Взаимодействие стран участниц еаэс

ЕАЭС развивает международное сотрудничество

На заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), которое состоялось 1 октября в Ереване (Армения), приняты важные решения в сферах интеграции, международной деятельности, финансовой политики, таможенного регулирования, энергетики и ряде других.

В рамках заседания ВЕЭС подписаны первые соглашения из пакета всеобъемлющей торговой сделки между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Республикой Сингапур, включая Соглашение о свободной торговле.

Члены ВЕЭС высоко оценили деятельность Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по развитию евразийских интеграционных процессов.

В заседании приняли участие Премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков, Президент Российской Федерации Владимир Путин, Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян. Кроме того, участниками заседания стали Президент Республики Молдова Игорь Додон в качестве главы государства-наблюдателя при ЕАЭС, Премьер-министр Республики Сингапур Ли Сянь Лун и Президент Исламской Республики Иран Хасан Рухани в качестве почетных гостей.

На повестке дня заседания – совершенствование механизмов сотрудничества стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), эффективного функционирования интеграционного пространства, сказал Премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян, открывая саммит.

«Нам вдвойне приятно проводить сегодняшнее заседание, так как в нем участвуют руководители двух стран – Ирана и Сингапура, с которыми наш Союз развивает торгово-экономические отношения, направленные на установление режима свободной торговли. В результате тесного и эффективного сотрудничества между всеми звеньями нашей организации нам удалось еще более расширить географию сотрудничества Союза, благодаря чему сегодняшняя встреча приобретает особое значение», – заявил Никол Пашинян.

Читайте также:  Бурильщик по всей стране

Премьер-министр Армении отметил, что к числу приоритетных вопросов в ЕАЭС относятся меры по устранению барьеров, препятствующих формированию общих рынков, а также вопрос взаимного признания электронной цифровой подписи для доступа поставщиков к участию в закупках в электронном формате. Кроме того, он обратил внимание на необходимость создания условий для перехода на расчеты в национальных валютах между странами ЕАЭС. Этому во многом будет способствовать принятие концепции создания общего финансового рынка.

«Процесс интеграции будет более динамичным, если граждане убедятся, что в результате нашей работы принимаются решения по чувствительным вопросам, которые приводят к непосредственному улучшению условий их жизни и работы. Уверен, что последовательная работа в этом направлении позволит не только эффективно устранять преграды, но и будет способствовать более полной интеграции на принципах равноправия, взаимной выгоды и уважении интересов друг друга», – сказал Никол Пашинян.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко поблагодарил армянскую сторону и лично Никола Пашиняна за хорошую организацию саммита и теплый прием.

Глава государства позитивно оценил развитие сотрудничества ЕАЭС с третьими странами, в том числе разработку временного соглашения о создании зоны свободной торговли с Ираном, которое вступит в силу в октябре, и пакета соглашений с Сингапуром.

Александр Лукашенко также с удовлетворением отметил готовность к заключению договора о свободной торговле с Сербией и напомнил, что в октябре вступает в силу Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. В июне ЕАЭС и КНР, чтобы ускорить прохождение грузов через свои границы, договорились обмениваться предварительной информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через свои таможни. «Комиссии стоит проработать аналогичное соглашение с Европейским союзом, чтобы сделать сухопутный путь из Китая в Европу через наши страны наиболее привлекательным», – считает глава белорусского государства.

«Для расширения международной повестки ЕАЭС нужно уделить особое внимание странам дальней дуги, где наши товары и услуги пока еще мало узнаваемы. Предлагаем Евразийскому банку развития подключиться к этому направлению. Нашим национальным банкам развития и другим финансовым учреждениям также стоит поискать формы для более плотного взаимодействия как внутри союза, так и на внешнем контуре», – считает Александр Лукашенко.

«Сегодня мы утвердили Концепцию формирования общего финансового рынка ЕАЭС, заложив основу для обеспечения свободного движения капитала и услуг», – сказал Президент Беларуси. В этой связи он отметил, что организация такого рынка должна быть сопряжена с цифровизацией: это позволит развивать передовые финансовые технологии и сделать доступнее весь спектр подобных услуг.

По его словам, в ЕАЭС немало сделано для цифровой трансформации экономики, создания экосистем для таких секторов, как торговля, промышленная кооперация, развитие транспортных коридоров, занятость, для обеспечения прослеживаемости движения товаров. «Это направление набирает обороты, и пора его упорядочить, дополнить соответствующими нормами Договор о Союзе. Одновременно нужно обратить внимание на вопросы информационной безопасности, выработать единые стандарты и форматы взаимодействия», – подчеркнул глава белорусского государства.

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев заявил, что «Союз движется вперед, идея первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева доказала свою востребованность и эффективность. За годы функционирования евразийское интеграционное объединение расширило масштаб экономического взаимодействия».

ЕАЭС находится на перекрестке глобальных рынков и является важным транспортным узлом, соединяющим Восток и Запад. И, по словам Касыма-Жомарта Токаева следует правильно этим воспользоваться. «Наблюдается устойчивый рост транзитных операций по направлению Китай-Европа-Китай, – отметил Президент Республики Казахстан. – Произведен запуск трансконтинентального железнодорожного маршрута Вьетнам-Китай-Казахстан-Европа, который решает логистические вопросы по продвижению наших товаров на рынок стран АСЕАН. Данный транспортный коридор будет хорошей альтернативой морским перевозкам, позволит в кратчайшие сроки доставлять грузы из Юго-Восточной Азии в Европу через территории государств ЕАЭС».

Разрабатываемая в Союзе транзитная система позволит создать условия для беспрепятственного движения транзита по его территории и ускорения таможенных процедур. «Комиссии и нашим правительствам следует ускорить разработку единой транспортной системы ЕАЭС», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Он также убежден, что в Союзе следует создать привлекательные условия для развития наукоемких технологий – основу успешных экономик, для производства и выпуска конкурентоспособной продукции. Приоритетным направлением должна стать цифровизация экономик союзных государств. «В Казахстане мы приступили к реализации программы «Цифровой Казахстан» с акцентом на развитие облачных решений, больших данных, искусственного интеллекта», – сообщил Президент Казахстана.

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков считает, что за пять лет функционирования Евразийского экономического союза он стал достаточно сильным, авторитетным в мире интеграционным объединением, открыты новые возможности для экономического развития и повышения благосостояния народов ЕАЭС.

«Наши правительства предпринимают все меры по устранению препятствий, которые еще существуют в торговле на внутреннем рынке, – подчеркнул Президент Кыргызской Республики. – Ликвидировав их, мы сможем добиться еще более высоких результатов». В этой связи и для скорейшего решения ряда других интеграционных вопросов он предложил наделить ЕЭК дополнительными полномочиями.

Коснувшись деятельности Евразийского экономического союза на внешнем треке, Сооронбай Жээнбеков сказал, что Союз всегда открыт для взаимовыгодного партнерства и Правительства входящих в него государств делают все возможное для закрепления позитивного представления о ЕАЭС на международной арене.

Согласившись с положительными в целом оценками работы Евразийского экономического союза, высказанные коллегами, Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что ЕАЭС развивается поступательно. Создан объёмный общий рынок, который успешно функционирует. Интеграционные процессы в рамках Союза оказывают самое благоприятное воздействие на рост экономик государств-членов, способствуют повышению уровня жизни граждан.

«Продолжают расти совокупные ВВП стран Союза, – подчеркнул глава российского государства. – Увеличивается промышленное, сельскохозяйственное производство. В то же время перед нашим объединением стоят и новые масштабные задачи. При этом особое внимание, на наш взгляд, следовало бы уделить системной работе по устранению барьеров в торговле товарами и услугами, причём в различных секторах рынка».

В числе приоритетов и введение общесоюзного регулирования в финансовой сфере. «На заседании мы утвердили Концепцию формирования общего финансового рынка ЕАЭС. Этот документ станет «дорожной картой» по разработке и утверждению универсальных правил предоставления банковских и страховых услуг, операций с ценными бумагами. Реализация предусмотренных «дорожной картой» мероприятий позволит упростить доступ граждан наших стран к финансовым инструментам, сделать этот сегмент рынка унифицированным и транспарентным», – уверен Владимир Путин.

Источник

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Горда А.С. Торгово-экономическое сотрудничество стран ЕАЭС / А.С. Горда, А.П. Сухаренко // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №10. – С. 25-29.

Торгово-экономическое сотрудничество стран ЕАЭС

А.С. Горда, канд . экон . наук, доцент

А.П. Сухаренко , магистрант

Крымский федеральный универс и тет имени В.И. Вернадского

( Россия , г . Симферополь )

Аннотация . В статье рассмотрены основные аспекты торгово-экономического с о трудничества стран-участниц интеграционной группировки ЕАЭС. В рамках данного союза для улучшения партнерских отношений страны развивают региональное интегр а ционное взаимодействие, создают определенные договоренности по реализации долг о срочных проектов. В тексте работы о пределены основные цели и приоритеты эффе к тивной работы союза . Проанализирована статистика за последние 6 лет сотр уднич е ства ( начиная с 2010 года ) и сделаны ряд выводов.

Ключевые слова: ЕАЭС, региональная интеграция, показатели товарооборота, ст а тистические данные.

Евразийский экономический союз ( Е А ЭС ) был образован главами России, Бел о руссии и Казахстана в 2014 году. C 1 янв а ря 2015 г. д оговор об образовании объед и нения вступил в силу. Уже 2 января 2015 г. в состав союза вошла Армения, а 12 авг у ста 2015 год а в состав участников ЕАЭС вошла Киргизия. Для данного экономич е ского сообщества приорит е том является выработка единой политики в области то р говли, экономической, денежной и налог о вой политики . Цель взаимодейств ия стран в рамках данного интеграционно го объ е динения — достижени е максимальной э ф фективности экономической интеграции. Безусловно, Российская федерация являе т ся лидирующей страной, беря на себя в е дущую роль в ЕАЭС в части обеспечение безопасности в регионе .

Создание Евразийского экономического союза предполагает формирование единого пространства в масштабах бывших респу б лик СССР для реализации первоочередных задач по укреплению национальных экон о мик и усилению взаимодействия и партне р ского сотрудничества. Каждая страна опр е деляет для себя цел и и задачи взаимодейс т вия и сотруднич е ства , достижение которых возможно исключительно в рамках инт е грационного процесса . Как правило, общей целью для участников интеграционного процесса в рамках ЕАЭС явл я ется развитие экономики страны и повышение эффекти в ности сотрудничества между стр а нами. Что касается Белоруссии, для страны крайне важно расширение рынка сбыта собстве н ной продукции в страны ЕАЭС, а также н а лаживание хозяйственных связей для ув е личения производства в ключевой отрасли – тяжелой пр о мышленности.

Для Казахстана вступление в ЕАЭС – означает усиление лидерских поз и ций в Центрально-Азиатском регионе. Казахстан и Россия обладают существенными запас а ми природных ресурсов, а вместе с Бел о руссией образуют мощный промы ш ленно-технологический комплекс с развитой энергетикой, тяжелым м а шиностроением и достаточным технологическим потенци а лом. Таким образом, име нно эти направл е ния интеграции принято выделять для них как приорите т ные [1 ] .

В рамках ЕАЭС уже достигнут первый этап интеграции – свобода пер е движения товаров, услуг и рабочей силы. Прежде всего, упростилась торговля товарами и услугами между странами, благодаря о т мене некоторых видов таможенных огр а ничений и пошлин. Ед и ный рынок товаров услуг охватил множество сфер – стро и тельство, торговл ю , сельское хозяйство и др. и поэтапно движется к расширению. Страны ЕАЭС имеет значительный поте н циал разв и тия торгово-экономического сотрудничества, так как п о данным з а 2014 год они в совокупности занимают первое место в мире по добыче нефти, второе – по д о бычи газа, третье – по выплавке чугуна, четвертое – по выработке электр о энергии, пятое – по выплавке стали [2] .

По данным статистического комитета ЕАЭС за последние несколько лет сотру д ничества можно сделать ряд выводов:

1. Экспо рт стр ан ЕАЭС вне Союза еж е годно увеличивается с 2010 года. Только в 2015 году, ввиду применения санкций о т носительно РФ , экспорт союза уменьши л ся на 32% относительно 2014 года и сост а вил 374 , 1 мл рд . долл. США, что на 182 ,7 мл рд . долл. США меньше, чем в 2014 году (табл. 1) .

Таблица 1. Внешний и взаимный экспорт товарами Евразийского экономического со ю за , млн . долл . США

Источник

Международные связи ЕАЭС к 2025 г.

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

К.и.н., старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, доцент кафедры региональных проблем мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, эксперт РСМД

Перед ЕАЭС стоит серьезный вызов: сформулировать подходы к выстраиванию отношений с двумя основными акторами в Большой Евразии — Китаем и Европейским союзом. В Европейском союзе в свете ухудшения отношений с Россией доминируют силы, выступающие за непризнание ЕАЭС в качестве потенциального партнера. Отдельные страны ЕС, в частности, Германия, видят в переговорах с ЕАЭС возможность «вовлечения» России, но общей ситуации это, тем не менее, не меняет. Сближение с КНР представляет серьезный вызов для многих национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства стран ЕАЭС, однако пути для сближения есть уже сегодня. Москва видит партнерство с ЕАЭС в более широком формате ЕАЭС — ШОС — АСЕАН.

ЕАЭС за счет активизации своих международных связей, в особенности переговоров по созданию зон свободной торговли с различными странами, явно нарастил свой международный престиж, а ЕЭК и профильные национальные министерства и ведомства — свои компетенции в сфере международной торговли. Тем не менее говорить о том, что потенциал на этом направлении уже реализован, пока вряд ли возможно.

После завершения институционального оформления Евразийского экономического союза, достижения глубокого уровня интеграции между его странами — членами перед ЕАЭС встал вопрос о встраивании в глобальную торговую систему. Она сейчас переживает значительные изменения, связанные прежде всего с тем, что отдельные страны и группы стран стремятся в отсутствие дальнейшей либерализации мировой торговли в рамках ВТО к достижению максимально комфортных для себя условий на внешних рынках, прежде всего за счет заключения разного рода соглашений, которые содействуют снятию тарифных и нетарифных барьеров для торговли товарами и услугами, развитию инвестиционного и научно-технологического сотрудничества, свободе передвижения рабочей силы.

Стратегия и форматы международного сотрудничества ЕАЭС

ЕАЭС имеет три основных институциональных формата для выстраивания взаимоотношений с внешними партнерами:

1. Соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ). Сегодня Евразийская экономическая комиссия, ориентируясь на мировую практику и ожидания внешних партнеров, пытается ставить вопрос о заключении не просто классических соглашений о зоне свободной торговли, предусматривающих снятие тарифных барьеров, а соглашений с обязательствами в сфере торговли услугами и инвестиционного сотрудничества, а также государственных закупок, защиты интеллектуальной собственности и т. д.

2. Непреференциальные торговые соглашения. Данный вид соглашений не содержит обязательств по отмене пошлин и, как правило, предполагает сотрудничество по снятию нетарифных барьеров, таможенному регулированию, инфраструктурным проектам.

3. Меморандумы о сотрудничестве с третьими странами и международными организациями. Они предполагают в первую очередь взаимный обмен информацией. Со своей стороны, внешние партнеры желают получать информацию о ЕАЭС (его таможенно-тарифном регулировании, нетарифных ограничениях и т. д.) как субъекте, на уровне которого сегодня формируется внешнеторговая политика для рынка с более чем 180 млн потребителей.

Планирование в сфере международного сотрудничества ЕАЭС осуществляется следующим образом. Высший Евразийский экономический совет на ежегодной основе утверждает документ под названием «Об основных направлениях международной деятельности ЕАЭС», который описывает текущие формы взаимодействия с самим широким кругом государств и торговых блоков и определяет желаемые целевые состояния (ЗСТ, соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве и т. д.). В первые годы существования Союза речь идет о том, чтобы выстроить систему партнерств, в первую очередь на уровне заключения соглашений о ЗСТ, с теми странами, с которыми существует хороший уровень политического диалога, а углубление экономического взаимодействия несет больше выгод, чем потенциальных рисков.

Страны ЕАЭС по-разному подходят к тому, в каких форматах и с какой скоростью Союз должен выстраивать свои международные связи.

Страны ЕАЭС по-разному подходят к тому, в каких форматах и с какой скоростью Союз должен выстраивать свои международные связи. Так, государства — члены ЕАЭС стараются сохранять контроль над такими сферами, как торговля услугами и инвестиции, что затрудняет переговоры о заключении прогрессивных соглашений о ЗСТ. Это порождает не только организационные трудности, но и разную степень готовности государств — членов принимать на себя согласованные обязательств по торговле услугами и инвестициям. Например, подобные обязательства в рамках ЗСТ с Вьетнамом пока на себя взяла только Россия (хотя в соглашении зафиксировано, что другие страны при желании могут сделать это в будущем).

Кроме того, между государствами — членами есть различия и в географических приоритетах: в частности, для Казахстана приоритетно партнерство с Китаем и Евросоюзом (которые являются его основными торговыми партнерами — соответственно 50 и 11% казахстанского экспорта по итогам 2016 г.), для Армении — с Ираном (партнерство с которым сулит большие выгоды от оказания транспортно-логистических услуг) и Евросоюзом. В свою очередь, официальные представители Кыргызстана заявляют, что международный контур будет интересен для Бишкека только после того, как будет создан полноценно функционирующий общий рынок внутри самого ЕАЭС (что актуально для Кыргызстана в свете имеющихся ветеринарно-санитарных ограничений на экспорт его продукции в другие страны Союза). Беларусь в связи с особой структурой своей экономики будет выступать и как потенциально заинтересованный актор (с точки зрения экспорта своей машиностроительной продукции), и одновременно как поборник различного рода компенсаций для собственных чувствительных отраслей.

Переговоры о ЗСТ

В настоящее время известно, что к заключению соглашений о свободной торговле с ЕАЭС проявили интерес около 50 стран, в том числе те, которых обычно относят к категории развитых. Это вызвало необходимость определиться с приоритетами развития международных связей ЕАЭС. После проведенного на уровне национальных профильных министерств и Евразийской экономической комиссии анализа из первоначального списка были выделены наиболее приоритетные страны.

В 2015 г. подписано и на данный момент уже вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом. В настоящее время в различных стадиях находятся переговоры о создании ЗСТ с такими странами, как Сингапур, Израиль, Египет, Индия, Иран, Южная Корея, и об унификации торгового режима с Сербией (с которой у России, Беларуси и Казахстана уже есть двусторонние соглашения о свободной торговле).

Государства, с которыми ЕАЭС ведет (или уже завершил) переговоры о создании ЗСТ (на уровне экспертов или официальных представителей), можно разделить на несколько групп. К первой относятся такие страны, как Вьетнам, Египет и Сербия. С ними ЕАЭС (и в первую очередь Россия) поддерживает хорошие политические отношения, имеет взаимодополняющие торговые потоки при наличии возможности нарастить товарооборот и в то же время защитить наиболее чувствительные сектора. Так, например, Египет — крупнейший импортер российского зерна и машиностроительной продукции и экспортером фруктов и овощей на рынки ЕАЭС.

Вторая группа стран, к которой можно отнести Индию и Иран, также имеет хорошие политические отношения со странами ЕАЭС, представляет большой интерес для российских экспортеров, особенно в плане несырьевого и высокотехнологического экспорта. Однако их рынок хорошо защищен различного рода тарифными и нетарифными барьерами. Это стало одной из главных причин, почему официальные переговоры о заключении временного соглашения (ведущего к созданию ЗСТ) с Ираном пока ни к чему не привели, хотя многие наблюдатели ожидали положительного результата в свете проведения встречи между президентами России и Ирана в марте 2017 г. Индия же относится к странам, которые применяют в отношении продукции из стран ЕАЭС наибольшее число различных ограничительных мер (в данном случае — 13 мер). Кроме того, в торговых взаимоотношениях стран ЕАЭС с Ираном и Индией есть ряд чувствительных отраслей. Так, например, Индия — крупнейший производитель мясомолочной продукции в мире, от импорта которой страны ЕАЭС пытаются свой рынок защитить. Иран в последнее время защищает свой внутренний рынок от зарубежного зерна, одного из ключевых товаров российского экспорта.

К третьей группе стран относятся Сингапур, Израиль и Южная Корея. Это страны, с которыми ЕАЭС было бы интересно взаимодействовать не столько с точки зрения наращивания экспорта товаров, сколько с точки зрения инвестиционного сотрудничества и торговли услугами. Трудность в переговорах с этими странами состоит в том, чтобы найти оптимальный баланс между выгодами сторон. Например, в случае с Южной Кореей основной вопрос связан с тем, чтобы за счет снижения пошлин в рамках соглашения о ЗСТ не снизить мотивацию для южнокорейских инвесторов размещать свои «сборочные производства» в странах ЕАЭС (это в первую очередь актуально для России и Казахстана).

Кроме вышеназванных стран в ближайшем будущем ЕАЭС, скорее всего, перейдет к переговорам о создании ЗСТ также и с другими динамично развивающимися государствами, такими как Индонезия и Чили.

Перспективы партнерства с ЕС и КНР

Перед ЕАЭС стоит серьезный вызов: сформулировать подходы к выстраиванию отношений с двумя основными акторами в Большой Евразии — Китаем и Европейским союзом. Напомним, что еще в статье В. Путина в газете «Известия» в 2012 г. будущий Евразийский союз позиционировался как мост между Европой и динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом. Тем не менее по мере развития международной ситуации оказалось, что реализация данного приоритета возможна скорее в долгосрочной, нежели в кратко- или среднесрочной перспективе.

В Европейском союзе в свете ухудшения отношений с Россией доминируют силы, выступающие за непризнание ЕАЭС в качестве потенциального партнера.

Так, украинский кризис породил политический конфликт с Европейским союзом. Тем не менее Россия, будучи заинтересованной в инфраструктурном, энергетическом, инвестиционном, научно-технологическом сотрудничестве и визовой либерализации, выступила с концепцией «интеграции интеграций» или «сопряжения» ЕС и ЕАЭС. Другие страны Союза охотно поддержали эту инициативу. Таким образом, речь шла о возможности заключить непреференциальное соглашение, которое бы не углубляло торговую либерализацию дальше уровня, установленного в рамках ВТО, но тем не менее содействовало бы развитию сотрудничества в перечисленных приоритетных областях, интересных государствам — членам как ЕАЭС, так и Евросоюза. Однако в Европейском союзе в свете ухудшения отношений с Россией доминируют силы, выступающие за непризнание ЕАЭС в качестве потенциального партнера. Отдельные страны ЕС, в частности, Германия, видят в переговорах с ЕАЭС возможность «вовлечения» России, но общей ситуации это, тем не менее, не меняет.

В октябре 2015 г. Евразийская экономическая комиссия направила Европейской комиссии предложение об установлении официальных контактов и диалоге о создании общего экономического пространства. Однако оперативный ответ последовал в сторону не ЕЭК (и тем самым ЕАЭС), а России. Президент Европейской комиссии Ж.К. Юнкер в ноябре 2015 г. направил российскому руководству официальное письмо, в котором высказался за то, чтобы развивать отношения между ЕС и ЕАЭС, отметив, что уже поручил Еврокомиссии выработать предложения о потенциальных направлениях сотрудничества. При этом он отметил, что решение о реализации этой идеи должно быть принято консенсусом всеми государствами — членами ЕС и синхронизировано с имплементацией Минских соглашений по Украине. Инициатива Ж.К. Юнкера вызвала резкую критику в особенности в Польше и странах Балтии. В свою очередь, в России выразили сомнение по поводу необходимости синхронизации выстраивания диалога ЕС — ЕАЭС с урегулированием украинского кризиса, отмечая, что реализация Минских договоренностей сейчас во многом зависит от Киева. Несмотря на провал своей первой инициативы, Ж.К. Юнкер еще раз рискнул сделать символический шаг навстречу Москве (опять раскритикованный многими в ЕС), когда в июне 2016 г. посетил Петербургский международный экономический форум. Однако дальше обмена мнениями и выражения общей приверженности диалогу переговоры не зашли.

В результате «сопряжение» по линии ЕС — ЕАЭС остается пока нереализованной идеей, несмотря на ее актуальность для развития отношений не только между ЕАЭС и ЕС, но и между Россией и рядом стран «Восточного партнерства» (Украина, Молдова). Евросоюз предпочитает выстраивать со странами ЕАЭС двусторонний диалог с подписанием соответствующих соглашений: так, особенно успешным он выглядит на примере Армении и Казахстана.

Как считают специалисты Евразийского банка развития (ЕАБР), к 2025 г. ЕС и ЕАЭС необходимо и реалистично выйти на заключение не просто соглашения о ЗСТ (которое из-за структуры экономик России и Казахстана не очень им выгодно), а на обсуждение комплексной повестки дня, которая включала бы в себя такие вопросы, как снижение нетарифных барьеров в торговле, доступ к финансовым рынкам, регулирование защиты прав интеллектуальной собственности, визовая либерализация, энергетическое партнерство, развитие международных транспортных коридоров и т. д. Однако у комплексного подхода есть ряд рисков. Во-первых, создание таких режимов, как зона свободной торговли или безвизовое пространство требует не просто разрешения кризиса на Украине, а определенного политического сближения и глубокого, структурного доверия между ЕС и Россией, постоянного проявления политической воли на этом направлении с обеих сторон. Европейский подход в отношении России базируется не столько на идее о какой-то комплексной договоренности (big deal), сколько на идее о постепенном восстановлении доверия за счет пилотных проектов.

Во-вторых, для развития партнерства с ЕС необходимо иметь не только хорошие политические основания, но и привлекательный экономический базис. Только при восстановлении поступательного экономического роста в России и Казахстане, положительной динамике структурных реформ в этих странах с повышением конкурентоспособности и открытости их экономик европейский бизнес и лица, принимающие политические решения, будут уделять ЕАЭС гораздо больше внимания. Сейчас речь идет не столько о том, что восточные рынки привлекательны для ЕС сами по себе, сколько о том, что определенная часть европейских элит, предлагая диалог, в том числе по линии ЕС — ЕАЭС, пытается создать для России политическую мотивацию для сотрудничества с Западом.

Отталкиваясь от европейского подхода о «связности» (connectivity) в рамках Большой Европы и используя нынешнюю модель переговоров с Китаем о непреференциальном соглашении, ЕАЭС и ЕС могли бы после достижения того или иного варианта урегулирования украинского кризиса обсуждать, формализуя отдельные секторальные договоренности, такие вопросы, как упрощение таможенных и визовых процедур, снятие нетарифных барьеров, постепенное открытие финансовых рынков, сближение в сфере технического регулирования и иных стандартов, развитие отдельных инфраструктурных проектов. Возможно, к 2025 г. Россия и ЕС могли бы выйти на разработку и подписание обновленного двустороннего соглашения, которое в более долгосрочной перспективе могло бы быть спроецировано на уровень всего ЕАЭС.

Для развития партнерства с ЕС необходимо иметь не только хорошие политические основания, но и привлекательный экономический базис.

Что касается Китая как основного потенциального партнера для ЕАЭС в АТР, то Пекин еще в 2013 г. выступил с идеей евразийского транспортного проекта «Один пояс – один путь». Параллельно с этим Китай на площадке ШОС предложил создать региональную зону свободной торговли. Все государства — члены ЕАЭС в итоге сошлись на мнении, что в условиях крупного дефицита в торговом балансе с Китаем создание зоны свободной торговли между КНР и ЕАЭС представляло бы серьезный вызов для многих национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Однако в плане сотрудничества в сфере инвестиций и транспортной инфраструктуры мнения разошлись. Так, Россия традиционно более осторожно относится к расширению экономического сотрудничества с Китаем, опасаясь серьезных в первую очередь геоэкономических последствий. Именно поэтому Москва пытается вписать сейчас идею о партнерстве с КНР в более широкий формат ЕАЭС — ШОС — АСЕАН (как это заявлено в «Концепции внешней политики 2016 года»). Кыргызстан и Беларусь, получив максимум выгод от участия в ЕАЭС, пока воздерживаются от серьезного участия в реализации предложенных проектов. Однако Казахстан, опираясь на заявленную еще в 2012 г. идею превращения страны в транзитный хаб в Евразии, принял решение развивать масштабное партнерство с Китаем в двустороннем формате. Казахстан участвует в большинстве транспортных проектов, предлагаемых в рамках концепции «Один пояс – один путь», в том числе тех, что идут в обход России (т.н. Транскаспийский маршрут). Также уже подписаны двусторонние китайско-казахстанские соглашения с общим инвестиционным портфелем более чем в 20 млрд долл. в самых различных областях — металлургии, переработке нефти и газа, АПК и др. Причем многие проекты — и транспортные, и индустриальные — уже находятся в стадии реализации. Результатом подобной активности Казахстана, скорее всего, будет то, что Сибирь и Дальний Восток выпадут из китайского проекта «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) и Казахстан перетянет на себя большую часть транзитных потоков.

Тем не менее на сегодняшний момент сформировался ряд предпосылок, который подталкивает страны ЕАЭС к поиску общего подхода к участию в инициативе ЭПШП.

Во-первых, Россия также заинтересована в инвестициях в свои крупные инфраструктурные и энергетические проекты со стороны Китая. Вопрос состоит лишь в поиске взаимно приемлемых условий для инвестиций. Во-вторых, и Россия, и Казахстан, а также другие страны ЕАЭС находятся на общих транспортных путях, которые планируется развивать в рамках китайской инициативы. Поэтому странам необходимо координировать сопряжение своих транспортных систем, прежде всего в технологическом и регуляторном плане. И в-третьих, страны ЕАЭС, особенно Казахстан, понимают, что защита национальных интересов в коллективном формате в диалоге с Китаем может быть более эффективной. Для Казахстана это особенно важно в свете нарастания скепсиса в стране относительно слишком тесного сближения с Китаем.

Поэтому и в рамках российско-китайского двустороннего диалога, и на уровне ЕАЭС — Китай уже существуют необходимые институциональные форматы для функционирования рабочих групп и серьезные результаты их работы. Так, еще в июне 2016 г. было подписано совместное заявление о переходе к переговорной фазе разработки Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Это соглашение планируется как непреференциальное, без включения в повестку дня вопроса о снятии тарифных ограничений. А в начале 2017 г. ЕЭК опубликовала список приоритетных проектов, которые будут реализованы странами ЕАЭС в рамках формирования ЭПШП. 39 из них касаются строительства новых и модернизации существующих дорог, создания транспортно-логистических центров, развития ключевых транспортных узлов.

ЕАЭС за счет активизации своих международных связей, в особенности переговоров по созданию зон свободной торговли с различными странами, явно нарастил свой международный престиж, а ЕЭК и профильные национальные министерства и ведомства — свои компетенции в сфере международной торговли. Тем не менее говорить о том, что потенциал на этом направлении уже реализован, пока вряд ли возможно. Так, зона свободной торговли с Вьетнамом, по мнению ряда экспертов, не содержит серьезных возможностей для наращивания взаимного товарооборота. Поэтому крайне важно, чтобы ведущиеся переговоры о создании зон свободной торговли принесли бы в итоге выгоды уже не столько политические и имиджевые, сколько практические и сугубо экономические. Тогда можно будет говорить о прорывном характере этих договоренностей, которые будут свидетельствовать о поступательной интеграции ЕАЭС в международную торговую систему.

Москва пытается вписать сейчас идею о партнерстве с КНР в более широкий формат ЕАЭС — ШОС — АСЕАН.

В целом же стоит отметить, что интеграционный оптимизм коррелирует в первую очередь с экономическим ростом. Только если в России и других странах ЕАЭС возобновится устойчивый экономический рост, интеграция с внешними партнерами будет происходить гораздо легче и динамичнее. Во-первых, их интерес и, следовательно, готовность к уступкам будут расти. И во-вторых, в самом ЕАЭС у предприятий будет гораздо больше финансовых и иных ресурсов, а также мотивации для того, чтобы активно использовать имеющиеся торговые соглашения и выступать лоббистами при заключении новых.

Источник

Оцените статью