Взаимосвязь государственно правовой истории зарубежных стран с другими юридическими дисциплинами

Значение истории государства и права зарубежных стран, страница 2

Две историко-правовые науки – история государства и права России и история государства и права зарубежных стран – различаются по предмету изучения. Первая изучает возникновение и развитие государства и права в рамках одной страны – России, вторая – за пределами российских границ. В совокупности они составляют единую отечественную историко-правовую науку, которая решает актуальные задачи по исследованию государственных структур и систем права.

С отраслевыми юридическими науками – конституционным, гражданским, уголовным правом и др. – связь выражается в том, что история государства и права зарубежных стран прослеживает возникновение и развитие, историческую практику использования изучаемых ими правовых институтов за пределами России. Знание истории государства и права зарубежных стран открывает широкие возможности для сравнительного правоведения.

Мировой опыт государственного строительства и правового развития всегда был результатом взаимовлияния и взаимообогащения национальных государственно-правовых моделей. Особенно велико значение синтезирующего начала в нем в настоящее время, когда в мире стремительно набирают силы разнообразные интеграционные процессы, а Россия, как никогда раньше, тяготеет, в том числе в области государственно-правового развития, к признанным мировым сообществом стандартам. Изучение этого опыта как условие профессиональной подготовки современного юриста высшей квалификации невозможно без истории зарубежного государства и права.

Читайте также:  Покажите деньги всех стран мира

История государства и права зарубежных стран как фундаментальная историко-правовая наука, преподаваемая в высших учебных заведениях МВД России, имеет своей задачей:

1. Вооружить курсантов и слушателей достаточно полной суммой знаний о государстве и праве, широким научным кругозором и юридическим мышлением, столь необходимыми для усвоения и применения действующего права.

2. Всевозможными способами содержательного, организационного и научно-методического воздействия добиваться наилучшего усвоения дисциплин историко-теоретического комплекса, конституционного и международного права, цивилистики, уголовного права и процесса, курсов специализации и специальных дисциплин.

3. Способствовать выработке научного суждения:

– об основных путях становления и развития государственно-правовой организации общества;

– об опыте мировой политической и правовой культуры, юридическом знании;

– о состоянии современной политико-правовой картины мира, весьма сложной, многообразной и противоречивой;

– о перспективах развития собственной страны и ведущих стран мира, особенно в плане усиления борьбы с терроризмом, бандитизмом, коррупцией, наркоманией и другими видами преступности.

4. В борьбе с преступностью исходить из учета опыта, накопленного человечеством. История учит, что чрезмерные наказания никогда не способствовали искоренению преступности, если не уничтожены ее социально-экономические и другие причины. Юридические законы должны соответствовать уровню экономического развития общества, иначе они будут неэффективны.

5. Формировать облик сотрудника российской милиции как человека, верного требованиям присяги, мужественного, неподкупного и справедливого, активного борца с преступностью, защитника законных прав и интересов граждан, всем своим поведением показывающего уважение к закону, к праву, способствующего укреплению законности и правопорядка в стране.

Спонсор статьи — компания «Экзамен 74» — предлагает вашему вниманию такую услугу, как продажа отчетов по практике и бизнес-планов. Заказывая научную работу в данной компании, вы гарантированно получите профессионально выполненный, уникальный материал на должном уровне.

Источник

Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран, связь с другими науками

Цели и задачи учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран»

История государства и права зарубежных стран – историко-правовая наука, изучающая исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. Ее цель – выявление исторических закономерностей развития государства и права. Эта наука дает возможность не только глубже понять реалии современности на основе мирового социального опыта, но и предсказывать дальнейшее развитие государства и права; вооружает юристов необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по реализации идеи правового государства в России.

История государства и права зарубежных стран включает общие сведения о государственно-правовых явлениях и процессах, присущих тому или иному обществу на различных этапах его развития; ознакомление с современными процессами в государственно-правовой сфере различных стран; формирование навыков самостоятельного анализа и оценки состояния политико-правовой организации современного общества.

В курс изучения введено всестороннее рассмотрение всей истории человечества, начиная с первобытнообщинного строя и создания первых государств древнего мира (Вавилона, Египта, Греции, Рима), детальное изучение стран средневековой Европы и Азии эпохи феодализма, внимательное и углубленное исследование исторических процессов Нового времени с формированием капиталистических отношений и Новейшего времени, включая историю современных стран.

Рассматривая постепенное изменение общества, выделяют объективные законы развития общественных отношений и индивидуальные отличия и особенности формирования государственности и права в каждой отдельно взятой стране на каждом отдельно взятом историческом этапе развития. Поскольку современное общество базируется на наследии прошлого, для понимания современных процессов, происходящих в наше время, необходимо знать, какие исторические события и процессы повлекли становление и развитие форм государственного устройства и законодательства в каждой стране и каким образом может происходить это развитие в дальнейшем.

Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран, связь с другими науками

Предмет истории государства и права зарубежных стран – изучение государства и права отдельных зарубежных стран в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Объект изучения истории государства и права – это государство и право в процессе своего исторического развития.

История государства и права зарубежных стран широко использует метод историко-сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом. Это позволяет: 1) проследить генезис государственных форм, формирование правовых традиций; выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в каждой из стран; 2) выявить динамику и направленность дальнейшего развития государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших; 3) объяснить происхождение современного государственно-правового состояния мирового сообщества.

Развитие государства и права происходит в связи с конкретными историческими реалиями и зависит от множества факторов: а) внутриполитической и международной жизни; б) социальных коллизий; в) идеологического режима; г) экономики; д) культурных традиций.

Как научная общественно-политическая дисциплина история государства и права зарубежных стран наиболее тесно связана с историей отечественного государства и права и с общей гражданской историей. В то же время она взаимодействуют с целым рядом сугубо юридических дисциплин, наиболее активно – с общей теорией государства и права: историко-правовые дисциплины используют сформулированные ею категории и понятия при анализе государственно-правовых явлений прошлого. Связь историко-правовых дисциплин с отраслевыми юридическими науками (конституционное, гражданское, уголовное право) выражается в том, что они прослеживают исторические судьбы изучаемых им институтов, историческую практику использования этих институтов. На основе всеобщей истории государства и права построена научная дисциплина – сравнительное правоведение.

Источник

История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки
Группа авторов, 2009

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «История государства и права зарубежных стран». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • 1. Цели и задачи учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
  • 2. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран, связь с другими науками
  • 3. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
  • 4. Общественное разделение труда как фактор возникновения государства
  • 5. Военная демократия как черта перехода к государству
  • 6. Протогосударство
  • 7. Особенности восточного пути образования государства
  • 8. Причины появления государства
  • 9. Признаки зарождения государства
  • 10. Формирование древнего права
  • 11. Государство Древнего Египта
  • 12. Особенности государственного строя Древнего Египта
  • 13. Египет как рабовладельческое государство

Из серии: Зачет

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран, связь с другими науками

Предмет истории государства и права зарубежных стран — изучение государства и права отдельных зарубежных стран в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Объект изучения истории государства и права — это государство и право в процессе своего исторического развития.

История государства и права зарубежных стран широко использует метод историко-сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом. Это позволяет: 1) проследить генезис государственных форм, формирование правовых традиций; выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в каждой из стран; 2) выявить динамику и направленность дальнейшего развития государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших; 3) объяснить происхождение современного государственно-правового состояния мирового сообщества.

Развитие государства и права происходит в связи с конкретными историческими реалиями и зависит от множества факторов: а) внутриполитической и международной жизни; б) социальных коллизий; в) идеологического режима; г) экономики; д) культурных традиций.

Как научная общественно-политическая дисциплина история государства и права зарубежных стран наиболее тесно связана с историей отечественного государства и права и с общей гражданской историей. В то же время она взаимодействуют с целым рядом сугубо юридических дисциплин, наиболее активно — с общей теорией государства и права: историко-правовые дисциплины используют сформулированные ею категории и понятия при анализе государственно-правовых явлений прошлого. Связь историко-правовых дисциплин с отраслевыми юридическими науками (конституционное, гражданское, уголовное право) выражается в том, что они прослеживают исторические судьбы изучаемых им институтов, историческую практику использования этих институтов. На основе всеобщей истории государства и права построена научная дисциплина — сравнительное правоведение.

Источник

История государства и права зарубежных стран

История государства и права как наука и учебная дисциплина

Предмет истории государства и права

История государства и права зарубежных стран относится к числу фундаментальных юридических дисциплин, позволяющих сформировать профессиональное мышление юриста посредством изучения путей и средств развития права и государства как единого феномена, механизма взаимодействия его частей. История государства и права отличается от общеисторических дисциплин тем, что историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а изучают процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. Главное — это выявление исторических закономерностей в развитии государства и права.

Следует заметить, что все страны и народы внесли свой вклад в сокровищницу мировой юриспруденции, обогатили в той или иной степени мировую правовую культуру. Поэтому предметом истории государства и права зарубежных стран являются генезис системы правового регулирования общественных отношений на всем протяжении развития цивилизации, сравнительный анализ взаимоотношения государства и права в различных государственно-правовых системах, выявление общих закономерностей становления, развития, трансформации общественного и государственного строя, правовых систем отдельных государств на различных стадиях исторического процесса.

История государства и права и иные юридические науки

История государства и права зарубежных стран тесно связана с общей теорией государства и права, поскольку их предмет во многом совпадает, а свои выводы теория государства и права основывает на всем богатстве эмпирического материала, который ей предоставляет история науки о государстве и праве. Они дополняют друг друга в исследовании закономерностей развития и функционирования государства и права. Теория государства и права служит методологической основой, на которой строится изучение истории государства и права зарубежных стран, впрочем, как и иных правовых дисциплин.

История государства и права связана с историей политических и правовых учений, которая изучает развитие политико-правовой мысли, ее влияние на формирование политического и правового сознания людей и на детерминацию их деятельности.

Историю государства и права зарубежных стран нельзя отрывать от учебного курса истории отечественного государства и права. Это объясняется как ролью России в развитии мировой цивилизации, так и связью судеб нашего Отечества с исторической судьбой других народов, оказавших влияние на становление российской государственности и правовой системы.

Методология истории государства и права

При изучении истории государства и права зарубежных стран используются различные методы научного познания — диалектический, исторический, логический, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, комплексный, статистический, системного анализа, формально-юридический, нормативно-аналитический, догматический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой и др.

Использование индуктивного метода позволяет составить законченное представление о прошлом уровне развития государства и права зарубежных стран, реконструировать историческое прошлое и непредвзято по достоинству оценить положительный опыт предшествующих поколений, в котором имелось немало ценного, утраченного с развитием цивилизации. С помощью дедукции удается понять и объяснить истинное назначение таких важнейших социальных институтов, как государство и право, преодолеть некогда господствующую в отечественной науке их одностороннюю оценку как только механизма классового принуждения.

Формально-юридический метод позволяет осуществить «связь времен» в юриспруденции. Для науки истории государства и права этот метод исключительно продуктивен, поскольку позволяет создать устойчивую картину развития и становления во времени и пространстве определенных государственно-правовых понятий и институтов при сохранении их основной сущности. В веках сохранилась незыблемость основных аксиом и постулатов римского права.

Сравнительно-исторический метод помогает выявить общие закономерности развития государства и права различных стран мира.

Для науки истории государства и права большое значение имеет сравнительно-правовой метод, поскольку широко применяется для сопоставления различных правовых систем и выявления в них общего и особенного, установления взаимовлияния различных национальных правовых систем, сравнения национальной правовой системы с другими правовыми системами с целью использования положительного опыта, для сравнительного анализа по эпохам в пределах национальной правовой системы.

Периодизация курса

История государства и права зарубежных стран изучается в соответствии с хронологической последовательностью развития государства и права. Поэтому выделяется четыре крупных блока, каждый из которых содержит в себе различные подразделы, количество и содержание которых обуславливаются специфичностью развития государственно-правовых институтов в той или иной конкретной стране. Таким образом, периодизация истории государства и права зарубежных стран складывается из следующих периодов:

  • история государства и права стран Древнего мира (IV тыс.лет до н.э. — V в. н.э.) — рассматривается в рамках рабовладельческого общества;
  • история государства и права Средних веков (V—XVII вв.) — освещается как общество феодального типа;
  • история государства и права Нового времени (XVII — конец XIX в.) — представлена историей становления основных начал буржуазного общества;
  • история государства и права Новейшего времени (начало ХХ — начало XXI в.) — изучается как общество индустриального и постиндустриального типа.

Каждой из этих эпох свойственно общее для всех государств и вместе с тем нечто особенное. Наиболее яркие из этих особенностей и будут предметом изучения. Остается добавить, что изучить историю государства и права можно только на основе знания общей истории.

Происхождение государства и права

Разложение родоплеменных отношений и образование протогосударств

Возникновение государства и права связано с периодом разложения первобытно-общинного строя, которое прошло в своем развитии четыре различных по своей длительности и наполнению этапа.

Дородовое общество — каменный век (палеолит): собирательство, охота, рыболовство, общая собственность, беспорядочные отношения между полами (промискуитет).

Примерно за 40 тыс. лет до н.э. возникает родовой строй (добывание огня, изобретение крючка, лука, появление членораздельной речи). За 6—5 тыс. лет до н.э. начинается неолит (эпоха нового камня), когда человек переходит от охоты и собирательства к элементарному земледелию и основам ремесла. Со временем процесс разделения труда становился все четче. Постепенно как обособленная сфера общественной деятельности выделилось скотоводство (средством обмена стал скот, который приобрел функцию денег). Ремесло отделилось от земледелия. Затем появилась группа людей, занятых только обменом (купцы).

В этот период повышается зависимость людей друг от друга. Складывается первобытная община, где рода выступают как коллективы родственников (людей, связанных кровнородственными отношениями), имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. В значительной степени в связи с запретом браков внутри одного рода складывается так называемая дуальная организация, когда два рода связаны кровными узами.

Господствующее положение в обществе в это время принадлежало женщине (матриархат), что объяснялось ее важной ролью в общественных процессах. Именно женщины занимались собирательством, воспитанием детей, изготовлением одежды и утвари, были хранительницами домашнего очага, в то время как мужчины практически все время проводили на охоте. К тому же при существующих условиях уклада жизни было трудно установить отцовство, поэтому отсчет и наследование велись по материнской линии. Главой рода выступала общая праматерь.

Появление земледелия и скотоводства привело к возрастанию роли мужчины (патриархат). Начинается разложение первобытнообщинного строя. Оно повлекло за собой появление прибавочного продукта, накопление и дифференциацию собственности, имущественное расслоение общины. Необходимость в большом количестве рабочих рук для работы в поле и для выпаса скота привела к тому, что войны стали вестись уже не ради защиты своей территории, а ради грабежа чужих и захвата пленных, превращаемых в рабов. Постепенно выделилась индивидуальная семья, состоящая уже из родителей и их детей.

Власть в этот период была представлена общими собраниями взрослых мужчин, на которых решались вопросы управления, наказания за проступки соплеменников, распределение добычи и др., а также административными полномочиями старейшин и племенных вождей. Причем власть старейшин, стоящих во главе рода, а также военачальников, которые избирались на период военных действий, основывалась только на их авторитете, опыте и уважении. Племя управлялось советом старейшин, который избирал вождя. Должность старейшины не давала никаких привилегий. Он работал наравне со всеми и получал свою долю, как и все. Различий между правами и обязанностями у членов рода не было.

Общественная власть совпадала непосредственно с родовой общиной, не была отделена от нее. Единство, взаимопомощь, сотрудничество всех членов рода, отсутствие противоположных интересов позволяли родовым собраниям без конфликтов решать все вопросы. Со временем кровнородственные связи распадаются и заменяются территориальными, появляется сельская (соседская) община.

Постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства. Произошло разделение функций власти на светскую (управление), военную (военное руководство), религиозную. Совет старейшин становится органом текущего управления. Появляется племенная бюрократия (управленческая, военная, религиозная), которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных — групповых и классовых. Это был начальный период возникновения элементов государственности — режим военной демократии, когда в обществе складывается сильная власть военных вождей при сохранении остатков коллективизма и общественного управления.

Потребовалась качественно новая организация, способная сохранять и обеспечивать жизнь общества как целого организма. Возникла необходимость в публичной власти, надстоящей над обществом, с особыми отрядами людей, которые занимаются только управлением и имеют возможность осуществлять организованное принуждение. Такой организацией стали протогосударства. Такие организации древнего общества, характерные для этапа перехода от доклассового к раннеклассовому обществу, впервые возникли в Южной Азии и Северной Африке (Древний Египет, Вавилон, Индия, Ассирия, Персия, Китай, Хеттское государство и др.).

Таким образом, возникновение государства вызвано необходимостью:

  • совершенствовать управление обществом в связи с его усложнением в результате развития производства, разделения труда, изменения условий распределения продуктов, роста численности населения и расслоения общества на социально неоднородные группы (классы);
  • поддерживать в обществе порядок, обеспечивающий его социальную устойчивость, что достигается с помощью общеобязательных социальных (прежде всего юридических) норм;
  • подавлять сопротивление эксплуатируемых масс, возникшее в результате расслоения общества на социально неоднородные группы (классы);
  • защищать свою территорию и вести войны — как оборонительные, так и захватнические;
  • организовывать массовые общественные работы, объединять для этой цели большие группы людей.

Древнейшая форма правообразования

В древнейшие времена права в нашем современном понимании как такового не существовало, все заменяли обычаи, наравне с которыми постепенно начинали формироваться и действовать моно-нормы.

Появление на определенном этапе истории человечества нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) права. «Известно, что представления людей о происхождении права существенно изменялись: в ранних догосударственных образованиях полагали, что право установлено богами; далее оно ассоциировалось с обычаями, лишь затем его стали понимать как обязательные для всех законы, принятые властью»1.

В первобытном обществе таким нормативным социальным регулятором были нормыобычаи (правила поведения, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения в течение длительного времени) и религиозные (культовые) нормы. Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности.

Сформировавшись в значительной мере из религиозных предписаний, право истолковывалось и применялось жрецами. На протяжении тысячелетий нормативные требования выступали в виде системы запретов и мононорм. Именно они своими непререкаемыми требованиями и всеобщей обязательностью должны были защищать имеющиеся в обществе обычаи.

Запреты (табу) на совершение чего-либо имели ранг религиозного запрещения, налагаемого на конкретный предмет или действие, и их нарушение грозило неминуемой карой со стороны духов и богов, причем не только в отношении самого нарушителя, но и всего племени, рода или общины в целом. Это были, например: запрет кровнородственных браков; запрет на отношения с носителями «злобной магии»; табу на выход из жилища, на соприкосновение с землей; запрещение смотреть на правителя (сглаз); табу на смешение с простыми смертными (японский и китайский императоры, африканские короли); табу на остатки пищи (нанесение вреда остаткам вредит едоку, поэтому объедки следовало сжигать или закапывать), на общение с людьми в трауре, на общение с воинами, возвратившимися из похода (их еще преследуют души убитых ими врагов), а также с убийцами и палачами.

Наряду с запретами возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в первоначальной форме). Дозволения, т.е. разрешения на совершение конкретных действий (или бездействия в тех или иных условиях), имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание — категоричное предписание на совершение определенных действий — имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.

Имевшиеся правила поведения формулировались в виде так называемых мононорм, т.е. единых социальных норм, регулировавших складывающиеся в обществе отношения и при этом характеризовавшихся универсальностью и неразделенностью правовых, морально-этических, религиозных и иных требований. Иначе говоря, в мононормах требования всех социальных норм причудливо переплетались между собой и при этом представлялись непреложными истинами для членов общества.

Источник

Оцените статью