Юридическая природа конституций зарубежных стран

2. Понятие, сущность, функции, юридические свойства конституций в зарубежных странах.

Под конституцией понимается основной закон государства, свод законов, неписаные правила, которые закрепляют правовой статус личности, форму государства, систему органов государства, порядок их организации и деятельности, систему органов местного самоуправления, а также столицу, флаг и другие символы государства.

В фактическом смысле — это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране.

В юридическом — это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект.

Сущность любой конституции состоит в том, что она выражает соотношение политических сил на момент принятия основного закона государства.

Конституция отличается от других нормативных актов, прежде всего, своими формально-юридическими свойствами:

1. Конституция или отдельные ее нормы носят учредительный характер. Так, нормы конституции США целиком и полностью учредительные, Конституция РФ далеко не целиком, но тоже по своему характеру учредительная, т.к. учредила новое государство — РФ.

2. Все конституции являются базой текущего законодательства, т.е. на основании и во исполнении конституционных норм принимаются остальные законы и иные нормативно-правовые акты государства.

3. Конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и иным актам государства.

4. Конституция отличается, по сравнению с текущими законами, стабильностью.

5. Конституция закрепляет важнейшие основы жизни общества и государства.

Основные функции к-ции: 1. Идеологическая. 2. Внешне-полит-я. 3. Воспитательная. 4. Юридическая: является базой текущего зак-ва, имеет наивыс-ю юр-ю силу, имеет особую процедуру принятия, изменения и отмены, определяет базовые пр-е принципы, закрепляет конст-е права и свободы.

3. Понятие конституции, ее основные черты. Структура конституций.

Конституция (лат. – устроение) – единый нормативно-правовой акт или совокупность таких актов, фиксирующий главные устои жизни государства. В Конституции отражаются и закрепляются естественные и неотъемлемые права человека и гражданина, и на их основе устанавливаются структура и форма государства, порядок власти.

По своему материальному содержанию: Конституция – Основной закон, закрепляющий:- основные права и обязанности граждан;- их правовое положение;- общественное и государственное устройство;- организацию, взаимоотношение и полномочия высших органов власти;- основы организации государственного управления и судебной системы;- основные принципы избирательного права.

Главное значение Конституции:- составляет юридическую базу текущего законодательства, т.е. признается юридическое верховенство Конституции. — кроме того, Конституция – закон, обеспечивающий интересы всех слоев общества.

1. Обязательное провозглашение прав и свобод, но непосредственно в тексте Конституции оно может отсутствовать: США – Билль о правах, Франция – ДПЧГ 1789 с дополнениями из Конституции 1946 (преамбула).

2. Закрепляется принцип разделения властей.

3. Закрепляется форма правления – республика или монархия.

4. Определяется форма государственного устройства – унитаризм или федерация

5. Определяются принципы организации системы органов государственной власти (глава государства, правительства, парламент, канет. надзор).

6. Кроме того, в Конституциях обычно провозглашается суверенитет, закрепляется частная собственность, регулируются выборы, референдум, законодательство, основные принципы внешних сношений.

1) Разделение на разделы, главы, параграфы, статьи. Большинство К. имеют преамбулы, в которых содержатся цели, задачи, место, роль гос-ва.

2) основная часть тоже делится на главы и разделы.

3) заключительные положения- содержатся нормами процессуал. хар-ра, порядок изменения, вступл. в силу, гос. символы, переходные положения,

Источник

Свойства конституции зарубежных стран.

Юридическими свойствами конституции называют ее признаки как основного закона. Среди данных свойств выделяют следующие:

1. Учредительный характер конституции, поскольку она принимается народом или от имени народа как носителя суверенитета и единственного источника власти, а ее установления имеют первичную природу;

2. Юридическое верховенство и высшая юридическая сила конституции, которые находят выражение в том, что, во-первых, конституция не может быть поставлена в один ряд с другими, обычными законами, потому что является главным, верховным, основным законом, имеет приоритет перед всеми другими законами («закон законов»).

3. Особый порядок принятия и изменения конституций, который подчеркивает их особую роль и значение;

4. База текущего законодательства. Именно конституции определяют субъекты правотворчества, его порядок и процедуры;

5. Непосредственное (прямое) действие конституции означает, во-первых, что если та или иная норма конституции не имеет явно выраженного отсылочного или бланкетного характера, она должна применяться всеми субъектами конституционного права непосредственно, т.е. вне зависимости от наличия или отсутствия каких-либо конкретизирующих эту норму законодательных или подзаконных актов. В частности, суды могут использовать ссылки на нормы, содержащиеся в конституции, для обоснования вынесенных ими решений.

Другими словами, это означает, что действие таких конституций проявляется не только через действие других законов и иных правовых норм, изданных на основе конституции, но и прямо, непосредственно, само по себе. При этом все субъекты права обязаны соблюдать и применять нормы конституции вне зависимости от того, получили ли они конкретизацию в иных правовых нормах.

6. Легитимность конституции означает, что она принята нормативным путем, признана обществом или его большей частью, большинством его представителей.

7. Стабильность отражает свойство конституции, состоящее в том, что ее установления в отличие от положений многих других законов обычно носят более устойчивый, постоянный, фундаментальный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием временных перемен в социально-экономической и политической конъюнктурах.

Идеологическими свойствами конституции являются:

1. Отражение определенной системы взглядов и идей, теоретическое выражение определенных мировоззрений, интересов, целей и идеалов, декларация, охрана и защита соответствующих ценностей и норм. К числу важнейших демократических ценностей и норм относятся права и свободы человека, институты народовластия и народного представительства, разделения властей и парламентаризма, гражданского общества и правового государства, многопартийности, политического и идеологического плюрализма, гласности и др.;

2.Содействие формированию новой идеологии;

3.Влияние на сознание и др.

Политические свойства конституции:

1. Закрепление итогов проведенных преобразований. Как политический акт конституция отражает сложившееся в обществе соотношение общественно-политических сил и их определенный социально-политический компромисс.

3. Народность и др.

8. Форма и структура конституции зарубежных стран.

Форма конституции — это способ организации заключенного в ней материала. По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Конституции большинства стран мира — это единый нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Такими актами являются, например, Конституция Италии, Основной закон Федеративной Республики Германии, Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов, Конституция Российской Федерации.

Но есть страны, в которых конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Так, в Финляндии ныне действующую конституцию составляют четыре органических закона: «Форма правления Финляндии» 1919 г., «Акт об Эдускунте» 1928 г., «Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного Совета и канцлера юстиции» 1922 г. и «Акт о государственном суде» 1922 г.

Конституция Швеции состоит из трех нормативных актов: «Акт о престолонаследии» 1810г., «Форма правления» 1974 г. и «Акт о свободе печати» 1974 г. Конституцию Канады образуют также несколько актов. Важнейшие из них: «Квебекский закон» 1774 г., «Конституционный закон» 1791 г., «Закон об объединении Канады» 1940 г., «Закон о Британской Северной Америке» 1867 г., «Конституционный закон» 1982 г, и др.

Однако необходимо иметь в виду, что в ряде стран, принявших конституцию как единый нормативный акт, имеются дополнительные акты, именуемые конституционными или органическими законами. Хотя они и считаются конституционными, по форме — это самостоятельные акты, не включающиеся в текст конституции. Но такие законы имеют существенное значение для применения отдельных положений конституции, и их принятие нередко предписано в тексте самой конституции. Следовательно, принятие таких актов является обязательным для законодателя. Ими являются, например. Федеральный конституционный закон 1955 г. «О нейтралитете Австрии», Федеральный конституционный закон Российской Федерации 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Такие конституционные или органические законы по своей юридической силе уступают конституции и ее частью не являются.

Структура конституции. Юридическая конституция может пред­ставлять собой один документ (это консолидированная, или кодифициро­ванная, конституция). Таково подавляющее большинство конституций стран мира (Китая 1982 г., Папуа — Новой Гвинеи 1975 г., Бразилии 1988 г., Украины 1996 г. и др.). Однако иногда поправки к конституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней в определенной нумерации (например, в США). Законодательный акт, составляющий консолидиро­ванную конституцию, чаще всего так и называется: «конституция». Но в некоторых случаях применяется другая терминология: «политическая конституция» (Колумбия), «союзный конституционный закон» (в Ав­стрии — один из актов), «основной закон» (Германия).

В ряде стран конституция представляет собой совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная, или некодифициро­ванная, конституция). Название каждому из них обычно дается в со­ответствии с предметом регулирования: «Форма правления», «Акт о риксдаге», «Акт о престолонаследии» — в Швеции, законы о кнессете (парламенте), о земле,,о судоустройстве — в Израиле, Сеймовый устав — в Финляндии и т.д.

В отдельных странах конституция включает не только собственно конституцию, но и некоторые другие основополагающие документы. Так, во Франции это конституция 1958 г., преамбула отмененной конститу­ции 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

В редких случаях под конституцией понимается совокупность зако­нов, судебных прецедентов и неписаных конституционных обычаев (Ве­ликобритания, Новая Зеландия). Законы, считающиеся частью такой конституции (а в Великобритании их более 300), принимаются не в осо­бом порядке (квалифицированным большинством), а обычным способом.

В странах, где конституций нет (султанат Оман и др.), их роль выпол­няет священная книга мусульман — Коран. В некоторых странах Коран является частью «конституционного блока», будучи поставлен над кон­ституцией и остальными его частями (Иран, Саудовская Аравия и др.).

Роль составной части конституции могут выполнять политические декларации о целях и перспективах развития страны, принимаемые путем общегосударственного голосования граждан (например, Нацио­нальная хартия Алжира 1976 г., Хартия малагасийской социалистичес­кой революции 1975 г. и др.). Значение конституционных документов может быть придано прокламациям военных и революционных советов, советов национального спасения и других органов, приходящих к власти в результате военного переворота. Таковы институционные акты, прини­мавшиеся в Бразилии после переворота 1964 г., прокламации Временно­го военного административного совета в Эфиопии в 1974—1987 гг. и др.

Конституции обычно состоят из преамбулы (введения), глав (разде­лов, частей), статей, которые в свою очередь могут делиться на пункты, обозначенные цифровой или буквенной нумерацией. В редких случаях (например, в Венгрии) вместо статей имеются параграфы. Завершается конституция переходными и заключительными постановлениями, кото­рые предусматривают преемственность государственной власти, поря­док создания новых органов. Во многих конституциях есть приложения, содержащие схемы, образцы, различные перечни (например, полномо­чий федерации и субъектов), текст клятвы президента и др. Неотъемле­мой частью конституции являются в некоторых странах (США и др.) поправки к ней, они не вносятся в текст, а прилагаются к конституции.

Источник

Конституции Зарубежных Стран

Вопросы:

Понятие сущность и функции конституции

Классификация зарубежный конституций. Структура конституции.

Порядок принятия, изменения и прекращения действия конституции

Основные тенденции Конституционных реформ в странах восточной Европы

Правовая охрана конституции

Вопрос.

Конституция (термин) употребляется в материальном и формальном смыслах.

Конституция в материальном смысле представляет собой писанный акт или совокупность актов либо конституционных обычаев закрепляющих существующие в стране социальные экономические основы, формы правления и территориальное устройство, права и свободы граждан, основы организации и деятельности государственных органов.

Конституции в формальном смысле представляет собой документ именуемый Конституцией.

Конституция представляет собой систему правовых норм имеющих высшую юридическую силу, закрепляющих основы правового положения личности, социально экономического строя, политической системы, правовое положения государства на международной арене.

Сущность конституции выражается в том, что конституция это ограничитель власти государства. С другой стороны конституция это выражение интересов и компромисса доминирующих социальных слоев на данной ступени развития общества.

Объекты Конституционного регулирования:

1. Закрепление организации и функционирования государственной власти.

2. Закрепление правового статуса личности

3. Государственное устройство

4. Закрепление внешнеполитической функции государства

5. Порядок принятия и изменения конституции

Функции Конституции – это основные ее направления на социальную действительность. Функции:

1. Юридическая. Заключается в том что конституция создает основы правопорядка в данном обществе и государстве

2. Политическая. Устанавливает основы организации публичной власти в данной стране.

3. Идеологическая функция. Поскольку конституция закрепляет те духовные ценности на которые ориентировано государство.

Вопрос.

Во первых: в науке КП различают фактическую и юридическую конституцию.

Под юридической конституцией понимается закон применяемый и изменяемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой.

Под фактической понимаются реально существующие основы конституционного строя, действительно положение личности в той или иной стране.

Во вторых: реальной или фиктивной.

Если фактическое положение не соответствует нормам, юридическая конституция становится фиктивной.

Третья классификация (американские): живой и мертвой.

Под живой американские ученые понимают непосредственной конституцию США, 27 поправок к ней и толкование Верховного суда.

В зависимости от формы: писанные и неписанные.

Писанные – единый акт или совокупность правовых актов регулирующие вопросы правового характера.

Неписанные – совокупность законов, судебный прецедентов и конституционных обычаев.

Конституции с точки зрения структуры: кодифицированные, некодифицированные и комбинированные.

Кодифицированные: Конституция Бразилии 1988 , Конституция Венесуэлы 99, Польши, России.

Кодифицированные можно разделить на развернутые и неразвернутые. Развёрнутые (Сербии 2006, Индии, Португалии 76 )

Некодифицированные представляют собой совокупность законов принятых в разное время. Израиля, Швеции.

Комбинированные представляют собой совокупность законов, судебных прецедентов и конституционных обычаев. Великобритания.

Чиркин В.Е. различает конституции по юридическому содержанию:

1. Инструментальные конституции

2. Социальные конституции

Инструментальные – регулируют структуру государств, его органы, частично права человека и не содержат или почти не содержат социальных положений. 1887 Конституция США, 1814 Конституции Норвежского Королевства и другие.

Социальные –конституции которые содержат социальные положения.

По способу принятия:

1. Народные – источником принятия народной Конституции является народ. 1982 Конституция КНР, 1996 Конституция Украины, 1949 ФРГ.

2. Октроированные – Конституции дарованные монархом своему народу (Конституция Монако 1962 года). Дарованная метрополиями своим колониям. 1901 От США Кубе.

По способу изменения Конституции:

1. Гибкие – которые изменяются в обычном порядке как и законы. Великобритания.

2. Жесткие – изменяются в усложненном порядке. США.

Элементами жесткого порядка пересмотра Конституции могут быть:

1. Требования квалифицированного большинства голосов, членов парламента для изменения Конституции.

2. Пересмотра правила двойного вотума. ( простой (Италия) и усложненный ( второй раз поправка голосуется новым составом парламента) Греция, Финляндия)

3. Необходимость созыва учредительного собрания

4. Референдум (Франция)

5. Ратификация поправки в конституцию субъектами федерации.

По времени действия:

1. Постоянные (Бельгия 1831 в редакции 2004, Румынии 1991, 1976 Кубы)

2. Временные ограничивают срок своего действия определенным периодом или наступлением определенного развития. ( ЮАР 1994, Ирак 2004, Непал 2007)

3. «Вечные» Мексика 1917 года.

По времени их принятия (по этапам конституционного развития):

1. Старые это конституции которые принимались с конца 18 века по 1918 год. Конституция США 1787, Норвежского королевства 1814.

— закрепление принципа разделения властей

— признание прав человека естественными и неотчуждаемыми

— регламентация личных и политических прав и свобод

— закрепление принципа равенства

— закрепление права собственности

— закрепление территориальной организации государства

2. Новые конституции принятые с 1918 по 1945. Конституция Австрии 1920 в редакции 29го, Веймарская конституция 1919 года, Конституция Испании 1931, Ирландии 1937.

— в предмет конституционного регулирования включается новый комплекс общественных отношений а именно появляется новая категория прав и свобод человека, социально-экономические права, зарождается тенденция социализации

— предание конституционного статуса новым институтам политической системы а именно политическим партиям, профсоюзам

3. Новейшие. С 1945 до конца 80х.

— в них наблюдается углубление тенденции социализации

Конституции этого периода можно разделить на 2 подгруппы:

1. Конституции приняты государствами участниками второй мировой войны. Конституция Японии 1946, Италии 1947, ФРГ 49 и др.

2. Конституции которые были приняты бывшими колониями после провозглашения независимости. Конституцию Сенегала 1963 год.

4. Сверх новейшие. С конца 80х по настоящее время. Было принято около 120 Конституций. Конституция Венесуэлы 1999, Бахрейна 2001, Катар 2003 ( референдум в абсолютной монархии), Основной закон Ватикана 2000, Конституция Афганистана 2004, Ирака 2005, Конституция Мальдивской Республики 2008, Сербии 2006, Венгрии 2011, Марокко 2011.

— содержание современных конституций соответствует общечеловеческим ценностям выработанными мировой цивилизаций.

— появляются новые права и свободы а также гарантии связанные с научно-техническим прогрессом. Право на изменения пола ВенесуэлаJ.

2. Не демократические

По форме государственного устройства:

1. Федеративных ( федеральные или союзные конституции и конституции субъектов федерации)

По форме правления:

2. Республиканские и другие классификации

Структура включает в себя:

1. Преамбулу или введение ( В Конституции Италии 1947, Монако – нет преамбул).

2. Основная часть. Состоит из нескольких глав, частей, разделов которые делятся на статьи или параграфы ( Финляндия, Венгрия).

3. Заключительные положения. Устанавливают порядок вступления Конституции в силу, определяются сроки образования новых органов государственной власти и сроки издания законодательных актов на которые имеются отсылки в Конституции).

4. Дополнительные положения Конституции содержат разъясняющие положения, нормы толкования Конституции, отдельные исключения из общих правил.

5. Переходные положения. Сроки вступления в силу отдельных норм Конституции.

6. Приложения. Конституция Индии 1949 года более 10 приложений, Пакистана 1973 6 приложений.

Вопрос.

Этапы принятия Конституций:

1. Подготовительный этап. На этом этапе назначается группа для разработки Конституции. Это может быть: конституционная комиссия, учредительное собрание.

2. Разработка текста конституции

3. Окончательное принятие. 2 под этапа:

— Принятие Конституционного текса органом разработавшим Конституцию

— Окончательное принятие Конституции.

Принятие Конституции. Традиционно выделяют следующие способы принятия Конституции:

1. Принятие Конституции учредительным собранием. Учредительное собрание это как правило выборный и однопалатный орган целевого назначения который создается для принятия конституции который потом распускается (США, Италия, Португалия) либо преобразуется в парламент (Греция). УС бывает 2 видов :

— первоначальное учредительное собрание

Обладает первоначальной учредительной власти, принимает конституцию там где ее никогда не было или где был разрыв связей с прежней конституцией

-институционализированное учредительное собрание

Обладает производной учредительной властью, то есть властью по изменению Конституции ( Болгария).

2. Принятие парламентом. Были приняты Конституции Украины 1996, Грузии 1995, Основной закон Финляндии 1995, КНР 1982.

3. Принятие Конституции референдумом. Андорра 1993, Катар 2003.

4. Комбинированный способ. Парламент или учредительное собрание + референдум. Конституция Республики Польша 1997 года

5. Октроирование. Оман 1996 года.

Пересмотры Конституции бывают полные и частичные. Полный пересмотр возможен 2 путями:

1. Принятие новой Конституции ( Конституция Швейцарии 1999, Основной Закон Финляндии 1999)

2. Принятие новой редакции Конституции при сохранении ее прежней даты. Конституция Венгрии 1949 с изменениями и дополнениями 1989 года.

Частичные. Изменяются отдельные положения Конституционные. Конституция РФ в декабре 2008 года. Когда было внесена норма об увеличении срока полномочий президента РФ с 4 до 6 лет. Увеличен срок полномочий государственной думы с 4 до 5 лет. От 30 декабря 2008 года – усилила контрольные полномочия государственной думы. Процедуру пересмотра условно можно разделить на 2 этапа:

Для полного пересмотра в некоторых конституциях, например в Испании устанавливаются более жесткие требования чем при внесении обычных поправок. Участие избирательного корпуса в процедуре внесения поправок в конституцию необходимо в Швейцарии, Австрии, Испании для полных пересмотров конституции. Во Франции для пересмотра по парламентской инициативе, факультативно в Италии, во Франции для пересмотра по президентской инициативе.

2 категории ограничений для пересмотра Конституции:

— Абсолютное ограничение ( Во Франции – Республиканская форма правления, ФРГ – принципы демократии, правового государства, федерализма, в Португалии – Конституция Фиксирует 14 областей.

— Условное ограничение. В некоторых странах изменение Конституции запрещается в определенных случаях ( Согласно статье 169 Конституции Испании запрещается изменять Конституцию в период чрезвычайного положения или войны). В отдельных зарубежных странах в Конституцию нельзя вносить поправки в течение определенного срока после ее принятия.

Может быть легитимной и не легитимной.

Легитимной- в установленном порядке и уполномоченным на то органом.

Не легитимный – в результате революции, восстаний, переворотов.

Вопрос

Конституция Болгарии 1991, Румынии 1991 в 2003 новая редакция, Словакии 1992, Чехия 1992, Югославия 1990, Албании 1998, Хорватия 1990, Словения 1991, Македония 1991, Босния Герцеговины 1995, Сербия 2006, Черногория 2007, Польша 1992 был принят Конституционный Закон о взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властью Республики Польша а также территориальном самоуправлении ( Малая Конституция Республики Польша), новая 1997 году, Венгрия 1949 года с изменениями 1989 и 90 годов и в 2011 новая Конституция Венгрии).

Основные тенденции Конституционного развития стран восточной Европы:

a. Из текстов Конституций исключаются упоминания о социализме, коммунизме, марксизме-ленинизме, положения о руководящей роли коммунистической партии

b. Из официальных названий государств исключаются слова «социалистическая», «народная».

c. Были провозглашены основные характеристики государств а именно демократическое, социальное, правовое

d. Закрепляется принцип народовластия

e. Вводится положения о недопустимости узурпации власти (Болгария)

f. Закрепляется принцип идеалистического и политического плюрализма

g. Конституции отражают переход к рыночной экономике и закрепляют многообразие форм собственности.

h. В Конституциях регламентируется вопрос о соотношении международного и внутри государственного права

i. Касается прав и свобод граждан ( государство исходят из признания естественных и неотъемлемых основных прав человека, из приоритетности в жизни общества, расширяется каталог личных и политических прав и свобод граждан, усиливается судебная защита прав и свобод, укрепляются иные юридические гарантии прав и свобод)

j. Закрепления принципа разделения властей

k. Возврат к государственным институтам существовавшим в стране прежним (восстановление сената и президентуры в Польше)

l. Переход от мажоритарной к пропорциональной избирательной системы

m. Учреждение постов президентов Республик и Органов Конституционного Контроля.

Источник

Читайте также:  Необычные страны мира презентация
Оцените статью