Задания для экскурсии зимой

Урок по теме «Экскурсия в зимний лес».
материал (окружающий мир, 3 класс) на тему

Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Скачать:

Вложение Размер
urok-ekskursiya.docx 15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Экскурсия в зимний лес».

Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Тема: Экскурсия в зимний лес. (3 класс).

Цель: на основе наблюдений рассмотреть представления учащихся об изменениях в природе зимой, рассмотреть снежинки во время снегопада, провести наблюдения под снегом, познакомиться c видом зимнего леса; рассмотреть ель, сосну зимой; собрать еловые и сосновые ветки, шишки для предметного урока.

Оборудование: коробка, линейка, деревянная лопатка, карандаш, блокнот, градусник.

Подготовка учителя и учеников к экскурсии.

Для подготовки экскурсии определяется место зимнем лесу, (где будет проходить экскурсия), какой наглядный материал смогут собрать учащиеся для использования его на предметных уроках.

До экскурсии в классе проводится вводная беседа по следующим вопросам.

Какой был лес поздней осенью (вспомнить)?

Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени?

Что заметили в лесу на экскурсии?

Назвать деревья, которые сбрасывают листья на зиму, а которые – нет.

До экскурсии даются задания.

Понаблюдать за птицами

Присмотреться, какие животные живут в лесу зимой, определить их по внешнему виду, следам.

Собрать природный материал (шишки, опавшие ветки, кору).

Проведение экскурсий в январе в том же лесу, парке, что и поздней осенью.

Наблюдения за неживой природой.

По приходу в лес, детям предлагаются вопросы и задания.

Посмотрите , остановитесь, послушайте тишину леса, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.

Какое ощущение от зимнего леса?

Какие стихи вам приходят на память?

Какие загадки, пословицы, поговорки вы знаете?

Понаблюдайте за небом, как оно изменилось по сравнению с осенью?

Какое солнце? Чем покрыта земля зимой?

Что падает с неба?

Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля?

Поймайте на рукавичку снежинку и рассмотрите ее, а теперь на ладонь.

Что произошло со снежинкой?Попробуйте зарисовать снежинку. ( Зарисовывают в блокноте).

Разделитесь на группы ( образовывается три группы).

Вы будете выполнять следующее задание и результаты записывать в блокноты.

1 группа — Линейкой измеряет толщину снега на открытом пространстве и у дерева.

2 группа – Рассмотрите сугробы, где их намело и почему?

3 группа — Градусником измеряет температуру воздуха и температуру снега.

Итоги по наблюдениям за неживой природой.

Руководители групп докладывают о выполненной работе.

Где толщина снежного покрова больше? (Около деревьев). Почему? (Толщина снежного покрова зависит от преград)

Где в наших местах намело сугробы? Почему?

Какова Температура воздуха, температура снега?

Наблюдения за живой природой.

Посмотрите на деревья.

Какие они? (без листьев).

Какие с листьями? (хвоинками).

Найдите ель и сосну (хвойные).

Найдите отличие сосны и ели.

Посмотрите следы на снегу.

Есть ли они? Чьи? Как догадались?

Каких зимующих птиц знаете?

Что должен человек сделать для них?

Собираем природный материал.

1 группа – Собирает шишки , рассматривает.

2 группа – Собирает на снегу опавшие ветки, которые сбило ветром.

3группа –Разделите ветки хвойных и лиственных деревьев, дайте им название.

Руководители групп докладывают о выполненной работе, в которой выясняется изменения в живой природе с приходом зимы.

Чем ель отличается от сосны? ( Листьями, хвоей, шишками, корой, стволом).

Опишите внешний вид (дятла, вороны), их жизнь в зимнем лесу, как мы должны о них заботится?

После проведения работ детям предлагается поиграть в следующую игру: “Угадай, с какого дерева этот листок”.

Игра проводится после того, как учащиеся уже будут хорошо знакомы с листьями разных деревьев.

Содержание игры: Учитель держит в руках несколько листков разных деревьев, показывает один из них и предлагает детям подбежать к тому дереву, которое имеет такие листья. Дети подбегают к соответствующим деревьям. Потом учитель раздает каждому ученику по одному листку и говорит: “ Когда я скажу раз, два, три- беги, каждый из вас должен подбежать к тому дереву, с которого держит листок в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы?” Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Учитель проверяет, правильно ли дети выполняют условия игры. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.

Подведение итогов экскурсии.

После отдыха предлагается обобщающая беседа, в ходе которой выясняются изменения в неживой и живой природе с приходом зимы.

Что мы сегодня наблюдали?

Что нового узнали?

Где были на экскурсии?

Какие изменения в природе заметили?

Вывод: Что жизнь в природе зимой продолжается.

Домашнее задание: (в классе выборочно).

Зарисовать красивую снежинку.

Описать внешний вид животного или птицы, которых видели в лесу.

Можно составить рассказ об экскурсии по плану.

Отличие осенней экскурсии и зимней.

Изготовить кормушки с родителями. “ Позаботиться о птицах зимой”.

Что за звездочки такие

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке?

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

В зимний холод всякий молод.

Два друга – мороз да вьюга.

Солнце на лето, зима на мороз.

Сова кричит на холод.

Курица на одной ноге стоит – к стуже.

Новый год к весне поворот.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот урок есть в программе 2-го класса. Я предлагаю провести его в интеграции с уроком чтения и истории. В конспекте есть приложение с текстами.

Урок помогает учащимся усвоить образ жизни и питания зимующих птиц и знакомит с зимним образом жизни зверей, не впадающих в спячку.

Цели: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.

урок по литературному чтению.

Исторический экскурс в жизнь и творчество Александра Сергеевича пушкина. На уроке углубленная работа над художественными средствами, расширение словарного запаса, умение чувствовать и понимать строй с.

Урок чтение 3 классТема урока: И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь» Цель: формирование навыка осознанного, правильного чтенияЗадачи: .

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века.

Источник

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ЗИМУШКА — ЗИМА»

Зимняя экскурсия в природу «Зимушка- Зима».

Место проведения: Гагинский парк.

Участники: воспитанники творческого объединения «Вокальный».

План подготовки: заранее предупредить детей об экскурсии на природу, посоветовать детям, как необходимо одеться и что взять с собой, перед началом экскурсии рассказать детям о том, как нужно вести себя на природе, приготовить кормушки и корм

Цель: познакомить детей с особенностями живой и неживой природы в зимнее время

1. Воспитывать бережное отношение у детей к природе.

2. Способствовать воспитанию уважения детей к природе и друг к другу.

3. Способствовать развитию любви к природе.

4. Углубить понятия детей об изменениях в неживой природе зимой.

5. Познакомить их с защитными свойствами снега.

6. Понаблюдать за изменениями в жизни растений и животных.

7. Развивать наблюдательность.

8. Развивать познавательный интерес у детей к природе.

Экскурсию проводит педагог.

— Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас будет зимняя экскурсия в природу. И эту экскурсию мы проведём в парке. Мы будем не гулять, а плодотворно работать.

— Цель нашей экскурсии:

1. Выяснить, какие изменения произошли в неживой природе по сравнению с осенью.

2. Познакомиться с защитными свойствами снега.

3. Понаблюдать, как же изменилась жизнь растений и животных по сравнению с осенью.

— Но для начала ребята, я хочу у вас спросить, знаете ли вы о том, как нужно вести себя на природе (не шуметь, не срывать растения, не ломать ветки, не отходить от группы).

— Ребята, сейчас все вместе оденемся и, не разбегаясь, выходим на улицу и идём в парк.

— Скажите, какое у нас сейчас время года? (зима)

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

— Какие зимние месяцы по календарю вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

— Правильно. Зима у нас длится 3 месяца.

— По какому явлению в неживой природе определяем конец осени? ( река покрыта льдом, устанавливается постоянный снеговой покров, температура ниже нуля градусов)

— Устная молва не наделила зиму ласковыми прозвищами, к ней больше подошли такие слова, как злюка, седая чародейка. Вместе с тем зиму называют удалой, задорной, она румянит, молодит людей. Зима славиться гуляньями, играми, забавами.

— Ребята, отгадайте загадку, о каком месяце идёт речь:

Снег мешками валит с неба

У домов стоят сугробы снега

То бураны, то метели

На деревню налетели.

— Правильно, январь. Это месяц, который сейчас идёт.

— Ребята, какая температура воздуха была ранней осенью?

— Какое было небо? Чем отличается зимнее небо от осеннего? (низкое, серое, тяжёлые пунцовые облака)

— Как светит зимой солнце? (светит, но не греет)

— Почему? (солнце светит низко над горизонтом, косые лучи скользят по земле и отражаются от белого снега. Это главная причина похолодания)

— Ребята, давайте проанализируем сегодняшнюю погоду.

— Посмотрим на небо, какое оно?

— Светит ли солнце?

— Какая температура воздуха?

— Есть ли гололёд на дорогах?

— Ребята, какие осадки выпадают осенью и зимой? (осенью – дождь, зимой – снег)

— Кто из вас наблюдал, как идёт снег? Что вам показалось особенно красивым при снегопаде? (снег большими хлопьями медленно падает и ложиться ровно на землю)

Что за звездочки такие,

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке.

— Рассмотрите снежинку и скажите, какую форму она имеет?

— Посчитайте, сколько у снежинок лучей? (их почти всегда шесть)

— Сейчас я вам расскажу почему. Снег при застывании образует кристаллы шестигранной формы. Как только в облаке водяного пара образовались маленькие кристаллы, на его выступах сразу начинают нарастать пушистые, красивые лучи. Их обычно тоже шесть.

— Ребята, походите по снегу, Что вы слышите? (скрип)

— Кто знает, почему под ногами скрипит снег? (тонкие лучики снежинок под тяжёлым человеческим телом ломаются и мы слышим скрип под ногами)

— Почему ломаются? (снег, как и лёд – это твёрдое вещество)

— Это задание вам принесла Снежная королева. Она просит измерить глубину снега на открытом месте среди деревьев. А потом ответить на вопросы:

a) Чем отличается снег на дороге от снега на открытом месте?

b) Почему снеговой покров на открытом месте ниже, а среди деревьев глубже?

— На открытых местах снег рыхлый, а на дороге – утоптан. В лесу деревья преграждают путь снегу, а на открытом пространстве снег сдувается ветром, переноситься в другое место.

— Народная мудрость гласит: «Если же снег к дереву горкой стоит, то лето будет прохладное, дождливое. Если же снег ровно лежит и между деревом и снегом есть ямка, то быть лету солнечным, тёплым, урожайным».

— Ребята, это задание вам прислал Лесной царь. Он прости вас внимательно рассмотреть деревья и сказать, как же они изменились по сравнению с осенью?

— Зимой и летом одним цветом? (ель, сосна, пихта)

— Весной одеваются, осенью раздеваются? (лиственные деревья, а так же лиственница, хотя оно и хвойное дерево, но на зиму она сбрасывает свою хвою)

— Но надо помнить, что хвойные деревья тоже заменяют свои листочки новыми. Но этот процесс происходит незаметно для нас: у сосны в течении двух лет, а у ели пять – семь лет.

— Что же повлияло на деревья, что они сбросили свою листву? (похолодание, снег)

— Посмотрите вокруг и скажите, какие деревья, и кустарники вы видите?

— Ребята, существуют характерные признаки деревьев, помогающие распознать их в любое время года, даже из далека. Такими признаками являются: цвет коры, расположение ветвей в кроне дерева, её серёжки, почки, плоды. Легче всего зимой узнать берёзу. Её белая с чёрными пятнами кора видна издали. Характерны для берёзы крупные боковые ветви, отходящие от ствола под острым углом. А молодые веточки у берёзы тонкие, свисающие вниз. На них можно заметить маленькие серёжки (показываем детям веточки с серёжками). Берёза – это чудо природы. Можно весь свет обойти и не встретить такое удивительное дерево. У неё единственной в мире белая кора. Разве это не чудо! Высота берёзы достигает 20 метров.

— А кто знает как называется это дерево? (тополь)

— Кора у него гладкая, светло – зелёная, а почки крупные клейкие, душистые даже зимой. Тополь растёт со скоростью 6 метров в сутки.

— Ребята, посмотрите, растёт ли здесь вокруг ель? (да)

— Ель, одно из самых теневыносливых деревьев. Хвоя у неё самая тёмная, четырёхгранная, короткая, жёсткая, блестящая. Чешуйки у хвои плотно скрыты, а под ними прячутся семена. Ель достигает в высоту тридцать – сорок метров, а ствол в диаметре бывает до одного метра. Стволы взрослых елей серо – коричневого цвета и покрыты корой, состоящих как бы из чешуек. Живёт это дерево двести пятьдесят – триста лет.

— Давайте посмотрим на сосну. Где же она?

— Ствол у сосны прямой и высокий. Сосны достигают высоты сорок – пятьдесят метров. Зелёная хвоя расположена попарно. Хвоя меняется через два – три года. Сосна очень полезное дерево.

— Ребята, как называют это дерево? (рябина)

— Осенью листья были ярко – красные, такие разные. Плоды тоже красные. А почему плодов нет сейчас? (съели птицы)

— Ребята, как вы думаете, что находится под снегом? (земля, травы)

— А травы погибли или нет? (нет)

— Почему они не погибли? (они покрыты толстым слоем снега, который защищает их от холода)

— Под снежным покровом температура выше, чем в воздухе, нет резких колебаний температуры и поэтому травянистые растения имеют возможность сохранить свою листву и остаться зелёными.

— Ребята, какое значение имеет снег для растений?

— Итак, как же растения приспособились к жизни зимой? (за счёт хвои, листьев)

— А это задание пришло вам от Царя птиц. Он просит вас прислушаться ко всем звукам. Что вы слышите?

— Почему так мало птиц зимой? Где они?

— Отгадав задание, вы сможете назвать тех птиц, которые встречаются зимой:

Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: — Карр! – Карр! – Карр! (Ворона)

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится

Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

И полоска шарфика. (Синица)

Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

И зимой найдёт приют

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

— Ребята, каких птиц можно увидеть зимой? (ворону, воробья, синицу, снегиря)

— Чем же питаются птицы зимой? (крошками хлеба, семечками, крупой, ягодами рябины, шиповника)

— Вы замечали, что птицы зимой толстые и большие. Почему? (у них осенью образовался пух под перьями и тонкий слой жира, который защищает их от мороза)

— Мороз птицам не страшен, страшен для них голод. Поэтому необходимо подкармливать птиц зимой, иначе они погибнут.

— Где сейчас сселяться птицы? (поближе к жилью человека, так как здесь легче прокормиться и выжить)

— Ребята, Царь птиц так же просит вас проверить, есть ли на деревьях кормушки для его друзей птиц (есть но мало)

— Чтоб птицам было, где покушать зимой, надо повесь кормушки, и положить туда корм.

— А теперь я предлагаю вам немного погреться и поводить хороводы вокруг ёлочки. Давайте споём для неё песенки.

— Давайте поиграем в игры: «Бежал Иван по лесу», «Лавата», «Буги- вуги».

— Молодцы. Понравилась ли вам экскурсия?

— Все задания мы выполнили. Все цели, которые мы ставили перед началом экскурсии, мы выполнили.

— Следующая экскурсия в природу у нас весной.

— Сейчас мы все аккуратно идём обратно в ДДТ. Где нас будет ждать горячий чай.

Источник

Читайте также:  Путешествие по школам магии
Оцените статью