Отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона
Лекция 14. Внешняя политика России в 90-е гг. XX века
1. Отношения со странами Запада
2. Отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона
3. Отношения с бывшими союзными республиками. Создание СНГ
Отношения со странами Запада
С распадом СССР в мире сложилась принципиально новая геополитическая ситуация. И хотя Россия провозгласила себя правопреемницей Советского Союза, играть прежнюю роль в мире она уже не могла.
В отношениях с западными странами в начале 90-х годов преобладали эйфорические настроения, ожидался немедленный переход от конфронтации к сближению и сотрудничеству. Подобные идеи о том, что Россия может и должна интегрироваться в западный мир получило название «атлантизма».
Осенью 1991 года обострилась ситуация в Югославии. Словения и Хорватия заявили о выходе из СФРЮ и вступили в открытый конфликт с федеральными властями. Западноевропейские страны, за исключением Германии, заняли выжидательную позицию, так же поступили и США, опасаясь осложнить отношения с Россией. Однако, российские власти, в лице министра иностранных дел А. Козырева, неожиданно поддержали идею независимости Словении и Хорватии. И в январе 1992 года США и страны ЕС признали существование двух новых государств в центре Европы, а Югославия погрузилась в пучину гражданской войны.
Подобные шаги должны были продемонстрировать, что Россия считает себя частью западного мира. С США были подписаны «Декларация о новых отношениях между РФ и США» и «Хартия российско-американского партнерства и дружбы», где предусматривался отказ рассматривать друг друга в качестве противников, постулировался общий подход к проблемам безопасности, но Россию на Западе воспринимали как страну проигравшую «холодную войну» и отнюдь не спешили устанавливать с ней реальное партнерство.
После успешных переговоров о сокращении наступательных вооружений и подписания в 1993 году Договора СНВ-2, полного вывода российских войск из Германии ожидалось, что НАТО будет трансформироваться во все более политическую организацию, отказываясь от военной составляющей. Однако, этого не произошло, несмотря на создание в 1994 году консультативного совета Россия-НАТО, программы сотрудничества «Партнерство – во имя мира» в 1999 году в состав альянса, игнорируя возражения России, были включены Польша, Венгрия и Чехия, а вскоре за ними последовали и прибалтийские государства, вплотную приблизив НАТО к российским границам.
Не взирая на протесты России, НАТО осуществило в 1999 году бомбардировки территории Югославии. Деятельность совета Россия-НАТО оказалась замороженной.
Отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона
Определенным успехом можно оценить развитие отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Действия руководства СССР стали поворотными в отношениях с самой крупной и динамично развивающейся страной региона – Китаем. Взятый тогда курс был закреплен после распада СССР. В 1992 году во время визита в Пекин президента Б. Н. Ельцина была подписана Пекинская декларация, где подтверждалась воля сторон к активному сотрудничеству.
В 90-е годы отношения между двумя странами развивались достаточно стабильно. Всего с 1991 по 1999 годы состоялось шесть российско-китайских встреч на высшем уровне, которые проходили поочередно в Москве и Пекине. КНР стала вторым по значению торговым партнером России. Китай — один из основных покупателей российской промышленной продукции, в том числе военной техники и технологий. Российские специалисты участвовали в реализации китайских проектов по развитию атомной энергетики.
России и Китаю удалось достичь важных договоренностей в области урегулирования пограничных вопросов, длительное время осложнявших отношения между государствами. В 1991 г. было подписано соглашение о восточном участке российско-китайской границы, а в 1994 г. — о западном. Оба договора ратифицированы парламентом. К 1997 г. российско-китайская граница была согласована на 97% линии ее протяжения. В апреле 1996 г. подписано российско-китайское соглашение о мерах доверия в зоне границы, к которому в 1997 г. присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан (возникла так называемая «шанхайская пятерка»). Стороны согласились о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. «Шанхайский форум» как встречи руководителей пяти стран на высшем уровне для обсуждения вопросов пограничного сотрудничества проводился в 90-е годы регулярно.
Важное место в развитии российско-китайского политического сотрудничества заняла двусторонняя Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанная в Москве в апреле 1997 г. Стороны заявляли о стремлении к установлению «равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке» и провозгласили окончание эры биполярности в мире.
Достаточно устойчиво развивались отношения России с Японией. В то же время российско-японские связи остаются отягощенными спором о принадлежности южной части островов Курильской гряды.
Россия стремилась включиться в региональные экономические процессы, используя для этого участие в многосторонних институтах региональной интеграции, которые в 90-е годы приобрели важное значение в АТР (всего их насчитывалось более 15). С 1996 г. Российская Федерация в качестве гостя и наблюдателя участвовала в работе структур наиболее важной региональной организации — АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), охватывающей зону Юго-Восточной Азии. В 1998 г. наша страна была принята во вторую по важности региональную структуру — Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АТЭС).
Источник
Взаимодействие со странами атр
Политическая и экономическая многоцентричность АТР помогает России расширять взаимодействие с государствами региона. Несмотря на растущую экономическую взаимозависимость крупнейших стран АТР, политические отношения между ними порой обостряются до состояния прямого конфликта. В такой обстановке практически у каждого государства региона — Китая, Индии, Японии, Республики Корея, участниц АСЕАН — возникает «спрос» на содействие со стороны России в урегулировании двусторонних проблем с соседними странами. Не вступая в межазиатские конфликты, Москва должна проводить в АТР собственную политику неприсоединения, которая оставляла бы за ней свободу действий в продвижении своих национальных интересов.
Интеграции России в АТР препятствует немало вызовов как внешнего, так и внутреннего характера. Один из них состоит в том, что партнеры России на Тихоокеанском побережье — как сопредельные Китай, Япония и Корея, так и географически более удаленные страны АСЕАН — связаны единой азиатской цивилизацией и исторически воспринимают Россию как внедрившуюся в Азию европейскую державу. Они готовы считаться с Россией, когда у той есть силы и средства защитить свои интересы. В связи с этим Москве нельзя оставлять вне поля зрения рост военного потенциала и модернизацию вооруженных сил региональных партнеров.
К 2020 г. Китай будет располагать армией, сильнейшей в Азии не только в количественном, но и в качественном отношении, а присоединив в недалекой перспективе Тайвань, сможет опереться также и на его достаточно мощный военный и экономический потенциал. Япония восстановила Министерство обороны, обсуждает вопрос об использовании своих вооруженных сил за пределами страны, строит собственную систему ПРО и по-прежнему рассматривает Россию как наиболее вероятного военного противника. США наращивают военное взаимодействие с Японией и Южной Кореей, создают систему ПРО на Аляске и держат внушительные вооруженные силы вблизи российских берегов. Укрепляет свой военный потенциал и сама Южная Корея. Некоторые недавно приобретенные ею единицы боевой техники подходят не столько для противодействия северокорейской угрозе, сколько для обеспечения военных интересов уже объединенной Кореи, политическая и национальная ориентация которой может создать свои угрозы для России.
При дальнейшем сокращении численности славянского населения региона это вполне может произойти уже в обозримом будущем. Еще одна проблема — распространение среди коренных малочисленных народов Дальнего Востока настроений их причастности к «великой общности азиатских культур», которые могут использовать в своих целях эмиссары из соседних государств.
Военно-силовой ответ на эти вызовы при текущем раскладе сил в АТР бесперспективен. Россия сможет действенно обеспечить свою безопасность на дальневосточных рубежах, лишь заинтересовав соседние страны преимуществами долговременного и широкомасштабного экономического партнерства. Первостепенная задача в этой связи — экономический и социальный подъем Забайкалья и Дальнего Востока. На этом направлении уже есть определенные заделы. Начали функционировать территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), представляющие инвесторам беспрецедентные для России льготы. Заработали Фонд развития Дальнего Востока, агентства по развитию человеческого капитала, поддержке инвестиций и экспорта; приняты основной блок законов и современная программа развития региона. Россия активно модернизирует морские и воздушные порты на Дальнем Востоке, развивает трансконтинентальные железнодорожные маршруты, строит новые газо- и нефтепроводы. Москва настроена на реализацию двусторонних и многосторонних инфраструктурных проектов, в числе которых энергетическое «суперкольцо», объединяющее Россию, Китай, Японию и Республику Корея, транспортный переход между Сахалином и Хоккайдо.
Особая задача на этом направлении — повысить продуктивность отношений с Китаем. Россия предлагает Китаю, как и Китай России, тесное стратегическое взаимодействие. Вместе с тем у российско-китайской дружбы есть свои ограничения. Китай не хочет ухудшать деловые отношения с Соединенными Штатами, а Россия старается не попасть в зависимость от экономически более сильного партнера. Кроме того, интересы и стратегия двух стран применительно к сопредельным государствам не всегда совпадают. Таким образом, в приоритете находится укрепление связей с Китаем, но не создание с ним военного альянса.
В этой связи нужно, однако, быть готовыми к более напористому переговорному поведению Китая как «богатого новичка» в «клубе мировых лидеров», в том числе усилению его конкуренции с Россией в Центральной Азии и других регионах. Растущее влияние Китая важно балансировать параллельным развитием связей с другими лидерами АТР — Японией, Южной Кореей, Индией, Вьетнамом.
Москва и Пекин договорились о сопряжении проекта «Один пояс – один путь» и ЕАЭС. Переговоры по реализации этой инициативы уже начались. Чтобы достигнуть оптимального геоэкономического и геополитического положения России как центра и связующего звена всего евразийского континента, необходимо и дальше работать в этом направлении. Важно, что для России появляется возможность обрести новый статус — не европейской окраины с владениями в Азии, а нацеленной в будущее евро-тихоокеанской державы, одного из центров поднимающейся Большой Евразии.
Отвечающая интересам России система безопасности в СВА должна включать все государства, географически относящиеся к региону, т. е. Россию, Китай, Японию, Республику Корея, КНДР и Монголию, а также США. Россия, как и Китай, объективно заинтересована в присутствии Соединенных Штатов в Азии и в сотрудничестве с ними, но, естественно, не в рамках американоцентричной системы.
Фундаментом здания региональной безопасности в СВА могла бы послужить сеть партнерств по сотрудничеству в конкретных областях безопасности, общих для расположенных здесь государств. При всем различии военных и политических интересов отдельных государств региона их объединяет забота о своей энергетической, транспортной, продовольственной, информационной безопасности, возможности мирного использования ядерной энергии. Оформление юридически обязывающих региональных партнерств или сообществ по этим отраслевым направлениям и отладка работы их механизмов позволили бы создать условия для движения к системе всеобъемлющей безопасности в Северо-Восточной Азии.
Следует сделать упор на продвижении согласованного с Китаем поэтапного плана урегулирования ситуации на Корейском полуострове, предусматривающего на первом этапе «двойную заморозку»: приостановку КНДР своих ракетных пусков и ядерных испытаний в обмен на прекращение военных учений со стороны США и Южной Кореи.
Ядерная проблема Корейского полуострова — результат многолетнего противостояния двух корейских государств. Успеха на этом поле можно добиться лишь при одновременном решении двух задач — замораживания и последующего прекращения военной ядерной программы Северной Кореи и межкорейской нормализации. Положительную роль могла бы сыграть и постановка вопроса о возвращении корейской проблемы в повестку дня ООН. Сейчас для этого представляется наиболее подходящий момент. Пан Ги Мун, являясь гражданином Южной Кореи, не мог быть беспристрастным в подходах к КНДР, и Пхеньян его подчеркнуто игнорировал. А. Гутерриш, его преемник на посту генерального секретаря ООН, прежде не был связан с Южной Кореей и поэтому мог бы показать объективный и конструктивный подход к вопросу межкорейского урегулирования и прежде всего к тому, чтобы заменить Соглашение 1953 г. о перемирии в Корее полноценным мирным договором. Такой договор должен быть не просто пактом о ненападении между участниками Корейской войны, а значительно более масштабным документом о партнёрстве, который превратил бы КНДР в полноправного участника международного общения. Сторонами мирного договора должны быть два корейских государства, в то время как пять постоянных членов Совета Безопасности ООН выступили бы гарантами соблюдения сторонами своих обязательств.
Источник
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Развитие разнопланового сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) на многосторонних площадках, подключение к процессам региональной интеграции – один из базовых приоритетов российской внешней политики. Российская Федерация активно участвует в деятельности многосторонних объединений в АТР, таких как Восточноазиатский саммит (ВАС), Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), Совещание министров обороны стран-членов АСЕАН с диалоговыми партнерами («СМОА плюс»), форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), форум «Азия-Европа» (АСЕМ), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА) и других. Интенсивно развивается диалоговое партнерство Россия-АСЕАН.
Важной задачей видим строительство в АТР надежной, адекватной современным реалиям архитектуры равной и неделимой безопасности, призванной обеспечивать динамичное развитие региона и эффективное противодействие имеющимся вызовам безопасности. Исходим из того, что такая система должна основываться на коллективных внеблоковых началах, неукоснительном соблюдении международного права, принципах мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой.
Поддерживаем линию на закрепление ВАС в качестве площадки для диалога лидеров стран АТР по широкому спектру представляющих общий интерес и вызывающих озабоченность стратегических, экономических и политических вопросов, касающихся регионального обустройства.
Рассматриваем АРФ и «СМОА плюс» в качестве ключевых элементов многосторонней архитектуры безопасности в АТР. В рамках данных механизмов российская сторона уделяет повышенное внимание вопросам борьбы с терроризмом и транснациональной преступностью, чрезвычайного реагирования, обеспечения безопасности использования информационно-коммуникационных технологий, а также сотрудничеству в сферах военной медицины и гуманитарного разминирования.
В форуме АТЭС последовательно выступаем за углубление региональной экономической интеграции при сохранении центральной роли ВТО в регулировании международной торговли и понимании важности учета наработок основных интеграционных платформ АТР и Евразии.
Исходим из необходимости наращивать практическую кооперацию, ориентированную на достижение конкретных результатов, в рамках АСЕМ, СВМДА и ДСА. Особое значение придаем сотрудничеству в деле углубления межрегиональной взаимосвязанности и отраслевого сотрудничества прикладного характера.
Способствуем продвижению межпарламентских связей в АТР, в частности, по линии Азиатской парламентской ассамблеи (АПА), Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ). В ходе их ежегодных сессий российская сторона регулярно выступает автором или ко-спонсором резолюций, направленных на укрепление мира и безопасности в регионе, активизацию торгово-экономических, гуманитарных и культурных связей между странами АТР. Представители Федерального Собрания Российской Федерации традиционно участвуют в качестве наблюдателей в работе Межпарламентской ассамблеи АСЕАН (АИПА).
Источник