Взаимодействие стран восточной европы

История отношений стран Восточной Европы с Россией. Геополитические интересы России и дипломатия в Восточной Европе. Перспективы восточно-европейской политики России

Восточное расширение ЕС оказало большое влияние на формирование и дальнейшее развитие отношений Евросоюза и его новых членов с Россией. Вступление стран Центральной и Восточной Европы в ЕС создало серьезные проблемы в их отношениях с Россией. Новые страны — члены ЕС, исходя из торгово-экономического и правового режима сообщества, вынуждены были не заключать с Россией двусторонних договоров и пересматривать ранее заключенные договоры в угоду требованиям Еврокомиссии.

Формирование отношений между Российской Федерацией и странами Восточной Европы происходило в условиях серьезных социально-экономических преобразований во всех странах, переориентации их внешних связей. Отношения между Россией и этими странами и сейчас, в первом десятилетии XXI в., нельзя охарактеризовать как нормальные и конструктивные. Для политических отношений часто характерны недоверие и подозрительность обеих сторон. Со стороны восточноевропейских государств это обусловливается недавним историческим опытом, неопределенностью будущего России. С российской стороны вызывает настороженность вступление большинства стран Центральной и Юго-Восточной Европы в НАТО. Только к концу первого десятилетия XXI в. появляются обнадеживающие тенденции улучшения отношений.

Почти со всеми странами Россия расширяет региональное, инвестиционное сотрудничество, растет число создающихся крупных инфраструктурных объектов. Расширение контактов на всех уровнях между Россией и странами Восточной Европы, а также динамика экономических отношений между ними позволяют сделать вывод о завершении былого этапа «отчуждения» и начале качественного нового этапа в их взаимоотношениях. Стабильная прагматическая база этих отношений открыла новые возможности для широкого политического диалога и сотрудничества со всеми государствами ЦВЕ. Практически завершено обновление договорно-правовых основ отношений России со странами ЦВЕ. Становятся регулярными встречи на правительственном и парламентском уровнях, устанавливаются отношения между общественными организациями, возобновляются культурные связи.

Читайте также:  Господа вы звери господа вы будете прокляты своей страной

Территориальная близость, традиции давних исторических связей, а главное — интересы взаимовыгодного сотрудничества сегодня и завтра все больше приводят и Россию, и страны ЦВЕ к осознанию необходимости развития всесторонних добрососедских отношений: и политических, и экономических, и научных, и культурных.

Восточная Европа – это новая геополитическая реальность. Географически расположенная между Российской Федерацией и Европейским союзом, она обладает целым рядом интересных черт. Это и осознание каждой из трех стран своей культурной, цивилизационной принадлежности к Европе, и ориентация на создание национального государства как важнейшей задачи. И здесь один из наиболее интересных примеров – это Белоруссия. С учетом расположения и позиции России основой политики безопасности Украины и Молдавии де-факто становится «нейтралитет» между НАТО и РФ. Это, скорее, квазинейтралитет: холодной войны, противостояния между Россией и Западом в Европе нет.

Уход России из Восточной Европы сопровождается ростом конфронтации с восточноевропейскими странами. Эта конфронтация влечет за собой рост политических рисков на пространстве Казахстана–Средней Азии–Закавказья–Украины. В частности, в случае прекращения транзита российской нефти через Беларусь неизбежен приход в Беларусь нефти через Украину из региона Каспийского моря. Таким образом, при любом развитии ситуации вокруг белорусских нефтепроводов они сохранят стратегическое значение для РФ. Сегодня они работают на укрепление политической роли России в Восточной Европе и сдерживание напряженности в регионе Каспия.

Источник

Россия и страны Восточной Европы

Страны Восточной Европы с их относительно ограниченным хозяйственным потенциалом и средним по мировым стандартам уровнем промышленного развития, к сожалению, утратили роль главных экономических партнеров России. Этому способствовал ряд объективных факторов, в частности курс России на открытую экономику, стремление широко использовать западный капитал, передовой технический и организационный опыт, заработать посредством экспорта остро необходимую валюту, а также отказ от недавних идеологических установок по развитию ВЭС.

Читайте также:  Банковская система страны ее организация

Вместе с тем возрождение масштабных хозяйственных связей России со странами этого региона соответствует коренным интересам обеих сторон. Являясь сравнительно крупным импортером капитала, Россия вместе с тем могла бы в обозримом будущем при достижении конвертируемости рубля стать крупным инвестором в экономику стран Восточной Европы. Интерес России в инвестировании средств в экономику своих бывших партнеров по СЭВ заключается в воссоздании и сохранении жизненно важных хозяйственных связей путем приобретения части акций предприятий, являвшихся в недавнем прошлом крупными поставщиками на советский рынок, участниками крупных кооперационных проектов.

Заинтересованность восточноевропейских стран в российских инвестициях заключается главным образом в сбыте своей продукции на емком рынке России, скорее всего, при поставке им сырья и материалов, т.е. в сохранении сложившегося в предшествующие десятилетия разделения труда. Такой интерес становится все более явным по мере ухода в прошлое эйфории, возникшей в Восточной Европе в связи с ликвидацией СЭВ и Варшавского Договора, и избавления от иллюзий о быстрой переориентации внешней торговли этих стран на Запад. В условиях перехода России и ее восточноевропейских партнеров к рыночной экономике инвестиционное сотрудничество, равно как и внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в целом, полностью утрачивает свою прежнюю идеологическую функцию, а поэтому может осуществляться на основе критериев эффективности и коммерческой выгоды.

Россия и развитые страны Запада

В силу определенных обстоятельств (острая потребность в иностранных инвестициях, получение гуманитарной помощи, новейшей техники и технологии, устранение идеологических барьеров и др.) внешняя политика России в 90-х годах XX в. существенно стала ориентироваться на Запад. Но и здесь, исходя из перспективных интересов России, необходимы определенные корректировки. Западное направление в экономической политике России может быть более глубоким, многоступенчатым, охватывать в первую очередь регионы, более близкие ей по показателям экономического развития, месту в системе мирохозяйственных связей, а также по решаемым на перспективу задачам.

В долгосрочном внешнеэкономическом прогнозировании России все больше, видимо, следует исходить из представления о возрастающей общности интересов отдельных регионов (Западная Европа, АТР) и даже континентов (Америка), вместо того чтобы по традиции вычленять отдельные страны и ранжировать их по степени приоритетности.

Развитые государства Запада в настоящее время прочно заняли ведущее место во внешнеторговом обороте России.

Торгово-экономическое сотрудничество с развитыми странами в последние годы отличалось стабильностью и тенденцией к расширению товарооборота, составляющего около 60% внешней торговли России в целом и около 70% актива российского внешнеторгового баланса. Западная Европа, США, Япония – главные поставщики в Россию оборудования, технологий, продовольственных товаров, медикаментов. Эти страны являются и основными инвесторами в российскую экономику, а также важными кредиторами.

Значимость этой группы стран для внешней торговли России определена следующими факторами:

♦ сокращение в обозримой перспективе развитых государств в качестве важнейшего импортера топливно-сырьевых товаров;

♦ емкость рынка высокотехнологичной и наукоемкой продукции, в экспорте которой потенциально заинтересованы российские производители;

♦ широкие возможности этих стран обеспечить растущие потребности России в инвестиционных товарах, прогрессивных разработках и технологиях, а также в инвестициях.

Целесообразно подчеркнуть, что темпы интеграции России в мировое хозяйство в значительной мере зависят от масштабов торгово-экономического сотрудничества с развитыми странами, Расширения и углубления правовой базы деловых отношений, долговременных коммерческих и научно-технических связей российских и западных фирм и организаций.

Россия и развивающиеся страны

Отношения России с многоликим миром развивающихся стран фактически лишь формируются. Отсутствие четко декларируемых целей и задач российской внешнеэкономической политики в отношении этих регионов может привести к формированию у развивающихся стран устойчивого представления о России и других странах СНГ как о новых привилегированных партнерах Запада, которые не только отвернулись от них, но и претендуют на роль «третьего мира» Северного полушария. Это чревато сужением круга российских партнеров на мировом рынке, ослаблением международных экономических, да и политических позиций страны в мире в целом.

Необходима разработка долговременной, хорошо обоснованной концепции и опирающейся на нее стратегии внешнеэкономических отношений России с развивающимися странами как в целом, так и с выделением регионов, групп стран и отдельных, особо значимых для нее в перспективе стран-партнеров. Различное наполнение отношений по отдельным направлениям и странам должно опираться на объективные факторы – уровень и предполагаемые тенденции экономического развития стран, их экономический потенциал, экспортные и импортные возможности и ряд других.

Основой, например, латиноамериканского направления в политике может стать то, что Россия и ведущие страны Латинской Америки находятся в одной переходной стадии развития, хотя и в разных ее точках, – строительства полноценного гражданского общества с рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство. Несмотря на качественно уникальные стартовые позиции, именно с Аргентиной, Бразилией, Мексикой и другими странами этого региона у России имеется намного больше сходных проблем, чем с государствами, например, Западной Европы, Юго-Восточной Азии или Африки. Это создает принципиально иную, чем прежде, основу для взаимодействия с указанной латиноамериканской группой стран.

ГЛАВА 2

СУБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ИХ МЕСТО В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

СУБЪЕКТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Целенаправленная хозяйственная деятельность в мировой экономике осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, способные по своим финансовым и материальным возможностям организовать производственную деятельность в международном масштабе и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные экономические объединения, международные экономические организации.

Основным субъектом мирового хозяйства является государство. Оно представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения.

Роль государства в экономике проявляется прежде всего в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве валового внутреннего продукта (ВВП).

В современных условиях глобализации мирохозяйственных связей государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках.

В соответствии с международной системой национальных счетов (СНС) субъектами мирохозяйственных связей являются частные (физические) лица и организации (юридические лица), осуществляющие международные экономические операции.

С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.

Резиденты – это хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их национальной (государственной) принадлежности.

Нерезиденты – это хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются гражданами данной страны, но постоянно проживают за границей, или филиалами хозяйствующих единиц данной страны, расположенных за ее пределами.

В соответствии с СНС все резиденты и нерезиденты, или хозяйствующие субъекты, квалифицируются как институциональные единицы. Это физические и юридические лица, которые владеют факторами производства и располагают возможностями производить продукты или реализовать услуги, от своего имени заключать сделки с другими лицами.

СНС не устанавливает различий между субъектами национальной и международной экономической деятельности, поскольку в условиях открытой рыночной экономики все юридические и физические лица, реально существующие в экономике любой страны, одновременно и в том же качестве имеют право быть субъектами мировой экономики, т.е. вступать в разрешенные законом экономические отношения с любыми субъектами других стран или участниками международных экономических союзов.

Источник

Страны Восточной Европы

Начало девяностых годов ознаменовалось крахом социалистического лагеря. После отлучения от СССР экономика стран Восточной Европы испытала потрясение, но в некоторых суверенных государствах быстро пришла в себя. В России начался политический хаос с чередой военных конфликтов, террористических актов и экономический кризис.

На протяжении без малого трех десятков лет отношения РФ и стран Восточной Европы складывались по-разному. Сыграли роль обиды, накопившиеся за многие годы содружества. Присутствует нежелание «третьей силы» допустить возобновление дружеских отношений между бывшими членами соцлагеря.

Кроме того, соседей настораживает милитаризированный курс Кремля.

На заметку. Географы разделились во мнении. Некоторые из них причисляют Прибалтику и Балканы к Восточной Европе, а другие — нет. Хотя к этим государствам традиционно относили территории, попавшие в состав СССР после Великой Отечественной войны.

Нынешний состав

В настоящее время точный перечень стран Восточной Европы есть у Департамента статистики ООН.

Страны Восточной Европы по версии Департамента статистики ООН.

В список вошли 10 государств:

Перечисленные страны относительно недавно встали на путь самостоятельного развития и значительно отстают от своих соседей на Западе. «Компенсирует» отставание в экономике бережное отношение к культурному наследию.

Исключая первые четыре страны, остальные вошли в Европейский Союз и пользуются всеми привилегиями содружества.

Политический курс

Навязанная Советским Союзом установка по экономическим реформам «перестроечной» модели в конце восьмидесятых в первую очередь потерпела фиаско в Польше, Венгрии, Болгарии и Югославии.

Желание внести демократию и гласность подтолкнули к краху существующий строй. Люди стали открыто высказывать своё недовольство. Горбачёв как сторонник демократизации соцлагеря поддерживал оппозицию и радикально настроенные партии, призывающие к сепаратизму.

В странах произошли «бархатные революции». Польша первая сменила политический курс. На выборах в 1989 году к власти пришла оппозиционная партия «Солидарность», которая была не коммунистической. Оказавшаяся у власти, она организовала выборы президента в 1990 году, в результате которых победу завоевал руководитель партии Лех Валенса.

Примерно в это же время на территории Венгрии прошли выборы в демократическом ключе, которые положили конец социалистическому строю. Главой государства стал Арпад Гёнц, председатель второй по численности партии оппозиционного характера «Союз свободных демократов».

Более жёсткая смена власти прошла в таких странах, как Чехословакия, Болгария и Румыния. В Бухаресте возникло вооружённое восстание, следствием которого стал расстрел бывшего руководителя страны Чаушеску и его супруги. Если не брать во внимание Румынию, то в остальных странах смена власти произошла бескровно, что и дало название «бархатная революция» подобной схеме.

В текущей политической обстановке

Произошедшая смена власти в восточноевропейских странах принесла с собой значительные внешнеполитические последствия. Рухнул СССР и прекратила своё существование организация Варшавского договора. Части Советской Армии были выведены из Восточной Германии, Венгрии, Польши и Чехословакии в 1991 году.

Противостояние стран Варшавского Договора и стран НАТО

Суверенные государства стали центром внимания Евросоюза и блока НАТО. В первую пятилетку XXI века часть стран интегрировала в ЕС и военную организацию НАТО. Регион стал носить название Центрально-Восточной Европы.

Процесс экономической адаптации

На данный период государства восточноевропейского региона подвержены двойственным процессам: подъём экономического сектора сменяется кризисом государственного аппарата и нарастанием бюджетной напряжённости.

Даже среди стран, считающихся благополучными, уровень жизни населения имеет нисходящий тренд. Как следствие, плохое развитие экономического сектора с негативным эффектом в социальной сфере дестабилизирует перспективу экономического подъёма. Эти проблемы — результат отсутствия реформ, которые не провели в своё время руководящие политики.

Восточная Европа очень подвержена воздействию внешних факторов, таких как экономическая депрессия соседних регионов, межэтнические стычки и военные конфликты. Вместе с тем государства региона по-особенному развивают свою экономику, иногда значительно отличаясь от западных соседей своей открытостью.

Имеют место следующие тенденции:

  • Упорное наращивание интенсивности торгового оборота с Евросоюзом и привилегии для иностранных инвесторов. Последние не упускают такой возможности и вкладывают деньги в неосвоенный сектор. Доля экспорта в ЕС превышает 50 %.
  • Получение основной прибыли от экспорта топлива, металлов и природных ресурсов, что делает страны донорами. При смене тенденции потребления такой жест может сыграть плохую шутку с государствами-поставщиками.

Лидерами восточноевропейского региона по экономическому развитию считаются Венгрия и Польша. Последняя, впрочем, как более консервативная не старается полностью открываться. За ними следуют Чехия и Словакия.

Минимальная заработная плата в месяц в Европе

Между этими четырьмя странами и другими государствами региона образовался крупный разрыв в уровне доходов.

Открытость стран Восточной Европы ведёт к тому, что вместе с запуском новых технологичных предприятий иностранными инвесторами растёт число безработных. Местное население вынуждено покидать родные места и отправляться в Западную Европу на поиски лучшей жизни. (КАК УЕХАТЬ В ЕВРОПУ НА ПМЖ)

Природные ресурсы

Регион богат природными ресурсами. Прежде всего, это каменный уголь, преимущественно залегающий в Польше и Чехии. Бурый уголь есть на всей территории региона. Его добыча в основном осуществляется открытым способом.

А также имеются большие залежи торфа. Нефть и газ приходится завозить преимущественно из России.

Минеральные ресурсы Европы

Основная добыча медной руды происходит в Польше (Нижнесилезский бассейн). Кроме того, в регионе имеются большие запасы каменной соли. Бокситы добываются на северо-западе Венгрии.

Лес в регионе есть, но в небольших количествах. Наиболее богаты лесными массивами Польша и Словакия. В остальных странах он представлен в виде насаждений, защищающих поля, водоемы, морское побережье, парки в рекреационных районах.

Хозяйство восточноевропейских стран

После развала социалистического лагеря державы Восточной Европы не проявили заинтересованность в социально-экономическом единстве.

Доли стран-членов в ВВП Евросоюза в 2016 году, %

Каждое государство принялось самостоятельно добиваться улучшений. Промышленность получила новое развитие, благо вторая половина XX века прошла под знаменем плотной индустриализации региона. Наследие социализма вполне подошло для дальнейшей жизнедеятельности.

Энергетика

Нефть и газ в регион завозятся с территории РФ. А угля и торфа более чем достаточно. Именно эти ископаемые используются в качестве топлива для выработки энергии на ТЭС. Последних в регионе — более 60 %.

Камнеугольные и нефтегазоносные бассейны Европы

Остальное количество приходится на ГЭС и АЭС. Одна из мощнейших станций в Восточной Европе — АЭС «Козлодуй» (Болгария).

Металлургия

Данная отрасль энергично развивалась на протяжении 50 лет, с момента окончания Второй мировой войны. Цветная металлургия основана на своём сырье. А чёрная — опирается на импорт руды.

Машиностроение

Локомотивом данной отрасли в регионе значится Чехия. На её территории широко налажено станкостроение и производство бытовой техники. Румыния и Польша занимаются производством металлоёмких механизмов и конструкций.

Завод Skoda в г. Млада-Болеслав (Чехия)

За Болгарией и Венгрией — ниша электротехнической индустрии.

Химия

Химическая промышленность восточноевропейских стран находится среди аутсайдеров. Причина: основное сырьё (нефть) завозится извне. Однако производимая в Польше и Венгрии фармацевтика на хорошем счету. А Чехия держит первенство в стекольной индустрии.

Фармацевтическая компания, Катовице, Katowice, Силезское воеводство, Польша

Сельское хозяйство

Отрасль региона преимущественно работает на внутренний рынок. Малая часть продукции отправляется на экспорт. Чехия, Словакия, Венгрия и Польша отдают предпочтение животноводству. Остальные страны поддерживают растениеводство. Основные культуры: пшено, кукуруза, овощи и фрукты.

Специализация сельского хозяйства Европы

Центральная и северная часть региона предпочитают мясомолочное и мясное скотоводство, свиноводство. А горные территории специализируются на горно-пастбищном мясном и шерстяном животноводстве.

Развитие туризма

Советские граждане с большим удовольствием отдыхали в восточноевропейских странах. Здесь достаточное количество курортов и лечебных здравниц. Однако туризм не получил стремительного развития после приобретения государствами суверенитета.

Нынешний сервис региона сильно отстаёт от западноевропейских стран. В качестве причин можно выделить несколько факторов:

  • Регион очень вяло осуществляет переход туриндустрии от планового хозяйства к рыночным отношениям.
  • Имеющаяся инфраструктура в большинстве случаев является наследием социалистического лагеря и не соответствует международным стандартам и требованиям, действующим в ЕС.
  • Дефицит рекламного продукта в соседних западных странах делает курорты менее популярными.
  • Невысокий доход восточных европейцев не позволяет им тратить личный бюджет на отдых.
  • Уровень сервиса, значительно отстающий от греческого, турецкого, испанского и других.
  • Репутация опасного и воинствующего региона после войны в странах бывшей Югославии.

Перечисленные обстоятельства не позволили развить туризм в странах Восточной Европы до необходимого уровня. Однако жители СНГ, некогда братских государств охотно приезжают на курорты региона. Их устраивает уровень предоставляемого сервиса.

Заключение

Давая характеристику странам Восточной Европы, можно сказать, что регион находится в прямой зависимости от Евросоюза, как некогда находился под опекой СССР. Что действительно изменилось, так это политический строй. Бесспорный плюс в интеграции с Западной Европой — это возможность безвизового режима для состоящих в ЕС и лояльное отношение к региону.

Источник

Оцените статью