Взаимоотношение россии с европейскими странами

Краткий обзор отношений

Российская Федерация ориентирована на развитие тесного всестороннего партнерства с Европейским союзом на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и паритетного уважения интересов друг друга. Россия – крупнейший сосед ЕС, который стал еще ближе после расширения Союза в 2004, 2007 и в 2013 годах.

Россию и ЕС связывают интенсивные торгово-экономические отношения. В 2017 г. доля ЕС составила примерно 44% от общего объема российской внешней торговли. В свою очередь, для ЕС Россия – четвертый по величине торговый партнер, на которого в 2017 г. пришлось около 6% внешней торговли ЕС. В 2017 г. товарооборот между Россией и Евросоюзом после заметного сокращения в 2014–16 гг. вновь начал расти и составил 246,5 млрд. долл. США, что на 23% больше, чем в 2016 г. Россия прочно занимает место ключевого поставщика энергоносителей для ЕС. Наша страна на треть удовлетворяет потребность ЕС в энергоносителях.

Россия и все страны-члены ЕС входят в Организацию Объединенных Наций, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совет Европы. В условиях распространения транснациональных угроз и вызовов Россия заинтересована в упрочении взаимодействия с Европейским союзом в сферах противодействия терроризму, организованной преступности, нелегальной миграции, торговли людьми, а также распространения наркотиков. Налицо интерес к сотрудничеству в интересах противостояния последствиям изменения климата.

Читайте также:  Тесты по обж по темы гражданская оборона составная часть обороноспособности страны

Россия стремится к поддержанию с ЕС регулярного диалога по основным политическим проблемам современного мира, включая разрешение конфликтов на Ближнем Востоке, в Афганистане, на Балканах и в других регионах, а также по вопросам предотвращения распространения оружия массового уничтожения и соответствующих технологий.

Юридической основой отношений России и ЕС остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), с подписания которого в июне 1994 г. прошло уже более 20 лет. Без преувеличения можно сказать, что на рубеже столетий эта договоренность заложила стабильный договорно-правовой фундамент для всестороннего развития диалога Россия-ЕС в самых различных сферах. Соглашением были созданы предпосылки для построения тесных экономических отношений, включая перспективу формирования зоны свободной торговли, учреждена многоуровневая архитектура сотрудничества, а также заданы рамки политического диалога Россия-ЕС.

На саммите Россия-ЕС в Лондоне в 2005 г. была достигнута политическая договоренность о заключении Нового (базового) соглашения, которое должно заменить действующее СПС. Переговоры по Новому базовому соглашению были начаты в июле 2008 г. Состоялось 12 переговорных раундов. Российскую делегацию на переговорах возглавляет Постоянный представитель России при ЕС В.А.Чижов.

В настоящее время по инициативе ЕС переговоры заморожены. В контексте их возможного возобновления Россия особое внимание намерена уделять учету в положениях будущего соглашения ряда новых моментов, включая вступление России в ВТО и динамично развивающийся процесс евразийской экономической интеграции. Как Россия, так и ЕС прошли через важные политические, экономические и социальные перемены со времени подписания СПС. Новое соглашение призвано отразить эти изменения и сделать качественный шаг вперед. Российская сторона исходит из того, что Новое соглашение создаст более прочную правовую основу отношений России и ЕС, зафиксирует нашу общую приверженность базовым принципам межгосударственных отношений и выведет взаимодействие на более высокий уровень партнерства.

Читайте также:  Международные организации стран импортеров

Отношения Россия – ЕС переживают не самые простые времена. Своими действиями накануне и в ходе украинского кризиса Европейский союз поставил под вопрос свою репутацию надежного партнера нашей страны. Серьезный удар по отношениям был нанесен односторонними санкционными решениями Европейского союза, принятыми в ущерб обоюдным экономическим интересам во имя продвижения сомнительных геополитических схем. События последних месяцев показали, что динамично развивавшиеся торгово-экономические связи Россия – ЕС пока не переросли в подлинное стратегическое партнерство, базирующееся на принципах равноправия, неделимости безопасности и взаимного уважения интересов. По-прежнему дают о себе знать отжившие конфронтационные стереотипы времен «холодной войны».

Украинский кризис наглядно высветил насущную необходимость в совместной выработке такого алгоритма взаимоотношений России и ЕС в регионе нашего «общего соседства», который обеспечил бы подлинный учет интересов сторон и расположенных в регионе стран, явился бы не источником раздражителей, а инструментом углубления и расширения нашего взаимодействия. Необходимо извлечь уроки из очевидных ошибок, допущенных при реализации Евросоюзом инициативы «Восточное партнерство», односторонний характер которой в значительной мере обусловил нынешний кризис. В этом контексте многое будет зависеть от готовности ЕС к проведению реального содержательного диалога по проблематике сопряжения процессов европейской и евразийской интеграций.

Источник

Россия и ЕС: почему все пошло не так?

Интервью с завотделом ИМЭМО РАН им. Примакова Надеждой Арбатовой о двусторонних отношениях России и Европейского союза

Москва. 24 февраля. INTERFAX.RU — Из Брюсселя в очередной раз грозят санкциями. Визит Жозепа Борреля не принес улучшения отношений между ЕС и Россией. Создается впечатление, что наши отношения зашли в тупик. Так ли это и если так, то в чем подлинная причина такого положения? Ведь еще недавно была надежда на заключение Соглашения о стратегическом партнерстве. Об этом беседует наш специальный корреспондент Вячеслав Терехов с доктором политических наук, заведующей Отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН имени Е.М.Примакова Надеждой Арбатовой.

— Действительно ли так все плохо в двусторонних отношениях России и Европейского союза?

— Да, это так. Отношения России с Европейским союзом сегодня накалены до предела. Это со всей наглядностью продемонстрировал недавний визит в Москву главы внешнеполитического ведомства ЕС Жозепа Борреля. Этот визит был признан в Брюсселе дипломатическим фиаско. Стороны не только не нашли общих точек соприкосновения, но с еще большей жесткостью застолбили неизменность своих позиций. Москва выступает против вмешательства Евросоюза во внутренние дела России, независимого суверенного государства и даже готова идти на разрыв отношений с ЕС, остающимся важным экономическим партнером. Брюссель грозит новыми санкциями в связи с делом Навального и подавлением политических протестов в его защиту, критикует позицию России по конфликту на востоке Украины. Но, тем не менее, проявляет готовность к избирательному сотрудничеству с Москвой по важнейшим международно-политическим проблемам. Ситуация – почти кафкианская, если учесть, что не так уж давно Россия и ЕС вели переговоры по новому соглашению о стратегическом партнерстве.

— В чем причины такого обвального ухудшения отношений России и Евросоюза?

— Точкой отсчета в стремительной деградации отношений партнеров считается украинский конфликт, который привел к присоединению Россией Крыма, санкционной войне и замораживанию двустороннего сотрудничества. Однако, если начать разматывать этот клубок противоречий, то нельзя не увидеть, что украинский конфликт был спровоцирован столкновением двух региональных стратегий России и ЕС – Евразийского экономического проекта (ЕАЭС) Москвы и Восточного партнерства (ВП) Брюсселя с шестью странами Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдавией и Украиной. В обоих проектах Украине отводилось центральное место, что и обусловило, образно говоря, битву за Украину. Но и это далеко не все.

Если пойти дальше вглубь этого клубка непримиримых расхождений, то нельзя не увидеть, что перспектива подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, предусматривающего создание зоны свободной торговли, вызвала негативную реакцию Кремля не только из-за столкновения двух региональных проектов России и ЕС. Если Кавказский кризис был напрямую вызван перспективой вступления Грузии в НАТО, то Восточное партнерство стало восприниматься Москвой как дымовая завеса для расширения НАТО на пространство СНГ, поскольку лидеры НАТО и ЕС неоднократно подчеркивали взаимодополняемость процессов их расширения. Иными словами, и кавказский кризис, и украинский конфликт, которые называются европейскими лидерами главной причиной ухудшения отношений с Россией, в действительности являются не причиной, а следствием более глубоких проблем. Эти проблемы проистекают из разных представлений России и Запада об основах постбиполярной безопасности в Европе и соперничества на пространстве бывшего Советского Союза. Однако и эти разногласия являются следствием более фундаментальных причин.

Все было предопределено

— Каковы же эти глубинные причины?

— Тридцать лет прошло со времени распада СССР, который ознаменовал конец биполярной эпохи, а споры о том, кто проиграл холодную войну, не утихают ни в России, ни на Западе. Есть определенная путаница в понятиях. Окончание холодной войны между горбачевским Советским Союзом и Западом ознаменовалось принятием Парижской хартии для новой Европы в ноябре 1990 г. Однако оно не означало окончание биполярности, которое произошло спустя год с распадом СССР. Близость по времени этих двух событий воспринимается многими как одно явление. Во всяком случае, сложилось мнение, что проиграв холодную войну, Советский Союз был обречен, то есть, если СССР распался, то он и есть проигравшая сторона, а потому Западу – ЕС, НАТО/США — ничего не надо менять в их политике на российском направлении. Представляется, что Советский Союз проиграл не холодную войну, которая была его естественной средой обитания, а разрядку, показавшую неэффективность советской экономической и политической модели в нормальных, невоенных и неконфронтационных условиях. Что же говорить о постсоветской России, которая была главным бенефициаром распада СССР?!

Вопрос о том, кто проиграл холодную войну, а кто ее выиграл, имеет не только теоретическое и философское значение, но напрямую связан с эволюцией постбиполярных международных отношений, прежде всего отношений России с основными центрами силы Запада – ЕС, НАТО/США. История свидетельствует, что обычно мировые войны, а холодная война была мировой войной двух систем, заканчивались мирными конгрессами, на которых страны-победительницы устанавливали новый мировой порядок. Страны Западной Европы и США считали себя по умолчанию победившей стороной в холодной войне, а Россию проигравшей. Идея необходимости нового мирового порядка после крушения двусторонней конфронтации не значилась в повестке дня ни ЕС, ни НАТО, ни США. Более того, Хельсинский деколог, десять знаменитых принципов Хельсинского заключительного акта, стали восприниматься в Европе и США как анахронизм. То есть, не стало общих правил международно-политического поведения держав, соблюдение которых в годы двустороннего противостояния являлось гарантией предотвращения конфликтов в Европе.

Таким образом, сегодняшний конфликт был в большой степени предопределен, несмотря на почти двадцатилетнее кажущееся благополучие.

Впереди – ни войны, ни мира

— Что же будет дальше?

— Разрыва отношений не будет. Ни Россия, ни ЕС не заинтересованы в этом. Последние санкции Евросоюза, принятые в связи с делом Навального, ограничиваются узким кругом чиновников и не затрагивают интересы бизнеса. Однако при всем оптимизме относительно невозможности полного разрыва отношений России с Европейским союзом следует признать, что перезагрузка этих отношений в сегодняшних обстоятельствах не представляется возможной. Максимум, на что можно надеяться – это избирательное взаимодействие в очень узком коридоре возможностей. В целом эти отношения будут сочетать как прагматичное точечное сотрудничество, так и очевидное соперничество на региональном и глобальном уровнях.

Источник

Отношения России и Европейского Союза

Отношения России и Европейского Союза представляют собой отношения двух крупных геополитических игроков, поскольку ЕС по консолидированному мнению большинства ученых является наднациональным единым образованием и выступает как единый субъект в сфере переданных ему государствами-членами полномочий. Интересы и ценности России и Евросоюза во многом не совпадают. Но несмотря на это, экономическое сотрудничество России и ЕС имеет огромное значение для обеих сторон. Это обуславливается географической близостью, тем фактом, что ЕС является самым крупным потребителем российского газа, а РФ в свою очередь закупает в ЕС большую часть высокотехнологичного оборудования, используемого в том числе и в нефте- и газодобывающей промышленности. Естественно, терять европейский рынок сбыта России не очень хочется. Также между Россией и Евросоюзом имеется множество совместных проектов.

Изначально, ещё когда Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) только было создано (Римский договор 1957 года), его отношения с СССР не имели какого-либо важного и стратегического характера, поскольку ЕЭС в то время было объединением чисто экономического толка. СССР выстраивал свои отношения с странами-членами ЕЭС на двусторонней основе (напр., см. сделку между СССР и ФРГ «Газ в обмен на трубы»). Однако, В 1992 г. после подписания договора в Маастрихте три существовавшие ранее европейские сообщества (а именно Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС), учрежденное Парижским договором 1951 г.; Европейское сообщество по атомной энергетике (Евратом), учрежденное договором в Риме в 1957 г.; и Европейское Экономическое Сообщество, учрежденное в том же году) объединились в Европейский Союз, который был уже не просто экономическим объединением, но ещё и политическим. В 2000-х Евросоюз был скорее надгосударственным образованием, и тогда отношения ЕС и России стали обретать более значимый характер.

На сегодняшний день отношения с Евросоюзом имеют весьма важное значение для внешней политики России. ЕС в целом стоит на втором месте по доле в общемировом ВВП (ППС), уступая по этому показателю только Соединенным Штатам Америки (США). В составе ЕС есть страны, чьи отдельные доли в мировом ВВП превышают даже российскую — так называемая «большая тройка ЕС» — Германия (4 место), Великобритания (5 место), Франция (6 место). Россия в этом рейтинге занимает 12 место (все данные 2017 г.) Экономическое сближение между ЕС и РФ идёт на пользу обеим сторонам, так как их экономики имеют в общем разную специализацию и потому дополняют друг друга, а не конкурируют.

Политическое сближение между РФ и ЕС развивалось в период с 1990-х по 2014 гг. Общее представление о тенденциях сближения можно составить на основе дорожных карт о «четырех общих пространствах» (2005 г.). Также сближение России и Евросоюза является головной болью для США, для которых усиление России в Европе может стоить огромных экономических потерь, и как следствие, это может стать смертью для экономики Штатов.

Содержание

Сравнение России и ЕС

Российская Федерация Европейский Союз
Население 146 519 759[1] 508 200 000[2]
Территория 17 125 407 км² 9 826 630 км²
Плотность населения 8,4 чел/км² 116 чел/км²[3]
Столица Москва Брюссель
Крупные города Санкт-Петербург
Новосибирск
Екатеринбург
Севастополь
Ростов-на-Дону
Сочи
Калининград
Нижний Новгород
Казань
Самара и другие
Лондон
Париж
Рим
Берлин
Мадрид Мадрид
Вена
Амстердам
Варшава
Будапешт
Прага и другие
Руководитель государства Президент Владимир Путин Председатель Европейского совета Дональд Туск
Премьер-министр Премьер-министр Михаил Мишустин Первый заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс
Спикер парламента Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Валентина Матвиенко (верхняя палата)

Председатель Государственной думы Федерального собрания Вячеслав Володин (нижняя палата)

Генеральный секретарь Совета Европейского союза Йеппе Трангольм-Миккельсен (верхняя палата)

Председатель Европейского парламента Мартин Шульц (нижняя палата)

Глава МИД Министр иностранных дел Сергей Лавров Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини Государственное устройство Федеративное государство Наднациональное государство (де-факто) Национальная валюта Российский рубль Евро (только в странах Еврозоны) Официальные языки Русский язык Официальные языки Европейского Союза Национальная спутниковая система ГЛОНАСС (глобальная) Галилео (в настоящее время дорабатывается) [1] ВВП (ППС), млрд $ $3745 $17372

История взаимоотношений

Чеченские войны

Во время чеченских войн ЕС всячески поддерживал самопровозглашённую «Чеченскую республику Ичкерия» и всячески критиковал любые действия России в Чечне.

В апреле 2004 года провалилась очередная антироссийская резолюция по Чечне[4]. Поддержали её лишь 12 стран из 53, 23 отвергли, а 18 воздержались. Среди поддержавших резолюцию были такие ведущие страны ЕС, как Франция, Германия и Великобритания, а также США.

Лишь в 2005 году ЕС отказались вносить в ООН антироссийские резолюции по Чечне[5], ибо стало ясно, что Чечня останется в составе России.

Оранжевая революция

В конце 2004 года Евросоюз, наряду с США, был одним из организаторов и ярых сторонников «Оранжевой революции». Целью США и ЕС было привести к власти на Украине своего кандидата Виктора Ющенко и отстранить относительно лояльного к России Виктора Януковича, что и было сделано. Однако президентство оранжевого героя не принесло ожидаемого результата для Запада (как и в случаи с Саакашвили, Западу нужны была войны на Украине, аналогичные тем, какие были в Грузии при Саакашвили), в результате чего на президентских выборах на Украине 2010 года ЕС, как и США, спокойно признали победу Януковича (что также нужно было им в своих целях).

Сирийская война

Позиции России и Евросоюза по вопросу войны в Сирии являются диаметрально противоположными. По сути, позиция ЕС в этом вопросе не сильно отличается от позиции США.

Странам ЕС очень нужен газопровод из дружественного им Катара в Европу. География региона позволяет проложить такой газопровод только через Сирию. Однако зависеть от дружбы с Асадом, который сможет в любой момент приказать перекрыть газопровод, страны Евросоюза, разумеется, не хотят: им нужен полный контроль над всем маршрутом.

В случае, если в Сирии будет установлен прозападный режим, и трубопровод будет установлен, это поставит под угрозу все российско-европейские газовые проекты.

Южный поток

Разработка данного газопровода началась 7 декабря 2012 года. Данный газопровод должен был пройти через Чёрное море на Балканский полуостров и первым делом выйти в Болгарию, в портовый город Варна, а уже оттуда через Балканы предполагалось строительство газопровода в остальные страны Европы.

Но в 2014 году, на фоне украинского кризиса, пойдя на поводу у США, ЕС всячески сопротивлялся строительству этого потока. По сути, сам Евросоюз занял антиевропейскую позицию по данному вопросу, поскольку это сулило для ЕС огромные экономические выгоды.

В конечном итоге 1 декабря 2014 года на пресс-конференции в Анкаре, президент России Владимир Путин объявил о том, что проект Южный поток закрыт, поскольку позиция ЕС по нему является неконструктивной. Вместо него Россия подписала соглашение с Турцией, что огромным плюсом для России, поскольку ЕС в таком случае оказался в крайне неудачном положении. Также это стало огромным козырем в отношениях России и Турции. Итогом стало подписание контракта на создание газопровода Турецкий поток [2] .

Год науки Россия-ЕС 2013—2014

25 ноября 2013 года в Москве был торжественно открыт Год науки Россия-ЕС. Основной целью данного мероприятия было показать многогранность сотрудничества между ЕС и Россией в области науки, технологии, высшего образования и инноваций, отметить достигнутые результаты и обозначить будущие возможности для развития сотрудничества на взаимовыгодной основе.

В течение года науки было проведено более 170 совместных мероприятий на территории Европы и России. Основное внимание было сфокусировано на разнообразии взаимодействия в исследованиях, инновации и высшем образовании между ЕС, отдельными его странами и Российской Федерацией. Эти мероприятия позволили индивидуальным исследователям, предприятиям, лабораториям, исследовательским и высшим образовательным институтам презентовать свои научные достижения и представить идеи будущих проектов перед широкой общественностью. Как результат были продолжены или же созданы новые сотрудничества между Европейскими и Российскими исследователями.[6]

Данный Год науки был торжественно закрыт в Брюсселе 25 ноября 2014 года.

Интересно, что даже не взирая на украинский кризис, санкции, и значительное ухудшение отношений с Западом, данный комплекс мероприятий не был закончен раньше времени и прошёл полностью и весьма успешно.

Украинский кризис

Евросоюз наряду с США стал одним из главных разжигателей Украинского кризиса. Цель этого была та же, что и во время Оранжевой революции — провести очередную цветную революцию для того, чтобы к власти на Украине пришли прозападные политики (при том, что и до этого там были люди, относительно лояльные к Западу).

После воссоединение Крыма с Россией и начала войны на Донбассе отношения России и ЕС значительно ухудшились.

Также ЕС занимал и продолжает занимать сугубо антироссийскую позицию по делу гибели малайзийского Боинга под Донецком.

По сути, позиции России и ЕС по украинскому кризису являются диаметрально противоположными.

Санкции ЕС против России 2014—2016

Дабы оказать на Россию давление, Евросоюз, под давлением США, ввёл в марте 2014 года обширный список санкций против России. В результате чего как Россия, так и ЕС понесли значительные экономические убытки. Однако Россия, отчасти благодаря импотрозамещению, и отчасти благодаря помощи Китая, смогла более-менее справиться с последствиями санкций, в то время как США не стали возмещать Евросоюзу убытки, понесённые от антироссийских санкций.

Конечным итогом санкций стало то, что Евросоюз понёс гораздо большие экономические убытки, чем Россия.

12 марта 2016 года в ЕС было принято решение продлить санкции против России до 15 сентября 2016 года[7].

Переговоры по ядерной программе Ирана

2 апреля 2015 года в Швейцарии завершились переговоры «Группы шести» (в составе Великобритании, Германии, Китая, России, США и Франции) с делегацией Ирана. Удалось согласовать рамочную договорённость по окончательному урегулированию ситуации с иранской ядерной программой — Иран на 10 лет ограничит мощности по обогащению урана и ядерным исследованиям, будет приостановлено две трети иранских центрифуг по обогащению урана; на 15 лет Иран не станет строить новые объекты по обогащению или реакторы на тяжёлой воде и ограничит запасы обогащённого урана; до 25 лет будут продолжаться инспекции МАГАТЭ на ядерных объектах Ирана. [8].

Данное событие стало очередным успехом для российской дипломатии, поскольку снятие санкций с Ирана открыло дополнительный возможности для развития экономики (например, торговля с странами ЕС. Будучи под санкциями, Иран не мог этого делать).

Отношение российского общества к ЕС

В 1999 году 67 % опрошенных (по данным Левада-центра) говорили, что России следует стремиться в будущем к вступлению в Европейский союз (это большинство сохранялось вплоть до 2010—2011 гг. — так отвечали 55 и 51 %, соответственно).

В 2014 же году такое мнение разделяли лишь 15 %, а 64 % считали, что это России не нужно. [9]

Саммиты Россия-ЕС

Саммиты Россия-ЕС представляют из себя площадку для политического и экономического диалога между Россией и Евросоюзом. На саммитах, помимо политических проблем (или вернее, помимо столкновения геополитических интересов) также обсуждаются перспективы экономического сотрудничества и совместной работы в рамках каких-либо российско-европейских проектов. Однако, далеко не все саммиты имели для России и ЕС важное стратегическое и экономическое значение.

Первый саммит Россия-ЕС состоялся 7 сентября 1995 года в Москве, последний — в январе 2014 года в Брюсселе.

Всего за всю историю отношений между Россией и ЕС было проведено 32 саммита. После этого, ввиду осложнения двухсторонних отношений, был отменён саммит в Сочи, который должен был пройти в июне 2014 года.

За всю историю саммитов Россия-ЕС довольно-таки редко удавалось достичь каких-либо взаимовыгодных соглашений. Часто саммиты заканчивались «в ничью».

Хронология саммитов

Номер Год Дата Место проведения Повестка саммита Итоги саммита
1 1995 7 сентября Россия, Москва Роль России в урегулировании боснийского конфликта и безопасность в Европе[10]] Никаких договорённостей достигнуто не было
2 1997 3 марта Безопасность в Европе, расширение НАТО и экономическое сотрудничество Подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве[11]
3 1998 15—16 мая Великобритания, Бирмингем Разработка Хартии европейской безопасности и интеграция России в мировую экономику[12] Никаких договорённостей достигнуто не было
4 1999 22—23 октября Финляндия, Хельсинки Ситуация в Чечне и требование ЕС «начать политический диалог с Грозным»[13] Никаких договорённостей достигнуто не было
5 2000 29—30 мая Россия, Москва Вступление России в ВТО и попытка США выйти из договора о ПРО Никаких договорённостей достигнуто не было
6 30—31 октября Франция, Париж Нет данных Нет данных
7 2001 17—18 мая Россия, Москва
8 3—4 октября Бельгия, Брюссель
9 2002 29—30 мая Россия, Москва
10 11—12 ноября Бельгия, Брюссель
11 2003 31 мая—1 июня Россия, Санкт-Петербург Одобрена концепция «четырех общих пространств»[14]
12 6—7 ноября Италия, Рим Дело ЮКОСа (неформально) Охлаждение отношений из-за попыток ЕС надавить на Россию в деле Ходорковского
13 2004 21—22 мая Россия, Москва Экономическое сотрудничество и вступление России в ВТО Подписан протокол об условиях вступления РФ в ВТО. Москва пообещала ускорить движение к ратификации Киотского протокола[15]
14 25—26 ноября Нидерланды, Гаага Президентские выборы и оранжевая революция на Украине, требование России выдать эмиссара чеченских боевиков Ахмеда Закаева и расширение ЕС и НАТО[16] Существенных договорённостей достигнуто не было (однако данный саммит прошёл в напряжённой обстановке)
15 2005 10—11 мая Россия, Москва Утверждены «дорожные карты» четырех общих пространств[17]
16 4—5 октября Великобритания, Лондон Сотрудничество в области энергетики, торговли и совместная борьба с терроризмом Упрощение визового режима между Россией и ЕС[18]
17 2006 25—26 мая Россия, Сочи Вопросы о создании четырех общих пространств — в экономике, внешней безопасности, образовании, науке и культуре, а также перспективы двухсторонних отношений Был подписан договор об облегчении визового режима между Россией и ЕС и о реадмиссии[19]
18 24—25 ноября Финляндия, Хельсинки Безвизовый режим, торговые отношения и эмбарго на ввоз товаров из Польши Существенных договорённостей достигнуто не было
19 2007 18—19 мая Россия, Самара Двухсторонние отношения Попытка Запада добиться от России каких-либо политических уступок провалилась[20]
20 26—27 октября Португалия, Марфа Нет данных Нет данных
21 2008 26—27 июня Россия, Ханты-Мансийск
22 14—15 ноября Франция, Ницца Мировой финансовый кризис Никаких договорённостей достигнуто не было
23 2009 21—22 мая Россия, Хабаровск Энергетическое сотрудничество и экономической кризис
24 18—19 ноября Швеция, Стокгольм Энергетическое сотрудничество России и ЕС Подписан новый договор об экономическом сотрудничестве России и ЕС[21]
25 2010 31—1 июня Россия, Ростов-на-Дону Мировой экономический кризис и двухсторонние отношения Подписано также соглашение между Россией и ЕС о защите секретной[22]
26 7—8 декабря Бельгия, Брюссель Глобальная энергобезопасность, энергетическое сотрудничество между Россией и ЕС Подписание меморандума о взаимопонимании по условиям присоединения России к ВТО[23]
27 2011 9—10 июня Россия, Нижний Новгород Запрет на ввоз европейских овощей в Россию, введение безвизового режима и совместные газовые проекты Никаких договорённостей достигнуто не было
28 16—17 декабря Бельгия, Брюссель Энергетика, модернизация и торговые отношения
29 2012 3—4 июня Россия, Санкт-Петербург Ситуация в Северной Африке, Сирии, Ливии, также ядерная программа Ирана, ситуация на Корейском полуострове
30 20—21 декабря Бельгия, Брюссель Арабская весна, ядерная программа Ирана, Сирии и экономический кризис
31 2013 3—4 июня Россия, Екатеринбург Война в Сирии, сотрудничество в энергетике, безвизовый режим
32 2014 28—29 января Бельгия, Брюссель Евромайдан

Галерея

Дмитрий Медведев на саммите Россия-ЕС в Брюсселе, 7 декабря 2010 год

Источник

Оцените статью