Типология стран мира (10 класс, 2 урок по теме «Современная политическая карта мира»)
урок изучения нового материала
Образовательные ресурсы: демонстрационная карта « Политическая карта мира», учебник «География» под редакцией В.П. Максаковского, атлас, мультимедийный комплекс
Уровень социально-экономического развития стран мира.
Валовой внутренний продукт — важнейший показатель уровня социально-экономического развития страны.
Разнообразие развитых стран мира.
Развивающиеся страны мира и их многообразие.
Политическая карта мира.
Регионы и страны материков.
Цель урока: Формирование представлений о развитых и развивающихся странах как полюсах современного мира.
Формы и методы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная
Личностные: сформировать личностные представления о различных типах стран на политической карте мира.
Метапредметные : развивать географическое, экономическое и логическое мышление. Развивать умения работать с разными источниками информации, выделяя главное и делая выводы.
Предметные: иметь четкое представление о типах стран на политической карте мира по производству ВВП на душу населения и ИЧР (индекс человеческого развития).
Организационная структура урока
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку, деление на группы
На предыдущем уроке мы подробно изучали типологию стран по различным критериям. Давайте вспомним:
1) назовите десятку стран мира, которые обладают самыми большими по величине территориями;
2) назовите страны – лидеры по численности населения;
3) на какие группы делят страны по географическому положению.
1.Какая страна меньше по площади Челябинской области в 2 раза?
2. Вычислить долю населения Челябинской области от численности населения этой страны в %.
3. Какие страны имеют внутриконтинентальное положение, как и Челябинская область(привести не менее 3 примеров)
Выполняют задания с показом по карте
Выполняют задание, работают в группе, проводят самооценку работы
Определение темы урока
Проблемный вопрос: Почему сегодня нет четких критериев для классификации стран мира?
Учащимся в ходе беседы дается возможность определить понятия: «группировка» и «типология».
Ученики читают ключевые слова и определяют тему урока.
Изучение нового материала
1.Каковы причины социально-экономической неоднородности стран мира?
1.1. Уровень ВВП на душу населения
Вопросы: — Что такое ВВП?
Чем отличается общий объем ВВП от размера ВВП на душу населения.
1.2. Доля продукции обрабатывающей промышленности
1.3. Уровень образования населения
1.4. Продолжительность жизни
Выявление причинно-следственных связей.
Вопросы: — От чего зависит продолжительность жизни населения?
— От чего зависит качество жизни населения?
2.Рассмотрев критерии типологии стран мира, составьте схему «Типы стран мира» по уровню социально-экономического развития.
Каждой группе дано задание, подготовить рассказ о типе стран по плану:
— краткая характеристика подгрупп
— показ на карте с названием столиц
Ученики отвечают на проблемный вопрос.
Формулируют вывод о главном критерии, позволяющем определить тип страны – социально-экономический.
Работают в группах
1 группа . Развитые страны – это страны, которые достигли своего социально-экономического уровня. Их роль велика в мировой экономике, политике. У них высокий уровень производительности труда, жизни населения. Выделяют:
1.1. Страны «Большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Япония)
1.2. Страны Западной Европы с традиционной рыночной экономикой. К таким странам относятся Австрия, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия…
1.3. Внеевропейские страны: бывшие доминионы Великобритании – Австралия, Новая Зеландия, ЮАР. Также сюда относится Израиль.
2 группа. Развивающиеся страны – страны, находящиеся в системе рыночной экономики и отличающиеся либо средним, либо высоким в отдельных сферах экономики, показывающих социально-экономическое развитие.
2.1. Новые индустриальные страны (НИС)..
Выделяют «азиатские тигры» — страны первой волны Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг.
«Азиатские драконы» — страны второй волны Малайзия, Таиланд, Индонезия
2.2. Страны -нефтеэкспортеры, входящие в международную организацию ОПЕК, созданная в 1960 году для стабилизации цен на нефть.
Входят 12 стран: Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Алжир, Ливия, Эквадор, Венесуэла, Нигерия, Ангола (вступила в организацию в 2007)
В состав ОПЕК входила Индонезия с 1962 по 2008 год, но вышла из организации, так как начала импортировать нефть
2.3 «Ключевые» страны. Это страны, обладающие высоким природно-ресурсным и людским потенциалом, следовательно, возможностями для экономического роста. Это Бразилия, Индия, Мексика.
2.4. Китай — развивающаяся страна, отличается самыми высокими темпами экономического роста.
2.5.Страны с низким уровнем общеэкономического развития и низким размером ВВП на душу населения. К таким относятся страны Тропической Африки, Океании. Вест-Индии, Центральной Азии.
3 группа . Страны с переходной экономикой. Это бывшие социалистические страны, строящие основы рыночной экономики и отличающиеся средними мировыми показателями социально-экономического развития.
3.1. Страны, образовавшиеся после распада СССР, в том числе и Россия. 15 бывших республик: Страны Балтии, Белоруссия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркменистан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан.
3.2. Страны Европы: Чехия, Словакия, Румыния, Венгрия, Польша, Болгария, Страны бывшей Югославии (Балканского полуострова)
Выступление групп с использованием политической карты мира, остальные работают в тетради по составлению схемы.
Первичное осмысление и закрепление
Вопросы (базовый уровень)
1.По каким показателям можно провести деление стран мира на развитые и развивающиеся?
2.Какие группы стран выделяют по уровню социально-экономического развития?
Вопросы (высокий уровень)
1.В чём практическое значение деления стран по уровню социально-экономического развития?
2.Почему самые бедные страны мира расположены в Африке и Азии?
Отвечают на вопросы Практическое задание на формирование учебных действий — по описанию определить страну.
В ходе беседы учитель просит учащихся дать оценку работы на уроке своей группы.
Тема 1 параграф 2 , схематично отметить в своих контурных картах страны«Большой семерки» ,(НИС),Страны нефтеэкспортеры, «Ключевые» страны.
Источник
Конспект урока по географии «Типы стран» (10 класс)
Тема. Типы государств.
Цели урока : изучение процесса типологии стран; характеристика типологических особенностей государств.
Планируемые результаты обучения:
-предметные : учащиеся должны усвоить учебную информацию, содержание межпредметных понятий, универсальные учебные действия, научную терминологию темы, получить
представление о систематизации стран, критериях типологии и классификации, выделять основные типы стран;
-метапредметные: владеют навыками поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; формулируют оценочные суждения; используют приобретённые знания и опыт;
-личностные: понимают необходимость приобретённых знаний, помогающих ориентироваться в структуре современной политической карты и расстановке сил на мировой арене.
Тип урока: комбинированный.
2.Актуализация опорных знаний.
1.Вспомните из курса истории и объясните, как повлияли на формирование политической карты мира: а) Первая мировая война; б) образование СССР; в) Вторая мировая война; г) распад Советского Союза
2.Известно, что часть территории Нидерландов — это земли, отвоеванные у моря, что привело к изменению политической карты страны. Какое это изменение — количественное или качественное?
3.Выберите верный ответ. К унитарным государствам относятся: а) Япония ; б) Индия; в) Финляндия; г) США.
4.Выберите верный ответ. К федеративным государствам относятся: а) Бразилия ; б) Венгрия; в) Россия; г) Франция.
5. Установите соответствие: 1) монархия б и г; 2) республика;
а) США, Аргентина; б) Испания, Дания; в) Франция, Бразилия; г) Бахрейн, Катар.
3.Мотивация. Целеполагание .
-В мире огромное количество стран, отличающихся природным, хозяйственным, культурным и политическим своеобразием, что диктует необходимость их систематизации.
Систематизация в географии осуществляется двумя способами — типологии и классификации* .
Это необходимо знать. Работа со словарем https://ru.wikiversity.org/wiki/
Классификация — группировка стран по их количественным, формальным признакам.
Систематизация (от греч. systema — целое, состоящее из частей) — разделение стран по их устойчивым признакам (критериям, параметрам) на определённые общности, обладающие единством и целостностью.
Типология — группировка стран по их качественным, сущностным характеристикам
-Тема? Цель урока? (Эпиграф стр 72)
4.Изучение нового материала.
Проблемный вопрос. Как лучше сгруппировать государства при всем их многообразии?
1. Задание: рассмотреть политическую карту мира попытаться самим сгруппировать страны. Ученики самостоятельно выделяют различные группы стран по географическому положению стран.
Обсуждение результатов. Вывод – какие группы стран можно выделить на основе территории и географического положения страны различают по: стр 72 рис 27.
2. Составить кластер «Главные критерии типологии» стр 73
Работа в группах – 5 групп стр 74-75
3. Заполнить таблицу
Малые страны Западной Европы
Промышленные развитые страны
Израиль, Австралия, НЗеландия, ЮАР
Дополнительные информация.
Новые индустриальные страны (НИС) — ряд стран, главным образом в Азии и Латинской Америке (Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Аргентина, Бразилия, Мексика), которые во второй половине XX в. осуществили быстрый рост индустриальных производственных мощностей.
Развивающиеся страны — страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, имеющие колониальное прошлое и характеризующиеся социально-экономической отсталостью и зависимостью, но начинающие переживать период роста или уже находящиеся в процессе определённого экономического и социального развития. Некоторые развивающиеся страны испытали настоящий промышленный бум и перешли в категорию новых индустриальных стран .
Развитые страны — страны (или регионы) с высоким уровнем жизни населения и передовой экономикой. В структуре хозяйства доминируют промышленность и сфера услуг, уровень
занятости в первичных (сырьевых) отраслях значительно ниже.
Север — термин, используемый для обозначения наиболее процветающих государств Северной Америки и Европы, Японии, Австралии и Новой Зеландии.
Страны социально-экономического перехода — страны с так называемой переходной экономикой (бывшие социалистические страны), строящие основы рыночного хозяйства
и гражданского общества.
Юг — термин, применяемый к слаборазвитым странам, расположенным в тропической и субтропической зонах. Включаетстраны Центральной и Южной Америки, Африки, большинство
государств Южной и Юго-Восточной Азии. Юг — периферия современного мира, которая испытывает серьёзные проблемы в самообеспечении продовольствием, отличается крайней бедностью населения и обилием деструктивных процессов.
Прием «Что лишнее и почему?»
1.Япония, Великобритания, США, Франция, Чили – большая 7
2.Китай , Саудовская Аравия, Венесуэла, Нигерия, Иран – нефтеэксп-ОПЕК
3.Афганистан, Сомали, Бразилия , Эфиопия, Чад – наименее развитые
4.Швеция, Израиль, Мьянма , Бельгия, Австрия — развитые
5.Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Австралия – НИС
Элемент шеринга «Поделись мнением»:
— Что понравилось? — Что вызвало интерес? — Какие трудности возникли?
Домашнее задание – читать параграф 13, устно ответить на вопр №1-4, письменно задание №8. Проработать материал по карте.
Источник
Политическая карта и типология стран мира
Тема урока: «Политическая карта и типология стран мира»
формирование представления о современной политической
карте мира о разнообразии стран, о разнообразии стран современного мира;
выяснить основные критерии классификации стран мира;
дать понятие «суверенное государство», «валовый
внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;
продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации,работа по тематическими и контурными картами;
развитие нравственного воспитания: установление добрых отношений ,сотрудничества и
Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты, тестовые задания, интерактивная доска
Тип урока: изучение нового материала
Орг.момент. Тест по проверке домашнего задания. (5-7 мин.)
I I. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.
ЗАДАНИЕ. В процессе изучения темы записать в тетрадь основные группы стран мира.
Учитель: Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?
Учащиеся: По политической карте можно узнать положение стран, их столицы и государственные границы.
Учитель: Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:
1 этап – древний (до 5 в.н.э) – возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет;
2 этап – средневековый (5-16в.в.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии;
3 этап – новый (16-19 в.в.) – эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире;
4 этап – новейший – формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами
5 этап – современный – появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.
Задание №1. Слушая рассказ учителя, заполните схему.(Слайд 1)
Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории — преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.
ВОПРОС: А какое государство называется «суверенным»?
ЗАДАНИЕ №2. Откройте учебник на стр.83. Прочитайте определение и запишите его в словарь.
Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.
Учитель: Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.
ЗАДАНИЕ №2. По «визитной карточке» форзаца учебника выпишите:
а) семь самых крупных стран по S территории;
Б) по численности населения выделяются 11 самых крупных стран.
Найдите их по карте и назовите столицы этих стран.
А) семь самых крупных стран по S территории. (Учащиеся записывают в тетрадь: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.
Б) по численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика
Учитель: Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают
приморские (имеют выход в море или океан),
полуостровные (расположены на полуостровах),
островные (расположены на островах),
страны-архипелаги (расположены на архипелаге),
лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).
ЗАДАНИЕ №3. Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы)
Учитель: На основе качественных показателей страны подразделяют на (Слайд 4)
Страны с переходной экономикой
Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта(ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.
ЗАДАНИЕ №4. Используя текст учебника на стр.149, дайте определения и запишите их в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)
ВОПРОС: Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР самый высокий?
Учащиеся: В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает.)
ВОПРОС: А в странах какого региона ИЧР самый низкий?
Учащиеся: Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)
Учитель: Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.
К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить четыре подгруппы.
К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.
И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой.
ЗАДАНИЕ №5. С помощью текста учебника дать характеристику (самостоятельное добывание знаний):
1 ряд – подгруппы экономически развитых стран (стр.150- 151 п.33)
2 ряд – подгруппы развивающихся стран (стр.151-152 п.33)
3 ряд – страны с переходной экономикой (стр.151 п.33)
Подгруппы экономически развитых стран:
«Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности
Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки»
Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма. Обычно к этой группе причисляют и Израиль
Образовалась в 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань – приблизились по показателю ВВП на душу населения к другим экономически развитым странам. (Слайд 5)
Подгруппы развивающихся стран:
Ключевые страны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом
Страны, имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1-2, а иногда и 5 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская Америка), есть такие страны и в Азии и в Северной Америке
Новые индустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году вошел в состав Китая под названием Сянган; 2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия)
Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней и др.
Отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год: некоторые страны Африки, Азии, Латинской Америки
Наименее развитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов в год. (Слайд 6)
Страны с переходной экономикой:
постсоциалистические страны, многие из них можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.
ЗАДАНИЕ №6. (работа на интерактивной доске и контурных картах)
Подписать страны «большой семерки» на интерактивной карте.
Все остальные учащиеся подписывают страны «большой
семерки» на контурных картах. (Слайд 7)
Учитель: Давайте вспомним определение политико-географического положения (ПГП) и определим его роль для страны.
Учащиеся: ПГП – положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам, имеющим политическое значение: государственным границам, дружественным или враждебным странам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т.д.
Политико-географическое положение – одно из основополагающих понятий в географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие любой страны.
Учитель: Подведем итог.
Назовите основные группы стран мира.
Учащиеся: Основные группы стран:
По площади территории
По численности населения
По особенностям ГП
По уровню социально-экономического развития
1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет:
2.В мировую десятку по показателю площади территории входят:
1)Бразилия и Индия
2)ЮАР и Саудовская Аравия
3)Китай и Мексика
3.В мировую десятку по численности населения входят:
1) Пакистан и Индонезия
2)Аргентина и США
3)Канада и Индия
4) Япония и Австралия
4. В Азии находятся:
1) Индия и Китай
2) Мексика и Бразилия
3) Нигер и Алжир
4) Франция и Италия
5. К экономически развитым государствам относятся:
1) Индия и Китай
2) Мексика и Бразилия
3) Нигер и Алжир
4) Франция и Италия
1. К ключевым странам развивающегося мира относятся:
1) Индия и Китай
2) Мексика и Боливия
3) Нигер и Алжир
4) Франция и Италия
2. Полуостровными странами являются:
1) Израиль и Парагвай
2) Иран и Филиппины
3) Индонезия и Перу
4) Италия и Турция
3. Островными странами являются:
1) Великобритания и Шри-Ланка
2) Индия и Мадагаскар
3) Аргентина и Перу
4) Исландия и Индия
4. Не имеет выхода в море:
5. В «большую семерку» входят:
1) Мексика и Индия
3) Мексика и Бразилия
4) Австрия и Дания
IV . Вывод и итог урока.
V .Домашнее задание. П.31, п.33. Задание по раб.тетради. Работа по тематической и контурной картах.
Источник