Достопримечательности в Брестской области
Дворец Пусловских в Коссово
Брестская область, Ивацевичский район, г. Коссово
Расстояние: 226 км от Минска
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах
Брестская область, Пружанский район, п. Ружаны
Расстояние: 234 км от Минска
Монастырь картезианцев в Березе
Брестская область, Березовский район, г. Береза
Расстояние: 245 км от Минска
Часовня-усыпальница Ожешко в Закозели
Брестская область, Дрогичинский район, д. Закозель
Расстояние: 299 км от Минска
Источник
Конспект воспитательного мероприятия «Заочное путешествие по Беларуси»
Тема: Путешествие по Беларуси
□ расширить знания учащихся о Беларуси;
□ формировать ценностное отношение к своей стране;
□ развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;
□ воспитывать любовь к своей Родине.
Оборудование: карта Беларуси, выставка книг по теме, выставка детских рисунков «Край мой — Белая Русь».
(Звучит запись песни «Мой родны кут».)
Ученик: (читает стихотворение В.Витки «Беларусь»).
На карце вялiкага свету
Яна, як зялены лiсток,
Крынiчнай вады глыток.
Душы запаветны куток,
Трапеча гарачым ранкам
На дрэве нястомны лiсток.
А у навальнiцу б’ецца,
Як родная матчына сэрца,
Што мне даражэй жыцця.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на классном часу. (Ответы детей.)
— Да. Мы отправимся в заочное путешествие по нашей стране. Вы узнаете много интересного и поделитесь своими знаниями с одноклассниками. За каждый правильный ответ члены микрогруппы берут цветочек из лукошка и размещают его на зеленых полянках, которые лежат у вас на столе. В конце занятия мы оценим работу каждой микрогруппы по количеству цветов на полянке. А сейчас в путь.
Задание «художник». (Каждая микрогруппа выполняет по очереди.) На некоторое время в предлагаю вам стать художниками. Но рисовать вы будет не красками, а словами. Необходимо создать картину о нашей Родине. Каждое красивое слово надо объяснить.
Сiнявокая ( или синеглазая) — у нас много красивых рек, озер.
В полях цветут синие васильки .
Зеленая — очень много лесов, лугов и полей.
Лучшая — потому что — это наша Родина.
Дружелюбная — белорусы — народ дружелюбный и гостеприимный.
Белая — белый — цвет добра и чистоты. Издавна белорусы любили одеваться в белые льняные рубашки.
Красивая — у нас красивые города, деревни, улицы, площади.
Трудолюбивая — в Беларуси живут трудолюбивые люди, которые делают много необходимых вещей.
Лесная — много лесов, боров, пущ.
Чудесная — у нас чудесные изделия из соломы, глины, деревянные игрушки.
Мастеровая — в Беларуси очень много мастеров, которые вышивают, плетут из лозы, рисуют.
Щедрая — белорусская земля очень щедра. Она дарит богатый урожай овощей и фруктов, ягод и грибов.
Толерантная — в Беларуси живут добрые люди. Они уважают других людей, считаются с их мнением. У них много друзей.
Партизанская — в годы Великой Отечественной войны в белорусских лесах было много партизанских отрядов, которые сражались за Родину.
Учитель. Замечательная картина получилась у вас. (Звучит музыка. Выходит Дед-Бородед и поет.)
Я хаджу па белым свеце
I гляджу, як вы жывеце.
Калi трэба памагу,
Бо усе рабiць магу.
Абышоу белы свет,
А цяпер у цixi час
— Добрый день, дети. Я слышал, что вы ведете разговор о Беларуси. А кто знает, почему нашу страну так называют?
Ученик: Белая — от белого цвета одежды, которую носили наши предки. Белая
— от светлых их волос. Белая — значит чистая и свободная.
Дед-Бородед. А сейчас я расскажу вам легенду про историю нашего края.
— А кто из вас знает о происхождении названия нашего родного города? На первый взгляд вопрос о происхождении названия города решён уже однозначно. Общепринятая версия заключается в том, что город был основан князем Борисом Всеславичем после успешного похода на ятвягов. Основанный город получил своё имя в честь князя-основателя. Отсюда следует, что название «Борисов» образовано от имени князя Бориса и суффикса «-ов». Эта версия имеет достаточно убедительных подтверждений.
Однако существуют и иные версии. Если принять версию, по которой Борисов был основан 1032 г. киевским князем Ярославом (Мудрым) Владимировичем (что весьма маловероятно), то окажется, что город никак не мог быть назван в честь князя Бориса Всеславича. Поэтому иную версию о происхождении названия города предложил М.А. Ткачёв, согласно которой название города произошло от названия реки Борисы, которая существовала в раннем средневековье, а позднее исчезла. Эта гипотеза основана на весьма интересном факте: на географической карте 1595 г., которая была опубликована польским картографом К. Бушаком в 1863 г., обозначена выше р. Сха речка Бориса примерно там, где находится Старо-Борисов. Однако и эта версия может быть подвергнута сомнению. Во-первых, нам неизвестно, существовала ли на самом деле р. Бориса (так как карта 1595 г. единственный источник, где она встречается). Во-вторых, даже если и река существовала, то своё название она могла получить от названия города. В итоге, на сегодняшний день существуют две версии о происхождении названия города Борисов, причём стоит отметить, что в основе обе они имеет реальные факты, поэтому мы не можем целиком отвергать какую-либо из них.)
— Очень интересно. У нашей страны богатая и славная история. Она записана в летописях и книгах, старинных документах и преданиях. Я вижу, вы очень любознательные дети. Еще не одну тайну сможете открыть и узнать много интересного о нашей Родине. А сейчас мне пора прощаться. До свидания!
Учитель . А мы продолжим путешествие. Говорят, у каждой земли — своя святыня. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей.)
Учитель . Слово «святыня» происходит от слова «святой». Святой, т. е. истинный, величественный. У Беларуси, белорусской земли тоже есть свои святыни, которые мы чтим, относимся с глубоким уважением и любовью. Какие святыни знаете вы?
(Ответы детей: Беловежская пуща, д. Хатынь, Ф. Скорина, Я. Колас и Я. Купала, национальная библиотека, первые печатные книги, древние храмы и церкви, Брестская крепость.)
Учитель . У каждого народа есть еще одна святыня — его родной язык. А с языком связана культура народа, основанная на вечных традициях предков со своими обрядами, праздниками, обычаями, приметами, играми, песнями, сказками. Расскажите о стародавних обычаях наших предков, о которых вы читали или слышали от взрослых.
(Каждая микрогруппа рассказывает о каком-либо обряде.)
1.Чтобы быть здоровым весь год, надо было в Чистый четверг перед Пасхой обязательно до восхода солнца помыться в бане или полынье
2.На Троицу свой дом украшали ветками липы, березы или клена
3.На Купалу плели венки, пускали их по реке, водили хоровод и искали на счастье «папараць-кветку».
4.На Пасху молодежь и дети качались на качелях. Верили, чем выше поднимались качели, тем длиннее будут стебли льна.
Учитель: Каждый праздник у белорусов был связан с определенными обрядами, песнями, приметами. О них вы узнаете во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы.
Я знаю, вы подготовили друг другу вопросы. Сейчас мы проведем турнир «Ты — мне, я — тебе».
1группа: Сколько областей в Республике Беларусь? Назовите их и покажите на карте.
2группа: С какими странами граничит Республика Беларусь? Покажите их на карте.
3группа. Назовите государственные символы нашей страны?
4группа. Почему белорусов называют «бульбашами»?
Учитель. Я тоже подготовила для вас вопросы.
1.Город, который принял первый удар немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны?
2.Город, в котором вы живете.
3.Президент Республики Беларусь.
5.В какой области мы живем? Назовите ее областной центр.
Учитель: А сейчас, ребята, посчитайте, сколько цветочков каждая микрогруппа сумела посадить на своей полянке? (Награждение дипломами.)
Вот и закончился классный час. Вы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей нашего народа, то отроете много тайн. В этом вам помогут учителя истории, белорусской литературы, географии и, конечно, книги. (Ученик читает стихотворение.)
Я- беларус, я нарадзiуся
На гэтай казачнай зямлi,
Дзе мiж лясоу и пушчау дзiкiх
Адвеку прашчуры жылi.
Я — беларус, я ганаруся,
Аб добрай славе Беларусi
У свеце знаюць нездарма!
Я — беларус, I я шчаслiвы,
Што мацi мову мне дала,
Што родных песень пералiвы
I зблiзку чую, I здалля.
Вспомните и расскажите, где вам приходилось видеть герб? (Ответы детей.)
На Государственном флаге Республики Беларусь размещены две полосы: верхняя — красного цвета и нижняя — зеленого. Слева расположен белорусский национальный орнамент. Цвета Государственного флага сообщают важные сведения о стране. Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый. (Учитель демонстрирует изображение Государственного флага Республики Беларусь.)
Красный цвет с древних времен является знаком Солнца. Он символизирует братство, означает высокое предназначение в судьбе и победу. Это также знак счастливой жизни.
Зеленый цвет — это цвет природы родного края, цвет полей, лесов, лугов. Зеленый цвет — цвет жизни, благополучия и мира. Белый цвет — это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На Государственном флаге Республики Беларусь запечатлен древний орнамент. Он означает трудолюбие и трудовое мастерство как условия всякой счастливой судьбы. В центре орнамента находятся древние символические изображения богини земли и плодородия, а также хлебов, то есть пищи для души и тела. Где вы еще видели такой орнамент? (Учитель предлагает детям внимательно рассмотреть и запомнить, как выглядят флаг и герб Республики Беларусь.)
В нашей стране День Государственного герба и Государственного флага отмечают во второе воскресенье мая
Игра «Определи герб и флаг Республики Беларусь» Класс делится на группы. Каждой раздаются карточки с изображениями гербов и флагов разных стран. Дается задание определить герб и флаг Республики Беларусь и назвать их признаки.
Легенда о белорусах ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бог делил между народами земли. Одним — то, другим — то. Пришли белорусы. Очень Богу понравились. Он и начал нас наделять: «Реки вам даю полные, пущи — немереные, озера — несчитанные. Жары у вас никогда не будет, но и сильных морозов — тоже. Голодать вы никогда не будете. Не уродит картошка, так уродит рожь или еще что-нибудь. А еще звери и птицы в пущах стаями, рыба в реках — косяками, пчелы в ульях — миллионами. А травы ароматные — как чай. Не будет голода.
Женщины у вас будут красивые, дети — сильные, сады — богатые, грибов и ягод — завались. Люди вы будете талантливые, на музыку, песни, стихи — способные и будете жить да жить.»
Источник
Разработка занятия «Путешествие в Брест»
Тема: «Путешествие в Брест»
Цель: расширить знания детей о Великой Отечественной войне на примере героического подвига защитников Брестской крепости, воспитание патриотических чувств.
Задачи: Воспитывать гордость за героическое прошлое советского народа, уважительное и внимательное отношение к участникам войны, труженикам тыла.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, компьютер .
Форма проведения: познавательное занятие
І. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Предлагаю вас послушать стихотворенье.
Вспомним тот день жарким летом,
Птицы смерти летели к стране.
И немецкий сапог с рассветом
Нагло встал на русской земле.
Это было начало сражений,
Это было начало войны,
Отступали, несли пораженья,
Немец гнал нас вглубь нашей страны.
И один “островок” на границе,
Тот который не взяли враги,
Он на карте словно крупица,
Крепость Брест долго взять не могли.
ІІ. Основная часть.
Сегодня мы совершим путешествие в Город – герой Брест.
В памяти нашего народа навсегда сохранится то трагическое утро – 22 июня 1941 года. В тот день война начала свой страшный путь по территории нашей страны от Баренцева до Черного моря. До победы были тысячи километров фронтовых дорог. И первый шаг был
сделан в Бресте. Ранним летним утром без объявления войны, фашистские захватчики вероломно напали на нашу страну.
«Разбитая крепость над Бугом стоит,
В ней камни, омытые кровью.
Мы верим, навеки народ сохранит
Бессмертную славу героев…»
Брестская крепость памятник оборонной архитектуры 19 века .
Расположена в западной части Бреста. Была возведена в середине 19 века на месте древнего городища, на островах, образованных реками Западный Буг и Мухавец, их рукавами и искусственными каналами.
Важное военно-стратегическое положение Брест-Литовска на западе России
обусловило выбор его местом для строительства крепости.
Брестская крепость или крепость Брест-Литовск — крепость в черте города Брест в Белоруссии. День города в Бресте отмечается 28 июля.
Город и крепость расположены в юго-западной части Брестской области, при впадении реки Мухавец в Западный Буг, у государственной границы с Польшей.
Сооружение крепости на месте центра старого города и Брестского замка началось в 1833 году по проекту военного топографа и инженера Карла Ивановича Оппермана.
В ранний предрассветный час 3 часа 15 минут небо над Брестом прогремел первый залп фашистской артиллерии. Каждые 4 минуты огненный вал продвигался на 100 метров вперед. Действия артиллерии поддерживались бомбардировочной авиацией. Артиллерийская и авиационная подготовка продолжалась в течение получаса. Огонь корректировался с паривших над границей аэростатов.
Первое радиосообщение из Брестской Крепости, полдень 22-го июня 1941-го года
Составлено полковым комиссаром Ефимом Фоминым. Передано открытым
текстом радистом 84-го стрелкового полка Борисом Михайловским. Принято не было. « Я — Крепость! Я — Крепость! Ведём бой! Боеприпасов достаточно, потери незначительны. Ждем указаний, переходим на приём . »
Фашисты рассчитывали захватить крепость за несколько часов, но встретили ошеломляющее сопротивление советских пограничников.
А.Гитлер – верховный главнокомандующий вооруженными силами Германии .
Защитники крепости стойко сражались с врагом, отбивая атаку за атакой.
Через несколько дней стало ясно, что уберечь женщин и детей
они уже не смогут. И тогда командование приняло решение
отправить детей, жен, матерей в плен, чтобы сохранить им жизнь.
Брестская крепость по плану немцев должна была быть взята в течение не более восьми часов. Этот замысел был сорван.
И с первых минут той страшной войны. Встал гарнизон на защиту Страны
Трудный, кровавый и долгий бой дал гарнизон, каждый был там герой.
Крепость была как исчадие ада. Фашистам сказали: “Не ждите пощады. За каждую пядь родимой земли Готовы отдать мы жизни свои!”
В течение первого дня защитники Бреста отбили 8 ожесточённых атак. 23 июня противник начал новый штурм крепости.
Но сдаться в плен согласились не все, многие женщины остались
в крепости, ухаживали за раненными бойцами и сами брали в руки оружие.
Около месяца продолжалась героическая оборона. Ничто не сломило волю и мужество гарнизона.
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
– Молодцы, садимся и продолжаем работать.
Защитникам крепости не хватало патронов, еды, но хуже всего было с водой. Фашисты обстреливали берег реки и днём, и ночью.
Брестская крепость всё же пала. Но фашисты поняли, что сломить советский народ будет не так-то просто.
До последнего сражались бойцы. Об этом говорят надписи на стенах крепости
28 июля 1944 года Брест был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.
Памятники и мемориалы «Брестской крепости» (слайд 15 -20)
IV. Итог занятия.
Предлагаю вам обобщить и сделать вводы по путешествию города – героя Брест ,подведем итоги по вопросам. (слайд 21-25)
Первый удар фашистов 22 июня 1941 года приняли на себя – летчики , танкисты, пограничники.
Оборона Брестской крепости продолжалась – 10 дней, около месяца , около 3месяцев.
Защитники Брестской крепости дали клятву — Отступать некуда! Продолжаем оборону! Умрём, но не сдадимся!
В осаждённой крепости защитники больше всего страдали от — недостатка воды , недостатка воды, недостатка боеприпасов.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет!
Источник