Заочная экскурсия по художественному музею

«Заочная экскурсия в музеи мира»
план-конспект занятия по теме

Занятие по теме «Заочная экскурсия в музеи мира» содержит конспект и презентацию к нему.

Скачать:

Вложение Размер
zaochnaya_ekskursiya_v_muzey.pptx 2.57 МБ
muzeynyy_urok.docx 24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Заочная экскурсия в музеи мира Подготовила: учитель православной культуры МБОУ «Мешковская СОШ» Ведутенко Марина Владимировна

Цель: знакомство с основными типами музеев мира. Задачи : формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры; — формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем; — развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию; формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей; развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

художественные, исторические, естественнонаучные, технические, литературные, мемориальные, краеведческие. Типы музеев

Исторические музеи Оружейная палата Музей-сокровищница — является частью комплекса Большого Кремлевского дворца.

Естественнонаучные музеи. Кунсткамера . Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека.

Петербургский зоологический музей Является одним из старейших зоологических музеев России. Он создавался в первую очередь из материалов, привозимых сотрудниками кафедры зоологии позвоночных из экспедиций.

Художественные музеи. Государственная Третьяковская галерея Павел Третьяков

Эрмитаж Один из крупнейших художественных музеев мира, экспозиция которого расположена в более чем 350 залах.

Технические музеи. Центральный военно-морской музей

Мемориальные музеи. Мемориальный музей космонавтики Расположен в цокольной части монумента «Покорителям космоса» — уникального памятника Москвы, воздвигнутого в честь запуска Первого искусственного спутника Земли по проекту архитекторов М.О. Барща , А.Н. Колчина и скульптора А.П. Файдыша-Крандиевского .

Музей-заповедник «Бородинское поле» Мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений (1839 год). На территории музея-заповедника в 110 кв. км расположены более 200 памятников и памятных мест, в том числе памятники на местах командных пунктов М.И. Кутузова и Наполеона, монументы на местах расположения русских войск, Спасо-Бородинский монастырь и церковь в селе Бородино – единственный свидетель сражения.

Краеведческие музеи Музей-заповедник « Прохоровское поле» Создан в память об одном из крупнейших сражений Великой Отечественной войны — Прохоровском сражении.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мешковская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»

музейного урока по теме

«Заочная экскурсия в музеи мира»

Подготовила: учитель православной

культуры МБОУ «Мешковская СОШ»

Ведутенко Марина Владимировна

Цель: знакомство с основными типами музеев мира.

— формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

— формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;

развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

— формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

— развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Сегодня на уроке мы поговорим о музеях. Кто может сказать что такое музей? (ответы обучающихся).

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по некоторым знаменитым музеям нашей страны.

Давайте сперва заглянем немного в историю.

В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение MUSEION на русский язык буквально переводится как храм муз.

Однако музей греков был отличным от нашего понимания этого выражения. В античности это заведение рассматривалось как место познания окружающего мира, всевозможных раздумий. Наиболее известным считался музей в Александрии, созданный Птолемеем Сотером в 280 году до н.э. Здесь находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались многие ученые того времени. В те же времена существовали прототипы современных музеев, т.е. собрания определенных предметов. Именитые аристократы, собирающие в своих домах дорогие предметы искусства, ювелирные работы мастеров, стремились выделиться. Так владельцы красивых вещей отделяли себя от низших варваров. Музей был одним из способов самовыражения.

— Какие бывают музеи? Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»

Варианты ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.

На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев:

Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.

Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать: любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил», уникальное создание природы, предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии, прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).

Коллекция музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени, владельцах.

В музее есть подлинные экспонаты и копии экспонатов.

Подлинник – это вещь, свидетельство эпохи.

Копия во всем похожа на подлинник. Копия необходима музею, если подлинник нельзя держать на свету, на открытом воздухе, если она заменяет утраченную часть ветхого подлинника. Поэтому в музеях рядом с экспонатом указано, подлинная ли она. Но даже самая точная копия не может заменить подлинную вещь.

И сегодня я хочу пригласить вас в музей. И даже не в один, а сразу в несколько.

Оружейная палата — музей-сокровищница — является частью комплекса Большого

Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.

Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.

В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV — начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

Кунсткамера . Расположенное на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Музей, основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света. Одновременно Музей всегда был и продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека, продолжая традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII-XX вв.

Музей кафедры зоологии позвоночных Санкт-Петербургского университета является одним из старейших зоологических музеев России. Он создавался в первую очередь из материалов, привозимых сотрудниками кафедры из экспедиций. Кроме экспедиционных сборов, кафедра закупала частные коллекции, как в России, так и за границей. Музей содержит экспонаты по следующим разделам: ихтиологический, герпетологический, орнитологический, териологический. Каждый раздел представлен животными в виде чучел, тушек, фиксированных препаратов и анатомических препаратов, скелетов. Кроме того, имеются палеонтологическая и зоологическая коллекции, а также экспонаты, имеющие историческую ценность — муляжи, рисунки, таблицы изготовленные в прошлом веке. Количество единиц хранения на настоящий момент — около 14000 экз.

Государственная Третьяковская галерея (известна также как Третьяковка) — художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI — начала XX в» (Лаврушинский переулок, д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году.

Эрмитаж — один из крупнейших художественных музеев мира, экспозиция которого расположена в более чем 350 залах. Особое место занимают парадные интерьеры дворца.

В музее открыты экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры, Отдела нумизматики, «Золотая кладовая».

В залах Эрмитажа регулярно экспонируются художественные собрания из крупнейших музеев мира

Центральный военно-морской музей — один из старейших музеев России. Он берет свое начало от Модель-камеры, основанной Петром I в 1709 году. Расположен на Стрелке Васильевского острова в здании бывшей Биржи, построенной в 1805-1810 годах по проекту архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона. Вся история Российского флота нашла отражение в экспозиции и обширном собрании музея. За почти три века своего существования музей стал неотъемлемой частью Военно-Морского Флота, а история музея — частью флотской истории.

Мемориальный музей космонавтики расположен в цокольной части монумента «Покорителям космоса» — уникального памятника Москвы, воздвигнутого в честь запуска Первого искусственного спутника Земли по проекту архитекторов М.О. Барща, А.Н. Колчина и скульптора А.П. Файдыша-Крандиевского и открытого 4 ноября 1964 года. Замысел создания музея принадлежал Главному конструктору ракетно-космических систем С.П. Королеву. Музей был торжественно открыт 10 апреля 1981 года, к 20-летию полета в космос Ю.А. Гагарина. В фондах музея бережно хранятся образцы космической техники, личные вещи деятелей ракетно-космической отрасли, архивные документы, кино- и фотоматериалы, предметы нумизматики, филателии, филокартии и фалеристики, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время музей и прилегающая Аллея Героев космоса открыты после реконструкции. Значительно расширенная и обновленная экспозиция позволяет демонстрировать полномасштабную ракетно-космическую технику. В специальных зонах размещены интерактивные экспонаты, которые включают в себя тренажеры, идентичные тренажерам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина: тренажер транспортного космического корабля сближения и стыковки, виртуальный тренажер международной космической станции, тренажер пилота поискового вертолета. В музее находится выполненный в миниатюре Центр управления полетами, где можно наблюдать Международную космическую станцию в реальном времени и осуществлять переговоры с экипажем, интерактивная кабина «Буран» с системой подвижности и панорамным стереоизображением, интерактивный познавательный и обучающий класс, выполненный в виде кают-компании.

Музей-заповедник «Бородинское поле» — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений (1839 год). На территории музея-заповедника в 110 кв. км расположены более 200 памятников и памятных мест, в том числе памятники на местах командных пунктов М.И. Кутузова и Наполеона, монументы на местах расположения русских войск, Спасо-Бородинский монастырь и церковь в селе Бородино — единственный свидетель сражения.

В музее развернуты пять постоянно действующих экспозиций, где представлены личные вещи полководцев, оружие, военный костюм, трофеи и находки с мест сражения, портреты и батальные произведения. В фондах музея хранятся богатейшие коллекции археологии, печатной графики 1-й половины XIX века, редкой книги. Филиалы — Можайский историко-краеведческий музей, Дом-музей художника С.В. Герасимова в г. Можайске.

Ежегодно на Бородинском поле проводятся военно-исторические праздники «День Победы», «Стойкий оловянный солдатик», «День Бородина» и «Москва за нами. 1941 год».

Бородинский музей-заповедник — особо ценный объект культурного наследия народов России. В 2007 году музей был удостоен премии ЮНЕСКО за сохранение и управление культурным ландшафтом

Музей — заповедник «Прохоровское поле» создан в память об одном из крупнейших сражений Великой Отечественной войны — Прохоровском сражении. К 50-летию Великой Победы были воздвигнуты Памятник Победы — Звонница и Храм святых апостолов Петра и Павла, которые считаются символами третьего ратного поля России.

Особо чтимые места: Захоронения советских воинов периода Великой Отечественной войны — братские могилы. Самые крупные из них расположены в селе Прелестное и хуторе Сторожевое.

За последние годы согласно плана развития музея — заповедника при поддержке администрации Белгородской области и Попечительского Совета «Прохоровское поле» сооружены скульптурная композиция «Воинам, павшим на Прохоровском поле», «Колокол единения трех славянских народов». На «Танковом поле» открыта экспозиционная площадка с образцами бронетанковой техники Красной Армии периода Великой Отечественной войны.

В музее истории Прохоровского сражения постоянно действуют выставки. Посвященные истории Курской битвы и сражения под Прохоровкой.

Интерес представляет библиотека им. Н.И.Рыжкова, которая расположена в здании культурно-исторического центра.

Также в мире существуют и необыкновенные музеи.

Источник

Заочная экскурсия в музей-усадьбу Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Данная публикация представляет собой текст заочной экскурсии в музей-усадьбу Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Этот материал может быть использован как для проведения внеклассного мероприятия, так и на уроках литературы по творчеству Толстого в 5 — 10 классах.

Скачать:

Вложение Размер
Текст заочной экскурсии в музей-усадьбу Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» 77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №64 г. Липецка

имени В.А. Котельникова

в судьбе и творчестве Л.Н. Толстого

(заочная экскурсия в музей-усадьбу)

учитель русского языка и литературы

Цели и задачи мероприятия,

  • Цель экскурсии: дополнить и обобщить представления обучающихся о жизни Л.Н. Толстого; определить место усадьбы Ясная Поляна в судьбе и творчестве писателя.
  • Задачи:
  • обучающие: актуализировать уже имеющиеся знания об основных этапах жизни и творчества Л.Н. Толстого и мотивировать к дальнейшему изучению его произведений;

формировать навык работы с биографическим и культурологическим материалом;

  • развивающие: формировать культуру восприятия фактов биографии и творчества, вызывающих глубокое личностное переживание;

развивать способности обучающихся передавать свои знания и эмоциональные впечатления;

совершенствовать умения самостоятельного поиска и отбора информации на заданную тему, навыки работы с текстом;

развивать логическое, образное мышление, внимание уч-ся;

  • воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства учащихся через знакомство с биографией писателя;

приобщать к русской литературе посредством творчества Л.Н. Толстого; повышать мотивацию к обучению;

привлекать обучающихся к творческому сотрудничеству, к совместной деятельности с учителем и сверстниками.

  • Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с выходом в Интернет, проектор, экран.

ЯСНАЯ ПОЛЯНА В СУДЬБЕ И ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. ТОЛСТОГО

Текст заочной экскурсии в музей-усадьбу

Слайд 1: Въезд в усадьбу

Дорога, ведущая к усадьбе, в старину называлась Посольской, так как по ней ездили послы из Москвы в Крым, на Кавказ, в Персию…

При Толстом она называлась Киевской.

Круглые кирпичные башни при въезде в усадьбу построены дедом Толстого Николаем Сергеевичем Волконским. Когда-то между ними были железные ворота, а в башнях, полых изнутри, в непогоду укрывались сторожа. При жизни Толстого ворот уже не существовало.

Слайд 2: Въездная аллея «Прешпект»

От «белых столбов» к дому Толстого ведёт широкая въездная аллея со старинным названием «Прешпект».

В письме к своей жене Софье Андреевне Толстой рассказывал:

«Утром опять игра света и теней от больших, густо одевшихся берёз прешпекта по высокой … тёмно-зелёной траве, и незабудки, и глухая крапивка, и всё – главное, маханье берёз такое же, как было, когда я, 60 лет тому назад, в первый раз заметил и полюбил красоту эту».

Каменные ворота при въезде и «Прешпект» не раз упоминаются в романе «Война и мир» при описании имения Болконских Лысые горы, прообразом которого послужила Ясная Поляна.

Слайд 3: Большой пруд

За «белыми столбами», слева от «Прешпекта», расположен Большой пруд. Упоминание о нём тоже есть в романе «Война и мир»:

«Проезжая мимо пруда, на котором всегда десятки баб, переговариваясь, били вальками и полоскали своё бельё, князь Андрей заметил, что на пруде никого не было, и оторванный плотик, до половины залитый водой, боком плавал по середине пруда. Князь Андрей подъехал к сторожке. У каменных ворот въезда никого не было…»

Слайд 4: Дом Л.Н. Толстого

Поднимаясь по «Прешпекту», мы подходим к дому Толстого . Дом построен дедом писателя Н. С. Волконским в начале XIX века. В этом доме Толстой прожил с перерывами около 50 лет.

Здесь им была написана большая часть произведений, в том числе романы: «Война и мир», «Анна Каренина», многие главы «Воскресения».

Отсюда ночью 28 ноября 1910 года Толстой навсегда ушёл из Ясной Поляны. Здесь в траурные ноябрьские дни проходило прощание с великим писателем.

Слайд 5: Перед вами основной вход в дом Толстого и терраса.

Весной и летом семья писателя и гости проводили большую часть дня на террасе или на площадке перед домом. Здесь отдыхали, читали, пили чай, на площадке играли в крокет и городки.

Слайд 6: Колокол на дереве перед домом

Перед домом растёт старый развесистый вяз. В расщелине его ствола висит небольшой колокол , он созывал к завтраку и обеду семью и гостей.

Ежедневно сотни посетителей переступают порог дома-музея Толстого, входят с трепетным чувством предстоящего открытия тайны. Войдём и мы в дом писателя…

Слайд 7: Это передняя яснополянского дома.

Слайд 8: Старинные часы

По деревянной лестнице поднимаемся на второй этаж. На лестничной площадке второго этажа стоят старинные английские часы . По семейному преданию, они были приобретены первым хозяином Ясной Поляны, дедом писателя – Н. С. Волконским. Как и два столетия назад, у часов точный ход, красивый, мелодичный бой.

В 1910 году в день смерти Толстого на короткий миг стрелки часов были приостановлены.

Слайд 9: Библиотечная комната

Библиотека Л. Толстого состоит из 22 тысяч книг и журналов на 35 языках. В 1862 году вся библиотека умещалась в двух шкафах, а к концу жизни писателя – уже в 28-ми. Большую часть библиотеки составляют книги-подарки. Среди них сочинения русских писателей и поэтов разных поколений: Аксакова, Фета, Полонского, Короленко, Горького, Бунина…

Много на полках и книг с дарственными надписями зарубежных писателей: Роллана, Франса, Шоу, Голсуорси.

Слайд 10: «Ремингтонная», или «секретарская» комната

В этой комнате разбиралась почта, писались ответы на письма, исправлялись корректуры, перепечатывались на пишущей машинке «Ремингтон» рукописи.

В архиве Л. Н. Толстого сохраняется 50 тысяч писем, полученных писателем. Среди них 9 тысяч из-за рубежа. Общее число только зарубежных корреспондентов Толстого почти 6 тысяч человек. Их письма написаны на 26 языках.

«Мне совестно говорить это, но радуюсь авторитету Толстого, — сказал в беседе с А. Б. Гольденвейзером писатель . – Благодаря ему, у меня сношения, как радиусы, с самыми дальними странами: Дальним Востоком, Индией, Америкой, Австралией».

Слайд 11: Кабинет Л.Н. Толстого

Сейчас мы в кабинете Л. Н. Толстого . Это светлая и солнечная комната с огромным итальянским окном и стеклянной дверью на балкон.

Посредине стол с потёртым зелёным сукном, с письменными принадлежностями…

Слайд 12: Письменный стол в кабинете писателя

За этим столом было создано большинство произведений великого писателя, в том числе романы «Война и мир», «Анна Каренина», повесть «Хаджи-Мурат», рассказ «После бала», статья «Не могу молчать».

А рядом со столом слева – большое мягкое кресло для посетителей…

На стене – длинная книжная полка, точная копия той, которую Толстой сделал своими руками и которую сожгли гитлеровцы…

У самой стены кабинета есть ещё маленький круглый столик. На нём лежит роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Это последняя книга, которую читал Толстой в Ясной Поляне. Книга так и осталась открытой…

В кабинете всё осталось так же, как и при самом писателе…

Слайд 13: Гостиная в доме Толстого

Рядом с кабинетом Толстого находится гостиная . Круглый стол, накрытый цветной скатертью, два небольших кресла, в углу – диван с низкой спинкой, на стенах –портреты близких и другие картины… Здесь в молодые годы Толстой проводил длинные осенние и зимние вечера.

«И эти вечера остались для меня чудесным воспоминанием. Этим вечерам я обязан лучшими своими мыслями, лучшими движениями души».

Из гостиной мы проходим в зал. За этим длинным прямоугольным столом собиралась и семья Льва Николаевича, и многочисленные яснополянские гости.

Слайд 15: «Уголок серьёзных разговоров»

А в этом уголке зала часто велись разговоры о политике, о народе, об образовании, планировались важные дела…Это место зала называют «уголком серьёзных разговоров».

М Горький, бывавший у Толстого в Ясной Поляне, вспоминал:

«Надо было видеть, как он говорил, чтоб понять особенную, невыразимую красоту его речи… Сила его слов была не только в интонации, не в трепете лица, а в игре и блеске глаз, самых красноречивых, какие я видел когда-либо».

Слайд 16:Уголок зала с роялем

В зале дома Толстого часто звучала музыка. В письме к П. И. Чайковскому в декабре 1876 года Толстой называл музыку «высшим в мире искусством».

«Лев Николаевич от природы был … очень музыкален, — писал А. Б. Гольденвейзер . – Бывали у него в молодости периоды страстного увлечения музыкой, когда он часами занимался на фортепиано и даже, по-видимому, слегка мечтал стать музыкантом».

Слайд 17: Портрет Л.Н. Толстого (художник И. Н. Крамской)

На стенах в зале, среди портретов членов семьи, висит и портрет Толстого, написанный И. Н. Крамским . Крамской первый из живописцев запечатлел на полотне образ гениального писателя. Толстому было тогда 45 лет. Он работал над романом «Анна Каренина».

«Талант, ум, оригинальный склад натуры, непреклонная сила воли, простота – ярко высказались в лице и позе этого великолепного портрета», — писал

Слайд 18: Комната Софьи Андреевны Толстой

Перед вами комната Софьи Андреевны Толстой , жены писателя. Вдоль стен – столик с рукоделием, комод, зеркало, невысокий шкаф, швейная машинка «Зингер»… В углу – большая икона…

На стенах – многочисленные портреты и фотографии детей, мужа, родных… В этой комнате, а также гостиной вечерами Софья Андреевна переписывала набело рукописи Толстого.

«Лев Толстой был самым сложным человеком среди всех крупнейших людей 19 столетия, — отмечал М. Горький. – Роль единственного интимного друга, жены, матери многочисленных детей и хозяйки дома – роль неоспоримо очень тяжёлая и ответственная…»

Слайд 19: Спальня Л.Н. Толстого: Эта скромная комната — спальня Толстого . Здесь всё так же, как было при его жизни: железная кровать, рядом тумбочка со свечой и часами, деревянный шкаф, на вешалке – одежда Льва Николаевича.

Софья Андреевна рассказывала: «Одевался всегда в высшей степени просто, дома не носил крахмаленых рубашек и так называемого немецкого платья. Костюм его – серая фланелевая, а летом парусинная блуза своеобразного фасона, которую умела сшить только одна старуха Варвара из яснополянской деревни. В этой же блузе Лев Николаевич и на портретах…»

Слайд 20 : «Клины»

Непосредственно к дому Толстого примыкают «Клины». «Клины» — это верхняя часть парка из восьми аллей, разбитых в виде треугольников-клиньев. Липы, сомкнувшиеся своими мощными стволами и кронами, даже в самую жаркую погоду давали тень и прохладу.

Слайд 2: Дом Волконского:

А этот большой белый дом – самое старое здание на территории яснополянской усадьбы, оно построено в конце 18 века. Некоторое время в нём жил дед писателя князь Н. С. Волконский. Отсюда и название – Дом Волконского . При жизни Толстого здесь жили дворовые.

Слайд 22: Школа в Ясной Поляне

Вернувшись домой после Крымской кампании, Толстой открыл в Ясной Поляне школу . Это – не случайное увлечение писателя. В письме

к А. А. Фету в 1860 году Толстой выразил своё убеждение: «…Нам нужно Марфушку и Тараску выучить хоть бы немножко тому, что сами знаем».

О своей школе Толстой писал: «Школа помещается в двухэтажном каменном доме. Две комнаты заняты школой, одна — к кабинетом, две – учителями. На крыльце, под навесом, висит колокольчик с привешенной за язычок верёвочкой; в сенях внизу стоят бары и рек (гимнастика), наверху в сенях – верстак. Лестница и сени истоптаны снегом или грязью; тут же висит расписание… Два меньших класса разбираются в одной комнате, старший идёт в другую».

Но к 1861 году число учеников возросло, и Толстой освободил под класс свой кабинет. Помещения были отремонтированы.

Слайды 23 – 26: Окрестности Ясной Поляны

Окрестности Ясной Поляны очень живописны. В любое время года, в любую погоду, пешком или верхом Толстой совершал длительные прогулки. Вот места, где он любил бывать:

  • деревня Грумант
  • берега реки Воронки
  • засечные леса
  • старый парк

Вот как пишет Толстой о весне:

«Пришла весна, как ни вертелась, а пришла. Воочию чудеса совершаются. Каждый день новое чудо. Был сухой сук – вдруг в листьях. …Откуда-то снизу, из-под земли, лезут зелёные штуки – жёлтые, синие. Какие-то животные, как угорелые, из куста в куст летают и зачем-то свистят изо всех сил, и как отлично… Я даже, признаться, угорел немножко от весны… Бывают минуты счастья сильнее этих; но нет полнее, гармоничнее этого счастья».

Слайд 27: Дуб и берёза

На опушке леса, возле «широкой» поляны, где Толстой с деревенскими мужиками коси траву, растут дуб и берёза . У земли стволы их сомкнулись, а кроны переплелись ветвями. Люди называют эти деревья «лесным чудом», а ещё – «деревом любви»…

23 июля 1900 года Толстой пишет в дневнике: «До умиления трогает природа: луга, леса — хлеба, пашни, покосы».

Своё понимание природы Толстой передаёт своим лучшим героям. И Наташа Ростова, и Пьер Безухов, и Андрей Болконский наделены удивительно чутким и тонким восприятием природы, они способны увидеть не только её красоту, но и отражение в ней своих глубоких душевных переживаний. Вспомним, например, встречу князя Андрея с дубом, когда он возвращается из Отрадного.

(Видеофрагмент из фильма С. Бондарчука)

Слайд 28: Калинов луг

Калинов луг – самый большой луг в Ясной Поляне. Он расположен по берегам реки Воронки. В романе «Анна Каренина» Толстой даёт описание этого луга и тех «блаженных минут» радости, которые он сам испытывал при косьбе с крестьянами.

А в письме Толстого к С. С. Урусову читаем : «Я теперь вот уже 6-й день кошу траву с мужиками по целым дням и не могу вам описать

не удовольствие, а счастье, которое я при этом испытываю».

Слайд 29:Абрамовская посадка

В 1873 – 1881 годы по левой стороне дороги, ведущей к реке Воронке, Толстой посадил берёзовую рощу, которая до наших дней сохранила название «Абрамовской», по имени садовника Абрамыча, помогавшего писателю.

Слайд 30: Л.Н. Толстой и М. Горький

Берёзовый лес Лев Николаевич очень любил. В Ясной Поляне 128 га занимают берёзы. «Абрамовскую» рощу осенью 1900 года Толстой показывал М. Горькому .

«Был осенний хмурый день, — вспоминал впоследствии Горький, — моросил дождь, (Толстой), надев тяжёлое драповое пальто и высокие кожаные ботинки, — настоящие мокроступы, — повёл меня гулять в берёзовую рощу. Молодо прыгает через канавы, лужи, отряхивает капли дождя с веток на голову себе и … ласковой рукою гладит сероватые, атласные стволы берёз».

Слайд 31: Лес Чепыж

К северу от дома Толстого раскинулся старый берёзово-дубовый лес Чепыж .

А за ним находятся «Ёлочки» – это еловый лес, посаженный Толстым и его женой Софьей Андреевной в 1890 – 1895 годах. «Ёлочки» были любимым местом прогулок писателя. Здесь в 1907 году Софья Андреевна распорядилась поставить скамейку из берёзовых жердей , ставшую любимой скамейкой Толстого.

Слайд 32: Кучерская изба

В кучерской избе, крытой соломой, жили кучера. Ночью 28 октября 1910 года Лев Николаевич постучал в окошко кучерской и, разбудив кучера Адриана Петровича Елисеева, попросил его закладывать лошадей, чтобы навсегда уехать из своей Ясной Поляны.

В своём дневнике Толстой размышлял: «Для того, чтобы продолжать жить, зная неизбежность смерти (а знает эту неизбежность и 10-летний ребёнок), есть два средства: одно… — сильно желать и стремиться к достижению радостей этого мира, чтобы всё время заглушать мысль о смерти; другое – найти в этой временной жизни …такой смысл, который не уничтожался бы смертью».

Слайд 33: Место погребения Л.Н. Толстого

Это место в старом лесу было когда-то местом детских игр Толстого. Здесь, по словам любимого старшего брата Николеньки, была зарыта у края оврага зелёная палочка, которая всех людей сделает счастливыми… Это место по завещанию писателя стало местом его погребения.

Слайд 34: Могила Толстого

Могила Толстого – небольшой зелёный холмик на краю лесного оврага, густо заросшего деревьями и высокими травами…На могиле всегда лежат живые цветы, цветы благодарной человеческой памяти.

Сюда приходят все посетители музея-усадьбы, а в ноябре 1910 года траурная процессия растянулась по всей дороге от станции до Ясной Поляны.

Нескончаем поток посетителей Ясной Поляны. Когда пройдёшь по тем дорожкам, где ходил писатель, увидишь любимые им места, то понятнее и ближе становится сам Толстой, его чувства и мысли…

«Смотрел… на прелестный солнечный закат… И подумал: нет, этот мир не шутка, не юдоль испытаний только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы…должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нём».

Источник

Читайте также:  Какие экскурсии по иордании
Оцените статью