Задачи стран по охране окружающей среды

Проблемы охраны природной среды, задачи и их способы решения

Природа нуждается в разумном, рациональном использовании ее ресурсов. В настоящее время уже во всех странах осознана необходимость охраны биосферы в интересах дальнейшего существования человечества.

Международные соглашения по охране биосферы

Еще в 1971 г. Международная организация по вопросам просвещения, науки и культуры при Организации Объединенных Наций (ЮНЕСКО) приняла Международную биологическую программу «Человек и биосфера». Задача этой программы — объединить усилия естествоиспытателей, социологов и других специалистов в изучении состояния окружающей среды и воздействия человека на биосферу.

Конечная цель этой программы — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, разработка рекомендаций по рациональному использованию, сохранению и воспро­изводству ресурсов биосферы.

Успешная реализация программы предполагает решение следующих проблем:

  1. Обеспечение человечества полноценным питанием, а промышленность сырьем.
  2. Создание наиболее экономически выгодных искусственных сообществ организмов (агроценозы) в различных зонах земного шара.
  3. Использование живой природы, не истощая ее ресурсов и не нарушая существующей в ней гармонии.

Реализация программы государством

Возможность осуществления наиболее действенных мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов возможна только в странах, в которых нет частной собственности на землю и средства производства, что обеспечивает ра циональное планирование освоения природных ресурсов и контроль за его выполнением.

Определение задач

Уже в первые годы после утверждения программы было принято несколько декретов по охране природы. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов в нашей стране закреплены в ряде статей, призванных обеспечить следующее:

  • Организация мер для охраны и научно-обоснованного, ра­ционального использования земли и ее недр;
  • сохранность водных ресурсов;
  • охрана раститель­ного и животного мира;
  • решение экологических проблем загрязнения воздуха и воды;
  • обеспечение воспроизводства природных богатств;
  • улучшения окружающей среды человека.

Другие законодательные нормы призывают беречь и охранять богатства растительного и животного мира, следить за чистотой атмосферного воздуха.

Законодательные меры охраны природы

Технологический прогресс

На действующих предприятиях используются очистные сооружения и замкнутые циклы, при которых отходы снова перерабатываются и не поступают в окружающую среду. Так, на металлургических заводах система водоснаб­жения приближается к бессточной, потребление свежей технической воды составляет всего 2,8%. В результате в густонаселен­ных с наиболее развитой промышленностью регионах нашей страны реки несут чистую, незагрязненную воду.

Лесные хозяйства имеют безотходное производство. Щепки и опилки пускаются в дело. Даже пни от спиленных деревьев зря не пропадают, на них выращи­вают съедобные грибы, а вырубки немедленно засаживают новыми са­женцами.

По всей стране проводится рекультивация почв, ранее нарушенных при добывании полезных ископаемых или при иной хозяйственной деятельнос­ти. В степной полосе нашей страны проводятся большие работы по поле­защитному лесонасаждению, созданию водохранилищ, мероприятия по борьбе с эрозией почв и т. д. В Средней Азии проведено орошение засуш­ливых земель, при этом приняты меры по охране почв от засоления, используя закрытые ирригационные системы.

Создание природных комплексов

С целью сохранения редких растений, животных и ландшафтов с био­геоценозами, характерными для различных природных зон, создана сеть заповедников. Они имеют большое значение как эталоны памятников при роды и для сбережения генофонда диких растений и животных. Многие из них в последующем могут быть использованы для селекции.

Законодательная регуляция

В нашей стране регламентируется отстрел промысловых животных, сбор лекарственных и других дикорастущих растений, создаются заказники, применяются и другие меры для воспроизводства и восстановления численности используемых растений и животных.

Россия является инициатором ряда международных актов об охране биосферы. В частности, еще в 1977 г. в Женеве подписана конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Ее подписали 33 государства — члены ООН.

Также организовываются общегосударственные службы наблюдения и контроля за состоянием природной среды. Ряд постановлений обязывает министерства и ведомства при проектировании предприятий и сооружений предусматривать резкое сокращение или полное исключение загрязнения окружающей среды.

Источник

Основные задачи, принципы охраны окружающей природной среды

Существует тесная взаимосвязь между общим экономическим ростом и изменениями в окружающей среде. В этой связи рассмотрение вопросов общественного развития без учета экологических факторов и закономерностей, регулирующих взаимосвязи общества с природой, может привести к нежелательным экономическим и социальным последствиям.

Государственное регулирование природопользования, охраны окружающей природной среды вызвано неблагоприятной экологической ситуацией на всей территории России. 33% выбросов приходится на предприятия металлургического комплекса; 30% — на энергетику, 7-8% – на химическую, угольную промышленность, в городах более 50% выбросов в атмосферу приходится на транспорт (в некоторых городах – около 70%). Неудовлетворительно работают городские очистные сооружения; более 25% сельскохозяйственных угодий подвержены эрозии; 15% – заболочены; более 20% сельскохозяйственной продукции содержат нитраты. При добыче полезных ископаемых теряется: 15% угля, 30% – железной руды; извлечение нефти из пластов не превышает 30%

Причинами экологических кризисов являются: монополизм государства и частной собственности на природные ресурсы; господство военно-промышленного комплекса; преобладание потребительской психологии граждан и руководителей предприятий и организаций; отсутствие экономических, административных и правовых мер, которые стимулировали бы природопользователей и других хозяйственных субъектов к выполнению требований экологии.

Основные принципы в области государственного регулирования окружающей среды:

· приоритет охраны жизни и здоровья человека;

· научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;

· рациональное использование природных ресурсов;

· соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и ответственность за экологические правонарушения;

· гласность в работе и тесная связь в решении экологических проблем.

Перечисленные принципы определяются международным и национальным законодательствами в области охраны окружающей среды, требованиями экологизации экономики и направлены на разработку экономического механизма обеспечения экологически устойчивого развития.

Стратегические задачи и цели правительства в области охраны окружающей природной среды:

— сохранение природных богатств, естественной среды обитания человека;

— поддержание благоприятной безопасной окружающей среды для обеспечения физического, социального, психологического благополучия населения;
— обеспечение рационального природопользования;

— сохранение генетического фонда, видового и ландшафтного разнообразия природы;

— сохранение равновесия биосферы на локальном, региональном, глобальном уровнях;

— предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной деятельности.

Сущность охраны окружающей природной среды заключается в нахождение оптимального соотношения экологических интересов общества с экономическими интересами. Интересы эти противоречивы. Можно выделить три пути выхода из создавшихся противоречий: экологический утопизм; экономический экстремизм, т. е. когда предполагается развивать экономику без оглядки на экологию; сочетание экономических и экологических потребностей с учетом приоритета охраны жизни и здоровья человека.

Принципы охраны окружающей природной среды:

· соблюдение всех требований природоохранительного законодательства;

· рациональное использование природных ресурсов, учет законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды;

· приоритет жизни и здоровья человека, обеспечение экологических условий для жизни, труда, отдыха населения;

· международное сотрудничество в области экологии и в охране окружающей природной среды.

12.2. Основные направления защиты природной среды

Объекты, подлежащие охране: естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы; земля, недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир; государственные природные заповедники, национальные парки, памятники природы, редкие виды животных и т.д.

В настоящее время в России более 100 природных заповедников, площадью более 25 млн. га. На территории заповедников запрещается хозяйственная и рекреационная деятельность, сбор ягод, добыча природных ископаемых, пролет самолетов ниже 2 км., проезд, проход посторонних лиц вне специальных дорог.

В России более 1500 государственных природных заказников, площадью около 60 млн. га. Заказники могут быть ландшафтными, геологическими, биологическими и др. В них можно частично собирать ягоды, грибы, охотиться, если это не мешает основной цели этого заказника. В России примерно 30 национальных природных парков, площадью более 5 млн. га.

Основные задачи национальных парков заключаются в следующем: создание условий для экологического туризма; сохранение природных памятников истории, культуры; организация экологического просвещения.

Компетенция правительства в области охраны окружающей природной среды:

— осуществляет реализацию государственной экологической политики;
— готовит ежегодный доклад о состоянии охраны окружающей природной среды;

— координирует деятельность министерств и ведомств;

— утверждает экологические нормативы выбросов загрязняющих веществ;

— принимает решение о прекращении деятельности предприятий независимо от форм собственности;

— обеспечивает население необходимой экологической информацией;
— обеспечивает организацию экологической службы.

Важнейшими федеральными законами в данной сфере являются: Закон «Об охране окружающей природной среды»; Закон «О недрах»; Закон «О животном мире»; Закон «Об экологической экспертизе»; Закон «О радиационной безопасности»; Закон «Об особо охраняемых природных территориях».

К основным направлениям охраны окружающей природной среды относятся:
— охрана атмосферного воздуха – прежде всего необходимо сократить количество выбросов вредных веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;

— охрана водных ресурсов – необходимо сократить сброс загрязненных сточных вод, поступления загрязняющих веществ до предельно допустимых величин;

— охрана земли, почв, недр – необходима борьба с водной, ветровой эрозией, сокращение применения ядохимикатов;

— охрана растительного и животного мира, т.е. организация новых заповедников, заказников, ведение Красной книги;

— доведение особо охраняемых природных территорий до норматива международных стандартов;

— решение межрегиональных экологических проблем в зонах с неблагоприятной экологической ситуацией (Арктика, Черное море, Кузбасс, Байкал.).

Экономический механизм охраны окружающей природной среды включает в себя: механизм регулирования экономических отношений; систему мер экономического стимулирования охраны природы и рационального использования природных ресурсов; меры административного и уголовного наказания.

Основные элементы экономического механизма охраны окружающей природной среды:

· учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов;

· планирование, разработка и финансирование программ по охране окружающей природной среды;

· лицензии, лимиты, льготы природопользователям;

· формирование рынка экологических услуг, представленного экологической информацией, системой сертификации, услугами по оценке и компенсации ущербов, экологическим страхованием, сервисным обслуживанием национальных парков.

Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды:

· организация финансирования природоохранных мероприятий;

· установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов загрязняющих веществ и размещения отходов;

· установление нормативов оплаты и размеров платежей за использование ресурсов;

· возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека;

· предоставление различных льгот, кредитов за внедрение малоотходных и безотходных, ресурсосберегающих технологий, производств.

Финансирование экологических программ осуществляется за счет:

· бюджетов всех уровней управления (федеральные бюджеты, бюджеты субъектов, средства предприятий организаций);

· средств обязательных экологических фондов всех уровней;

· средств фондов экологического страхования;

· кредитов и других источников.

Экологические фонды создаются для решения неотложных природоохранительных задач и компенсации причиненного вреда. Основные направления расходования средств этих фондов:

— на воспроизводство природных ресурсов;

— на внедрение экологически чистых технологий;

— на строительство очистных сооружений;

— на развитие экологического воспитания;

— на реализацию программ по охране окружающей природной среды;

— для предотвращения и ликвидации последствий аварий (используются фонды экологического страхования);

— экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.

Важная роль в экологическом регулировании принадлежит также стандартам, нормативам и правилам. Экологические стандарты представляют собой предельно допустимые нормы, соблюдение которых является обязательным.

В ряде стран для охраны окружающей среды применяются стандарты качества окружающей среды, представляющие собой предельные уровни загрязнений и воздействий, которые не должны превышаться в заданной среде или ее компонентах, а также стандарты на продукцию, предусматривающие предельные уровни содержания загрязнителей или неблагоприятных воздействий.

В основе нормативов качества окружающей природной среды лежат три группы показателей:

— медицинские, т.е. пороговые уровни угрозы здоровью человека;

— технологические — способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия человека;

— научно-технические, т.е. способность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем параметрам.

Элементы экономического механизма охраны окружающей природной среды:

— учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов;

— планирование, финансирование программ по охране окружающей природной среды;

— лицензии, лимиты. платежи, льготы и прочие механизмы регулирования;

— рынок экологических услуг (экологическая информация, экологическая сертификация, услуги по оценке и компенсации экологического ущерба, экологическое страхование, правовое обслуживание, сервисное обслуживание в сфере особо охраняемых природных территорий и объектов).

Контроль знаний

3.1 Контрольные вопросы

1.Экономическая роль и функции государства в современной смешанной экономике.

2. Современные школы экономической мысли о роли государства

3. Модели государственного вмешательства в экономику.

4. Особенности государственного регулирования экономики в России.

5. Система государственного регулирования экономики, ее участники, цели принципы.

6. Сферы и границы государственного вмешательства в экономику.

7.Основные методы и инструменты ГРЭ.

8. Объекты и субъекты ГРЭ.

10. Административное и законодательное регулирование экономики.

11. Взаимодействие государственных органов различных уровней.

12. Функции федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти.

13. Монополизм в экономике: сущность, характерные черты.

14. Роль государства в формировании эффективной рыночной среды.

15. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства.

16. Демонополизация в России: основные аспекты и направления.

17. Государственная поддержка малого предпринимательства.

18. Государственный бюджет и государственный долг.

19. Внутренний и внешний государственный долг.

20. Проблема сбалансированности государственного бюджета.

21. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики.

22.Фискальная политика государства и ее роль в государственном регулировании экономических процессов.

23. Роль государственных закупок для развития рыночной экономики.

24. Способы госзакупок, условия их выбора.

25. Российская законодательная база проведения конкурсных закупок продукции для государственных нужд.

26. Сущность государственных инвестиций, их структура и значение.

27. Условия осуществления инвестиционной деятельности, формы и методы ее государственного регулирования.

28. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности.

29. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций.

30. Денежно-кредитная политика как составляющая ГРЭ.

31. Механизм государственного регулирования денежно-кредитных отношений.

32. Виды и значение денежно-кредитных методов регулирования.

33. Необходимость и пути совершенствования денежно-кредитной политики России.

34. Сущность, структура и значение госсектора в экономике.

35. Экономическая эффективность госсектора.

36. Место и роль госсобственности в реформировании экономики.

37. Разгосударствление собственности: экономическое содержание и Фомы.

38. Приватизация: понятие, социальная сущность, причины проведения, правовые основы.

39. Формы и способы приватизации государственных и муниципальных предприятий.

40. Влияние приватизации на эффективность экономики.

41. Управление государственной собственностью.

42. Сущность и основные направления социальной политики государства.

42. Система социального страхования: характеристика, структура, организационно-правовые и финансовые основы.

43. Государственное регулирование занятости населения.

44. Государственная поддержка системы образования и здравоохранения.

45. Главные цели и приоритеты социальных реформ в России.

46. Сущность, содержание, принципы внешнеэкономической политики государства.

47. Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей.

48. Место региона в национальной экономике.

49. Объективные основы и содержание региональной экономической политики.

50. Экономические противоречия и взаимосвязи между центром и регионом.

51. Направления и особенности воздействия государства на экологическую среду.

52. Система государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды в России.

Источник

Читайте также:  Система пропорционального представительства страны
Оцените статью