За пять лет своего регентства елена глинская успела сделать много полезного для страны ее правление

Задание №3750

Условие

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«За пять лет своего регентства Елена Глинская успела сделать много полезного для страны, её правление было очень успешным».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Ответ

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

— Елена Глинская провела денежную реформу, в результате которой была создана устойчивая система денежного обращения в стране;

— при Елене Глинской была начата губная реформа: на местах вводились губные старосты — выборные из среды служилых людей. В функции губных старост входило право самостоятельного судопроизводства по разбойным делам;

— внешняя политика Елены Глинской была относительно успешной: война с Литвой, по итогам которой Великому княжеству Литовскому не удалось вернуть смоленские земли, заключение договора со Швеци ей о свободной торговле и благожелательном нейтралитете;

— были восстановлены города Устюг и Ярославль;

2) в опровержение, например:

— были арестованы и погублены в тюрьме дядья сына Елены Глинской Ивана — Юрий Дмитровский и Андрей Старицкий (младшие братья Василия III). Эти расправы привели к недовольству боярства, плохо отразились на воспитании будущего царя — Ивана Грозного;

— по мнению некоторых историков, именно Елене Глинской принадлежит пальма первенства в деле приобщения к власти фаворитов, что всегда связано с возникновением нежелательных явлений в управлении государством. Главным боярином в Думе при Елене Глинской был молодой князь Иван Фёдорович Телепнев-Оболенский, его одного слушалась правительница, ему одному позволяла делать всё, что он находил нужным для государства;

— Елена Глинская не смогла обеспечить политическую устойчивость в государстве: после её смерти начинается разорительный для страны период боярского правления.

Источник

Задания по теме «Вариант 28»

Тестовые задания Варианта №28 с ЕГЭ по истории. Максимальный первичный балл, который вы сможете набрать, пройдя правильно все задания — 55, что соотвествует оценке в 100 пунктов. Работа охватывает содержание курса истории с древности по настоящее время.

Задание №3751

Условие

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1598–1613 гг.; 2) сентябрь 1689 г. – январь 1725 г.; 3) январь 1944 г. – май 1945 г.

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

— указать не менее двух причинноследственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Задание №3750

Условие

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«За пять лет своего регентства Елена Глинская успела сделать много полезного для страны, её правление было очень успешным».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Ответ

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

— Елена Глинская провела денежную реформу, в результате которой была создана устойчивая система денежного обращения в стране;

— при Елене Глинской была начата губная реформа: на местах вводились губные старосты — выборные из среды служилых людей. В функции губных старост входило право самостоятельного судопроизводства по разбойным делам;

— внешняя политика Елены Глинской была относительно успешной: война с Литвой, по итогам которой Великому княжеству Литовскому не удалось вернуть смоленские земли, заключение договора со Швеци ей о свободной торговле и благожелательном нейтралитете;

— были восстановлены города Устюг и Ярославль;

2) в опровержение, например:

— были арестованы и погублены в тюрьме дядья сына Елены Глинской Ивана — Юрий Дмитровский и Андрей Старицкий (младшие братья Василия III). Эти расправы привели к недовольству боярства, плохо отразились на воспитании будущего царя — Ивана Грозного;

— по мнению некоторых историков, именно Елене Глинской принадлежит пальма первенства в деле приобщения к власти фаворитов, что всегда связано с возникновением нежелательных явлений в управлении государством. Главным боярином в Думе при Елене Глинской был молодой князь Иван Фёдорович Телепнев-Оболенский, его одного слушалась правительница, ему одному позволяла делать всё, что он находил нужным для государства;

— Елена Глинская не смогла обеспечить политическую устойчивость в государстве: после её смерти начинается разорительный для страны период боярского правления.

Могут быть приведены другие аргументы

Задание №3749

Условие

4 апреля 1866 г. император Александр II садился в коляску после прогулки в Летнем саду, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту оказавшийся рядом крестьянин, уроженец Костромской губернии, Осип Комиссаров ударил убийцу по руке, и пуля пролетела мимо. Весть о поступке Осипа Комиссарова сразу же разлетелась по стране, этот поступок сравнивался с подвигом знаменитого земляка О. Комиссарова — Ивана Сусанина. Осип Комиссаров был возведён в потомственное дворянство с фамилией Комиссаров-Костромской.

Назовите человека, стрелявшего в императора. Как, по мнению покушавшегося, его поступок должен был повлиять на общественнополитическую обстановку в стране? В чём современники видели сходство поступка О. Комиссарова с подвигом Ивана Сусанина?

Ответ

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) человек, стрелявший в императора, — Д.В. Каракозов;

2) влияние поступка на общественнополитическую обстановку в стране — убийство императора должно было спровоцировать крестьянскую революцию;

3) сходство поступка О. Комиссарова с подвигом Ивана Сусанина — они оба спасли царей.

Элементы ответа могут быть приведены в иных формулировках

Задание №3748

Условие

Из воспоминаний советского журналиста

«. В Отечественной войне 1812 года сотни тысяч русских офицеров и солдат дошли до Парижа. По пути они познакомились с жизнью различных народов Западной Европы, с условиями, резко отличавшимися от крепостнического строя России. Даже в послена полеоновской Франции веял дух свободы, равенства, братства, который жадно впитывали русские люди и который они принесли с собой в Петербург. И спустя несколько лет произошло восстание

Теперь миллионные советские армии дошли до Берлина, Вены, Праги, Будапешта, прошли через территории многих западноевропейских государств. Они увидели, что даже после пяти лет разрушительной войны и гитлеровской оккупации жизнь там оказалась совсем не такой беспросветной, как рисовала наша пропаганда, что в массе население жило лучше, чем советский человек. Не только в Восточной Пруссии, но и в Чехии, Словакии, Венгрии в погребах крестьянских хозяйств висели окорока, колбасы, сыры. Обо всём этом давно забыли колхозники, оказавшиеся в условиях сталинского государственного крепостничества. И «вождя народов» беспокоило, что же будет, когда эта масса, которую он почти двадцать лет держал в изоляции и неведении, теперь вернётся домой и начнет сравнивать?

На войне многие освободились от комплекса неполноценности, от привитого им аппаратом рефлекса ждать указаний сверху. Даже простой солдат из чувства самосохра нения должен был нередко принимать сам решения и действовать по обстановке. Это граничило с чувством свободы, которое Сталин всегда стремился вытравить у своих подданных. Привело это и к избавлению от страха. Но ведь система, созданная Сталиным, держалась в значительной степени на страхе. Следовательно, возникает угроза системе. Необходимо её спасать».

Опираясь на знания курса истории, укажите, что было предпринято руководством страны для «спасения системы». Назовите любые три меры.

Ответ

В ответе могут быть названы следующие меры:

1) началась «борьба с космополитизмом», проявившаяся в критике всего иностранного и превозношении русского;

2) разжигалась подозрительность к тем, кто оказался на оккупированных гитлеровцами территориях;

3) были сосланы в лагеря тысячи советских солдат, побывавших в немецком плену;

4) были сфабрикованы новые громкие «дела» («ленинградское дело», «дело врачейотравителей» и др.);

5) ужесточилась цензура, возобновились гонения на деятелей культуры.

Могут быть названы другие меры

Задание №3747

Условие

Из воспоминаний советского журналиста

«. В Отечественной войне 1812 года сотни тысяч русских офицеров и солдат дошли до Парижа. По пути они познакомились с жизнью различных народов Западной Европы, с условиями, резко отличавшимися от крепостнического строя России. Даже в послена полеоновской Франции веял дух свободы, равенства, братства, который жадно впитывали русские люди и который они принесли с собой в Петербург. И спустя несколько лет произошло восстание

Теперь миллионные советские армии дошли до Берлина, Вены, Праги, Будапешта, прошли через территории многих западноевропейских государств. Они увидели, что даже после пяти лет разрушительной войны и гитлеровской оккупации жизнь там оказалась совсем не такой беспросветной, как рисовала наша пропаганда, что в массе население жило лучше, чем советский человек. Не только в Восточной Пруссии, но и в Чехии, Словакии, Венгрии в погребах крестьянских хозяйств висели окорока, колбасы, сыры. Обо всём этом давно забыли колхозники, оказавшиеся в условиях сталинского государственного крепостничества. И «вождя народов» беспокоило, что же будет, когда эта масса, которую он почти двадцать лет держал в изоляции и неведении, теперь вернётся домой и начнет сравнивать?

На войне многие освободились от комплекса неполноценности, от привитого им аппаратом рефлекса ждать указаний сверху. Даже простой солдат из чувства самосохра нения должен был нередко принимать сам решения и действовать по обстановке. Это граничило с чувством свободы, которое Сталин всегда стремился вытравить у своих подданных. Привело это и к избавлению от страха. Но ведь система, созданная Сталиным, держалась в значительной степени на страхе. Следовательно, возникает угроза системе. Необходимо её спасать».

Почему, с точки зрения автора воспоминаний, в описанный период возникла угроза политической системе, существовавшей в СССР? Укажите две причины. Когда, по мнению автора, в истории нашей страны была похожая ситуация?

Ответ

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

— пройдя по территории стран Европы, советские воины могли убедиться в лживости советской пропаганды и в том, что в этих странах уровень жизни выше, чем в СССР;

— на войне многие освободились от комплекса неполноценности, от рефлекса ждать указаний сверху, что привело к избавлению от страха, на котором держалась система;

2) ответ на вопрос: аналогичная ситуация была после Отечественной войны 1812 г.

Источник

Профессор Знаев

ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Раздел 8. XVI век

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Правление Василия III было очень успешным, поскольку он успел сделать много полезного для страны».

Аргументы в подтверждение:

• при Василии III все русские земли были объединены вокруг Москвы;

• при Василии III была окончательно сформирована единая система управ­ления и законодательства;

• при Василии III была возвращена часть исконно русских территорий — захва­ченные ранее Великим княжеством Литовским смоленские земли;

• при Василии III русский народ окон­чательно сформировался как единая национальная общность;

• Василий III последовательно ограни­чивал права этих удельных князей: он запретил им чеканить собственные деньги, значительно урезал их судеб­ные права;

• при Василии III значительно вырос международный авторитет России.

Аргументы в опровержение:

• при Василии III по-прежнему была ограничена возможность крестьян­ского перехода в Юрьев день;

• при Василии III , по мнению многих историков, власть приобрела деспо­тический характер,что проявилось в казнях и ссылках всех не согласных с политикой царя.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Регентство Елены Глинской было очень успешным, поскольку за время своего правления она успела сделать много полезного для страны».

Аргументы в подтверждение:

• во время правления Елены Глинской была проведена денежная реформа, в результате которой была создана устойчивая система денежного об­ращения в стране;

• во время правления Елены Глинской была начата губная реформа: на ме­стах вводились губные старосты, вы­бранные из числа местных дворян;

• во время правления Елены Глинской были отражены попытки Литвы за­хватить западные русские земли, был заключен договор со Швецией о сво­бодной торговле и благожелательном нейтралитете в отношениях России и Литвы.

Аргументы в опровержение:

• Елена Глинская не смогла обеспечить политическую устойчивость в госу­дарстве: в 1537 году против нее под­нял открытый мятеж князь Андрей Старицкий, которого поддерживали многие бояре;

• по приказу Елены Глинской были аре­стованы и казнены представители ве­ликокняжеской семьи Юрий Дмитров­ский и Андрей Старицкий, а также ряд бояр. Это привело к недовольству бо­ярства, что отрицательно сказалось на воспитании боярами будущего царя Ивана IV;

• Елена Глинская привлекла к решению государственных вопросов своего фа­ворита Ивана Телепнева-Оболенского, что, по мнению многих историков, от­рицательно сказалось на управлении государством.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Опричная политика, сопровождав­шаяся террором и произволом, осла­била Российское государство».

Аргументы в подтверждение:

• опричнина ускорила процесс закрепо­щения крестьян;

• опричная политика стала одной из причин поражения России в Ливон­ской войне;

• разорение опричным войском во вре­мя карательных походов ряда терри­торий привело к ухудшению экономи­ческого положения в стране.

Аргументы в опровержение:

• расправы с боярами привели к уни­чтожению оппозиции царю из числа родовой боярской аристократии, вы­ступавшей против процесса центра­лизации, и приходу во власть пред­ставителей дворянства;

• ликвидация во время опричнины Старицкого удела положила конец пережиткам феодальной раздроблен­ности;

• разгром Новгорода положил конец сепаратистским настроениям новго­родцев;

• опричнина привела к завершению формирования централизованного государства.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Правление Ивана IV было успешным, поскольку он сделал много полезного для страны».

Аргументы в подтверждение:

• в результате военной реформы 1550 го­да в армии было отменено местниче­ство и учреждено стрелецкое войско, что повысило управляемость и бое­способность армии;

• в результате реформы системы управ­ления были отменены кормления и учреждены приказы, что упорядочило управление на местном и общегосу­дарственном уровнях;

• Судебник 1550 года ограничил власт­ный произвол наместников путем изъ­ятия у них ряда полномочий;

• церковная реформа 1551 года ограни­чила монастырское землевладение, установила единый порядок проведе­ния службы и обрядов;

• при Иване IV к России были присо­единены большие территории в По­волжье и Сибири;

• при Иване IV были окончательно лик­видированы пережитки удельной си­стемы.

Аргументы в опровержение:

• проведение Иваном IV политики опричнины ускорило процесс закре­пощения крестьян;

• в результате неудачной Ливонской войны Россия потеряла выход к Бал­тийскому морю;

• длительная Ливонская война и разо­рение опричным войском во время ка­рательных походов ряда территорий привели к ухудшению экономического положения в стране.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Иван IV сыграл в российской истории отрицательную роль».

Аргументы в подтверждение:

• политика Ивана IV ускорила процесс закрепощения крестьян;

• в результате неудачной Ливонской войны Россия потеряла выход к Бал­тийскому морю;

• длительная Ливонская война и разо­рение опричным войском во время ка­рательных походов ряда территорий привели к ухудшению экономического положения в стране.

• отсутствие у Федора Иоанновича наследников и загадочная гибель в 1591 году в Угличе царевича Дмитрия Иоанновича привели к обострению противоречий в различных слоях об­щества и усилению борьбы за власть между боярами.

• при Иване IV к России были присоеди­нены большие территории в Поволжье и Сибири, что способствовало разви­тию сельского хозяйства и торговли;

• при Иване IV были окончательно лик­видированы пережитки удельной си­стемы, что устранило угрозу распада России на мелкие феодальные княже­ства;

• при Иване IV была создана постоянная армия, что повысило обороноспособ­ность страны;

• при Иване IV была окончательно сфор­мирована централизованная система управления государством.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Правление Федора Иоанновича было успешным, поскольку он сделал много полезного для страны».

Аргументы в подтверждение:

• во время правления Федора Иоанно­вича был снижен размер налогов для городских ремесленников и торгов­цев;

• во время правления Федора Иоанно­вича в России было учреждено патри­аршество;

• во время правления Федора Иоанно­вича в России было основано много новых городов;

• во время правления Федора Иоанно­вича у Швеции было отвоевано побе­режье Балтийского моря, присоеди­нены большие территории в Западной Сибири и построены укрепления на южных границах для защиты от на­бегов крымских татар;

• за время правления Федора Иоанно вича восстановилось хозяйство стра­ны, находившееся в кризисе после неудачной Ливонской войны.

Аргументы в опровержение:

Федор Иоаннович привлек к решению государственных вопросов своего шу­рина Бориса Годунова, что, по мнению ряда историков, отрицательно сказа­лось на управлении государством;

• во время правления Федора Иоан новича продолжилось закрепощение крестьян (введение «урочных лет» в 1597 г.) и ухудшилось положение хо­лопов.

Источник

Читайте также:  Пенсия есть во всех странах мира
Оцените статью