- ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
- Характеристика
- История
- Отказ и возвращение на юлианский календарь поместных Церквей
- В современном церковном использовании
- Использованные материалы
- Юлианский календарь
- Содержание
- Ежемесячные праздники в римском календаре
- Структура юлианского календаря
- Месяцы
- Юлианский календарь на Руси
- Вытеснение григорианским календарём
- Юлианский календарь в православии
- Различие между юлианским и григорианским календарями
ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Юлиа́нский календарь (также называется старым стилем в противоположность «новому стилю» — т.е. григорианскому или новоюлианскому календарям)
Характеристика
В юлианском календаре длина тропического года принята равной 365 1/4 дня = 365.25 дня. Это дает ошибку в 1 день примерно через 128 лет. Приближение 365 1/4 достигается введением одного високосного года на каждые 4 года. В юлианском календаре каждый год, номер которого делится на 4 без остатка — високосный.
Однако, это правило не соблюдалось в первые годы после введения юлианского календаря в 45 г. до н.э. В первые годы существования календаря из-за ошибок в расчетах каждый третий год был високосным. Високосными были: 45 г. до н.э. (возможно), и следующие годы — 42, 39, 36, 33, 30, 27, 24, 21, 18, 15, 12, 9 до н.э.; 8, 12 г. н.э. и каждый четвертый год после этого.
Между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э. (или, согласно некоторым источникам, между 12 г. до н.э. и 4 г. н.э.) високосных годов не было. Этот период без високосных лет был установлен декретом императора Августа, чтобы исправить влияние избытка високосных лет в предыдущий период. Благодаря этому он был увековечен в календаре, так как восьмой месяц был назван его именем.
Любопытный факт: хотя метод счета лет от (официального) года рождения Христа не применялся до VI века, благодаря удачному совпадению юлианские високосные годы совпали с годами после рождества Христова, кратным четырем.
История
Юлианский календарь был введён в Римской республике Юлием Цезарем, от которого и получил своё наименование, в 45 г. до н.э.. Повсеместно использовался в землях воспринявших римскую традицию до 1582 года, когда вначале римо-католические, а позднее и прочие земли начали переходить на григорианский календарь. Одними из последних от юлианского календаря на государственном уровне отказались Греция (в 1924) и Турция (в 1926) (подробнее о времени и методе перехода разных стран см. ст. григорианский календарь).
Православная Церковь восприняла господствующий в Римском государстве юлианский календарь, который оставаля повсеместным в церковном обиходе до 1923 года. В то время Константинопольский Конгресс представителей ряда поместных Православных Церквей, созванный Константинопольским патриархом Мелетием IV, среди других нововведений постановил «исправить» юлианский календарь путём временного принятия «новоюлианского календаря», совпадающего с григорианским до 2800 года. Это решение не нашло всеобщего признания — сразу же после Конгресса от юлианского календаря отказались только три автокефальных Церкви: Константинопольская, Румынская и Элладская, которые перешли на новоюлианский календарь, тогда как неканонически выделившаяся автономная Финляндская Православная Церковь ввела у себя григорианский календарь. Таким образом с 1923 года возник т.н. календарный вопрос — зыбкое сосуществование трёх календарей, которое тревожит церковную жизнь по начало XXI века. Массовая приверженность верующих к юлианскому календарю приводила к тому что переходы на «новый стиль» нередко сопровождалось масштабными протестами и оформлением раскольнических «старостильных» движений. В итоге священноначалие нескольких поместных Церквей, после попытки ввести «новый стиль», принимало решение о восстановлении юлианского календаря; в других случаях позволялось сосуществование разных стилей в пределах одной поместной Церкви.
Отказ и возвращение на юлианский календарь поместных Церквей
- Константинопольская Православная Церковь:
- отказ с 10 марта 1924 года (патриаршей и синодальной грамотой) [1]
- Александрийская Православная Церковь:
- отказ в 1926 году
- Антиохийская Православная Церковь:
- отказ в 1948 году
- Иерусалимская Православная Церковь — неизменно сохраняет юлианский календарь
- Русская Православная Церковь:
- отказ 2 октября 1923 года
- возвращение 8 ноября 1923 года ввиду несостоятельности Константинопольского Конгресса и неприятия «нового стиля» большинством верующих
- Грузинская Православная Церковь:
- отказ в 1928 году
- возвращение через несколько месяцев ввиду отвержения реформы народом и большинством священников
- Сербская Православная Церковь — неизменно сохраняет юлианский календарь
- Румынская Православная Церковь:
- отказ в 1924 году
- Болгарская Православная Церковь:
- отказ 19 декабря 1968 года (согласно объявлению от 18 июля того года), «в экуменических целях» [2]
- Кипрская Православная Церковь
- Элладская Православная Церковь:
- отказ в марте 1923 года
- Албанская Православная Церковь
- Польская Православная Церковь:
- отказ 12 апреля 1924 года, при позволении отдельным приходам сохранять юлианский календарь
- возвращение 15 июня 2014 года (согласно синодальному постановлению от 18 марта того года) «в связи с тем, что большинство приходов Польской Церкви (96%) празднует праздники по старому стилю (юлианскому), и по просьбам верующих» [3]. При этом на тех приходах, где была такая необходимость, новый стиль мог быть сохранён.
- Чехословацкая Православная Церковь
- Православная Церковь в Америке:
- отказ в 1970-х годах [4], при позволении отдельным епархиям [5] и приходам сохранять юлианский календарь
В современном церковном использовании
Ныне юлианский календарь используется:
- Повсеместно в Иерусалимской, Грузинской и Сербской Православных Церквах.
- Подавляюще в Русской (за исключенем отдельных приходов в Западной Европе) и Польской Православных Церквах.
- В зависимости от приходского уклада в Чехословацкой и Американской Церквах, где также используется и новоюлианский.
- В ряде юрисдикций, монастырей и приходов Константинопольской (включая Святую гору Афон, Украинскую Православную Церковь Америки, монастырь святой Ирины Хрисоваланту в Астории и его дочерние учреджения, и т.д.) и Румынской (включая Бессарабскую митрополию) Церквей.
- Во всех поместных Церквах кроме Финляндской для вычисления Пасхалии.
Использованные материалы
[3] Цит. по постановлению Священного Синода Польской Православной Церкви от 18 марта 2014 года, официальный сайт Польской Православной Церкви, http://www.cerkiew.pl/index.php?id=wiad_kraj&tx_ttnews[point. 68c
[4] Богданова Ольга, «Рождество в Америке», Татьянин день, 24 декабря 2010, http://www.taday.ru/text/809074.html
[5] Так, на начало XXI века, вся Аляскинская епархия придерживалась юлианского календаря.
Источник
Юлианский календарь
Календарь | |||
---|---|---|---|
Данные о календаре | |||
Тип календаря | |||
Календарная эра | Вставка високосов | 1/4 | |
Другие календари | |||
Армелина · Армянский: языческий, христианский · Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · Буддийский · Вавилонский · Византийский · Вьетнамский · Гильбурда · Голоценский · Григорианский · Грузинский · Древнегреческий · Древнеегипетский · Древнеиндийский · Древнекитайский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийский · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Непальский · Новоюлианский · Римский · Симметричный · Советский · Тамильский · Тайский: лунный, солнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Туркменский · Универсальный · Французский · Ханаанейский · Хараппский · Чучхе · Шведский · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский |
Юлиа́нский календа́рь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э.
Юлианский календарь реформировал старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. В Древней Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона» [1] .
Юлианский календарь в России обычно называют старым стилем.
Содержание
Ежемесячные праздники в римском календаре
Календарь основывался на статических ежемесячных праздниках. Первым праздником, с которого начинался месяц, были календы. Следующим праздником, попадавшим на 7 число (в марте, мае, июле и октябре) и на 5 число остальных месяцев, были ноны. Третьим праздником, попадавшим на 15 число (в марте, мае, июле и октябре) и 13 число остальных месяцев, были иды.
Структура юлианского календаря
Год по юлианскому календарю начинается 1 января , так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности тропического года.
В юлианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; годы начинаются с понедельника по воскресенье. В совокупности это даёт (2х7=14) 14 вариантов календаря.
Месяцы
№ | Месяц | Количество дней |
---|---|---|
1 | Январь | 31 |
2 | Февраль | 28 (в високосном году — 29) |
3 | Март | 31 |
4 | Апрель | 30 |
5 | Май | 31 |
6 | Июнь | 30 |
7 | Июль | 31 |
8 | Август | 31 |
9 | Сентябрь | 30 |
10 | Октябрь | 31 |
11 | Ноябрь | 30 |
12 | Декабрь | 31 |
Существует мнемоническое правило запоминания количества дней в месяце: руки складывают в кулаки и, идя слева направо от косточки мизинца левой руки к указательному пальцу, поочерёдно касаясь косточек и ямок, перечисляют: «январь, февраль, март…». Февраль придётся запомнить отдельно. После июля (косточка указательного пальца левой руки) надо перейти на косточку указательного пальца правой руки и продолжить счёт к мизинцу, начиная с августа. На косточках — 31, между — 30 (в случае февраля — 28 или 29).
Юлианский календарь на Руси
На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.
Древнерусское летоисчисление, которое использовало мартовский год, начинающийся на полгода позже византийского, называется мартовским, а то, которое использовало мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.
Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые типы летоисчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.
Вытеснение григорианским календарём
Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигалось в сторону весны. Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Во многих храмах, по замыслу создателей, в день весеннего равноденствия Солнце должно попасть в определённое место, например в Соборе святого Петра в Риме — это мозаика. Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха уже не попадает на прежнее место. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный календарь. При этом следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября . Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.
В России григорианский календарь был введён декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года [2] ; в православной Греции — в 1923 году. Григорианский календарь часто называют новым стилем.
Юлианский календарь в православии
Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), греческие старостильники (в расколе) и иные старостильники-раскольники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквах в 1920-е годы; а также ряд древневосточных церквей, в том числе в Эфиопии.
Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, — по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи — по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.
Различие между юлианским и григорианским календарями
Разница между юлианским и григорианским календарями постепенно увеличивается из-за разного количества високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все года, кратные 4, тогда как в григорианском календаре год является високосным, если он кратен 4, но исключение делается для тех годов, которые кратны 100. Такие годы являются високосными только тогда, когда делятся на 400. Скачок происходит в завершающий год века (см. Високосный год).
Разница дат юлианского и григорианского календарей [3] [4] :
Разница, дней | Период (по юлианскому календарю) | Период (по григорианскому календарю) |
---|---|---|
10 | 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 | 15 октября 1582 — 11 марта 1700 |
11 | 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 | 12 марта 1700 — 12 марта 1800 |
12 | 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 | 13 марта 1800 — 13 марта 1900 |
13 | 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 | 14 марта 1900 — 14 марта 2100 |
14 | 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 | 15 марта 2100 — 15 марта 2200 |
15 | 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 | 16 марта 2200 — 16 марта 2300 |
Не следует смешивать перевод (пересчёт) реальных исторических дат (событий в истории) на другой календарный стиль, — с пересчётом (для удобства пользования) на другой стиль юлианского церковного месяцеслова, — в котором все дни празднований (памяти святых и другое) фиксированы как юлианские, безотносительно к тому — какой григорианской дате соответствовал конкретный праздничный или памятный день. В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI веках, а 8 января (в переводе на новый стиль), а, например, с 9997 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю). Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) — даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю (что, среди прочего, отражено в практике греческого раздела Википедии).
Источник