- ПрактиКум по дисциплине «конституционное право зарубежных стран»
- Содержание
- Решение задач по конституционному праву зарубежных стран
- Нет нужной работы в каталоге?
- Требуются доработки? Они включены в стоимость работы
- Решение задач «Практическая работа», Конституционное право зарубежных стран, право
- Методические рекомендации к практической подготовке студентов заочной и сокращенной формы обучения по дисциплине
- Главная > Методические рекомендации
ПрактиКум по дисциплине «конституционное право зарубежных стран»
Планы семинарских занятий, тестовые задания
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Читинского института (филиала) Байкальского государственного университета экономики и права
Автор-составитель: ассистент кафедры государственно-правовых дисциплин О. В. Воеводова
Рецензент: к.ю.н., заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин О. Б. Березина
Практикум по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» /
автор-составитель О. В. Воеводова. – Чита: Изд-во ЧИ БГУЭП, 2010. – 43 с.
Содержит планы семинарских занятий, тестовые задания по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран», приводится список рекомендуемой литературы.
Предназначен для студентов очной формы обучения по специальности 030501 65 Юриспруденция.
© Воеводова О.В. 2010
© Издательство ЧИ БГУЭП, 2010
Содержание
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………………………………5
Тема 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА……………………… 5
Тема 2. ТЕОРИЯ КОНСТИТУЦИИ, КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ЗАРУЕЖНЫХ СТРАНАХ……………………………… 8
Тема 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………… 9
Тема 4. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН…………………………………………. 11
Тема 5. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………………………………………… .13
Тема 6. ПАРЛАМЕНТ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ…………………………. 15
Тема 7. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА И ПРАВИТЕЛЬСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ……………………………………………………………………………. 16
Тема 8. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………. 18
Тема 9. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ…………………………………………………………. 19
Тема 10. ОНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА США………………… 21
Тема 11. Основы конституционного права Франции………. 22
Тема 12. Основы конституционного права ФРГ………………. 24
Тема 13. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ 25
Тема 14. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КНР И ЯПОНИИ……………………………………………………………………. 27
Тема 15. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ КОРЕИ…………………. 27
Тема 16. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА СТРАН СНГ ..28
Тема 17. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА……………………………………………………………. 28
Тема 18. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИНДИИ……. 29
Тема 19. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИТАЛИИ…….30
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ…………………………………………….32
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42
Конституционное право зарубежных стран является обязательной общепрофессиональной дисциплиной, преподаваемой студентам юридического факультета. В рамках учебного процесса предусмотрены лекционные занятия, проведение которых направлено на формирование у будущих юристов базовых знаний зарубежного конституционного права, формирования представлений о различных правовых системах, а также проведение семинарских занятий, целью которых является развитие у студентов аналитического мышления, навыков применения метода сравнительного правоведения; обучение студентов самостоятельной, творческой и научно-исследовательской работе в рамках определенных тем курса «Конституционное право зарубежных стран».
Данный практикум включает в себя планы семинарских занятий по конкретным темам курса «Конституционное право зарубежных стран». В структуре каждого плана предусмотрены:
1. Вопросы для докладов и обсуждения, по которым студенты должны приготовить устные сообщения, должны быть готовыми задавать вопросы к студенту-докладчику, а также делать дополнения и обобщения.
2. Контрольные вопросы обсуждаются на семинарском занятии, они являются ключевыми, носящими спорный характер или вызывающими затруднения у студентов. Данные вопросы вынесены в отдельный блок в целях актуализации и закрепления знаний студентов по теме.
3. Практические задания. В данном разделе для выполнения студентами предложены различные задания: аналитического, сравнительного, творческого характера, задания на сопоставление понятий.
Указанная структура семинарских занятий характерна, в основном, для Общей части дисциплины «Конституционное право зарубежных стран». Для проведения семинаров в рамках Особенной части предлагаются планы коллоквиумов и викторин по конкретным зарубежным странам. Кроме того, по отдельным темам возможно проведение деловых игр.
Помимо прочего, данный практикум включает тестовые задания для промежуточного контроля знаний студентов, список рекомендуемой литературы.
Источник
Решение задач по конституционному праву зарубежных стран
Нет нужной работы в каталоге?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы 
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Источник
Решение задач «Практическая работа»,
Конституционное право зарубежных стран, право
Конституционное право зарубежных стран, право
ID (номер) заказа
Конституционное право зарубежных стран, право
Студенты обязаны прорешать все задачи. Решение (ответ) на задачу должен быть взависимости от поставленного вопроса. Не более половины страницы. ЗАДАЧИ Задача 1. В соответствии со ст. 79 Основного закона ФРГ для внесения поправок в него требуется не менее 2/3 голосов членов Бундестага и 2/3 голосов членов Бундесрата. Имеет ли значение положение данной статьи для класси¬фикации конституций? Какое? Задача 2. Британская доктрина конституционализма от¬носит к писаным только акты, исходящие от парламента, т.е. статуты. Судебные же прецеденты, как и конституционные обычаи, относятся к неписаной части права. Охарактеризуйте Конституцию Великобритании по форме и по способу принятия. Задача 3. 15 июня 1997 г. группа членов Совета Федера¬ции внесла на рассмотрение палаты поправки в ст. 71 Кон¬ституции. После соответствующего обсуждения Совет Феде¬рации одобрил данные поправки и направил их Президенту для утверждения и опубликования. Есть ли в данном условии задачи нарушения законода¬тельства? Ответ обоснуйте. Задача 4. 18 мая 1997 г. Государственная Дума Россий¬ской Федерации приняла в форме федерального закона закон «О внесении изменений и дополнений в ст. 124 Конституции Российской Федерации». Закон был передан на утверждение Совета Федерации, однако был им отклонен. Почему? Задача 5. В соответствии со ст. 138 Конституции Италии «Законы, изменяющие Конституцию, и другие конституцион¬ные законы принимаются каждой из палат после последова¬тельного обсуждения с промежутком не менее трех месяцев и одобряются абсолютным большинством членов каждой пала¬ты при втором голосовании. Эти законы выносятся на народный референдум, если в течение трех месяцев после их опубликования этого потребует пятая часть членов одной из палат, или пятьсот тысяч избира¬телей, или пять областных советов. Закон, вынесенный на референдум, не считается принятым, если он не одобрен большинством признанных действительных голосов. Референдум не проводится, если при повторном голосо¬вании в каждой из палат закон был принят большинством в две трети голосов их членов». Сравните данные положения с аналогичными в Консти¬туции Российской Федерации. Задача 6. В соответствии со ст. 139 Конституции Италии «Республиканская форма правления не может быть предметом конституционного пересмотра». Сравните положения указанной статьи с аналогичными В Конституции Российской Федерации. Задача 7. В ст. 96 Конституции Японии закреплено: «По¬правки к настоящей Конституции вносятся по инициативе Парламента с согласия не менее 2/3 общего числа членов обеих палат и представляются затем на одобрение народа; поправка считается одобренной, если за нее высказалось большинство голосовавших, либо в порядке особого референ¬дума, либо путем выборов в соответствии с решением Парла¬мента. Утвержденные указанным образом поправки немедленно промульгируются Императором от имени народа в качестве неотъемлемой части настоящей Конституции». К какой по форме относится Конституция Японии? Задача 8. Конституция королевства Испания 1978 г. пре¬дусматривает, что «проекты изменения Конституции должны быть приняты большинством трех пятых членов каждой из палат Генеральных кортесов». Какие юридические свойства Конституции Вы можете здесь выделить? Задача 9. В соответствии со ст. 168 Конституции королев¬ства Испании «когда вносится предложение о полном пере¬смотре Конституции или о частичном ее пересмотре, затраги¬вающем вводный раздел, секцию 1 второй главы первого раз¬дела или второй раздел, то принципы пересмотра должны быть приняты большинством 2/3 числа голосов каждой пала¬ты, после чего Генеральные кортесы распускаются. Вновь избранные палаты могут утвердить решение и про¬вести изучение нового конституционного текста, для чего необходимо одобрение большинства 2/3 числа членов каждой из палат. Одобренная Генеральными кортесами реформа передается на референдум для ее ратификации». Сравните данное конституционное положение с анало¬гичным в Конституции Российской Федерации. Задача 10. Конституцией Канады предусматривается, что «Поправка, внесенная в соответствии с параграфом 1, но нарушающая законодательные полномочия, права собственно¬сти или какие-либо права или привилегии какого-либо зако¬нодательного собрания или правительства провинции, требует резолюции, принимаемой большинством членов в каждом из органов — в Сенате, Палате Общин и законодательных собра¬ниях». Сравните данное конституционное положение с анало¬гичным в Конституции Российской Федерации
Закажите подобную или любую другую работу недорого
Источник
Методические рекомендации к практической подготовке студентов заочной и сокращенной формы обучения по дисциплине
Главная > Методические рекомендации
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Образец решения задачи.
В 5-мандатном избирательном округе на выборах в парламент баллотировались 4 партии (А, Б, В, Г). Всего проголосовало 100000 избирателей. По результатам голосования распределение голосов избирателей сложилось следующим образом:
Определите, сколько мест в парламенте получит каждая партия:
с помощью метода Томаса Хейра или естественной квоты;
с помощью метода Хогенбах-Бишофа или искусственной квоты.
При наличии оставшихся мандатов распределите их с помощью способа наибольшего остатка.
Дано: 5-мандатный избирательный округ, 4 партии (А, Б, В, Г). Распределение голосов: А) 40000; Б) 34000; В) 16000; Г) 10000.
Общая сумма поданных голосов: 40000+34000+16000+10000=100000.
1) Определим, сколько мест в парламенте получит каждая партия с помощью метода Томаса Хейра или естественной квоты .
Для определения естественной квоты необходимо поделить общее количество поданных голосов на количество мандатов (подлежащих избранию депутатов от данного округа): Поскольку в условии задачи определен 5-мандатный избирательный округ, значит количество мандатов равно 5.
Таким образом, 100000 / 5=20000. Это и есть естественная квота. То есть для того, чтобы партия смогла получить одно место в парламенте, надо получить 20000 голосов.
Теперь определим, сколько мест в парламенте получит каждая из партий:
А) 40000 /20000 = 2 мандата (остаток 0 голосов (40000-20000*2));
Б) 34000 / 20000 = 1 мандат (остаток 14000 голосов (34000-20000));
В) 16000 / 20000 = 0 мандатов (остаток 16000 голосов);
Г) 10000 / 20000 = 0 мандатов (остаток 10000 голосов).
В итоге из 5 мандатов по данному округу распределено 3 мандата, а 2 мандата еще остались нераспределенными.
Согласно условиям задачи распределим оставшиеся мандаты с помощью способа наибольшего остатка. Данный способ предполагает, что мандат получает та партия, у которой осталось больше всего неиспользованных голосов. В нашем случае это партия В. Последний мандат остается партии Б.
2) Определим, сколько мест в парламенте получит каждая партия с помощью метода Хогенбах-Бишофа или искусственной квоты .
Для вычисления искусственной квоты к числу мандатов добавляется единица, и это в итоге искусственно уменьшает избирательный метр (избирательную квоту), что дает возможность распределить большее количество мандатов.
По условиям задачи избирательная квота вычисляется следующим образом: 100000 / (5+1) = 16667 голосов.
В таком случае мандаты распределятся более полно:
А) 40000 / 16667 = 2 мандата (остаток 6666 голоса);
Б) 34000 / 16667 = 2 мандата (остаток 666 голосов);
В) 16000 / 16667 = 0 мандатов (остаток 16000 голосов);
Г) 10000 / 16667 = 0 мандатов (остаток 10000 голосов).
Таким образом, нераспределенным остается только 1 мандат.
Согласно условиям задачи распределим оставшийся мандат с помощью способа наибольшего остатка. Больше всего неиспользованных голосов осталось у партии В, значит ей и достается последний мандат.
4. Контрольные задания по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
4.1. Теоретический раздел
1. Государственные режимы в зарубежных странах. Характеристика на примере ряда стран.
Дайте понятие и определите сущность категории «государственный режим». Соотнесите понятия «государственный режим» и «политический режим». Перечислите государственные режимы, характерные для различных видов республик и монархий, опишите их особенности, а также определите различия между ними. Ответ обоснуйте примерами из конституций зарубежных стран.
2. Виды и формы ответственности правительства, применяемые в зарубежных странах.
Раскройте назначение и сущность правительственной ответственности. Укажите все виды ответственности правительства и охарактеризуйте каждую из них. По каждому виду ответственности приведите примеры. Рассмотрите формы политической ответственность правительства и укажите их зависимость от формы правления в государстве. Раскройте смысл и значение понятий «вотум доверия» и «вотум недоверия», «конструктивный вотум недоверия», «интерпелляция», указав при этом примеры их практического использования в политической борьбе партий в зарубежных странах..
3. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами: сравнительный анализ.
Опишите модели разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами. Определите отличительные признаки американской, германской, индийской и австрийской моделей регламентации компетенции. Какие процедуры конституционно устанавливаются для разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах? Приведите примеры по всем рассматриваемым вопросам. Раскройте понятие «остаточная компетенция».
4. Смешанная республика: сравнительный анализ.
Дайте понятие, перечислите признаки, а также выявите особенности взаимоотношения государственных органов в смешанной республике, учитывая возможность существования различных вариантов данной формы правления. Каковы современные тенденции эволюционирования смешанной республики? Для обоснования ответа приведите примеры из конституций зарубежных стран. Рассмотрите конкретную страну с такой формой правления и определите на основе конституции, какие имеются признаки от президентской, а какие – от парламентарной республики.
5. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы: сравнительный анализ на примере ряда стран.
Определите суть, основополагающие принципы основных избирательных систем: мажоритарной и пропорциональной. Перечислите достоинства и недостатки каждого вида избирательных систем. Определите отличия системы единственного непередаваемого голоса и системы единственного передаваемого голоса. Охарактеризуйте понятия «связанные» и «свободные» списки, «преференциальное голосование», «панаширование». Приведите примеры по всем рассматриваемым понятиям.
6. Унитарное государство: характеристика основных признаков.
Дайте определение унитарного государства. На примере ряда стран раскройте признаки унитарного государства, а также охарактеризуйте его виды. Раскройте содержание понятий «регионалистское государство», «государство автономий», «централизованное унитарное государство» и «децентрализованное унитарное государство», перечислите их признаки, приведите примеры таких государств.
7. Автономия в зарубежных странах.
Дайте определение автономии, раскройте ее назначение, перечислите и раскройте ее признаки. Укажите виды автономии и дайте им характеристику. На примере ряда стран проведите сравнительный анализ различных видов автономий, опишите специфику их правового статуса. Раскройте понятия «национально-культурная автономия», «национально-территориальная автономия», «административная автономия», «политическая автономия».
8. Президентская республика, ее признаки и особенности.
Дайте понятие и охарактеризуйте признаки президентской республики. Укажите, в чем заключаются ее особенности. На примере ряда стран проведите различие в порядке формирования и взаимоотношениях главы государства, правительства и парламента в президентской республике и иных ее разновидностях. Раскройте понятия «административный премьер», «импичмент».
9. Парламентская республика, ее признаки и особенности
Дайте понятие и охарактеризуйте признаки парламентской республики. Укажите, в чем заключаются ее особенности. На примере ряда стран проведите различие в порядке формирования и взаимоотношениях главы государства, правительства и парламента в парламентской республике и иных ее разновидностях. Раскройте понятия «вотум недоверия», «резолюция порицания».
10. Институт референдума в зарубежных странах.
Дайте определение и поясните смысл термина «референдум», указав его отличие от понятий «всенародное обсуждение» и «опрос общественного мнения». Определите значение референдума как непосредственной формы реализации народного суверенитета. Приведите всевозможные классификации референдума, охарактеризуйте его виды. Опишите юридическую силу решения референдума. Опишите, каким образом решается вопрос о назначении, содержании и проведении референдума в зарубежных странах. Раскройте понятие «формула референдума». Какие требования к ней предъявляет конституционное законодательство зарубежных стран?
4.2. Практический раздел
1. Жители штата Иллинойс избрали трех граждан США в Сенат – верхнюю палату Конгресса США. Один из избранных граждан (31 год) приобрел американское гражданство в порядке натурализации за 7 лет до выборов и все это время проживал в штате Иллинойс. Другой избранный (29 лет) являлся гражданином США по рождению и в течение последних 10 лет проживал в штате Иллинойс, однако за год до выборов перехал на постоянное жительство в соседний штат Миссури. Третий гражданин США (40 лет) на момент избрания являлся жителем штата Индиана.
Какие допущены ошибки в описанной ситуации? Ответ обоснуйте нормами Конституции США.
2. Рассмотрите ситуации:
а) Председатель Национального собрания Франции назначил одним из членов Конституционного совета депутата Национального собрания.
б) Бундестаг и Бундесрат ФРГ совместно избрали в Конституционный суд одного из федеральных министров.
в) Президент Италии назначил одним из судей Конституционного суда адвоката, стаж работы которого 21 год.
Оцените данные ситуации. Правомерны ли действия указанных субъектов по формированию органов конституционного контроля? Может ли судья Конституционного суда Италии продолжать заниматься адвокатской деятельностью? Обоснуйте ответ соответствующими конституционными нормами.
3. В ходе законодательного процесса во Франции возникли разногласия между Национальным собранием и Сенатом. После двух чтений в каждой из палат законопроект не был принят.
Как вправе поступить в данной ситуации Премьер-министр Франции? Обоснуйте ответ соответствующим конституционными нормами.
4. На очередных президентских выборах в США кандидаты на пост Президента и Вице-президента не были избраны выборщиками.
Как может поступить Конгресс в данной ситуации?
А – президента изберет Палата Представителей;
Источник