Янтарная комната чудо света или нет

Янтарная комната — величайшее потерянное сокровище в мире

Многие ли слышали о восьмом чуде света? Такая вещь когда-то существовала, в форме Янтарной комнаты – шедевра замысловатого дизайна и одного из самых ценных артефактов России. Первоначально спроектированная и построенная в начале 18-го века, Янтарная комната была в нескольких руках, прежде чем исчезнуть в 1945 году.

Загадочная история этого потрясающего утерянного чуда не похожа ни на одну другую.
Янтарная комната – результат сотрудничества немецкого скульптора в стиле барокко Шлютера и датского мастера Готфрида Вольфрама. Хотя она связана главным образом с императорской Россией, комната была первоначально построена для Прусской монархии в 1701 году и размещалась во дворце Шарлоттенбург в Берлине.

В 1716 году комната была подарена русскому царю Петру Великому в рамках формирующегося союза России и Пруссии против Швеции. Янтарные панели, украшающие стены, были разобраны, помещены в большие коробки и перенесены в Зимний дворец в недавно основанном городе Санкт-Петербурге.

В 1755 году по просьбе дочери царя – Елизаветы, эта комната была вновь перенесена в Екатерининский дворец в Царском Селе. Именно в этом месте комната была расширена, и к завершению в 1770 году ее площадь составила чуть более 55 кв. м, украшенная более 6 тоннами янтаря и других драгоценных камней.

По оценкам историков, стоимость современной комнаты составит примерно 176 миллионов долларов. В течение следующих двух веков грандиозная комната ослепляла посетителей из России и остальной Европы, ее великолепие превосходило даже собственные ожидания Шлютера.

Янтарной комнате удалось пережить революцию 1917 года, но когда нацистская Германия вторглась в СССР в 1941 году, ни одно национальное достояние в стране не было в безопасности. Советские кураторы знали, что ценная Янтарная комната находится в большой опасности, и пытались защитить ее, решив собрать и спрятать ее.

Однако, пытаясь выполнить задание, главный куратор Анатолий Кучумов обнаружил, что янтарные панели стали слишком хрупкими за эти годы, и пришел к выводу, что переезд нанесет им слишком большой ущерб. Он приказал покрыть стены комнаты тонкими обоями в надежде, что нацисты пройдут мимо, не обнаружив комнату.

К сожалению, этот план провалился. Гитлер хорошо знал историю Янтарной комнаты и считал ее немецкой собственностью, которую следует вернуть на родину. Всего за 36 часов нацисты обнаружили драгоценные панели и полностью разрушили комнату. Панели были отправлены в Германию, и комната была перестроена в Кенигсбергском замке.

Там она оставалась на обозрение немецкого народа в течение двух лет. В 1943 году, когда положение на фронте пошатнулось, Гитлер приказал переместить все разграбленные владения. Комната снова была упакована в ящики, но на этот раз ее больше никогда не видели.

Судьба Янтарной комнаты остается неясной и по сей день. Много возникало теорий по поводу ее загадочного исчезновения. Самой распространенной является та, где утверждается, что панели не успели эвакуировать вовремя, и они были уничтожены во время тяжелых взрывов. Другие считают, что панели лежат где-то между руинами Вильгельма Густлофф, немецкого корабля, затонувшего в Балтийском море.

Однако, это место много раз обследовалось, и следов Янтарной комнаты там обнаружено не было.

КГБ также проводило тщательное расследование вокруг Кенигсберга, но безрезультатно. Некоторое время считалось, что остатки комнаты спрятаны в лабиринте туннелей и камер, лежащих под городом. Опять же, там ничего не было найдено.

Предположения относительно местонахождения Янтарной комнаты продолжали накапливаться, говорилось даже, что она находится в старой соляной шахте на границе с Чехией, затонувшей в лагуне в Литве, а также, что ее отправили в США.

Единственными частями комнаты, которые когда-либо были обнаружены, были шкаф и мраморная мозаика, которую украл немецкий солдат, когда комнату собрали в 1941 году. В 1997 году эти реликвии захватил его сын, но немецкие власти вернули их России. После долгих и обширных исследований британские журналисты-расследователи Кэтрин Скотт-Кларк и Адриан Леви в своей книге 2004 года «Янтарная комната» пришли к выводу, что восьмое чудо света действительно было потеряно в результате взрывов в Кенигсберге.

Предыдущие попытки добраться до сути истории Янтарной комнаты доказали, что это опасная миссия. Бывший немецкий солдат и историк-любитель Георг Штайн посвятил большую часть своей жизни поиску Янтарной комнаты — в итоге он был убит в баварском лесу в 1987 году.

Генерал Юрий Гусев, заместитель руководителя подразделения внешней разведки России, таинственно погиб в машине при ДТП в 1992 году, после того как его разоблачили, что он был источником информации для журналиста, расследующего исчезновение.

В 1979 году советское правительство распорядилось восстановить точную копию комнаты, которая первоначально находилась в Екатерининском дворце. Проект занял 25 лет и стоил 11 миллионов долларов. Открытие комнаты в 2003 году ознаменовало 300-летие Санкт-Петербурга. Хотя это репродукция, находясь в этом городе, «новую Янтарную комнату» определенно стоит посетить!

Источник

Янтарная комната. Она же — илектронный кабинет

Восьмое чудо света

Легендарная янтарная комната. Восьмое чудо света. Выдающийся шедевр мирового искусства! Как только не называют это янтарное великолепие! Поистине столь божественная красота достойна восхищения. Восстановленная гениальными мастерами, она ничуть не уступает утерянному оригиналу. Тем не менее, не утихают разговоры вокруг таинственной пропажи. И поиски утраченного сокровища продолжаются.

Мне, как и большинству из вас, тоже хотелось бы узнать о судьбе реликвии, но мысль о другом прочтении «янтарной комнаты» возникла совершенно случайно. В процессе исследования имени Лариса , внезапно некоторые известные слова и понятия предстали для меня совсем в ином свете. И я в очередной раз убедилась в мудрости поговорки: «Если хочешь что-то спрятать — положи это на самое видное место.»

Итак, перенесёмся на время в 1717 год. В Петербург прибыл обоз с ценным грузом. На 18 телегах во дворец привезли подарок для Петра 1 от короля Пруссии. Согласно историческим сведениям, в этих ящиках находились разобранные янтарные панно.

Как кабинет стал комнатой.

Но каково же было разочарование императора, когда Меньшиков сообщил, что не достаёт многих деталей. Да и с габаритами, оказывается, ошиблись. Заказанный « кабинет » был меньшего размера, чем предполагалось. Странно, конечно, что не могли найти для отделки недостающий природный минерал. Или, хотя бы, подобрать подходящую комнату для этого великолепного убранства. Да и мастера на Руси были не хуже прусских. При наличии инструкции, справились бы в два счёта. Но, так или иначе, при жизни Петра кабинет так и не установили.

Восхитительные янтарные панели заняли своё место на стенах лишь при дочери царя Елизавете Петровне.

И пришла на ум «крамольная мысль»: может быть, «кабинет», который привезли царю, являлся совсем не тем, чем мы привыкли считать столько лет.

Ведь слово « кабинет » в значении «тайная комната для интеллектуальных занятий» широкое распространение получило после 1730 года. В начале 18 века это слово содержало в себе всё ещё его первоначальное значение – ларей с выдвижными ящиками, иначе шкаф, ларец . В любом случае, некий предмет или сооружение, который предназначен для хранения чего-то очень ценного. И потому в нём множество тайников и вообще секретов. А все цари , как мы знаем, всегда имели слабость к таким вещичкам.

В прошлом янтарь называли илектр

В свете данного значения уже понятнее становится то обстоятельство при котором сборные панели так и не установили. Без важных частей механизм не запустить. Но тогда возникает закономерный вопрос. А что же это было.

Догадка пришла также неожиданно. Удивительные свойства янтаря могли быть использованы совсем для других целей. Ведь янтарь назывался илектр , по древнегречески — илектрон ( ήλεκτρον ), электрон. От этого слова произошло слово электричество . Удивительные свойства янтаря были известны ещё с древнейших времён.

По легенде именно благодаря янтарю было открыто и само физическое явление, именуемое электричеством. Древнегреческий мудрец Фалес Милетский , обнаружил, что янтарь при трении, особенно с шерстью, электризуется. Уже позже, начиная с 17 века, начинают снова проводить подобные эксперименты. Так, Уильямом Гилбертом в 1600 году был введён термин янтарность , впоследствии электричество .

Следом устанавливают, что существует два типа электричества: смоляное и стеклянное. Одно выявляется при трении стекла о шёлк, другое – смолы о шерсть.

В 1663 году Отто фон Герике создал э лектростатическую машину.

В 1729 Стивен Грей году провёл опыты по передаче электричества на расстояние.

Как видим, настоящий «электрический бум» открытий приходится как раз на последующие годы после доставки янтарного подарка в Петербург.

Возможно, у Петра I были грандиозные задумки. Но его планам не суждено было осуществиться.

Упакованный в коробках янтарь, долежавшийся до Елизаветы, уже был использован в чисто декоративных целях. Янтарная смола, дерево и зеркала нашли своё достойное место на стенах, но секрет их правильного применения был утерян.

В то время как в «Третьем рейхе», видимо, об этой тайне знали. И похищали в первую очередь не за столь художественную ценность, а за нечто более значимое. Так что, видимо, исчезнувший «подарок» уже давно используется где-то по его прямому назначению.

Источник

История Янтарного кабинета: комната с секретами

чего начать историю о знаменитой на весь мир Янтарной комнате? С желания короля Пруссии Фридриха I окружить себя роскошью и богатством? Или с визита Петра I в Пруссию во главе Великого Посольства? Или, быть может, она начинается раньше, с прихода Тевтонского ордена на земли Балтики? Не было ли её создание вдохновлено гомеровским описанием покоев Менелая, украшенных золотом, серебром, слоновой костью и электроном? А может, всё началось в далёком эоценовом периоде, когда растущие на территории современного Балтийского побережья доисторические сосны плакали золотистой смолой, ставшей впоследствии удивительным камнем — янтарём? Как бы то ни было, трёхсотлетняя история Янтарной комнаты окутана тайнами и загадками, большая часть которых не разрешена до сих пор.

нтарный кабинет, созданный в 1709 году, изначально предназначался как торжественный дар взошедшему на престол королю Пруссии Фридриху I и должен был украсить один из залов в королевском дворце в Берлине. Долгое время считалось, что единоличным автором этого грандиозного проекта был известный всей Пруссии архитектор и скульптор Анреас Шлютер, но существуют свидетельства, что изначально проект янтарной комнаты принадлежал архитектору Иоганну Фридриху Эозандеру. Заниматься реализацией проекта был приглашён датский мастер Готтфрид Вольфрам, который сначала принял руководство командой резчиков по янтарю, а впоследствии возглавил все работы по созданию комнаты. В процессе изготовления янтарных панелей было изменено их предназначение: вместо кабинета в берлинском дворце ими было решено украсить галерею королевского замка Шарлоттенбург.

роект был грандиозным, работы шли достаточно долго, и тем временем успело смениться несколько придворных архитекторов. Они, в свою очередь, имели право сместить с должности скульпторов и художников, чем зачастую и пользовались. Таким образом, работа над созданием панелей несколько раз передавалась разным мастерам.

днако, с таким энтузиазмом начатый проект янтарного кабинета, к сожалению, не нашел должного интереса после смерти короля Фридриха I, поскольку взошедший на престол после него Фридрих Вильгельм I, будучи скупым и расчетливым, осуждал расточительство своего отца. Он прекратил все работы, которые, к слову, были почти закончены, уволил и придворного архитектора, и назначенных им мастеров по янтарю. Панели, которыми предполагалось облицевать несостоявшийся янтарный кабинет, были спрятаны. Но даже несмотря на незаконченность, каждая отдельная янтарная панель была самостоятельным произведением искусства, истинным шедевром ювелирного дела. Куски янтаря были безупречно подогнаны в мозаичные панно, изображавшие растительные орнаменты, гербы, вензеля. Не только размер и форма, но всё множество оттенков янтаря — от молочно-белого до темно-красного — были гармонично подобраны в этих панелях, превращая каждую в живописную картину из янтаря. Работа эта была очень кропотливой и не знавшей аналогов до тех пор — кусочки янтаря смешивались с составом из коньяка, льняного масла и мёда и приклеивались на деревянную основу. Еще одной уникальной особенностью янтарной комнаты было то, что, как утверждают исторические источники, цвет панно не менялся со временем, не тускнел и не темнел. А ведь известно, что со временем это происходит с любым янтарём. Владели ли прусские мастера секретным рецептом обработки, либо знали что-то о том, как выбрать самый лучший янтарь — остается загадкой.

нтарная комната, скрытая в подвалах берлинского Цейхгауза, так и оставалась бы забытой, если бы спустя 6 лет, в 1717 году, король не вспомнил о незавершенном проекте своего отца и не преподнес бы в дар Петру I это недооцененное на родине сокровище.

сть мнение, что Фридрих Вильгельм I не был знатоком искусства и не имел представления, как поступить с доставшимся ему в наследство от отца Янтарным кабинетом, поэтому с радостью избавился от него под предлогом подарка Петру. Но это не совсем так: все дело в невероятной скупости короля. Он знал, сколько труда и средств было уже вложено в Янтарный кабинет, но также представлял, сколько еще необходимо вложить. Поэтому он принял очень умное и дальновидное решение. Он избавил себя от затрат на дальнейшие работы, при этом сделав роскошный подарок правителю державы, в лице которой хотел иметь мощного союзника. Такое решение стало выигрышным и для экономики, и для политики. Ведь Петр I разгромил в битве под Полтавой шведское войско, в течение долгого времени считавшееся во всей Европе непобедимым. Поэтому подарок был более чем оправдан: Россия обеспечила безопасность восточным границам Пруссии, и естественным было отдать должное подвигу русских военных, мудрости полководцев, и, в первую очередь, самого Петра I. Зная о любви Петра I ко всевозможным диковинкам, Фридрих Вильгельм I вряд ли нашёл бы лучший способ выразить своё уважение российскому императору.

етр так писал об этом поистине королевском подарке своей жене: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Для переправки в Петербург и доставки его в Летний императорский дворец были предприняты все возможные меры предосторожности – настолько ценность янтарного кабинета была ясна Петру I. Фаворит Петра и его ближайший сподвижник Александр Меншиков, принявший и осмотревший ящики с янтарными панелями так доложил своему государю: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

днако, то ли у Петра не нашлось времени или возможности смонтировать панели, то ли он охладел к своему янтарному сокровищу, ящики с разобранным кабинетом так и стояли нераспакованные в течение 16 лет. В 1743 году недавно взошедшая на трон императрица Елизавета Петровна решила украсить янтарными панелями покои Зимнего дворца. Но поскольку помещения там были значительно больше тех, для которых Янтарный кабинет изначально создавался, его решено было модифицировать. Для этой ответственной работы были приглашены итальянский мастер-литейщик Александру Мартелли и придворный архитектор Бартоломео Растрелли. Благодаря им в интерьере кабинета появились новые детали и элементы отделки, которые были призваны расширить пространство кабинета: зеркальные пилястры, спроектированные самим Растрелли, и недостающая четвертая янтарная рама, которую изготовили в Кенигсберге и прислали в подарок Елизавете от прусского короля Фридриха II. Кстати, рама эта по иронии судьбы не совпала с оригиналом ни по стилю (выполнена она оказалась в стиле рококо, в отличие от барочных узоров прежних панелей), ни по размеру. Но команда Растрелли показала все свое мастерство, сумев органично вписать новую панель в интерьер.

Источник

Читайте также:  Путешествие это что то волшебное
Оцените статью