Общая характеристика парламентов в странах СНГ
Закрепление принципа разделения властей в конституциях стран-участниц СНГ обусловило существование законодательной, исполнительной и судебной власти.
Высшим органом законодательной власти в странах Содружества является парламент. В разных странах парламенты называются по-разному. Например, в: Азербайджане – Милли Меджлис; Армении – Национальное Собрание; Беларуси – Парламент – Национальное Собрание; Грузии, Казахстане, Молдове – Парламент; Кыргызстане – Жогорку Кенеш; Таджикистане – Маджлиси Оли; Узбекистане – Олий Мажлис; на Украине – Верховная Рада. В Туркменистане до сентября 2008 г. имелось два высших представительных органа государственной власти: Халк Маслахаты (Народное Собрание) и Меджлис (парламент).[200]
Правовой статус парламентом традиционно определяется специальными разделами или главами конституций. Кроме того, порядок их формирования, некоторые аспекты деятельности регулируются специальными законами,[201] а внутренняя организация, структура и т.п. находит свое отражение в Регламентах.[202]
Порядок формирования парламентов в странах Содружества в целом можно считать демократическим. Депутатов избирают на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В процессе формирования парламента наиболее часто используется сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательной систем, хотя следует признать тенденцию стремления перехода к «исключительной пропорциональности».
Требования к кандидатам на пост депутатов выражаются в виде необходимости достичь возраста 21-25 лет, обладать соответствующим гражданством. Кроме этого, могут устанавливаться определенные ограничения.
Например, не могут быть избраны депутатами Милли Меджлиса Азербайджанской Республики лица, имеющие двойное гражданство, имеющие обязательства перед другими государствами, работающие в системе исполнительной или судебной власти, лица, занимающиеся другой оплачиваемой деятельностью, исключая научную, педагогическую и творческую деятельность, религиозные деятели, лица, недееспособность которых подтверждается судом, осужденные за тяжкие преступления, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу (ст.85 Конституции Азербайджана).
Срок полномочий колеблется от 4 до 6 лет. Конституционное законодательство рассматриваемых стран предусматривает возможность сокращения срока полномочий парламента, однако такое решение не принимается в период военного или чрезвычайного положения. Наоборот, при введении чрезвычайного или военного положения предусматривается продление срока полномочий парламента.
Парламенты могут быть досрочно распущены:
1. по решению, принятому квалифицирующим большинством от общего числа депутатов парламента, т.е. вследствие самороспуска (Таджикистан);
2. по результатам общенародного референдума (Казахстан, Кыргызстан);
3. главой государства, в случаях, предусмотренных конституцией.
Например, Палата представителей Национального Собрания Беларуси распускается досрочно при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей (а также Совета Республики) могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.
Необходимо констатировать, что роспуск парламента запрещается при чрезвычайном или военном положении, за некоторое время до прекращения полномочий главы государства, в течении определенного срока после предыдущего роспуска парламента либо при решении вопроса импичмента главы государства.
Анализируя полномочия парламентов государств-участников СНГ В.А. Егиазаров, полагает, что эти парламенты могут быть разделены на три группы.
1. парламенты, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности (Россия);
2. парламенты с не совсем четко определенной компетенцией; для таких парламентов характерны определенные границы, в пределах которых они осуществляют свою деятельность (Азербайджан, Армения);
3. парламенты, у которых недостаточно четко определена компетенция, т.е. это те парламенты, которые юридически располагают неопределенной компетенцией в области законотворчества, и имеют право издавать законы по любому вопросу (Грузия).[203]
Рассмотреть полномочия парламента можно на примере Парламента Молдовы. Так, Парламент имеет следующие основные полномочия (ст.66 Конституции Молдовы): a) принимает законы, постановления и резолюции; b) назначает референдумы; c) дает толкование законов и обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории страны; d) утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства; е) утверждает военную доктрину государства; f) осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью в формах и пределах, предусмотренных Конституцией; g) ратифицирует, денонсирует, приостанавливает действие и аннулирует международные договоры, заключенные Республикой Молдова; h) утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; i) осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи другим государствам, за заключением соглашений о государственных займах и кредитах из иностранных источников; j) избирает и назначает государственных должностных лиц в случаях, предусмотренных законом; k) утверждает ордена и медали Республики Молдова; l) объявляет частичную или всеобщую мобилизацию; m) объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение; n) организует изучение и заслушивание любых вопросов, касающихся интересов общества; о) приостанавливает деятельность органов местного публичного управления в случаях, предусмотренных законом; p) принимает акты об амнистии; r) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией и законами.
Парламенты работают в сессионном порядке. Количество сессий традиционно одна (Казахстан) или две – весенняя и осенняя (Азербайджан). Также допускают внеочередные и специальные сессии (Молдова).
По своей структуре вышеназванные парламенты являются однопалатными. Исключение составляют Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Таджикистана, где действует бикамеральная, т.е. двухпалатная структура парламента.
Структура самих палат предполагает выделение внутренних руководящих органов, парламентские комитеты (комиссии) – постоянные и временные, депутатские фракции и группы, аппарат.
Главенствующее место в парламенте занимает председатель парламента – спикер – традиционно избираемый депутатами. Их полномочия связаны с руководством парламентом.
Так, Председатели палат Парламента Казахстана (Сената и Мажилиса): 1) созывают заседания палат и председательствуют на них; 2) осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение палат; 3) представляют палатам кандидатуры к избранию на должности заместителей председателей палат; 4) обеспечивают соблюдение регламента в деятельности палат; 5) руководят деятельностью координационных органов палат; 6) подписывают акты, издаваемые палатами; 7) представляют Палатам кандидатуры для назначения на должности членов Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; 8) выполняют другие обязанности, возлагаемые на них Регламентом Парламента.
Внутренние руководящие органы организуют работу парламента. Внутренними коллегиальными органами являются Президиум (Туркменистан), Бюро (Грузия) и т.п. В состав таких органов входят, как правило, спикер, его заместители, лидеры депутатских объединений и председатели парламентских комитетов.
Комитеты и комиссии рассматривают различные вопросы, относящиеся к ведению парламента, и представляют итоги своей деятельности на заседание парламента. Среди различных видов депутатских объединений традиционно наиболее яркими являются партийные объединения – фракции. Аппарат парламента призван обеспечивать деятельность депутатов и парламента в целом. Возможно создание и иных органов – Счетная палата (Азербайджан), совместные комитеты (в двухпалатных парламентах).
Таким образом, следует констатировать, что в государствах, входящих в состав СНГ, функционируют парламенты, характерные для развитых демократических стран.
Дата добавления: 2015-09-21 ; просмотров: 1834 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Законодательная власть стран снг
§ 2. Система государственных органов стран СНГ
Высшие представительные (законодательные) органы
В любом демократическом государстве жизнедеятельность общества обеспечивается совокупностью государственных органов, именуемой государственным механизмом (аппаратом). Функционирование государственного аппарата в странах — участницах СНГ, как и в любом другом государстве, обеспечивается конкретными государственными органами, принадлежащими к определенной ветви власти. Главные, принципиальные основы формирования и деятельности государственного аппарата закрепляются в конституциях этих государств, а также в специальных законах, регламентирующих правовой статус высших и центральных органов государственной власти. Вместе с тем необходимо заметить, что период становления государственного механизма данных государств еще не завершен. Конкретно это выражается в том, что далеко не во всех странах СНГ имеется подробно разработанная правовая основа формирования и деятельности некоторых высших органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.
К принципиальным основам построения и деятельности государственного аппарата в странах СНГ относятся конституционные положения, в которых провозглашается разделение властей как один из основополагающих принципов осуществления государственной власти. Этот основополагающий принцип заложен в организацию и деятельность высших органов государства.
По форме правления государства — участники Содружества условно можно разделить на две основные группы: президентские республики и республики со смешанной формой правления. По отдельным формальным признакам к президентским республикам можно отнести Азербайджанскую Республику, Грузию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан. Остальные государства Содружества, также условно, можно отнести к республикам со смешанной формой правления (полупрезидентским) .
Парламентаризм как один из наиболее демократических институтов представительства и защиты интересов как каждой отдельной личности, так и всего общества в целом получил свое практическое и законодательное утверждение в союзных республиках Союза ССР только после его распада.
Новые высшие органы законодательной власти, отражая национальные особенности каждой конкретной страны, на практике представляют различные общественные слои и объединения граждан, социальные и национальные группы населения этих стран. Парламентами стран СНГ являются: Милли Меджлис в Азербайджанской Республике; Национальное Собрание Республики Армения; Национальное Собрание Республики Беларусь; Парламент Грузии; Парламент Республики Казахстан; Законодательное собрание Жогорку Кенеш Кыргызской Республики; Парламент Республики Молдова; Маджлис Оли Республики Таджикистан; Халк Маслахаты (Народный Совет) и Меджлис Туркменистана; Олий Мажлис Республики Узбекистан; Верховная Рада Украины,
Из перечисленных выше государств в вопросе организации высших представительных органов выделяется Туркменистан. Его особенность состоит в том, что в Туркменистане по Конституции образуются два высших представительных органа: Халк Маслахаты, как высший представительный орган народной власти Туркменистана, и Меджлис (парламент), как законодательный орган Туркменистана. Согласно ст. 48 Конституции Туркменистана Халк Маслахаты состоит из избираемых народом по одному от каждого этрапа сроком на пять лет халк векиллери (делегатов), а также представителей трех ветвей власти: Президента республики, депутатов Меджлиса, членов Кабинета министров, председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда, генерального прокурора, глав административно-территориальных образований среднего и низшего звена (глав администраций вела-ятов, арчыны (мэров муниципальных советов) шахеров, поселков). Халк векиллери выполняют свои обязанности безвозмездно на протяжении пяти лет — срока их полномочий.
Конституцией Туркменистана (ст. 50) к компетенции Халк Маслахаты отнесены следующие вопросы: принятие решений о целесообразности внесения поправок и дополнений в Конституцию; принятие решений о проведении референдумов; выработка рекомендаций об основных направлениях экономического, социального, политического развития страны; принятие решений об изменении государственной границы и административно-территориального деления; ратификация и денонсация договоров о межгосударственных союзах и иных образованиях; объявление состояния войны и мира и другие.
Работой Халк Маслахаты руководит Президент Туркменистана либо один из членов Халк Маслахаты, избираемый парламентом.
По своей структуре высшие представительные органы законодательной власти стран СНГ являются в большинстве государств однопалатными. Исключение составляют Республика Беларусь, Республика Казахстан и Кыргызская Республика. В этих государствах парламенты двухпалатные. Так, в Республике Беларусь Национальное собрание состоит из Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается на основе всеобщего, равного, свободного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Сенат является палатой территориального представительства и состоит из представителей областей и города Минска (по девять от каждого). По шесть сенаторов от каждой области и города Минска «избираются тайным голосованием на заседаниях депутатов местных советов депутатов базового уровня областей и Минска» (ст. 91 Конституции). Одна треть членов Сената назначается Президентом Республики Беларусь. Конституция закрепляет также положение о том, что лица, ранее занимавшие должность Президента, являются сенаторами пожизненно, если только они не откажутся от этого. Парламент Республики Казахстан состоит из Сената и Мажилиса. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы. Семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики Казахстан на срок полномочий Парламента. Мажилис избирается по одномандатным территориальным избирательным округам с примерно равной численностью населения (ст. 50 Конституции). Парламент Кыргызской Республики — Жогорку Кенеш — состоит из Законодательного Собрания, избираемого согласно Конституции и конституционного Закона «на основе представительства интересов всего населения республики» и Собрания народных представителей, «избираемого на основе представительства территориальных интересов» (п. 2 ст. 54 Конституции).
Компетенция палат бикамеральных парламентов в упомянутых странах СНГ сходна в своей основе. Однако следует отметить некоторые особенности в распределении компетенции между палатами Парламента Республики Казахстан. Здесь имеет место исключительная компетенция каждой из палат, т. е. Сената и Мажилиса; совместная компетенция палат, которая реализуется на их совместных заседаниях; компетенция палат, которая реализуется на их раздельных заседаниях путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате. Так, к исключительной компетенции Сената Конституцией отнесены вопросы: по представлению президента Республики избрание и освобождение от должности председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда, принятие их присяги; дача согласия на назначение президентом Республики генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности; лишение неприкосновенности генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда; досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики; делегирование двух депутатов в состав Высшего судебного совета Республики Казахстан; рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности президента Республики и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания плат. Законодательные полномочия палат, в числе прочих вопросов, отнесены к компетенции, реализуемой на раздельных заседаниях палат.
Следует отметить также особенности в распределении компетенции между палатами парламента Республики Кыргызстан — Жогорку Кенеш. Обе палаты наделены правом принимать законы как совместно, так и по отдельности. Так, Собрание народных представителей наделено правом: вносить изменения и дополнения в Конституцию; принимать законы в предусмотренных Конституцией случаях; давать официальное толкование Конституции и принятых им законов; утверждать республиканский бюджет и отчет об его исполнении; принимать решение об изменении границ Республики; решает вопросы административно-территориального устройства Республики (подп. 1, 3, 4, 5, 6 п. 3 ст. 58 Конституции). Однако законы, принятые Собранием народных представителей по вопросам утверждения республиканского бюджета и отчета о его исполнении, а также по вопросам решения административно-территориального устройства, подлежат одобрению Законодательным собранием. В свою очередь законы, принятые Законодательным собранием по вопросам налогов и сборов, финансового и таможенного регулирования, банковской деятельности, ратификации и денонсации международных договоров, амнистии, подлежат рассмотрению и одобрению Собранием народных представителей.
Сенат Национального собрания Республики Беларусь не наделен правом принимать законы. В основном в его компетенцию входят полномочия по одобрению кандидатур, представленных Президентом на замещение некоторых высших государственных должностей. Сенат также осуществляет контроль за деятельностью местных советов. Так, Сенат обладает правом на дачу согласия на назначение Президентом председателя и членов Верховного суда, генерального прокурора, председателя и членов Правления Национального банка, председателя Государственного контрольного комитета, избирает шесть судей Конституционного суда, а также шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, отменяет решения местных советов, рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании и 3/4 голосов принимает решение о его смещении с должности и т. д. (ст. 98 Конституции).
Компетенция однопалатных парламентов в странах — участницах СНГ в своей основе приблизительно схожа. Так, не говоря уж о законодательных полномочиях, многие однопалатные парламенты стран СНГ наделены полномочиями по: назначению референдумов; утверждению основных направлений внутренней и внешней политики; ратификации и денонсации международных договоров; утверждению государственного бюджета; вопросам амнистии; учреждению государственных наград и почетных званий; утверждению указов Президента о военном и чрезвычайном положениях в стране и т. д.
Избираются нижние палаты парламентов и однопалатные парламенты в странах СНГ на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Возрастной ценз для выборов в упомянутые выше законодательные органы устанавливается в большинстве стран в 24 или 25 лет, реже в 21 год (например, Украина, Беларусь). Срок полномочий парламентов колеблется в зависимости от страны от 4 до 5 лет. Возрастной ценз для избрания в верхние палаты бикамеральных парламентов в Беларуси и Казахстане установлен в 30 лет, а в Кыргызстане одинаковый возрастной ценз — 30 лет — установлен для обеих палат. Депутаты однопалатных парламентов, а также верхних и нижних палат парламентов стран СНГ работают на постоянной профессиональной основе и, как правило, наделены свободным мандатом, который дает им право и возможность быть независимыми в своих решениях во время работы в парламенте и представлять интересы всего народа. В большинстве стран СНГ конституции запрещают совмещение депутатских полномочий с любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности. В конституциях отдельных стран нет прямого запрета на совмещение депутатских полномочий, есть только отсылка к соответствующему закону о статусе депутата парламента (например, ст. 78 Конституции Украины). Исключение составляет Республика Беларусь, где Конституция допускает совмещение депутатских полномочий с членством в Правительстве (ст. 92 Конституции).
Институт президента в странах СНГ
Президент в государствах СНГ, как в президентских республиках, так и в республиках со смешанной формой правления, наделяется очень широкими полномочиями. Причиной этому, видимо, является тот переходный период, который переживают эти государственные образования после распада СССР, когда в условиях становления институтов государственной власти и в условиях проходящих экономических и политических реформ необходима действенная президентская власть.
Согласно конституциям стран СНГ, президентом может быть избран гражданин данного государства на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий главы государства, как правило, 5 лет. Конституции устанавливают возрастные ограничения для кандидатов на пост президента. Так, в конституциях Украины, Грузии, Азербайджана и некоторых других стран СНГ устанавливается возрастной ценз для претендентов на пост президента в 35 лет, а в Конституции Туркменистана — 40 лет. В некоторых конституциях устанавливается предельный возраст лица, претендующего на замещение поста президента. Так, в Конституции Республики Таджикистан предельный возраст кандидата на пост президента установлен в 65 лет. Многие конституции закрепляют также ценз оседлости для кандидата в президенты. Например, в конституциях Грузии и Азербайджана закреплено, что кандидат на пост президента должен проживать постоянно на территории государства не менее 15 лет (Грузия) и не менее 10 лет (Азербайджан). В Конституции Туркменистана устанавливается, что кандидат на должность президента должен проживать на территории Туркменистана, а срок проживания не уточняется.
Практически все конституции государств — членов СНГ устанавливают запрет на замещение должности президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд.
В государствах с президентской формой правления (Азербайджанская Республика, Грузия, Туркменистан, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан) президент по конституции является главой государства, главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, представляет государство во внешних сношениях и т. д. Так, согласно Конституции Азербайджанской Республики президент является главой государства, главой исполнительной власти, воплощением единства народа, гарантом независимости и территориальной целостности, гарантом соблюдения международных соглашений и договоров, верховным главнокомандующим вооруженными силами, гарантом судебной системы, представляет государство внутри страны и во внешних сношениях (ст. 7, 8, 9, 10 Конституции).
Наличие помимо поста президента поста премьер-министра не типично для президентских республик, где правительство, как правило, возглавляет непосредственно сам президент. Однако в некоторых республиках СНГ с президентской формой правления конституциями этих стран предусматривается еще и пост премьер-министра (Азербайджанская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан).
Президент в странах с президентской формой правления наделен широкими полномочиями в исполнительной сфере государственной деятельности. Глава государства в странах СНГ располагает полномочиями, которые дают ему возможность отстаивать точку зрения исполнительной ветви власти по важнейшим вопросам государственной жизни перед государственными органами, принадлежащими к другим ветвям власти. В большинстве упомянутых президентских республик за президентом закреплено право применять в отношении законов, принятых парламентом, отлагательное вето. Так, например, в п. 6 ст. 57 Конституции Туркменистана говорится: «Президент Туркменистана. подписывает законы, вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Меджлис для повторного обсуждения и голосования. Президент не обладает правом отлагательного вето в отношении законов об изменениях и дополнениях Конституции». Президенты некоторых из упомянутых стран наделены также правом представлять в парламент ежегодные послания о положении в области внутренней и внешней политики страны. Соответствующие статьи закреплены в Конституциях Туркменистана (п. 4 ст. 57), Республики Узбекистан (п. 7 ст. 93), Конституции Грузии (п. 5 ст. 73).
Конституции стран СНГ с президентской формой правления не наделяют президента правом роспуска парламента.
Большинство государств Содружества относятся к республикам со смешанной формой правления (Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Украина).
В государствах СНГ со смешанной формой правления полномочия президента также могут быть весьма широкими. Примером тому могут послужить полномочия президента Кыргызской Республики и Республики Казахстан. Так, помимо полномочий, свойственных главе государства, президенты названных стран наделены правом издавать нормативно-правовые акты, имеющие силу закона. Например, в соответствии со ст. 68 Конституции Кыргызской Республики палаты Жогорку Кенеш могут делегировать свои законодательные полномочия Президенту Кыргызской Республики на срок не более одного года. Кроме того, законодательные полномочия переходят к Президенту в случае роспуска палат Жогорку Кенеш. Упомянутая статья Конституции предоставляет президенту законодательные полномочия также в случае роспуска одной из палат парламента. В этом случае президент осуществляет законодательные полномочия только той палаты, которая распущена. Законодательные полномочия осуществляются президентом Кыргызской Республики путем принятия указов, имеющих силу закона. Президент Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 4 ст. 53 Конституции Республики Казахстан по его собственной инициативе может быть наделен правом издания законов на срок не более одного года двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из палат парламента. Более того, Президент Республики Казахстан наделен правом определять приоритетность рассмотрения проектов законов в Мажилисе, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, что означает, что парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении этого требования президента он вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия парламентом данного закона в установленном Конституцией порядке (п. 2 ст. 61 Конституции Республики Казахстан).
Полномочия президентов в других странах СНГ со смешанной формой правления имеют свои особенности в каждом отдельном государстве. Так, президент Республики Армения на основании заключения Конституционного Суда может прекратить полномочия назначенного им самим члена Конституционного Суда или дать согласие на его арест, привлечение к уголовной или административной ответственности в судебном порядке (п. 10 ст. 55 Конституции Республики Армения).
Конституционные положения о правовом статусе президента в некоторых странах СНГ конкретизируются и развиваются в законодательных актах, детализирующих конституционные положения о президенте страны. К таким законодательным актам относится, например: Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 г. № 3602-ХН в редакции Закона от 7 июля 1997 г. № 52-3; Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. № 2733, имеющий силу Конституционного Закона «О Президенте Республики Казахстан»; Закон Республики Молдова «Об обеспечении деятельности Президента Республики Молдова» № 111 от 20 февраля 1997 г. Подобные законодательные акты имеются и в некоторых других государствах — участниках Содружества. Как правило, в данных законодательных актах, помимо общих положений, конкретизируются конституционные положения о вступлении президента в должность и о порядке сложения президентом своих полномочий по состоянию здоровья, в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления, а также при добровольном уходе президента в отставку. В законах о президенте закрепляется порядок организации и обеспечения деятельности президента, порядок издания актов президента, положения о делегировании законодательных полномочий президенту и т. д.
Правительство в странах СНГ
Правовой статус правительства в странах СНГ закреплен в соответствующих разделах конституций этих стран, а также в специальных законодательных актах о правительстве и других нормативно-правовых актах. Название этого высшего органа исполнительной власти, его место и роль в системе государственных органов, компетенция в каждой отдельной стране могут отличаться (Кабинет Министров — в Азербайджанской Республике, Республике Узбекистан, в Республике Беларусь, на Украине, в Туркменистане; Правительство — в Республике Армения, Казахстане, Кыргызстане, Республике Молдова, Таджикистане). Однако следует отметить, что не все конституции провозглашают правительство высшим органом исполнительной власти. Так, например, ст. 113 Конституции Украины и п. 1 ст. 70 Конституции Кыргызстана провозглашают Правительство высшим органом исполнительной власти, а в соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь Правительство — Кабинет министров Беларуси — является центральным органом государственного управления. Конституция Республики Молдова (п. 1 ст. 96) гласит, что Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением.
Большинство других конституций стран СНГ, как правило, в разделах, посвященных правительству, ограничиваются констатацией того, что кабинет министров или правительство осуществляют исполнительную власть в государстве либо то, что оно является исполнительным и распорядительным органом.
Правовой статус правительства закрепляется не только в конституциях стран СНГ, но также в специальных законах о правительстве, как, например, Закон Республики Молдова «О Правительстве» от 23 июля 1992 г. или Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г. № 2688. В конституциях закреплены конституционные основы формирования, организации и деятельности правительства, а также его основные полномочия в области экономики, в сфере социального развития, обеспечения безопасности, в области осуществления внешней политики и т. д. В законах о правительстве более подробно регулируется и регламентируется его состав и порядок формирования, основные направления деятельности, ответственность и подотчетность правительства, его компетенция и др. Однако нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность правительства в государствах СНГ, могут быть не только законы, но и постановления самого правительства. Так, например, постановлением Кабинета министров Республики Беларусь от 30 марта 1995 г. № 172 был утвержден «Регламент Кабинета министров Республики Беларусь». Главой правительства в странах СНГ является, в зависимости от формы правления, либо сам президент, либо премьер-министр. Премьер-министр, как правило, назначается президентом. В одних государствах СНГ для назначения кандидатуры на пост премьер-министра необходимо согласие парламента (например, ст. 71 Конституции Кыргызской Республики), в других государствах такого согласия не требуется (например, согласно ст. 65 Конституции Республики Казахстан и п. 1 ст. 3 Указа Президента «О Правительстве» Правительство формируется Президентом самостоятельно).
В большинстве государств СНГ предложения о составе правительства вносятся главе государства премьер-министром и президент либо принимает предложение о составе правительства, либо отклоняет его. Однако в некоторых государствах СНГ есть свои особенности в процедуре формирования правительства. Так, согласно ст. 98 Конституции Республики Молдова, после выдвижения президентом кандидатуры на должность премьер-министра последний должен в 15-дневный срок после его выдвижения обратиться к Парламенту с просьбой о выражении доверия программе деятельности Правительства и всему его составу. После обсуждения программы деятельности и состава Правительства на заседании Парламента он может выразить вотум доверия Правительству большинством голосов депутатов.
Компетенция правительства в большинстве стран СНГ в своей основе очень похожа. К наиболее типичным полномочиям правительства относятся следующие: руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; осуществление мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики; разработка и представление в парламент или президенту для внесения в парламент проекта государственного бюджета и отчет о его исполнении; обеспечение проведения единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, а также государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, социального обеспечения и оплаты труда; осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан; осуществление мероприятий по защите интересов государства, государственной безопасности и обороноспособности; принятие мер по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; принятие мер по охране всех видов собственности; управление государственной собственностью; обеспечение исполнения конституции, законов, актов главы государства и принятых самим правительством постановлений; обеспечение осуществления политики в сфере труда и занятости населения; выполнение других функций, определенных конституцией, законами, актами президента.
Вопрос о подотчетности правительства в конституционном законодательстве государств — членов Содружества решается несколькими способами. В ряде стран СНГ правительство в своей деятельности подотчетно президенту и одновременно ответственно перед парламентом. К таким странам относятся Республика Беларусь, Украина, Кыргызская Республика, Республика Казахстан. В некоторых странах СНГ правительство не подотчетно парламенту и несет ответственность за свою деятельность только перед президентом. Так, в соответствии со ст. 79 Конституции Грузии члены правительства ответственны в своей деятельности только перед президентом. Подобный порядок вытекает и из смысла конституционных положений о правительстве в Туркменистане, Азербайджане, Узбекистане.
Прекращение полномочий правительства в странах — участницах Содружества осуществляется различными способами. Одна из основных причин прекращения полномочий правительства — это выборы нового главы государства. В большинстве стран СНГ правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом. Однако в некоторых странах порядок прекращения полномочий правительства отличается от остальных стран СНГ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 103 Конституции Республики Молдова Правительство осуществляет свои полномочия до признания действительными выборов нового состава Парламента.
В отдельных странах возможна отставка правительства в результате выражения парламентом вотума недоверия правительству. К таким странам относится, например, Республика Казахстан (п. 3 ст. 70 Конституции). Механизм прекращения полномочий правительства в этом случае в странах СНГ в значительной степени может отличаться. Так, в Кыргызской Республике Собрание народных представителей может выразить недоверие не всему правительству, а только премьер-министру 2/3 голосов от общего числа депутатов (п. 5 ст. 71 Конституции).
Центральными отраслевыми органами исполнительной власти в странах СНГ являются министерства, комитеты и другие ведомства. Основы правового статуса центральных органов исполнительной власти закреплены либо в конституции государства, либо в специальном нормативно-правовом акте, издаваемом парламентом или президентом. Конституции и специальные законодательные акты о центральных органах исполнительной власти в странах Содружества неодинаково формулируют само наименование данных органов. Так, например, в гл. 8 Конституции Республики Молдова упомянутые органы исполнительной власти называются центральными отраслевыми органами публичного управления государством (п. 1 ст. 107 Конституции).
Источник