентируется на боле тесные связи с Пакистаном, Ираном и Турцией, а также на интеграцию под своим лидерством среднеазиатских государств. Отдаление Узбекистана от России сдерживается растущей угрозой со стороны афганских талибов и потребностью в российской военной поддержке. В Таджикистане, раздираемом гражданской войной, влияние России весьма значительно. В 1997 при посредничестве России м.правительством Таджикистана и таджикской оппозицией было подписано Соглашение о прекращении боевых действий и создании комиссии по национальному примирению. Южные границы Таджикистана охраняют российские войска (201-я дивизия). Россия вынуждена брать на себя охрану южных границ бывшего СССР, т.к. в противном случае их станут беспрепятственно пересекать террористы и торговцы наркотиками и оружием. Обустройство же собственных тысячекилометровых границ России с Казахстаном и др.южными соседями слишком дорого. В последнее время в рамках СНГ стало складываться тесное сотрудничество Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Украины. В определённых случаях это невыгодно России, как, напр., в ситуации с поставками Украине туркменского газа. Наиболее тесно развивается сотрудничество м.Россией и Белоруссией. В АП 1996 подписан Договор о создании Сообщества России и Белоруссии. В 1997 Сообщество стало Союза России и Белоруссии. 23 МЙ 1997 принят Устав Союза. Российско-белорусский союз постепенно тяготеет к превращению в конфедерацию. Ведется подготовка к переходу на единую валюту. Граждане России и Белоруссии имеют право свободно перемещаться, проживать и владеть имуществом на территории обеих стран. В повестке дня стоит вопрос о создании единого государства. Однако на этом пути есть и немало препятствий. Белорусская экономическая система принципиально отличается от российской, т.к. в Белоруссии не осуществлены важнейшие рыночные преобразования. Политическая система современной Белоруссии крайне авторитарна, что вызывает серьезные опасения у демократически настроенных российских политиков. Деятельность президента Белоруссии А. Г. Лукашенко встречает резкую критику в мире и внутри страны. Белорусская оппозиция считает его правление незаконным, т.к. Лукашенко продлил свои полномочия с нарушением Конституции. В 2000 в Белоруссии неоднократно проходили митинги, требующие остановить процесс интеграции с Россией, который, по мнению оппозиции, обернется поглощением Белоруссии. В свою очередь, многие российские политики высказывают мнение, что объединение возможно лишь путем вхождения Белоруссии в состав России. Источник А) Отношения со странами ближнего зарубежья
Отношения с ближним зарубежьем в 1992-2007 гг. формировались в рамках Содружества Независимых государств (СНГ), а также на двусторонней основе. СНГ было создано в Алма-Ате в декабре 1991 г. В него входят 12 государств: Россия, Белоруссия, Украина, Молдавия, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан. Развитие СНГ проходило с немалыми сложностями, поскольку новые государства руководствовались различными, зачастую противоположными интересами. Все страны СНГ получили право на создание собственных вооруженных сил. Первоначально было сформировано Главное командование Объединенных вооруженных сил СНГ. Но затем начался раздел вооруженных сил, инициатором которого выступила Украина. Все страны СНГ сформировали национальные армии. Контроль над ядерным оружием остался в руках России. В военно-космической области Россия тесно сотрудничает с Казахстаном, на территории которого находится космодром Байконур, взятый нашей страной в аренду на 20 лет. Отношения между Россией и Украиной осложняются вопросом о судьбе Черноморского флота. В августе 1992 г. он был выведен из состава Объединенных вооруженных сил СНГ и передан в совместное управление России и Украины. Россия сохранила 87% кораблей ЧФ и получила право на аренду военно-морской базы в Севастополе. Тем не менее, в настоящее время Украина пытается добиться от России новых уступок, связанных с российским военным присутствием в Крыму. В свою очередь, Россия недовольна сотрудничеством Украины с НАТО, в частности, проведением совместных военно-морских маневров сил Украины и НАТО в Черном море. Большое положительное значение имеет сотрудничество пограничных войск стран СНГ. В 1999 г. была достигнута договоренность о создании военного ядра СНГ с участием Росс, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. Важным аспектом внешней политики в ближнем зарубежье стала миротворческая миссия России. С ее участием ведут переговоры между правительство и оппозицией в Таджикистане, между Грузией и Абхазией, между Азербайджаном и Арменией, между Молдавией и Приднестровьем. Один из аспектов этих усилий – пребывание российских военных частей в качестве миротворческих сил в Абхазии, Приднестровье и Таджикистане. Экономическое сотрудничество стран СНГ нельзя назвать стабильным и плодотворным. Не удалось реализовать идею постепенной экономической интеграции бывших советских республик по модели Европейского Союза. Сильные различия в характере и темпах преобразований в странах СНГ делают фактически невозможных их взаимодействие на основе единых экономических правил. В настоящее время СНГ представляет собой полезный форум для координации практических задач (например, в области транспортных инфраструктур) и для обмена мнениями относительно конфликтных зон в регионе. Но как институт региональной интеграции на постсоветском экономическом пространстве СНГ пока не состоятелен. По официальным данным, действует лишь каждое десятое из восьми сотен соглашений, заключенных в рамках СНГ. На сегодняшний день можно обозначить четырехярусную структуру взаимодействия России и стран ближнего зарубежья. 1. Союз России и Белоруссии (1997 г.) – наиболее тесное сообщество, тяготеющее к переходу в конфедерацию. 2. Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан (Евразийское экономическое Сообщество – ЕвразЭС) – углубленная, прежде всего экономическая интеграция, базирующаяся на Таможенном и платежном союзах. 3. Страны – участницы СНГ. 4. СНГ и государства Прибалтики. Отношения России со странами Прибалтики (Латвией, Литвой и Эстонией) представляют достаточно острую проблему. В августе 1994 г. завершился вывод российских войск с территории этих государств. Нарушения гражданских прав русских, особенно в Латвии и Эстонии, территориальные претензии к России осложняют формирование дружественных отношений с этими странами. Важным элементом сохранения и развития отношений с бывшими республиками СССР являются культурные связи. Проводится традиционный музыкальный фестиваль в Витебске “Славянский базар”, в ряде стран СНГ – Дни российской культуры. Проходят международные театральные и кинофестивали. При всех проблемах и трудностях удалось сохранить основу общего культурного пространства стран СНГ. Источник § 3. Внешнеполитические связи РФ со странами «ближнего зарубежья»§ 3. Внешнеполитические связи РФ со странами «ближнего зарубежья» Последствия развала СССР для народов бывшего Советского Союза и России После ликвидации Советского Союза лидеры новых независимых государств, появившихся на месте бывшего СССР, в многочисленных выступлениях, интервью в СМИ обещали не замыкаться в рамках своих национальных квартир. К сожалению, время показало, что подобные заявления мало кто стремился воплощать в жизнь. Каждая из новых стран быстро обзаводилась формальными атрибутами государственности, на границах бывших братских народов, ранее связанных тесными историческими и культурными узами, появились таможенные посты, пограничные войска и др. Отныне, граждане бывшего СССР для посещения своих родственников должны были получать визы, заграничные паспорта, обменивать деньги и т. д. На глазах рвались экономические и культурные связи народов, а некогда единый народно-хозяйственный комплекс СССР попросту перестал существовать. Кроме того, в некоторых независимых государствах были установлены режимы, в политическом и социально-экономическом отношении напоминающие общества феодальной формации. Наконец, постсоветское пространство с точки зрения безопасности стало одной из самых «горячих точек» планеты. Всё это, конечно же, отрицательно сказалось на уровне и качестве жизни людей. В частности, по подсчетам экспертов Государственной думы РФ, за годы политики «перестройки» и последующих преобразований, на территории бывшего СССР возникло более 240 кровавых конфликтов и войн, общее число жертв которых составило до 600 тыс. человек. По странам СНГ за 1992–2002 гг. ВВП сократился на 38 %, объем промышленного производства — на 45 %, продукция сельского хозяйства — на 36 %, инвестиции в основной капитал — на 71 %. На всём пространстве бывшего СССР значительно упал культурный уровень, деформированы были система образования и здравоохранения, а демографические показатели стали характеризоваться отрицательными значениями.[752] На постсоветском пространстве появились даже непризнанные государства (Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия). В общем, лидеры государств упивались своей независимостью, а народы бывшего СССР были ввергнуты в нищету и вынуждены были привыкать к новым обстоятельствам и условиям жизни. Для России отношения со странами «ближнего зарубежья» осложнялись ввиду двух важнейших обстоятельств. Во-первых, «цивилизованный развод» бывших братских республик автоматически не устранил проблемы военно-политического и этнополитического характера между ними. Среди них, принадлежность Черноморского флота и статус г. Севастополя, этнические конфликты в Молдавии, Нагорном Карабахе, Грузии. Территориальные претензии к России предъявляли Эстония и Латвия. Во всех странах Балтии, на Украине, в Молдавии, в Казахстане и Средней Азии дискриминации подвергалось русское население (25 млн. чел.), в одночасье оказавшееся за пределами своей исторической Родины. Во-вторых, на постсоветском пространстве активную политику вели США, Германия, Турция, Иран и др. государства. В итоге, Кавказ и Средняя Азия были признаны сферой жизненных интересов США, государства ЕС и США взяли под опеку страны Балтии, в Узбекистане и Азербайджане усилилось протурецкое влияние, Таджикистан испытывал давление со стороны исламских организаций и т. п. А Конгрессом США в первой половине 1990-х гг. была принята специальная резолюция, обязывающая внешнеполитические и другие ведомства США «любыми способами препятствовать интеграции России с бывшими союзными республиками», и соответствующие инструкции, как утверждает российский исследователь А.Шутов, стали получать американские дипломаты, отъезжающие на работу в страны СНГ.[753] Всё вышесказанное заметно влияло на внешнеполитический курс РФ на постсоветском пространстве. Основные направления сотрудничества РФ со странами СНГ 8 декабря 1991 г. лидеры России (Б.Ельцин), Белоруссии (В.Шушкевич) и Украины (Л.Кравчук) приняли решение о ликвидации СССР и об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позднее на встрече в Алма-Ате 21 декабря того же года к ним присоединились руководители остальных республик Советского Союза, кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии, которая вошла в СНГ в 1993 году.[754] С этого времени главные усилия дипломатического ведомства РФ на постсоветском пространстве были направлены на развитие отношений со странами СНГ. Первоначально действия руководителей стран Содружества вызывали оптимизм. В марте 1992 г. в Киеве главами Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины были подписаны соглашения об объединенных Вооруженных силах СНГ и о принципах обеспечения государств вооружением и военной техникой.[755] 15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран Содружества. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ, а затем создан Межгосударственный экономический комитет стран Содружества. В сентябре 1993 г. в Москве главами государств СНГ (без Украины) был подписан Договор о создании Экономического Союза. В 1992–1994 гг. шел процесс заключения и ратификации Договора о коллективной безопасности, который подписали Россия, Киргизия, Армения, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Узбекистан. В соответствии с Договором, Россия приняла активное участие в миротворческих миссиях по урегулированию конфликтов в Таджикистане, Приднестровье, Абхазии, Нагорном Карабахе. В октябре 1994 г. на очередной встрече руководителей СНГ было принято решение о создании Международного экономического комитета (МЭК) и формировании Таможенного союза (с 1996 г. Таможенный союз объединял Россию, Белоруссию, Казахстан и Киргизию).[756] Тем не менее, за фасадом многочисленных соглашений и громких заявлений лидеров СНГ по нарастающей шли дезинтеграционные процессы. Так, к 1997 г. странами Содружества было заключено свыше 1000 соглашений в различных сферах совместной деятельности, создано около 30 межгосударственных органов, но только треть принятых соглашений выполнялась, а остальные остались на бумаге. В итоге, к концу 90-х годов доля стран СНГ в российском внешнеторговом обороте сократилась с 60 до 22 %.[757] Появление российско-белорусского Союза активизировало интеграционные процессы внутри СНГ. В октябре 2000 г. в столице Казахстана г. Астане на основе заключенного ранее Таможенного союза было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕвроАзЭС), в состав которого вошли Россия, Беларусь, Казахстан и Таджикистан. По замыслу, новая организация должна была стать предтечей экономического и политического союза России, Украины, Беларуси и Казахстана — так называемого «Союза четырех». Однако в сентябре 2003 г. в г. Ялте президенты «четвёрки» подписали только Соглашение о Едином экономическом пространстве. Разрешив США разместить свои военные базы в Средней Азии, лидеры стран СНГ решили укрепить между собой сотрудничество в военной сфере. Тем более, что в 1999 г. из Договора о коллективной безопасности вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан. В мае 2002 г. вновь были подписаны соглашения между Россией, Казахстаном, Белоруссией, Киргизией, Таджикистаном, Арменией по пролонгации действия Организации государств участников Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В следующем году Россия и Киргизия подписали соглашение о создании российской военной базы в Канте, а в 2004 г. статус военной базы получила группировка российских войск в Таджикистане.[758] В тоже время, в 2005 г. началась ликвидация Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ), в результате чего Россия вывела свои военные базы из Батуми и Ахалкалаки. Обострение внутренней ситуации в Узбекистане, действия США по дестабилизации положения в регионе вынудили руководство Республики Узбекистан в 2006 г. вновь восстановить свое участие в ОДКБ. На этом «объединительные процессы» в рамках СНГ, по сути, завершились. Российская пропаганда после каждой встречи на высшем уровне лидеров СНГ заявляла о новых «больших достижениях» российской дипломатии. На самом деле отношения внутри СНГ, которое, по словам В.Путина, создавалось исключительно для «цивилизованного развода», не отличаются стабильностью и для большинства граждан бывшего Советского Союза давно перестали быть братскими. Ярким свидетельством провала российской внешней политики на данном направлении стало отношение стран «Содружества» к вопросу о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Ни одним из государств СНГ, кроме РФ, данные страны официально не признаны. Союз Беларуси и России Среди многочисленных решений принятых главами бывших республик СССР следует особо выделить жизненно важное решение принятое главами РФ и Республики Беларусь (РБ). В апреле 1996 г. был подписан договор «Об образовании Сообщества суверенных республик России и Беларуси», в 1997 г. — соглашение «О союзе Беларуси и России». 8 декабря 1999 г., через восемь лет после Беловежского сговора, что само по себе было символично, Б.Ельцин и А.Лукашенко подписали Договор о формировании Российско-Белорусского Союза, в дальнейшем — единого Союзного Государства. В Договоре намечались шаги по экономической и политической интеграции двух стран, вплоть до введения единой валюты на территории Союза, создания общего парламента и других наднациональных политических структур. Особое внимание в этом договоре уделялось вопросам укрепления обороноспособности государства. По мнению президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, большой личный вклад внес в создание Союзного Государства президент РФ Б.Н.Ельцин. Его роль Президент Республики Беларусь оценил следующим образом: «…трудно было России тогда, очень трудно. Но Ельцин пошёл навстречу прежде всего белорусам, потому что видел ответное движение. Для чего? Для того чтобы показать пример Украине, а следом и Казахстану. И мы близки были к тому, что Россия готова сплотить вокруг себя эти государства».[759] Создание Союза приветствовалось большинством населения в обеих странах, вызвало радужные ожидания у многих простых людей в РФ и РБ. Зато на Западе, со стороны США и НАТО создание Союза вызвало большое неприятие. На основании принятых документов развертывалась единая региональная военная группировка России и Белоруссии численностью до 300 тыс. чел., включающая все виды и рода войск, а также было положено начало формированию Коллективных сил быстрого развертывания и союзной системы ПВО и ПРО.[760] Однако новое политическое руководство России (В.Путин), дезавуировало интеграционные процессы в рамках Союза России и Белоруссии. Российское руководство, вопреки подписанным прежде соглашениям, стало настаивать на вхождение Республики Беларусь (РБ) в состав России, своеобразно реанимировав в новых исторических условиях сталинский план «автономизации», выдвинутый в период создания Союза ССР. В российском правительстве утверждали о слабости российской экономики, содержания белорусов за счёт России. Более того, по инициативе Москвы неоднократно развязывались против Союзного государства — Республики Беларусь, — газовые, а в 2008 г. и «молочная» войны. Чем уверенней двигалась по пути прогресса Беларусь, тем более изощрённей становились нападки в официальных российских СМИ на политику Республики Беларусь и её руководство. Следствием подобной «интеграционной» политики российского руководства стали весьма скромные успехи на пути создания Союзного Государства. За 10 лет существования Союза Беларуси и России не удалось создать обещанные денежную систему, принять Конституцию, образовать наднациональные политические структуры, в т. ч. правительство Союзного Государства. Союз в новом тысячелетии по-прежнему функционирует с мизерным бюджетом и в виде не имеющих каких-либо значительных полномочий Парламентского собрания Союза Беларуси и России, а также Государственного совета, высшего органа исполнительной власти Союзного государства. Зато более успешно развиваются экономические связи двух стран. По данным госсекретаря Союзного Государства П.Бородина, за прошедшие десять лет взаимный товарооборот увеличился в шесть раз, по союзным программам заработали около 26 тыс. предприятий, создано в результате производственной кооперации пять миллионов рабочих мест.[761] В культурной области можно выделить создание Союза писателей Союзного государства, учредительный съезд которого состоялся 4 декабря 2009 года (сопредседатели В.Ганичев и Н.Чергинец).[762] Однако, очевидно, что подобная экономическая и культурная интеграция лишь в малой степени навёрстывает то, что было утеряно в результате развала СССР. Необходимо создание полнокровного союзного пространства, которое, по нашему мнению, тормозится политической и экономической верхушкой РФ. В Москве испытывают ревность к президенту РБ А.Лукашенко, под руководством которого в стране функционирует производство, создана достойная социальная сфера. Экономическая интеграция осложняется планами олигархических кругов России в отношении собственности Республики Беларусь. Минск не может не волновать судьба своего народа, который, в случае одобрения российского варианта интеграции, как справедливо пишет профессор Ю.Годин, может подвергнуться «приватизации по-чубайсовски», «шоковой терапии по-гайдаровски» и в одночасье лишиться многих своих социальных завоеваний.[763] Ни в России, ни в Беларуси не секрет, что за многими действиями российских политиков стоят интересы российских финансово-олигархических групп, которые, стремятся за бесценок скупить лакомые куски белорусской госсобственности.[764] А белорусский президент А.Лукашенко твёрдо отстаивает интересы своей страны, своего народа. Именно поэтому в российских СМИ в отношении руководства Республики Беларусь, её внешнего и внутреннего курса развернута по сути, настоящая информационно-психологическая война. Российские государственные телеканалы (!) умалчивают о реальных достижениях республики, возросшем уровне жизни граждан Беларуси в «лукашенковский» период, зато, периодически, с подачи российских олигархов разыгрывают политические спектакли о «газовых» и «нефтяных» долгах Белоруссии по отношению к России. Российские государственные СМИ регулярно и целенаправленно демонизируют образ президента РБ А.Лукашенко, пользующегося большим авторитетом как в своем государстве, так и за его пределами, популяризируют микроскопическую прозападную оппозицию в этой стране. По своим целевым установкам данные акции совпадают (случайно ли?) с действиями США по подготовке свержения руководства Республики Беларусь. Более того, в Москве — столице Союзного государства России и Беларусь, — официально функционируют организации, которые, иначе чем «подрывными центрами» назвать сложно.[765] На наш взгляд, подобная политика в корне противоречит национально-государственным интересам России. Республика Беларусь — динамично развивающееся, социально ориентированное государство. Белоруссия является главным форпостом России на Западе, обеспечивает безопасность двух стран на самом «танкоопасном» направлении. Экономические успехи РБ в течение последних 10 лет уже невозможно не замечать. Например, по размерам ВВП в расчёте на душу населения Белоруссия занимает первое место в СНГ, и это были вынуждены признать даже эксперты из МВФ. Белоруссия лидирует в СНГ по удельному весу в её экономике наукоёмких производств, и в первую очередь машиностроения. По производству мяса на душу населения Белоруссия в три раза превосходит Украину и Россию и в семь раз — Казахстан. РБ лидирует в СНГ по темпам роста внешней торговли, опережает РФ по уровню и продолжительности жизни, среднемесячным размерам зарплаты и пенсий. В декабре 2008 г. власти РБ, которая, как известно, не имеет своих природных газовых запасов, завершили реализацию программы по газификации всех 118 районных центров республики.[766] Как тут не вспомнить о восторженных пропагандистских акциях российских властей, не устающих напоминать гражданам РФ об успехах «социальной компании» «Газпром», чьи реальные достижения на аналогичном поприще выглядят куда более скромными. Подобные реальные достижения РБ можно множить, испытывая уважение к нашим соседям и братьям, но в ещё большей степени следует изучать «белорусский феномен» и перенимать опыт у руководства данной Республики. Общая характеристика отношений России со странами т. н. «ближнего зарубежья» Следует отметить, что отношения, которые сложились за последние 18 лет на постсоветском пространстве весьма трудно поддаются определению созвучному слову «Содружество». Пожалуй, для россиян в постсоветское время наиболее сложными оказались отношения с народами т. н. «ближнего зарубежья». Так, руководство Грузии всё это время проводило последовательную антироссийскую политику, потворствуя интересам США в регионе и обеспечивая приют чеченским бандитам. Российские военнослужащие в ГРВЗ подвергались откровенным издевательствам со стороны властей, военные базы РФ были выведены оттуда в спешном порядке и без соответствующего юридического оформления.[767] Апофеозом антироссийской политики Тбилиси стали события августа 2008 г. в Южной Осетии и Абхазии, после чего руководство Грузии заявило о выходе из СНГ. В тоже время, правящие круги США, Великобритании поддерживают Грузию и Молдову, которые не желают национального самоопределения Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. В странах Балтии и на Украине национальными героями при полном попустительстве западных «правозащитников» стали бывшие эсэсовцы, полицаи и другие пособники Гитлера, а антикоммунистическая истерия, развернутая в этих странах, дошла даже до гробокопательства (Таллинн, 2007 г.). Глава внешнеполитического ведомства Украины заявил, что после 2017 г. российского Черноморского флота (ЧФ) в Севастополе не будет. Слова высокопоставленного деятеля подкреплены соответствующими действиями, а вернее …бездействием. Дело в том, что к трем соглашениям по Черноморскому флоту, которые были подписаны в 1997 г. требовалось подписать ещё семнадцать дополнительных документов, регламентирующих те или иные вопросы деятельности ЧФ, но которые, до настоящего времени даже не подготовлены.[768] Одновременно в бывших республиках Советского Союза, за исключением Белоруссии, идёт с той или иной степенью быстроты процесс выдавливания русскоязычного населения и русского языка, а в странах Балтии в отношении русского населения проводится политика геноцида. При этом большинство вышеназванных государств предпочитает получать из России энергоресурсы по сниженным ценам. Кроме формальных структур, на постсоветском пространстве сегодня существует только одна политическая сила, скрепляющая бывшие советские народы. Это Союз коммунистических партий (СКП) — КПСС, в состав который входит 17 коммунистических партий, образованных на территории СССР.[769] Коммунисты стремятся не допустить проникновения НАТО на территорию СНГ, борются против искажения исторического прошлого наших народов, реабилитации на постсоветском пространстве бывших пособников фашистской Германии. В частности, коммунисты Украины и России не допустили проведение военных учений НАТО в Крыму и Нижнем Новгороде, постоянные отпоры со стороны коммунистов получают шествия фашистов в Прибалтике, на Украине. Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) являётся твёрдым сторонником интеграции Молдовы с Приднестровской Республикой и Россией и т. д. Подобные акции коммунистов намеренно остаются незамеченными СМИ, правительствами, и т. н. общественностью. К примеру, российские СМИ в ходе т. н. «пятидневной войны» в Южной Осетии проигнорировали патриотическую и интернациональную позицию, которую заняли коммунисты Грузии. Тогда, Компартия Грузии, находясь под прессом политических репрессий, выразила решительный протест против агрессии саакашистов против Южной Осетии и Абхазии.[770] А вот католикос-патриарх всея Грузии Илия II, напротив, продемонстрировал иное отношение к свершившимся в августе 2008 г. политическим событиям в Закавказье. В ходе беседы с митрополитом всея Америки и Канады Ионой, прибывшим в Грузию с шестидневным визитом в октябре 2009 г., глава грузинской церкви заявил: «Грузия находится в тяжёлом положении, не восстановлена территориальная целостность страны. Кавказ — это регион, где, к сожалению, нет мира, но это не может продолжаться долго. Это должно решиться, и территориальная целостность Грузии должна быть восстановлена».[771] Глава Православной церкви в Америке согласился с ним, пожелав лишь, чтобы восстановление суверенитета Тбилиси над Абхазией и Южной Осетией произошло мирным путём. Журналист Андрей Мельников, комментируя поездку и встречу двух духовных лиц, заметил: «Интересно отметить, что предстоятели двух Церквей, братских по отношению друг к другу и к Русской православной церкви, обсуждали не канонические вопросы церковной юрисдикции, а острые проблемы столкновения политических интересов России, Грузии и США».[772] Как видно, единства среди иерархов одной Церкви (РПЦ и грузинской церкви) по вопросу самоопределения народов Южной Осетии и Абхазии нет. Более того, позиция грузинского Патриарха противоречит интересам народов Южной Осетии и Абхазии, которую они неоднократно высказывали в ходе различных плебисцитов. Аналогична ситуация и на Украине, где местная Православная церковь стремительно дистанцируется от московской РПЦ. Все эти факты свидетельствуют лишь о том, что, несмотря на широкие пропагандистские усилия, принимаемыми властями всех государств, и призванные усилить роль религии в жизни общества, конфессиональные структуры не стали объединяющей силой на постсоветском пространстве. Подводя итог, стоит подчеркнуть, что недружественные действия стран в отношении друг друга на постсоветском пространстве не есть следствие забвения общего исторического и культурного прошлого, либо утраты народами наших стран взаимных добрососедских чувств. Главной причиной «бегства» стран друг от друга является установившиеся там ещё в конце 80-х годов антисоветские, антикоммунистические политические режимы, опирающиеся на соответствующий экономический базис. Удаление от России стало условием, при котором данные режимы были инкорпорированы во власть правящей мировой закулисой. И ожидать от этих режимов движения навстречу России попросту бесполезно. Читайте также§ 2. Внешнеполитические аккорды России на грани веков§ 2. Внешнеполитические аккорды России на грани веков Знакомя читателя с развитием событий в области внешней политики России, вновь вернемся к 1796 г., к тому моменту, когда Екатерина II была готова послать русский корпус во главе с А. В. Суворовым на борьбу революционной Часть 1 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАЧасть 1 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА С КЕМ ВОЕВАЛ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ Если вы начнете смотреть книги по истории Второй мировой войны или Великой Отечественной войны, то вам сообщат, что в те годы СССР воевал с Германией. Это застенчивая, но, несмотря на эту застенчивость, ВОИНЫ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯВОИНЫ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Греко-персидские войны. Противостояние эллинов и персов, растянувшееся на целых полстолетия (500–449 гг. до н. э.), стало переломным моментом в истории Греции. Множество мелких полисов, часто враждовавших между собой, смогли сплотиться Глава 8 Внешнеполитические успехиГлава 8 Внешнеполитические успехи Русское правительство воздерживалось от активных действий в Прибалтике, пока его военные силы были прикованы к восточным и южным границам и существовала опасность совместных действий Речи Посполитой и Швеции.Шведский король Юхан III, Специальные внешнеполитические операцииСпециальные внешнеполитические операции В годы «холодной войны» ядерный арсенал СССР и США намного превзошел уровень, необходимый для полного взаимного уничтожения. Уместно задаться вопросом, не относится ли атомное оружие к категории отравляющих, коль скоро радиация, Внешнеполитические проблемы. Персидские войны и кампании против авар и славянВнешнеполитические проблемы. Персидские войны и кампании против авар и славян В лице Ираклия империя получила талантливого и энергичного государя, который, особенно после тирании Фоки, казался населению образцовым правителем. По словам современного Ираклию поэта №112 Доклад инспектора войск связи РККА Н.М. Синявского Инспектору РККА С.С. Каменеву «О пересмотре структуры и штатов окружных инспекций связи»№112 Доклад инспектора войск связи РККА Н.М. Синявского Инспектору РККА С.С. Каменеву «О пересмотре структуры и штатов окружных инспекций связи» №6207830 ноября 1925 г.СекретноI. Состояние войск связи (в дополнение к докладу моему от 16 ноября за № 62062).На основании результатов 2.1. Внешнеполитические новации 1955 года глазами простых людей2.1. Внешнеполитические новации 1955 года глазами простых людей 2.1.1. Германский и австрийский вопросы Министр иностранных дел В.М. Молотов занимал довольно жесткую позицию при определении основных направлений советской внешней политики. И хотя Маленков и Хрущев выдвигали Поэт казачьего зарубежьяПоэт казачьего зарубежья Как уже говорилось, в 1920-е годы Париж в большей степени, чем Берлин и Лондон, стал центром представителей культуры серебряного века России. «Париж всегда был в моде у русских», — писал в своих воспоминаниях поэт и критик этого самого «века» А. Глава III Внешнеполитические траектории РК и КНДРГлава III Внешнеполитические траектории РК и КНДР Внешняя политика двух корейских государств на протяжении всего периода с момента их образования в 1948 г. была подчинена тому, чтобы добиться политического превосходства над конкурентом на международной арене, обеспечить 2. СВЯЗИ УКРАИНСКОЙ ССР С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ2. СВЯЗИ УКРАИНСКОЙ ССР С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ Возрастание интереса зарубежной общественности к Стране Советов. Ратный и трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны, решающий вклад Красной Армии в разгром фашистской Германии, возросшая роль Советского Союза в 82. ПРАВОВЕДЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ82. ПРАВОВЕДЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ Заинтересованными исследователями начального опыта Советской России в сравнительно-исторической перспективе стали правоведы русского зарубежья. Это была критико-аналитическая работа, которая велась во имя «будущей» России, в №112 Доклад инспектора войск связи РККА Н.М. Синявского Инспектору РККА С.С. Каменеву «О пересмотре структуры и штатов окружных инспекций связи»№112 Доклад инспектора войск связи РККА Н.М. Синявского Инспектору РККА С.С. Каменеву «О пересмотре структуры и штатов окружных инспекций связи» №6207830 ноября 1925 г.СекретноI. Состояние войск связи (в дополнение к докладу моему от 16 ноября за № 62062).На основании результатов XIV Внешнеполитические цели московских процессовXIV Внешнеполитические цели московских процессов Начиная с 1933 года, международное положение Советского Союза стало быстро укрепляться. В западной печати часто появлялись суждения типа: «Кремль держит в своих руках судьбы Европы», «Сталин сделался международным Источник |