Юридические функции конституции зарубежных стран

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

электронное учебное пособие

На главную

Об авторе

Содержание

Отправить сообщение

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Тепляшин И.В., 2006

Источник

Конституции Зарубежных Стран

Вопросы:

Понятие сущность и функции конституции

Классификация зарубежный конституций. Структура конституции.

Порядок принятия, изменения и прекращения действия конституции

Основные тенденции Конституционных реформ в странах восточной Европы

Правовая охрана конституции

Вопрос.

Конституция (термин) употребляется в материальном и формальном смыслах.

Конституция в материальном смысле представляет собой писанный акт или совокупность актов либо конституционных обычаев закрепляющих существующие в стране социальные экономические основы, формы правления и территориальное устройство, права и свободы граждан, основы организации и деятельности государственных органов.

Конституции в формальном смысле представляет собой документ именуемый Конституцией.

Конституция представляет собой систему правовых норм имеющих высшую юридическую силу, закрепляющих основы правового положения личности, социально экономического строя, политической системы, правовое положения государства на международной арене.

Сущность конституции выражается в том, что конституция это ограничитель власти государства. С другой стороны конституция это выражение интересов и компромисса доминирующих социальных слоев на данной ступени развития общества.

Объекты Конституционного регулирования:

1. Закрепление организации и функционирования государственной власти.

2. Закрепление правового статуса личности

3. Государственное устройство

4. Закрепление внешнеполитической функции государства

5. Порядок принятия и изменения конституции

Функции Конституции – это основные ее направления на социальную действительность. Функции:

1. Юридическая. Заключается в том что конституция создает основы правопорядка в данном обществе и государстве

2. Политическая. Устанавливает основы организации публичной власти в данной стране.

3. Идеологическая функция. Поскольку конституция закрепляет те духовные ценности на которые ориентировано государство.

Вопрос.

Во первых: в науке КП различают фактическую и юридическую конституцию.

Под юридической конституцией понимается закон применяемый и изменяемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой.

Под фактической понимаются реально существующие основы конституционного строя, действительно положение личности в той или иной стране.

Во вторых: реальной или фиктивной.

Если фактическое положение не соответствует нормам, юридическая конституция становится фиктивной.

Третья классификация (американские): живой и мертвой.

Под живой американские ученые понимают непосредственной конституцию США, 27 поправок к ней и толкование Верховного суда.

В зависимости от формы: писанные и неписанные.

Писанные – единый акт или совокупность правовых актов регулирующие вопросы правового характера.

Неписанные – совокупность законов, судебный прецедентов и конституционных обычаев.

Конституции с точки зрения структуры: кодифицированные, некодифицированные и комбинированные.

Кодифицированные: Конституция Бразилии 1988 , Конституция Венесуэлы 99, Польши, России.

Кодифицированные можно разделить на развернутые и неразвернутые. Развёрнутые (Сербии 2006, Индии, Португалии 76 )

Некодифицированные представляют собой совокупность законов принятых в разное время. Израиля, Швеции.

Комбинированные представляют собой совокупность законов, судебных прецедентов и конституционных обычаев. Великобритания.

Чиркин В.Е. различает конституции по юридическому содержанию:

1. Инструментальные конституции

2. Социальные конституции

Инструментальные – регулируют структуру государств, его органы, частично права человека и не содержат или почти не содержат социальных положений. 1887 Конституция США, 1814 Конституции Норвежского Королевства и другие.

Социальные –конституции которые содержат социальные положения.

По способу принятия:

1. Народные – источником принятия народной Конституции является народ. 1982 Конституция КНР, 1996 Конституция Украины, 1949 ФРГ.

2. Октроированные – Конституции дарованные монархом своему народу (Конституция Монако 1962 года). Дарованная метрополиями своим колониям. 1901 От США Кубе.

По способу изменения Конституции:

1. Гибкие – которые изменяются в обычном порядке как и законы. Великобритания.

2. Жесткие – изменяются в усложненном порядке. США.

Элементами жесткого порядка пересмотра Конституции могут быть:

1. Требования квалифицированного большинства голосов, членов парламента для изменения Конституции.

2. Пересмотра правила двойного вотума. ( простой (Италия) и усложненный ( второй раз поправка голосуется новым составом парламента) Греция, Финляндия)

3. Необходимость созыва учредительного собрания

4. Референдум (Франция)

5. Ратификация поправки в конституцию субъектами федерации.

По времени действия:

1. Постоянные (Бельгия 1831 в редакции 2004, Румынии 1991, 1976 Кубы)

2. Временные ограничивают срок своего действия определенным периодом или наступлением определенного развития. ( ЮАР 1994, Ирак 2004, Непал 2007)

3. «Вечные» Мексика 1917 года.

По времени их принятия (по этапам конституционного развития):

1. Старые это конституции которые принимались с конца 18 века по 1918 год. Конституция США 1787, Норвежского королевства 1814.

— закрепление принципа разделения властей

— признание прав человека естественными и неотчуждаемыми

— регламентация личных и политических прав и свобод

— закрепление принципа равенства

— закрепление права собственности

— закрепление территориальной организации государства

2. Новые конституции принятые с 1918 по 1945. Конституция Австрии 1920 в редакции 29го, Веймарская конституция 1919 года, Конституция Испании 1931, Ирландии 1937.

— в предмет конституционного регулирования включается новый комплекс общественных отношений а именно появляется новая категория прав и свобод человека, социально-экономические права, зарождается тенденция социализации

— предание конституционного статуса новым институтам политической системы а именно политическим партиям, профсоюзам

3. Новейшие. С 1945 до конца 80х.

— в них наблюдается углубление тенденции социализации

Конституции этого периода можно разделить на 2 подгруппы:

1. Конституции приняты государствами участниками второй мировой войны. Конституция Японии 1946, Италии 1947, ФРГ 49 и др.

2. Конституции которые были приняты бывшими колониями после провозглашения независимости. Конституцию Сенегала 1963 год.

4. Сверх новейшие. С конца 80х по настоящее время. Было принято около 120 Конституций. Конституция Венесуэлы 1999, Бахрейна 2001, Катар 2003 ( референдум в абсолютной монархии), Основной закон Ватикана 2000, Конституция Афганистана 2004, Ирака 2005, Конституция Мальдивской Республики 2008, Сербии 2006, Венгрии 2011, Марокко 2011.

— содержание современных конституций соответствует общечеловеческим ценностям выработанными мировой цивилизаций.

— появляются новые права и свободы а также гарантии связанные с научно-техническим прогрессом. Право на изменения пола ВенесуэлаJ.

2. Не демократические

По форме государственного устройства:

1. Федеративных ( федеральные или союзные конституции и конституции субъектов федерации)

По форме правления:

2. Республиканские и другие классификации

Структура включает в себя:

1. Преамбулу или введение ( В Конституции Италии 1947, Монако – нет преамбул).

2. Основная часть. Состоит из нескольких глав, частей, разделов которые делятся на статьи или параграфы ( Финляндия, Венгрия).

3. Заключительные положения. Устанавливают порядок вступления Конституции в силу, определяются сроки образования новых органов государственной власти и сроки издания законодательных актов на которые имеются отсылки в Конституции).

4. Дополнительные положения Конституции содержат разъясняющие положения, нормы толкования Конституции, отдельные исключения из общих правил.

5. Переходные положения. Сроки вступления в силу отдельных норм Конституции.

6. Приложения. Конституция Индии 1949 года более 10 приложений, Пакистана 1973 6 приложений.

Вопрос.

Этапы принятия Конституций:

1. Подготовительный этап. На этом этапе назначается группа для разработки Конституции. Это может быть: конституционная комиссия, учредительное собрание.

2. Разработка текста конституции

3. Окончательное принятие. 2 под этапа:

— Принятие Конституционного текса органом разработавшим Конституцию

— Окончательное принятие Конституции.

Принятие Конституции. Традиционно выделяют следующие способы принятия Конституции:

1. Принятие Конституции учредительным собранием. Учредительное собрание это как правило выборный и однопалатный орган целевого назначения который создается для принятия конституции который потом распускается (США, Италия, Португалия) либо преобразуется в парламент (Греция). УС бывает 2 видов :

— первоначальное учредительное собрание

Обладает первоначальной учредительной власти, принимает конституцию там где ее никогда не было или где был разрыв связей с прежней конституцией

-институционализированное учредительное собрание

Обладает производной учредительной властью, то есть властью по изменению Конституции ( Болгария).

2. Принятие парламентом. Были приняты Конституции Украины 1996, Грузии 1995, Основной закон Финляндии 1995, КНР 1982.

3. Принятие Конституции референдумом. Андорра 1993, Катар 2003.

4. Комбинированный способ. Парламент или учредительное собрание + референдум. Конституция Республики Польша 1997 года

5. Октроирование. Оман 1996 года.

Пересмотры Конституции бывают полные и частичные. Полный пересмотр возможен 2 путями:

1. Принятие новой Конституции ( Конституция Швейцарии 1999, Основной Закон Финляндии 1999)

2. Принятие новой редакции Конституции при сохранении ее прежней даты. Конституция Венгрии 1949 с изменениями и дополнениями 1989 года.

Частичные. Изменяются отдельные положения Конституционные. Конституция РФ в декабре 2008 года. Когда было внесена норма об увеличении срока полномочий президента РФ с 4 до 6 лет. Увеличен срок полномочий государственной думы с 4 до 5 лет. От 30 декабря 2008 года – усилила контрольные полномочия государственной думы. Процедуру пересмотра условно можно разделить на 2 этапа:

Для полного пересмотра в некоторых конституциях, например в Испании устанавливаются более жесткие требования чем при внесении обычных поправок. Участие избирательного корпуса в процедуре внесения поправок в конституцию необходимо в Швейцарии, Австрии, Испании для полных пересмотров конституции. Во Франции для пересмотра по парламентской инициативе, факультативно в Италии, во Франции для пересмотра по президентской инициативе.

2 категории ограничений для пересмотра Конституции:

— Абсолютное ограничение ( Во Франции – Республиканская форма правления, ФРГ – принципы демократии, правового государства, федерализма, в Португалии – Конституция Фиксирует 14 областей.

— Условное ограничение. В некоторых странах изменение Конституции запрещается в определенных случаях ( Согласно статье 169 Конституции Испании запрещается изменять Конституцию в период чрезвычайного положения или войны). В отдельных зарубежных странах в Конституцию нельзя вносить поправки в течение определенного срока после ее принятия.

Может быть легитимной и не легитимной.

Легитимной- в установленном порядке и уполномоченным на то органом.

Не легитимный – в результате революции, восстаний, переворотов.

Вопрос

Конституция Болгарии 1991, Румынии 1991 в 2003 новая редакция, Словакии 1992, Чехия 1992, Югославия 1990, Албании 1998, Хорватия 1990, Словения 1991, Македония 1991, Босния Герцеговины 1995, Сербия 2006, Черногория 2007, Польша 1992 был принят Конституционный Закон о взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властью Республики Польша а также территориальном самоуправлении ( Малая Конституция Республики Польша), новая 1997 году, Венгрия 1949 года с изменениями 1989 и 90 годов и в 2011 новая Конституция Венгрии).

Основные тенденции Конституционного развития стран восточной Европы:

a. Из текстов Конституций исключаются упоминания о социализме, коммунизме, марксизме-ленинизме, положения о руководящей роли коммунистической партии

b. Из официальных названий государств исключаются слова «социалистическая», «народная».

c. Были провозглашены основные характеристики государств а именно демократическое, социальное, правовое

d. Закрепляется принцип народовластия

e. Вводится положения о недопустимости узурпации власти (Болгария)

f. Закрепляется принцип идеалистического и политического плюрализма

g. Конституции отражают переход к рыночной экономике и закрепляют многообразие форм собственности.

h. В Конституциях регламентируется вопрос о соотношении международного и внутри государственного права

i. Касается прав и свобод граждан ( государство исходят из признания естественных и неотъемлемых основных прав человека, из приоритетности в жизни общества, расширяется каталог личных и политических прав и свобод граждан, усиливается судебная защита прав и свобод, укрепляются иные юридические гарантии прав и свобод)

j. Закрепления принципа разделения властей

k. Возврат к государственным институтам существовавшим в стране прежним (восстановление сената и президентуры в Польше)

l. Переход от мажоритарной к пропорциональной избирательной системы

m. Учреждение постов президентов Республик и Органов Конституционного Контроля.

Источник

Читайте также:  Встреча стран нормандской четверки
Оцените статью


Краткий конспект лекций по курсу

ЛЕКЦИЯ 3. КОНСТИТУЦИЯ — ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

  1. Понятие и особые свойства конституций в зарубежных странах.
  2. Форма и структура конституций в зарубежных странах.
  3. Принятие, изменение и отмена конституций.
  4. Классификация конституций зарубежных стран.

1. Понятие и особые свойства конституций в зарубежных странах.

Конституция — фактический документ (социальная конституция или конституция в материальном смысле) — реально существующее основа государства политического строя государства, место и роль человека в обществе. Порядок в обществе, государстве, при котором реализуются основы конституционного строя, реализуются положения конституции, права и свободы человека и гражданина.

Юридическая конституция — это основной источник конституционного права. (Документ, основной закон, имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий основы — социально экономического строя, политическую силу, правовой статус личности и основы духовной жизни общества.). Это также основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, принципы правовой системы государства и основу их взаимоотношений с обществом, населением.

Расхождение между фактической и юридической конституциями — обычно результат в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции особенно, когда речь идет о формальной юридической конституции принятие которой имеет одномоментный характер. Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала фиктивной. Возникает необходимость либо юридическую конституцию привести в соответствие с фактическими общественными отношениями, либо, наоборот эти отношения преобразовать в соответствии с предписаниями юридической конституции. В последние десятилетия в преодолении расхождений между фактической и юридической конституцией все большую роль играет конституционная юстиция.

Конституции обладают рядом особых свойств:

  1. Имеет высшую юридическую силу — т.е. главенствующая в системе национального права.
  2. Прямое и непосредственное действие — это означает, что конституционные положения распространяются на всей территории страны и общественные отношения без предварительного одобрения, санкционирование со стороны иных актов или органов власти.
  3. Верховенство — положением конституции, ее принципам, закрепленным в ней правилами должны следовать органы государственной власти, должностные лица в своей деятельности. Иные институты (система права, система разделения властей, принципы формирования органов власти) также должны соответствовать положениям конституции.
  4. Особый порядок принятия и изменения Конституции, что требует проведение референдума в стране или квалифицированного одобрения парламентом.
  5. Особый характер реализации положений Конституции. Для этого создаются специальные органы и институты власти в государстве.
  6. Особый характер охраны Конституции.
  7. Особый порядок отмены Конституций в зарубежных странах.

2. Форма и структура конституций в зарубежных странах.

Форма конституции — это способ организации и выражения конституционных норм. Определяется форма тем, что конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Если конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то ее можно определить как кодифицированную. Если же те вопросы регулируются несколькими писаными актами, то это некодифицированная конституция. Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на развернутые и неразвернутые. Встречаются конституции смешанного типа. Частично они писаные и включают парламентские законы и судебные решения являющиеся обязательными прецедентами. Частично же состоят из обычаев и доктриальных толкований, судебный прецедентов, обычаев (именуемыми конституционными соглашениями), в которых содержатся конвенционные нормы. Бывают и неписаные конституции, вообще незафиксированные в документах, но они существуют обычно временно — после революций, переворотов.

Структура включает в себя преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка также приложения.

В преамбуле излагаются цели конституции , указываются исторические условия ее создания, провозглашаются права и свободы, руководящие начала государственной политики. Положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции.

В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей — о парламенте, главе государства и правительстве, судебной власти, об организации власти на местах.

Заключительные положения содержат различные нормы. Обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу. Если это не урегулировано в основной части, помещают нормы в порядке изменения конституции или государственных символах.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нередко, нормы, содержащиеся в переходных положениях обозначаются не в виде статей, а в виде параграфов, чтобы показать их специфический характер. В то же время они важны для правоприменителя, так как указывают с какого времени подлежит применению та или иная норма.

Устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией. Дополнительные положения также оформляются иначе, содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частей вопросов. Приложение содержит распределение компетенции — имеют важное юридическое значение.

3. Принятие, изменение и отмена конституций.

Существуют следующие способы принятия конституций. Наименее демократический из них октраирование, то есть дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха). После второй мировой войны октраированными стали называть конституции, дарованные метрополиями своим колониям при изменении формы колониального господства или освобождении от него. Октраированный характер конституции внешне выражается в соответствующей формуле, обычно помещаемой в преамбуле и указывающей на источник происхождения конституционного акта (Саудовская Аравия). Конституциями носящими договорной характер являются договор между монархом и выборным органом, выступающим как выразитель воли народа (ОАЭ). Большинство ныне действующих конституций являются народными. Источником такой конституции является избирательный корпус, который выбирает парламент (Япония) или учредительное собрание (Германия) либо непосредственно одобряет конституцию на референдуме (Швейцария).

Изменение конституции связано с изменениями в общественной жизни, в соотношении политических сил. При изменении гибкой конституции каждый последующий закон содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения ранее не регулировавшие, либо регулировавшиеся обычным правом.

В некоторых конституциях встречаются ограничения в отношении их пересмотра либо по существу, либо временного характера, когда устанавливается определенный период времени, в течении которого запрещается внесение в них поправок. В первом случае ограничения касаются формы правления в стране. В ряде конституций содержится запрещение их пересмотра в условиях чрезвычайной ситуации в стране.

На порядок изменения конституции влияет форма политико-территориального устройства государства. В федеративных и унитарных государствах верхнему уровню местной власти предоставляются широкие права. Процедуру конституционого пересмотра можно условно разделить на два этапа — принятие поправок парламентом и их ратификацию. В большинстве стран в изменении конституции обязательно участвует глава государства. Обычно он промульгирует поправки. Напротив. Президент США даже не промульгирует поправки.

Отмена конституций, лишь в случае, если речь идет о жесткой конституции. Чаще всего конституции отменяются в результате революций.

Также может отменяться в предусмотренном его же порядке в результате коренных изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил. Нередко конституции предусматривают более сложный порядок для полной конституционной реформы по сравнению с частичной.

4. Классификация конституций зарубежных стран.

Целью классификации конституций, их разнесение по различным классам на основе общих свойств позволяет ориентироваться в многообразии конституций, способствует установлению закономерно существующих связей между ними, определенно место того или иного акта во всех их совокупности, помогает лучше их различать, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуры.

Классификация ведет к четкому оформлению знаний о конституции.

Временные и постоянные конституции различаются по времени действия — первые имеют ограниченный срок действия (Таиланд, ЮАР и др.), вторые — неограниченный (США, Франция, Польша и др.).

Классификация по содержанию и характеру конституций многообразна и отражает различные признаки определяемого конституцией строя. По форме правления, определяемой в конституциях, их можно в зависимости от порядка замещения должности глава государства, разделить на монархические и республиканские, по устанавливаемой форме политико-территориального устройства на федеративные и унитарные. В федеративных государствах конституции можно разграничить на федеральные и национальные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций).

По оформляемому политическому режиму конституции делятся на демократические, авторитарные, среди последних выделяются еще тоталитарные. Первые гарантируют определенный круг прав и свобод, допускают свободное образование и деятельность политических партий, предусматривает выборность учреждений власти. Авторитарные конституции ограничивают или запрещают деятельность политических партий либо устанавливают господство одной партии, открывают возможности для ликвидации или существенного ограничения вынуждено провозглашаемых прав и свобод. По форме конституции делятся на писаные, смешанные и неписаные.

По порядку изменения на гибкие, жесткие, смешенного типа. Особо жесткая конституция США.

В зависимости от порядка принятия на октроированные, т.е. окончательно одобренные главой государства (Бельгия, Норвегия, Бахрейн, Катар, Кувейт) и «народные».