Юридические клиники зарубежных стран

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Наверняка, практически каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивался с необходимостью решения юридических проблем, нанимал квалифицированных юристов и адвокатов для представительства в суде, составления исков или жалоб. Однако, сегодня, услуги профессионального юриста довольно дорогостоящи и, далеко не каждый имеет финансовую возможность обратиться за квалифицированной юридической помощью для защиты своих прав. [1]

В тоже время, каждое государство, стремясь защитить наиболее уязвимые слои населения, ставит оказание бесплатной юридической помощи населению в ряд наиболее приоритетных направлений своей политики. Так, Конституция Российской Федерации в часть 1 статьи 48 каждому гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, такая юридическая помощь оказывается бесплатно.

Право на бесплатную юридическую помощь впервые упоминалось в зарубежном законодательстве еще около двухсот лет назад. Предоставление бесплатной юридической помощи в те времена осуществлялось в основном по уголовным делам на стадии непосредственного судебного разбирательства, и только на рубеже 70 — 80-х годов XX в. в вышеуказанную помощь стали включать юридические консультации и помощь на досудебных стадиях, поскольку такая помощь давала возможность людям избежать обращения в суд за защитой своих прав.

В настоящее время в разных странах сложились определенные системы по организации оказания финансируемой государством юридической помощи со своими особенностями, которые, в основном, зависят от местных культурных и исторических особенностей каждого государства.

Исследователи обычно подразделяются модели предоставления юридической помощи на три категории: judicare, модель государственных защитников и смешанную модель.

Первая модель — judicare подразумевает привлечение юристов, занимающихся частной практикой, с которыми в каждом отдельном случае специально заключается соглашение на ведение дела. Такая модель не однородна, и, в свою очередь, в зависимости от способов выплаты гонораров частнопрактикующим адвокатам разделяют на pure judicar (т.е. judicare в чистом виде), по которой денежные выплаты юристы получают после оказания ими юридической помощи за каждое отдельное дело от местной администрации, либо через коллегии адвокатов, и duty counsel (так называемый «дежурный адвокат»), которая предусматривает привлечение штатных адвокатов, которые ответственны за предоставление юридических услуг, с обязанностью «дежурного» представительства. Выплаты «дежурным адвокатам» осуществляются за каждый день присутствия и представительства в суде.

Читайте также:  Стратегическом партнерстве двух стран при этом

Вторая модель — государственных защитников. Она отличается от системы judicare по типу источника оказания юридической помощи. В рамках данной модели государство учреждает сеть специализированных учреждений для оказания юридической помощи малоимущему слою населению, в которых работают штатные сотрудники с фиксированной зарплатой.

В ходе практического предоставления бесплатной юридической помощи по обеим моделям выявился ряд недостатков, что породило появлении третей модели – смешанной, включающей в себя элементы двух предыдущих, в которой бесплатная юридическая помощь предоставляется частными адвокатами и адвокатами, работающими в центрах бесплатной юридической помощи и консультаций. [2]

Рассмотрев модели систем оказания бесплатной юридической помощи, сложившихся в мире, хотелось бы подробней осветит организацию такой помощи в отдельных странах и выделить их принципиальные особенности, на примере таких стран как Германия, Нидерланды, Бельгия, Япония и Польша.

Бельгийская система оказания бесплатной юридической помощи предполагает возложение обязанностей преимущественно на профессиональных юристов. Именно они обеспечивают консультирование граждан по правовым вопросам, а также представление интересов в суде. Главенствующая роль в оказании бесплатной юридической помощи принадлежит коллегии адвокатов. В рамках Ассоциации адвокатов учреждены Комиссия по бесплатной юридической помощи, предоставляющая первичную юридическую помощь консультативного характера, и Бюро бесплатной юридической помощи, оказывающее вторичную юридическую помощь и представительство интересов клиента в судебном и во внесудебном порядке урегулирования правового спора.

Подобное деление на первичную и вторичную юридическую помощь существует и в Нидерландах. Первичную помощь оказывает бюро, которое объединяет профессиональных юристов и студенты юридических вузов. Вторичная же помощь оказывается частнопрактикующими адвокатами или юридическими фирмами, куда направляются клиенты из бюро, в случае необходимости специализированной помощи или представительства в суде. Однако, такая система не подразумевает делению оказываемой помощи на квалифицированную и неквалифицированную. Напротив, оба вида считаются полноценными способами оказания юридической помощи.

В Германии система оказания бесплатной юридической помощи представляет собой чистую модель judicare. Здесь, услуги бесплатной юридической помощи оказывают исключительно юристы, занимающиеся частной практикой. Роль государства, при этом, в финансировании системы крайне ограничена. Оказание помощи, в основном, заключается в представительстве в суде и включает в себя относительно малый спектр услуг во внесудебном разбирательстве.

В Японии оказание бесплатной юридической помощи осуществляется в рамках учрежденной Ассоциацией адвокатов Японии в 1952 г. Ассоциации бесплатной юридической помощи. В данной Ассоциации существует система источников финансирования, которая включает в себя следующее. Во-первых, это добровольные пожертвования адвокатских образований. Во-вторых, средства, возмещаемые клиентами. В Японии система бесплатной юридической помощи построена таким образом, что оказания помощи осуществляется не в форме пожертвования, а скорее в форме займов, то есть клиент в последующем обязан возместить стоимость расходов Ассоциации рассроченным платежом. В-третьих, обязательные пожертвования со стороны адвокатов. Адвокаты, которые получают денежные средства от Ассоциации, обязаны возвратить ей 20 % этих средств, в виде пожертвования. И, в-четвертых, пожертвования подсудимых. [3]

Повсеместно, современные государства практикуют, так называемое, онлайн консультирование по правовым вопросам, по средствам всевозможных коллцентров и интернет серверов. Так, например, в Голландии было внедрено интерактивное приложение, называемое Rechtwijzer – «Дорожная карта правосудия», которая на основе ряда альтернативных вариантов пошагово помогает пользователю разобраться в возникающем юридическом казусе в разных областях права (жилищном, трудовом, семейном, в вопросах защиты прав потребителей и тд.). Помимо этого, программа «Дорожной карты правосудия» переадресует пользователей на сайт бюро, оказывающего квалифицированную юридическую помощь.

Широкое распространение во всех странах получило создание и функционирование юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению. Это также является и одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров, поскольку еще в XIX веке возникла проблема разрыва между знаниями и навыками, которые получают студенты юридических факультетов в университетах, и теми требованиями, которые предъявляют работодатели к подготовке молодых юристов.

Довольно интересный опыт функционирования юридических клиник существует в Польше. Первая юридическая клиника в Польше была открыта сравнительно недавно 1 октября 1997 года в Ягеллонском университете. На сегодняшний день юридические клиники функционируют почти в 20 городах и пользуются большой популярностью среди населения.

В системе «клинического образования» Польши есть интересные особенности. Так, например, выделяют активное сотрудничество с Омбудсменом, целью которого является проведение различных мероприятий по правовому просвещению в области защиты прав и свобод человека и гражданина и их соблюдению органами государственной власти. Между юридическими клиниками и Омбусменом заключатся специальное Соглашения о сотрудничестве в области защиты прав и свобод человека и гражданина, в рамках которых юридические клиники передают на рассмотрение Обмудсмена дела, которые, на их взгляд, требуют принятия мер с его стороны.

В Польше создан Фонд юридических клиник, под руководством которых находятся всю юридические клиники и который осуществляет их финансирование.

Еще одной особенностью является оценка материального состояния клиента и страхования ответственности юридической клиники за причиненный вред. Юридическая клиника устанавливает специальную процедуру относительно своих клиентов, которая определяет, действительно ли клиент не имеет возможности получить юридическую консультацию на платной основе. Что касается вопроса страхования, на юридических клиниках лежит обязанность по заключению договора страхования ответственности за причиненный вред, при этом страховая сумма не может быть ниже десяти тысяч евро. Сторонами такого договора является страховая компания и ВУЗ, который выступает как страхователь.

Таким образом, институт клинического образования является успешным, поскольку решается две проблемы: получение квалифицированной юридической помощи малообеспеченными категориями населения – с одной стороны приобретение студентами юридических вузов практических навыков.

В заключении хотелось бы сказать о том, что построение системы предоставления бесплатных юридических услуг определенно является одной из наиболее важных направлений государственной политик каждого государства и, непременно, требует длительного времени и сил. Учитывая зарубежный опыт, Россия должна построить собственную систему предоставления бесплатной юридической помощи, в которой будет учтены все достоинства и недостатки уже существующих мировых моделей. Отдавая предпочтение деятельности государственных юристов и частных адвокатов, не стоит оставлять без внимания такой важный институт, как «клинического образования». Так, государству следует оказывать поддержку так называемым юридическим клиникам. Однако необходимо сделать оговорку, что подобные клиники должны существовать исключительно в ведущих юридических вузах, где обеспечивается высокий уровень образования. Создавая и развивая систему государственных и негосударственных организаций, оказывающих квалифицированную юридическую помощь на безвозмездных началах, защитив, тем самым, права, свободы и законные интересы граждан, мы сможем еще на шаг приблизиться к формированию подлинно правового государства, о котором нам говорит статья 1 Конституции Российской Федерации.

Примечания:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в действ. ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4, ст. 445.

2. Бугаренко А.И. Бесплатная юридическая помощь в некоторых зарубежных странах. // Арбитражная практика, 2010, № 5. – C. 89-93.

3. Танабе М. История бесплатной юридической помощи в Японии / М. Танабе // В кн. : Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. – М.: ООО »Акварель», 2011. – 375 с.

© Федотова К.С., 2015

Халилова Н.Р.,

кандидат социологических наук,

доцент кафедры предпринимательского и финансового права,

Источник

Зарубежный опыт предоставления и оказания субсидируемой государством юридической помощи (Сулейменова Г.Ж., кандидат юридических наук, академический профессор)

Зарубежный опыт предоставления и оказания субсидируемой государством юридической помощи

Сулейменова Гульнар Жахановна,

кандидат юридических наук,

В целях обеспечения равного доступа каждого на получение квалифицированной юридической помощи, многие государства возлагают на себя обязанность по оплате такой помощи либо устанавливают сниженные тарифы по оплате юридической помощи и создают для этого специальные системы субсидируемой юридической помощи, в рамках которой учреждает специальные органы управления этой системой, тесно связанные с правительством, но формально независимые [1] .

Практика государственного администрирования в указанной сфере успешно применяется в Австрии, Австралии, Албании, Бельгии, Великобритании, Голландии, Германии, Дании, Израиле, Канаде, Нидерландах, Португалии, Северной Ирландии, США, Финляндии, Франции, Швеции, Южно-Африканской Республике, во всех государствах — членах Европейского Союза, в бывших постсоветских государствах — Литве, Латвии, Эстонии, России, Грузии, Украине, Молдове и других странах.

Общее, что объединяет законы и системы субсидируемой юридической помощи указанных стран:

1) управление системой предоставления бесплатной юридической помощи — это бюджетные органы, создаваемые, как правило, при Министерстве юстиции. Хотя имеются и другие модели (например, в Словении профессиональная служба бесплатной юридической помощи, является частью судебной системы, а Министерство юстиции осуществляет регулирование деятельностью судов в этой сфере);

2) определение критериев предоставления бесплатной юридической помощи: 1) интересы правосудия, 2) финансовый критерий (учитывается, например, уровень дохода или (и) наличие имущества) и некоторые другие);

3) проверка финансового состояния нуждающегося в бесплатной юридической помощи, т.е. определяется имущественный порог и порог нуждаемости;

4) зависимость объема юридической помощи [2] от выделяемого государством бюджета;

5) контроль качества юридической помощи возложен не только на уполномоченный орган, но и на профессиональные объединения адвокатов;

6) во всех странах ключевая роль в управлении системой бесплатной юридической помощи и в разработке политики в области бесплатной юридической помощи отведена Министерству юстиции. Важная роль принадлежит, безусловно, коллегиям адвокатов: они либо предоставляют такую помощь, либо занимаются и предоставлением помощи, и управлением предоставления бесплатной юридической помощью, а также осуществляют контроль качества услуг [3] ;

7) в большинстве стран право на субсидируемую юридическую помощь имеют только физические лица. Хотя в некоторых странах таким правом наделены и отдельные юридические лица (например, в Эстонии правом на бесплатную юридическую помощь могут воспользоваться также юридические лица и неправительственные организации; во Франции и Италии — некоммерческие организации [4] ).

8) требование высокого уровня предоставляемой юридической помощи непременно требует высокого уровня финансирования [5] ;

9) объем предоставления юридической помощи включает как вторичную (квалифицированную), так и первичную юридическую помощь.

10) эффективность субсидируемой юридической помощи достигается лишь тогда, когда все функции по ее организации, контролю и координации сосредоточены в одном органе, особенностями правового статуса которого является его независимость. Широко распространенными механизмами управления юридической помощью в зарубежных странах являются комиссии, бюро, советы, центры, которые осуществляют административные (управленческие) функции по вопросам предоставления бесплатной юридической помощи. Эти структуры, как правило, являются государственными и состоят, обычно, при Министерстве юстиции .

При всем разнообразии круга субъектов, привлекаемых для оказания субсидируемой юридической помощи в различных странах, выделяют, как правило, следующие модели:

1) Контрактная модель (модель judicare) — система, при которой специальный государственный орган заключает договор (контракт) с адвокатом, юридической фирмой о предоставлении юридической помощи по определенному количеству дел либо по определенным категориям дел, оплата за которые осуществляется за счет государственного бюджета. Такая модель применяется в Австрии, Англии и Уэльсе, Австралии, Норвегии, Нидерландах, Шотландии, Швеции, Канаде и в некоторых штатах США [6] . Эта модель имеет две разновидности:

а) Модель judicare в чистом виде (pure judicar»), суть которой заключается в том, что адвокаты получают оплату за оказанную юридическую помощь от государства через местные администрации, либо через коллегии адвокатов или другую организацию. В некоторых случаях суды направляют лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, к адвокатам, участвующим в программе по предоставлению субсидируемой государством юридической помощи. В таких случаях адвокаты представляют свои счета суду для их проверки и последующей оплаты. Выплаты из бюджетных средств производятся либо за конкретный вид юридической помощи (например, фиксированная сумма за развод по обоюдному согласию), либо в виде почасовой оплаты, либо из расчета максимального платежа за услугу независимо от продолжительности ее оказания [7] .

Опыт зарубежных стран показывает, что такая модель значительно дороже, чем модель, при которой адвокат получает фиксированную заработную плату [8] .

б) Модель «дежурный адвокат» (duty counse), суть которой заключается в том, что адвокаты работают на неполную ставку и оплата оказанной ими юридической помощи производится за каждый день их участия в качестве защитника или представителя в случаях, когда необходимо обеспечить предоставление бесплатной юридической помощи.

2) Модель публичного (общественного, государственного) защитника» характеризуется тем, что государство или орган, управляющий системой юридической помощи, создает поставщика юридической помощи — систему офисов (бюро, советы, службы, центры, комиссии и т.п.) по территориальному принципу, что обеспечивает малоимущим категориям населения доступность к юридической помощи. Работа в этих офисах, как правило, построена по следующей схеме: с клиентом, обратившимся за юридической помощью, дежурный сотрудник проводит первоначальное собеседование для выяснения характера возникшей правовой проблемы. В случае ее несложности юридическая помощь может быть оказана сразу же путем правового информирования или консультирования, либо направления заявителя в орган или организацию, где указанная проблема может быть разрешена без участия юристов бюро. В случае же, когда разрешение проблемы требует более длительного времени, клиент направляется к конкретному юристу офиса, специализирующемуся в определенной сфере права [9] . Такая модель существует в Великобритании и Уэльсе, США, Израиле, Шотландии, Литве, России, Украине и некоторых других странах.

3) Модель «еx оfficio», суть которой заключается в том, что государство в лице органов, ведущих уголовное судопроизводство (прокурора, следователя, полиции, суда) назначает через профессиональные организации адвокатов защитника или представителя для предоставления лицу юридической помощи и оплачивает его работу из средств государственного бюджета. Для определенной части адвокатов, не имеющих клиентуры, либо только вступивших в адвокатское сообщество, либо осуществляющих адвокатскую деятельность в регионах, где численность адвокатов превышает спрос на юридическую помощь, назначение на такие дела является основным источником их дохода. Что касается высококвалифицированных адвокатов, имеющих, как правило, обширную клиентуру и, как следствие, всегда обеспечены работой, то их подавляющая часть, как правило, не ведет такие дела. Данная модель характерна для большинства постсоветских государств (в том числе и для Казахстана) и бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы

4) Смешанная модель — предоставляет собой такую систему, которая сочетает в себе элементы первых двух вышеуказанных и других моделей: предоставление бесплатной юридической помощи осуществляется через независимую государственную организацию — бюро, советы, службы, центры и т.п. (т.е. модель публичного защитника) с привлечением частнопрактикующих адвокатов на основе заключенного с ними договора по отдельным делам (т.е. контрактная модель), а также с использованием других моделей (юридических клиник, модели «pro bono» (т.е. безвозмездное предоставление юридической помощи), пара-юристов и других разновидностей моделей.

Смешанная модель используется во многих странах. Эксперты объясняют это тем, что «приверженность к той или другой модели без использования преимуществ противоположной модели приводит к тому, что система юридической помощи сталкивается с большим числом проблем, которых она могла бы избежать. Будучи ограниченным только моделью judicarе или только моделью штатных юристов, орган по управлению системой юридической помощи будет сталкиваться со всеми недостатками, не уделяя должного внимания преимуществам и компенсирующим возможностям другой модели. … Комбинация моделей — это лучший выбор для обеспечения малоимущих граждан юридическими услугами» [10] .

США, о дна из первых стран, в которой началось реформирование системы предоставления юридической помощи: в 1957 г. была создана схема юридической помощи, финансируемой государством. В середине 60-х годов в рамках правительственных программ борьбы с бедностью были созданы ведомства и программы юридической помощи неимущим, финансируемые из федерального бюджета. В США существуют различные организационные формы оказания бесплатной юридической помощи неимущим и малоимущим гражданам как на федеральном уровне, так и в отдельных штатах, а именно:

1) в 1974 г. Конгресс США учредил Корпорацию по оказанию юридической помощи, основная задача которой — финансирование программ и организаций по оказанию юридической помощи неимущим и малоимущим гражданам по гражданским и другим делам, за исключением уголовных дел;

2) в отдельных штатах основной формой оказания юридической помощи являются так называемые ведомства «публичных защитников» (public defender offices) — организации, состоящие на государственном бюджете штата и обслуживающие на бесплатной основе обвиняемых по уголовным делам из числа неимущих или малоимущих граждан;

3) в отдельных крупных городах на контрактной основе с городскими властями создаются организации по оказанию бесплатной юридической помощи, имеющие статус частных некоммерческих корпораций;

4) широкое распространение имеет такая форма как «списочные адвокаты». К их числу относятся адвокаты, которые, помимо своей основной адвокатской практики, изъявили желание оказывать юридическую помощь малоимущим. Данные о таких адвокатах включены в специальные списки муниципалитетов, а также в федеральные списки. Работа таких адвокатов оплачивается государством в форме почасовой или сдельной (оплата за дело);

5) для юридического обслуживания определенных категорий населения (конкретных этнических или профессиональных групп) во многих городах организованы общества юридической помощи (legal aid societies), существующие преимущественно на разного рода благотворительные пожертвования и добровольные взносы; органы власти также могут выделять средства этим обществам;

6) с 1970 г. функционируют адвокатские конторы, «защищающие интересы общества» (pro bono publico law firms), которые не ведут дела отдельных клиентов, а выступают с исками против государства или корпораций, связанными с охраной прав и интересов определенных категорий граждан (потребителей, политических активистов, избирателей, налогоплательщиков) или с охраной природы и охраной здоровья населения (например, иски против предприятий, загрязняющих окружающую среду, или против строительства атомных электростанций);

7) средние и крупные адвокатские фирмы, бесплатно оказывающие юридическую помощь отдельным гражданам [11] .

В указанных образованиях используются, как правило, три модели предоставления юридической помощи малоимущим: 1) система назначенных адвокатов; 2) договорная система; 3) система государственных защитников [12] .

ЮАР является одним из первых государств, где в 1937 г. в Йоханнесбурге было учреждено первое государственное юридическое бюро. В последующем, в 1969 г., был создан независимый от правительства орган — Совет по юридической помощи в соответствии с Законом о юридической помощи, который начал действовать с 1971 г. Основная задача названного Совета — обеспечение доступности юридической помощи для малообеспеченных лиц.

В системе юридической помощи ЮАР используются следующие модели:

1) общественные защитники, получающие фиксированную зарплату (адвокаты и стажеры);

2) частные адвокаты, назначаемые по списку и получающие фиксированную оплату в соответствии с установленными тарифами за определенные виды работ и за каждый день работы в суде;

3) предоставляемая работниками служб юридической помощи в судах первичной юридической помощи;

4) юридические клиники, центры правосудия, а также, в соответствии с соглашениями, — частные специализированные юридические фирмы, консультационные пункты, в которых работают консультанты-юристы.

Опыт ЮАР показал, что затраты на государственных защитников обходятся на 40% дешевле, чем затраты на частнопрактикующих адвокатов.

Интересен опыт этой страны по созданию системы обязательной 2-хгодичной стажировки для выпускников юридических вузов. Так, стажерам предоставлено право работать помощниками государственных защитников в районных учреждениях государственных защитников, а также стажироваться в частной фирме. У одного государственного защитника может работать до 10 стажеров. Стажер ведет в месяц 10 дел и один день в неделю предоставляет бесплатные консультации населению.

Предусмотрена и такая форма, как заключение контрактов с юридическими фирмами и юридическими клиниками на предоставление ими определенных видов юридической помощи.

В Израиле система предоставления юридической помощи начала действовать в 1972 г. в связи с принятием Закона «О предоставлении юридической помощи по гражданским делам». В 1995 г, в соответствии с принятым Законом «Об общественном защитнике» [13] , было создано Бюро общественного защитника, являющееся структурным подразделением Министерства юстиции, а также — Совет общественного защитника, состоящего из пяти человек [14] . В Израиле действует смешанная модель предоставления бесплатной юридической помощи, сочетающая элементы модели государственных защитников, которые являются штатными государственными служащими, и элементы модели частнопрактикующих адвокатов, работающих по контракту с Бюро государственного защитника и обеспечивающих защиту неимущих обвиняемых.

Израильская система предоставления юридической помощи разделена на две важных составляющих: одна связана с обеспечением предоставления юридических услуг в гражданских делах; другая — с предоставлением юридической помощи по уголовным делам Офисом общественных адвокатов (Public Defender Office — PDO). Юридические консультации предоставляют также юридические клиники при университетах, в состав которых входят, главным образом, студенты, которые могут получить академические баллы за участие в практических курсах по юридической помощи [15] .

В Нидерландах, начавшееся в 50-х годах прошлого столетия и достигшее своего пика к 1970 г. создание оптимальной системы предоставления социальных услуг, привели к созданию так называемой «социальной адвокатуры», в которой насчитывалось:

— 90 центров юридической помощи (существуют с 1948 г.);

— свыше 50 добровольных «юридических магазинов» (существуют с 1969 г.);

— 20 бюро юридической помощи (существуют с 1974 г.) [16] .

В 1957 г. по инициативе адвокатуры впервые была реализована первая схема юридической помощи, финансируемая государством.

В 1994 г., в соответствии с Законом о юридической помощи, ответственность за организацию юридической помощи была возложена на Министра юстиции и начальника Департамента юридической помощи при Министерстве юстиции, а вопросы администрирования юридической помощью — на пять Советов по юридической помощи, созданных как независимые управления.

Нидерландская система оказания юридической помощи — это смешанная модель, сочетающая модель оказания помощи частными адвокатами и модель оказания помощи адвокатами бюро юридической помощи.

В Нидерландах созданы 30 бюро по предоставлению юридической помощи, предоставляющие общую правовую информацию и консультации по несложным правовым проблемам. Лица, принимаемые в эти бюро, должны отвечать ряду требований: участвовать в определенном количестве дел, пройти обучение, иметь специальную квалификацию для участия в качестве дежурных адвокатов. В большинстве случаях субсидируемая юридическая помощь не является полностью бесплатной — она оплачивается заявителем частично в зависимости от уровня его доходов.

Законом о юридической помощи предусмотрено оказание трех видов юридической помощи:

1) бесплатные получасовые консультации для любого гражданина по правовым вопросам любого характера, осуществляемые штатными юристам центров юридической помощи и консультаций;

2) расширенные консультации (более получаса, но не более 3-х часов) в случаях, если юридическая проблема может быть решена сравнительно быстро. Клиент должен внести оплату и представить информацию о своих доходах, а Совет проверить эти сведения;

3) процедура сертификатов, применяемая для долгосрочной юридической помощи (от трех часов и более), которая предоставляется адвокатами из центров или частнопрактикующими юристами, работа которых оплачивается Советом.

Частнопрактикующим адвокатам выплачивается фиксированный гонорар в зависимости от затраты среднего времени, затраченного на определенный тип дела; а штатные юристы получают зарплату.

В Великобритании в 1945 г. была учреждена Служба юридической помощи малоимущим, а в 1950 г. создана система юридической помощи. До этого времени бесплатная юридическая помощь оказывалась дежурными частнопрактикующими адвокатами (солиситорами). Их работа оплачивалась правительством из специальных фондов [17] .

До 1987 г. системой предоставления бесплатной юридической помощи управляло профессиональное объединение адвокатов — Юридическое общество, которое впоследствии сменил Совет по юридической помощи, а с 2000 г. — независимый от правительства орган — Комиссия по юридической помощи, работающая по франчайзинговой или контрактной системе. Юридическая помощь предоставляется, в основном, частнопрактикующими адвокатами (Службой по гражданским делам и Службой защиты по уголовным делам). Особенностью английской системы является доминирование в ней частнопрактикующих юристов (для сравнения — в США широко используются адвокаты работающих в штате и службах юридической помощи, и государственных защитников) [18] . К 1972 г. в Англии сложились существующие до сих пор три системы предоставления юридической помощи: 1) бесплатная консультация и содействие; 2) представительство по гражданским делам; 3) защита в уголовном процессе [19] .

В Финляндии система предоставления бесплатной юридической помощи функционирует с 1973 г. с принятием законов «О государственной юридической помощи» и «О безвозмездном судопроизводстве», а в 2002 г. законов «О юридической помощи» и «О государственных бюро юридической помощи (от 5 мая 2002 года № 258) и других нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и функционирование этой сферы. Этот вид юридической помощи предоставляют службы юридической помощи, сотрудники которых (государственные юридические помощники) являются государственными служащими, которые назначаются на должность Министерством юстиции на конкурсной основе.. В зависимости от материального положения клиента юридическая помощь предоставляется бесплатно или за частичную оплату. При этом в Финляндии распространен институт страхования судебных расходов, который покрывает затраты лица на ведение дела при возникновении судебного спора. Правовая помощь в Финляндии предоставляется в форме юридических консультаций; составления документов правового характера; представительства в суде.

Аналогичные системы субсидируемой юридической помощи были созданы также в 70-х годах ХХ века в ряде западноевропейских государств (например, в Австралии, Канаде [20] , Франции [21] , ФРГ [22] , Швеции [23] и некоторых других странах).

В середине прошлого столетия во многих бывших социалистических государствах — Центральной и Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словаки, Чешской Республике и др.), а также в начале нынешнего столетия в бывших республиках СССР (Литве, Латвии, Эстонии, Грузии, Молдове, Украине, России, Киргизии и др.) также стали проводиться правовые и институциональные реформы, основная цель которых — обеспечение квалифицированной юридической помощью, в том числе и за счет государственного бюджета. По этому поводу аналитики отмечают, что системы юридической помощи практически во всех странах Центральной и Восточной Европы и государств бывшего Советского Союза оставались неизменными с советских времен [24] . Поэтому основными причинами, обусловившими создание системы субсидируемой юридической помощи, помимо намерений многих из этих стран вступить в ЕС, явились:

— установление четких финансовых и материальных критериев предоставления субсидируемой юридической помощи в случаях недостаточной материальной обеспеченности лица;

— необходимость обеспечения доступности юридической помощи по уголовным делам, предусматривающей гарантии права на защиту по всем делам, по которым возможно наказание в виде лишения свободы;

— обеспечение надлежащего предоставления юридической помощи по гражданским делам [25] , а также некоторые другие причины, обусловленные особенностями каждой страны.

Мерами, предпринятыми в этих странах, была значительно расширена сфера действия права на получение бесплатной юридической помощи: не только по уголовным, но и по гражданским и административным делам, а также не только на протяжении всего производства по указанным делам, но и во внесудебных процедурах.

Так, в Литве, ставшей первой страной не только из всех бывших республик СССР, но и стран социализма в Центральной и Восточной Европе, в 2000 г. был принят Закон «О гарантируемой государством юридической помощи», в соответствии с которым была создана система государственного финансирования национальной сети офисов общественных адвокатов. Законом была предусмотрена категория лиц, имеющая безусловное право на бесплатную юридическую помощь (это — социально уязвимые группы и лица с ограниченными возможностями); введены положения, предусматривающие первичную, вторичную юридическую помощь и юридическую помощь общественных учреждений. Первичная юридическая помощь в этой стране предоставляется подразделениями местных органов самоуправления всем заявителям независимо от их финансового положения, а возможность получения вторичной юридической помощи зависит от соответствия заявителя двум требованиям — уровня его дохода и имущества [26] . Территориальные службы общественных адвокатов являются основой национальной системы субсидируемой юридической помощи. В Литве действует смешанная модель юридической помощи, включающая общественных адвокатов, частнопрактикующих адвокатов ex oficio, отделы первичной юридической помощи при органах местного самоуправления этот отдел находится в двойном подчинении — департаменту юстиции и администратору местного органа самоуправления) и юридические клиники при университетах. Например, в г. Вильнюсе функционирую 5 служб общественных адвокатов, 14 отделов первичной юридической помощи, юридическая клиника Вильнюсского университета.

В Венгрии в 2000 г. Правительство утвердило программу о создании системы качественного правового консультирования малообеспеченных лиц и юридического представительства их интересов. В 2003 г. принимается Закон о бесплатной юридической помощи, а с 2004 г. начала осуществляться Модельная программа по бесплатной юридической помощи, направленная на разработку модели юридической защиты, представляемой назначенными общественными адвокатами. Контроль качества системы бесплатной юридической помощи и ответственность за ее обеспечение возложено на Модельный совет по бесплатной юридической помощи [27] . Адвокаты, юридические фирмы, неправительственные организации, местные самоуправления и университетские юридические клиники наделены правом предоставлять бесплатную юридическую помощь, если они зарегистрированы в соответствии с процедурой, установленной законом. Причем, неправительственные организации и университетские юридические клиники вправе получать государственное финансирование на предоставление бесплатной юридической помощи,

В Молдове с 2003 г. началась работа по проведению реформы в сфере субсидируемой юридической помощи, результатом которой стало создание в 2006 г. при содействии Программы Фонд «Сорос-Молдова» пилотного Бюро общественных защитников в г. Кишиневе. В 2008 г. был принят Закон «О гарантированной государством правовой помощи», предусматривающий предоставление первичной правовой помощи и квалифицированной юридической помощи. Управление системой предоставления юридической помощи, гарантируемой государством, возложено на Министерство юстиции, коллегии адвокатов и Национальный совет по юридической помощи, гарантируемой государством, и его территориальные бюро, в которых, в среднем, работают до 20-ти общественных адвокатов. В соответствии с Положением о функционировании территориальных бюро Национального совета по юридической помощи, гарантируемой государством № 15 от 30.07.2008 г., каждое территориальное бюро обеспечивает следующие виды юридической помощи, гарантированной государством: квалифицированную, срочную и первичную.

Прием на работу в территориальное бюро осуществляется на основе конкурса, организуемого Национальным советом. Квалифицированная и срочная юридическая помощь предоставляется адвокатами, включенными в список общественных адвокатов, или адвокатами, которые предоставляют юридическую помощь по заявлению. Предусмотрена возможность оказания первичной юридической помощи пара-юристами и общественными объединениями, включенными в соответствующий список. Территориальное бюро заключает договоры с общественными адвокатами, с адвокатами, предоставляющими юридическую помощь по заявлению и с общественными объединениями, имеющими право предоставлять квалифицированную юридическую помощь. Территориальное бюро выплачивает вознаграждение за предоставленную указанными лицами юридическую помощь после получения и проверки отчетов, основываясь на формах, количестве и качестве предоставляемой юридической помощи, гарантированной государством, в соответствии с тарифами, утвержденными Национальным советом.

Адвокаты, работающие в территориальных бюро на контрактной основе, получают фиксированную зарплату.

В Украине с 1999 г. стал обсуждаться вопрос о государственной (муниципальной) адвокатуре, что было расценено адвокатским сообществом как посягательство на независимость адвокатуры [28] . Тем не менее, это не помешало тому, что в 2006 г. Президентом страны была утверждена Концепция формирования системы правовой помощи в Украине, которой предусмотрено создание системы первичной и вторичной правовой помощи. Управление этой системой возложено на специализированный орган управления, подотчетный Министерству юстиции и Кабинету Министров Украины [29] . Было создано три экспериментальных офиса по оказанию бесплатной правовой помощи по уголовным делам [30] ,а к настощему времени создается разветвленная ситема по оказанию бесплатной помощи [31] Принята Концепция Государственной целевой программы формирования системы бесплатной правовой помощи на 2012-2017 годы, одобренная Кабинетом Министров Украины. 2 июня 2011 г. принят Закон Украины «О бесплатной правовой помощи». Согласно этого закона созданы центры по оказанию бесплатной вторичной правовой помощи, которые начали свою деятельность с 1 января 20013 г.

В России в 2005 г. было положено начало апробации модели оказания субсидируемой помощи через государственные юридические бюро [32] . Эта модель предусматривала, что юридическая помощь потребителям предоставляется непосредственно сотрудниками бюро, а также адвокатами, привлеченными бюро на основании договора [33] . Указанные бюро были созданы в форме государственных учреждений в 10-ти регионах страны. Они оказывали бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам, а также иным отдельным категориям граждан [34] . По истечении шести лет принят Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

В Киргизии с 1 января 2010 г. вступил в действие Закон «О гарантированной государством юридической помощи», целью которого является обеспечение предоставления и доступности бесплатной юридической помощи посредством создания специального органа управления системой гарантированной государством юридической помощи — Национального совета по гарантированной государством юридической помощи при Президенте Кыргызской Республики, а также системы мотивации участия в данных процессах адвокатского сообщества.

Существенные изменения в сфере предоставления субсидируемой государством юридической помощи произошли в Болгарии, Латвии, Польше, Словакии Чешской Республике, Эстонии [35] и некоторых других странах.

Источник

Оцените статью