- НЕБЕСНЫЕ ПРАВИТЕЛИ
- Как устроена японская монархия
- История
- Кровь богов и кочующая столица
- Сёгуны и «железный занавес»
- Реставрация и капитуляция
- ВЛАСТЬ
- От конституции до конституции
- Император и королева
- Божественная сущность
- Реставрация 2.0?
- СИМВОЛЫ
- Императорская печать
- Три священных символа
- В его честь
- СЕМЬЯ
- Никогда такого не было, и вот опять
- Дела семейные
- Только мужчины
НЕБЕСНЫЕ ПРАВИТЕЛИ
Как устроена японская монархия
История
Кровь богов и кочующая столица
Cоздателем вселенной в традиционной японской религии — синтоизме — считается божество Амэноминакануси . Его внучкой была особо почитаемая японцами по сей день богиня Солнца Аматэрасу . Именно её кровь, согласно легендам, текла в жилах Дзимму — первого легендарного императора Японии
Считается, что в 660 году до н.э. он основал первое японское государство, которым благополучно правил следующие 75 лет. Впрочем, современные историки отмечают, что история императорского рода была сознательно удревлена на тысячу лет, а самого Дзимму и многих императоров, которые упоминаются вслед за ним в мифе, вовсе не существовало.
Власть первых императоров Японии на первый взгляд казалась практически неограниченной. Однако в действительности сильное влияние на государственные дела оказывали знатные рода «поставщиков невест». Так, например, в период активного распространения буддизма власть в Японии была сосредоточена в руках клана Сога.
Вместе с буддизмом в стране стала укореняться жёсткая вертикаль власти китайского образца. При 36-м императоре Котоку , правившем в VII веке, был проведён ряд реформ, «китаизировавших» многие аспекты культуры, политики и повседневной жизни японцев. А уже в 702 году в стране вступили в силу законы «Тайхо», написанные по подобию китайских.
Вплоть до начала VIII века смерть императора становилась поводом для строительства новой «штаб-квартиры» для его наследника. Первой постоянной столицей Японии стал город Нара, а к 794 году столицу перенесли в Киото.
Сёгуны и «железный занавес»
По мере постепенного ослабления централизованного государства на политическую арену в Японии стало выходить новое военное сословие самураев. На их мощь опирались соперничающие между собой военно-феодальные княжества. Влияние императоров начало угасать, а в результате войны 1180–1185 годов между двумя феодальными кланами — Тайра и Минамото , — в которой последний одержал победу, войска сёгуна Минамото-но Ёритомо вошли в Киото. Так началась многовековая эпоха в истории Японии, в течение которой реальная власть принадлежала сёгунам, а номинальная и духовная — императорам.
В 1333 году попытку изменить статус-кво предпринял 96-й император Го-Дайго . Однако под давлением самураев он покинул Киото уже через три года и основал отдельное правительство к югу от столицы (Южный двор), просуществовавшее почти 60 лет.
На несколько веков Япония погрузилась в эпоху феодальной раздробленности и междоусобных войн. Борцами за дело объединения Японии стали Ода Нобунага , захвативший Киото в 1568 году, а затем Тоётоми Хидэёси , объединивший страну к 1591 году. После смерти Хидэёси его бывший союзник Токугава Иэясу стал новым сёгуном. Он уничтожил представителей конкурирующей знати и обосновался в провинциальном городе Эдо — нынешнем Токио.
Потомки Токугавы Иэясу правили страной более 250 лет. Этот период отличался своим мирным характером на фоне полной самоизоляции Японии. Императоры же не допускались к реальной власти вплоть до 1868 года.
Реставрация и капитуляция
В 1853 году к берегам Японии подошли боевые корабли под флагами США. Коммодор американских ВМС Мэттью Перри (не путать со звездой сериала «Друзья») вынудил сёгуна положить конец самоизоляции страны. Сёгун претерпел унижение, а японцы постепенно осознали степень отсталости собственных технологий от западных. Всё это привело к тому, что при поддержке части самураев Западной Японии в 1868 году была установлена прямая власть 122-го императора Мэйдзи .
При его правлении в стране произошли радикальные перемены. Реформы западного образца, новая столица (Токио), укрепление вооружённых сил и рост милитаризации, первая конституция, экономический бум — этот путь Япония преодолела за 45 лет. При этом для укрепления статуса императора в конституции было зафиксировано положение о его божественной сущности.
Конец военному величию Японии и неограниченным правам её императоров положила та же страна, которая косвенно привела к модернизации и возвышению императора. Атомная бомбардировка городов Хиросима и Нагасаки ВВС США, а также объявление СССР войны Японии в августе 1945 года вынудили императора Сёва — отца ныне отрекающегося правителя — капитулировать во Второй мировой войне. Американское оккупационное правительство навязало Японии новую демократическую систему правления и новую конституцию, действующую по сей день.
ВЛАСТЬ
От конституции до конституции
В 1889 году император Мэйдзи подписал два документа, определявшие статус, права и обязанности главы государства вплоть до 1947 года, — Конституцию Японской империи и Закон об Императорском доме.
Первая глава конституции целиком посвящена тэнно — «небесному правителю». В ней зафиксирован круг полномочий императора, его высшая руководящая роль, а также «священный и неприкосновенный» статус.
До американской оккупации император был и главнокомандующим вооружёнными силами, и главой законодательной власти, и представителем Японии на дипломатическом фронте. Тэнно был наделён полномочиями объявления войны, жалования дворянских титулов, назначения и смещения подданных с любых военных и гражданских постов.
При этом де-факто от распорядительных полномочий император был отстранён, несмотря на то что все важнейшие начинания проводились от его имени. По конституции 1947 года император и вовсе стал лишь «символом власти и единства народа». Статус тэнно стал определяться народом, которому принадлежит «суверенная власть».
Император и королева
Японская императорская династия — древнейшая и единственная правящая в мире. Но несмотря на титул, некоторые князья и короли Европы (не говоря о странах Персидского залива) обладают большей властью, чем тэнно. Его обязанности сводятся к назначению премьер-министра и верховного судьи (по представлению парламента и кабинета соответственно), созыву парламента, подтверждению министерских назначений, пожалованию наград и т.д.
В отличие от ряда европейских монархов (например, королевы Великобритании Елизаветы II, глубоко почитаемой британцами, но не обладающей реальной властью), император Японии не является ни главой государства, ни главнокомандующим вооружёнными силами страны.
По конституции 1947 года, император может назначить премьер-министром лишь кандидата, выбранного парламентом. А королева Великобритании имеет право назначить главой правительства любого члена Палаты представителей.
Более того, глава британской монархии носит церемониальный титул Верховного главы Англиканской церкви. Тэнно же не стоит во главе синто (у этой религии вообще нет и никогда не было верховного лидера). Император проводит множество религиозных церемоний, но они являются не публичными, а семейными.
Божественная сущность
В новогоднем обращении 1 января 1946 года император Сёва заявил, что связь между монархами и народом Японии больше не основывается «на легендах и мифах», а также на «неверной концепции того, что император является божеством». Однако о том, отказался ли тэнно от своей сущности, до сих пор ведутся споры.
Ряд историков отмечает, что в этой декларации вместо иероглифического сочетания «богочеловек» было применено устаревшее сочетание «божество» . Так император якобы не отказался от статуса «богочеловека».
Однако, несмотря на отдельные попытки зацепиться за иероглифы, суть декларации остаётся неизменной — эпоха императора-божества осталась в прошлом.
Реставрация 2.0?
Oтрёкшийся император принципиально не вмешивался во внутреннюю и внешнюю политику Японии. При этом его политические взгляды можно назвать либеральными. Тэнно не раз призывал свой народ к переосмыслению прошлого милитаристской Японии и косвенно демонстрировал свою неприязнь к реваншистским и националистическим идеям.
В 2012 году правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) выступила за поправку к конституции, дарующую императору статус главы государства. В 2017-м член ЛДП Такуми Немото вновь поднял вопрос статуса тэнно, но был подвергнут критике со стороны оппозиции.
Статус императора-правителя не соответствует современной культурной парадигме Японии, а либеральная интеллигенция усматривает реваншизм и милитаризм в попытках укрепить институт власти тэнно.
СИМВОЛЫ
Императорская печать
На протяжении многих веков японская культура вбирала в себя элементы китайской. Особое отношение к цветам не стало исключением. В Китае цветок хризантемы, символизирующий стойкость и долголетие, входит в число «четырёх благородных мужей» наряду с китайской сливой, орхидеей и бамбуком. Эти растения художники писали чаще других, восхищаясь их красотой.
В качестве герба японского императорского дома 16-лепестковая хризантема стала использоваться с 1869 года, а введённый Мэйдзи в 1871 году запрет на использование изображения хризантемы кем-либо, кроме самого тэнно, был отменён вскоре после завершения Второй мировой войны.
Сегодня императорскую хризантему можно увидеть на японских паспортах. И это не означает, что хризантема является гербом Японии. У страны вообще нет герба.
Три священных символа
Согласно легенде, богиня Солнца Аматэрасу подарила своему внуку — богу Ниниги-но Микото — три «священных сокровища»: меч, зеркало и драгоценный камень (яшму). Ниниги-но Микото в свою очередь передал реликвии своему внуку — легендарному императору Дзимму.
Неизвестно, когда именно первый тэнно получил ценный дар. Однако известно, что в 1945 году император Сёва приказал хранителю императорской печати сохранить реликвии любой ценой.
История этих артефактов окутана тайной: их никогда не показывали простолюдинам, а сам император якобы видит их всего один раз в жизни — во время церемонии восхождения на престол. Неизвестно даже, какие из реликвий были утеряны с течением веков и впоследствии заменены копиями.
Считается, что обоюдоострый меч Кусанаги-но цуруги символизирует отвагу, бронзовое зеркало Ята-но кагами — мудрость, а драгоценный камень Ясакани-но магатама — великодушие. Все три артефакта хранятся в разных местах: меч — в портовом городе Нагоя, зеркало — в святилище Аматэрасу, расположенном в небольшом городе Исэ, яшма — во дворце тэнно в Токио.
В его честь
Император — символ единства японского народа. И неудивительно, что добрая половина всех государственных праздников так или иначе связана с фигурой тэнно. Так, 11 февраля в Японии отмечается День основания государства. Согласно легенде, именно в этот день 660 года до н.э. на престол взошёл Дзимму.
День Сёва — отца отрёкшегося Акихито — отмечается 29 апреля. Эпоха правления Сёва ассоциируется у японцев с милитаризацией страны и последовавшим послевоенным преображением. Ещё один праздник в честь императора, при котором Япония преобразилась, — День культуры (3 ноября). Его название вводит в заблуждение, однако до 1948 года праздник назывался Днём Мэйдзи — в честь императора, положившего конец сёгунату и модернизировавшего страну по западным лекалам.
Вплоть до 2019 года вся страна отмечала день рождения отрёкшегося от престола Акихито (23 декабря). Однако уже в 2020-м празднование дня рождения императора было перенесено на 23 февраля. Именно в этот день родился Нарухито, действующий император Японии.
Сам император также проводит почти два десятка особых церемоний, посвящённых богам (например, Аматэрасу) и душам умерших императоров и членов их семей. Так, спустя год после смерти тэнно за него молится его преемник.
СЕМЬЯ
Никогда такого не было, и вот опять
Когда император Акихито вступил на престол, ему выбрали девиз правления — Хэйсей («Установление мира»). В японской традиции после смерти тэнно его называют исключительно по девизу правления. Поэтому после вступления на престол Нарухито его отца всё ещё именуют Акихито.
В отличие от своего отца, деда и прадеда, Нарухито стал императором при жизни своего отца. Это беспрецедентный случай в новейшей истории Японии — прижизненное отречение тэнно конституцией не предусматривается. Поэтому специально для Акихито был принят закон сроком на три года, позволяющий тэнно отказаться от трона.
Этим законом тэнно и воспользовался. После отречения Акихито получил титул дайдзё тэнно — «император на покое». При этом Акихито далеко не первым дайдзё тэнно в истории страны. Последние 200 лет ни один император не отрекался от престола, но это было распространенным явлением как в древние времена и в Средневековье, так и в период Токугава (1603–1868).
Зачастую императоры отрекались для того, чтобы оказывать большее влияние на политику. Так, например, 74-й тэнно Тоба , правивший в XII веке, отрёкся от престола в возрасте 20 лет, став серым кардиналом при трёх последующих императорах. 85-летний Акихито же отрёкся по состоянию здоровья.
Дела семейные
Молодость Акихито пришлась на послевоенный период. Правитель отличается либеральными взглядами, касающимися не только политики. Акихито стал первым из императоров, кто взял в жёны девушку не из аристократической семьи — дочь президента мукомольной компании, католика по вероисповеданию. Познакомились будущие супруги на теннисном корте.
У Акихито и его жены Митико родилось трое детей: сыновья Нарухито и Фумихито, а также дочь Саяко (покинула императорский дом из-за брака с простолюдином и взяла фамилию мужа). Все трое, как и их отец, получили образование в престижном японском университете Гакусюин — преемнике школы пэров эпохи Мэйдзи. При этом в нарушение очередной традиции Акихито и Митико воспитывали своих детей сами.
Возможно, это повлияло на выбор профессии юными принцами. Акихито — признанный специалист в области изучения рыб (ихтиолог). Основная сфера научных интересов Нарухито — рациональное водопользование. Принц Фумихито изучал таксономию рыб, однако диссертацию защитил в сфере орнитологии.
Император Нарухито также последовал примеру своего отца, женившись на простолюдинке. Супруга Нарухито — Масако — родилась в семье дипломата и провела по несколько лет в России и США. В Москве она ходила в детский сад №1127, расположенный по адресу Измайловский бульвар, д. 9.
Только мужчины
Правила наследования императорского престола зафиксированы в первой главе Закона об императорском доме 1947 года. В ней говорится, что стать тэнно может только представитель мужского пола. После смерти тэнно первым в очереди на престол становится его старший сын. Вторым — старший сын старшего сына тэнно. Третьими — другие потомки мужского пола старшего сына императора. И лишь четвёртым — второй по старшинству сын тэнно.
Старший сын Акихито — Нарухито. Однако у Нарухито нет наследников мужского пола. Императрица Масако родила одного ребёнка — принцессу Айко. Поэтому Нарухито наследует его младший брат Фумихито. После Фумихито на престол теоретически может взойти его сын Хисахито.
До рождения Хисахито в Японии шли активные дискуссии о необходимости изменения Закона об императорском доме и отмены положения о том, что взойти на престол может лишь мужчина. Более того, четыре пятых населения страны разделяло такую точку зрения. Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми пытался провести соответствующее решение в парламенте, но в 2007 году другой премьер, Синдзо Абэ, объявил, что правящая Либерально-демократическая партия отказывается от рассмотрения такой возможности.
Источник