Южная азия экономика стран азии

Экономика стран Южной Азии

К Южной Азии относятся 7 развивающихся стран: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивская республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка. Здесь существуют беспрецедентная по масштабам бедность, неразвитость, зависимость и при этом огромные потенциальные воспроизводимые ресурсы.

Аграрно-сырьевая монокультурная специализация в международном разделении труда уходит корнями в историю. Индия и Шри-Ланка – крупнейшие производители и экспортеры чая и специй, на Бангладеш приходится до 80% мировой продажи джута и джутовых изделий, важнейшая статья экспорта Пакистана – хлопок и изделия из него. В результате, резко огранивается возможность прогрессивной переструктуризации экономики, воссоздается болезненная зависимость от внутренних и внешних конъюнктурных факторов.

Производственные силы образовали разнообразные соединения своих типов: патриархально-доиндустриальные, индустриальные и современные, связанные с НТР.

Первые два типа полностью доминируют в Бангладеш, Бутане, Мальдивах и Непале – странах, которые принадлежат, в соответствии с международной классификацией, к наименее развитым. Пакистан и Шри-Ланку причисляют к серединной группе стран, которые развиваются,- современные производительные силы имеют ячейковый характер (в областях ВПК, легкой и пищевой промышленности). Наиболее полно все типы производительных сил представлены в Индии, которая принадлежит к группе НИС.

Среди неотложных проблем региона – бедность. Доля стран региона в мировых экономических показателях остро контрастирует с соответствующими показателями по населению. За годы независимости удалось поднять порог бедности почти вдвое. Но такие исходные показатели, как производство ВНП и НД на душу населения, в странах Южной Азии остаются наиболее низкими в мире.

Внутренние источники финансирования экономического развития в странах региона, кроме Индии, очень ограниченные. Поэтому для них главный источник поступления финансовых ресурсов – иностранные инвестиции.

Внешняя задолженность повысилась только за последние десять лет в несколько раз: по ее размерами эти страны уступают лишь государствам Латинской Америки.

Преобладающие в странах региона мелкое производство способно воспринимать преимущественно промежуточные технологии, в особенности оборудование и технологии, устаревшие для развитых стран, но пригодные к использованию здесь с учетом сравнительных преимуществ (например, дешевой работы). Освоение и распространение инноваций остается, главным образом, под контролем ТНК и их местных филиалов.

Наиболее сильные позиции транснационального бизнеса в Индии. Здесь действует почти 300 отделений и дочерних компаний ТНК (Великобритании, США, ФРГ, Японии, Франции и др.) и свыше 2000 общих компаний.[1]

4.1.4. Экономика стран Западной Азии (Ближний Восток) и Северной Африки.

Роль стран этого региона в мировом хозяйстве определяется наличием больших разведанных запасов нефти и природного газа, их долей в добыче этих углеводов, а также значительными золотовалютными запасами.

В период самостоятельного экономического развития государства достигли довольно значительных успехов. Увеличение почти втрое за 20 лет удельного веса региона в мировом продукте было достигнуто за счет высоких темпов роста собственного ВВП. Среднегодовые темпы роста ВВП стран региона опережали аналогичные показатели индустриально развитых стран с рыночной экономикой. Довольно высоким для стран стал уровень ВВП на душу населения.

Большинство стран региона хорошо обеспечены природными ресурсами, поэтому имеют мощную экспортную базу и ведут активную внешнюю торговлю. Безусловно, главное богатство региона – топливные ресурсы.

В арабских странах Персидского залива наиболее низкие затраты на добычу и высочайшая в мире производительность труда в нефте- и газодобывающей промышленности, в силу благоприятных природных условий.

Сельскохозяйственная продукция составляет 3,3% от общего объема экспорта региона, доля горнодобывающей промышленности – 78,2%, обрабатывающей – 17,5%. Структура экспорта нефтедобывающих и нефтеимпортирующих стран существенным образом отличается. Так, не менее чем 70% экспортных доходов главных экспортеров нефти и газа на мировой рынок приходилось на топливные ресурсы. При этом доля продукции обрабатывающей промышленности этих стран колеблется от 1,7% в Ираке до 13,7% в Кувейте. Нефтеимпортирующие страны региона или те, которые вывозили нефть в ограниченных масштабах (например, Сирия), имели более диверсифицированную структуру экспорта. Значительная доля экспорта приходится на продовольствие и сельскохозяйственное сырье.

Существует высокая зависимость экспортных доходов региона, его судьбы в мировом экспорте и экономического развития в целом от конъюнктуры мирового рынка топливных ресурсов.[1]

Источник

ГЛАВА 17 ЭКОНОМИКА СТРАН ЮЖНОЙ АЗИИ

Этим государствам присущи и общие закономерности развивающихся стран, и свои особенности. Но противоречия их обнаружения в данном регионе, возможно, не имеют аналогов во всем мире. Беспрецедентные по масштабам бедность, неразвитость, зависимость и при этом огромные потенциальные воспроизводимые ресурсы. Поэтому Южную Азию нередко именуют «периферией развивающегося мира». Начальные системообразующие признаки социально-экономического строя стран региона характеризуются его историко — и ресурсно-производственным (восстановительным) потенциалом.

Относительно стран субконтинента можно говорить о специфической дуалистическую модель их хозяйственного развития — она объединяет и цивилизационные и формационные признаки. Причем в отличие от последних цивилизационное развитие общества здесь связывается не столько с материально-вещественным, сколько с идеальными, духовными аспектами бытия. Глубоко укоренившиеся традиционные социокультурные ценности отдают примат «антиекономічному» архаичном (государственном) или так называемому «азиатскому способу производства». Устойчивость этой модели важной, если не определяющей степени обуславливает инертность к модернизации народнохозяйственных структур этих государств.

Глубокими корнями в экономическую историю субконтинента входит и его аграрно-сырьевая монокультурна специализация в МРТ. Индия и Шри-Ланка — это самые крупные на планете производители и экспортеры чая и специй, на Бангладеш приходится до 80% мировых продаж жгута и джгутових изделий, одну из важнейших статей экспорта Пакистана составляет хлопок и изделия из нее. В результате резко ограничивается возможность прогрессивной переструктуризації экономики, воспроизводится болезненная зависимость от внутренних и внешних конъюнктурных факторов.

Производительные силы, отчетливо дифференцированы по странам региона, образуют разнообразные сочетания своих типов: патриархально-доиндустриальные, индустриальные и современные, связанные с НТР.

Первые два типа полностью доминируют в Бангладеш, Бутане, Мальдивах и Непале — странах, которые принадлежат, согласно международной классификации, к наименее развитых стран (НРС). В отношении Пакистана и Шри-Ланки, то их относят к срединной группы развивающихся стран — современные производительные силы имеют очаговый характер (в отраслях ВПК, легкой и пищевой промышленности). Наиболее полно все типы производительных сил представлены в Индии, которая относится к группе новых индустриальных стран (НИС).

Такое разнообразие производительных сил в странах дополняет пестрая мозаика социально-экономических укладов. В этой многоукладности перемежаются натуральное хозяйство, феодальное землевладение, мелкий кустарный промысел, приватнотоварне производство с представленными в разных стадиях формирования и развития государственно — и нацио-нально-капиталистическим укладами, а также иностранным предпринимательством.

Ход прогрессивных изменений в общественном развитии стран региона определяется в его существенных чертах и динамике надбудовними властвующими структурами. Для большинства из них традиционными являются консерватизм, хозяйственная инертность, отстраненность от нужд народа, синдром «удильности княжеств». Такие структуры, по свидетельству прессы, богаты на представителей «теневой экономики», которая приобрела катастрофические масштабы. Политико-хозяйственные структуры (по общим представлениям) становятся все более ощутимым тормозом на пути общенациональных реформ.

Специфический и ресурсно-восстановительный потенциал стран субконтинента: трудовой, агросировинний, финансовый, а также привнесен НТР технологический.

Наиболее представительную и в то же время глубоко противоречивую характеристику народнохозяйственного потенциала стран региона составляют трудовые ресурсы. Население Южной Азии насчитывает около 1,2 млрд человек (это каждый пятый житель Земли).

Индия — крупнейшая страна субконтинента, в которой проживают 860 млн человек, переместится, как ожидается, уже в ближайшем десятилетии на первое место, опередив Китай.

Перенаселенность, сопровождаемая высокой рождаемостью, обостряется нерегульованістю демографических процессов. В данном контексте этот осевой и перспективный фактор превращается в проблемоутворюючий фактор для стран Южной Азии. Показательной является Индия: страна — лидер региона, входит в первую десятку промышленно развитых государств в мире. Однако объем ВНП на душу населения не превышает 300 долл., а 40% населения страны живет ниже уровня бедности. Подавляющая часть его удовлетворяется лишь элементарными жизненными потребностями. Так, постоянный спрос на промышленные товары, а также на жилье и услуги предъявляют 100 — 150 млн человек, остро ограничивает размеры внутреннего рынка и возможности развития современных отраслей экономики. Но даже с учетом весьма ограниченных стандартов потребления в стране проблема голода далека от решения. Несмотря на достижения «зеленой революции», которая длится здесь уже 25 лет, среднедушевое потребление продуктов питания имеет тенденцию к уменьшению. Так, калорийность питания, минимальный уровень которого для региона — 2208 калорий, 1960 г. составляла в среднем 95%, а в начале 90-х годов — уже 88%.

Среди неотложных проблем развития региона главная — бедность. Доля стран региона в мировых экономических показателях остро контрастирует с соответствующими показателями по населению. За годы независимости удалось поднять порог бедности почти вдвое (при очень низком базовом уровне), Но такие исходные показатели, как производство валового национального продукта и национального дохода на душу населения, в странах Южной Азии остаются самыми низкими в мире.

Недостаточная динамика хозяйственно-промышленного развития, аграрная перенаселенность, чрезмерный прирост контингента экономически активного населения обостряет вторую проблему — безработицу. Только в Индии количество официально безработных превышает 50 млн человек.

Трудности продуктивного применения трудовых ресурсов увеличивает проблема неграмотности, квалифицированных кадров, доля неграмотных повсеместно превышает половину населения (за исключением Шри-Ланки, где этот показатель равен 15%). Очень узкий доступ к образованию (в Пакистане, Бутане, Мальдивах до сих пор нет законов об обязательном образовании). Вместе с тем эффективность одной из ведущих в мире систем высшего образования в Индии остро снижается преимущественно гуманитарной ориентацией.

Таким образом, с учетом только что изложенного и других факторов, в том числе нехватки продуктов питания некоторых жизненно важных ресурсов, например воды, территориальных и этнических конфликтов, воспроизведение соответствующих современных требований к трудовым ресурсам крайне напряженное, способно привести к социальным коллизиям и усилить эмиграционные тенденции.

Агромінеральні ресурсы региона характеризуются наличием немалых, пригодных к возделыванию земельных площадей и запасов полезных ископаемых. Но в крупнейших аграрных странах — Индии и Бангладеш — большинство сельскохозяйственных площадей уже введена в действие, резервные территории небольшие. Интенсификация в этом секторе экономики ожидается, главным образом, с новой волной «зеленой революции».

Огромные резервы имеет разработка в регионе минеральных ресурсов. Здесь есть уникальные по мировым меркам залежи каменного и бурого угля, різноактивного элемента тория (по расчетам, достаточного на много сотен лет), месторождения железных, марганцевых, хромовых руд и других металлов и минералов, в том числе золотоносных. Запасы нефти невелики и не превышают 0,5% от общемировых.

Финансово-ресурсная проблема имеет, подобно трудоресурс-ней, ключевое значение для экономического роста стран Южной Азии. Очевидно, что слаборазвитые страны не могут выбрать длинный путь индустриализации по примеру Европы или Америки. Главная проблема, которая стоит перед ними, — это найти средства для капиталовложений и роста производства.

Внутренние истоки финансирования экономического развития в странах региона, кроме Индии, очень ограничены. Поэтому для них главный источник поступления финансовых ресурсов — иностранные инвестиции.

Внешняя задолженность увеличилась только за последние десять лет в несколько раз: по ее размерам эти страны уступают только государствам Латинской Америки. Правда, в Индии, Пакистане, Шри-Ланке на долю внешних источников заемных средств приходится почти 20%, а в Непале — 70, Бутане — 85, Бангладеш — 88% бюджетных ассигнований на цели экономического развития.

Продолжает обостряться проблема обслуживания внешнего долга. В Пакистане на эти расходы уходит более четверти валютных поступлений от экспорта. На примере стран региона подтверждается положение о том, что потребности в иностранном капитале тем больше, чем ниже уровень развития экономики и национального капитала, а для импорта капитала необходимо преодолеть своеобразный «порог» экономической отсталости.

Преодолеть такой «порог» среди стран региона удалось только Индии, где преобладающим источником финансирования является внешний рынок капиталов. Внешний долг Индии оценивается примерно в 60 млрд долл., имеет в целом благоприятную структуру, потому сформирован на 3/5 из льготных займов.

И наконец, технологический — как современный воспроизводящий ресурс — только в стадии первичного и довольно противоречивого формирования. Из трех главных агентов технологических ресурсов (инновации, инноваторы, наукоемкие продукты труда) в странах Южной Азии можно говорить об их относительную развитость только в Индии, частично в Пакистане. Слабость этого ресурса определяется многофакторными причинами: недостаточным финансированием (до 0,6% ВНП — Индия), развитием фундаментальных (космос, атомная энергетика, биотехнология в Индии) или непроизводственных опытов (ВПК — Пакистан), а также неразвитостью научной инфраструктуры.

Кроме того, преобладающее в странах региона мелкое производство способно воспринимать преимущественно так называемые «промежуточные» технологии, особенно оборудование и технологии, устаревшие для развитых стран, но пригодные к использованию здесь с учетом сравнительных преимуществ (например, дешевого труда). Освоение и распространение инноваций остается, главным образом, под контролем ТНК и их местных филиалов.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЭВОЛЮЦИИ И ПОЛИТИКА

Сущность постколониальной хозяйственной эволюции стран Южной Азии составляют различные масштабы и глубина процессов индустриализации. Последняя рассматривается как генеральное направление формирования экономического роста, ликвидации отсталости и зависимости.

Достижения этого в данный период осложняется необходимостью, с одной стороны, одновременной перестройки архаичных социально-экономических отношений, с другой — учетом требований современной НТР. В этих условиях общей для всех государств региона стала экономическая политика этатизма.

В контексте данной стратегии государству отводилась триада приоритетных направлений деятельности:

централизованное планово-хозяйственное регулирование воспроизводимых процессов;

формирование государственного сектора экономики;

поддержка национального частного капитала.

Эти направления этатизма в дальнейшем обусловили основное содержание, характер развития и политику индустриализации, другими словами, начальной хозяйственной перестройки стран Южной Азии. Данный период охватывает 30 лет.

Для комплексного экономического анализа региональных процессов показателен опыт Индии в поиске научно адаптивных моделей общественного строя и хозяйственного развития. Для Индии она определилась как «общество демократического социализма, материальный базис которого формируется преимущественно государственным производственным комплексом в условиях регулируемой действия рыночных механизмов, множественности форм собственности и демократических правовых норм». Социализм здесь рассматривается не как экономическая доктрина, а как философия жизни — эдакая мнимая гармония развития общества и природы, равенство людей и т.д.

Выбранный Индией путь является достаточно результативным и контрастирует с достижениями других стран региона. В отличие от них Индия становится «членом клуба» новых индустриальных стран, здесь создается целостный народнохозяйственный комплекс, а основной источник средств на цели индустриализации формирует мобилизация внутренних, а не внешних ресурсов (т.е. эндогенный характер накопления).

Содержательная и составляющая етатиської политики, меры по ее практической реализации во многом подобные для стран региона, хотя и в этом Индия пошла дальше. В частности, государство взяло на себя выработку и осуществление общенациональных программ и планов индустриализации и общественного благоустройства. Планирование стало осевой константой экономического предвидения и управления. В стране функционируют различной степени диверсификации структуры общенациональных и региональных органов административного и финансово-инвестиционного регулирования и контроля. Действуют механизмы экономических регламентирующих средств и методов стимулирования желательных и торможение нежелательных хозяйственных процессов и тенденций.

Создан государственный сектор экономики как материальную базу активного вмешательства государства в процесс общественного воспроизводства, его основы были заложены в первые десятилетия независимости, когда национальный частный капитал находился в стадии становления, не имея достаточных ресурсов и возможности для сооружения капиталоемких предприятий с длинными сроками окупаемости и неопределенной конъюнктурой.

Структурная политика отличалась в странах субконтинента. В частности, в Индии госсектор создавался преимущественно за счет ввода новых объектов (исключение составляет масштабное огосударствление банков в начале 70-х годов). Здесь сосредоточено большинство крупных предприятий базовых отраслей экономики. Контролируя процессы концентрации и централизации производства и капитала, государство обеспечило себе монопольные позиции в:

1) промышленности — добыча угля, нефти, нефтепереработка, выплавка чугуна и стали, производство электроэнергии, выпуск тяжелого машиностроения, удобрений;

2) кредитно-банковской и финансовой сфере;

3) социально-экономической инфраструктуре — железнодорожный и воздушный транспорт, связь, радио, телевидение.

Совокупная доля продукции госсектора в ВНП Индии составляет чуть ли не 25%.

В Бангладеш, в отличие от Индии, формирования госсектора шло путем национализации действующих промышленных и торговых предприятий, банков и страховых компаний, внешнеторговых организаций. Госсектор в экономике этой страны имеет ведущее место.

В Пакистане, в противовес Индии, процессы становления госсектора с самого начала были подчинены интересам крупного частного предпринимательства. Здесь, например, нет характерной для Индии автономии власти. Наоборот, тон в политике и экономике задают «монополистические семьи Пакистана», тесно связанные с правительственными и партийно-властными структурами. Хотя позиции госсектора не выглядят прочными, он все-таки занимает ведущее место в отраслях ВПК, металлургической и химической промышленности, на транспорте и в системе связи (нередко совместно с частным капиталом).

В последнее время в Пакистане новые целевые импульсы получает третий элемент этатизма — поддержка национального частного капитала. Как уже отмечалось, государственный сектор сформирован преимущественно из производства базовых, первичных отраслей (топливо, сырье и т.п.). Для частных предпринимательских структур назначались преимущественно перерабатывающие отрасли и кредитно-банковская сфера, услуги.

В целом можно выделить по меньшей мере пять особенностей концентрации и централизации производства и капитала в странах Южной Азии.

Во-первых, в сфере материального производства эти процессы достаточно быстро приводили к корпоратизации и монополизации определенных отраслей промышленности (в частности, текстильной, обувной, джутовой в Пакистане).

Во-вторых, исторически для банковской сферы характерно опережение концентрации капитала аналогичных процессов в материальном производстве. Более того, становление финансового капитала происходило здесь при господстве не промышленного, а денежного и торгового капитала.

Перечень таких особенностей дополняет: принцип семейности, кастовости, принадлежности к той или иной общины, традиционно сложившийся в сфере предпринимательства; акционирование при слиянии предпринимательского капитала и сейчас находится в подчиненном положении; устойчивое альянс государственного, национального частного и (в меньшей степени) иностранного капитала в структуре финансово-монополистических групп.

В 70-е годы этатизм все больше проявляет свои «теневые стороны»; недостаточный хозяйственный динамизм, ухудшение социально-экономических показателей, низкая чувствительность к процессам интернационализации производства. Сказываются последствия «командного» социализма: слабость механизмов стимулирования труда и освоения достижений НТР, низкие производительность труда и конкурентоспособность продукции на госпредприятиях, бюрократическое администрирование, коррупция и социальное иждивенчество и т.д.

С начала 80-х годов этатизм сменяется новой экономической политикой (НЭП), что отражало отказ от политики гипертрофированной опоры на собственные силы, на внутренние факторы воспроизводства. Целевая установка этой политики формулируется как обеспечение экономического роста за счет преимущественного развития и содействия частному сектору, укрепление конкурентных позиций его продукции на мировых рынках, «открытие» экономики — вовлечение в процессы международного разделения труда, активное использование внешних субъектов и источников развития.

Национальному частному сектору отводится роль главного экономического агента и «фактор роста», а государство оставляет за собой выборочное хозяйственное регулирование, функции по обслуживанию и обеспечению этих процессов. Реализация НЭП характеризует современную хозяйственную эволюцию, типичную для крупных стран Южной Азии.

Содержанием Нэпа является либерализация условий функционирования и непосредственное стимулирование частного предпринимательства, финансового капитала. На практике это предполагает ослабление контроля государства и сокращение ограничений деятельности частного сектора, разнообразные льготы, снижение уровня налогообложения, использование конкуренции и принципов рыночного регулирования как основных рычагов повышения экономической эффективности производства.

Акценты в планировании и управлении переносятся с решения текущих задач на средне — и долгосрочные, с преимущественно административного регулирования на использование финансово-экономических рычагов. Совершенствуется и госсектор: расширяются автономия госпредприятий, децентрализуется управления ими, создается соответствующая инфраструктура.

Реализация НЭП имела своими первыми результатами существенное расширение масштабов предпринимательской деятельности, усиление процессов концентрации и централизации производства и капитала. В частности в Индии в 1980 — 1990 гг. количество частных компаний утроилось (причем 85% из них — родственные). При этом на 1% фирм приходится большая часть капитала. Эти компании конгломеровані главным образом в структуре 20 крупнейших из 80 существующих в Индии монополистических групп, и на них приходится 25% ВНП.

Немало важных отраслей, сфер и рынков этой страны уже монополизировано производство самолетов, грузовых и легковых автомобилей, двигателей, пластмасс и т.д. Наименование групп-лидеров персонифицированы — «Тата», «Бирла»; «Сингханія», «Мафатлал», «Тханар». Мощный импульс процессам сращивание государственного и частного, производственного и банковского капиталов дала проведенная в начале 70-х годов как конкурирующая акция массовая национализация банков.

В Пакистане развиты процессы денационализации предприятий обрабатывающей промышленности. Базовые отрасли стали открытыми для частных инвестиций, новые капиталовложения в госсектор заморожены. Частные вложения в экономику значительно превышают государственные.

На долю ведущих монополистических групп Пакистана приходится до 2/3 национальных промышленных активов (наиболее сильные позиции в отраслях легкой и пищевой промышленности), 4/5 банковских депозитов и страховых фондов. Тон задают семейно-клановые группы Хабібів, Сайгалів, Адаледжі, Даудів.

В других странах субконтинента аналогичные процессы меньше обнаружены.

Поддерживая (поощряя) структурно-монополистическую концентрацию и централизацию, государство оставляет за собой функции поддержки среднего и мелкого предпринимательства. Это особенно характерно для Индии, где осуществляются специальные программы содействия так называемом дрібномасштабному сектору» экономики. Его значимость для этой страны определяется не только тем, что на него приходится 3/4 общего количества предприятий и половина продукции промышленности, но и остротой проблемы трудозанятости. Имея в своем распоряжении административно-экономические инструменты регулирования, государство осуществляет баланс монополистическими и вільноконкуруючими тенденциями.

Внешнеэкономические аспекты нынешней хозяйственной перестройки ведущих стран Южной Азии имеют характер процессов «догоняющего развития». Усилия правительств этих стран направлены на преодоление хозяйственной модели, которая сложилась как результат гипертрофированной внутренней специализации, на ускоренное включения экономики в мировое хозяйство.

Решение этих проблем, адаптированные для каждой конкретной страны ПА, лежат на пути сбалансированного курса экспортной ориентации и импортозамещения.

В Индии, например, экспорт и импорт наиболее важной для экономики продукции осуществляются через государственные структуры. Импорт до последнего времени жестко регулировался: ограничивался конкурирующий импорт, ліцензувались все виды импорта — более льготный для приоритетных отраслей, менее льготный — для других.

Меры по либерализации облегчают здесь доступ в экономику зарубежных технологий, способствующих развитию экспортной базы, включая создание предприятий со 100% экспортной ориентацией. Примечательным явлением последнего десятилетия является достаточно активный экспорт предпринимательского капитала, главным образом в развивающиеся страны.

В других странах субконтинента, наоборот, наблюдается мало изменений в экспортно-импортной политике.

Для Пакистана экспортную ориентацию составляют переработка сырья и трудоемкие товары для Бангладеш, Шри-Ланки, Непала характерно стремление увеличить степень переработки производимой здесь сельхозсырья. Инвестиционный импорт в этих странах почти не ограничивается, потому что дефицит традиционно покрывается за счет внешних займов.

Высокая динамика за последние десятилетия характерна для иностранного сектора и предпринимательского капитала в экономике стран ПА. В их законодательных актах (основах) ослабляется жесткость ранее установленных требований по размещению прямых и портфельных инвестиций, связанных, например, с распространением прогрессивных технологий, привлечением к совместной деятельности местных предприятий (политика «индианизации»).

Наиболее сильные позиции транснационального бизнеса в Индии. Здесь действует почти 300 отделений и дочерних компаний ТНК (Великобритании, США, ФРГ, Японии, Франции и др.) и более 2000 совместных компаний. На этот сектор приходится не менее 1/3 общего объема продукции обрабатывающих отраслей промышленности. Некоторые из них (производство автопокрышек, резинотехнических изделий, сигарет, спичек, шоколада, моющих средств) монополизированы иностранным капиталом. До начала 90-х годов в стране действовало восемь зон свободной торговли.

Внешние источники инвестиций с целью развития, как отмечалось, являются жизненно необходимыми для развития Мальдивов, Непала. В то же время Индия — один из крупнейших получателей иностранной финансовой помощи — менее зависима от нее. Эта страна, в свою очередь, ежегодно предоставляет до 1 млрд рупий займов другим развивающимся странам, в частности, государствам субконтинента.

Относительно современных интеграционных процессов в регионе, их влияние на экономическое развитие стран пока незначительный.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ: ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ

Процессы экономического роста и индустриализации имеют, как уже было сказано, очень умеренную динамику. Среднегодовые темпы прироста ВНП за последние десятилетия меняются в незначительных пределах: от 2 — 2,5% в Бутане, Мальдивах, Непале до 3,5 — 4,5% в Индии, Пакистане, Шри-Ланке, Бангладеш. Только в отдельные годы в некоторых странах эта динамика была выше. Благодаря этому удалось определенным образом решить некоторые приоритетные задачи индустриализации: учитывая низкий уровень хозяйственного потенциала стран региона, можно сказать, что значительно повысились абсолютные масштабы выпуска промышленных и продовольственных товаров. Так, в ‘Индии за годы независимости объем промышленного производства вырос в шесть раз, сельскохозяйственного — в два раза, а ВНП — в 3,5 раза. Здесь и в Пакистане было достигнуто относительной самообеспеченности основными продуктами питания. Существенно ослабела зависимость субрегиона от внешних источников по других товарах и услугах.

Но развернутые процессы индустриализации не привели к такой качественной переструктуризації экономики, которая обеспечила бы масштабную модернизацию и интеграцию в мировое хозяйство, повышение уровня благосостояния местного населения. В общественном воспроизводстве, как и ранее, преобладают трудо-и капіталовитратні процессы и технологии. Ощутимая слабость национального производственного капитала в условиях растущей конкуренции, массовой безработицы обусловили потогонные методы эксплуатации рабочей силы, в том числе детской. Уровень производительности и заработной платы в два-три и более раз ниже, чем в промышленно развитых странах. Очень низкие доходы на душу населения и слабый спрос тормозят развитие и диверсификацию товарных рынков, формирование основ «экономики предложения».

Конкретно экономическое развитие ключевых для стран Южной Азии производительных секторов и факторов отмечается противоречиями и проблемностью: сельского хозяйства, промышленности, кредитно-финансовой и банковской сфер, а также мирохозяйственных связей.

Сельскохозяйственное производство продолжает преобладать в структуре ВНП. Как известно, согласно существующей классификации Индия относится к аграрно-индустриальных, а ее соседи по субконтинентові — аграрных стран. В аграрном секторе занято от половины до 3/4 экономически активного населения стран Южной Азии. Доля продукции сельского хозяйства в ВНП ранжируется от 25 — 35% в Индии, Шри-Ланке, Пакистане, Бангладеш до полного преимущества в Бутане, Мальдивах, Непале.

Преобладающие позиции этого сектора экономики предопределяются его решающей роли в достижении продовольственной безопасности: как «поглотителя» излишне трудоспособного населения, в ресурсно-товарном насыщении производства, рынка и экспорта, а также как главного источника валютных поступлений. Жизненная значимость этого сектора в социально-экономической жизни очень существенно ослабляет общую тенденцию к снижению его доли в ВНП.

Аграрно-индустриальные преобразования проводились и сегодня осуществляются в разных формах: политико-имущественные (перераспределение прав собственности на землю, диверсификация форм земельной собственности и земельного пользования); как продолжение программ «зеленой революции» (достойно внимания, например, то, что в странах Южной Азии 3/4 посевов под пшеницу занятых высокоурожайными сортами); государственная поддержка сельскохозяйственного производства как материально-технического (машинами, минудобрениями, орошением и т.д.), так и экономического характера (льготное кредитование и субсидирование переработки, хранения, сбыта, в том числе на экспорт продукции и др.).

Наиболее комплексно аграрно-индустриальные преобразования осуществляются в Индии. Здесь «зеленая революция» пересекла свое 25-летие. Продовольственная проблема решается за счет интенсивных факторов: повышение урожайности и агротехнического уровня, улучшения качества продукции, а также путем увеличения обрабатываемых площадей.

Созданы общенациональные буферные запасы зерновых, минимизировано поставки пищевого сырья из-за рубежа. Действует немало льгот центрального бюджета страны сельскому хозяйству, снижена импортная пошлина на ввоз для этого сектора машин и оборудования.

Другие страны региона (в меньшей степени Пакистан) вынужденно продолжают значительный импорт продовольственных контингентов. Принятые здесь программы преобразований не привели к существенным изменениям в архаичной структуре, решении проблем отсталости этого хозяйственного сектора.

В промышленности стран ПА, в отличие от сельхозсектора, процессы индустриализации получили значительно большее развитие Во время них были вновь созданы крупные предприятия, целые отрасли, мощные государственные секторы экономики. Например, немало отраслей созданного в Индии промышленного комплекса занимает позиции лидера среди развивающихся стран мира, в том числе первое место по добыче угля, производству минеральных удобрений, хлопчатобумажных тканей, животных и растительных жиров, риса, молока, чая; второе место по производству электроэнергии и добыче железной руды, производству сахара; третье — по виплавленню стали и добыче марганцевой руды. Страна производит собственные виды ЭВМ, оборудование для атомных электростанций, космические спутники и т.д.

В противоположность процессам индустриализации Индии, где упор делался на развитие базовых отраслей, выпуска средств производства, в Пакистане политика промышленного развития анклавного была сфокусирована на изготовление предметов труда в отраслях легкой и пищевой промышленности, а также ВПК. Другие государства региона в реализации своих программ индустриализации исходили главным образом не из желаний, а из возможностей для практического достижения цели. Промышленность в целом осталась в подчиненном положении. Доля ее продукции в ВВП колеблется в пределах от 6 (Мальдивы) до 25% (Индия). Преимущественно экстенсивный характер промышленного роста без адекватного учета интенсивных факторов и тенденций в МПП привел к низкой конкурентоспособности продукции; адаптированности к средней, а не к высшей технологии, к вещественной, а не технологической кооперации национального производственного капитала с ТНК.

Кредитно-финансовая и банковская сферы в экономике стран ПА играют роль регулятора и мобилизатор внутренних резервов развития. В Индии практически все крупные финансовые учреждения принадлежат государственному сектору. Главный банк страны — Резервный — обеспечивает традиционные функции Центрального банковского учреждения. Операции с оборотным капиталом и торгово-посреднические функции обеспечивают коммерческие банки. Из функционирующих в стране 273 таких банков (222 из них — государственные) руководящая роль принадлежит 28, в том числе «Сентрал Бэнк оф Индия» (крупнейший банк ПА и ПСА), «Стейн Бэнк оф Индия», «Пенджаб Нэшнл Бэнк», «Бэнк оф Индия», «Бэнк оф Барода» и др.

Для того, чтобы инвестировать в Индию, функционируют многочисленные специализированные финансовые учреждения — «Институты развития». Это правительственные агентства, государственно-частные банки развития, государственные инвестиционные корпорации, частные инвестиционные дома, коммерческие организации, их роль существенно возросла в 80 — 90-е годы, когда изменения приоритетов в новой экономической политике привели к уменьшению масштабов государственного субсидирования и льготного финансирования объектов индустриализации. Стоит обратить внимание на незначительное количество представительств иностранных банков — в Индии их всего 21. В других странах субконтинента кредитно-финансовые и банковские сферы экономики значительно диверсифицированы, слабее в них и позиции государства. Так, банки — лидеры Пакистана — «Хабиб Бэнк», «Юнайтед Бэнк», «Нэшнл Бэнк оф Пакистан» входят в число крупнейших финансово-промышленных групп страны.

В структуре мирохозяйственных связей главной проблемой для стран ПА остается все еще небольшая роль внешней торговли, международной кооперации, новых форм внешнеэкономических отношений. В отличие от НИС ЮВА с их внешней специализации, страны ПА лишь пытаются преодолеть традиционную внутреннюю специализацию.

Такую специализацию характеризует выпуск традиционных товаров преимущественно массового спроса, которые имеют недостаточную конкурентную способность на мировых рынках таких важных показателей, как качество и новизна модели. Так, в экспортной номенклатуре Индии и Пакистана преобладают изделия обрабатывающих отраслей промышленности, но это главным образом товары легкой (текстиль, пряжа, одежда, ткани), пищевой промышленности (чай, сахар, рис, пряности), сельского хозяйства и морепродуктов. На продукцию машиностроения и химической индустрии приходится не более одной пятой объема экспорта. Достойно внимания то, что Индия играет роль ведущего в мире продуцента драгоценных камней и ювелирных изделий, а Бангладеш и Пакистан — центры эмиграции (экспорта) рабочей силы.

Структура импорта отражает сильную зависимость стран ПА от внешних источников нефти и нефтепродуктов, машино-технической продукции, инвестиционной номенклатуры, продовольствия.

Ожидают своего более эффективного наполнения принятые в рамках новой экономической политики программы:

наращивание товарооборота, модернизации и диверсификации экспорта, повышения его международной конкурентоспособности;

содействие Индустриализации путем льготирования импорта современного оборудования, материалов, компонентов;

стимулирование тенденций рационального импортозамещения;

использование новых для региона форм МПП (зоны «свободной торговли», международные тендеры, строительство объектов «под ключ» на компенсационной основе, лизинг оборудования и т.д.).

В отличие от других регионов мира страны южноазиатского субконтинента пока недостаточно вовлечены в международных хозяйственно-интеграционных группировок и организаций.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите главные факторы современного экономического развития стран Южной Азии.

2. Охарактеризуйте соотношение внутренних и внешних утечек финансирования экономики стран субрегиона.

3. Какие основные механизмы проведения государственной экономической политики в Индии?

4. Как влияет иностранный капитал на развитие экономики стран Южной Азии?
5. Каковы основные особенности процесса индустриализации в Индии?

Источник

Читайте также:  Интеграционные группировки стран презентация
Оцените статью