- В гостях у А.С. Пушкина в Михайловском (заочная экскурсия)
- Заочные экскурсии
- Карабиха
- Пушкин в Михайловском
- Пушкин и Тверской край
- Пушкин в Гурзуфе
- Дом станционного смотрителя
- Мелихово
- М. Ю. Лермонтов в Москве
- М. Ю. Лермонтов в Тарханах
- Спасское-Лутовиново
- Пушкинские места Москвы
- Путешествие по пушкинским местам. 9-й класс
- Презентация к уроку
- Ход урока.
- 1. Организационный момент.
- 2. Слово учителя.
- 3. Рассказ обучающегося.
- 4. Рассказ обучающегося.
- 5. Слово учителя.
- 6. Рассказ обучающегося.
- 7. Рассказ обучающегося.
- 8. Рассказ обучающегося.
- 9. Рассказ обучающегося.
- 10. Слово учителя.
- 11. Рассказ обучающегося.
В гостях у А.С. Пушкина в Михайловском (заочная экскурсия)
Цели урока:
- Образовательная: Знакомство с домом-музеем А.С.Пушкина в Михайловском и его достопримечательностями.
- Воспитательная: Воспитание уважительного отношения культурному наследию нашей страны.
- Развивающая: Развитие способности осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия.
Задачи:
а) практиковать речевую деятельность: монологическую, диалогическую;
б) уметь проводить воображаемую экскурсию;
в) учить логически строить высказывание;
г) совершенствовать навыки написания сочинения.
2. Развивающий аспект:
а) развивать мышление, творческую фантазию;
б) развивать познавательный интерес учащихся;
в) развивать умение писать письма.
3. Воспитательный аспект:
а) воспитывать любовь и уважение к истории своей страны;
б) формировать эстетические и нравственные нормы;
в) воспитывать бережное отношение к культурному наследию нашей страны.
Форма урока: заочная экскурсия в дом-музей А.С.Пушкина в Михайловском.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Формы работы: Слово учителя, заочная экскурсия, беседа.
Оборудование урока: тетради, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Межпредметные связи: литература, русский язык, риторика.
План урока
№ | Этап урока | Время |
1 | Организационный момент. | 2 минуты |
2 | Заочная экскурсия. | 15 минут |
3 | Физкультминутка. | 2 минуты |
4 | Комментарий к выполнению самостоятельной работы. | 5 минут |
5 | Самостоятельная работа. | 20 минут |
6 | Домашнее задание | 1 минута |
Ход урока
1. Организационный момент.
Дорогие ребята! Сегодня мы совершим заочную экскурсию в Михайловское, в место, дорогое сердцу А.С.Пушкина, чтобы отдать дань любви, уважения и признательности поэту, чьё имя написано золотыми буквами в истории русской литературы. После того, как мы с вами посетим дом-музей А.С.Пушкина, вы напишите письмо другу и поделитесь своими впечатлениями с ним.
2. Заочная экскурсия.
Слова учителя: Пушкин! Сколько света в этом имени! Сегодня мы говорим Пушкину «Здравствуй!», хотя ни на минуту не расставались с ним с тех пор, как познакомились с героями его сказок и услышали его стихи. Глубже понять Пушкина, проникнуться духом пушкинского времени мы сможем, побывав, на священной псковской земле, с которой так тесно связано имя великого поэта (слайд 1).
С волнением и трепетом войдём мы под сень Михайловских рощ. Сюда, в Пушкинский заповедник, мы идём не так, как в обычный музей. Мы идём в гости к живому Пушкину – величайшему поэту и очень близкому человеку. Здесь нас встречают вековые ели. Они немые свидетели всего здесь когда-то происходящего (слайд 2 с анимацией: появление 2-го фото).
Мы подходим к воротам дома-музея А.С.Пушкина в Михайловском (слайд 3).
В центре усадьбы, на холме, над рекой Соротью и стоит дом Пушкина — скромная «семьи моей обитель», «опальный домик», как называл его поэт. (слайд 4 с анимацией: появление 2-го фото). Давайте обойдём его и посмотрим не него с другой стороны (слайд 5- 6 с анимацией: появление 2-го фото).
Экскурсия по дому-музею начинается в передней. Дверь налево из передней ведет в комнату няни (девичью) (слайд 7). Здесь под руководством няни Пушкина Арины Родионовны Яковлевой (1758-1828) занимались рукоделием дворовые девушки. Здесь же А.С.Пушкин любил посидеть возле кресла, в котором сидела няня, и послушать её замечательные сказки.
В витринах представлены копии автографов поэта с изображениями няни, ее писем к Пушкину, написанных под диктовку. Особенно ценными экспонатами являются вышивки, сделанные дворовыми девушками Михайловского и Тригорского (слайд 8).
Из комнаты няни дверь ведет в комнату родителей (слайды 9-10). На стенах можно увидеть портреты отца, матери, брата и сестры поэта — С.Л. Пушкина (рис. К. Гампельна, 1824), Н.О. Пушкиной (худ. Ксавье де Местр, миниатюра, 1810), Л.С. Пушкина (рис. А.О. Орловского, 1820 гг.), О.С. Павлищевой (худ. Е. Плюшар, акварель, 1830е гг.). Копии автографов писем и черновиков произведений поэта передают настроение его отчаяния в начальный период ссылки, переход к “воскресению” через творчество. (слайды 11-12).
В следующей комнате — гостиной-зальце — “портреты дедов на стенах”. Представлены портреты: И.А. Ганнибала (худ. Левицкий, холст, масло, копия) — двоюродного деда Пушкина; А.Ф. Пушкина (неизв. худ., холст, масло, копия) — прадеда поэта; Е.П. Ганнибал (неизв. худ., холст, масло) — его троюродной сестры; предполагаемый портрет Н.О. Пушкиной (неизв. худ., холст, масло, копия); В.Л. Пушкина (рис. Ж. Вивьена, 1823, копия) — дяди поэта (слайды 13 + анимация: появление 2-го фото – 14 + анимация: появление 1-го фото ).
Из окон зальца открывается вид на ландшафт, воспетый поэтом в романе “Евгений Онегин”, стихотворении “Деревня” (слайды 14 + анимация: появление 2-го фото — 15).
Следующая комната — это столовая. Наибольший интерес представляют мемориальные вещи: предметы посуды из семьи Пушкиных и Ланских (блюдо, подставки, бокалы), бильярдные шары и кий из села Михайловского, пресс-папье из сосны, воспетой поэтом в стихотворении “Вновь я посетил . ” и стол сороконожка (слайды 16 + анимация: появление 1-го, а затем 2-го фото- 17, 18, 19).
Всё в этой усадьбе, в самом доме дышит поэзией, напоминает о Пушкине. И всё, что связано с именем поэта, бережно хранится.
. И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.
Кабинет А.С. Пушкина воссоздан по воспоминаниям современников, переписке поэта, его произведениям. Здесь находятся мемориальные вещи, связанные с памятью о поэте: стол письменный из Тригорского красного дерева конца XVIII — начала XIX вв., кресло тверских друзей поэта, этажерка сына поэта Г.А. Пушкина, скамеечка подножная А.П. Керн, чернильница из имения Гончаровых Полотняный завод (2-ая полов. XVIII в.), подсвечник с колпачком и щипцами (серебро, 1831г.), подставка для перьев, трость А.С. Пушкина (слайды 20,21, 22+ анимация: появление 2-го фото).
Таким видят кабинет поэта посетители сегодня, таким он был и во времена его ссылки (слайд 23).
3. Физкультминутка.
4. Комментарий к выполнению самостоятельной работы.
Мы побывали с вами в гостях у А.С.Пушкина в Михайловском, а теперь задание: Напиши письмо другу о том, что ты увидел в Доме-музее А.С.Пушкина в Михайловском. (Напомнить учащимся особенности написания письма: оформление работы, приветствие в начале письма, форма-монолог, слова прощания, авторство, дата).
5. Самостоятельная работа. Написать сочинение в эпистолярном жанре.
Задание. Закончить сочинение дома.
Источник
Заочные экскурсии
На этой странице вы познакомитесь с примерами заочных экскурсий по литературным местам, прочтёте о том, как они создаются, узнаете, как можно с ними работать на уроке. Все фильмы можно скачать.
Сейчас на уроках литературы не обойтись без путешествий по литературным местам. Но не всегда Пушкинские горы и Спасское-Лутовиново можно посетить реально. Тогда нам помогают виртуальные и заочные экскурсии. Прекрасные виртуальные экскурсии по литературе можно увидеть на сайте «Сеть творческих учителей». Но здесь я хочу вас познакомить со своими материалами, которые я чаще всего создаю как фильмы, видео-ролики.
Многие, наверное, знают, как создавать фильмы в программе MOVIE MAKER. Подбираем текстовый материал, записываем его с помощью микрофона, входим в программу, импортируем нужные нам материалы: звук, иллюстрации, если есть, видео. На звук я накладываю картинки и видео. Так делать гораздо легче. Потом публикую фильм. Если же вы хотите сделать музыкальный фон, то надо ещё раз импортировать уже опубликованный фильм и наложить на него подходящую музыку. Её, конечно, придётся приглушить. Ещё раз публикуете, и фильм готов.
Методика работы с заочными экскурсиями
Конечно, можно и просто посмотреть на уроке созданный вами фильм. Но ещё лучше озадачить ребят чем-то.
1. Раздать листочки с заранее напечатанными вопросами по фильму и попросить записать ответы на них на этот листок. Эту работу проверить или выборочно, или у всех.
2. Устроить викторину на лучшего слушателя после просмотра.
3. Написать вопросы заранее на доске или спроецировать с помощью проектора, а после просмотра предложить ответить на эти вопросы.
4. Рассказать ребятам, как вы делаете эти фильмы, и попросить попробовать самим сделать что-то подобное.
Карабиха
Всем известно, что Карабиха — усадьба Н. А. Некрасова. Мы с ребятами сделали проект, посвящённый этому имению. Фото- и видеоматериалы наши, а вот текст экскурсии мы искали в Сети и дополняли своими воспоминаниями. С этой работой можно познакомиться ЗДЕСЬ>>
Пушкин в Михайловском
Летом 2013 года я побывала в Михайловском. Мы остановились в деревне Бугрово в отеле с говорящим названием «Арина.Р», прожили там 3 дня и смогли посетить все места, связанные с именем Пушкина: Михайловское, Тригорское, Петровское, Святые горы. На основе видео и фото, которые мы там сняли, я создала этот фильм. Предлагаю посмотреть 10 частей фильма.
Пушкин и Тверской край
У меня есть замечательный диафильм, но его, к сожалению, теперь не покажешь в школе, поэтому я сделала по нему презентацию, практически идентичную.
Пушкин в Гурзуфе
В Гурзуфе Пушкин провёл не так много времени, всего-то несколько недель, но они были наполнены счастьем и принесли нам несколько его произведений. Я побывала в Гурзуфе, в музее Пушкина, который находится в санатории им. Пушкина, в прекрасном парке с необычно подстриженными кустами и деревьями. Здесь трепетно хранят всё, что связано с именем поэта.
Дом станционного смотрителя
Единственный в своём роде музей литературного героя — это музей станционного смотрителя на станции Выра под Петербургом. Кроме того, это воссозданная станция почтового тракта первой половины 19 века.
Мелихово
При создании экскурсии в Мелихово я использовала информацию интернета, мной записанные видеофрагменты, портреты, фотографии.
Мелихово — это очень уютный и интересный музей, в котором сейчас проходят спектакли прямо на свежем воздухе.
Эту экскурсию можно показывать в 7-10 классах.
М. Ю. Лермонтов в Москве
Москва — место рождения М. Ю. Лермонтова. Здесь он всутпил в сознательную жизнь, здесь он учился, пережил время надежд и разочарований.
Этот фильм я рекомендую показывать ребятам в 6 классе. В 5 показываю фильм про Тарханы, а в 7 — Петербург, в 8 — Кавказ в жизни Лермонтова.
М. Ю. Лермонтов в Тарханах
Спасское-Лутовиново
Конечно, нельзя говорить об И. С. Тургеневе, не познакомившись со Спасским-Лутовиновым, — тем местом, где он провёл своё детство, где отбывал время ссылки, где были задуманы «Записки охотника».
Пушкинские места Москвы
Заочная экскурсия по пушкинским местам Москвы. Вы побываете в доме-комоде Трубецких, узнаете об увлечении Пушкина картами, посетите первую квартиру поэта в Москве, ту, в которую он привёл молодую жену и многое многое другое. Возможно, даже кого-то эта экскурсия и утомит. Но всё, что касается жизни великого поэта, — это так интересно!
Недостаток этой работы — это то, что фильм очень длинный, кроме того, записан одним голосом. Лучше, конечно, когда идёт смена голоса: мужской, женский. Возможно, музыкальный фон тут тоже лишний.
Также я сделала заочные экскурсии по Подмосковью. Посмотреть их можно здесь
Людмила (Sunday, 18 March 2018 20:18)
Огромное спасибо за предоставленный материал!!
Лидия (Tuesday, 24 July 2018 13:25)
Огромный титанический труд! Чувствуется, что это Вы делаете от чистого сердца и с большой любовью к своей профессии и людям. Огромное Вам спасибо.
Перова Инесса Николаевна (Wednesday, 25 July 2018 10:53)
Спасибо большое, Лидия, за добрые слова. Да, мне моя работа нравится. Наверное, это главное.
Источник
Путешествие по пушкинским местам. 9-й класс
Класс: 9
Презентация к уроку
Цель урока: подготовка школьников к изучению творческой биографии поэта.
«Мы жили на этой земле, не давайте её в руки
опустошителей, пошляков и невежд. Мы –
потомки Пушкина, с нас за это спросится… »
(К.Паустовский)
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Михайловское. С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни — с 1817 по 1836 г.г. (Приложение 1. Слайд 1-5)
3. Рассказ обучающегося.
Тригорское (Слайд 6)
Роман «Евгений Онегин» «почти весь был написан в моих глазах, — вспоминал тригорский приятель поэта Алексей Вульф. — Так я, студент Дерптский, явился в виде геттингенского под названием Ленского. Сестрицы мои суть образцы его деревенских барышень, и чуть ли не Татьяна одна их них.»
Общение с тригорскими друзьями, наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту «краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России» (А.И. Тургенев).
Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее «благородными курганами» и городищами, общение с крестьянами, с крепостной крестьянкой нянею — «все волновало нежный ум» Пушкина, способствовало постижению души русского народа.
В сентябре 1826 г. окончилась ссылка Пушкина, но уже через месяц он возвратился «вольным в покинутую тюрьму» и провел в Михайловском около месяца.
В 1827 г. вновь приезжал Пушкин туда из Петербурга отдохнуть от рассеянной жизни и чтобы писать на свободе. Его навести Алексей Вульф из Тригорского: «По шаткому крыльцу взошел я в ветхую хижину первенствующего поэта русского. В молдаванской красной шапочке и халате увидел я его за рабочим столом. . Он показал мне только что написанные первые две главы романа в прозе, где главное лицо представляет его прадед Ганнибал.» Речь здесь о первом прозаическом произведении поэта Пушкина — романа «Арап Петра Великого».
Именно в Михайловском углубились и оформились исторические интересы Пушкина. От художественного изображения русского общества в царствование Петра I в романе «Арап Петра Великого» Пушкин в конце жизни обратился к эпохе Петра Великого уже как историограф: смерть прервала его работу над «Историей Петра Великого». В этом труде Пушкин также упоминает своего прадеда Абрама Петровича Ганнибала.
4. Рассказ обучающегося.
Петровское (Слайд 7-8)
Родовое имение А.П. Ганнибала сельцо Петровское расположено вблизи с. Михайловского, на противоположной стороне озера. Пушкин бывал в гостях у своих родственников, слышал «про стародавних бар рассказы» от старых слуг Ганнибала.
Впервые в жизни постоянное пребывание на отчинной земле, вблизи ганнибаловского родового гнезда дало Пушкину возможность явственно почувствовать тени прошлого и вдохновляло его на творчество в стихах и в прозе.
Поэт настолько сроднился с этими местами, что будучи уже женатым, хлопотал о приобретении кусочка земли в Савкине, вблизи Михайловского и Тригорского. Но неудачно.
Духовное перерождение, испытанное Пушкиным в Михайловском, обогатившее его как человека и как художника-творца, дало импульс всему творчеству в дальнейшем. Неслучайно Михайловское называли и называют поэтической родиной Пушкина.
В последний раз поэт приехал сюда в апреле 1836 г. на несколько дней по печальным обстоятельствам: хоронил в Святогорском монастыре умершую в Петербурге мать Надежду Осиповну Пушкину.
Через несколько месяцев 6 февраля 1837 г. друзья хоронили рядом с матерью тело погибшего на дуэли Пушкина.
Смерть и похороны Пушкина стали началом величайшей посмертной славы русского гения.
Живу, пишу не для похвал
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий мой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук .
Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в экскурсиях.
Места, которым знакомо Пушкинское вдохновенье, с 1922 г. являются заповедником «Михайловское», овеяны народной любовью и вызывают интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире.
5. Слово учителя.
Пушкин в Болдино (Слайд 9-12)
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне
Излиться, наконец, свободным проявленьем.
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута — и стихи свободно потекут.
(А.С. Пушкин. «Осень»)
Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах (Приложение 3). В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение «болдинской осени».
Первый раз Пушкин приехал в Болдино в сентябре 1830 г. и предполагал пробыть там не более месяца, но был задержан холерным карантином и прожил почти всю осень. За эти три месяца поэт написал более 40 произведений. Среди них: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», последние главы романа «Евгений Онегин», сказки, стихи, множество критических статей и набросков.
Осень 1833 г., после поездки на Урал, поэт снова провел в Болдино. Он писал жене: «Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться..» А в другом письме к Наталье Николаевне Пушкин описал свой трудовой день: «Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей и лежу до 3-х часов. (Поэт имел привычку работать в постели — Г.Т.) В 3 часа сажусь верьхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем, да грешневой кашей. До 9 часов — читаю». За осень 1833 г. Александр Cергеевич написал «Медного всадника», «Анджело», «Сказку о мертвой царевне», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Пиковую даму», несколько стихотворений, закончил «Историю Пугачева».
Имена Пушкиных — владельцев Болдина XVII века, наиболее древнего периода его истории, в основном известны. Но жизнь их «во плоти» и «деяниях» остается мало изученной. Лишь отдельные факты биографий Пушкиных этого времени вошли в литературу.
Болдино и земли прилегающие к нему на протяжении четырех веков принадлежали роду Пушкиных — одному из древнейших дворянских родов России.
С начала ХVIII века болдинской родовой вотчиной владели прямые предки поэта: прапрадед, прадед, дед, а сначала XIX века отец поэта — Сергей Львович Пушкин.
Земледелие, животноводство и уникальный гончарный промысел по производству черной лощеной посуды, являлось основным занятием местного населения.
Барский дом в Болдине — единственный уцелевший подлинный дом, принадлежавший семье Пушкиных. Его особая мемориальная ценность еще и в том, что именно в этом доме произошло «Чудо Болдинской осени 1830 года».
Рядом с усадьбой находится каменная церковь Успения, воздвигнутая дедом поэта Львом Александровичем в конце ХУШ века и освященная в год рождения А.С.Пушкина при его бабке и крестной матери Ольге Васильевне. Это единственный в России храм, связанный с историей рода Пушкиных. К сожалению, в годы советской власти церковь Успения подверглась разрушению. Однако главная часть храмового здания сохранилась. В настоящее время церковь Успения восстанавливается.
Болдино заняло исключительное место в мире духовно-нравственных ценностей А.С.Пушкина и как «животворящая святыня» его фамильной истории, и как место его вдохновенных творческих трудов.
А.С. Пушкин трижды приезжал в Болдино в 1830, 1833 и 1834 г. г. Здесь создана основная часть пушкинских произведений тридцатых годов: «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», поэмы «Медный всадник», «Домик в Коломне», «Анджело», сказки, «История Пугачева», многие стихотворения — всего более шестидесяти произведений. Особой плодотворностью была отмечена знаменитая Болдинская осень 1830 года — период наивысшего творческого взлета в жизни поэта.
К 150-летию со дня рождения А.С.Пушкина, в 1949 году, в селе Большое Болдино был создан Пушкинский музей-заповедник.
6. Рассказ обучающегося.
Пушкинские места в Москве (Слайд 13)
Москва — это город, где Пушкин родился и провел свое детство, где навсегда подружился с книгами и стал писать свои первые стихи. Дом Пушкиных на бывшей Немецкой ныне Бауманской улице не сохранился. На этом месте сейчас расположено здание школы.
С ним связан первый московский период жизни поэта — с 1799 по 1811 г.
Второй раз Александр Сергеевич приезжает в Москву в 1826 г. после возвращения из Михайловской ссылки и бывает здесь довольно часто вплоть до 1831 г. В этот второй московский период, временами подолгу живя в Москве, Пушкин вращается в литературной среде. Бывает у поэтов П.А. Вяземского, Д.В. Веневитинова, Е.А. Баратынского. Посещает салоны З.А. Волконской и А.П. Елагиной.
Третий московский период — с 1831 по 1836 г.г. В эти годы Пушкин бывал в Москве восемь раз. 18 февраля (по старому стилю) 1831 года в церкви Вознесения Христова Пушкин венчается с Натальей Николаевной Гончаровой. Их первой квартирой стал дом на Арбате, где молодые прожили около трех месяцев. Теперь в этом доме расположен музей Пушкина. А в 1880 году рядом был установлен памятник работы скульптора А.М. Опекушина.
В своем «Послании к Юдину» шестнадцатилетний Пушкин пишет:
Мне видится мое селение,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
На холме домик мой.
Захарово (Слайд 14)
Захарово находится недалеко от Москвы. В 1804 г. это имение купила бабушка поэта — М.А. Ганнибал. Там с 1805 по 1810 г.г. каждое лето проводила вся семья Пушкиных. Впечатления, полученные Пушкиным-ребенком в Захарово, сохранились на всю жизнь. Здесь будущий поэт впервые узнал о поэтической русской природе, о простых русских крестьянах. Взрослым Пушкин приезжал в Захарово только один раз — в 1830г. Об этом посещении мать поэта, Надежда Осиповна, писала дочери Ольге: «Представь себе, он сделал этим летом сентиментальную поездку в Захарово, совсем один, единственно для того, чтобы увидеть места, где он провел несколько лет своего детства».
В двух верстах от Захарово находится село Большие Вяземы. (Теперь станция Голицыно Белорусской железной дороги.) В то время оно принадлежало князю Голицыну, с которым дружили родители будущего поэта. В Захарово не было своей церкви, и Пушкины каждое воскресенье ездили в Большие Вяземы к обедне. Эта церковь, по преданию, построена Борисом Годуновым в конце XVI века. В церковной ограде летом 1807 г. похоронен младший брат Пушкина — Николай.
7. Рассказ обучающегося.
Пушкинские места в Петербурге (Слайд 15-16)
Первое свое дальнее путешествие Пушкин совершил в годовалом возрасте, когда его родители в 1800-1801 г.г. провели в столице несколько месяцев. А настоящее знакомство с городом состоялось в 1811 г. Тогда дядя поэта Василий Львович Пушкин привез Александра в Петербург для поступления в Царскосельский Лицей. После окончания Лицея в 1817 г. А.С. Пушкин поселился с родителями, которые тогда основались в Петербурге, и прожил там три года.
В.А. Эртель оставил описание комнаты поэта в родительском доме: «Мы взошли на лестницу, слуга отворил двери, и мы вступили в комнату. У дверей стояла кровать, на которой лежал молодой человек в полосатом бухарском халате, с ермолкою на голове. Возле постели, на столе, лежали бумаги и книги. В комнате соединялись признаки жилища молодого светского человека с поэтическим беспорядком ученого».
В этот период Александр Пушкин участвует в литературном обществе «Зеленая лампа», работает над поэмой «Руслан и Людмила». Тогда же появились его лирические произведения: ода «Вольность», стихи «Деревня», «К Чаадаеву», «Н.Я. Плюсковой», беспощадные политические эпиграммы на Александра I, Аракчеева и других. В мае 1820 г. Александр Сергеевич был выслан на юг.
С 1827 по 1830 г.г. Пушкин — скорее гость, чем постоянный житель Петербурга. Наезжая в cтолицу, поэт бывает в литературных салонах А.Н. Оленина, Е.А. Карамзиной, А.О. Россет, навещает Жуковского, встречается с Грибоедовым. Во многих собраниях читает свои новые произведения. В этот период Пушкин — на вершине славы.
Весной 1831 г., после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой, Пушкин приехал в Петербург из Москвы с намерением обосноваться надолго и, действительно, прожил там до дня своей гибели. 27 января 1837 г. произошла роковая дуэль с Дантесом. Через двое суток Пушкин скончался. Отпевание поэта состоялось 1 февраля в Конюшенской церкви. А 3-го гроб с телом Пушкина был отправлен в Святогорский монастырь. Сопровождали его друг поэта А.И. Тургенев, дядька Никита Козлов и жандарм.
Сейчас в Петербурге бережно сохраняется все, что связано с именем Пушкина: Институт русской литературы (Пушкинский дом), последняя квартира поэта на набережной Мойки,12 (Всероссийский музей Пушкина) и много других мест.
8. Рассказ обучающегося.
Нижний Новгород пушкинских времен (Приложение 5 Слайд 17-18)
9. Рассказ обучающегося.
Пушкин в Казани (Слайд 19-20)
Посещение А.С.Пушкиным Казани в сентябре 1833 года связано с его работой над историческим романом о событиях крестьянской войны 1773-1774 гг. под руководством Емельяна Пугачева «История Пугачева».
«В продолжение двух последних лет занимался я одними историческими изысканиями, не написал ни одной строчки литературной. Мне необходимо месяца два провести в совершенном уединении, дабы отдохнуть от важных занятий и кончить книгу, давно начатую. Если угодно будет знать, какую именно книгу хочу я дописать в деревне: это роман, коего большая часть действия происходит в Оренбурге и Казани, и вот почему хотелось бы мне посетить обе сии губернии» — А.С.Пушкин графу А.Х.Бенкендорфу, конец июля 1833 г.
12 августа А.С. Пушкин получил просимое им свидетельство об отпуске и отправился в путешествие. Ему предстояло проехать на почтовых лошадях в течение полутора месяцев около 3000 верст — от Петербурга до Уральска (через Москву, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург) и от Уральска до Болдина (через Сызрань, Симбирск, Ардатов и Абрамово).
Пушкин поехал на окраину Казани, в Суконную слободу с намерением встретиться со стариками-очевидцами. В так называемом Горлове кабаке, упомянутом им в книге о Пугачеве, он беседовал со старым суконщиком — В.П.Бабиным. О событиях июля 1774 — штурме Казани и разгроме пугачевцев правительственными войсками Михельсона — Бабин рассказывал со слов своих родителей, которые были свидетелями упомянутых событий. Рассказ Бабина оказался очень интересным и важным для Пушкина. Всю вторую половину дня поэт обрабатывал записи своей беседы и сделал наброски будущей седьмой главы. По подсчетам исследователя Н.Ф.Калинина, около 40% текста из рассказа Казанского суконщика Пушкин внес в переработанном виде в седьмую главу «Истории Пугачевского бунта».
От К.Ф. Фукса Пушкин узнал, в частности, о бывшем расположении лагеря Пугачева в Казани и для того, чтобы воочию увидеть места событий, один отправился по Сибирскому тракту к деревне Троицкая Нокса (в 9-10 верстах о т центра Казани), где перед взятием Казани находилась ставка Пугачева.
За чаем Карл Федорович по просьбе поэта рассказал ему все, что знал (слышал от сторожилов или читал) о взятии пугачевцами Казани.
Около 6 часов 30 минут утра 8 сентября поэт выехал из Казани в Симбирск. Его провожал приехавший рано утром из Каймар Е.А.Баратынский. При расставании Александр Сергеевич подарил ему свой портрет работы художника Ж.Вивьена в небольшой рамке, сделанной самим поэтом. Этот портрет мало известен и хранится сейчас в музее А.С.Пушкина в Москве.
Свежие казанские впечатления Пушкина нашли отражение в его письме жене, датированном 8 сентября 1833 года: «. Здесь я возился со стариками, современниками моего героя, об’езжал окрестности города, осматривал места сражения, расшифровывыл, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону. » (Пушкин А.С. Полн. собр. соч. : В 10 т. — Л., 1979. — Т.10. — С.346).
10. Слово учителя.
Пушкин и Ставрополь Приложение 6. Слайд 21-22
11. Рассказ обучающегося.
Приложение 7, 8 Слайд 23-26
Источник