Ювенальное право зарубежных стран

Зарубежный опыт ювенальной юстиции

Зарубежный опыт важен прежде всего тем, что он более продвинут и позволяет увидеть методы ювенальной юстиции, эффекты от ее внедрения, и, что очень важно, страновую вариативность.

Для конкретизации области применения ювенальной юстиции основополагающим является определение возраста лиц, к которым применяются нормы ювенальных законов.

В зарубежном законодательстве различаются следующие понятия. Ребенок — лицо, не достигшее возраста 18 лет, с которого наступает юридическая (в первую очередь, уголовная) ответственность. И несовершеннолетнее лицо, причем понятие несовершеннолетнего лица, к которому применяются нормы уголовной ювенальной юстиции, не совпадает с общим понятием совершеннолетия. В отношении защиты прав несовершеннолетних в семейных и иных правоотношениях (кроме уголовной ювенальной юстиции) используется понятие ребенок (дети). Согласно Конвенции о защите прав ребенка максимальный возраст единообразен — 18 лет.

В сфере уголовной ювенальной юстиции предельный возраст несовершеннолетнего лица установлен различный. В США в различных штатах несовершеннолетним является лицо, не достигшее 18 лет (Нью-Йорк, Северная Каролина), 17 лет (Иллинойс, Мичиган, Техас), 21 года (Вашингтон, Алабама), 25 лет (Небраска, Виргиния, Аляска) [21] .

В Великобритании и Германии предельный возраст применения норм ювенальной юстиции 21 год [22] , а если лицо вследствие своего развития, «истории жизни», воспитания не соответствует биологическому возрасту, нормы ювенальных законов могут применяться вплоть до достижения 27 лет, во Франции — 20 лет [23] .

Возраст, по достижении которого лицо может быть привлечено к ответственности, в зарубежных правопорядках также установлен различный.

Возраст привлечения к ответственности с 7-ми лет установлен в Австралии, Ирландии, США (если иное не установлено отдельными штатами). В Колорадо и Луизиане указан 10-летний возраст, в Джорджии и Иллинойсе — 13-летний, в Миннесоте — 14-летний, в Нью-Гемпшире — 15-летний, в Нью-Йорке — 16-летний [24] . Во Франции минимальный возраст привлечения к ответственности — 13 лет [25] , в Германии — 14 лет [26] , в Великобритании — 10 лет [27] .

Читайте также:  Водные ресурсы пресная вода страны

Специфической чертой функционирования ювенальной юстиции является зависимость реализации ее постулатов от правоприменительной практики. Зачастую меняются не сами нормы законодательства, а практика их применения, что на самом деле меняет форму воплощения правовых норм (особенно актуально это для ужесточения практики применения правовых норм). Например, в Италии в периоды активизации борьбы полиции с организованной преступностью количество арестов несовершеннолетних резко увеличивалось (в среднем на 28%), хотя нормы законов не менялись [28] .

Ярким примером развития ювенальной юстиции в ХХ в. может служить Англия. С момента принятия первого закона о детях в 1933 г. было принято еще три таких закона (1948, 1972, 1989) и более двухсот поправок к ним. До начала 1980-х гг. законодательно все больше и больше ограничивались права правоохранительных органов при задержании и работе с несовершеннолетними. Например, в 1979 г. в Англии было запрещено арестовывать лиц моложе 17 лет (кроме особо тяжких преступлений). Однако после Брикстонского бунта афроамериканской молодежи на юге Лондона в 1981 г. отношение к несовершеннолетним резко изменилось: полиции были предоставлены дополнительные права, аресты возобновились, за три года количество несовершеннолетних, осужденных к реальному лишению свободы, увеличилось в 2,5 раза [29] .

С принятием в 1989 г. закона о детях правительство стало возвращаться к концепции максимально либерального отношения к несовершеннолетним лицам. В 1993 г.

несовершеннолетних и увеличивающие вдвое срок максимального наказания в исправительных учреждениях.

В 1997 г. лейбористами были вновь проведены либеральные реформы: были созданы специальные комиссии по делам юных правонарушителей, введены ограничения арестов и составов преступлений, по которым несовершеннолетнее лицо может быть приговорено к реальному лишению свободы.

Практика гуманного отношения продолжалась до 2011 г., когда в результате массовых выступлений молодежи в Лондоне возобновилась дискуссия о взаимоотношениях молодежи и правоохранительных органов. Премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон заявил о необходимости ужесточения наказаний и расширения полномочий полиции при подавлении общественных выступлений [30] . Статистика свидетельствует о резком изменении правоприменительной практики. После выступлений в Лондоне количество арестов, санкционированных судами Англии, увеличилось на 38% [31] .

Схожая ситуация регулярного изменения правоприменительной практики в развитии ювенальной юстиции ХХ в. существует и в других странах. Реформа ювенальной юстиции в США прошла в 1964-1973 гг., в Германии в 1992-1997 гг., в Канаде в 1996-2003 гг., во Франции в 1989-1993 гг. Сущность всех реформ сводилась к изменению концепции отношения к несовершеннолетнему как только к объекту защиты с минимальными санкциями.

Результатом развития норм ювенальной юстиции в западных государствах стали принятые во второй половине ХХ в. международные правовые акты, которые закрепили на международном уровне основные принципы ювенальной юстиции и остаются стабильными в отличие от постоянно меняющихся законодательств отдельных государств.

Источник

Зарубежный опыт развития ювенальной юстиции. Анализ зарубежных моделей ювенальной юстиции

Ю.Ю.берет свое начало от 2-х терминов 1 ювенальный (молодой юный )и юстиция (справедливость и законность).

Юристы рассматривают данное понятие в широк и узком смысле .1 ю.ю.- правосудие по делам несовершенно летних приступников. 2. ю.ю.- особый порядок судопроизводства отдельная система судов для несовершенно летних а так же система социальной защиты и реабилитации несовершенно летних правонарушителей.

XIХ в. И завершился созданием специального суда по делам о несовершеннолетних. Суд был создан 2 июля 1899 г. В г. Чикаго (Штат Иллинойс). И 2 июля сразу был провозглашен историческим днем, когда свою победу одержали прогрессивные силы юридической общественности США..
Примеру США, создавшему свой первый суд для несовершеннолетних, последовали другие страны и через небольшой период времени возникли национальные суды для несовершеннолетних в разных странах.
1955Междунородный пакт о гражданских и политических правах запретил вынесение смертного приговора лицам не достигшим 18 л. В данном пакте содкржатся многие нарантии и принцыпы в отношении несовершенно летних , учитывая их возраст и собственное желание участия к перевоспитанию.

Документы :
1.конвенция о правах ребенка
2.минимальный стандар правил косающийся правосудия в отношении несовершенно летних
3.правила оргонизации ООН косающиеся несовершенно летних
4.руководства принцыпов ООН для предупреждения приступлений совершенный несовершенно летними
5.руководста принцыпов в отношении действий в интересах детей в системе уголовногоь провосудия 97г.

Не существует четких норм касающихся возроста привлечения к уголовной ответственности . Конвенция о правах ребенка просто требует что бы государстао устанавливало минимимальне возраст ниже которого детей считают неспособными нарушать закон.

Франция 13 л
В шатландии 16 л
В росии 14 л

В некотрых государст Европы в качестве административных мер использую придупреждению правонорушений.

В шатландии в отношении 10-12 лет реализуеться система групповых консульнт . к которым прибегаю в том случаи если совершено очень крупное преступление . Его разбирают через посредников при котрых присутствуют пострадавшие , нарушитель его родители социальный работник и сотрудник правовых оргонов . Координатор предлагает придти к согласию относительно прекращения дела .

США.
Правовая ситуация в этой стране выдвинула сразу два основных требования к ювенальной юстиции: специализацию судопроизводства и упрощение судебного процесса. Специализацию создатели американской ювенальной юстиции мыслили в следующих формах: слушание дел несовершеннолетних в особых помещениях, отдельно от дел взрослых подсудимых; изоляция несовершеннолетних от взрослых в местах предварительного заключения; выделение для слушания таких дел специализированного судьи по делам о несовершеннолетних. Упрощение судебного процесса по делам несовершеннолетних обосновывали необходимостью уменьшить вредное влияние на детей и подростков самой процедуры рассмотрения дел в суде.
Важной особенностью американского суда для несовершеннолетних было то, что ему поручалось руководить учреждениями попечительского надзора над несовершеннолетними, До создания «детских» судов эти функции в США выполняли добровольцы.

Семейные суды являються см. судом . Он рассматривает дела детей от 14-20 лет , если тяжкое преступление совершено в 16 лет о передаю дело в общий суд. При семейных судах существует специальная сеть вспомогательных служб ,которые позволяют реализовать воспитательные функции (медика-психологических консультант к которому прикреплен социальный работник . При семейном суде существует совет который играет роль тритейского судьи (примиряют родителей в случаи развода и рещают с кем останеться ребенок )

Они рассматриваю приступления и право нарушения для несовершенно летних. Приступления взрослых насящих ущерб несовршенно летним . Вопросы семейного права.

Семейные суды во Франции до сих пор считаються эксперемнтом . Все европейские суды особой спецификой не отличаються ,компитенция достаточно широка. Суды одновренно являються судом 1-ой инстинции и опиляционными . Поскольку рассматривают вопросы расторжения браков , усыновления детей , попечения и опеки .
Опекунские суды испании Франции однообразны
австрийский опекунский суд до 21 г. Суды принимают воспитательные меры , в оношении провонарушений , а так же рассмотривают воспит-охранительную функцию в отношении тех кто нуждаеться . В этих 3-х странах суды имею права рассматривать разришение конфликтов между родителями по вопросам воспитания детей.

На сегодняшний день существует несколько различных моделей ювенальной юстиции – континентальная, скандинавская и англосаксонская.

1.Наиболее яркими представителями континентальной модели являются Франция и Канада.

Французская система ювенальной юстиции занимается как несовершеннолетними правонарушителями, так и детьми, находящимися в опасности, т.е. в той или иной степени под угрозой. Несовершеннолетние могут являться объектом только мер защиты, обучения или надзора. В каждом конкретном случае ювенальный суд и ювенальный суд присяжных назначат соответствующие меры защиты, надзора и содействия или меры воспитательного воздействия. Меры воспитательного характера применяются и к несовершеннолетним, совершившим правонарушение. Меры уголовного наказания могут быть применены только в случаях, если особенности личности несовершеннолетнего, а также определенные обстоятельства не позволяют применение к нему мер воспитательного характера. Тем не менее, в практике применяются в основном меры воспитательного характера.

Определенные сходства с французской системой ювенального правосудия представляет канадский опыт.

Работа не сводится только к созданию уголовных

судов для несовершеннолетних, а имеет целью решать более широкую

задачу — создание ювенальных гражданских судов; особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних; решение социальных вопросов, связанных с несовершеннолетними, лишенными родительского попечения, в том числе и в случаях лишения родителей родительских прав; предусматривает широкие полномочия социальным службам, которые по существу будут контролировать родителей и исполнение ими родительских обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей. Предполагает охват медицинских вопросов, в частности сексуальное просвещение детей и планирование семьи.

2.Говоря о скандинавской модели ювенальной юстиции, рассмотрим, в первую очередь, пример Швеции. В Швеции суть ювенальной юстиции заключается в очень сильной роли социального работника. Социальный работник является важной фигурой в работе с несовершеннолетними. Таким образом, основная работа социального работника в Швеции преследует цель профилактики и предотвращения правонарушений несовершеннолетнего.

К группе стран, имеющих «скандинавскую модель» ювенальной юстиции, относится также Дания.

Для обеспечения эффективной работы по предупреждению преступности несовершеннолетних в Дании была признана очевидная необходимость объединения усилий трех сторон (школ, социальных служб и полиции), ответственных за благосостояние и воспитание детей, и создания между ними устойчивых партнерских отношений. Именно эти три структуры располагают достаточно подробной информацией о детях и молодых людях и находятся с ними в тесном контакте по месту их жительства.

3.К англосаксонской системе ювенальной юстиции традиционно относят Великобританию и США. К компетенции английского суда для несовершеннолетних относятся дела о посягательствах взрослых на детей и подростков. Исключением являются дела о соучастии несовершеннолетнего и взрослого в совершении преступления. Эти дела могут слушаться не в суде для несовершеннолетних, а в ином суде, вплоть до суда Короны.

В большинстве штатов США (стране, где впервые зародилась система ювенальной юстиции в XIX веке) система ювенальной юстиции управляется социальной службой, а именно: Агентством социальной службы — в 23 штатах и службой по работе с семьей и детьми — в 6 штатах. В 11 штатах система ювенального правосудия подконтрольна системе правосудия по делам совершеннолетних.

Австралийская модель ювенальной юстиции использует механизмы «восстановительного правосудия». Одним из механизмов, используемых в Австралии, являются «семейные конференции».

Источник

Модели ювенальной юстиции в странах континентальной правовой системы

Дата публикации: 20.09.2016 2016-09-20

Статья просмотрена: 3062 раза

Библиографическое описание:

Третьякова, К. Е. Модели ювенальной юстиции в странах континентальной правовой системы / К. Е. Третьякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 259-263. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33861/ (дата обращения: 28.04.2021).

Термин «ювенальный» этимологически берёт своё начало от латинского слова juvenis (junior), что означает — молодой, юный, а также может истолковываться, как молодой человек, юноша, девушка. Ювенальная юстиция обобщённо понимается, как «кооперация деятельности различных профессионалов, предполагающая взаимодействие суда и правоохранительных органов с воспитательными (и иными гуманитарными) структурами с целью решения проблем ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Ювенальная юстиция — система воспитательно-юридическая, государственно-общественная». [8, с.4]

Исторический опыт возникновения, становления и развития ювенальной юстиции, её нормативно-правовой базы, является сложным и длительным, а для современной России в, некоторой степени, новым, поскольку специализированных государственных органов, расследующих уголовные дела в отношении несовершеннолетних, и судебных органов, рассматривающих материалы о совершении преступлений несовершеннолетними, в Российской Федерации нет.

В связи этим, целесообразно рассмотреть существующие модели ювенальной юстиции в некоторых зарубежных государствах. В то же время, следует признать, что среди учёных и практиков, причастных к разработке законодательства о несовершеннолетних, до сих пор нет единого мнения о том, что же такое ювенальная юстиция и насколько она необходима в России.

Один из первых ювенальных судов был создан в Чикаго (штат Иллинойс) 2 июля 1899 года на основании Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними. [13, с.7] По примеру США подобные суды были созданы в Англии в 1905, Канаде в 1908, Бельгии в 1912, Франции в 1914, Греции в 1924 году, а также ряде других стран. При этом, принято выделять две основные модели действующей за рубежом ювенальной юстиции: англосаксонскую, в которую входят Англия, США, Канада и Австралия и континентальную, основанную на правовых системах Германии, Франции, Бельгии, Румынии, Польши и ряде других европейских государств. [14, с.112–113]

Французская система правосудия в отношении несовершеннолетних является образчиком романо-германской модели, наиболее ярко воплощая такие её черты, как четкое разграничение компетенции судебных органов, органов предварительного следствия, регламентация судебной процедуры. Поскольку уголовный кодекс Франции прямо устанавливает, что несовершеннолетние лица, признанные виновными в совершении преступлений, становятся объектом защиты, помощи, надзора и воспитания при условиях и в порядке, установленном отдельным законом, правовую основу французской ювенальной юстиции составляет Закон № 45–174 от 2 февраля 1945 года. [21, с.197–205]

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность во Франции. Это 13 лет, поэтому лица моложе тринадцати не могут являться преступниками, к ним применяются лишь воспитательные меры. [10, с.187–189]

Французский ювенальный судья Э.Робинсон выделяет ряд принципов, на которых строится ювенальная юстиция Франции. Первый — принцип предпочтительности воспитательных мер перед наказательными (карательными). Ориентирование системы правосудия над несовершеннолетними на воспитательную составляющую способствует защите прав и интересов несовершеннолетнего, его ресоциализации, а значит и соответствует целям специальной превенции. Второй принцип, это глубокое знакомство с психологией, с личностью несовершеннолетнего правонарушителя. Судья выносит вердикт только при условии глубокого, тщательного, досконального изучения личности несовершеннолетнего преступника, при этом, обязательным условием является проведение «социального исследования» с составлением специального досье. Причем, такое исследование судья может проводить сам, но большей частью поручает его чиновникам службы пробации, которые используют помощь психологов, психиатров, специалистов в области образования. [12, с.107]

Третий принцип — специализация судей, занимающихся исключительно делами несовершеннолетних.

В сущности, французскую ювенальную систему можно охарактеризовать, прежде всего:

‒ системностью различных органов и служб, координируемых ювенальным судом;

‒ воспитательной направленностью системы правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;

‒ назначением той или иной воспитательной меры на основе полного и всестороннего изучения личности несовершеннолетнего, его окружающей среды (семьи, друзей, школы и др.);

‒ мобильностью в определении вида, содержания и характера воспитательных мер, применяемых к несовершеннолетнему;

‒ наличием профилактического потенциала преступности несовершеннолетних, в том числе в виде специальной превенции. [20, с.16]

Основная цель ювенальной системы Швейцарии — это возвращение несовершеннолетнего правонарушителя в общество и принцип освобождения лишенного свободы несовершеннолетнего, как только это становится возможным. При этом правовую основу составляют международные правовые акты, а также внутренние нормативные правовые акты. Так, Конституция Швейцарии распределяет полномочия между конфедерацией и кантонами. Таким образом, в том, что касается ювенальной юстиции, все, что является основополагающим и такие документы, как уголовный кодекс — все входит в компетенцию конфедерации. А все, что касается формы, то есть сама процедура, меры пресечения, меры наказания и так далее — это все входит в компетенцию кантонов. Словом, в федеральном уголовном кодексе предусмотрены все правонарушения и преступления, а в 27 процессуальных Кодексах регламентированы процессуальные вопросы каждого кантона в отдельности. [17, с.78–93]

Уголовная ответственность в Швейцарии наступает с 10 лет. При рассмотрении вопроса о назначении несовершеннолетнему меры воздействия приоритет отдаётся воспитательным мерам. При этом все воспитательные меры можно условно разделить на четыре типа: наблюдение (судья делегирует сотрудника, который наблюдает за семьей несовершеннолетнего и тем, как идет процесс воспитания), наблюдение с воздействием сотрудника непосредственно на ребенка, клинические курсы лечения (когда несовершеннолетний является алкоголиком, наркоманом, зависимым от каких-либо медикаментов), изоляция ребенка от семьи (ребенок перемещается в другую среду обитания на разный в зависимости от случая период времени). «Естественно, все эти четыре меры вовсе не обязаны следовать одна за другой или существовать одна независимо от другой, то есть их можно комбинировать, их можно перемещать в зависимости от того, какие результаты мы получаем». [19, с.37]

Основной акцент в швейцарской ювенальной юстиции делается на стороне, возмещающей ущерб, пытающейся найти какие-то точки соприкосновения, какое-то примирение между противными сторонами. После проведения следственных действий для выяснения характера совершенного преступления судья приступает к следственным действиям для выявления личности, характеристики автора этого правонарушения. Именно здесь он работает в тесном контакте с административным сектором и частным.

Именно работники административного или частного сектора (общественный работник, психиатр, психолог) подготавливают по поручению судьи информацию о подростке, формируют его досье (по аналогии с французским социальным досье). [4, с.28–30] Сформированное досье поступает судье. И если ничего иного предпринимать не требуется, например, помещать несовершеннолетнего в специализированное медицинское учреждение в случае его заболевания (наркомания, токсикомания), процесс переходит в следующую стадию — вынесение приговора. Данная стадия происходит в кабинете судьи в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или опекунов, а также жертвы совершенного преступления; судья объявляет свое решение и объясняет его. Далее наступает стадия исполнения наказания. [6, с.5–8]

В швейцарской ювенальной системе приоритет всегда отдается воспитательным мерам, ведущую роль играет ювенальный судья, начинающий, контролирующий и заканчивающий весь судебный процесс. В конечном счете, данная правовая модель преследует двуединую цель — возвращение несовершеннолетнего правонарушителя в общество и освобождение несовершеннолетнего, лишенного свободы, как только это становится возможным, а также возмещение ущерба и примирение между сторонами. [19, с.46–69]

Правовая база польской ювенальной юстиции включает международные правовые акты, а также внутренние законы, отвечающие требованиям международных стандартов осуществления уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних. К числу последних относят Закон о процедуре рассмотрения дел несовершеннолетних 1982 года и Закон об уголовных преступлениях и мелких правонарушениях. Как указывает С. С. Козлов: «В Польше правосудие для несовершеннолетних построено своеобразным способом — уголовное преследование производится в общем порядке, а все остальные дела решает семейный суд». [9, с.16–17]

Согласно польскому законодательству, подростки в возрасте 13–17 лет, совершившие правонарушение, считаются несовершеннолетними и могут быть привлечены к суду, однако, формально они не могут быть признаны преступниками, так как совершают не преступления, а так называемые, действия, влекущие за собой наказание. Статус несовершеннолетнего в системе правосудия продлевается до 18 лет, если действия подростка связаны с так называемой «деморализацией» (алкоголизм, наркомания, отказ от посещения школы, асоциальное поведение), либо до 21 года, если молодой человек был осужден как несовершеннолетний и находится в соответствии с приговором суда в исправительном учреждении. [18]

Большинство уголовных дел в отношении несовершеннолетних рассматривается введенным в 1978 году семейным судом. Исключение составляют дела в отношении подростков, достигших 15-летнего возраста, совершивших тяжкое преступление (убийство, насилие, террористический акт). В любом случае, при рассмотрении уголовного дела судом учитываются индивидуальные качества личности подростка и степень его зрелости. [22, с. 129–139]

Что примечательно, одной из мер воздействия на подростка, назначенной судом, может стать посещение, так называемого, кураторского центра. Всего в Польше 300 таких центров, и они представляют собой нечто вроде дневного приюта, в котором дети проводят несколько часов после школы. При польском семейном суде, так же, как и во Франции и Швейцарии, действует институт кураторов. Работа куратора включает несколько направлений: составление отчета о личности подростка и ситуации в семье (куратор посещает семью, беседует с подростком и членами его семьи), содержащий анализ ситуации и рекомендации относительно помощи или мер воспитательного характера (в 90 % случаев судья следует рекомендациям куратора); осуществление контроля за поведением ребенка (куратор посещает семь, школу, место работы подростка и регулярно представляет отчеты судье); осуществление координационной связи между различными структурами — школой, семьей, социальной службой, полицией, медицинскими учреждениями (например, куратор может направить ребенка в центр психологической диагностики). В ряде регионов введена процедура примирения. Суд решает, следует ли то или иное дело направить на программу примирения. В этой процедуре принимает участие медиатор (лицо, не зависимое от судебных и правоохранительных органов) и присутствуют обе стороны — несовершеннолетний, совершивший противоправное деяние, и потерпевший. Затем, договор о примирении направляется в суд: если суд с ним соглашается, дело прекращается, если же нет, судья предлагает свое решение. [23, с.22–25]

Нормативная база ювенальной юстиции Германии представлена двумя кодексами — Уголовным и Уголовно-процессуальным, а также основным нормативным правовым актом специального значения — Законом об отправлении правосудия по делам молодежи от 3 августа 1953 года (с последними изменениями от 19 января 2000 года). Закон о суде по делам молодежи регулирует мероприятия при поступках подростков (14–18 лет) и молодых людей (18–21 год) и создание судов по делам молодежи, помощи судам по делам молодежи, возможности прекращения процесса или назначения воспитательных мероприятий. [24, С.39]

Стратегическим направлением правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних Германии является отказ от уголовного преследования. Данное направление связано с понятием «диверсион». Суть данного понятия заключается в отказе от официального уголовного процесса путем применения неформальных альтернатив ему, сопряженных с отсутствием длительных процедур и формального судебного разбирательства. [7, с.335–337]

Диверсион принадлежит к одному из направлений либеральной уголовной политики и ориентирован, в первую очередь, не на реагирование, но на превенцию. Диверсион включает в себя два направления — криминологический и педагогико-терапевтический. Криминологический базируется на следующих утверждениях:

  1. Подростковая преступность обычна, нормальна, эпизодична и малозначительна, поэтому излишние меры борьбы с ней не нужны;
  2. Диверсион помогает избежать стигматизации (в процессе признания лица виновным происходит его клеймение и в общественной среде он обретает новый статус — «преступник», кроме того, общение с другими лицами, отбывающими наказание протекает в обстановке асоциального поведения и способствует формированию соответствующих установок и мировоззрения). [16, с.54–55]

Правом прекращения уголовного преследования несовершеннолетних по Закону о суде по делам молодежи наделен как прокурор, так и суд. Так, если прокурор предъявил обвинительное заключение несовершеннолетнему, но ювенальный судья усматривает, что а) совершенное деяние является проступком, вина незначительна и отсутствует публичный интерес в уголовном преследовании; б) уже начата или осуществлена какая-либо воспитательная мера; в) вынесение приговора не необходимо, а можно ограничиться назначением какой-либо меры, признавшему себя виновным несовершеннолетнему, то судья может прекратить уголовный процесс без устного судебного разбирательства, заручившись согласием прокурора. [3, с.345–362]

Прекращение процесса оформляется судьей путем вынесения определения, которое не может быть обжаловано. В этом определении судья вправе установить несовершеннолетнему срок (максимум 6 месяцев), в течение которого он должен выполнить возложенные на него обязанности, указания, либо подвергнуться воспитательным мерам. Таким образом, в основу ювенальной юстиции Германии заложена идея перевоспитания несовершеннолетнего преступника и дальнейшая его ресоциализация, а прекращение уголовного преследования с применением соответствующих мер, непосредственно связано с профилактикой преступности и направлено на достижение специальной превенции. [9, с.19]

Таким образом, в континентальной правовой системе (Германия, Франция, Бельгия, Румыния, Польша и др.), все виды правонарушений и преступлений несовершеннолетних подсудны только специализированным ювенальным судам, и передача дел для рассмотрения судом общей юрисдикции не допускается. [1, 1999]

Международное сообщество, уделяя внимание правам детей и молодежи и, исходя из необходимости проведения более тщательной работы, способствующей развитию личности и предупреждению правонарушений, способствовало тому, что ООН было принято четыре документа, непосредственно затрагивающих вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних и подготовки кадров для этого. Этими документами стали: Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.), Руководящие принципы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы,1990г.), Правила, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990г.). [11, с.53–57] Так, п.2.3 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятых резолюцией Генеральной Ассамблеи № 40/33 от 29 ноября 1985г. (Пекинские правила) закрепляет, что в рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних и которые призваны в том числе удовлетворять различные потребности несовершеннолетних правонарушителей, защищая при этом их основные права; удовлетворять потребности общества. Правила также предусматривают, что следует систематически развивать и координировать службы правосудия в отношении несовершеннолетних в целях повышения и поддержания на должном уровне квалификации персонала этих служб, включая их методы, подходы и отношения (п. 1.6.). Важнейшее значение имеют положения Правил о том, что для обеспечения и поддержания необходимой профессиональной компетенции всего персонала, занимающегося делами несовершеннолетних, следует использовать профессиональную подготовку, обучение в процессе работы, курсы переподготовки и другие соответствующие виды обучения (п.22.1); персонал органов правосудия должен подбираться с учетом различных категорий несовершеннолетних, которые вступают в контакт с системой правосудия по делам несовершеннолетних (п.22.2). [25]

Иными словами, Правила делают упор на специализации судейского корпуса, рассматривающего уголовные дела несовершеннолетних, и это требование касается всех органов и служб, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов о правонарушениях несовершеннолетних. [2, с.51]

Анализ правовых систем и норм, касающихся профилактики правонарушений несовершеннолетних, в развитых зарубежных странах показывает, что в них практически везде действует единая скоординированная, целостная система профилактики и предупреждения безнадзорности, а также привлечения несовершеннолетних лиц к юридической и иной ответственности. Усилия всех государственных органов, при этом, взаимосвязаны и направлены на решение одной сложной глобальной задачи.

Источник

Оцените статью