- § 37. Южная Америка: путешествие
- От Огненной Земли до Буэнос-Айреса
- От Буэнос-Айреса до Рио-де-Жанейро
- Ответы к вопросам по теме: §37. Южная Америка: путешествие (1) из Окружающий мир рабочая тетрадь Плешаков 1 класс 1 часть
- Урок-путешествие по географии в 7-м классе по теме «Южная Америка»
- Ход урока
- 1. Организационный момент.
- 2. Обобщение, систематизация, контроль и самопроверка знаний.
- 3. Учитель подводит итоги урока.
- 4. Задание на дом:
§ 37. Южная Америка: путешествие
От Огненной Земли до Буэнос-Айреса
Перелетев над пустынными, штормовыми водами самого широкого на Земле пролива Дройка, мы увидим крутые склоны и острые вершины горных хребтов архипелага Огненная Земля. За Магеллановым проливом начинастся материк Южная Америка. Мы направимся на побережье Атлантики, где в устье реки Параны стоит Буэнос-Айрес, столица второго но площади государства континента — Аргентины.
Повторите правила работы с «параграфами-путешествиями» (см. с. 104).
Не забывайте следить за маршрутом путешествия по картам на с. 150-151!
Вспомните, что вам уже известно о природе и населении Южной Америки (см. § 34-36).
Почти на 1500 км с юга на север иод нами простирается Патагония (рис. 116) — южная часть Аргетины. С запада на восток её ступенчатые плато спускаются к Атлантическому океану. Эта природная область, занятая местами полупустыней, местами низкотравной степью, занимает четверть территории Аргетины. Однако живёт здесь лишь 3% населения згой страны.
Пролетев над реками Рио-Негро и Рио-Колорадо, берущими начало высоко в Андах и несущими свои воды к Атлантике, мы оказываемся над Пампой — плоской, как стол, субтропической степью. Пампа — это сочетание злаков и разнотравья. Здесь водятся пампасный олень, пампасная кошка, лама, страус нанду, опоссум, броненосец, из крупных хищников — пума (рис. 117).
Памна почти полностью распахана под посевы кукурузы и пшеницы. Тут и там разбросаны животноводческие формы и пасутся стада крупного рогатого скота. Аргентинское мясо славится во всем миро как экологически чистое (скот ест только траву, не получает никаких искусственных добавок) и вкусное.
После двух часов полёта над плодородной Пампой на севере становится видна Парана — вторая по длине река континента. Не совместное с рекой Уругвай устье образует гигантский пралив Ла-Плата. На южном берегу этого залива расположена столика Аргентины Вуэнос-Айрсс, а на северном, правда в 300 км к востоку, — столица Уругвая Монтевидео. Но числу жителей (более 13 млн чел.) Буннос-Айрес схож с Москвой, но занимает в 3 раза большую площадь из-за своих одноэтажных пригородов и малоэтажной застройки центральных районов.
ПРОЛЕТАЯ НАД ПАТАГОНИЕЙ, Я ВИДЕЛ. (ПРОДОЛЖИ)
От Буэнос-Айреса до Рио-де-Жанейро
Продолжая нугь но междуречью Параны (на западе) и Уругвая (на востоке), мы летим над бескрайней равниной с полями пшеницы и кукурузы, садами, вино- градниками, животноводческими фермами и пастбищами. К западу от нашего маршрута останутся сухие редколесья Гран-Чако, охватывающей северную часть Ла- Платской низменности, и предгорные равнины Анд. Эго самая жаркая область Аргентины. В переводе Гран-Чако означает «большие охотничьи ноля», и животный мир здесь действительно очень богат (тапир, пекари, нутрия, пума, ягуар, много птиц, змей).
Постепенно рельеф становится холмистым, встречается все больше пастбищ и лесных массивов. Миновав Парагвай, мы оказываемся над южными штатами Бразилии. В лесах на склонах холмов ведутся лесозаготовки и сбор листьев йербамате, или парагвайского чая. Уже ноявляклся посадки риса и сои.
Внизу под нами опять видна долина реки Параны, но уже па востоке. Теперь с обеих сторон над ней на 50-70 м возвышаются довольно крутые уступы плато Параны. И вдруг перед нами открывается потрясающий вид: десятки больших и малых подогоком падают с кромки плато вниз в долину, образуя водопад шириной более 3 км. Это знаменитый Игуасу (рис. 118). Примерно через час нас ждёт ещё более захватывающее зрелище: Парану перегораживает гигантская платина одной из крупнейших в мире ГЭС — «Итайпу». Мощные линии электропередач тянутся на восток к промышленному сердцу Бразилии, куда направляемся и мы. Под крылом нашего самолёта хорошо освоенная южная часть Бразильского плоскогорья. Между холмами и горными хребтами на запад текут реки — притоки Параны. На некоторых из них построены ГЭС и водохранилища. На склонах холмов хорошо видны плантации кофе, посадки апельсиновых деревьев.
Оставим на востоке ог нашею маршрута огромный, лежащий в обширной межгорной котловине город Сан-Паулу и полетим на побережье Атлантического океана. Как только появятся характерные очергания «сахарных голов» — крутых холмов, сложенных твёрдыми породами, мы поймём, что впереди известий всему миру город Рио-де-Жанейро (рис. 119). Перед нами открывается неповторимая панорама бывшей столицы Бразилии — и широкая лента знаменитого пляжа Копакабана, и чаша одного из крупнейших стадионов мира Маракана, и богатые кварталы, и бедняцкие трущобы — фавелы, и, может быть, даже шествие весёлого бразильского карнавала.
Источник
Ответы к вопросам по теме: §37. Южная Америка: путешествие (1) из Окружающий мир рабочая тетрадь Плешаков 1 класс 1 часть
Это я могу
1. Ушуая – главный населенный пункт Огненной Земли. По климатической диаграмме на рисунке 122 охарактеризуйте особенности климата архипелага. Определите тип климата.
По климатической диаграмме можно судить о небольших амплитудах температуры в течение года: от +100С до 0. Температурный минимум приходится на июль, максимум – на январь. Годовая сумма осадков около 600 мм. Выпадают осадки в течение года достаточно равномерно. Тип климата – умеренный морской.
2. На политической карте найдите столицы Аргентины, Уругвая, Бразилии. Определите их координаты.
Аргентина – Буэнос-Айрес (350 ю.ш. и 590 з.д.)
Уругвай – Монтевидео (350 ю.ш., 560 з.д.)
Бразилия – Бразилиа (160 ю.ш. и 480з.д.)
3. Используя текст и карты на с. 150-151, составьте список растений и животных, которых вы могли увидеть во время путешествия. Используя дополнительную литературу или ресурсы Интернета, подготовьте рассказ об одном из них.
Растения – пальма, кокосовая пальма, шоколадное дерево, орхидея, бегония, банановое дерево, виктория-регия, мимоза, ковыль, араукария, пампасная трава, бутылочное дерево, бамбук, бук, ковыль, кактус, древовидные папоротники,
Животные – Муравьед, ленивец, очковый медведь, тапир, игрунка золотистая, дюгонь, кайман, броненосец, анаконда, нутрия, лама, ягуар, пума, пекари, морской слон, бурый пеликан, гривистый волк, золотоволосый пингвин, кондор, нанду, тукан, попугай агру,
Кувшинка Виктория Регия
Природа Южной Америки настолько неповторима, что нет н где на земле таких уникальных мест как долина реки Амазонки, горная система Анд, озеро Титикака и многие другие. Великую толику этой уникальности составляет флора этих мест. Одним из таких редких растений по праву можно считать гигантскую кувшинку Викторию амазонскую или Викторию регию. Это удивительное водное растение не имеет аналогов на нашей планете. Огромные листья этой кувшинки лежат на воде, словно гигантские чаши. Кувшинка Виктория Регия — самая большая кувшинка в мире. Размер её листьев может превышать в диаметре 2 метра. Края листьев по всему периметру загнуты вверх к поверхности листа под углом 90 градусов, образуя громадное блюдце. Своеобразная плотная структура листа с естественными водостоками, обеспечивает удержание их на поверхности воды даже во время сильных ливней. Один такой лист без труда в состоянии выдержать на себе двух детей или одного взрослого худощавого человека весом до 50 кг. При этом листья растущих кувшинок настолько плотно придвинуты один к другому, что по ним можно без проблем переходить с одного на другой как по плавающему мосту. Местные жители называют Викторию регию «апоной», что в переводе обозначает «сковородка для птиц». И действительно листья амазонской кувшинки напоминает этот кухонный инвентарь. Ну а птицы, даже очень крупные могут передвигаться по этим листьям как посуху. Благодаря этим своим размерам кувшинка Виктория амазонская занесена в Книгу рекордов Гиннеса как «самый большой цветок на земле». Открывателем этого удивительного растения 1832 году стал немецкий естествоиспытатель Эдуард Пеллинг. А другой немецкий ботаник Роберт Шомбургк, увидевший изумительные цветы этого растения в акватории реки Бербис в 1836 году, дал ей название Виктория регия «Виктория царственная» в честь английской королевы Виктории в этом же году вошедшей на престол.
Мало того что амазонская кувшинка сама по себе необычна внешне, природа наделила её удивительными свойствами способными защиты от воздействия внешних факторов. Чтобы дождевая вода не накапливалась в этой огромной чаше, в листьях есть крошечные отверстия, сквозь которые вся излишняя вода удаляется с поверхности листа. Кроме того, нижняя сторона листьев покрыта длинными, острыми шипами, оберегающими от травоядных рыб и других водных обитателей. У Виктории длинные нитеобразные корни, переплетающие все пространство под листьями и между соседними растениями. Ещё очень интересная особенность у этого редкого растения. Цветет Виктория один раз в году. Цветет она только ночью. Вечером с наступлением сумерек из воды выдвигается бутон и раздвигает свои лепестки. На рассвете лепестки цветка сворачиваются, и он уходит под воду. И так продолжается в течение 3х суток. При чем, в первый день цветок абсолютно белоснежный. На второй день он приобретает нежно-розовый оттенок. В последний вечер своей жизни цветок становится малиновым. После этого он погружается в воду на совсем. Больше на поверхность воды он не появится. В некоторых районах Амазонки можно встретить еще более редкий синий цветок. Еще одно невероятное свойство цветов Виктории регии, это её способность менять аромат. Белый цветок пахнет миндалем, а малиновый имеет сладковато-фруктовый запах. Ученые объясняют это колебаниями кислотности в тканях цветка в связи с его созреванием. После цветения под водой образуется довольно большой плод, в котором находятся черные семена. Индейцы используют эти семена в пищу. По вкусу это напоминает жареную кукурузу. Во многих странах многочисленные попытки культивировать это растение долгое время не давали никаких результатов. И только 1849 году в Англии, в ботаническом саду города Чадстворта она зацвела впервые. А в 1975 году в Колумбийском ботаническом саду удалось вырастить полноценную Викторию регию. Но все равно увидеть это растение, а тем более как оно цветет можно только в дебрях Амазонки.
Это мне интересно
4. На медных монетах Аргентины изображена голова быка и колос пшеницы. Как вы думаете, что они символизируют? Кого или что, характеризующее истинное богатство страны, можно было бы изобразить на монетах Бразилии?
Голова быка и колос пшеницы символизируют основные виды деятельности аргентинцев и специализацию страны на мировом рынке. Аргентина славится своим сельским хозяйством, особенно животноводством.
На монетах Бразилии могли бы быть изображены кофе, гевея, сахарный тростник, футбольный мяч.
Источник
Урок-путешествие по географии в 7-м классе по теме «Южная Америка»
Разделы: География
Цели урока:
- Обобщить закрепить и расширить знания учащихся по теме.
- Развивать память, умение систематизировать изученный материал, работать с дополнительной литературой, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету.
- Формировать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, делать выводы.
Оборудование: Физическая карта «Южная Америка», атласы, к\карты, карточки с разноуровненными заданиями, таблицы и иллюстрации изображений животных и растений разных природных зон, дидактические материалы, изготовленные учителем.
Ход урока
1. Организационный момент.
Подготовка к основному этапу урока.
Учитель.
Ребята, в течение нескольких уроков вы знакомились с Южной Америкой, ее рельефом, природой, населением.
А сегодня я вам предлагаю увлекательное путешествие по этому материку. Постараемся побывать во всех его уголках, чтобы обобщить, закрепить и систематизировать свои знания. Закрепить умение работать с картами, делать выводы, помогать друг другу в трудный момент.
Я вам предлагаю отправиться в путешествие на прекрасном паруснике. Капитаном парусника буду я, а вы будете юнгами. Предлагаю вам разделиться на две команды с такими названиями: «Смелые» и «Находчивые».
Выберите в каждой команде старшего юнгу. Им должен быть более сильный, ответственный член команды, который в любую минуту сможет помочь в решении проблем, и будет следить за выполнением поставленных задач.
Девизом нашего путешествия будут слова К.Г. Паустовского «Познания и странствия неотделимы друг от друга».
Ну что, юные искатели приключений, в путь!
Хочу вас предупредить, что во время путешествия нас ожидают трудности, а чтобы с ними справиться, вы должны быть внимательными.
2. Обобщение, систематизация, контроль и самопроверка знаний.
Учитель. Пока я вам все объясняла, наш корабль уже отчалил от пристани.
Но вот беда! Мне сообщили, что наша карта намокла и на ней стерты некоторые географические объекты. А без карты мы не сможем плыть дальше! Юнги! Выручайте!
Задание 1. Команды получают конверты, в которых лежат фрагменты карты «Южной Америки». Необходимо правильно сложить фрагменты, чтобы восстановить карту и определить координаты крайних точек материка.
(выполнение задания проверяет учитель, победитель получает победную фишку).
Учитель. Карта восстановлена, можем плыть дальше. Мы отправляемся в порт «Географический». Пока мы плывем, чтобы не скучать выполняем задание.
Здание 2. «Что это? Кто это?»
Каждая команда получает задание. На доске написаны термины для каждой команды.
Вызывается по одному члену команды. Задача учащегося расшифровать термины, написанные на доске (некоторые объекты учащиеся показывают на карте).
Для проверки вывешиваются правильные ответы. Победитель получает победную фишку.
ПАРАНА | ГВИАНСКОЕ |
АНХЕЛЬ | ИГУАСУ |
УКАЯЛИ | АКОНКАГУА |
ЯГУАР | ПИРАНЬЯ |
АНДЫ | БРАЗИЛЬСКОЕ |
АТАКАМА | ТИТИКАКА |
УРУГВАЙ | МАДЕЙРА |
МАРАКАЙБО | ОРИНОКСКАЯ |
Учитель. Ребята! Вы просто молодцы! Справляетесь с заданиями быстро.
Ну вот и порт «Географический»! Здесь мы отдохнем и выполним следующее задание.
Задание 3.
Команды получают к\карты материка, на которых цифрами обозначены географические объекты. Учащиеся должны определить и написать на к\картах объекты. Команды проверяют друг друга (каждой команде даны карточки с правильными ответами соперника). Вручаются победные фишки.
Учитель. Ребята! Я довольна вами! Вы еще раз доказали, что хорошо усвоили материал о
рельефе материка. А теперь мы можем продолжить плавание и отправиться в бухту «Эрудитов». Путь будет долгим и, чтобы не скучать, предлагаю решить кроссворды.
Задание 4. Каждая команда получает кроссворд «Внутренние воды материка»
- Крупное озеро на севере материка (Маракайбо).
- Самый крупный приток Амазонки (Мадейра).
- Самый высокий водопад-каскад (Анхель).
- Река бассейна Атлантического океана (Парана).
- Река на севере Южной Америки (Ориноко).
- Самое большое высокогорное озеро (Титикака).
- Крупный приток Параны (Уругвай)
Молодцы! Не устали? Что такое? Опять остановка! Успокойтесь! Ребята, мне сообщили, что мы забыли пополнить запасы пресной воды. А оживленная гавань, куда мы попали называется «Угадайка».
Задание 5. «Угадайте, к какой природной зоне они относятся?»
На столах иллюстрации с животными и растениями разных природных зон. Учащиеся должны определить к какой природной зоне они относятся и дают краткую характеристику одной из природных зон.
Ответы у каждой команды в конвертах. Победители получают очередную фишку.
Учитель. Ребята, мы с вами так увлеклись работой, что не заметили, как наш парусник отошел от причала. С пирса нам передали письмо.
Задание 6. Диктант «Климатические пояса».
- Этот климатический пояс расположен между 30° и 40° Ю.Ш. Лето сухое, жаркое. Зима теплая, влажная (субтропический).
- В этом поясе находится Оринокская низменность и Гвианское плоскогорье (субэкваториальный).
- Зимой и летом высокая температура.(25°-27°), осадки круглый год (экваториальный).
- Разница между летними и зимними температурами воздуха незначительна, однако, характерно сезонное выпадение осадков, сухой зимний период и влажный летний (субэкваториальный).
- Летом жарко (25°-27°), зимой тепло (16°-21°), осадки равномерны на протяжении года (1000-1080 мл) (тропический-влажный южного полушария).
- Этот климатический пояс включает территорию Амазонской низменности и северную часть гор Анд (экваториальный).
- В этом климатическом поясе весь год господствуют умеренные воздушные массы и западные ветры (умеренный).
Учитель. Ребята! Вот вам карточки с правильными ответами. Проверьте и поставьте оценку себе сами. Фишку получает та команда, которая получила более высокую оценку.
Что такое? Опять остановка! Спокойно, ребята, нас остановили индейцы из племени северных варруалов. Похоже, что мы попали в плен! Вождь индейцев говорит, что отпустит нас, если вы правильно ответите на его вопросы.
Задание 7. «Моделируем ситуацию»
Каждая команда выбирает самого эрудированного члена команды.
Вопрос команде «Смелые»: Чем объяснить, что в экваториальном поясе Ю.Америки осадков выпадает больше, чем в Африке?
Вопрос команде «Находчивые»: Ответьте, что изменилось бы, если бы Анды располагались вдоль атлантического побережья материка?
Учитель. Молодцы, ребята! Индейцы отпускают нас! Мы снова в открытом океане. Я вам предлагаю такое задание:
Задание 8. Заполни таблицу «Кто это?»
МУЛАТЫ | ГАУЧО |
МЕТИСЫ | ИНКИ |
САМБО | ИНДЕЙЦЫ |
(ответы вывешиваются на доке, оценивается задание).
Учитель. И вот конечная цель нашего путешествия — главный порт «Эрудит»
Задание 9. Викторина «Самый…»
- Самый высокий водопад (Анхель).
- Самая многоводная река (Амазонка).
- Самые длинные горы суши (Анды).
- Самый влажный материк (Южная Америка).
- Самая крупная кувшинка (Виктория Регия).
- Самое большое высокогорное озеро (Титикака).
- Самая большая змея (Анаконда).
- Самый крупный грызун на земле (50 кг) (водосвинка).
- Самая маленькая птица (колибри).
- Самая крупная хищная птица (кондор).
- Самая высокая точка материка (Аконкагуа).
- Самое высокое дерево сельвы (сейба -80м).
- Самая сухая пустыня Земли (Атакама).
- Самый крупный тритон Амазонки (мадера).
- Самый высокий вулкан материка (Чимборасо).
- Самый широкий пролив на земле (Магелланов).
- Самое крупное по площади государство (Бразилия).
- Самые большие по площади леса (сельва).
(По 9 вопросов для каждой команды. Оценка).
Учитель. Ребята! Мне придется вас огорчить Время нашего урока истекает. Заканчивается и наше путешествие. Мне было очень интересно совершить его с вами. Старшие юнги сами оценивают работу своих команд.
3. Учитель подводит итоги урока.
Поощряется команда, набравшая большее количество фишек и самые активные участники.
4. Задание на дом:
Составь свой кроссворд по теме «Южная Америка».
Источник