Задачи конституционного права зарубежных стран как науки

dvorkin

Личный блог и сайт обо всем на свете

Наука конституционного права зарубежных стран: понятие, источники, методы, основные функции.

Наука КП – система знаний о конституционно-правовых нормах и возникающих в результате действия этих норм конституционно-правовых отношениях. Наука КП дает этим нормам и отношениям научную оценку, прогнозирует развитие отрасли КП, изучает историю самой науки, ее методы и т. д. Существует единая наука КП, исследующая в сравнительном плане конституционные проблемы всех государств, разных социальных и политических систем.

Предмет науки КП – это исследование свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений, тенденций и закономерностей их организации, функционирования и развития, а также путей, форм и механизмов их реализации в жизнедеятельности личности, общества и государства.

Методами науки КП являются:

1) метод формально-логического (или формально-юридического) анализа исследуемого нормативного материала, состоящий в уяснении сути и значимости закона или иного нормативного акта исходя из его собственного содержания;

2) сравнительный (компаративный) метод. С его помощью облегчается и объективная оценка места и роли опыта каждой страны в развитии КП и науки о нем. На этой основе наука КП имеет возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию конституционного законодательства в соответствующей стране;

3) сравнительно-исторический метод. Его значение состоит в том, что он требует сопоставления национальных конституционно-правовых систем не только в статике, т.е. с точки зрения достигнутого на данный момент, но и в исторической динамике, с точки зрения их возникновения и развития;

4) метод конкретного социально-правового исследования. Используется с целью досконально отразить конституционно-правовой опыт конкретной страны.

Читайте также:  Какие нравственные устои прививает филиппинское государство населению страны

Основными функциями данной науки, исходя из ее сути и назначения, являются:

познавательная, направленная на получение достоверной информации об иностранном конституционном нраве и его институтах. Огромно значение этой функции в учебном процессе, в области получения качественного юридического образования;

прогностическая, позволяющая оценивать и обоснованно предвидеть (прогнозировать) тенденции государственно-правового развития;

прикладная, позволяющая применить знания иностранного конституционного права для совершенствования практики функционирования национальной государственности;

коммуникационная, способствующая юридически корректному поведению специалистов (должностных лиц) в условиях действия иностранного и международного права.

Источники конституционного права:

  1. Конституция (основной закон) суверенного государства.
  2. Законы суверенного государства.
  3. Нормативные акты органов государственной власти.
  4. Акты органов конституционного контроля.
  5. Судебные прецеденты.
  6. Регламенты парламентов государств.
  7. Акты органов местного самоуправления.
  8. Правовые (политические) обычаи.
  9. Религиозные источники.
  10. Правовая доктрина.
  11. Международно-правовые акты.

Источник

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

электронное учебное пособие

На главную

Об авторе

Содержание

Отправить сообщение

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Тепляшин И.В., 2006

Источник

Оцените статью


Краткий конспект лекций по курсу

ЛЕКЦИЯ 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
КАК НАУКА, ОТРАСЛЬ ПРАВА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

  1. Наука конституционного права зарубежных стран.
  2. Основные направления и школы в современной науке конституционного права.
  3. Предмет конституционного права зарубежных стран.
  4. Источники конституционного права зарубежных стран.

1. Наука конституционного права зарубежных стран

В отличие от действующего конституционного права, наука о нем — это не совокупность норм, а рассуждения тезисы гипотезы, выводы ученых. Наука изучает действие конституционного права, реализацию его норм, Обнаруживает закономерности его развития, формирует практические советы его развития с целью совершенствования норм и конституционно-правовых отношений. Она изучает историю науки, теорию, их развитие.

Исследование конституционного права зарубежных стран — это изучение и определенных сторон мирового опыта. Оно помогает отобрать, усовершенствовать, применить на практике, те модели конституционного регулирования, которые оказались эффективными в сходных условиях, и отказаться от институтов, оказавшихся несоответствующими общечеловеческим ценностям.

Конституционно-правовая наука прошла длительный путь развития. Она тесно связана с философией, социологией, политологией, религиоведением. Ее отпочкование в самостоятельную научную отрасль произошло позже, чем некоторых других юридических наук (например, гражданского, уголовного права), хотя процесс выделения новых юридических дисциплин продолжается и сейчас (например, экологическое право).

Первоначально некоторые идеи (например, об устройстве общества и государства) были высказаны в сочинениях писателей древнего мира — Платона, Аристотеля, Цицерона, Гая и др., хотя в то время ни самого конституционного права, ни науки о нем еще не было.

Конституционно-правовая наука сравнительно молода. Она появилась значительно позднее других юридических наук, таких как гражданское, уголовное, процессуальное права, и отпочковалась от философии, социологии и других наук лишь в первой половине XIX века.

В период борьбы против феодализма идеологи демократии Г.Гроций Б.Спиноза,Т. Гоббс, Т.Монтескье, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо и другие, выдвинули и обосновали важнейшие концепции конституционного права: конституционализм, народный суверенитет, народное представительство, разделение властей, естественные неотчуждаемые права человека. Эти теории служили идеологическим обоснованием ликвидации феодализма как общественного строя, способствовали движению организационного единства антифеодальных политических сил.

В XIX веке правоведы-конституционалисты — Т.Мэй, А. Дайси, Д. Милль — в Великобритании, Р.Гейнст — в Германии, и другие в своих фундаментальных работах создали классические теории конституционного права, включая такие конституционно-правовые дисциплины, как парламентаризм, правовое, социальное и демократическое государство. На рубеже и в начале XX века серьезный вклад в развитие теории конституционного права внесли Л.Дюги, М.Ориу (Франция), В.Орландо (Италия), Д.Брайс, С.Лоу (Великобритания), Г. Еллинек (Германия). В их взглядах появляются суждения о необходимости ограничения доли парламентов, усиления участия правительства в законодательстве, идей «сильно власти» и т.п.

Крупнейшими представителями современной западной науки конституционного права являются Ж.Бюрдо, М.Дюверже, М.Прело, Ж.Ведель во Франции, А.Дженнингс, Х.Филлипс, Д.Маккинтош, Д.Маршалл, П.Бромхед в Велиобритании, р.Паунд, Э.Карвин, Т.Кельзен, к.Левенщтейн, Л.Трайб в США, Т.Маунц, Г.Навяски, К.Хессе, К.фон Байне в Германии- разработавшие теории плюралистической демократии и др.

Что касается зарубежных «социалистических» стран, то установление в этих странах диктатуры коммунистических партий и тоталитарных политических режимов устранило всякую возможность легального развития подлинной конституционно-правовой науки.

2. Основные направления и школы в современной науке конституционного права

В настоящее время в науке конституционного права существует два основных направления.

Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов. Авторы, принадлежащие к этому направлению, рассматривают конституционное право с позиций классовой борьбы и нередко — с позиций диктатуры определенного класса или блока классов. У марксистов-ленинцев это рабочий класс (в настоящее время и здесь вносятся поправки: говорится о диктатуре народной демократии).

Революционные демократы отстаивают «совокупную» власть блока трудящихся и тех нетрудящихся, с которыми можно сотрудничать на этапе коренных демократических преобразований, способных в конечном счете привести к социализму. Левые радикалисты чаще всего фактор революционных изменений видят в некоторых отрядах интеллигенции, а то и в деклассированной группе «передовых борцов». Авторы радикалистского направления говорят о народной, социалистической демократии, но на деле выступают за авторитарные системы управления, за бессменное правление одной (коммунистической) партии, против разделения властей и местного самоуправления, за огосударствление экономики, за преимущество в правах определенных групп населения, за ликвидацию частной собственности., «эксплуататоров», в частности путем применения массовых насильственных средств.

Либеральной направление представлено работами ученых самых различных стран и континентов, включая современные постсоциалистические государства. Представители данного направления выступают за правовое, демократическое и социальное государство, разделение властей, признание местного самоуправления, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом и его представителями, за мирные средства разрушения конфликтов, поиски компромиссов и консенсуса, против закрепления в Конституции «руководящей и направляющей роли» одной партии в обществе и государстве, за подлинно народный, а не классовый характер государственной власти. Они считают, что конституция, как и конституционное право в целом, является не орудием диктатуры, а выражением социального контакта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который должен воплощать в своих нормах общечеловеческие ценности.

Между этими двумя полярными взглядами есть промежуточное течение, соединяющее некоторые черты обоих направлений. Не все ученые одного и того же направления придерживаются абсолютно одинаковых взглядов во всем, даже принципиальным вопросам. Существуют различные подходы к объяснению конституционно-правовых явлений, а отсюда возникают различные научные школы — коллективы ученых, использующих сходные методы исследований и дающих в целом аналогичные толкования их результатов. Крупные научные школы имеют международный характер, объединяют авторов из различных стран.

3. Предмет конституционного права зарубежных стран

В предмет конституционного права как отрасли права входят следующие общественные отношения, которые подвергаются регулированию со стороны этой отрасли:

1) общественные отношения, возникающие по поводу осуществления государственной власти – условия, порядок, процедура создания основных органов государственной власти (парламент, правительство и т.д.), так же порядок реализации своих функций со стороны данных органов, порядок их взаимодействия друг с другом, ответственность и ликвидация.

2) Общественные отношения, возникающие по поводу прав и свобод человека и гражданина – закрепление, приобретение и реализация прав и свобод, а также обязанности человека, групп людей, объединений, возникающие по поводу взаимодействия государства и человека, общества в ходе проведения выборов, референдумов и других демократических институтов.

Конституционное право зарубежных стран – это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы правовых связей личностей, коллективов, государства и общества, устанавливающие законные условия для осуществления государственной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными конституционными средствами.

4. Источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного (государственного) права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Основным, главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские государства) служит конституция — основной закон. Но конституции часто содержат лишь общие положения, обходя ряд важных вопросов государственной жизни, оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации.

При этом конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений в осуществлении государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.

Это законы, которые можно подразделить на:

а) Конституционные, вносят изменения в конституцию или дополняют ее. Они не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы.

б) Органические, принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом.

Имеют не менее важное значение в качестве источников государственного права, которые в отличие от конституционных принимаются на основе бланкетных норм, содержащиеся в конституциях. Например, органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты парламента, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания и т.д.

в) Чрезвычайные, принимаются только на короткий срок, на несколько месяцев, с правом парламента продлить этот срок. Эти законы могут отступать от положений конституции.

г) Обычные, законы принимаемые парламентом.

Также это парламентские уставы (регламенты парламентов и палат), устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов.

Необходимо выделить и подзаконные акты, а именно:

а) акты главы государства (указы, декреты);

б) нормативные акты правительства (постановления, акты министров);

в) нормативные акты министерств и ведомств;

Естественно не все акты, а лишь те, которые содержат нормы конституционного права, причем часто эти акты коренным образом изменяют порядок применения конституции, например, указы и декреты о введении чрезвычайного положения, как правило, сопровождающиеся прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных.

Замена правительственными актами традиционных источников государственного права является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.

К источникам конституционного права зарубежных стран нужно относить и нормативные договоры: а) международные договоры в части, касающейся вопросов конституционного права; б) внутригосударственные договоры (федеративные и др.).

Акты органов конституционного контроля, (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы, соответствующими или несоответствующими конституции.

Значительное место в конституционном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и других англосаксонских странах.

Конституционный обычай — сложившееся в практике однообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (в литературе они называются согласительными нормами). Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении конституционного права зарубежных стран невозможно. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, новой Зеландии.

В зарубежной классической литературе встречаются утверждения, что источниками конституционного права являются мнения и высказывая выдающихся ученых-государствоведов — правовая доктрина. Эта концепция широкое распространение получила в Великобритании.

а) религиозные источники — в мусульманских странах конституцию заменяю Коран и Сунна, стоящие иногда выше конституции.

б) декларации, хартии, программы и т.п., акты правящих партий во многих развивающихся и социалистических странах.