Зимняя экскурсия в природу
Тема: Природа зимой
Цель: наблюдение за состоянием деревьев и кустарников, за жизнью животных, снеговым покровом.
Задачи:
Образовательная: сформировать знания о зимнем сезоне, зимних явлениях, переменах в живой и неживой природе зимой, учить творчески выражать свое отношение к красотам природы, умело наслаждаться природой, расширить кругозор у обучающихся;
Развивающая: развивать внимание, память, мыслительные умения учащихся анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать, делать выводы;
Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство прекрасного, любовь к природе, родному краю, бережное отношение к природе и животным.
Формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру; интерес к окружающему миру; мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности.
Формировать умение извлекать информацию из окружающего мира; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; описывать , сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи.
Формировать умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Формировать умение определять цель деятельности на уроке; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: компас, блокноты, деревянная линейка для измерения глубины снега, лопата для раскапывания снега, уличный термометр, кормушки и корм для птиц.
Структура экскурсии:
1. Сообщение темы и цели экскурсии
2. Ориентирование на местности
3. Фенологические наблюдения
4. Вступительное слово учителя
5. Основной этап экскурсии
6. Самостоятельная работа учащихся
7. Игра
8. Возвращение обучающихся в класс
9. Итог
1. Сообщение темы и цели экскурсии
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся на зимнюю экскурсию в наш замечательный парк! Всем нужно одеться тепло, обязательно взять с собой перчатки и надеть шапки.
2. Ориентирование на местности
Определяем стороны света с помощью компаса.
3. Фенологические наблюдения
Облачность, температура, осадки.
4. Вступительное слово учителя
– Ребята, сегодня я шла в школу и вдруг встретила волшебницу, она так спешила, что имя свое она не назвала, а сказала о себе такими словами:
«Дел у меня не мало:
я белым одеялом всю землю укрываю,
в лед реки убираю, белю поля, дома,
зовут меня…? (зима)
– Какое сегодня небо, ясное или пасмурное?
– Морозно или нет?
– Тихая, безветренная погода или дует ветер?
– На что похоже зимнее небо? А земля?
5. Основная часть экскурсии
– Ребята, какие деревья растут у нас в парке (берёза, сосна, рябина, каштан)
– А знаете ли вы, как зимуют деревья? Что изменяется в жизни деревьев с приходом зимы?(ответы детей)
– С деревьев опадает листва. Листопад – одно из приспособлений деревьев к зиме. Листья выделяют много тепла. Деревья сбрасывают их с себя, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. Сброшенные листья образуют подстилку. Подстилка предохраняет почву и корни от промерзания. Под тяжестью снега ломались бы ветви. И вот что бы ветки не ломались, люди отряхивают снег с веток.
– Ребята, а теперь посмотрим на птичек. Посмотрите как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы. Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки — могут. Потому они и называются перелётными. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие края, чтоб весной вернуться в родные места.
А вороны и галки, воробьи и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются оседлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. И если мы в это время поможем птицам — сделаем кормушку, насыплем немного зёрен, крупы или хлебных крошек, — то этим мы спасём не одну птичью жизнь.
Учитель достаёт приготовленный корм для птиц (пшено, семена растений, семена подсолнечника ) и насыпает в кормушку, отходят на некоторое расстояние и учащиеся в тишине наблюдают за тем, какие птицы первыми прилетят полакомится к кормушке, как они прилетают стайкой или по одной. Учащимся предлагается до следующей экскурсии приготовить корм птичкам самим.
6. Самостоятельная работа учащихся
Учитель делит класс на 5 групп по 4 человека.
– Получите задания для самостоятельной практической исследовательской работы на экскурсии:
1-я группа: измерить и сравнить глубину снегового покрова на открытом месте и среди деревьев и кустарников, заполнить карточку:
Место измерения снежного покрова
Глубина снежного покрова (см)
На открытом пространстве
2-я группа: раскопать снег, рассмотреть зимующие травянистые растения сделать вывод какую роль играет для них снег.
3-я группа: найти кустарник (сирень) осмотреть ветки, найти на них почки, сделать вывод.
4-я группа: найти березу, осмотреть дерево, потрогать кору (холодная или теплая), догадаться где больше опавших листьев, раскопать и найти их, сделать вывод.
5-я группа: найти тополь, осмотреть дерево, потрогать кору, найти птиц на школьном дворе, понаблюдать за ними, сделать вывод.
На протяжении выполнения заданий учитель делает видео и фото, как дети работают.
«Угадай дерево», «Прогулка вслепую».
8. Возвращение обучающихся в класс
9. Итог
– Первая группа работала над измерением глубины снежного покрова. Расскажите нам о своих наблюдениях. Как вы определяли глубину снега?
– Почему зимой растения не замерзают? Вторая группа рассматривала травянистые растения под снегом. Поделитесь с нами своими наблюдениями.
– Третья группа рассматривала кустарники. Расскажите, какие выводы вы сделали.
– Кто наблюдал за этим деревом? (учитль показывает на березу). Четвертая группа , что вы можете рассказать нам об этом дереве?
– Ребята 5-й группы какое дерево нашли вы? Что вы о нем узнали?
– Итак, ребята, а каких птиц мы сегодня с вами наблюдали?
– Как называются птицы, остающиеся у нас на зимовку?
– Трудно птицам зимой, особенно в сильные морозы и метели, много птиц гибнет от холода и голода. Как мы можем помочь птицам? Правильно, мы может сделать кормушки и кормить птиц на протяжении всей зимы.
– Ребята, что интересного вы узнали на экскурсии? Что запомнили? Что делали при выполнении заданий? (ответы учащихся)
– С приходом зимы стало холодно, земля покрылась снегом, лиственные деревья и кустарники стоят без листьев, но они продолжают жить, на них есть почки, из которых весной разовьются листья. Зима – тяжёлое время года для зверей и птиц, т.к. становится холодно, уменьшается количество корма, поэтому животных нужно подкармливать.
Источник
Занятие-экскурсия по экологическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность) «Природа зимой»
Зоя Виталиевна Разумная
Занятие-экскурсия по экологическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность) «Природа зимой»
Занятие-экскурсия по экологическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность) «Природа зимой»
Цель: получение экологических знаний в ходе наблюдений за состоянием зимней природы.
Образовательные: сформировать представления «признаки зимы», продолжить формирование умений наблюдать природу и вести записи, продолжать знакомить детей о приспособленности растений к зимним условиям, к размножению с помощью семян и ветра, упражнять детей в нахождении деревьев по внешним признакам: стволу, почкам, семенам, учить детей распознавать следы на снегу зимующих птиц.
Развивающие: развивать познавательный интерес, умение работать в группе, развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования, развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания, развивать стремление изучать свой родной край.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости и восхищения родным краем, воспитывать аккуратность и точность при выполнении работы.
Оборудование: блокноты, лопата, снегомерная рейка, уличный термометр, корзинка, инструкции к наблюдениям.
Место проведения экскурсии: окрестности центра, школьный сад.
Подготовка воспитателя к экскурсии:
1. Спланировать маршрут экскурсии.
2. Приготовить карточки- задания.
3. Провести беседу об охране природы.
Подготовка детей к экскурсии:
1. Беседа с детьми о различных видах деревьев, кустарников, зимующих птицах.
2. Рассматривание фотографий и картинок с изображением деревьев, кустарников, животных и зимующих птиц.
Организационный момент.
Воспитатель: дети, отгадайте загадку.
Когда это бывает? (Зимой)
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)
Воспитатель: Про какое время года можно так сказать?
А как вы догадались, что это зима? (на санках прокатила, запорошила дорожки, разукрасила окошки)
Воспитатель: А кому нравится зима? (ответы детей)
Воспитатель: Почему вам нравится зима? (много снега, можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в хоккей)
Воспитатель: Как вы думаете, а когда зимой бывает плохо? Почему?
(бывают очень сильные морозы, метели, бураны, можно простудиться и заболеть, дни корче, солнце светит, но не греет)
Воспитатель: Дети, вы много знаете о самом холодном времени года. Когда мы ходим на прогулки, наблюдаем, присматриваемся к окружающему миру.
Воспитатель: Сегодня мы совершим экскурсию. Наша экскурсия называется «Природа зимой».
Сообщение прогноза погоды (состояние неба, осадки, наличие ветра, температура воздуха)
Воспитатель: дети, отгадайте загадку.
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Воспитатель: Правильно, снежинка. Рассмотрите снежинку, запомните ее строение, чтобы в группе мы смогли ее нарисовать.
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь,
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь. (Снег)
Воспитатель: Как мы можем определить глубину снега? (взять палочку, воткнуть ее в снег, заметить границу)
Воспитатель: Снег, как книга, на которой можно многое прочесть. Давайте попытаемся это сделать. Что вы прочли?
Дети находят следы птиц, угадывают, чьи они.
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан. (иней)
Воспитатель: Кто из вас наблюдал это явление? (дети делятся своими впечатлениями)
Наблюдения за деревьями и кустарниками.
Воспитатель: Послушайте загадку:
Не заботясь о погоде.
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Дети с воспитателем подходят к березкам.
Воспитатель: Дети, что это за деревья? (березы)
Воспитатель: Как вы их узнали? (по стволу)
Воспитатель: Рассмотрим ветви берез. Какие они?
Воспитатель: У березок очень много тонких веточек и они кажутся пушистыми, нежными, как легкий, воздушный узор на голубом небе.
Воспитатель: Давайте рассмотрим внимательно березовые почки. Какие они? Как они расположены на ветке?
Воспитатель: Страшны ли им морозы и ветра? Почему?
Воспитатель: Каких соседей березок вы знаете? Найдите их?
Дети вместе с воспитателем рассматривают кустарник сирени.
Вспоминают, чем кустарник отличается от дерева.
Исследование кустарника — калина гордовина.
Затем подходят к нарядному невысокому дереву.
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клён)
Воспитатель: Ребята, взгляните на дерево. Почему оно выглядит нарядным?
Воспитатель: Что это за крылышки?
Воспитатель: Зачем крылышки нужны дереву?
Воспитатель: Кто знает как называется дерево? (Клен)
Воспитатель: Рассмотрите почки клена. Похожи ли они на березовые почки?
Воспитатель: Обратим внимание на снежный покров. Глубокий ли он? (измеряем)
Воспитатель: Какую пользу снег приносит всем растениям?
Воспитатель: Обратим внимание на упавшие семена деревьев. Пройдет немало времени, прежде чем одно из этих семечек попадет на землю и вырастит молодое деревце.
Воспитатель:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель, сосна)
Воспитатель: Как изменился вид хвойных деревьев?
Воспитатель: Есть ли на ветвях деревьев на его кроне снег, много ли его? (много)
Воспитатель: Легко ли деревьям держать такую снеговую шапку? (тяжело)
Воспитатель: Что может случиться с ветвями деревьев? (сломаются)
Воспитатель: Чем мы можем помочь нашим друзьям? (осторожно стряхнем снег с ветвей)
Дети расходятся и оказывают посильную помощь деревьям.
Изменения в мире животных
Воспитатель: Что произошло с животными с наступлением холодов?
Воспитатель: Где находят укрытие насекомые зимой?
Воспитатель: Холод загнал насекомых в убежище. Отсутствие корма заставил впасть животных в спячку.
Наблюдение за птицами.
Воспитатель: Послушайте загадки.
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает. (Воробей)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (снегири)
Все время стучит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются у нас зимой? (зимующие)
Воспитатель: Что изменилось в их поведении?
Воспитатель: Трудно птицам зимой, особенно в сильные морозы и метели, много птиц гибнет от холода и голода.
Воспитатель читает стихотворение:
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жульку:
в ее конуре такой же морозище,
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
Воспитатель: Как мы можем помочь птицам? (сделаем кормушки)
Самостоятельная исследовательская деятельность детей. (метод: наблюдение за природой, ииследование)
Задание №1 (инструкция)
Изучение снега.
1. Определить цвет снега.
2. Определить влажность снега (взять лопатой немного снега, наклонить лопату, если снег полностью ссыпается с лопаты – он сухой, если на лопате остаются комочки снега – влажный, если с лопаты льется вода, а снег собирается комом — он сырой).
3. Определение твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь – он мягкий, если в снег входит только палец – он твердый, а если в снег входят только острые предметы (лопата, нож) – он жесткий.
4. Глубина снега (с помощью линейки определить глубину снега в разных участках сада под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности) Объяснить, почему показатели разные?
Задание № 2 (инструкция)
Изучение снежного покрова.
1. Выкопать снежную яму до почвы.
2. Одну сторону ямы разровнять лопатой вертикально, рассмотреть слои снега.
3. Подсчитать количество слоев снега: белых, серых, черных.
4. Зарисовать все слои снега в соответствии с их толщиной.
5. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась этой зимой).
6. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова. (почему она разная, почему у поверхности покрова она выше, какое значение имеет снег в живой природе).
Задание № 3 (инструкция)
Деревья и кустарники зимой.
1. Зарисовать (сфотографировать) силуэты деревьев и кустарников (не менее 3).
2. Назвать растения.
3. Собрать плоды растений.
Задание № 4 (инструкция)
Наблюдение за птицами.
1. Название птицы
2. Цвет оперения птицы
3. Что ест птица
4. Что делает птица
5. Зарисовать след птицы
6. Зарисовать траекторию (путь) полета
Задание № 5 (инструкция)
Наблюдения за животными
1. Назвать животное.
2. Чем занято животное.
3. Зарисовать следы.
Беседа по итогам исследования.
Воспитатель: Какие деревья и кустарники вы встретили и зарисовали? (липа, береза, ель, клен, сирень, туя, калина гордовина)
Воспитатель: Какие плоды и семена собрали? (березы, сирени, клена,калины гордовина, мальвии)
Воспитатель: Почему собранных вами плодов меньше чем зарисованных деревьев?
Воспитатель: Почему во время экскурсии нам встретилось только одно животное-собака?
Воспитатель: Каких зимующих птиц мы сегодня увидели?
Воспитатель: Сделайте вывод о свойствах снега.
Цвет снега — серо – белый. Снег влажный, так как на лопате остаются комочки снега.
В снег легко входит вся ладонь, поэтому снег мягкий.
Измеряя глубину снега, мы выяснили, что глубина снега под деревом равна 20 см, под кустом 17 см, а на ровной поверхности 14 см.
Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной поверхности его выдувает ветер.
Выяснили, что температура у поверхности снега составляет 0 °C, так как температура воздуха составляет 0 — +1 °C, температура у поверхности почвы +9 °C, снег защищает почву от холода.
Далее мы наблюдали за слоями снега, измерив, весь снежный покров мы отметили, что высота снежного покрова – 25 см., объясняется тем, что зима была малоснежная.
Первый снег выпал в ноябре – 5см., второй слой серого снега составил – 4 см., снег такого цвета, потому что погода была переменчива.
В начале декабря выпал совсем тонкий слой снега, по слою было видно, что он черного цвета.
В конце декабря, начале января была более снежная погода, по слоям мы увидели, что после черного снега идет слой белого, далее серый и это говорит о том, что в январе так же была переменчивая погода, ну и последний слой был белого цвета, составляет он – 7 см.
Проводя данный опыт, мы можем сделать вывод, что зима была малоснежная.
Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон Детство – это именно то самое замечательное время, та самая.
«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.
Консультация «Познавательно исследовательская деятельность. Экспериментирование» Говоря о познавательно – исследовательской деятельности, подразумевается, активность детей, направленная на постижение устройства вещей,.
НОД познавательно — исследовательская деятельность «Вкус Солнца» Проектировочный компонент. Образовательная область — «Познавательное развитие»; Интеграция образовательных областей — познавательное развитие.
Познавательно-исследовательская деятельность «Падают листочки» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.
Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность» Добрый день, уважаемые коллеги!Вот и настал новый учебный год. Впереди нас всех ждет разработка новых планов, конспектов, подготовка презентаций.
Познавательно-исследовательская деятельность в группах детей 5–6 лет Доклад на педагогическом совете «Познавательно — исследовательская деятельность в группах детей 5-6 лет» Подготовила: воспитатель МАДОУ.
Эссе «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал «. Сухомлинский В. А.
Источник