Задачи изучения истории государства права зарубежных стран

Цели и задачи дисциплины «История государства и права зарубежных стран»

Изначально история как самостоятельная наука не существовала. Она была органичной частью такой научной дисциплины, как философия. Исторические дисциплинарные методы при этом автоматически использовались в философских исследованиях, сама же история не имела своих целей и задач в достижении познания определенных событий, явлений и фактов. То есть как наука история, скорее, несла роль вспомогательной дисциплины в контексте философии.

Но с течением времени история начинает выделяться из философской научной системы, приобретает конкретную дисциплинарную самостоятельность и уже понимается как наука о законах исторической жизни человеческих сообществ.

В конце XVIII — начале XIX вв. история государства и права становится самостоятельной областью научного познания.

Так как функцией любой науки является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний, то и наука истории государства и права не сводится просто к описанию фактов и событий исторического прошлого, имеющих отношение к государству и праву. Как и любая другая наука, находящаяся в контексте истории, она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития исследуемых предметов.

История государства и права зарубежных стран исследует возникновение, становление и развитие институтов государства и права в их основных исторических формах, анализирует содержание государственно-правовых процессов, развивающихся во времени и в пространстве.

Целью преподавания данной дисциплины является формирование у студентов исторического способа восприятия таких институтов, как право и государство, ознакомление их с основными системами, способами и методами регулирования публично-правовой и частноправовой сфер жизнедеятельности. Дисциплина изучает исторические формы государства в сочетании с соответствующими системами и институтами права.

Читайте также:  Новости за четверг стране

Исследовательской областью историко-правовых наук являются конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в четкой хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.

Изучение науки истории государства и права зарубежных стран помогает учащимся создавать свои собственные суждения и прогнозы о тех процессах и явлениях, которые происходят в современном мире как в собственном государстве, так и в зарубежных странах.

Одной из главных задач предмета истории государства и права зарубежных стран является создание необходимых условий и предпосылок для лучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических учений, государственное и международное право, и других юридических дисциплин (цивилистики, уголовного права и процесса).

Задачей курса также является более широкая подготовка студентов в вопросах истории государства и права, выработка у них юридического взгляда на исторические явления.

Особое место в кругу задач преподавания дисциплины занимает рассмотрение исторических форм и типов государства, их особенностей применительно к отдельным странам Европы, изучение основных правовых памятников, повлиявших на становление современной государственно-правовой культуры.

Источник

Цели и задачи учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран»

История государства и права зарубежных стран — историко-правовая наука, изучающая исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. Ее цель — выявление исторических закономерностей развития государства и права. Эта наука дает возможность не только глубже понять реалии современности на основе мирового социального опыта, но и предсказывать дальнейшее развитие государства и права; вооружает юристов необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по реализации идеи правового государства в России.

История государства и права зарубежных стран включает общие сведения о государственно-правовых явлениях и процессах, присущих тому или иному обществу на различных этапах его развития; ознакомление с современными процессами в государственно-правовой сфере различных стран; формирование навыков самостоятельного анализа и оценки состояния политико-правовой организации современного общества.

В курс изучения введено всестороннее рассмотрение всей истории человечества, начиная с первобытнообщинного строя и создания первых государств древнего мира (Вавилона, Египта, Греции, Рима), детальное изучение Стран средневековой Европы и Азии эпохи феодализма, внимательное и углубленное исследование исторических процессов Нового времени с формированием капиталистических отношений и Новейшего времени, включая историю современных стран.

Рассматривая постепенное изменение общества, выделяют объективные законы развития общественных отношений и индивидуальные отличия и особенности формирования государственности и права в каждой отдельно взятой стране на каждом отдельно взятом историческом этапе развития. Поскольку современное общество базируется на наследии прошлого, для понимания современных процессов, происходящих в наше время, необходимо знать, какие исторические события и процессы повлекли становление и развитие форм государственного устройства и законодательства в каждой стране и каким образом может происходить это развитие в дальнейшем.

Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран, связь с другими науками

Предмет истории государства и права зарубежных стран — изучение государства и права отдельных зарубежных стран в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Объект изучения истории государства и права — это государство и право в процессе своего исторического развития.

История государства и права зарубежных стран широко использует метод историко-сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом. Это позволяет: 1) проследить генезис государственных форм, формирование правовых традиций; выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в каждой из стран; 2) выявить динамику и направленность дальнейшёго развития государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших; 3) объяснить происхождение современного государственно-правового состояния мирового сообщества.

Развитие государства и права происходит в связи с конкретными историческими реалиями и зависит от множества факторов: а) внутриполитической и международной жизни; б) социальных коллизий; в) идеологического режима; г) экономики; д) культурных традиций.

Как научная общественно-политическая дисциплина история государства и права зарубежных стран наиболее тесно Связана с историей отечественного государства и права и с общей гражданской историей. В то же время она взаимодействуют с целым рядом сугубо юридических дисциплин, наиболее активно — с общей теорией государства и права: историко-правовые дисциплины используют сформулированные ею категории и понятия при анализе государственно- правовых явлений прошлого. Связь историко-правовых дисциплин с отраслевыми юридическими науками (конституционное, гражданское, уголовное право) выражается в том, что они прослеживают исторические судьбы изучаемых им институтов, историческую практику использования этих институтов. На основе всеобщей истории государства и права построена научная дисциплина – сравнительное правоведение.

Источник

зарубэкз. 1. Предмет, задачи и периодизация дисциплины История государства и права зарубежных стран

Название 1. Предмет, задачи и периодизация дисциплины История государства и права зарубежных стран
Дата 08.06.2019
Размер 282.04 Kb.
Формат файла
Имя файла зарубэкз.docx
Тип Документы
#80971
страница 1 из 15
С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Priem_na_sluzhbu.doc, Priem_na_sluzhbu.doc.
Показать все связанные файлы Подборка по базе: Задание 3_3.0 и Задачи 3.1 и 3.2__b94d2b2f833c2fd4d16299a5624047, Этапы и задачи бюджетного планирования.docx, Ответы на экз. задачи по хир.стому (ВСЕ).doc, Абдукадырова задачи 1 тема.docx, Ситуационные задачи к теме 18.pdf, Экзаменационные задачи.doc, Ситуационная задачи. Асептика..docx, Сит задачи №3. Камалханов Адилет. 151 ОМ. 04.02.2021г..docx, ЮС ЗАДАЧИ.docx, лекция №1 Реаниматология. Понятие. Структура и задачи службы.do
1. Предмет, задачи и периодизация дисциплины «История государства и права зарубежных стран».

История государства и права — историко-правовая наука, изучающая и выявляющая исторические закономерности развития системы государства и права.

Предметом являются общие закономерности развития государства и права зарубежных стран в конкретных исторических условиях в процессе их эволюции.

ИГП имеет тесную связь с ТГП , с историей учений о праве и государстве.

Задачи ИГПЗС (главное):

Представление необходимого исторического базиса для ТГП и отраслей юр наук

Познакомиться с этапами возникновения и эволюции ГиП в конкретных исторических условиях развития определенных стран

Закрепить навыки и умения; анализ источника првава

Формирование юр мышления

выработка научного суждения о процессах, происходящих в нашей стране и в мире;

развитие умений здраво и гуманно судить о людях, ставших по собственной воле или по воле случая объектом или субъектом государственно-правовой деятельности;

ознакомление с лучшими образцами законодательного искусства и творчеством выдающихся политических реформистов.

1 раздел- ИГП в Древнем мире (Древний Восток и Античность) 5-4 тысячелетия до н.э.-конец 5в. н.э.

2 раздел-ИГП Средних веков: конец 5-начало 6 в.-17-18 века

3 раздел- ИГП в Новое время : 17-18 века-1914 год

4 раздел ИГП в Новейшее время: с 1914года.

6. Афинская рабовладельческая республика: становление, характерные черты, органы власти и управления, кризис.

Афинское государство возникает в Аттике. Во втором тысячелетии до н. э. Аттику населяло 4 племени. Каждое племя имело свое народное собрание: Совет старейшин и выборного вождя(базилевса).

В 8 в до н.э. проводятся реформы Тезея

  1. Был проведен синойтизм- объединение 4 племен в единый афинский народ
  2. Общество было поделено на 3 сословия:

1.Эвпатриды-богатые, знатные людт

2.Демнурги-ремесленники, тогровцы, купцы

3. Был создан совет Ареопаг-представители от эвпатридов

Были созданы новые должности- архонты, избиравшиеся только из эвпатридов . Было 9 человек сроком на 1 год

Задачи:

  1. Военные вопросы
  2. Жреческие
  3. Судебные

4.Территориальная реформа- территория была поделена на округа, называвшиеся навркавий. Каждый из них должен снарядить по 1 военному кораблю

Реформы Солона- 594 г до н.э.

Одним из архонтов был избран Солон. Он был торговцем, но являлся эвпатридом.

  1. Была проведена сисахфия-отмена долгового рабства (отменялось долговое рабство, должников отпускали, всех проданных за границу выкупали за счет общественной казны)

Была проведена земельная реформа. Земля поступила в свободный торг, но был ограничен максимальный размер земельных владений

  1. Цензовая-все население было поделено на 4 разряда по имущественному признаку
  1. Пятисотники- снабжала армию продовольствием и вооружением
  2. Всадники- кавалерия
  3. Зевгиты- тяжеловооруженная пехота
  4. Фетры- лекговооруженная пехота ( щит, копья).

В случае войны каждый разряд нес определенную воинскую повинность

  1. Структура власти. Был создан совет 400. По 100 человек с каждого племени из граждан 1-3 разрядов
  2. Уступка бедноте-суд присяжных «Гелиэя». Там могли участвовать феты

Вывод: реформы нанесли удар по родовой организации власти и привелегиям родоплеменной аристократии. Это озлобило богатых.

Вывод: реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии, озлобили богатых.

Реформы Клисфена-509 г до н.э.

  1. Территориальная. Аттика была разделена на 10 фил. Каждая фила была разделена на 3 части. 1часть-это часть порта, 2 часть-это часть города, 3 часть-это часть с/х равнины около Афин
  2. Был создан совет 500. По 50 человек от каждой филы
  3. Был введен остракизм- процедура. Один раз в год народное собрание путем голосования решало вопрос: есть ли среди афинских граждан противники существующего порядка. Ели такой находился, то он изгонялся из Афин на 10 лет без конфискации имущества.

Вывод: Реформы Клисфена завершили процесс становления государства в Древних Афмнах.

Наибольшего могущества Афинское государство достигло в 5-4 веках до н.э. Форма организации власти-демократическая рабовладельческая республика.

Принципы Афинской демократии

Сочетание непосредственной демократии и представительнойВыборность органов власти

Ответственность должностных лиц перед обществом

Срочность (обычно 1 год)

Коллегия 10 стратегов

С 3 в. до н.э. наступает кризис Афинского государства.

9.Становление и основные этапы развития государства в Древнем Риме.

Образование государства в Риме приходится на 753 г. до н.э. Начало процесса образования государства связано с разложением родоплеменных отношений у 3 племен, которые проживали около реки Тибр.

  1. Латины
  2. Сабины
  3. Этрусски

В 8 в. до н.э. прошел синойтизм и была образована римская родовая община. Коренных жителей Рима стали называть патрицией. Благоприятные климатические условия привлекли в Рим пришлое население, которых стали называть плебеями. Плебеи были обязаны платить налоги, несли военную повинность, но не могли участвовать в народных собраниях, владеть землей и вступать в брак с патрициями.

Римская родовая община имела органы власти

  1. Народное собрание
  2. Совет старейшин-Сенат
  3. Цпрь-рекс

Римская родовая община состояла из 3 племен, 30 курий и 300 родов.

Плебеи, сосредоточив в своих руках ремесло и торговлю, все острее ощущали свое бесправие и этот фактор явился катализатором образования государства. Есть 3 этапа развития Римского государства:

  1. Царский (753г. до н.э. -509 г. до н.э.)
  2. Аристократическая республика (509-27 года до н.э.)
  3. Римская империя (27г. до н.э.-475 г. до н.э.) Она имела два этапа:1. Принципат(27г до н.э.- по конец 3 века), 2доминат(конец 3 в.-475 г н.э.)

Первой победой плебеев явились реформы Сербия Тулия-6 в. до н.э.

  1. Римское общество было поделено на 6 разрядов по имущественному признаку. 1 разряд-самые богатые, 6 разряд-самые бедные(пролетарии)
  2. Были созданы новые органы власти. До реформы существовал один вид народных собраний-курлатные. В ходе реформы были созданы центуриатные народные собрания. Центурия-100. Помимо центуриатных были созданы еще трибутные народные собрания. Центуриатные-главные, трибутные решали местные вопросы.

Территориальная. Город Рим был разделен на 4 округа или трибы. Сельская равнина вокруг рима была ращделена на 17 триб.

13.Общая характеристика Законов XII таблиц: структура, источники, основные институты права.

Важнейший памятник права этой эпохи – Законы двенадцати таблиц, которые созданы согласно традиции коллегиями в середи- не в. до н. э. Название связано с тем, что они были записаны на 12дере-вянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима – Форуме. Законы двенадцати таблиц содержали постановления, регулирующие сферу семейных и наследственных отношений, а также нормы, отно- сящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме — центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание римских граждан. Отраслевое деление в Законах XII таблиц не развито. Ml таблицы посвящены процессуальному праву. Ill таблица содержит очень жестокие нормы долгового права. IV-VI таблицы содержат нормы гражданского и семейного права. VII таблица в основном определяла правила межевания земель. VHI-IX таблицы содержат нормы уголовного права. X таблица содержит нормы административного права. XI-XII таблицы содержат элементы государственного публичного права. По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право южноиталийских полисов-колоний.Право собственности и обязательства по законам XII таблиц. Для имущественных отношений эпохи Законов двенадцати таблиц ха- рактерно широкое распространение частной собственности, включая земельную. Со времен Законов двенадцати таблиц римское право подразделяло собственность на два типа: к первому типу относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Для отчуждения вещей первой категории требовалось соблюдение формальностей, носивших название ко второму – все прочие вещи, которые переходили от одного владельца к другому посредством бесформальной передачи на условиях, установленных договором – так называемой традиции. Одной из форм ограничения права собственности является сервитут -право на чужую вещь. Сервитута подразделялись на вещные (когда один собственник поступался правом на свою собственность в пользу другого) и личные (когда предоставлялось право пользования чужой вещью при сохранности самой вещи). 4, Для действительности договора согласно римскому праву необходимо: согласие сторон, которые обязываются, и оно не должно быть порождено насилием или обманом; его соответствие праву (закону). Все договоры римское право разделяло на четыре группы: вербальные договоры; литеральные; реальные; консенсуальные. Вербальный договор был древнейшим типом договора, словесным обязательством, на основе которого во времена Законов двенадцати таблиц совершались сделки разнообразных видов – купли-продажи, мены, займа и т. д. Для его действительности требовалось произнесение слов “даю”, “сделаю”. Вербальное обязательство устанавливалось посредством стипуляции (религиозной клятвы). Литеральные договоры — письменные обязательства – возникли и распространились с течением времени. Реальные контракты, выделенные римскими юристами в особую группу, характеризуются тем, что обязанность исполнения и связанная с ним ответственность наступают по реальным сделкам не с момента соглашения, а с момента передачи вещи. К таким контрактам, например, относились: договоры хранения; договоры займа – такие договоры, предметом которых являются вещи, наделенные родовыми признаками: деньги, вино, зерно, то есть все заменимые вещи; договоры ссуды, с которыми римское право связывало вещи индивидуально-определенные, незаменимые в принципе: подлежит возврату именно то, что было дано в ссуду. При консенсуальном договоре ответственность сторон возникает не при передаче вещи, а немедленно по заключении письменного или устного соглашения. К таким договорам относился, например, договор купли-продажи, а также договор найма. Брачно-семейное и наследственное право по законам XII таблиц В Древнем Риме были известны три формы заключения брака: брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под власть мужа; брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа; брак сине ману – без власти мужа. В эпоху Законов двенадцати таблиц нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи – отца, Господствующей формой брака в период империи становится брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие брачующихся – как жениха, так и невесты. Развод также был свободным – настолько, что император Август пытался законодательно ограничить право развода, установить брачный возраст (от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин) и ввести налог на безбрачие. Однако этот закон не соблюдался. Общим правилом стала раздельность имущества супругов. совместной жизни нес муж, но он был вправе распоряжаться доходом, который приносило имущество жены. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращалось жене. Власть главы семьи над детьми также постепенно ослабевала: убийство детей было признано преступлением, сыновьям еще при жизни отца могло предоставляться особое имущество, был упрощен порядок усы- новления внебрачных т. д. Согласно нормам наследственного римского права: первыми к наследованию призывались дети; если их не было – внуки, наследники второй очереди; в третью очередь наследовали братья наследодателя, его дядья и племянники; если и их не было, претор предоставлял право наследования наследникам четвертой очереди – всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала последующую. Особенностью римского права являются нормы, ограничивающие свободу завещательных распоряжений. Ими введен принцип обязательной доли наследования, сохранившийся до наших дней: ближайший родственник умершего, если его обошли наследством, имел право на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Само завещание подлежало составлению в письменной форме и удостоверению свидетелями. Преступления и деликты по законам XII таблиц Уголовное право складывалось из множества законов, включая Законы двенадцати таблиц, из постановлений народных собраний и сената, а также законов, изданных по инициативе диктаторов и императоров. К видам в римском праве можно отнести среди прочего: преступления, непосредственно затрагивавшие интересы римского государства, – присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т. п.; религиозные преступления, число которых значительно возросло после официального признания христианства; воинские преступления – измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т. п.; преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, – кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и т. д.; преступления против личности;. преступления против собственности. Наказание первоначально строилось на принципе возмездия, в период домината оно преследует цели устрашения. В императорском Риме происходит усиление карательной направленности наказания, резкое увеличение числа его видов: восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление; каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установленный срок, отдача в гладиаторы; различные виды ссылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка; по некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания; широко практиковалась конфискация имущества осужденных. 8. В древности судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратором-претором и судьей – частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях были народные собрания. Со временем в сфере судебного устройства и судопроизводства произошли следующие перемены. Судебной компетенцией в уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники, принадлежащие к административным органам империи. Суд и администрация представлены общими органами. Римский суд во времена империи превратился в сословный. Лица, принадлежащие к высшим привилегированным сословиям империи, судились самим императором. Чиновник получил привилегию судиться в суде собственного начальника. Разделения на предварительное и судебное следствие не существовало. Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины была пытка. В период республики существовало открытое, публичное рассмотрение судебных дел, во время же империи установилась строгая тайна судопроизводства, служившая прикрытием произвола. Высшей апелляционной инстанцией по судебным делам был император, а практически эту функцию исполняла его канцелярия.

19. Абсолютная монархия во Франции: общественный и государственный строй. Реформы Генриха IV и Ришелье.

Возникновение абсолютизма во Франции связано прежде всего с развитием капиталистических отношений. К 16 в. французская монархия теряет свои представительные функции, но сохраняет свою сословную структуру. Французский абсолютизм первоначально являлся прогрессивным явлением, так как помог преодолеть территориальную раздробленность. Франция способствует формированию французской нации, быстрому развитию промышленности и торговли. При абсолютизме можно было спокойно ездить по дорогам (разбой-казнь). Все сословия поддерживали абсолютизм.

Источник

Оцените статью