Законодательная власть стран снг

Общая характеристика парламентов в странах СНГ

Закрепление принципа разделения властей в конституциях стран-участниц СНГ обусловило существование законодательной, исполнительной и судебной власти.

Высшим органом законодательной власти в странах Содружества является парламент. В разных странах парламенты называются по-разному. Например, в: Азербайджане – Милли Меджлис; Армении – Национальное Собрание; Беларуси – Парламент – Национальное Собрание; Грузии, Казахстане, Молдове – Парламент; Кыргызстане – Жогорку Кенеш; Таджикистане – Маджлиси Оли; Узбекистане – Олий Мажлис; на Украине – Верховная Рада. В Туркменистане до сентября 2008 г. имелось два высших представительных органа государственной власти: Халк Маслахаты (Народное Собрание) и Меджлис (парламент).[200]

Правовой статус парламентом традиционно определяется специальными разделами или главами конституций. Кроме того, порядок их формирования, некоторые аспекты деятельности регулируются специальными законами,[201] а внутренняя организация, структура и т.п. находит свое отражение в Регламентах.[202]

Порядок формирования парламентов в странах Содружества в целом можно считать демократическим. Депутатов избирают на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В процессе формирования парламента наиболее часто используется сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательной систем, хотя следует признать тенденцию стремления перехода к «исключительной пропорциональности».

Требования к кандидатам на пост депутатов выражаются в виде необходимости достичь возраста 21-25 лет, обладать соответствующим гражданством. Кроме этого, могут устанавливаться определенные ограничения.

Например, не могут быть избраны депутатами Милли Меджлиса Азербайджанской Республики лица, имеющие двойное гражданство, имеющие обязательства перед другими государствами, работающие в системе исполнительной или судебной власти, лица, занимающиеся другой оплачиваемой деятельностью, исключая научную, педагогическую и творческую деятельность, религиозные деятели, лица, недееспособность которых подтверждается судом, осужденные за тяжкие преступления, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу (ст.85 Конституции Азербайджана).

Читайте также:  Славянская языковая группа страны европы

Срок полномочий колеблется от 4 до 6 лет. Конституционное законодательство рассматриваемых стран предусматривает возможность сокращения срока полномочий парламента, однако такое решение не принимается в период военного или чрезвычайного положения. Наоборот, при введении чрезвычайного или военного положения предусматривается продление срока полномочий парламента.

Парламенты могут быть досрочно распущены:

1. по решению, принятому квалифицирующим большинством от общего числа депутатов парламента, т.е. вследствие самороспуска (Таджикистан);

2. по результатам общенародного референдума (Казахстан, Кыргызстан);

3. главой государства, в случаях, предусмотренных конституцией.

Например, Палата представителей Национального Собрания Беларуси распускается досрочно при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей (а также Совета Республики) могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

Необходимо констатировать, что роспуск парламента запрещается при чрезвычайном или военном положении, за некоторое время до прекращения полномочий главы государства, в течении определенного срока после предыдущего роспуска парламента либо при решении вопроса импичмента главы государства.

Анализируя полномочия парламентов государств-участников СНГ В.А. Егиазаров, полагает, что эти парламенты могут быть разделены на три группы.

1. парламенты, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности (Россия);

2. парламенты с не совсем четко определенной компетенцией; для таких парламентов характерны определенные границы, в пределах которых они осуществляют свою деятельность (Азербайджан, Армения);

3. парламенты, у которых недостаточно четко определена компетенция, т.е. это те парламенты, которые юридически располагают неопределенной компетенцией в области законотворчества, и имеют право издавать законы по любому вопросу (Грузия).[203]

Рассмотреть полномочия парламента можно на примере Парламента Молдовы. Так, Парламент имеет следующие основные полномочия (ст.66 Конституции Молдовы): a) принимает законы, постановления и резолюции; b) назначает референдумы; c) дает толкование законов и обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории страны; d) утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства; е) утверждает военную доктрину государства; f) осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью в формах и пределах, предусмотренных Конституцией; g) ратифицирует, денонсирует, приостанавливает действие и аннулирует международные договоры, заключенные Республикой Молдова; h) утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; i) осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи другим государствам, за заключением соглашений о государственных займах и кредитах из иностранных источников; j) избирает и назначает государственных должностных лиц в случаях, предусмотренных законом; k) утверждает ордена и медали Республики Молдова; l) объявляет частичную или всеобщую мобилизацию; m) объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение; n) организует изучение и заслушивание любых вопросов, касающихся интересов общества; о) приостанавливает деятельность органов местного публичного управления в случаях, предусмотренных законом; p) принимает акты об амнистии; r) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией и законами.

Парламенты работают в сессионном порядке. Количество сессий традиционно одна (Казахстан) или две – весенняя и осенняя (Азербайджан). Также допускают внеочередные и специальные сессии (Молдова).

По своей структуре вышеназванные парламенты являются однопалатными. Исключение составляют Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Таджикистана, где действует бикамеральная, т.е. двухпалатная структура парламента.

Структура самих палат предполагает выделение внутренних руководящих органов, парламентские комитеты (комиссии) – постоянные и временные, депутатские фракции и группы, аппарат.

Главенствующее место в парламенте занимает председатель парламента – спикер – традиционно избираемый депутатами. Их полномочия связаны с руководством парламентом.

Так, Председатели палат Парламента Казахстана (Сената и Мажилиса): 1) созывают заседания палат и председательствуют на них; 2) осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение палат; 3) представляют палатам кандидатуры к избранию на должности заместителей председателей палат; 4) обеспечивают соблюдение регламента в деятельности палат; 5) руководят деятельностью координационных органов палат; 6) подписывают акты, издаваемые палатами; 7) представляют Палатам кандидатуры для назначения на должности членов Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; 8) выполняют другие обязанности, возлагаемые на них Регламентом Парламента.

Внутренние руководящие органы организуют работу парламента. Внутренними коллегиальными органами являются Президиум (Туркменистан), Бюро (Грузия) и т.п. В состав таких органов входят, как правило, спикер, его заместители, лидеры депутатских объединений и председатели парламентских комитетов.

Комитеты и комиссии рассматривают различные вопросы, относящиеся к ведению парламента, и представляют итоги своей деятельности на заседание парламента. Среди различных видов депутатских объединений традиционно наиболее яркими являются партийные объединения – фракции. Аппарат парламента призван обеспечивать деятельность депутатов и парламента в целом. Возможно создание и иных органов – Счетная палата (Азербайджан), совместные комитеты (в двухпалатных парламентах).

Таким образом, следует констатировать, что в государствах, входящих в состав СНГ, функционируют парламенты, характерные для развитых демократических стран.

Дата добавления: 2015-09-21 ; просмотров: 1834 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Законодательная власть стран снг

§ 2. Система государственных органов стран СНГ

Высшие представительные (законодательные) органы

В любом демократическом государстве жизнедеятельность общества обеспечивается совокупностью государственных органов, именуемой государственным механизмом (аппаратом). Функциони­рование государственного аппарата в странах — участницах СНГ, как и в любом другом государстве, обеспечивается конкретными государственными органами, принадлежащими к определенной ветви власти. Главные, принципиальные основы формирования и деятельности государственного аппарата закрепляются в консти­туциях этих государств, а также в специальных законах, регла­ментирующих правовой статус высших и центральных органов го­сударственной власти. Вместе с тем необходимо заметить, что период становления государственного механизма данных государств еще не завершен. Конкретно это выражается в том, что далеко не во всех странах СНГ имеется подробно разработанная право­вая основа формирования и деятельности некоторых высших ор­ганов государственной власти, а также органов местного самоуп­равления.

К принципиальным основам построения и деятельности госу­дарственного аппарата в странах СНГ относятся конституцион­ные положения, в которых провозглашается разделение властей как один из основополагающих принципов осуществления государ­ственной власти. Этот основополагающий принцип заложен в орга­низацию и деятельность высших органов государства.

По форме правления государства — участники Содружества условно можно разделить на две основные группы: президентс­кие республики и республики со смешанной формой правления. По отдельным формальным признакам к президентским респуб­ликам можно отнести Азербайджанскую Республику, Грузию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекис­тан. Остальные государства Содружества, также условно, можно отнести к республикам со смешанной формой правления (полу­президентским) .

Парламентаризм как один из наиболее демократических ин­ститутов представительства и защиты интересов как каждой от­дельной личности, так и всего общества в целом получил свое практическое и законодательное утверждение в союзных респуб­ликах Союза ССР только после его распада.

Новые высшие органы законодательной власти, отражая на­циональные особенности каждой конкретной страны, на практи­ке представляют различные общественные слои и объединения граждан, социальные и национальные группы населения этих стран. Парламентами стран СНГ являются: Милли Меджлис в Азербайджанской Республике; Национальное Собрание Респуб­лики Армения; Национальное Собрание Республики Беларусь; Парламент Грузии; Парламент Республики Казахстан; Законо­дательное собрание Жогорку Кенеш Кыргызской Республики; Парламент Республики Молдова; Маджлис Оли Республики Тад­жикистан; Халк Маслахаты (Народный Совет) и Меджлис Турк­менистана; Олий Мажлис Республики Узбекистан; Верховная Рада Украины,

Из перечисленных выше государств в вопросе организации высших представительных органов выделяется Туркменистан. Его особенность состоит в том, что в Туркменистане по Конституции образуются два высших представительных органа: Халк Маслаха­ты, как высший представительный орган народной власти Турк­менистана, и Меджлис (парламент), как законодательный орган Туркменистана. Согласно ст. 48 Конституции Туркменистана Халк Маслахаты состоит из избираемых народом по одному от каждого этрапа сроком на пять лет халк векиллери (делегатов), а также представителей трех ветвей власти: Президента республики, де­путатов Меджлиса, членов Кабинета министров, председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда, генерального прокурора, глав административно-территориальных образований среднего и низшего звена (глав администраций вела-ятов, арчыны (мэров муниципальных советов) шахеров, поселков). Халк векиллери выполняют свои обязанности безвозмездно на протяжении пяти лет — срока их полномочий.

Конституцией Туркменистана (ст. 50) к компетенции Халк Маслахаты отнесены следующие вопросы: принятие решений о целесообразности внесения поправок и дополнений в Конститу­цию; принятие решений о проведении референдумов; выработка рекомендаций об основных направлениях экономического, соци­ального, политического развития страны; принятие решений об изменении государственной границы и административно-террито­риального деления; ратификация и денонсация договоров о меж­государственных союзах и иных образованиях; объявление состо­яния войны и мира и другие.

Работой Халк Маслахаты руководит Президент Туркменис­тана либо один из членов Халк Маслахаты, избираемый парла­ментом.

По своей структуре высшие представительные органы зако­нодательной власти стран СНГ являются в большинстве государств однопалатными. Исключение составляют Республика Беларусь, Республика Казахстан и Кыргызская Республика. В этих государ­ствах парламенты двухпалатные. Так, в Республике Беларусь Национальное собрание состоит из Палаты представителей и Се­ната. Палата представителей избирается на основе всеобщего, равного, свободного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Сенат является палатой территориального предста­вительства и состоит из представителей областей и города Минска (по девять от каждого). По шесть сенаторов от каждой области и города Минска «избираются тайным голосованием на заседаниях депутатов местных советов депутатов базового уровня областей и Минска» (ст. 91 Конституции). Одна треть членов Сената назнача­ется Президентом Республики Беларусь. Конституция закрепляет также положение о том, что лица, ранее занимавшие должность Президента, являются сенаторами пожизненно, если только они не откажутся от этого. Парламент Республики Казахстан состоит из Сената и Мажилиса. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значе­ния и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно облас­ти, города республиканского значения и столицы. Семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики Казахстан на срок полномочий Парламента. Мажилис избирается по одномандатным территориальным избирательным округам с примерно равной чис­ленностью населения (ст. 50 Конституции). Парламент Кыргызской Республики — Жогорку Кенеш — состоит из Законодательного Собрания, избираемого согласно Конституции и конституционно­го Закона «на основе представительства интересов всего населе­ния республики» и Собрания народных представителей, «избира­емого на основе представительства территориальных интересов» (п. 2 ст. 54 Конституции).

Компетенция палат бикамеральных парламентов в упомяну­тых странах СНГ сходна в своей основе. Однако следует отметить некоторые особенности в распределении компетенции между па­латами Парламента Республики Казахстан. Здесь имеет место ис­ключительная компетенция каждой из палат, т. е. Сената и Ма­жилиса; совместная компетенция палат, которая реализуется на их совместных заседаниях; компетенция палат, которая ре­ализуется на их раздельных заседаниях путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате. Так, к исключительной компетенции Сената Конституцией отне­сены вопросы: по представлению президента Республики избра­ние и освобождение от должности председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда, принятие их присяги; дача согласия на назначение президентом Республики генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности; лишение неприкосновенности генерального проку­рора, председателя и судей Верховного суда; досрочное прекра­щение полномочий местных представительных органов в соответ­ствии с законодательством Республики; делегирование двух де­путатов в состав Высшего судебного совета Республики Казахстан; рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности президента Республики и вынесение его результа­тов на рассмотрение совместного заседания плат. Законодатель­ные полномочия палат, в числе прочих вопросов, отнесены к ком­петенции, реализуемой на раздельных заседаниях палат.

Следует отметить также особенности в распределении компе­тенции между палатами парламента Республики Кыргызстан — Жогорку Кенеш. Обе палаты наделены правом принимать законы как совместно, так и по отдельности. Так, Собрание народных представителей наделено правом: вносить изменения и дополне­ния в Конституцию; принимать законы в предусмотренных Кон­ституцией случаях; давать официальное толкование Конституции и принятых им законов; утверждать республиканский бюджет и отчет об его исполнении; принимать решение об изменении гра­ниц Республики; решает вопросы административно-территориаль­ного устройства Республики (подп. 1, 3, 4, 5, 6 п. 3 ст. 58 Консти­туции). Однако законы, принятые Собранием народных представи­телей по вопросам утверждения республиканского бюджета и отчета о его исполнении, а также по вопросам решения административ­но-территориального устройства, подлежат одобрению Законода­тельным собранием. В свою очередь законы, принятые Законода­тельным собранием по вопросам налогов и сборов, финансового и таможенного регулирования, банковской деятельности, ратифика­ции и денонсации международных договоров, амнистии, подлежат рассмотрению и одобрению Собранием народных представителей.

Сенат Национального собрания Республики Беларусь не на­делен правом принимать законы. В основном в его компетенцию входят полномочия по одобрению кандидатур, представленных Президентом на замещение некоторых высших государственных должностей. Сенат также осуществляет контроль за деятельнос­тью местных советов. Так, Сенат обладает правом на дачу согла­сия на назначение Президентом председателя и членов Верховно­го суда, генерального прокурора, председателя и членов Правле­ния Национального банка, председателя Государственного контрольного комитета, избирает шесть судей Конституционного суда, а также шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референду­мов, отменяет решения местных советов, рассматривает выдви­нутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании и 3/4 голосов принимает решение о его смещении с должности и т. д. (ст. 98 Конституции).

Компетенция однопалатных парламентов в странах — участ­ницах СНГ в своей основе приблизительно схожа. Так, не говоря уж о законодательных полномочиях, многие однопалатные пар­ламенты стран СНГ наделены полномочиями по: назначению ре­ферендумов; утверждению основных направлений внутренней и внешней политики; ратификации и денонсации международных договоров; утверждению государственного бюджета; вопросам амнистии; учреждению государственных наград и почетных зва­ний; утверждению указов Президента о военном и чрезвычайном положениях в стране и т. д.

Избираются нижние палаты парламентов и однопалатные парламенты в странах СНГ на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Возрастной ценз для выборов в упомянутые выше законодательные органы устанавливается в большинстве стран в 24 или 25 лет, реже в 21 год (например, Украина, Беларусь). Срок полномочий парламентов колеблется в зависимости от страны от 4 до 5 лет. Возрастной ценз для избра­ния в верхние палаты бикамеральных парламентов в Беларуси и Казахстане установлен в 30 лет, а в Кыргызстане одинаковый возрастной ценз — 30 лет — установлен для обеих палат. Депута­ты однопалатных парламентов, а также верхних и нижних палат парламентов стран СНГ работают на постоянной профессиональ­ной основе и, как правило, наделены свободным мандатом, кото­рый дает им право и возможность быть независимыми в своих решениях во время работы в парламенте и представлять интере­сы всего народа. В большинстве стран СНГ конституции запреща­ют совмещение депутатских полномочий с любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой твор­ческой деятельности. В конституциях отдельных стран нет прямо­го запрета на совмещение депутатских полномочий, есть только отсылка к соответствующему закону о статусе депутата парла­мента (например, ст. 78 Конституции Украины). Исключение со­ставляет Республика Беларусь, где Конституция допускает со­вмещение депутатских полномочий с членством в Правительстве (ст. 92 Конституции).

Институт президента в странах СНГ

Президент в государствах СНГ, как в президентских респуб­ликах, так и в республиках со смешанной формой правления, наделяется очень широкими полномочиями. Причиной этому, ви­димо, является тот переходный период, который переживают эти государственные образования после распада СССР, когда в усло­виях становления институтов государственной власти и в услови­ях проходящих экономических и политических реформ необходи­ма действенная президентская власть.

Согласно конституциям стран СНГ, президентом может быть избран гражданин данного государства на основе всеобщего, рав­ного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий главы государства, как правило, 5 лет. Конституции устанавливают возрастные ограничения для кандидатов на пост президента. Так, в конституциях Украины, Грузии, Азербайджа­на и некоторых других стран СНГ устанавливается возрастной ценз для претендентов на пост президента в 35 лет, а в Конституции Туркменистана — 40 лет. В некоторых конституциях устанавлива­ется предельный возраст лица, претендующего на замещение по­ста президента. Так, в Конституции Республики Таджикистан пре­дельный возраст кандидата на пост президента установлен в 65 лет. Многие конституции закрепляют также ценз оседлости для кан­дидата в президенты. Например, в конституциях Грузии и Азер­байджана закреплено, что кандидат на пост президента должен проживать постоянно на территории государства не менее 15 лет (Грузия) и не менее 10 лет (Азербайджан). В Конституции Турк­менистана устанавливается, что кандидат на должность прези­дента должен проживать на территории Туркменистана, а срок проживания не уточняется.

Практически все конституции государств — членов СНГ ус­танавливают запрет на замещение должности президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд.

В государствах с президентской формой правления (Азербай­джанская Республика, Грузия, Туркменистан, Республика Тад­жикистан, Республика Узбекистан) президент по конституции является главой государства, главой исполнительной власти, вер­ховным главнокомандующим вооруженными силами, представля­ет государство во внешних сношениях и т. д. Так, согласно Кон­ституции Азербайджанской Республики президент является гла­вой государства, главой исполнительной власти, воплощением единства народа, гарантом независимости и территориальной це­лостности, гарантом соблюдения международных соглашений и до­говоров, верховным главнокомандующим вооруженными силами, гарантом судебной системы, представляет государство внутри стра­ны и во внешних сношениях (ст. 7, 8, 9, 10 Конституции).

Наличие помимо поста президента поста премьер-министра не типично для президентских республик, где правительство, как правило, возглавляет непосредственно сам президент. Однако в некоторых республиках СНГ с президентской формой правления конституциями этих стран предусматривается еще и пост пре­мьер-министра (Азербайджанская Республика, Республика Тад­жикистан, Республика Узбекистан).

Президент в странах с президентской формой правления наделен широкими полномочиями в исполнительной сфере госу­дарственной деятельности. Глава государства в странах СНГ располагает полномочиями, которые дают ему возможность от­стаивать точку зрения исполнительной ветви власти по важнейшим вопросам государственной жизни перед государственными органами, принадлежащими к другим ветвям власти. В большин­стве упомянутых президентских республик за президентом зак­реплено право применять в отношении законов, принятых парла­ментом, отлагательное вето. Так, например, в п. 6 ст. 57 Конститу­ции Туркменистана говорится: «Президент Туркменистана. подписывает законы, вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Меджлис для повторного обсуждения и голосования. Президент не обладает пра­вом отлагательного вето в отношении законов об изменениях и дополнениях Конституции». Президенты некоторых из упомяну­тых стран наделены также правом представлять в парламент еже­годные послания о положении в области внутренней и внешней политики страны. Соответствующие статьи закреплены в Консти­туциях Туркменистана (п. 4 ст. 57), Республики Узбекистан (п. 7 ст. 93), Конституции Грузии (п. 5 ст. 73).

Конституции стран СНГ с президентской формой правления не наделяют президента правом роспуска парламента.

Большинство государств Содружества относятся к республи­кам со смешанной формой правления (Армения, Республика Бе­ларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Респуб­лика Молдова, Украина).

В государствах СНГ со смешанной формой правления полно­мочия президента также могут быть весьма широкими. Приме­ром тому могут послужить полномочия президента Кыргызской Республики и Республики Казахстан. Так, помимо полномочий, свойственных главе государства, президенты названных стран на­делены правом издавать нормативно-правовые акты, имеющие силу закона. Например, в соответствии со ст. 68 Конституции Кыр­гызской Республики палаты Жогорку Кенеш могут делегировать свои законодательные полномочия Президенту Кыргызской Рес­публики на срок не более одного года. Кроме того, законодатель­ные полномочия переходят к Президенту в случае роспуска палат Жогорку Кенеш. Упомянутая статья Конституции предоставляет президенту законодательные полномочия также в случае роспус­ка одной из палат парламента. В этом случае президент осуществ­ляет законодательные полномочия только той палаты, которая распущена. Законодательные полномочия осуществляются прези­дентом Кыргызской Республики путем принятия указов, имею­щих силу закона. Президент Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 4 ст. 53 Конституции Республики Казахстан по его собственной инициативе может быть наделен правом издания за­конов на срок не более одного года двумя третями голосов от об­щего числа депутатов каждой из палат парламента. Более того, Президент Республики Казахстан наделен правом определять при­оритетность рассмотрения проектов законов в Мажилисе, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, что означает, что парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении этого требования президента он вправе издать указ, имеющий силу закона, кото­рый действует до принятия парламентом данного закона в уста­новленном Конституцией порядке (п. 2 ст. 61 Конституции Респуб­лики Казахстан).

Полномочия президентов в других странах СНГ со смешан­ной формой правления имеют свои особенности в каждом отдель­ном государстве. Так, президент Республики Армения на основа­нии заключения Конституционного Суда может прекратить пол­номочия назначенного им самим члена Конституционного Суда или дать согласие на его арест, привлечение к уголовной или админи­стративной ответственности в судебном порядке (п. 10 ст. 55 Кон­ституции Республики Армения).

Конституционные положения о правовом статусе президента в некоторых странах СНГ конкретизируются и развиваются в за­конодательных актах, детализирующих конституционные поло­жения о президенте страны. К таким законодательным актам от­носится, например: Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 г. № 3602-ХН в редак­ции Закона от 7 июля 1997 г. № 52-3; Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. № 2733, имеющий силу Конститу­ционного Закона «О Президенте Республики Казахстан»; Закон Республики Молдова «Об обеспечении деятельности Президента Республики Молдова» № 111 от 20 февраля 1997 г. Подобные зако­нодательные акты имеются и в некоторых других государствах — участниках Содружества. Как правило, в данных законодатель­ных актах, помимо общих положений, конкретизируются консти­туционные положения о вступлении президента в должность и о порядке сложения президентом своих полномочий по состоянию здоровья, в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления, а также при добровольном уходе прези­дента в отставку. В законах о президенте закрепляется порядок организации и обеспечения деятельности президента, порядок из­дания актов президента, положения о делегировании законода­тельных полномочий президенту и т. д.

Правительство в странах СНГ

Правовой статус правительства в странах СНГ закреплен в соответствующих разделах конституций этих стран, а также в специальных законодательных актах о правительстве и других нормативно-правовых актах. Название этого высшего органа ис­полнительной власти, его место и роль в системе государствен­ных органов, компетенция в каждой отдельной стране могут отли­чаться (Кабинет Министров — в Азербайджанской Республике, Республике Узбекистан, в Республике Беларусь, на Украине, в Туркменистане; Правительство — в Республике Армения, Ка­захстане, Кыргызстане, Республике Молдова, Таджикистане). Однако следует отметить, что не все конституции провозглашают правительство высшим органом исполнительной власти. Так, на­пример, ст. 113 Конституции Украины и п. 1 ст. 70 Конституции Кыргызстана провозглашают Правительство высшим органом ис­полнительной власти, а в соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь Правительство — Кабинет министров Бела­руси — является центральным органом государственного управ­ления. Конституция Республики Молдова (п. 1 ст. 96) гласит, что Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публич­ным управлением.

Большинство других конституций стран СНГ, как правило, в разделах, посвященных правительству, ограничиваются конста­тацией того, что кабинет министров или правительство осуществ­ляют исполнительную власть в государстве либо то, что оно яв­ляется исполнительным и распорядительным органом.

Правовой статус правительства закрепляется не только в конституциях стран СНГ, но также в специальных законах о пра­вительстве, как, например, Закон Республики Молдова «О Пра­вительстве» от 23 июля 1992 г. или Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г. № 2688. В конституциях закреп­лены конституционные основы формирования, организации и де­ятельности правительства, а также его основные полномочия в области экономики, в сфере социального развития, обеспечения безопасности, в области осуществления внешней политики и т. д. В законах о правительстве более подробно регулируется и регла­ментируется его состав и порядок формирования, основные на­правления деятельности, ответственность и подотчетность прави­тельства, его компетенция и др. Однако нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность правительства в государ­ствах СНГ, могут быть не только законы, но и постановления самого правительства. Так, например, постановлением Кабинета министров Республики Беларусь от 30 марта 1995 г. № 172 был утвержден «Регламент Кабинета министров Республики Беларусь». Главой правительства в странах СНГ является, в зависимости от формы правления, либо сам президент, либо премьер-министр. Премьер-министр, как правило, назначается президентом. В од­них государствах СНГ для назначения кандидатуры на пост пре­мьер-министра необходимо согласие парламента (например, ст. 71 Конституции Кыргызской Республики), в других государствах та­кого согласия не требуется (например, согласно ст. 65 Конститу­ции Республики Казахстан и п. 1 ст. 3 Указа Президента «О Пра­вительстве» Правительство формируется Президентом самостоя­тельно).

В большинстве государств СНГ предложения о составе пра­вительства вносятся главе государства премьер-министром и пре­зидент либо принимает предложение о составе правительства, либо отклоняет его. Однако в некоторых государствах СНГ есть свои особенности в процедуре формирования правительства. Так, согласно ст. 98 Конституции Республики Молдова, после выдви­жения президентом кандидатуры на должность премьер-министра последний должен в 15-дневный срок после его выдвижения об­ратиться к Парламенту с просьбой о выражении доверия программе деятельности Правительства и всему его составу. После обсужде­ния программы деятельности и состава Правительства на заседа­нии Парламента он может выразить вотум доверия Правитель­ству большинством голосов депутатов.

Компетенция правительства в большинстве стран СНГ в своей основе очень похожа. К наиболее типичным полномочиям прави­тельства относятся следующие: руководство системой подчинен­ных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; осуществление мер по реализации ос­новных направлений внутренней и внешней политики; разработка и представление в парламент или президенту для внесения в пар­ламент проекта государственного бюджета и отчет о его исполне­нии; обеспечение проведения единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, а также государственной поли­тики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, социального обеспечения и оплаты труда; осуществление мер по обеспечению прав и свобод граж­дан; осуществление мероприятий по защите интересов государ­ства, государственной безопасности и обороноспособности; приня­тие мер по охране общественного порядка и борьбе с преступно­стью; принятие мер по охране всех видов собственности; управление государственной собственностью; обеспечение испол­нения конституции, законов, актов главы государства и принятых самим правительством постановлений; обеспечение осуществле­ния политики в сфере труда и занятости населения; выполнение других функций, определенных конституцией, законами, актами президента.

Вопрос о подотчетности правительства в конституционном законодательстве государств — членов Содружества решается несколькими способами. В ряде стран СНГ правительство в своей деятельности подотчетно президенту и одновременно ответ­ственно перед парламентом. К таким странам относятся Респуб­лика Беларусь, Украина, Кыргызская Республика, Республика Казахстан. В некоторых странах СНГ правительство не подот­четно парламенту и несет ответственность за свою деятель­ность только перед президентом. Так, в соответствии со ст. 79 Конституции Грузии члены правительства ответственны в своей деятельности только перед президентом. Подобный порядок выте­кает и из смысла конституционных положений о правительстве в Туркменистане, Азербайджане, Узбекистане.

Прекращение полномочий правительства в странах — учас­тницах Содружества осуществляется различными способами. Одна из основных причин прекращения полномочий правительства — это выборы нового главы государства. В большинстве стран СНГ правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом. Однако в некоторых странах порядок прекращения полномочий правительства отличается от остальных стран СНГ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 103 Конституции Республики Молдо­ва Правительство осуществляет свои полномочия до признания действительными выборов нового состава Парламента.

В отдельных странах возможна отставка правительства в ре­зультате выражения парламентом вотума недоверия правитель­ству. К таким странам относится, например, Республика Казах­стан (п. 3 ст. 70 Конституции). Механизм прекращения полномочий правительства в этом случае в странах СНГ в значительной степе­ни может отличаться. Так, в Кыргызской Республике Собрание народных представителей может выразить недоверие не всему правительству, а только премьер-министру 2/3 голосов от общего числа депутатов (п. 5 ст. 71 Конституции).

Центральными отраслевыми органами исполнительной влас­ти в странах СНГ являются министерства, комитеты и другие ведомства. Основы правового статуса центральных органов испол­нительной власти закреплены либо в конституции государства, либо в специальном нормативно-правовом акте, издаваемом пар­ламентом или президентом. Конституции и специальные законо­дательные акты о центральных органах исполнительной власти в странах Содружества неодинаково формулируют само наимено­вание данных органов. Так, например, в гл. 8 Конституции Рес­публики Молдова упомянутые органы исполнительной власти на­зываются центральными отраслевыми органами публичного уп­равления государством (п. 1 ст. 107 Конституции).

Источник

Оцените статью