Задачи экскурсии по музею пример

«Экскурсия в краеведческий музей»
план-конспект урока по краеведению по теме

Скачать:

Вложение Размер
ekskurssiya_v_kraevedcheskiy_.doc 351 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экскурсия в краеведческий музей»

г. Вышний Волочёк

Тема занятия: экскурсия в краеведческий музей.

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
• закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;
• развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
• воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.

— Кто из вас был в музее?

— Что означает слово «музей»?

Музе́й (от греч. μουσε ῖ ον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории , материальной и духовной культуры , а также просветительской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов ( экспонатов ) по искусству и науке , затем, с 18 века , оно включает в себя также здание , где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов 20 века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

В мире очень много музеев самой разной тематики.

— Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.

— Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего города.

Рассказ об истории музея.

Вышневлоцкий музей краеведения имени 15-й годовщины Октябрьской революции был открыт 7 ноября 1932 года.

Наш музей возник на базе коллекций реального училища, где были собраны материалы по геологии, флоре и фауне родного края.

У истоков местного краеведения стояли такие замечательные педагоги, как Александр Васильевич Весский – преподаватель училища, Семён Аронович Стром – преподаватель географии в женской гимназии (ныне средняя школа № 5) и другие. Благодаря этим людям в музейных коллекциях сохранились многие предметы уходящей эпохи.

В экспозиции музея долгое время преобладал археологический материал в ущерб другим темам.

Это обстоятельство постоянно отмечалось посетителями и прессой как недостаток. Другим недостатком была ограниченность площади музея, в то время он находился в двухэтажном кирпичном здании, общей площадью 266 квадратных метров, отапливался 6 печами.

— Кто из вас знает, что такое экспозиция? ( Экспозиция — выставление на показ предметов искусства).

С 1977 года Вышневолоцкий музей стал филиалом Тверского государственного объединенного музея. Требования к его работе были значительно повышены.

В 2005 году реконструкция нашего краеведческого музея была завершена. Общая площадь увеличилась в 5 раз. В музее впервые появились выставочный и лекционный залы, помещение под научную библиотеку, кабинеты сотрудников.

— Как надо вести себя в музее?

— Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
— Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
— Правильно, экскурсовод.

— Я советую вам слушать внимательно, так как после экскурсии мы со старшими ребятами спросим, что вы запомнили.

Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:

  1. Вышний Волочек в годы войны.

2. Коллекция «Флора и фауна Вышневолоцкого района»

Уникальное географическое положение создало предпосылки для сохранения на территории района в естественных условиях многих видов птиц и животных.

Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.

— Кто такие птицы?

Пти́цы — класс оперённых , теплокровных , яйцекладущих позвоночных , чьи передние конечности имеют форму крыльев . Изначально строение птиц приспособлено к полёту, хотя в настоящее время существует и много видов нелетающих птиц . Ещё одним отличительным признаком птиц является также наличие клюва . На сегодняшний день на Земле обитает более 9800 различных видов (в России — 600 видов ).

— Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.

— Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).

— Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?

— А самую маленькую?

а) Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять

б) Прилетает на кормушку,

Бойко семечки клюет,

А еще перед весною

Звонко песенку поет.

— Как отличить синицу от снегиря?

— Посмотрите на чучела настоящих птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.

— (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?

— А какие птицы остаются с нами зимовать?

— Чем питаются зимующие птицы?

Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.

— А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в лесах нашего района.

— Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)

— У всех ли животных есть своё жилище?

Медведь – … в берлоге.

Заяц – … под кустом.

Белка – … в дупле.

А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем

— Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Кто в лесу глухом живет,

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверек пугается,

Под кустом спасается,

Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! ( Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора.
(Бобры)

  1. Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.

Музей краеведения богат изделиями прикладного искусства. В музейной коллекции много образцов вышивки, ткачества, резьбы по дереву.

За годы работы собрано много мебели: столов, стульев, зеркал, диванов, тумбочек, буфетов с декоративной резьбой, а так же изделия из металла с чеканкой и гравировкой.

Наш далёкий предок жил среди дремучих лесов и поэтому дерево считал самым ценным материалом. Оно всегда было под рукой на все годилось, легко поддавалось обработке. Именно из дерева создавал русский человек всё, что окружало его в повседневной жизни.

Вышневолоцкие плотники сооружали не только хозяйственные и жилые постройки, но искусно изготавливали предметы обихода, орудия труда, детали лодки.

В нашем крае широко была развита резьба и роспись по дереву.об этом свидетельствуют повседневные изделия крестьянского обихода 19 и начала 20 века, представлена в собрании музея различными образцами. Коллекция обычной домашней утвари состоит, главным образом, из долблёной, резной и токарной посуды. Это скобкари, ковши, чаши, миски, солонки, ложки. Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.

— Как вы думаете, для чего служили прялки?

Среди разнообразных предметов для напитков преобладали плоскодонные сосуды, которые по традиции сохраняли естественный цвет древесины, изредка окрашивались коричневой или красной краской либо покрывались олифой. Все изделия местных мастеров отличаются красивой формой, выразительным силуэтом с плавными линиями. В частности к таким сосудам относятся вышневолоцкий скобкарь с двумя слегка изогнутыми длинными ручками. Его несколько удлиненный корпус напоминает водоплавающую птицу.

— Кто из вас уже встречался с этим предметом утвари и где?

Повсеместно изготавливали различные долблёные солонки.

Заметное развитие в Вышневолоцком уезде получило изготовление резной деревянной скульптуры. Наиболее часто встречается скульптура святого Нила Столбенского.

— Что основал Нил Столбенский? (он является основателем Ниловой Пустыни на Селигере)

Нил Столобенский изображается сидящим со склоненной на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении изможденный старец скончался во время молитвы. Его монашеская одежда со слегка проработанными складками всегда окрашивается в черный цвет.

По воспоминаниям, полученных от коренных жителей вышневолоцкого края, в каждом уезде были свои мастера, которые изготавливали и украшали различные предметы.

Одним из древних видов народного искусства является художественная обработка металла. Вышневолоцкие кузнецы умели искустно ковать железо, мебель. Работали здесь и мастера художественного дела. В коллекции музея много образцов кузнечного мастерства 18-19 века светцы для лучины, амбарные замки, ключи, бубенчики и т. д.

К наиболее древним видам народного прикладного творчества, распространенного в нашем крае, относится гончарное производство. Его развитию способствовали месторождения красной, белой, синей и серой глин, имеющиеся на территории района. Многие гончары работали семьями в своих жилых домах, обжигая свои изделия в обычных печах.

На этом наша экскурсия подходит к кону.

III. Подведение итогов.

— В каком году основан наш краеведческий музей? (1932г.)

-Кто водил нас в музее? (экскурсовод)

— О чём рассказывал экскурсовод?

— С каким разделом музея нас познакомили Настя и Иль.

— Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой? (Исторический)
— С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).

— Что за мебель находиться в зале?

— Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

Источник

Особенности музейной экскурсии

Музейная аудитория – это совокупность всех посетителей музея, включая те группы, которые по тем или иным причинам пока еще не входят в орбиту деятельности музея, но являются потенциальными посетителями в будущем. Это особенность, которая обязательно учитывается при составлении экскурсий.

Как и любой экскурсии, музейной присуща коллективность осмотра. На экскурсии приходит, по выражению И. М. Гревса, «группа ищущих знаний», на момент участия в экскурсии представляющая собой определенное социально‑психологическое целое, основанное на общности интереса, переживаемых эмоций и настрое на восприятие информации (знаний), который экскурсовод должен закрепить и реализовать.

Для всех форм публичности характерен особый психологический климат, который роднит экскурсию со спектаклем или концертом. Каждый участник экскурсии в результате ощущает себя частью единого организма. Это единство возглавляет экскурсовод, организующий все действо согласно своим замыслу и воле.

Организующие признаки музейной экскурсии:

• тематичность – всякая экскурсия имеет заявленную тему;

• наличие маршрута – по этому пути движется вся экскурсия для раскрытия темы.

• приоритет зрительных впечатлений – главный признак музейной экскурсии (Н. А. Гейнике, А. В. Бакушинский). Экскурсовод уделяет большее внимание показу, созерцанию, наблюдению, а рассказ – лишь пояснение к показу;

• моторность – двигательная активность экскурсантов для созерцания объектов в разных ракурсах согласно задумке экскурсовода;

• пространственность (территория всего музея, отдельная экспозиция, фондохранилище), поэтому ее специфику определяют характер музейной среды и экспонаты. Вот почему экскурсии в художественном музее отличны от экскурсии в музее‑заповеднике, краеведческом, естественнонаучном и др.

Все музейные экскурсии подразделяются:

1. По месту проведения: по экспозиции, фондохранилищу, по территории всего музея. Также выделяют комплексные экскурсии, сочетающие показ экспозиции и других частей музея (заповедной зоны и др.).

2. По профилю: исторические, литературные, искусствоведческие и др.

3. По составу экскурсантов: для детской и взрослой аудитории; для местных жителей и туристов; для однородных или разнородных по составу групп (родители с детьми и т. п.).

4. По широте охвата: обзорная (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме).

5. По цели и направленности: культурно‑образовательные (обще образовательные) и учебные экскурсии. Среди учебных экскурсий также выделяют методические экскурсии музееведческого характера, знакомящие с особенностями хранения фондов, построением экспозиции.

Но в любом музее огромное значение для впечатления от экскурсии сыграет экскурсовод. От того, насколько виртуозно он владеет экскурсионным методом и учитывает ли в своей работе новейшие тенденции и требования экскурсантов, будет зависеть качество музейной экскурсии.

Экскурсионной деятельностью в музее занимаются сотрудники, различные музейные специалисты; часто они же проводят экскурсии, что особенно характерно для небольших по штату музеев. В крупных музеях экскурсии, как правило, проводят сотрудники экскурсионных отделов (бюро). Также экскурсионной деятельностью занимается методист, который определяет экскурсионную тематику, опираясь как на специфику музея, так и на запросы аудитории, и разрабатывает экскурсии, контролирует документацию, связанную с подготовкой экскурсии.

Подготовка экскурсии проходит поэтапно.

1‑й этап. Экскурсовод (музейный педагог) формулирует название будущей экскурсии и определяет ее целевую направленность, изучает необходимые источники и литературу, делает полезные выписки, составляет библиографию и картотеку.

2‑й этап. Экскурсовод изучает экспозицию, отбирает основные и дополнительные объекты показа, знакомится с научными описаниями и карточками (паспортами) отобранных экспонатов, намечает маршрут, учитывающий время и оптимальные приемы показа каждого объекта, строит логические переходы от одного объекта к другому.

3‑й этап. Написание индивидуального (тезисного) текста экскурсии, развернутого плана экскурсии (цель экскурсии, темы и подтемы, их краткое содержание, экспонаты, время показа), а затем после отработки этого плана на практике, в общении с аудиторией, – методической разработки экскурсии (здесь уже приводится подробный перечень используемых методических приемов).

Тенденция последних десятилетий – постепенный отказ от строгой методической разработки и переход к более свободному изложению содержания экскурсии. Однако, несомненно, итоговый документ экскурсии нужен. Именно он утверждается методическим советом по итогам проведения пробной экскурсии.

Экскурсия в музее может быть тематической и обзорной.

В тематических экскурсиях объектом показа и рассказа будут тема, раздел, комплекс экспозиции (от 2 до 4 залов осмотра, в каждом – 30–40 предметов). Показ объектов целиком зависит от темы экскурсии, а также от очередности раскрываемых подтем, иначе нарушится смысл экскурсии. Также большое значение в тематических экскурсиях имеют хронологические и тематические переходы, назначение которых – связать по смыслу содержание отдельных залов, разделов, комплексов.

Во время обзорной экскурсии по музею экскурсанты пройдут 10–12 залов, но в каждом осмотрят лишь 5‑10 предметов, наиболее ярко отражающих освещаемые события или явления. Материал излагается тезисно (основные характеристики), последовательное повествование в данном случае невозможно.

Основа музейной экскурсии – экспозиционный предмет, источник уникальной информации и эмоционального воздействия на посетителя‑экскурсанта. Все экспонаты можно подразелить на основные (наиболее значимые, без которых нельзя раскрыть тему экскурсии) и дополнительные (обогащают рассказ об основных экспонатах, но если их изъять из экскурсии, тему это не обеднит). Основные экспонаты выделяют экспозиционным фоном или месторасположением, хотя такое выделение условно. Ведь основной для одной экскурсии экспонат легко превращается в дополнительный при особенностях экскурсионной аудитории. Так, если группа состоит из детей, им будут неинтересны письменные памятники – дневники, письма и др. Также дополнительный в обзорной экскурсии экспонат легко становится основным в экскурсии тематической.

Маршрут экскурсии по экспозиционным залам строится по хронологическому, тематическому или тематико‑хронологическому принципу. Либо экскурсовод просто переводит группу из зала в зал (особенно если залы уже расположены по хронологии, что характерно, например, для исторических музеев), либо продуманно ведет от комплекса к комплексу, от подтемы к подтеме.

Дополнительных пауз на маршруте в музее нет. При всей своей компактности и небольшой протяженности музейная экскурсия крайне насыщена экспозиционным материалом – это одна из отличительных черт экскурсии по залам музея или выставки.

Структура экскурсии по экспозиции музея или выставки стандартна:

• краткое вступление (знакомство с группой, напоминание о правилах поведения в залах музея или выставки, определение цели экскурсии);

• краткое заключение (может быть в виде беседы, с использованием приема «вопрос‑ответ», главное – закрепление материала, наиболее запомнившихся экспонатов).

Экскурсии по залам экспозиции длятся в зависимости от возраста экскурсантов: 45–50 мин для младших школьников, 1,5 ч – для школьников старших классов, для взрослой аудитории – 2 ч.

Методика проведения экскурсий в музеях также имеет свои особенности. Так как музейные и выставочные экспозиции специально готовятся для осмотра экскурсантами, методика их показа проще по сравнению с показом во время городских экскурсий, и методических приемов здесь намного меньше, зато есть специфические приемы.

Основные приемы показа для музейной экскурсии:

• предварительный обзор – позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел или комплекс;

• зрительный анализ – с детальным наблюдением и всесторонним анализом экспонатов;

• зрительное сравнение экспонатов;

• зрительная реконструкция – попытка воссоздать памятник по сохранившейся его части, представленной в экспозиции, картину жизни того или иного народа – при показе интерьера и т. д.

Также во время музейных экскурсий группе экскурсантов, возможно, будет предложен просмотр видеозаписей, слайдов и иных иллюстративных материалов, связанных с темой экскурсии, прослушивание аудиозаписей. Демонстрация видеоролика и прослушивание звукозаписи должны укладываться в 2–3 мин, на просмотр научно‑популярного фильма отводится до 5 мин.

Рассказ экскурсовода должен быть краток, но при этом емок и выразителен. Основные приемы рассказа в музейной экскурсии:

• описание и характеристика объекта;

• цитирование подлинных документов или их копий;

• рассказ‑комментарий – посетители самостоятельно осматривают экспозицию, а экскурсовод сопровождает этот осмотр своими объяснениями, чтобы помочь группе понять смысл представленных экспонатов;

• задание (рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей);

• «вопрос‑ответ» (по окончании осмотра подводится итог наблюдениям экскурсантов).

Специфический музейный лекционно‑иллюстративный прием выходит за границы экскурсионного метода, поскольку преобладает речь экскурсовода, а экспонаты используются только как иллюстрации к рассказу.

Особенностью также экскурсии в музее является прием создания установки на узнавание. Чтобы сосредоточить внимание группы на определенном предмете, экскурсоводы взывают к знаниям экскурсантов, полученным до данной экскурсии. Именно в музее экскурсант может впервые увидеть памятник, прежде знакомый только по фотографиям, оригинал рукописи произведения, знакомого по школьной программе, и т. д. Музей документально подтверждает то, что экскурсант знал и до посещения экскурсии, а теперь еще больше укрепился в своих знаниях. Благодаря такому узнаванию обогащается восприятие экскурсанта. А когда экскурсовод, указывая на оригинал плана, хранящийся в музее, говорит: «Запомните конструкцию этой церкви, так строились все храмы этой эпохи», – экскурсант сможет при случае «узнать» подобную конструкцию в другом памятнике, причем в оригинальном виде, уже не только на плане. Но наиболее эффективен прием создания установки на узнавание, если экскурсовод подготавливает таким образом экскурсантов к встрече с самым ценным экспонатом в коллекции музея. Достаточно будет несколько раз (на протяжении всей экскурсии) упомянуть этот экспонат, подчеркнув его уникальность, и к моменту знакомства с ним аудитория уже будет максимально открыта для его восприятия.

Что касается техники проведения музейной экскурсии, то экскурсовод должен учесть:

• расстановку группы в экспозиционном зале по росту: экскурсанты более низкого роста встают впереди, более высокие – за ними;

• расстановку группы полукругом – по отношению к экскурсоводу и объектам показа, сам же экскурсовод стоит вполоборота к группе (поворачиваться спиной к группе или объекту нежелательно) и при первом упоминании о предмете смотрит на него – тогда это движение обязательно повторят и экскурсанты;

• не следует начинать новый фрагмент экскурсии, не дождавшись всей группы, как это часто делают начинающие экскурсоводы: не дав возможность рассмотреть экспонаты всей группе, они уже движутся к следующему объекту, но, выигрывая таким образом время, постепенно теряют свою аудиторию;

• отбор наилучших точек показа (в зависимости от времени и освещения объекта) лучше провести заранее, в разное время дня, обращая внимание на форму, размер, объемность экспоната, расстояние, с которого лучше показывать объект;

• если экскурсия долгая, нужно определить места на маршруте, где группа может отдохнуть (например, зал, в котором есть несколько скамеек или кресел для посетителей).

В целом особенности подготовки и проведения экскурсий по экспозиционным залам схожи с городскими экскурсиями. Основой успешной музейной экскурсии является продуманный отбор экспонатов, логично намеченный маршрут, гармоничное сочетание показа и рассказа.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите особенности техники проведения музейной экскурсии. В чем отличие от городской экскурсии?

2. Какие методические приемы показа и рассказа наиболее часто используются при разработке экскурсии по музею? С чем это связано?

Источник

Читайте также:  Путешествие с ребенком без прививки
Оцените статью