Ядерная политика стран европы

Игры на предупреждение. Почему новая ядерная доктрина России взбудоражила Европу

Россия ясно дала понять, что может расценить нахождение даже неядерного оружия на своих границах как серьезную угрозу и ответить на это максимально жестко – массированной бомбардировкой. Остановит ли такой шаг безответственную милитаризацию Восточной Европы?

Президент России Владимир Путин утвердил Основы государственной политики в области ядерного сдерживания. На официальном интернет-портале правовой информации РФ опубликован документ, в котором говорится о том, как страна будет реагировать на военные угрозы.

Особое внимание иностранной прессы и экспертов привлекли пункты, судя по которым Россия вообще не намерена разбираться в мощности боеголовок врага, которые по ней или ее союзникам выпустят. Если будет совершена атака, то ответом сразу станет массированный ядерный удар по территории противника. Поводом может оказаться, в том числе, нахождение неядерного оружия, которое будет явно угрожать военным объектам РФ.

Подобный документ впервые стал общедоступным к чтению. Поможет ли он понять некоторым странам в Европе, что размещать у себя американское ядерные заряды и другие типы вооружений – это плохая идея?

Россия посылает четкий сигнал

Напомним, новый документ заменяет аналогичный, принятый десять лет назад и действовавший до 2020 года. В нем предельно ясно говорится, что государственная политика РФ в области ядерного сдерживания носит оборонительный характер. Следует признать, что защищать себя Россия намерена безо всяких оговорок.

Читайте также:  Буржуазная монархия какие страны

Минобороны РФ получит приказ о бомбардировке противника даже в случае угрозы применения неядерного оружия.

«Военными опасностями считаются развертывание государствами, которые рассматривают Россию в качестве потенциального противника, систем и средств ПРО, крылатых и баллистических ракет средней и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, ударных беспилотных летательных аппаратов, оружия направленной энергии», – говорится в 12 пункте документа.

После прочтения такого списка сразу хочется вспомнить страны НАТО, которые размещают на своей территории различные типы американских вооружений. Военные базы и корабли ВМС США в странах Балтии, ядерные боеголовки в Италии и Германии, ПРО в Польше – все это уже перестает быть безобидным бряцаньем оружия. Похоже, что за дальнейшую милитаризацию Европы придется нести серьезную ответственность.

Новая ядерная доктрина России не просто так стала достоянием общественности. Как отметил в комментарии для Baltnews российский военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский, принципиальная новизна заключается в том, что подобный документ впервые сделали публичным.

«Ранее такое не оглашалось. Что касается формы, способов и условий применения ядерного оружия, то это новость исключительно для западных военных европейских экспертов.

Специалисты в США и Европе ведь достаточно долго изобретали разные варианты для себя. В них они рассуждали о том, при каких условиях Россия начнет применять оружие массового поражения. Военные специалисты НАТО даже разрабатывали, по моему мнению, немного абсурдные теории ограниченной ядерной войны. Теперь все вопросы неопределенности снимаются», – считает военный эксперт.

Виктор Мураховский указал и на тот факт, что документ, который обнародовала Москва, максимально четко перечисляет все угрозы, на которые она будет вынуждена реагировать. Это очень хороший повод, чтобы задуматься не только США, которых сейчас больше волнуют внутренние проблемы, но и союзникам Вашингтона.

«Государства, на территории которых размещены американские военные объекты, должны теперь осознать всю опасность своей политики. В опубликованном российском документе ведь четко прописано: «Военной опасностью считаются даже неядерные вооружения, способные нанести урон РФ».

Даже ПВО и системы стратегической разведки, способной, например, замечать запуск ракет в соседних государствах – это угроза, на которую Кремль будет реагировать. Я уже молчу о странах, которые входят в американскую программу ядерных тактических вооружений», – говорит полковник в запасе.

По мнению эксперта, российское правительство явно дает понять, что повышение точности и уменьшение радиуса поражения ракет США не имеет значения. Если оружие ядерное, и его применили, то никого в Минобороны РФ мощность боеголовки уже интересовать не будет.

Какова реакция Запада

Нужно признать, инфополе Европы и США отреагировало практически моментально. В день, когда Президентский указ № 355 опубликовали на официальном правовом сайте России, большинство ведущих изданий Запада тут же дали свою оценку происходящему.

Разумеется, больше всего американская пресса уделила внимание именно 19 пункту, где говорится о том, что Россия, по сути, оставляет за собой право удара оружием массового поражения даже в случае отсутствия ядерной угрозы со стороны противника.

«Указывая неядерную атаку в качестве возможной причины для ядерного ответного удара России, этот документ, очевидно, посылает США предупреждающий сигнал», – написали в Associated Press.

О том, что в США также охотно используют идею превентивного удара, американские СМИ, конечно же, вспоминать не стали. А ведь об этом говорил еще в 2019 году председатель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных Сил США генерал Джозеф Данфорд. Он тогда публично заявил, что для Пентагона существует целый ряд обстоятельств, которые могут стать поводом для нанесения превентивного ядерного удара.

Однако в целом со стороны США волна критики на Россию не обрушилась. Инфополе Соединенных Штатов не стало наполняться тезисами вроде «агрессивная Москва готовится нанести удар» или «Кремль только и ждет, чтобы разбомбить кого-нибудь».

У Балтии появляется хороший повод для размышлений

Сигнал со стороны России мог быть предназначен не только для военных в Пентагоне, но и для стран Европы, особенно Восточной. Напомним, не так давно посол США в Варшаве Джорджетт Мосбахер допустила, что американский ядерный арсенал может быть передислоцирован из Германии в Польшу. Пресса восточноевропейской страны, кстати, отреагировали весьма положительно на эти высказывания.

Нельзя забывать и про страны Балтии, которые всегда выступали за усиление контингента НАТО на границах РФ. Эстония, Литва и Латвия неоднократно просили обеспечить их ракетами, ПВО и даже ПРО.

Станут ли эти страны менее воинственными, когда поймут, что нахождение даже неядерных систем вооружения на их территории де-факто превращает их в живую мишень?

На этот вопрос ответил Иван Мезюхо – политолог, председатель Крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения».

«К сожалению, указ главы российского государства об основах политики по ядерному сдерживанию не отрезвит восточноевропейские страны и государства Балтии. Польша и такие бывшие советские республики, как Эстония, Латвия, Литва и Украина с Грузией, переиначат этот документ и будут использовать его как повод для выпрашивания денег у США и ЕС на так называемое военное «сдерживание» России», – уверен эксперт.

Политолог считает, что Варшава явно не против разместить ядерные ракеты американцев на своей территории, да и государства Балтии при случае также бы предоставили площади, необходимые для базирования подобного вооружения. Вероятно, гипотетическое размещение такого арсенала США в Прибалтике воспринимается политической элитой этих стран как способ заработка денег и проявления тотальной преданности перед Вашингтоном.

«Собственно говоря, в Указе Президента России нет ничего нового. Так или иначе, условия, при которых Москва может применять ядерное оружие, много раз озвучивались как Владимиром Путиным, так и экспертами, близкими к Кремлю.

Увы, но сегодняшний мир с каждым годом становится все нестабильнее. Президент США Дональд Трамп рушит основы глобальной безопасности. Выход Вашингтона из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, отказ продлевать СНВ-III, а также скорый выход из Договора по открытому небу расшатывает хрупкую систему безопасности на планете, выстраиваемую десятилетиями», – заключил Иван Мезюхо.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook

Источник

Атомная энергетика в Европейском Союзе — Nuclear power in the European Union

На атомную энергию в Европейском союзе приходилось примерно 26% от общего объема производства энергии в 2019 году и почти половина производства низкоуглеродной энергии в ЕС.

Энергетическая политика стран-членов Европейского Союза (ЕС) существенно различается. По данным на февраль 2020 года, 14 из 27 стран имеют ядерные реакторы . Страны с реакторами: Бельгия , Болгария , Чехия , Финляндия , Франция , Германия , Венгрия , Нидерланды , Румыния , Словакия , Словения , Испания и Швеция .

Содержание

Стресс-тесты

Стресс-тесты были разработаны в ЕС после ядерной катастрофы на Фукусиме с целью заставить все 132 действующих европейских реактора соответствовать одним и тем же стандартам безопасности и иметь одинаковый уровень безопасности для списка возможных катастрофических событий (например, землетрясение, наводнение или крушение самолета). Большинство реакторов хорошо зарекомендовали себя во время испытаний, при этом всего 4 реактора в 2 странах имели менее одного часа для повторной активации систем безопасности; однако для большинства реакторов также необходимо будет пройти программу повышения безопасности. В 2012 году затраты на дополнительное повышение безопасности оценивались в диапазоне от 30 до 200 миллионов евро на реакторный блок. Таким образом, общие затраты на 132 реактора, эксплуатируемые в ЕС, в ближайшие годы могут составить порядка 10–25 миллиардов евро для всех блоков АЭС в ЕС.

Энергетический микс

27 стран ЕС в 2005 году удовлетворили свое потребление первичной энергии за счет 36,7% нефти, 24,6% газа, 17,7% угля, 14,2% ядерной энергии , 6,7% возобновляемых источников энергии и 0,1% промышленных отходов. В 2006 году ядерная энергия являлась крупнейшим источником (29,5%) электроэнергии с выработкой 990 ТВт-ч и установленной мощностью 134 ГВт (17,6% от всей установленной мощности).

Это был ведущий источник электроэнергии в Бельгии, Франции, Венгрии, Литве и Словакии. Франция, где ядерная энергия также является крупнейшим первичным источником энергии, произвела 450 ТВтч в 2006 году — 45% от общего объема энергии в ЕС. Дания, Эстония, Ирландия, Греция, Италия, Кипр, Латвия, Люксембург, Мальта, Австрия, Польша и Португалия не производили ядерной энергии.

По состоянию на июнь 2013 года в Европейском Союзе насчитывалось 131 ядерный реактор . 112 из них расположены в восьми западных странах ЕС. Общее производство ядерной энергии электростанциями ЕС увеличилось на 25% с 1995 по 2005 год. Большая часть этого роста пришлась на 1990-е годы. Установленная мощность снизилась на 2,6% с 1990 года, а относительный вклад в общий объем электроэнергии снизился с 30,8% в 1990 году до 30,2% в 2005 году.

В 2019 году в эксплуатации находилось 106 реакторов, и производство снизилось на 16%, в основном из-за остановки ряда реакторов в Германии.

По состоянию на 2019 год на ядерную энергетику приходилось более половины низкоуглеродной энергетики Европейского Союза .

Ресурсы урана

Политика на уровне ЕС

Европейская ядерная политика регулируется Договором о Евратоме . Следовательно, обычная политика ЕС, например, в отношении окружающей среды или рынка, не распространяется на вопросы в ядерной области. Ядерная политика в основном находится в компетенции государств-членов. На уровне ЕС DG ENER является главным органом по ядерным вопросам ЕС.

Европейский совет является локусом для межправительственных решений. Европейский парламент не имеет полномочий в области ядерной политики, кроме права задавать вопросы Европейской Комиссии.

В случае радиационной аварийной ситуации ЕС активирует свою систему оповещения ECURIE , которая немедленно уведомляет все национальные органы о надвигающейся ядерной опасности. Эта система была установлена ​​после аварии на Чернобыльской АЭС .

В плане SET Комиссии упоминается «инициатива устойчивого ядерного деления» по разработке реакторов поколения IV в качестве одного из исследовательских приоритетов Европейского Союза.

Европейская комиссия предлагает провести стресс-тест для всех атомных электростанций в Европе, чтобы доказать, что атомный флот может противостоять инцидентам, подобным инцидентам в Фукусиме. Европейская комиссия также предлагает испытания для стран, близких к ЕС, которые используют ядерную энергию.

Ядерные отходы

В среднем в ЕС образуется около 40 000 кубометров радиоактивных отходов в год. Восемьдесят процентов из них — это короткоживущие низкоактивные радиоактивные отходы . Франция и Великобритания в настоящее время являются единственными странами ЕС, которые перерабатывают отходы . Однако переработка отработавшего топлива в Великобритании постепенно прекращается, но, как ожидается, продолжится во Франции. Страны, которые в настоящее время используют это переработанное топливо ( МОКС ), включают Германию , Бельгию , Францию и Швейцарию . Переработка отработавшего топлива значительно уменьшает его объем и извлекает из него плутоний . Хотя плутоний обычно ассоциируется с ядерным оружием , плутоний, извлеченный при переработке, не подходит для «классического» ядерного оружия.

Страны-члены ЕС Австрия, Ирландия, Нидерланды, Польша, Словакия, Болгария, Италия, Литва, Румыния и Словения с января 2009 года работают вместе в Европейской организации по развитию хранилищ (ERDO) для решения общих вопросов по хранению ядерных отходов.

В начале 2010 года ERDO работала над планом по хранению европейских ядерных отходов где-нибудь в Восточной Европе.

Вывод из эксплуатации атомной станции

По оценкам, к 2025 году более трети действующих в настоящее время реакторов в ЕС будут в конце своего жизненного цикла и потребуют остановки. Во время вступления в ЕС Болгария, Литва и Словакия договорились о остановке реакторов на площадках Козлодуй, Игналина и Богунице соответственно: эти программы в настоящее время реализуются. В настоящее время ведутся и другие мероприятия по снятию с эксплуатации старых реакторов, которые были выведены из эксплуатации по политическим причинам (например, Италия, Германия) или просто потому, что они достигли конца своего срока службы (например, Великобритания).

В 2016 году агентство Reuters сообщило, что, по оценкам Европейской комиссии , обязательства ЕС по снятию с эксплуатации ядерных установок были серьезно недофинансированы примерно на 118 миллиардов евро, при этом только 150 миллиардов евро были выделены для покрытия ожидаемых затрат на снятие с эксплуатации в размере 268 миллиардов евро, охватывающих как демонтаж атомных станций, так и хранение. радиоактивных частей и отходов. Среди стран-членов ЕС, все еще эксплуатирующих атомные станции, только британские операторы имеют достаточно выделенных активов для покрытия ожидаемых затрат в размере 63 миллиардов евро, говорится в проекте рабочего документа Комиссии. У Франции был самый большой дефицит: всего 23 миллиарда евро целевых активов для покрытия 74 миллиардов евро ожидаемых затрат, в то время как стресс-тест, проведенный министерством экономики Германии в конце прошлого года, показал резервы, сделанные коммунальными предприятиями страны — E.ON, RWE, EnBW и Vattenfall [VATN.UL] — были адекватны. Затраты на снятие с эксплуатации варьируются в зависимости от типа и размера реактора, местоположения, близости и доступности установок для захоронения, предполагаемого будущего использования площадки и состояния реактора на момент снятия с эксплуатации. Хотя вывод из эксплуатации может постепенно удешевляться, стоимость окончательных хранилищ отходов в значительной степени неизвестна, и затраты также могут расти, а не сокращаться в течение многих рассматриваемых десятилетий. Европейская комиссия отказалась комментировать неопубликованный документ и не подтвердила, когда отчет будет официально опубликован.

Европейская атомная промышленность

Строящиеся в Финляндии и Франции новые современные реакторы, которые должны были привести к возрождению ядерной энергетики , были отложены и превышают бюджет. В строительстве реакторов имелся 15-летний перерыв, а это означало, что возникли трудности с производством высококачественных деталей, необходимых для реактора. Новый реактор также представляет собой шаг вперед по сравнению с существующими технологиями, поскольку он обладает большей надежностью и безопасностью по сравнению с реакторами поколения II . Наконец, это «первые в своем роде» промышленные предприятия, у которых возникают все виды проблем и задержек, которых следует избегать при реализации следующих проектов.

Европейская ядерная промышленность работает над созданием ядерных реакторов поколения IV . Foratom — это торговая организация, базирующаяся в Брюсселе, которая позиционирует себя как «голос ядерной промышленности».

Наряду с компаниями и торговыми организациями, такими как Foratom, General Electric , Hitachi и Toshiba , все они являются партнерами в европейской ядерной промышленности. Другие партнеры могут включать TEPCO из Японии и KEPCO из Южной Кореи. Атомная промышленность регулируется правительствами, и финансирование часто предоставляется частным подрядчикам, которые выполняют эту работу.

Ядерная безопасность — это постоянное обсуждение в ЕС. В Ассоциацию органов регулирования ядерной энергетики Западной Европы входят члены из 17 государств или европейских стран. Ядерная безопасность сталкивается с множеством проблем. WENR решает эти проблемы и обязуется предоставлять объективные отчеты. Примером отчета является публикация «Спецификации стресс-теста», предложение рабочей группы WENRA, 21 апреля 2011 г.

Планы на будущее

В настоящее время восемь европейских стран строят новые реакторы или серьезно планируют построить новые:

  • Франция
  • Финляндия
  • Словакия
  • объединенное Королевство
  • Польша
  • Венгрия
  • Румыния
  • Чехия

Словенские планы по расширению завода в Кршко, похоже, были отброшены, вместо этого проводится оценка продления срока эксплуатации на 20 лет. Строительство новых реакторов EPR в Финляндии и Франции откладывается и выходит за рамки бюджета. Аналогичные проблемы возникают и с новыми реакторами ВВР, строящимися в Моховце , Словакия, которые в любом случае близятся к завершению.

Энергетические компании строят ядерные реакторы в Финляндии и Франции, а французское государство продолжает финансировать ядерную энергетику, добавив 1 миллиард евро для помощи в исследованиях технологий четвертого поколения и ядерной безопасности.

Некоторые страны, среди которых есть атомные электростанции, так или иначе увеличили свои мощности по выработке ядерной энергии, просто модернизировав существующие реакторы. Такие улучшения давали от 10% до 29% больше мощности на единицу.

После ядерной катастрофы на Фукусиме Германия навсегда остановила восемь своих реакторов и пообещала закрыть остальные к 2022 году; но трудности, затраты и последующая критика запланированного перехода на энергоносители могут потенциально навредить этой политике. Италия проголосовала дважды: в 1987 году за то, чтобы затруднить строительство новых станций (голосование было широко истолковано следующими правительствами как полная отмена атомных электростанций, что привело к внезапной остановке всех итальянских действующих реакторов в течение нескольких лет) и 2011, чтобы сохранить свою страну безъядерной. Швейцария и Испания запретили строительство новых реакторов. Бельгия рассматривает возможность отказа от своих атомных станций. Франция, которую часто называют ядерной коммерческой моделью для мира, по состоянию на 2011 год была вовлечена в национальные дебаты по поводу частичного отказа от ядерной энергетики . В то же время, однако, Швеция приняла политику отказа от ядерной энергии еще в 1980 году, опередив все эти страны; но только два самых старых реактора из двенадцати были остановлены по окончании срока службы; в то время как в 2010 году шведский парламент отменил эту политику.

Как уже говорилось, ядерная катастрофа на Фукусиме в Японии в 2011 году заставила некоторых европейских энергетиков пересмотреть свои взгляды на производство ядерной энергии, прежде всего в Германии и Швейцарии. Швейцария отказалась от планов замены своих старых ядерных реакторов и отключит последний в 2034 году. В Германии усилилась антиядерная оппозиция . В последующие месяцы правительство решило немедленно остановить восемь реакторов (6 августа 2011 года), а остальные девять вывести из сети к концу 2022 года. Возобновляемая энергия в Германии, как полагают, сможет компенсировать большую часть потерь. В сентябре 2011 года компания «Сименс», которая отвечала за строительство всех 17 существующих атомных электростанций Германии, объявила о выходе из атомного сектора после аварии на Фукусиме и последующих изменений в энергетической политике Германии. Генеральный директор Питер Лешер поддержал запланированный правительством Германии Energiewende , его переход на технологии возобновляемой энергии, назвав его «проектом века» и заявив, что цель Берлина по достижению 35% возобновляемых источников энергии к 2020 году достижима. Несмотря на это, отказ от ядерной энергии кажется намного более трудным и дорогостоящим, чем ожидалось. Переход имеет тенденцию больше к загрязнению электростанций, работающих на ископаемом топливе, чем к чистым возобновляемым источникам энергии, что вызывает у некоторых критиков. Фактически, планы перехода не достигли своих краткосрочных целей и вряд ли достигнут своих среднесрочных целей; Цены на ископаемое топливо и технологии по-прежнему более эффективны, дешевле и проще в реализации, чем производство солнечной и ветровой энергии, сильно субсидируемое государством.

Источник

Оцените статью