Взаимоотношения СССР со странами социалистического содружества(1956 – 1991 гг.).
Отношения СССР со странами «социалистического содружества». Концепция «свободы выбора», отказ от «доктрины Брежнева» в отношении стран Восточной Европы и вывод советских войск из бывших зон влияния СССР в Европе способствовали стремительному развитию событий в странах «социалистического содружества».
В странах Центральной и Юго-Восточной Европы под давлением оппозиционных коммунистам сил и при активной поддержке западного мира в 1989-1990 гг начали происходить антикоммунистические революции, демонстрируя «эффект домино». В большинстве стран переход власти к оппозиции произошел бескровно, во время так называемых «бархатных» революций.
Так было в Польше, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Албании. Германская Демократическая Республика 3 октября 1990 после победы на парламентских выборах оппозиции была включена в состав ФРГ. Кровопролитным этот процесс был в Румынии, а распад Югославии сопровождался гражданской войной.
В 1990-1991 гг СССР постепенно утрачивал свои позиции в странах Центральной и Восточной Европы. Новые лидеры этих стран под лозунгом «возвращения в Европу» переориентировались на Запад. Этому способствовали и такие шаги советского руководства, как переход в 1990 г. в расчетах со странами СЭВ на мировые цены и свободно конвертируемую валюту, что серьезно сказалось на всей системе «экономической взаимопомощи». Сошел на нет и сотрудничество бывших соцстран в рамках Организации Варшавского Договора.
С весны 1991 г. СССР пытался строить отношения с бывшими партнерами на двусторонней основе. В проекты договоров по настоянию советской стороны включался пункт, согласно которому одна из сторон не имела права вступать в союзы, направленные против другой стороны, а также размещать на своей территории иностранные войска. Однако бывшие союзники уже не желали идти на ограничение своего суверенитета и не соглашались на документальное подкрепление договоренностей о нераспространении НАТО на восток.
81КУЛЬТУРА 20 века
— радикально новые и прежде неизвестные типы худож. и филос. самовыражения: техн. виды искусств (кино, позднее дигитальные искусства), фундаментальные научные теории, глубочайшим образом преображающие филос. методы и худож. мышление. В структуре и типологии К. 20 в. не менее показательны и “зияния”, т.е. исчезновение либо маргинализация видов, типов, жанров искусства и мышления, к-рые прежде играли в системе культуры чрезвычайно существенную роль. Так, резко сокращается значение реалистич. изобразит, искусства (к-рое ограничивается рамками обывательского салона и идеол. обслуживания нек-рых тоталитарных режимов). При явном разрастании сферы эзотерически-оккультных практик и теорий (в основном тяготеющих к сфере массовой культуры при всей своей предполагаемой элитарности) сокращается и маргинализируется сфера “большого” религ. мышления и серьезной теологии.
Социальная стратификация смыслов и ценностей культуры имеет, очевидно, тот же истор. возраст, что и классовое расслоение; однако такой специфический структурный феномен, как массовая культура, выделяет 20 в. среди прочих исторических эпох. Массовая культура резко отличается от прежних низовых форм тем, что она опирается на достижения самой передовой технологии даже в большей степени, нежели элитарные формы искусства 20 в. Более того, в сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекат. кинопродукция, мода, бульварная и желтая пресса и пр.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менеджмента, политологии и др. обществ, и антропол. дисциплин. Массовая культура уникальна как искусство манипуляции элементарными “дочеловеческими” реакциями и импульсами (“драйвами”) масс людей, использующее самые рафинированные достижения культуры (технологии и науки). Факт, что высокая культура как бы обслуживает “докультурные” потребности и устремления (подсознат. силы, связанные с эросом, желаниями господства и инстинктами разрушения и агрессии), чрезвычайно показателен для 20 в. Типологически его культура выстраивается вокруг главной проблемы эпохи: увязать между собой высокое, почти культовое отношение к культуре и культурности (как продуктам и орудиям антропной власти над реальностью) с радикальным и систематическим негативизмом по отношению к культуре и культурности. В течение века вырабатываются и всеядные культурные элиты, к-рые признают за культурные ценности как классику авангардизма, так и почтенные академически-музейно-консерваторские суперценности. Однако вплоть до успешной инсти-туционализации авангарда во вт. пол. столетия конфликт между “культурой культурности” и “культурой бунта против культурности” был весьма драматичным на Западе.
Собственно культурная среда в нач. 20 в. обычно отказывалась видеть в революц. искусстве от Ван Гога до Пикассо нечто художественное, притом именно под предлогом предполагаемого отказа авангардистов от культурности (А. Бенуа, Шпенглер и др.). Когда же около середины 20 в. пришло время массированного обществ. признания (т.н. институционализация авангарда), то часть гуманистически настроенных культуропоклонников (Сартр, Адорно и др.) принимают и одобряют те ответвления авангардизма, к-рым можно было приписать некий новаторский новый гуманизм экспериментального типа. Атрибутами нового гуманизма чаще всего объявлялись свобода духа, избавление от узкого европоцентризма и пресловутая “общечеловечность”, соприкосновение с новыми технологиями и фундаментальными идеями революц. наук и т.п.
Начиная с 30-х гг. на Западе возникают мощные информационно-социально-культурные инфраструктуры, к-рые встраивают классику авангарда (от фовизма до абстракционизма, в меньшей степени сюрреализм) в циклы функционирования музейной работы, университетского образования и науки, дорогостоящих правительственных программ и частных инициатив, в т.ч. исследоват. и популяризаторского характера. Одним из важнейших факторов и инструментов институциона-лизации авангарда в середине века становится тезис, что это искусство “истинно человечно” (в отличие от исчерпавшей свой антропный потенциал прежней культуры), да к тому же еще оно — вершина нац., общеевроп. и/или общезап. культуры.
Источник
СССР и страны социализма
В 1964–1985 гг.
Международное положение и внешняя политика СССР
Главой внешнеполитического ведомства СССР с 1957 до 1985 г. являлся министр иностранных дел А.А. Громыко (1909–1989) – сторонник жёсткого внешнеполитического курса. Западные дипломаты называли Громыко «мистер Нет» за неуступчивость на переговорах.
Историки выделяют три этапа во внешней политике СССР:
1)1964 – нач. 1970-х гг. – продолжение жёсткой хрущёвско-сталинской политики, проявлением которой стало в 1968 г. уничтожение советскими танками демократических реформ в Чехословакии.
2) нач. 1970-х –1979 г. – период «разрядки» международной напряжённости, переговоры с лидерами Запада.
3) 1979 – середина 1980-х гг. – новое обострение конфронтации с Западом из-за Афганской войны (1979–1989 гг.).
Социалистический лагерь находился в состоянии раскола. У СССР были напряжённые отношения с Китаем и Албанией.
События в Чехословакии в 1968 г.Весной 1968 г. первый секретарь ЦК КПЧ А. Дýбчек начал либеральные реформы («пражская весна»). Была расширена экономическая самостоятельность предприятий, ликвидирована цензура, разрешена многопартийность. А. Дубчек стремился создать «социализм с человеческим лицом». В Москве в политике Дубчека усмотрели угрозу социализму и Варшавскому договору. Советское руководство потребовало свернуть реформы, но Дубчек отказался. В августе 1968 г. в ЧССР вторглись войска стран – членов Варшавского договора – СССР, Польши, Венгрии, Болгарии и ГДР. «Пражская весна» закончилась. Дубчека сменил просоветский политик Г. Гýсак. Оккупация вызвала возмущение в Чехословакии. Митинги протеста были разогнаны советскими войсками. Народы Восточной Европы стали видеть в СССР агрессора и душителя национальной свободы. Возник термин «доктрина Брежнева» – суверенитет любого социалистического государства имеет подчинённый характер по отношению к общим интересам социализма.
В 1971 г. по линии Совета Экономической Взаимопомощи была принята программа социально-экономической интеграции стран социализма, которая базировалась на ресурсах СССР.
Вьетнамская война 1965–1974 гг.В 1965 г. США развернули войну против коммунистического Северного Вьетнама (Демократической Республики Вьетнам, ДРВ), пытавшегося свергнуть проамериканский режим Южного Вьетнама. В США эта война воспринималась как «грязная». СССР оказывал ДРВ помощь оружием, техникой, военными специалистами. Американцы понесли большие потери, потерпели поражение и покинули Вьетнам в 1973 г. В 1976 г. была образована единая Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ). Вьетнамская война способствовала обострению советско-американского противостояния.
Конфликт с Китаем. Китайская коммунистическая партия (КПК) претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Китай предъявлял СССР территориальные претензии. В 1969г. возник пограничный конфликт на острове Даманский на р. Уссури (приток Амура). Китайцы захватили остров, после чего СССР уничтожил китайскую группировку установками «Град». Во время конфликта погибли 58 советских пограничников, китайские потери неизвестны. В 1991 г. о. Даманский был передан Китаю.
После смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) новый лидер Китая Дэн Сяопи́н требовал вывода советских войск из Монголии и Афганистана. В 1979 г. произошли военные столкновения между Китаем и Вьетнамом из-за спорных территорий. СССР оказал поддержку Вьетнаму.
Политический кризис в Польше.В 1980–1981 гг. повышение цен вызвало в Польше народные выступления против правящей Польской объединённой рабочей партии (ПОРП). Рабочее движение возглавил независимый профсоюз «Солидарность» (лидер – рабочий-электрик с судоверфи г. Гданьска Лех Валéнса, будущий президент Польши в 1990–1995 гг.). Опасаясь ввода советских войск в Польшу, первый секретарь ЦК ПОРП генерал В. Ярузельский в 1981 г. ввёл в стране военное положение. Лидеры «Солидарности», в том числе и Л. Валенса, были арестованы. «Солидарность» перешла на нелегальное положение (лидеры подполья – 3. Буяк, В. Лис, В. Хардек, В. Фрасынюк и др.). События в Польше стали началом развала системы социализма, хотя реально это случилось позднее, в 1989 г. Значительную роль в расшатывании социализма в Польше сыграла католическая церковь и, в частности, папа римский Иоанн Павел II, поляк по национальности.
СССР и страны Запада.
1970–1979 гг. – период «разрядки международной напряжённости». Причины разрядки:
1. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США в ядерном вооружении. Было признано, что в ядерной войне не может быть победителей.
2. Осознание руководителями мировых держав опасности для мира в ядерный век даже обычной войны.
3. Существовала опасность перерастания локальных войн в конфликт между военно-политическими блоками.
Отношения с ФРГ. Приход к власти в ФРГ социал-демократического правительства канцлера В. Брáндта улучшило наши отношения. В 1970 г. был заключён советско-западногерманский договор. ФРГ отказалась от претензий на Восточную Пруссию (с 1945 г. Калининградская область РСФСР). ФРГ также признала западные границы Польши. В обмен канцлер добился от Л.И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух государств на немецкой земле (ФРГ и ГДР), если для этого в будущем возникнут соответствующие условия. Оба германских государства установили дипломатические отношения и были приняты в ООН.
В 1971 г. СССР, США, Англия и Франция отчасти разрешили западноберлинский вопрос. Они договорились, что Западный Берлин имеет особый статус и не принадлежит ФРГ.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) состоялось в 1975 г. в Хельсинки. В Заключительном акте Совещания лидеры 33 европейских стран, США и Канады зафиксировали принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказ от применения силы. Совещание способствовало расширению экономических, политических и гуманитарных связей между Востоком и Западом.
Советско-американские отношения. В ходе переговоров Л.И. Брежнева с президентами США Р. Никсоном и Д. Фордом были достигнуты соглашения об ограничении стратегических вооружений (в 1972 г. – по ОСВ-1, в 1978 г. – по ОСВ-2) и подземных испытаний ядерных зарядов. По договору по противоракетной обороне (ПРО) каждая из сторон имела право на оборудование зоны ПРО в одном из своих жизненно важных районов. В СССР им стал г. Москва, в США – крупнейшая военная база Гранд-Форс (штат Северная Дакота).
Несмотря на переговоры, гонка вооружений продолжалась. Во второй пол. 1970-х гг. СССР принял решение разместить в Восточной Европе ракеты средней дальности СС-20. Это решение затруднило переговоры по ОСВ-2. Подписать соглашение удалось лишь в 1979 г. Но после вторжения СССР в Афганистан Конгресс США отказался ратифицировать ОСВ-2. В ответ на размещение СС-20 США в 1979 г. разместили в Западной Европе «крылатые ракеты» и ракеты средней дальности «Першинг-2», способные поразить территорию СССР. Советский Союз в то время не располагал средствами защиты от «Першингов».
В 1976 г. советский лётчик ст. лейтенант В. Беленко угнал в Японию новейший истребитель-перехватчик МИГ-25 и попросил политического убежища в США. Американцы разобрали перехватчик и изучили секреты МИГа-25. Это усилило взаимное недоверие двух держав.
СССР к концу 1970-х гг. фактически превзошёл США по численности армии, количеству (не всегда – по качеству) танков, самолётов, ракет. А.А. Громыко вспоминал: «СССР и США гнали и гнали ядерное оружие». Это катастрофическим образом отразилось на экономике СССР и привело к кризису 1990-х гг. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в 3-4 раза, а затраты на вооружение были равноценны. На Западе СССР иронично называли «Верхней Вольтой с баллистическими ракетами».
Источник