Французская революция. От монархии к республике — Юдовская, Ванюшкина 7 класс 2 часть (ГДЗ, ответы)
1. Используя фрагмент документа (с. 260 учебника), заполните схему
Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием провозгласила:
— принципы всеобщей свободы и равенства
— принцип «дозволено все, что не запрещено»
— равенство всех перед законом
2. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр. Выполните задание
1) Поход в Версаль; 2) казнь короля; 3) установление якобинской диктатуры; 4) Вареннский кризис; 5) принятие Декларации прав человека и гражданина; 6) начало контрреволюционных мятежей в Нормандии и Вандее; 7) провозглашение республики во Франции; 8) свержение монархии во Франции; 9) начало революционных войн во Франции; 10) принятие первой в истории Франции Конституции; 11) начало работы Законодательного собрания
5 1 4 10 11 9 8 7 2 6 3
В выделенных клетках появились день и месяц важнейшего события Французской революции. Запишите его
14 июля 1789 — взятие Бастилии
3. Укажите на ленте времени события, выделенные курсивом в задании 2, поставив в кружках их порядковые номера
4. Разгадайте кроссворд
5. 1) В выделенных клетках кроссворда (см. задание 4) у вас получилось понятие, связанное в Сфранцузской революцией. Из приведенных курсивом слов составьте определение этого понятия. Слова не могут использоваться дважды, но их можно изменять по падежам. Запишите понятие и его определение
Революция, преобразования, в, углубление, ход, сторонники, революционные, Французская
Якобинцы — это сторонники углубления революционных преобразований в ходе Французской революции
2) Продолжите предложение
Представителями этого политического направления являлись таие деятели, как Максимильян Робеспьер и Жан Поль Марат
6. Перед вами краткое описание начала работы Национального конвента Франции и его состава. Однако некоторые цифры и слова оказались стертыми. Восстановите их. Письменно выполните задание
20 сентября 1792 года начал работу Национальный конвент — преемник Законодательного собрания. Важную роль в Конвенте продолжали играть жирондисты , опиравшиеся на торгово-промышленную буржуазию. Эта группа сидела на нижних скамьях в зале заседаний. Многочисленные депутаты не имели ясной позиции, и левые издевательски прозвали их равниной или болотом . Самих же левых, большинство из которых составляли якобинцы , в Конвенте именовали горой , монтаньярами («людьми с горы»), так как они занимали места на самых верхних скамьях в зале заседаний
Используя приведенное описание, заполните пропуски в схеме «Размещение депутатов в Национальном конвенте Франции»
7. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Якобинская диктатура». Используя памятку 2 (см. с.77 рабочей тетради), начните составление плана, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
а) Определение понятий
б) Основные этапы революции
2) Основные события революции
3) «Декларация прав человека и гражданина»
4) Якобинсая диктатура
5) Политические портреты революционеров
8. Выполните задания по контурной карте «Французская революция»
1) Закрасьте территории стран контрреволюционной коалиции против революционной Франции в 1792-1794 гг. Подпишите их названия
2) Отметьте знаком деревню, победа в сражении у которой положила начало освобождению Франции от интервентов. Подпишите название деревни
Источник
Задания к § 25—27.
Задание 1. Прочитайте свидетельство французского политического деятеля Вобана и сделайте расчет (в млн. человек) численности каждой из четырех групп населения, указанных автором (к 70-м гг. XVIII в. население Франции составляло 25 млн человек).
Все исследования, которые я смог сделать, показывают, что в последнее время почти десятая часть населения доведена до нищеты и действительно нищенствует. Из остальных девяти десятых пять десятых не могут дать подаяния, ибо сами находятся почти в таком же несчастном положении. Из четырех остальных частей три загнаны и в большом затруднении от долгов и процессов (судебных. — авт.) к последней же части я отношу высшую знать, дворянство, чиновников, богатых купцов и буржуа.
1 группа — 2,5 млн., 2 группа — 12,5 млн., 3 группа — 7,5 млн., 4 группа — 2,5 млн.
Задание 2. Прочитайте свидетельство Вобана о положении низших слоев населения.
Простонародье питается ячменным хлебом с примесью овса, от него даже не отсевают отрубей; этот хлеб можно поднимать за соломины, которыми он набит. Они едят еще скверные, в большинстве случаев дикие плоды, суп из зелени с небольшим количеством орехового масла и почти без соли, благодаря пошлине на нее. Лишь самые достаточные имеют пеклеванный хлеб. Простой народ редко пьет вино, мясо ест раза три в год и употребляет мало соли. Три четверти и летом и зимой одеты в полотно, обуты в сабо на голую ногу во все времена года.
Используя этот документ и текст учебника (с. 230, 231, 239, 240), составьте рассказ «Жизнь французского крестьянина в XVIII в.».
Крестьяне, хоть и были лично свободны, но не владели землей, а за право пользования ею несли в пользу сеньоров, владельцев земли, денежные и натуральные повинности. Кроме того крестьяне платили церкви — десятину, королю — подушную подать и многочисленные пошлины, к примеру, на соль, что делало жизнь крестьян еще труднее. Скудные урожаи не могли покрыть расходов и крестьяне повсеместно разорялись. Обнищавшие крестьяне, убогие хижины, скудная еда и лохмотья были привычной картиной французской деревни.
Задание 3. Внимательно рассмотрите карикатуру XVIII в. (с. 231 учебника). Рисунок называется «Следует надеяться, что скоро эта игра закончится». Напишите, что имел в виду его автор.
В XVIII во Франции происходило стремительное разорение крестьянства и ему не по силам было «тащить на себе» высшие сословия. Такое положение не могло продолжаться долго, что подтверждали участившиеся «хлебные» бунты и выступления против непомерных налогов.
Задание 4. Заполните схему.
Повинности крестьян
Сеньору: барщина и др. косвенные платежи.
Государству: талья, подушная подать, габель (на соль) и др. косвенные налоги.
Церкви: десятина
Задание 5. Заполните таблицу «Сословия во Франции накануне революции».
Сословия | Слои населения | Какой собственностью владели | Какие имели права и обязанности |
I | Духовенство | Земля, недвижимость | Освобождались от налогов; церковная и государственная служба. |
II | Дворянство | Земля, недвижимость | Освобождались от налогов; военная или государственная служба. |
III | Общинники (простонародье) | Крестьяне и городские низы собственности не имели, буржуазия — недвижимость, мануфактуры и т.п. | Низшие слои не имели прав и платили налоги. Высшие слои платили налоги, но имели право занимать гос. должности. |
Задание 6*. Рассмотрите сатирические рисунки. Постарайтесь определить действующих лиц. О чем они могут говорить? Составьте текст диалогов и запишите их под каждым рисунком.
На рис. слева, вероятно, королевский егерь поймал простолюдина, охотившегося в лесу на зайца. На рис. справа, вероятно, тот же простолюдин, которому не чем уплатить штраф, перед королевским сборщиком налогов. Диалоги из двух-трех придумайте самостоятельно.
Задание 7*. Продолжите фразу.
Господин Шуазель-Гуффье хотел за свой счет покрыть крестьянские хижины черепицей, чтобы обезопасить их от пожаров. Однако крестьяне, поблагодарив его за доброту, отказались и попросили оставить их дома такими, какие они есть, говоря, что если их жилища будут покрыты черепицей вместо соломы, то они должны будут платить талью большего размера, чем нынешняя.
Примечание. Талья — основной налог во Франции, размер которого исчислялся в зависимости от оценки земельного надела и недвижимого имущества.
Задание 8. Выберите правильный ответ.
Почему попытки Тюрго и Неккера провести во Франции реформы с целью вывода страны из кризиса не увенчались успехом:
а) из-за противодействия придворной знати; б) из-за противодействия буржуазии и лиц свободных профессий; в) из-за противодействия крестьянства; г) из-за противодействия короля?
Примечание. В действительности против Тюрго выступали не только аристократия и духовенство, но и представители крупной буржуазии, монополии и привилегии которых отменялись ради свободной торговли. Людовик XVI был единственным, кто до конца поддерживал министра, но вынужден был отстранить его под давлением своего окружения.
Задание 9. Графу де Мирабо принадлежат слова: «Эта великая революция обойдется без злодеяний и слез».
Как вы думаете, какие причины вселили в графа уверенность в возможность быстрого и бескровного разрешения всех противоречий?
Мирное провозглашение Учредительного собрания как органа власти и отмена абсолютизма дали Мирабо основания быть уверенным, что образованные люди в эпоху просвещения могут решить противоречия цивилизованно, без кровопролития.
Задание 10. Какие события произошли в указанное время?
Май 1774 г. — вступление на престол Франции Людовика XVI.
5 мая 1789 г. — Людовик XVI открыл заседание Генеральных штатов.
9 июля 1789 г. — провозглашение Учредительного собрания.
14 июля 1789 г. — взятие Бастилии.
Задание 11. Людовик XVI, нуждаясь в деньгах, созвал в 1787 г. собрание нотаблей (знати), надеясь получить у них согласие на обложение налогами привилегированных сословий. Тогда же на стенах парижских домов была расклеена карикатура, на которой обезьяна записывает мнение представителей птичьего двора относительно того, кто под каким соусом хотел бы быть съеденным.
Как вы думаете, что хотел выразить этим рисунком его автор? Как вы понимаете содержание рисунка? Свой ответ запишите.
Насмешка относительно намерения Людовика XVI лишить налоговых привилегий дворянство и духовенство на собрании нотаблей, которое в большинстве случаев было покорно воле короля.
Задание 12. Как вы думаете, почему именно взятие Бастилии считается началом революции? Выберите правильный ответ:
а) Бастилия являлась символом королевского произвола, ее взятие рассматривалось как удар по абсолютизму; б) это первое крупное вооруженное выступление народа; в) после взятия Бастилии король признал законность Учредительного собрания.
Задание 13. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочитаете слово. Объясните его значение.
1. Открытое неповиновение власти. 2. Влиятельный политический деятель времен Великой французской революции. 3. Группа людей, положение которой в государстве определялось законами. 4. Видный деятель Великой французской революции. 5. Жилище крестьянина. 6. Название патриота, революционера периода Великой французской революции. 7. Дворянский титул во Франции. 8. Учреждение, осуществляющее контроль за провозом товаров через границу и взиманием пошлин.
Ответы: 1. Бунт. 2. Мирабо. 3. Сословие. 4. Дантон. 5. Хижина. 6. Санкюлот. 7. Маркиз. 8. Таможня.
Бастилия — крепость в Париже, с XV в. служившая государственной тюрьмой и представлявшая символ королевского произвола.
Задание 14. Когда созыв Генеральных штатов был назначен на весну 1789 г., граф де Мирабо сказал: «Нация за одни сутки сделала шаг, равный целому столетию».
Как вы думаете, что он имел в виду? Напишите свой ответ.
Мирабо говорил о победе представительской власти над абсолютизмом. В 1787 г. парламент (собрание нотаблей) отказался утверждать королевские указы, указал на расточительность двора и потребовал созыва Генеральных штатов. Несмотря на реакционные меры королевской власти в отношении парламента, Людовик XVI был вынужден уступить ему и подписал эдикт о созыве Генеральных штатов.
Задание 15. Рассмотрите сатирический рисунок «Третье сословие пробуждается», прокомментируйте его и объясните, в какое время он мог быть создан.
Рисунок мог быть создан накануне французской революции. Пробуждение третьего сословия, сбрасывающего оковы и решившего взять оружие в руки, могло представлять серьезную угрозу для аристократов и духовенства.
Задание 16. Внимательно прочитайте перечень предпосылок Великой французской революции и продолжите его:
а) участие в Войне за независимость английских колоний в Северной Америке обострило экономические трудности монархии, во Франции развился сильный финансовый кризис;
б) французское передовое дворянство, буржуазия, представители свободных профессий прониклись идеями Просвещения, демократии и политической свободы;
в) стремление части общества вернуть право свободы совести и лишить церковь ее имущества;
г) охвативший страну продовольственный кризис;
д) экономическое развитие Франции тормозилось старыми порядками;
е) чрезмерная эксплуатация и бесправие народных масс;
ж) недостатки государственной системы (хаос в системе управления, коррупция, отсутствие четкого законодательства и системы налогообложения и др.);
з) падение авторитета королевской власти;
и) обострение сословных противоречий как между сословиями, так и с королевской властью.
Задание 17. Какие события эпохи Великой французской революции происходили в указанное время?
октябрь 1791 г. — начало работы Законодательного собрания.
апрель 1792 г. — начало революционных войн.
10 августа 1792 г. — штурм королевского дворца Тюильри. Свержение монархии.
20 сентября 1792 г. — победа французской армии над прусской в сражении у Вальми.
январь 1793 г. — суд над Людовиком XVI и его казнь.
Задание 18. Заполните схему.
Впишите в схему следующие пункты:
1. принципы всеобщей свободы и равенства;
2. свобода взглядов;
3. принцип «дозволено все, что не запрещено»;
4. народный суверенитет (верховенство народа в государстве);
5. неотчуждаемость «естественных» прав человека;
6. равенство всех перед законом;
7. неприкосновенность собственности.
Задание 19. Укажите причины установления якобинской диктатуры.
Тяжелое экономическое положение страны, рост налогов, инфляция и рост цен, процветание спекуляции, неудачи в революционных войнах, контрреволюционные мятежи, заговоры роялистов, слабость центральной власти.
Задание 20. Выберите правильный ответ. Кому принадлежат слова: «Для того чтобы победить врага, нужна смелость, еще раз смелость, всегда смелость»?
а) Мирабо; б) Дантону; в) Робеспьеру.
Задание 21. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочитаете географическое название. Какое событие связано с этим названием?
1. Одно из привилегированных сословий во Франции. 2. Участник революции, вождь санкюлотов. 3. Название патриотической песни. 4. Вождь якобинцев. 5. Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. 6. Вид холодного оружия.
Ответы: 1. Дворянство. 2. Марат. 3. Марсельеза. 4. Робеспьер. 5. Гимн. 6. Пика.
Вальми — французская деревня, где 20 сентября 1792 г. революционные войска одержали победу над прусской армией.
Задание 22. Объясните понятия и термины.
Декрет — постановление центральной власти, имеющее силу закона.
«Правые» — депутаты Учредительного собрания, сторонники умеренных мер.
«Левые» — депутаты Учредительного собрания, сторонники перемен.
Белая эмиграция — сторонники Бурбонов, эмигрировавшие из Франции во время революции.
Жирондисты — группа депутатов Законодательного собрания, сторонники индивидуальной и экономической свободы.
Якобинцы — участники Якобинского клуба, сторонники радикальных политических взглядов.
Террор — физическое насилие по отношению к политическим врагам, вплоть до их уничтожения.
Задание 23. Укажите не менее шести причин падения якобинской диктатуры.
1. раскол в рядах якобинцев;
2. диктатура лишилась поддержки крестьянства и санкюлотов;
3. тяжелая экономическая ситуация, вызванная неудачными мерами (максимум для зарплат, фиксированные цены);
4. недовольство «новых богачей»;
5. якобинский террор;
6. подавление контрреволюционных мятежей и успехи в революционных войнах;
7. разочарование в обществе республиканскими идеями.
Задание 24. Александр Васильевич Суворов под впечатлением побед Наполеона в Италии сказал о нем: «О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо-богатырь, он колдун!»
Как вы считаете, почему прославленный российский полководец дал Наполеону Бонапарту такую высокую оценку?
А.В. Суворов говорил, что в войне важны «быстрота, глазомер и натиск» и потому, Наполеон, отличавшийся стремительными, смелыми, решительными и нестандартными решениями, получил такую оценку.
Задание 25. На контурной карте обведите границы Франции к 1792 г.; раскрасьте районы контрреволюционных мятежей в 1793 г.; отметьте цветными стрелками действия революционных армий против внутренней и внешней контрреволюции; обозначьте места важнейших побед революционных армий.
Нажми, чтобы увеличить
Задание 26. На контурной карте (с. 47) закрасьте одним цветом территории государств, воюющих против революционной Франции; укажите названия этих государств; отметьте цветными стрелками районы действия армий интервентов и английского флота.
Нажми, чтобы увеличить
Задание 27. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочитаете понятие. Раскройте его сущность.
1. Политическая группировка, установившая в годы Великой французской революции режим диктатуры. 2. Орудие казни в годы Великой французской революции. 3. Крупный политический деятель Великой французской революции. 4. Территория Франции, где во время революции был поднят крупный контрреволюционный мятеж. 5. Лидер якобинцев, глава Комитета общественного спасения. 6. Возвышение для человека, произносящего речь. 7. Человек, обладающий даром произносить речи.
Ответы: 1. Якобинцы. 2. Гильотина. 3. Дантон. 4. Вандея. 5. Робеспьер. 6. Трибуна. 7. Оратор.
Конвент — высший законодательный и исполнительный орган Первой Французской республики.
Задание 28. Ниже перечислены предпосылки одного из важнейших событий политической истории Франции. Поставьте порядковые номера этих предпосылок в зависимости от их значимости (с вашей точки зрения). Назовите политическое событие и его дату.
Государственный переворот 9—10 ноября 1799 года. Завершение Французской революции.
2) Новые богачи хотели установить прочный полицейский порядок и сильную центральную власть;
3) крупная буржуазия мечтала о диктаторе, который сможет восстановить промышленность и торговлю;
4) у городских низов был один лозунг: «Мы хотим такого режима, при котором едят»;
5) всех возмущала продажность государственного аппарата при Директории;
6) недовольство рабочих тяжелым материальным положением;
1) неустойчивое внутреннее положение в стране, мятежи роялистов и якобинцев;
7) военные неудачи в Италии после отъезда оттуда Наполеона Бонапарта;
8) недовольство народа введением воинской повинности.
Задание 29. Составьте хронологическую таблицу «Войны Директории».
Дата | Основные события внешней политики | Итоги и значение |
Конец 1795 — авг. 1796 | Рейнская кампания | Пруссия выходит из войны, Франция присоединяет территории на левом берегу Рейна. |
1796 — 1797 | Итальянская кампания | Австрия признала присоединение Голландии, присоединена Савойя, в Италии образованы несколько зависимых от Франции республик. |
конец 1797 | Война с Неаполитанским королевством и занятие Швейцарии. | Образованы зависимые республики. Образование второй антифранцузской коалиции. |
1798 — 1799 | Египетский поход Наполеона | Временно были оккупированы Египет и Сирия. |
1799 | Военные действия в Сев. Италии и Швейцарии | Русские войска очистили от французов Северную Италию, которая была оккупирована австрийцами. |
Задание 30. Заполните таблицу «Основные изменения, произошедшие во Франции в ходе революции (к 1799 г. по сравнению с 1789 г.)».
Область жизни | Характеристика до революции | Характеристика после революции |
Права представителей: I сословия II сословия III сословия | I и II сословия не платили налогов, имели право на собственность и право занимать государственные должности. III сословие платило налоги, не имело прав и свобод (за исключением буржуа) | Сословия упразднены. Все граждане уравнены в правах и свободах. |
Государственное устройство | Неограниченная монархия (абсолютизм) | Конституционная республика. Административная единица — департамент. |
Хозяйство | Аграрная страна со слабым развитием мануфактурного производства. Отсутствие единой системы мер и веса. Внутренние таможенные пошлины. | Аграрная страна. Свобода торговли и конкуренции. Земля стала объектом купли-продажи. Унификация налогов. |
Военное дело | Сословная структура. Офицерские должности могли занимать только дворяне. | Армия построена по демократическим принципам |
Задание 31*. Используя атлас по Новой истории, на контурной карте закрасьте одним цветом территории Франции в 1795 г., другим цветом территории, присоединенные к ней в 1795—1799 гг. Цветными стрелками обозначьте войны Директории (Итальянский поход и поход в Сирию и Египет).
Нажми, чтобы увеличить
Решебник содержит ответы на вопросы учебного издания и выполнен в удобном для чтения формате PDF.
Источник