Задания по типологии стран мира

Типология стран мира (10 класс, 2 урок по теме «Современная политическая карта мира»)

урок изучения нового материала

Образовательные ресурсы: демонстрационная карта « Политическая карта мира», учебник «География» под редакцией В.П. Максаковского, атлас, мультимедийный комплекс

Уровень социально-экономического развития стран мира.

Валовой внутренний продукт — важнейший показатель уровня социально-экономического развития страны.

Разнообразие развитых стран мира.

Развивающиеся страны мира и их многообразие.

Политическая карта мира.

Регионы и страны материков.

Цель урока: Формирование представлений о развитых и развивающихся странах как полюсах современного мира.

Формы и методы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная

Личностные: сформировать личностные представления о различных типах стран на политической карте мира.

Метапредметные : развивать географическое, экономическое и логическое мышление. Развивать умения работать с разными источниками информации, выделяя главное и делая выводы.

Предметные: иметь четкое представление о типах стран на политической карте мира по производству ВВП на душу населения и ИЧР (индекс человеческого развития).

Организационная структура урока

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку, деление на группы

На предыдущем уроке мы подробно изучали типологию стран по различным критериям. Давайте вспомним:

1) назовите десятку стран мира, которые обладают самыми большими по величине территориями;

2) назовите страны – лидеры по численности населения;

3) на какие группы делят страны по географическому положению.

1.Какая страна меньше по площади Челябинской области в 2 раза?

2. Вычислить долю населения Челябинской области от численности населения этой страны в %.

3. Какие страны имеют внутриконтинентальное положение, как и Челябинская область(привести не менее 3 примеров)

Выполняют задания с показом по карте

Выполняют задание, работают в группе, проводят самооценку работы

Определение темы урока

Проблемный вопрос: Почему сегодня нет четких критериев для классификации стран мира?

Учащимся в ходе беседы дается возможность определить понятия: «группировка» и «типология».

Ученики читают ключевые слова и определяют тему урока.

Изучение нового материала

1.Каковы причины социально-экономической неоднородности стран мира?

1.1. Уровень ВВП на душу населения

Вопросы: — Что такое ВВП?

Чем отличается общий объем ВВП от размера ВВП на душу населения.

1.2. Доля продукции обрабатывающей промышленности

1.3. Уровень образования населения

1.4. Продолжительность жизни

Выявление причинно-следственных связей.

Вопросы: — От чего зависит продолжительность жизни населения?

— От чего зависит качество жизни населения?

2.Рассмотрев критерии типологии стран мира, составьте схему «Типы стран мира» по уровню социально-экономического развития.

Каждой группе дано задание, подготовить рассказ о типе стран по плану:

— краткая характеристика подгрупп

— показ на карте с названием столиц

Ученики отвечают на проблемный вопрос.

Формулируют вывод о главном критерии, позволяющем определить тип страны – социально-экономический.

Работают в группах

1 группа . Развитые страны – это страны, которые достигли своего социально-экономического уровня. Их роль велика в мировой экономике, политике. У них высокий уровень производительности труда, жизни населения. Выделяют:

1.1. Страны «Большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Япония)

1.2. Страны Западной Европы с традиционной рыночной экономикой. К таким странам относятся Австрия, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия…

1.3. Внеевропейские страны: бывшие доминионы Великобритании – Австралия, Новая Зеландия, ЮАР. Также сюда относится Израиль.

2 группа. Развивающиеся страны – страны, находящиеся в системе рыночной экономики и отличающиеся либо средним, либо высоким в отдельных сферах экономики, показывающих социально-экономическое развитие.

2.1. Новые индустриальные страны (НИС)..

Выделяют «азиатские тигры» — страны первой волны Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг.

«Азиатские драконы» — страны второй волны Малайзия, Таиланд, Индонезия

2.2. Страны -нефтеэкспортеры, входящие в международную организацию ОПЕК, созданная в 1960 году для стабилизации цен на нефть.

Входят 12 стран: Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Алжир, Ливия, Эквадор, Венесуэла, Нигерия, Ангола (вступила в организацию в 2007)

В состав ОПЕК входила Индонезия с 1962 по 2008 год, но вышла из организации, так как начала импортировать нефть

2.3 «Ключевые» страны. Это страны, обладающие высоким природно-ресурсным и людским потенциалом, следовательно, возможностями для экономического роста. Это Бразилия, Индия, Мексика.

2.4. Китай — развивающаяся страна, отличается самыми высокими темпами экономического роста.

2.5.Страны с низким уровнем общеэкономического развития и низким размером ВВП на душу населения. К таким относятся страны Тропической Африки, Океании. Вест-Индии, Центральной Азии.

3 группа . Страны с переходной экономикой. Это бывшие социалистические страны, строящие основы рыночной экономики и отличающиеся средними мировыми показателями социально-экономического развития.

3.1. Страны, образовавшиеся после распада СССР, в том числе и Россия. 15 бывших республик: Страны Балтии, Белоруссия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркменистан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан.

3.2. Страны Европы: Чехия, Словакия, Румыния, Венгрия, Польша, Болгария, Страны бывшей Югославии (Балканского полуострова)

Выступление групп с использованием политической карты мира, остальные работают в тетради по составлению схемы.

Первичное осмысление и закрепление

Вопросы (базовый уровень)

1.По каким показателям можно провести деление стран мира на развитые и развивающиеся?

2.Какие группы стран выделяют по уровню социально-экономического развития?

Вопросы (высокий уровень)

1.В чём практическое значение деления стран по уровню социально-экономического развития?

2.Почему самые бедные страны мира расположены в Африке и Азии?

Отвечают на вопросы Практическое задание на формирование учебных действий — по описанию определить страну.

В ходе беседы учитель просит учащихся дать оценку работы на уроке своей группы.

Тема 1 параграф 2 , схематично отметить в своих контурных картах страны«Большой семерки» ,(НИС),Страны нефтеэкспортеры, «Ключевые» страны.

Источник

Конспект урока по географии «Типы стран» (10 класс)

Тема. Типы государств.
Цели урока : изучение процесса типологии стран; характеристика типологических особенностей государств.

Планируемые результаты обучения:

-предметные : учащиеся должны усвоить учебную информацию, содержание межпредметных понятий, универсальные учебные действия, научную терминологию темы, получить
представление о систематизации стран, критериях типологии и классификации, выделять основные типы стран;

-метапредметные: владеют навыками поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; формулируют оценочные суждения; используют приобретённые знания и опыт;

-личностные: понимают необходимость приобретённых знаний, помогающих ориентироваться в структуре современной политической карты и расстановке сил на мировой арене.

Тип урока: комбинированный.

2.Актуализация опорных знаний.

1.Вспомните из курса истории и объясните, как повлияли на формирование политической карты мира: а) Первая мировая война; б) образование СССР; в) Вторая мировая война; г) распад Советского Союза

2.Известно, что часть территории Нидерландов — это земли, отвоеванные у моря, что привело к изменению политической карты страны. Какое это изменение — количественное или качественное?

3.Выберите верный ответ. К унитарным государствам относятся: а) Япония ; б) Индия; в) Финляндия; г) США.

4.Выберите верный ответ. К федеративным государствам относятся: а) Бразилия ; б) Венгрия; в) Россия; г) Франция.

5. Установите соответствие: 1) монархия б и г; 2) республика;

а) США, Аргентина; б) Испания, Дания; в) Франция, Бразилия; г) Бахрейн, Катар.

3.Мотивация. Целеполагание .
-В мире огромное количество стран, отличающихся природным, хозяйственным, культурным и политическим своеобразием, что диктует необходимость их систематизации.
Систематизация в географии осуществляется двумя способами — типологии и классификации* .
Это необходимо знать. Работа со словарем https://ru.wikiversity.org/wiki/


Классификация — группировка стран по их количественным, формальным признакам.
Систематизация (от греч. systema — целое, состоящее из частей) — разделение стран по их устойчивым признакам (критериям, параметрам) на определённые общности, обладающие единством и целостностью.
Типология — группировка стран по их качественным, сущностным характеристикам

-Тема? Цель урока? (Эпиграф стр 72)

4.Изучение нового материала.

Проблемный вопрос. Как лучше сгруппировать государства при всем их многообразии?

1. Задание: рассмотреть политическую карту мира попытаться самим сгруппировать страны. Ученики самостоятельно выделяют различные группы стран по географическому положению стран.

Обсуждение результатов. Вывод – какие группы стран можно выделить на основе территории и географического положения страны различают по: стр 72 рис 27.

2. Составить кластер «Главные критерии типологии» стр 73

Работа в группах – 5 групп стр 74-75

3. Заполнить таблицу

Малые страны Западной Европы

Промышленные развитые страны

Израиль, Австралия, НЗеландия, ЮАР

Дополнительные информация.
Новые индустриальные страны (НИС) — ряд стран, главным образом в Азии и Латинской Америке (Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Аргентина, Бразилия, Мексика), которые во второй половине XX в. осуществили быстрый рост индустриальных производственных мощностей.
Развивающиеся страны страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, имеющие колониальное прошлое и характеризующиеся социально-экономической отсталостью и зависимостью, но начинающие переживать период роста или уже находящиеся в процессе определённого экономического и социального развития. Некоторые развивающиеся страны испытали настоящий промышленный бум и перешли в категорию новых индустриальных стран .
Развитые страны страны (или регионы) с высоким уровнем жизни населения и передовой экономикой. В структуре хозяйства доминируют промышленность и сфера услуг, уровень
занятости в первичных (сырьевых) отраслях значительно ниже.
Север — термин, используемый для обозначения наиболее процветающих государств Северной Америки и Европы, Японии, Австралии и Новой Зеландии.
Страны социально-экономического перехода — страны с так называемой переходной экономикой (бывшие социалистические страны), строящие основы рыночного хозяйства
и гражданского общества.
Юг — термин, применяемый к слаборазвитым странам, расположенным в тропической и субтропической зонах. Включаетстраны Центральной и Южной Америки, Африки, большинство
государств Южной и Юго-Восточной Азии. Юг — периферия современного мира, которая испытывает серьёзные проблемы в самообеспечении продовольствием, отличается крайней бедностью населения и обилием деструктивных процессов.

Прием «Что лишнее и почему?»

1.Япония, Великобритания, США, Франция, Чили – большая 7

2.Китай , Саудовская Аравия, Венесуэла, Нигерия, Иран – нефтеэксп-ОПЕК

3.Афганистан, Сомали, Бразилия , Эфиопия, Чад – наименее развитые

4.Швеция, Израиль, Мьянма , Бельгия, Австрия — развитые

5.Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Австралия – НИС

Элемент шеринга «Поделись мнением»:

— Что понравилось? — Что вызвало интерес? — Какие трудности возникли?

Домашнее задание – читать параграф 13, устно ответить на вопр №1-4, письменно задание №8. Проработать материал по карте.

Источник

Политическая карта и типология стран мира

Тема урока: «Политическая карта и типология стран мира»

формирование представления о современной политической

карте мира о разнообразии стран, о разнообразии стран современного мира;

выяснить основные критерии классификации стран мира;

дать понятие «суверенное государство», «валовый

внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;

продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации,работа по тематическими и контурными картами;

развитие нравственного воспитания: установление добрых отношений ,сотрудничества и

Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты, тестовые задания, интерактивная доска

Тип урока: изучение нового материала

Орг.момент. Тест по проверке домашнего задания. (5-7 мин.)

I I. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.

ЗАДАНИЕ. В процессе изучения темы записать в тетрадь основные группы стран мира.

Учитель: Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?

Учащиеся: По политической карте можно узнать положение стран, их столицы и государственные границы.

Учитель: Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:

1 этап – древний (до 5 в.н.э) – возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет;

2 этап – средневековый (5-16в.в.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии;

3 этап – новый (16-19 в.в.) – эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире;

4 этап – новейший – формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами

5 этап – современный – появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.

Задание №1. Слушая рассказ учителя, заполните схему.(Слайд 1)

Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории — преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.

ВОПРОС: А какое государство называется «суверенным»?

ЗАДАНИЕ №2. Откройте учебник на стр.83. Прочитайте определение и запишите его в словарь.

Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.

Учитель: Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.

ЗАДАНИЕ №2. По «визитной карточке» форзаца учебника выпишите:

а) семь самых крупных стран по S территории;

Б) по численности населения выделяются 11 самых крупных стран.

Найдите их по карте и назовите столицы этих стран.

А) семь самых крупных стран по S территории. (Учащиеся записывают в тетрадь: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.

Б) по численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика

Учитель: Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают

приморские (имеют выход в море или океан),

полуостровные (расположены на полуостровах),

островные (расположены на островах),

страны-архипелаги (расположены на архипелаге),

лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).

ЗАДАНИЕ №3. Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы)

Учитель: На основе качественных показателей страны подразделяют на (Слайд 4)

Страны с переходной экономикой

Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта(ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

ЗАДАНИЕ №4. Используя текст учебника на стр.149, дайте определения и запишите их в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)

ВОПРОС: Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР самый высокий?

Учащиеся: В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает.)

ВОПРОС: А в странах какого региона ИЧР самый низкий?

Учащиеся: Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)

Учитель: Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.

К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить четыре подгруппы.

К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.

И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой.

ЗАДАНИЕ №5. С помощью текста учебника дать характеристику (самостоятельное добывание знаний):

1 ряд – подгруппы экономически развитых стран (стр.150- 151 п.33)

2 ряд – подгруппы развивающихся стран (стр.151-152 п.33)

3 ряд – страны с переходной экономикой (стр.151 п.33)

Подгруппы экономически развитых стран:

«Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности

Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки»

Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма. Обычно к этой группе причисляют и Израиль

Образовалась в 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань – приблизились по показателю ВВП на душу населения к другим экономически развитым странам. (Слайд 5)

Подгруппы развивающихся стран:

Ключевые страны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом

Страны, имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1-2, а иногда и 5 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская Америка), есть такие страны и в Азии и в Северной Америке

Новые индустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году вошел в состав Китая под названием Сянган; 2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия)

Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней и др.

Отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год: некоторые страны Африки, Азии, Латинской Америки

Наименее развитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов в год. (Слайд 6)

Страны с переходной экономикой:

постсоциалистические страны, многие из них можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.

ЗАДАНИЕ №6. (работа на интерактивной доске и контурных картах)

Подписать страны «большой семерки» на интерактивной карте.

Все остальные учащиеся подписывают страны «большой

семерки» на контурных картах. (Слайд 7)

Учитель: Давайте вспомним определение политико-географического положения (ПГП) и определим его роль для страны.

Учащиеся: ПГП – положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам, имеющим политическое значение: государственным границам, дружественным или враждебным странам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т.д.

Политико-географическое положение – одно из основополагающих понятий в географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие любой страны.

Учитель: Подведем итог.

Назовите основные группы стран мира.

Учащиеся: Основные группы стран:

По площади территории

По численности населения

По особенностям ГП

По уровню социально-экономического развития

1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет:

2.В мировую десятку по показателю площади территории входят:

1)Бразилия и Индия

2)ЮАР и Саудовская Аравия

3)Китай и Мексика

3.В мировую десятку по численности населения входят:

1) Пакистан и Индонезия

2)Аргентина и США

3)Канада и Индия

4) Япония и Австралия

4. В Азии находятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Бразилия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

5. К экономически развитым государствам относятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Бразилия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

1. К ключевым странам развивающегося мира относятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Боливия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

2. Полуостровными странами являются:

1) Израиль и Парагвай

2) Иран и Филиппины

3) Индонезия и Перу

4) Италия и Турция

3. Островными странами являются:

1) Великобритания и Шри-Ланка

2) Индия и Мадагаскар

3) Аргентина и Перу

4) Исландия и Индия

4. Не имеет выхода в море:

5. В «большую семерку» входят:

1) Мексика и Индия

3) Мексика и Бразилия

4) Австрия и Дания

IV . Вывод и итог урока.

V .Домашнее задание. П.31, п.33. Задание по раб.тетради. Работа по тематической и контурной картах.

Источник

Читайте также:  Потенциальный ввп страны равен 720
Оцените статью