Законы стран восточной европы

Кодификация и толкование законов в странах Восточной Европы

Как и в СССР, во всех европейских социалистических государствах основной источник права — закон. И здесь государственная власть сконцентрирована в парламенте, который один лишь правомочен определять политику страны и издавать законы. Конституция Румынии 1965 года четко говорит о том, что не существует никакой самостоятельной регламентарной власти.

Однако при сходстве принципиальной установки имеется немало различий. В Югославии в 1963 году создан Конституционный суд, правомочный просить парламент вновь рассмотреть принятый им закон, который суд считает неконституционным. Таким путем в парламент был возвращен ряд законов, в том числе закон о социальном обеспечении. Создание Конституционного суда предусмотрено в Чехословакии в целях контроля за правильным распределением компетенции между федеральными и иными властями. Определенный контроль за конституционностью законов возможен в Румынии, где он осуществляется комитетом, созданным в парламенте.

Югославия, Чехословакия, как и СССР, — федеральные государства. Но в первых двух распределение компетенции между федеральными и республиканскими властями иное, чем в СССР.

Не в столь обширных и населенных в сравнении с Советским Союзом странах и имеющих при этом более глубокие парламентские традиции созыв парламента проще и деятельность его активнее, как, например, в Польше, где сейм сам принимает большинство законов, а его орган — Государственный совет в промежутках между сессиями сейма издает нормы лишь в исключительных случаях.

Сразу же после прихода к власти коммунистических партий были проведены значительные кодификации, особенно в Польше, Чехословакии и Югославии, где ранее право не было унифицировано в общенациональном плане. Подготовленные с некоторой поспешностью кодексы впоследствии заменялись новыми, отражавшими достигнутое на пути социалистического развития. В Польше в 1964 году были приняты новые Гражданский, Семейный и Гражданско-процессуальный кодексы.

Читайте также:  Какое место занимает бразилия по площади среди стран мира

Позднее были опубликованы кодексы в области уголовного и уголовно-процессуального права, международного частного права, морского права, трудового права и административного процесса. Были попытки кодифицировать административное право и международное торговое право — область, где органы, обладающие нормотворческой компетенцией, создали очень запутанную ситуацию.

В Чехословакии в 1963 году были изданы новые Семейный, Граж-данско-процессуальный кодексы. Закон о международном частном праве и Кодекс международной торговли, а в 1964 году — Хозяйственный и Гражданский кодексы, в 1965 году — Кодекс законов о труде.

В Германской Демократической Республике в 1965 году вышел новый Семейный кодекс, в 1975 году — Гражданский и Гражданок о-Процессуальный кодексы и Законы о применении права и о международном частном праве, в 1976 году — Закон о международных хозяйственных договорах.

В Албании, Болгарии и Югославии были изданы комплексы Крупных законов, заменившие в самых разных сферах действовавшее ранее право. В Венгрии в 1959 году был принят Гражданский кодекс, Которого ранее не было в этой стране.

Оно мало чем отличается от принятого в СССР. Оно должно быть строгом, что неоднократно подчеркивалось в юридической литературе этих стран. Известный венгерский юрист академик Сабо в своей книге «Толкование права» писал: «В социалистическом праве закон не преследует цели замаскировать волю господствующего класса. Отсюда следует, что понятие и роль толкования здесь значительно сужены. Ни при промульгации закона, ни позднее нельзя под предлогом толкования изменить содержание юридических норм или же, ссылаясь на смысл закона, придать ему какую-либо чуждую ему черту. В буржуазном праве судья стал главной персоной юридической системы. Социалистическое развитие должно избежать этого».

Однако так подходят к толкованию лишь нового права. Что касается законов, унаследованных от прошлого и остающихся в силе, то действуют другие критерии. Наиболее четкой в этом плане является формула, действующая в Югославии: от применения таких законов можно отказаться, если они противоречат основополагающим принципам нового строя.

Однако старые законы постепенно сходили со сцены, а в отношении новых в итоге дискуссии были выработаны более гибкие принципы толкования, способствующие усилению связи между правом и жизнью общества. Конституция ЧССР 1960 года в ст. 102 установила, что судьи должны толковать законы в соответствии с социалистическим правосознанием, и это правило было развито в Гражданском кодексе 1964 года.

198. Публикация законов. Правовые традиции сказались и в том, что в рассматриваемых странах хорошо организована публикация всех видов регламентарных актов. Здесь нет сборников, издаваемых для служебного использования в рамках какого-либо министерства, и потому остающихся в какой-то мере конфиденциальными. Возможно, поэтому право европейских социалистических стран легче изучать, чем советское право.

Источник

Законы стран восточной европы

Во всех странах Восточной Европы, особенно после окончания Второй мировой войны, создано развитое и прогрессивное социальное законодательство. Характеризуя современное его состояние, нужно иметь в виду связь с законодательством, созданным до социально-экономических преобразований конца 80- х — начала 90- х годов XX в., и тенденции, проявившиеся в новых условиях.
В 90-х годах произошли значительные изменения в социальном законодательстве всех стран Восточной Европы.
Полностью обновлено законодательство Союзной Республики Югославии — СРЮ (основная часть распавшейся СФРЮ — Сербия и Черногория), где были приняты такие основополагающие законы, как Закон о социальной помощи (Сербия, 1991 г.), Закон о медицинском страховании (Сербия, 1992 г.), Закон об основах пенсионного страхования (СРЮ, 1996 г.), Закон о пенсионном страховании (Сербия, 1996 г.) и другие акты. Для нового югославского законодательства характерно использование опыта законодательства СФРЮ в этой сфере и сохранение достигнутого уровня социальных гарантий.
Пакет социальных законов был принят в Венгрии в 1997 г.: Закон об обеспечении по социальному страхованию и праве на частную пенсию, а также о фондах обеспечения; Закон о пенсионном обеспечении по социальному страхованию; Закон о частной пенсии и частных пенсионных кассах; Закон об обслуживании по обязательному медицинскому страхованию. Был изменен принятый в 1993 г. Закон о социальном обслуживании и социальном обеспечении. Новое венгерское законодательство в определенной степени снижает уровень социальных гарантий: повышено требование по пенсионному возрасту, особенно для женщин, проведен отказ от льгот в связи с условиями труда при пенсионировании, произошло некоторое снижение размера пособий и др.
В Польше Законами от 13 октября 1998 г. о системе социального страхования и от 17 декабря 1998 г. о пенсиях из Фонда социального страхования внесены существенные изменения — прежде всего в пенсионное обеспечение. В соответствии с этими Законами происходит переход к накопительной системе обеспечения пенсиями по старости, введена паритетность уплаты страховых взносов работодателем и застрахованным, изменен порядок расчета пенсий застрахованным, не включенным в накопительную систему пенсионирования. Законом от 25 июня 1999 г. по-новому урегулировано обеспечение денежными пособиями в случае болезни и материнства. Внесены изменения в ряд специальных законов: в Закон об обеспечении в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием 1975 г. (в редакции 1983 г. с последующими изменениями и дополнениями) и ряд других законов.
Принятым в Болгарии 2 декабря 1999 г. Кодексом обязательного социального страхования и принятыми до этого Законом о защите при безработице и стимулировании занятости 1997 г., Законом о медицинском страховании 1998 г. и Законом о социальной помощи 1998 г. было проведено полное обновление болгарского социального законодательства, действовавшего с многочисленными изменениями и дополнениями в отношении ряда пособий с 1951 г., а в отношении пенсионного обеспечения — с 1957 г. Существенные изменения произошли в пенсионном обеспечении: повышены, например, требования при назначении пенсий по страховому стажу и возрасту; как в Венгрии и Польше, вводится накопительная система пенсионирования, установлено правило о постепенном переходе к паритетной уплате страховых взносов в различные страховые фонды работодателем и работником.
В Чехии новыми законами были решены две проблемы: пенсионирова-ние и социальная поддержка (помощь). Новый чешский Закон о пенсионном страховании 1995 г. повысил пенсионный возраст (особенно женщин) и отказался от льгот при назначении пенсий и повышенного их размера в связи с условиями труда. Новые решения даны и Законом о социальной поддержке 1993 г. Наряду с этим новым законодательством сохраняет силу Закон о больничном страховании 1956 г., который около 25 раз подвергался изменениям и дополнениям (наиболее важные — снижение размера пособий по временной нетрудоспособности, передача выплаты пособий на детей из больничного страхования в систему социальной поддержки) и ряд других.
Введение новых условий пенсионирования в Болгарии, Венгрии, Польше и Чехии предусматривает возможность применения в течение длительного переходного периода условий обеспечения пенсиями по нормам отмененного законодательства, если это более выгодно для выходящего на пенсию работника.
Румынское законодательство сложилось в основном в 70- е годы. Основной закон — Закон о пенсиях по государственному социальному страхованию и социальной помощи 1977 г., ряд положений которого изменен в 90- е годы. В Румынии продолжают действовать и другие старые акты, например о предоставлении государственных пособий на детей 1960 г., о предоставлении материального обеспечения по государственному социальному страхованию 1965 г., которые также не раз изменялись.
Во всех странах указанные основные законы не исчерпывают всего социального законодательства. Общие акты дополняются специальными, касающимися отдельных категорий граждан, отдельных видов обеспечения.
Новые социально-экономические условия вызвали необходимость введения новых видов обеспечения и обслуживания. Так, массовая безработица потребовала во всех странах введения пособий по безработице, имущественное расслоение общества привело к широкому развитию и соответственно правовому регулированию социальной помощи малоимущим.

Источник

Социальное законодательство стран Восточной Европы

Во всех странах Восточной Европы, особенно после окончания Второй мировой войны, создано развитое и прогрессивное социаль­ное законодательство. Характеризуя современное его состояние, нужно иметь в виду связь с законодательством, созданным до соци­ально-экономических преобразований конца 80 — начала 90-х годов XX в., и тенденции, проявившиеся в новых условиях.

В 90-х годах произошли значительные изменения в социальном законодательстве всех стран Восточной Европы.

Полностью обновлено законодательство Союзной Республики Югославии(с июня 2006 г. — два самостоятельных государства — Сербия и Черногория), где были приняты такие основополагающие законы, как Закон о социальной помощи (Сербия, 1991 г.), Закон о медицинском страховании (Сербия, 1992 г.), Закон об основах пенсионного страхования (СРЮ, 1996 г.), Закон о пенсионном стра­ховании (Сербия, 1996 г.) и другие акты. Для нового югославского законодательства характерно использование опыта законодательст­ва СФРЮ в этой сфере и сохранение достигнутого уровня социаль­ных гарантий.

Пакет социальных законов был принят в Венгрии в 1997 г.: Закон об обеспечении по социальному страхованию и праве на частную пенсию, а также о фондах обеспечения; Закон о пенсионном обеспе­чении по социальному страхованию; Закон о частной пенсии и ча­стных пенсионных кассах; Закон об обслуживании по обязательно­му медицинскому страхованию. Был изменен принятый в 1993 г. Закон о социальном обслуживании и социальном обеспечении. Но­вое венгерское законодательство в определенной степени снижает уровень социальных гарантий: повышено требование по пенсионно­му возрасту, особенно для женщин, проведен отказ от льгот в связи с условиями труда при пенсионировании, произошло некоторое снижение размера пособий и др.

В Польшезаконами от 13 октября 1998 г. о системе социального страхования и от 17 декабря 1998 г. о пенсиях из Фонда социально­го страхования внесены существенные изменения — прежде всего в пенсионное обеспечение. В соответствии с этими законами проис­ходит переход к накопительной системе обеспечения пенсиями по старости, введена паритетность уплаты страховых взносов работодателем и застрахованным, изменен порядок расчета пенсий застрахованным, не включенным в накопительную систему пенсионирования. Законом от 25 июня 1999 г. по-новому урегулировано обеспечение денежными пособиями в случае болезни и материнства. Внесены изменения в ряд специальных законов: в Закон об обеспечении в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием 1975 г. (в редакции 1983 г. с последующими изменениями и дополнениями) и ряд других законов.

Принятым в Болгарии 2 декабря 1999 г. Кодексом обязательного социального страхования и принятыми до этого Законом о защите при безработице и стимулировании занятости 1997 г., Законом о ме­дицинском страховании 1998 г. и Законом о социальной помощи 1998г. было проведено полное обновление болгарского социального законодательства, действовавшего с многочисленными изменениями и дополнениями в отношении ряда пособий с 1951 г., а в отношении пенсионного обеспечения — с 1957 г. Существенные изменения про­изошли в пенсионном обеспечении: повышены, например, требования при назначении пенсий по страховому стажу и возрасту, пока в Венгрии и Польше; вводится накопительная система пенсионирования, установлено правило о постепенном переходе к паритетной уплате страховых взносов в различные страховые фонды работодателем и работником.

В Чехииновыми законами были решены две проблемы: пенсионирование и социальная поддержка (помощь). Новый чешский За­кон о пенсионном страховании 1995 г. повысил пенсионный возраст (особенно женщин) и отказался от льгот при назначении пенсий и повышенного их размера в связи с условиями труда. Новые реше­ния даны и Законом о социальной поддержке 1993 г. Наряду с этим новым законодательством сохраняет силу Закон о больничном стра­ховании 1956 г., который около 25 раз подвергался изменениям и дополнениям (наиболее важные — снижение размера пособий по временной нетрудоспособности, передача выплаты пособий на детей из больничного страхования в систему социальной поддержки).

Принятый в Румынии 17 марта 2000г. Закон «О системе госу­дарственных пенсий и других правах по социальному страхованию» по своему содержанию мог бы, как в Болгарии, быть назван Кодек­сом социального страхования.

Введение новых условий пенсионирования в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехии предусматривает возможность примене­ния в течение длительного переходного периода условий обеспече­ния пенсиями по нормам отмененного законодательства, если это более выгодно для выходящего на пенсию работника.

Во всех странах указанные основные законы не исчерпывают всего социального законодательства. Общие акты дополняются спе­циальными, касающимися отдельных категорий граждан, отдельных видов обеспечения.

Новые социально-экономические условия вызвали необходи­мость введения новых видов обеспечения и обслуживания. Так, массовая безработица потребовала во всех странах введения посо­бий по безработице, имущественное расслоение общества привело к широкому развитию и соответственно правовому регулированию социальной помощи малоимущим.

Источник

Оцените статью