Южноамериканский общий рынок меркосур страны

Общий рынок стран Южного конуса

МЕРКОСУР – это общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой. Чили, Колумбия, Эквадор, Перу, Гайана и Суринам в настоящее время имеют статус ассоциированных членов.

В нынешнем виде блок был создан 26 марта 1991 года в ходе первой встречи президентов Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, состоявшейся в Асунсьоне. По окончании встречи был подписан Асунсьонский договор — основной документ, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи. Подписанный в Асунсьоне договор о создании МЕРКОСУР вступил в силу 29 ноября 1991 года.

В качестве основных причин образования общего рынка стран Южной Америки можно выделить стремление к экономическому развитию стран региона. Улучшение благосостояния стран-членов, а также уменьшение влияния США на страны-члены группировки.

Асунсьонский договор в качестве целей МЕРКОСУР выделяет следующие:

— свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы;

— установление единых ставок таможенного тарифа в торговле с государствами – нечленами и проведение единой торговой политики в отношении стран, не входящих в МЕРКОСУР;

— координация макроэкономической и секторальной политики государств-членов в области внешней торговли, сельского хозяйства, промышленности, налогов, валютных систем, движения капиталов, услуг, транспорта.

Всеми вопросами функционирования интеграционного объединения занимаются три главных института, отвечающие за принятие основных политических решений. Высшим органом является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и министры экономики стран МЕРКОСУР. Работу Совета обеспечивает, в том числе Комиссия постоянных представителей, Совещание министров, Группа высокого уровня и другие институты. Исполнительным органом интеграционного союза является Группа общего рынка, в которую страны делегируют по одному представителю. Среди членов обязательно должны быть представители министерств экономики, иностранных дел и центральных банков. Торговая комиссия несет ответственность за обеспечение применения общих инструментов коммерческой политики, необходимых для функционирования таможенного союза, а также мониторинг, обзор и вопросы, связанные с общей коммерческой политикой, с торговлей внутри государств, входящих в МЕРКОСУР, и с третьими странами. Единственный постоянно действующий орган — секретариат, предоставляет консультации и техническую поддержку работе интеграционного союза.

Читайте также:  Страны развивающие атомную энергетику

В настоящее время страны-члены МЕРКОСУР являются основными торгово-экономическими партнерами Российской Федерации в латиноамериканском регионе.

В декабре 2018 г. был подписан Меморандум о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам между Евразийской экономической комиссией и Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР).

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Источник

МЕРКОСУР: «Таможенный Союз» Южной Америки

МЕРКОСУР (исп. MERCOSUR — El Mercado Común del Sur, порт. MERCOSUL — Mercado Comum do Sul) — южноамериканский торгово-экономический блок с общим коммерческим и инвестиционным пространством, учрежденный Асунсьонским договором (1991 г) и Протоколом Ору-Прету (1994 г).

Целью МЕРКОСУР, как общего рынка стран Южной Америки, является содействие свободной внутренней торговле и беспрепятственному движению товаров, людей и денежных средств. Аналогично ЕС, НАФТА и ЕврАзЭС, главная миссия данного объединения — экономический рост стран-участниц за счет интенсивной и свободной внутризоновой торговли, упрощенного и более эффективного использования инвестиций, а также усиление значимости (конкурентоспособности) стран субрегиона на международной политической и экономической аренах.

Штаб-квартира МЕРКОСУР расположена в уругвайской столице — городе Монтевидео. Официальные языки: португальский, испанский, гуарани.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.

Страны-участники МЕРКОСУР

Официальные страны-наблюдатели: Мексика, Новая Зеландия.

* С декабря 2016 г. Боливарианская Республика Венесуэла лишена всех прав и обязанностей, присущих ее статусу государства-участника МЕРКОСУР.

** Ассоциированными государствами являются страны, с которыми МЕРКОСУР подписывает соглашения о свободной торговле.

*** Протокол о присоединении Боливии к полноправным членам МЕРКОСУР уже подписан всеми государствами-участниками в 2015 году и в настоящее время эта страна находится на стадии включения в состав полноправных стран-участников союза.

МЕРКОСУР в цифрах

  • Территория: 14869775 км²;
  • Общая численность населения: 295 млн чел;
  • Молодежь в возрасте от 15 до 17 лет: 10,6 млн.
  • ВВП: 4,437 трлн долларов США (5-я по величине экономика в мире);
  • Товарооборот: более $100 млрд/год;
  • Сумма финансирования инфраструктурных проектов (фонды, институты): $ 824 млн;

История создания

Современный формат МЕРКОСУР (его механизмы, задачи, структура) был утвержден 26 марта 1991 года в соответствии с Асунсьонским договором. Впоследствии он был изменен и обновлен в соответствии с Договором, подписанном в г. Ору-Прету в 1994 г.

Впрочем, идея создания единой свободной торговой зоны в Южной Америке возникла гораздо раньше. После Фолклендской Войны 1982 г, когда Великобритания окончательно отвоевала у Аргентины право владения за Фолклендские (Мальвинские) острова, многие южноамериканские страны, разочарованные спорными действиями англичан и молчанием мирового сообщества, всерьез задумались о создании единого регионального альянса.

Первыми данную инициативу воплотили в жизнь 2 ведущие державы континента: Бразилия и Аргентина. В 1988 году, когда аргентинский и бразильский президенты Рауль Альфонсин (исп. Raúl Alfonsín) и Жозе Сарней (порт. José Sarney) подписали Программу аргентинско-бразильского интеграционного и экономического сотрудничества PICE (исп. Programa de Integración y Cooperación Económica Argentina-Brasil). В 1990 г. к данному соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

В 1996 г. в ряды МЕРКОСУР в роли ассоциированного члена была принята Боливия, а в 2000 г. – Чили. Вскоре к ним один за другим присоединились Венесуэла, Колумбия и другие страны Южной Америки.

Вступление и исключение Венесуэлы

В 2006 г. Венесуэла подала запрос о вступлении в союз в качестве его полноценного члена. Данный процесс был заблокирован сенатом Парагвая, который не разделял политику, проводимую тогдашним венесуэльским лидером Уго Чавесом. Лишь в 2013 г. присоединение Венесуэлы в ряды полноценных стран-участниц МЕРКОСУР было одобрено. Стране было отведено 4 года для того, чтобы она полностью адаптировалась к правилам торгового блока и выполнила все задачи и обязательства, поставленные перед ней.

Однако, в декабре 2016 г. Венесуэла была исключена из союза. Причина: тотальное несоблюдение прав человека и принципы острой антидемократии, проповедуемые правительством Николаса Мадуро.

Организационная структура МЕРКОСУР

Совет общего рынка (исп. Consejo del Mercado Común, CMC) — является высшим органом МЕРКОСУР, который отвечает за политическое управление интеграционными процессами и принятие решений для обеспечения соблюдения целей и задач, установленных Асунсьонским договором, а также для достижения окончательного формирования единого рынка. Совет состоит из президентов, министров иностранных дел и министров экономики государств-участников союза, которые минимум раз в год встречаются для обсуждения различных вопросов. Государства-члены председательствуют в CMC в ротационном алфавитном порядке в течение 6 месяцев.

Группа общего рынка (исп. Grupo Mercado Común, GMC) — является исполнительным органом МЕРКОСУР. Он состоит из 5 постоянных членов и 5 заместителей от каждой страны-участницы. Как правило, в состав членов и их заместителей входят представители министерств иностранных дел, министерств экономики (или аналогичных учреждений) и центральных банков стран-участниц. В состав группы общего рынка входят такие подразделения, как Парламент (ПАРЛАСУР), Секретариат МЕРКОСУР (SM), Постоянный контрольный Суд (TPR), Рабочая подгруппа и т.д. Обычные совещания GMC проводятся не реже одного раза в 3 месяца, где обсуждаются вопросы, касаемо таких тем, как:

  • коммерческие и таможенные вопросы;
  • вопросы технических стандартов;
  • проблемы наземного и морского транспортов;
  • вопросы промышленной, технологической, энергетических и с/х политик;
  • налоговая и денежно-кредитная политика, связанная с торговлей;
  • координация макроэкономической политики;
  • трудовая занятость и вопросы социального обеспечения;
  • и т.п.

Торговая комиссия МЕРКОСУР (исп. Comisión de Comercio del MERCOSUR, CCM) — орган, отвечающий за оказание помощи Группе общего рынка. Обеспечивает применение общих инструментов коммерческой политики, согласованных государствами-участниками, для функционирования таможенного союза. Также торговая комиссия отвечает за мониторинг и анализ вопросов, связанных с общей коммерческой политикой, с торговлей внутри МЕРКОСУР или с третьими странами. Комиссия состоит из 4 постоянных членов и 4 заместителей от каждой страны-участницы и координируется Министерствами иностранных дел. CCM собирается не реже 1 раза в месяц.

Любые спорные вопросы, возникающие внутри торговой комиссии, передаются на обсуждение в Группу общего рынка. При наличии споров и там, такие вопросы передается дальше. Т.е. на рассмотрение высшего органа торгового блока – Совета общего рынка.

Эмблема

Утвержденная в 2002 году эмблема/логотип МЕРКОСУР содержит 4 звезды созвездия Крус-дель-Сур над изогнутой зеленой линией, символизирующей горизонт. Южный Крест был и остается главным ориентирующим элементом Южного полушария. Он символизирует оптимистичный курс этого регионального интеграционного альянса.

Интересные факты
  • C 2004 г. МЕРКОСУР и Андское сообщество (исп. Сomunidad andina, CAN)(содружество Боливии, Колумбии, Эквадора и Перу — прим. ред) провели переговоры о создании нового объединения УНАСУР (UNASUR — Unión de Naciones Suramericanas, Союз южноамериканских наций);
  • 18 декабря 2007 г. МЕРКОСУР подписал соглашение о свободной торговле с Израилем. Забавно, но 20 декабря 2011 г. аналогичное соглашение было подписано с Палестиной;
  • В 2012 г., когда Парагвай был временно исключен из МЕРКОСУР за нарушение демократических ценностей в ходе импичмента Фернандо Луго и прихода к власти временного правительства во главе с Федерико Франко. В 2013 г. с приходом нового президента Орасио Картеса, статус Парагвая в торговом блоке был восстановлен.
  • Совсем недавно, в начале 2019 г. южноамериканский торговый блок и Канада ратифицировали свое намерение заключить соглашение о свободной торговле в самое ближайшее время;
  • Как и Россия в ЕврАзЭС, в МЕРКОСУР также есть безоговорочный лидер – Бразилия;
  • За последние 10 лет товарооборот внутри торгового блока увеличился более чем в 10 раз;
  • Аналог МЕРКОСУР в Северной Америке — НАФТА, по численности населения и площади территории опережает своих визави с юга всего в 2 раза, при этом их ВВП выше примерно в 8 раз, а товарооборот почти в 25 раз. Поэтому можно сказать с уверенностью, что МЕРКОСУРу есть к чему стремиться…

Источник

МЕРКОСУР

МЕРКОСУР (Mercado Comu’n del Cono Sur – MERCOSUR) – субрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Ассоциированные члены – Боливия и Чили.

Название переводится с испанского как «Рынок Южного конуса» – общепринятого названия части территории Южной Америки, расположенной южнее 18° южной широты – «Южный конус». На эмблеме организации изображено созвездие Южного креста.

Стратегическая цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентноспособности экономик субрегиона.

История создания.

Попытки развивать в Южной Америке региональную экономическую интеграцию, по образцу западноевропейского ЕС, имеют долгую, но не очень удачную историю. Еще в 1960-х в Южной Америке впервые заговорили о создании зоны свободной торговли, а затем и Центральноамериканского общего рынка. В 1960 была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, LAFTA (с 1980 – Латиноамериканская ассоциация интеграции, LАIА), в которую вошли 10 стран (Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Парагвай, Перу Чили, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия). Однако политические и экономические кризисы конца 1960-х не позволили осуществить эти грандиозные планы. Из-за сильных различий между латиноамериканскими государствами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение лишь некоторых стран, экономически наиболее близких друг к другу. Так, в 1969 внутри LAFTA образовалась более малочисленная Андская группа (Боливия, Колумбия, Эквадор и Чили; позже в эту группу вошла Венесуэла, но вышла Чили). Но и «большая» LAFTA, и «малая» Андская группа не смогли добиться особых успехов в развитии взаимной торговли.

Новая волна внимания к интеграционным соглашениям поднялась в 1980-е, когда разочарование латинамериканских стран в помощи США после Фолклендской войны Аргентины с Великобританией стимулировало их интерес к сближению на южноамерианской региональной основе. В 1986 Аргентина и Бразилия – две крупнейшие экономическиие державы Латинской Америки – выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и последующей интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. Буферные государства между Бразилией и Аргентиной – Уругвай и Парагвай – вскоре откликнулись на эту инициативу. В марте 1991 был подписан четырехсторонний договор в г. Асунсьоне (Парагвай) о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995. До того шла непростая подготовительная работа. В 1994 в развитие Асунсьонского договора было заключено дополнительное соглашение, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз. В 1995 этот договор вступил в силу – на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товаров из третьих стран, охватившие примерно 85% всех видов возимых товаров в страны МЕРКОСУР.

Престиж организации стал расти, и в 1996 в его ряды в качестве ассоциированного члена была принята Боливия, а в 2000 – Чили. В июле 2004 должны начаться официальные переговоры о вступлении в качестве полноправного пятого члена блока – Мексики. Венесуэла и Колумбия также изучают перспективу вступления в этот блок.

Организационная структура.

Как видно из схемы, главный орган управления МЕРКОСУР – это Совет Общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Группа Общего рынка – главный исполнительный орган, функционирующий постоянно. Он имеет административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Рис. Организационная структура МЕРКОСУР.

Успехи и перспективы развития.

«Рынок Южного конуса» оказался наиболее эффективно развивающимся интеграционным блоком Латинской Америки. Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991–1997 она выросла примерно в 6 раз, хотя товарооборот стран Южного конуса с развитыми странами почти не меняется. В зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. Идет обсуждение условий создания в среднесрочной перспективе единой коллективной валюты (по образцу западноевропейского евро).

Экономисты отмечают, что создание блока не раз помогало стабилизировать экономики входящих в него стран. В 1990-е сдерживание инфляции осуществлялось увеличением импорта, регулирование тарифной политики способствовало «торможению» темпов экономического спада, например в Аргентине и Бразилии. Отмечалось, что в период экономического застоя в Бразилии в 1991–1993 местная промышленность смогла выжить в значительной мере благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой в то время была на подъеме. А в 1994–1995, в условиях экономического спада в Аргентине, спасительным кругом для нее стал доступ на динамично развивавшийся рынок Бразилии. Опыт МЕРКОСУР показал, что для успешного развития интеграционной группировки необходимо членство по меньшей мере двух сильных в экономическом отношении стран, способных в кризисной ситуации подставить плечо более слабым партнерам.

За время существования МЕРКОСУР произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками Латинской Америки. Стали проявлять интерес к сотрудничеству 15 англоговорящих стран Карибского региона, объединенных с 1973 в Карибском сообществе (CARICOM). Мексика и Чили, в силу своего геополитического положения, стремятся к тому, чтобы занять место связующего звена между НАФТА и МЕРКОСУР. В Центральной Америке созданная в 1991 Центральноамериканская интеграционная система, SICA (6 стран – Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор), в 1998 заключила соглашение о слиянии своей зоны свободной торговли с аналогичной зоной МЕРКОСУР.

Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, а также инвестиционная привлекательность региона для иностранных компаний. В декабре 1995 между МЕРКОСУР и ЕС было заключено «Рамочное межрегиональное соглашение», ставившее своей целью создание зоны свободной торговли между блоками к 2001. Одним из главных инициаторов договора со стороны ЕС была Испания, сохраняющая традиционные связи со своими бывшими колониями. В ходе затянувшихся переговоров о либерализации взаимной торговли стало очевидно, что создание такой зоны, которая охватила бы 10% населения земного шара, требует большего согласования и подготовки, а потому отодвигается на более дальний срок – 2005 или даже 2010.

Со стороны России в начале 2000-х не раз звучали призывы к развитию сотрудничества с МЕРКОСУР – на долю этого объединения приходится более половины торгового оборота России со всей Латинской Америкой, общий объем которого составляет порядка 6 млрд. долл. Прямой диалог с этим интеграционным объединением Россия ведет с 2000. В этом она существенно отстает, к примеру, от Европейского Союза, который, начиная с 1991, провел с ним десять раундов переговоров об ассоциации. Для стран региона углубление сотрудничества с ЕС и Россией – это определенный противовес естественному доминированию США.

Успешное экономическое и политическое сближение между латиноамериканскими странами побудило Вашингтон к попыткам поставить под контроль интеграционные тенденции в западном полушарии. Администрация Клинтона организовала в 1994 в Майами встречу 34 глав государств и правительств обоих американских континентов, на которой обсуждались вопросы ускорения экономического развития латиноамериканских стран. Был выдвинут и одобрен проект «Зоны свободной торговли обеих Америк» (Free Trade Area of Americas, FTAA). Подписание соглашения было отложено на 2005.

Однако уже в ходе обсуждения отчетливо выявилась конкуренция двух проектов – бразильского и американского. Бразильский предполагал раздельное развитие интеграции в МЕРКОСУР и НАФТА с постепенным экономическим «подтягиванием» Латинской Америки и параллельным сближением таможенной и тарифной политики между блоками на основе концепции «открытого регионализма». Американский вариант предлагал создавать панамериканскую зону свободной торговли на основе (и на условиях членов-основателей) НАФТА, т.е. фактически за счет растворения региональных интеграционных группировок Латинской Америки.

Учитывая, что НАФТА превышает МЕРКОСУР по территории и населению вдвое, по ВВП в 7 раз, а по товарообороту в 28 раз, латиноамериканские участники саммита проголосовали за проект Бразилии.

Многие исследователи отмечают, что латиноамериканцы видят в МЕРКОСУРЕ важный буфер проникновению США в Латинскую Америку в форме либо FТАА, либо двусторонних договоров. Очевидно, что экономический кризис в Агентине 2002 временно ослабил потенциал МЕРКОСУР и его претензии на лидерство в Южной Америке. Многие критики даже усматривали в отказе администрации Буша помочь аргентинской экономике сознательное желание Вашингтона ослабить этот экономический блок.

Вместе с тем, назначенные на июль 2004 переговоры о вступлении Мексики в МЕРКОСУР говорят об укреплении этого экономического союза. В июле же после восьми лет трудных переговоров ожидается что Колумбия, Эквадор и Венесуэла (страны Андской группы) создадут зону свободной торговли со странами Общего рынка Южного конуса. В ближайшее десятилетие предусматривается произвести в этой зоне поэтапную отмену таможенных пошлин на 80% товаров.

МЕРКОСУР остается крупнейшим интегрированным рынком Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения или более 200 миллионов человек, 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли южноамериканского континента.

Проблемы развития.

Несмотря на хорошие результаты (по меркам интеграционных группировок развивающихся стран), МЕРКОСУР страдает от тех же проблем, которые тормозят развитие практически всех интеграционных объединений «третьего мира». Главные из них – это разнородность стран-участниц и относительно низкий уровень их экономического развития.

В рамках МЕРКОСУР крупные и относительно сильные «новые индустриальные страны» (Бразилия и Аргентина) пытаются интегрироваться с гораздо более слабыми Парагваем и Уругваем. Создание единых условий промышленной конкуренции ведет к тому, что изначально менее индустриализированные Парагвай и Уругвай рискуют оказаться в роли подчиненных у более сильных соседей. Поэтому для них устойчиво сохраняются некоторые исключения из правил либерализации торговли. Но все равно в малых странах Южного конуса сохраняется ощущение, что их держат «на положении бедного родственника» – в них охотно сбывают те товары, которые трудно экспортировать в более развитые страны, но иностранные инвестиции идут к ним весьма скупо.

Как и в ЕврАзЭС, в МЕРКОСУР есть абсолютный лидер – Бразилия, которая превосходит все другие страны-участницы вместе взятые. Это лидерство не внушает другим участникам интеграционного блока таких опасений, как лидерство России в ЕврАзЭС, но все же вносит некоторую напряженность.

Исследования экономистов показывают, что во взаимной торговле стран МЕРКОСУР преобладают товары, мало конкурентоспособные на мировом рынке. В результате взаимная торговля становится важным подспорьем для производителей, но не несет особых выгод потребителям, предпочитающим импортные товары из более развитых стран. Опыт других интеграционных группировок подобного рода (в том числе СЭВ и ЕврАзЭС) показывает, что взаимная торговля «второсортными» товарами не имеет долгосрочных перспектив. Правда, доля высокотехнологичных товаров во внутрирегиональном товарообороте стран Южного конуса имеет устойчивую тенденцию к росту: если в 1970 продукция машиностроения составляла лишь 3,4%, то в 1985 – 12,6%, в 1996 – 16,4% (для сравнения: в странах Андской группы она за этот же период возросла всего лишь с 0,4 до 3,1%).

Трудно сказать, насколько жизнеспособным окажется МЕРКОСУР в дальнейшем – ждет ли его благополучная судьба, как НАФТА, или же он окажется объединением-«пустоцветом», как большинство интеграционных блоков «третьего мира» (Восточноафриканское сообщество, Экономическое сообщество государств Западной Африки и др.). Двусторонние экономические связи «новых индустриальных стран», Бразилии и Аргентины, достаточно прочны, но их интеграция с более слабыми странами менее устойчива.

Источник

Оцените статью