Зачем нужно знать конституцию своей страны

Зачем нам знать Конституцию РФ?

Исследовательский проект по обществознанию ученицы

«Зачем нам знать Конституцию РФ?»

Знание конституционных прав, обязанностей необходимо каждому учащемуся общеобразовательной школы. Правовое образование позволит овладеть умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности. Освоение основных законов позволит успешно взаимодействовать в обществе, в различных областях профессиональной деятельности.

Цель проекта: ответить на вопрос: «Зачем нам знать Конституцию РФ?».

— изучить, что включает в себя конституционное право;

— изучить Конституцию РФ;

— сделать вывод о значении Конституции в нашей жизни.

Конституционное право составляет «ведущую отрасль права Российской Федерации, в которую входит совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих единство общества (основы Конституционного строя, статус человека и гражданина, федеративное устройство государства, система органов власти)».

Конституционное право является одной из отраслей российской правовой системы, определяет исходные положения для отраслевых юридических дисциплин, устанавливает основные начала других его отраслей.

При изучении теоретических правовых тем необходимо обратить внимание учащихся на то, что конституционное право является важнейшей отраслью российского правоведения.

При изучении вопросов конституционного права, школьники учатся анализировать принципы построения и деятельности органов государственного управления, определяют их место в системе органов российского государства.

Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимодействие с другими ветвями единой государственной власти (ст. ст. 10, 11, 71, 72, 77, 83-88, 102, 103, 110-117, 125 Конституции РФ).

При изучении правовых тем необходимо обратить внимание учащихся на права и свободы человека и гражданина, которые реализуются в сфере государственного управления.

Я изучила статьи Конституции РФ и сделала следующие выводы.

Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Провозглашение Российской Федерации светским государством означает отделение церкви от государства, отказ от установления государственной или обязательной религии. Признаётся свобода религии и атеизма, возможность придерживаться как религиозных, так и антирелигиозных взглядов.

Канонические установления и правила религии не признаются источниками права и не оказывают никакого влияния на деятельность государственных органов, учебных заведений всех уровней. Образование носит светский характер.

Задача государства – не допустить установления какой-либо из религий предпочтительного положения в стране и не давать никому возможности его добиваться. Вероисповедание — личное дело каждого гражданина, и оно не должно оказывать никакого влияния в общественной жизни и на рабочих местах.

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Частная жизнь – это функционирование человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан. Частная жизнь защищается судом. Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя (ст.155); разглашение данных предварительного следствия и дознания (ст.124, 139 УПК РФ); нарушение тайны переписки, телефонных переговоров (ст.138); нарушение неприкосновенности жилища; незаконный обыск, незаконное выселение (ст.139) и иные преступления против автономии личности.

Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трёх основных сферах:

— в области борьбы с преступностью;

— при защите здоровья граждан;

— при объявлении чрезвычайного и военного положения.

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Я выяснила, что вопрос о национальной принадлежности едва ли не самый болезненный для нашего государства. В годы сталинских репрессий по признакам национальной принадлежности государство осуществляло политику геноцида, сопровождающуюся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований.

В соответствии с подзаконными актами, ранее существовавшими в стране, национальность человека определялась национальностью родителей или одного из них, если родители были разной национальности. Национальность проставлялась в общегражданских паспортах.

В новой Конституции РФ сформулирован новый подход к данной проблеме. Указание собственной национальности – это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности осуществляется на основании самоидентификации, то есть с учётом субъективного фактора, самоопределения человека в решении этого вопроса. Принадлежность лица к определённой национальности не может служить основанием для ограничения его прав.

Обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан является одной из задач национальной политики России. И чтобы освободить государство от контроля в этом вопросе, из общегражданских паспортов убрана графа «национальность». Теперь не на словах, а на деле вопрос о национальной принадлежности – личное дело каждого человека.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Я поняла, что защита своего Отечества является не только правовым, но и нравственным, моральным долгом, всеобщей обязанностью. Эта норма направлена на защиту страны, её населения, материальных и духовных ценностей, территориальной целостности и суверенитета. Защита Отечества касается всех граждан: мужчин и женщин.

Меры обороны страны могут быть политическими, экономическими, военными, правовыми и т.д.

Для обороны Российской Федерации с применением средств вооружённой борьбы созданы Вооружённые Силы РФ и установлена воинская обязанность граждан.

Воинская обязанность включает в себя: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; военные сборы.

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых Силах РФ, а также пограничных войсках, во внутренних войсках, в Железнодорожных войсках, Службе внешней разведке РФ и др.

Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.

Необходимость изучения конституционного права связана с тем, что оно устанавливает экономическую систему Российской Федерации, основу которой составляет разнообразие форм собственности и их равную защиту государством. Я понимаю, что знание вопросов конституционного права поможет им осуществлять в будущем профессиональную и предпринимательскую деятельность.

Я познакомилась с тем, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества, согласно ст. 34 Конституции РФ, для предпринимательской и другой экономической деятельности, которая не запрещена законом.

В ходе исследования я выяснила, что положения конституционного права закрепляют свободу труда и дают право распоряжаться своими способностями, выбирать тот род деятельности и профессию, который им по душе. Человек имеет право на труд в безопасных условиях, которые отвечают требованиям гигиены. Конституция РФ закрепляет право «получать вознаграждение за свой труд и не ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Я сделала вывод о том, что изучение вопросов конституционного права особенно необходимо для общего правового образования, формирования у меня активной гражданской позиции и правосознания. Конституционное право составляет ведущую отрасль права Российской Федерации, в которую входят совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих единство общества (основы Конституционного строя, статус человека и гражданина, федеративное устройство государства, система органов власти).

Источник

Конституция России: какую роль она играет в жизни страны и граждан, и зачем ее собрались менять?

Конституция – это основной закон государства, что определяет ее важность для каждого. Она устанавливает самые важные принципы, по которым живет страна, определяет, какие права есть у жителей России и как их можно защитить. Конституции в этом году исполнится 27 лет, но сейчас она проходит сложный период. Мы написали, что и как с ней будут делать, и что значит Конституция для каждого россиянина.

Как принимали Конституцию России

Такое явление, как Конституция, существует во всех странах мира, а историки относят первые прообразы основного закона к эпохе Древней Греции. В современном юридическом понимании первая Конституция была принята в 1787 году в США – и она до сих пор действует. Также среди первых были конституции Франции и Польши.

Каждый год в мире появляется примерно 5 новых конституций, а в 20-30 вносят поправки. Самыми молодыми конституциями считаются африканские – из 39 стран в 19 конституции появились после 2000 года. Относительно молодые конституции и у постсоветских стран – они были приняты после распада СССР в 1991 году.

Конституция – это основной закон государства. Это означает, что ни один другой закон или подзаконный акт не может противоречит конституции. Как правило, в конституции закрепляются основные положения правовой системы страны и порядок избрания высших руководителей.

А еще в них часто закрепляют основные права и обязанности граждан. Например, в конституциях 73 стран мира упоминается обязанность платить налоги, 98 конституций обязывают граждан служить в армии, а 41 конституция (в том числе в прогрессивной Японии) – обязывают граждан работать.

Российская Конституция была принята в 1993 году. Как известно, в начале 90-х в России были очень непростые политические и социально-экономические условия. Ее принятие было жизненно необходимо: после распада СССР для граждан и бизнеса были сняты многочисленные запреты, а в экономике был отчетливый кризис.

Что касается политического кризиса, он был связан с противостоянием президента Бориса Ельцина и вице-президента Александра Руцкого, которое в итоге привело к знаменитому указу №1400 и вооруженным столкновениям. И принятие новой Конституции было единственным способом разрешить кризис.

Изначально было много проектов основного закона, из которых главными считались 2:

  • проект Конституционной комиссии – в первоначальной версии предполагал создание парламентско-президентской республики;
  • проект Конституционного совещания (а по факту – Бориса Ельцина) – предусматривал широкие полномочия президента.

Итоговый вариант был, по сути, собран из двух, и после серьезной доработки президент вынес его на всенародное голосование. Фактически у Конституции России было около 800 соавторов, в процессе помогали даже участники проекта «Rule of Law», который существует на деньги правительства США (что сейчас кажется немыслимым).

В итоге на прошедшем 12 декабря 1993 года за проект Конституции России проголосовали жители страны и она вступила в силу. Эта дата теперь считается Днем Конституции.

Что представляет из себя Конституция России

Юридически Конституция России – не просто закон, она имеет высшую юридическую силу, играет роль ядра правовой системы государства. Учитывая важность Конституции, для нее предусмотрен особый порядок внесения поправок.

Состоит Конституция РФ из преамбулы (вступление) и двух разделов. В первый раздел включены 9 глав:

  • основы конституционного строя;
  • права и свободы человека и гражданина;
  • федеративное устройство;
  • президент Российской Федерации;
  • федеральное Собрание;
  • правительство Российской Федерации;
  • судебная власть;
  • местное самоуправление;
  • конституционные поправки и пересмотр Конституции.

То есть, в 137 главах есть главное – устройство государства, а также основные положения о деятельности всех 3 ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная).

Ключевыми считаются первые 2 главы, а также девятая. Они настолько важные, что их нельзя пересматривать – только принимать новую Конституцию.

Основные принципы, на которых строится государство, перечислены в первой главе. Это, в частности, такие положения:

  • Россия – демократическое, федеративное, правовое, светское, социальное государство с республиканской формой правления;
  • человек, его права и свободы признаются высшей ценностью;
  • многонациональный народ России – единственный источник власти;
  • социальная политика должна создавать условия для достойной жизни человека;
  • признаются и защищаются все формы собственности, включая частную;
  • власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
  • местное самоуправление – признается и гарантируется;
  • идеологическое и политическое многообразие, ни одна идеология не может быть обязательной;
  • международное право – часть правовой системы РФ.

Как видно, Конституция России – документ достаточно прогрессивный с точки зрения декларируемых положений (то, как они исполняются – уже другой вопрос).

Что касается прав и свобод человека и гражданина, они признаются высшей ценностью, однако статья 55 Конституции допускает их ограничение в определенных границах. Это означает, что права человека и гражданина могут быть ограничены с целью «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Как считают некоторые юристы, эти основания растяжимы. Тем не менее, российский Конституционный суд воспринимает принципы Европейского суда по правам человека по вопросам ограничения прав.

Конституция, являясь базой для текущего законодательства страны, обладает прямым действием. Это значит, что ее положения должны выполняться независимо от того, противоречат ли им другие акты.

Как менялась Конституция

Как известно, в рамках ежегодного послания Федеральному собранию (кстати, это конституционная обязанность) президент России Владимир Путин объявил о том, что в основной закон будут внесены некоторые изменения. Процесс пошел очень быстро – поправки попали в Госдуму через неделю.

Кажется, будто изменить Конституцию можно без проблем. На самом же деле это достаточно сложная процедура. Прежде всего, круг тех, кто может вносить такие поправки, ограничен: это президент, обе палаты парламента, правительство, законодательные органы регионов, группы депутатов или членов Совета Федерации (не менее 5 человек).

Речь идет о внесении поправки в статьи с 3 по 8 (в остальные, как известно, поправки внести нельзя). Для этого оговаривается определенный алгоритм:

  1. проект поправок вносится на рассмотрение Госдумы, где за него должны проголосовать не менее 2/3 депутатов;
  2. затем проект передается в Совет Федерации, где за его одобрение должны проголосовать не менее 3/4 представителей регионов;
  3. после этого проект передается в законодательные собрания регионов, и в течение года его должны одобрить минимум в 2/3 субъектов РФ;
  4. когда регионы проголосовали, Совет Федерации направляет проект президенту, который в течение 14 дней подписывает его.

Чуть более простой порядок принятия в состав РФ нового субъекта (например, слияния двух в один, или разделения одного на два) – тогда достаточно принять федеральный конституционный закон, одобрение регионов не требуется.

Еще проще внести поправки, если регион был просто переименован – это делается без участия Федерального собрания по указу президента.

Сложнее всего пересмотреть фундаментальные положения – главы 1, 2 и 9. Согласно самой же Конституции, Федеральное собрание не вправе это сделать. Однако есть один вариант – принять новый основной закон:

  • предложение должны поддержать не менее 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы;
  • это открывает путь к созыву Конституционного Собрания;
  • если Собрание одобрит проект новой Конституции, его нужно утвердить на всенародном голосовании или в Конституционном Собрании;
  • в первом случае нужны голоса «за» более половины избирателей, которые примут участие в голосовании, при этом явка должна быть не менее 50%;
  • во втором случае достаточно получить одобрение от 2/3 Конституционного Собрания.

То есть, этот вариант внесения поправок самый сложный, и его за прошедшие десятилетия не использовали.

Тем не менее, другие поправки к Конституции России вносили. Больше всего было поправок, касающихся переименования, разделения и объединения разных регионов России. Например, в 2004-2006 годах объединили Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ в единый Пермский край, в 2005-2006 годах к Красноярскому краю присоединили Таймырский и Эвенкийский автономные округа.

Регулярно менялись названия регионов – например, Ингушская Республика стала Республикой Ингушетия, у «Республики Калмыкия – Хальмг Тангч» забрали вторую часть названия, а «Ханты-Мансийский автономный округ» получил второе название «Югра».

В 2008 году пришло время более серьезных поправок к Конституции:

  • срок полномочий президента РФ увеличен с 4 до 6 лет;
  • срок полномочий Государственной думы РФ увеличен с 4 до 5 лет;
  • правительство обязали ежегодно отчитываться о результатах работы перед Госдумой.

Следующие поправки были внесены в Конституцию в 2013-2014 годах, это такие изменения:

  • слияние Высшего Арбитражного суда РФ с Верховным судом РФ;
  • повышение конституционного статуса прокуратуры и расширение полномочий президента при назначении на прокурорские должности.

Последние на сегодняшний день поправки к Конституции РФ были приняты в 2014 году и связаны они с Крымом и Севастополем.

Какие поправки ожидаются и как их будут принимать

Что же касается ожидаемых поправок к Конституции авторства президента, они не затрагивают фундаментальные положения, а значит могут быть приняты по обычной процедуре.

Поправок достаточно много:

  • закрепление МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума, регулярная индексация пенсий и социальных пособий;
  • приоритет российских нормативных актов над международными – но только там, где речь идет о правах и свободах граждан;
  • усиливается статус Госсовета, расширяются полномочия Госдумы и СоветаФедерации, президент получает новые права в силовом блоке;
  • кандидаты на высшие должности в стране не должны иметь гражданство или вид на жительство другого государства;
  • президент больше не сможет занимать должность больше двух сроков вообще (а не подряд);
  • местное самоуправление становится частью единой системы власти.

Все эти поправки были подготовлены в рекордно короткие сроки – всего за 4 дня. Уже через неделю после речи президента поправки были внесены на рассмотрение Госдумы, которая проголосовала за их принятие в приоритетном режиме.

В отличие от предыдущих поправок, в этот раз было решено вынести их на всенародное голосование (хоть это и не прописано Конституцией). Недавно поправки прошли Госдуму, Совет Федерации, получили подпись президента, но вступят в силу только после положительного решения избирателей.

Однако возникает один вопрос – почему никто из представителей власти не говорит о том, что поправки должны поддержать 2/3 субъектов РФ? Конечно, проблем с голосованием в региональных парламентах не возникло, и все регионы проголосовали «за» в рекордно короткие сроки – всего за 2 дня (а 75 регионов из 85 – вообще в один день).

Более того, всенародное голосование, которое объявили на 22 апреля, не предполагает минимальную явку – при любом количестве избирателей оно будет признано состоявшимся. Правда, из-за пандемии коронавируса голосование могут перенести.

Что касается конкретных положений, то эксперты считают некоторые из них достаточно спорными:

  • самое главное – право действующего президента снова баллотироваться на выборах. Он и так занимает свой пост уже 4-й срок (хотя даже 3-й срок многие в стране посчитали весьма сомнительным с правовой точки зрения), а теперь получит право еще на 2 срока;
  • норма о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, и так действует с 2018 года;
  • тот факт, что в Конституции пропишут ежегодную индексацию МРОТ и пенсий, не гарантирует их реального роста – это будет оговариваться федеральными законами;
  • приоритет российского права над международным в части прав человека может быть попыткой отказаться от выполнения решений Европейского суда по правам человека;
  • в части назначения премьер-министра формально больше прав будет иметь парламент – но он все равно сможет назначить главу правительства лишь по согласованию с президентом;
  • президент получит право вообще не подписывать законопроект, если Конституционный суд не подтвердит его конституционность (и это при его сокращении с 19 до 11 членов). Сейчас Госдума может обойти право вето президента, собрав 2/3 голосов;
  • Госсовет может стать еще одним центром власти, а его полномочия будут определяться федеральными законами (то есть, о них будет известно позже);
  • органы местного самоуправления могут потерять часть своей самостоятельности, будучи встроенными в единую систему власти.

В целом, считают юристы, поправки к Конституции носят несколько «сиюминутный» характер – по сути, они призваны дать больше полномочий конкретным людям, и непонятно, как именно это отвечает современным вызовам для России.

Что Конституция дает рядовому россиянину

Конституция – это основной закон, и все остальные законы и подзаконные акты не могут ей противоречить. То есть, если в Конституции сказано, что граждане имеют право «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование», то и никакой закон не может этому противоречить.

Законы на соответствие Конституции может проверять только один орган – Конституционный суд РФ. И в него могут обращаться не только чиновники и политики, статья 96 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» дает это право гражданам, чьи права и свободы нарушаются законом, который применен в конкретном деле.

Фактически Конституционный суд – это последняя инстанция, где гражданин может найти справедливость. Каждый год КС принимает примерно по 15 тысяч жалоб, но удовлетворяются из них только 30. Гражданин имеет право подать жалобу в КС только после того, как получит отказы от всех остальных судебных инстанций.

Что интересно, если КС признает какую-либо примененную в деле заявителя норму незаконной, то она теряет свою силу, и с учетом этого дело направляется на пересмотр. То есть, КС не выносит конкретные решения в пользу заявителей – он выносит постановления (если жалоба подтвердилась) и определения (если не подтвердилась), по которым работают нижестоящие суды.

За подачу жалобы нужно заплатить госпошлину в размере 450 рублей, а если заявитель получил определение (то есть, отказ), то он может снова обратиться в Конституционный суд по тому же делу, но уже с просьбой пересмотреть какую-то другую норму права.

Конституционный суд рассматривает жалобы по мере возможностей – особенно учитывая, что судей всего 19, и каждый год они получают по 30 тысяч жалоб, в каждой из которых нужно подробно разобраться.

КС рассматривает разные дела, и чаще выносит определения. А среди постановлений за 2018 год (более свежего обзора практики пока нет) выделяют несколько самых важных:

  • налоговые агенты не должны нести ответственность за несвоевременную уплату НДФЛ, если задержка перечисления связана с техническими ошибками и не была преднамеренной;
  • с пенсионера, получающего пенсию по инвалидности, нельзя взыскать выплаченные ему суммы в случае признания его справки об инвалидности недействительной, если это следствие лишь формальных нарушений;
  • законодательство должно четко определять, какой именно государственный орган должен обеспечивать жильем сотрудников военной прокуратуры и военных следственных органов СК;
  • тот, кто, будучи в нетрезвом состоянии за рулем автомобиля попал в ДТП с тяжкими последствия и скрылся с места аварии, не имеет преимущества перед тем, кто в этой ситуации остался на месте происшествия.

То есть, Конституционный суд рассматривает самые важные и сложные дела, помогая найти справедливость там, где ее не видят нижестоящие суды.

Именно это и есть та роль, которую Конституция России играет в жизни любого россиянина – ее обязаны выполнять все, а неисполнение рано или поздно будет иметь соответствующие последствия.

Источник

Читайте также:  График ввп мировых стран
Оцените статью