- Заочные экскурсии
- Карабиха
- Пушкин в Михайловском
- Пушкин и Тверской край
- Пушкин в Гурзуфе
- Дом станционного смотрителя
- Мелихово
- М. Ю. Лермонтов в Москве
- М. Ю. Лермонтов в Тарханах
- Спасское-Лутовиново
- Пушкинские места Москвы
- Открытый урок по русскому языку в 7 классе «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве». (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы) методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заочные экскурсии
На этой странице вы познакомитесь с примерами заочных экскурсий по литературным местам, прочтёте о том, как они создаются, узнаете, как можно с ними работать на уроке. Все фильмы можно скачать.
Сейчас на уроках литературы не обойтись без путешествий по литературным местам. Но не всегда Пушкинские горы и Спасское-Лутовиново можно посетить реально. Тогда нам помогают виртуальные и заочные экскурсии. Прекрасные виртуальные экскурсии по литературе можно увидеть на сайте «Сеть творческих учителей». Но здесь я хочу вас познакомить со своими материалами, которые я чаще всего создаю как фильмы, видео-ролики.
Многие, наверное, знают, как создавать фильмы в программе MOVIE MAKER. Подбираем текстовый материал, записываем его с помощью микрофона, входим в программу, импортируем нужные нам материалы: звук, иллюстрации, если есть, видео. На звук я накладываю картинки и видео. Так делать гораздо легче. Потом публикую фильм. Если же вы хотите сделать музыкальный фон, то надо ещё раз импортировать уже опубликованный фильм и наложить на него подходящую музыку. Её, конечно, придётся приглушить. Ещё раз публикуете, и фильм готов.
Методика работы с заочными экскурсиями
Конечно, можно и просто посмотреть на уроке созданный вами фильм. Но ещё лучше озадачить ребят чем-то.
1. Раздать листочки с заранее напечатанными вопросами по фильму и попросить записать ответы на них на этот листок. Эту работу проверить или выборочно, или у всех.
2. Устроить викторину на лучшего слушателя после просмотра.
3. Написать вопросы заранее на доске или спроецировать с помощью проектора, а после просмотра предложить ответить на эти вопросы.
4. Рассказать ребятам, как вы делаете эти фильмы, и попросить попробовать самим сделать что-то подобное.
Карабиха
Всем известно, что Карабиха — усадьба Н. А. Некрасова. Мы с ребятами сделали проект, посвящённый этому имению. Фото- и видеоматериалы наши, а вот текст экскурсии мы искали в Сети и дополняли своими воспоминаниями. С этой работой можно познакомиться ЗДЕСЬ>>
Пушкин в Михайловском
Летом 2013 года я побывала в Михайловском. Мы остановились в деревне Бугрово в отеле с говорящим названием «Арина.Р», прожили там 3 дня и смогли посетить все места, связанные с именем Пушкина: Михайловское, Тригорское, Петровское, Святые горы. На основе видео и фото, которые мы там сняли, я создала этот фильм. Предлагаю посмотреть 10 частей фильма.
Пушкин и Тверской край
У меня есть замечательный диафильм, но его, к сожалению, теперь не покажешь в школе, поэтому я сделала по нему презентацию, практически идентичную.
Пушкин в Гурзуфе
В Гурзуфе Пушкин провёл не так много времени, всего-то несколько недель, но они были наполнены счастьем и принесли нам несколько его произведений. Я побывала в Гурзуфе, в музее Пушкина, который находится в санатории им. Пушкина, в прекрасном парке с необычно подстриженными кустами и деревьями. Здесь трепетно хранят всё, что связано с именем поэта.
Дом станционного смотрителя
Единственный в своём роде музей литературного героя — это музей станционного смотрителя на станции Выра под Петербургом. Кроме того, это воссозданная станция почтового тракта первой половины 19 века.
Мелихово
При создании экскурсии в Мелихово я использовала информацию интернета, мной записанные видеофрагменты, портреты, фотографии.
Мелихово — это очень уютный и интересный музей, в котором сейчас проходят спектакли прямо на свежем воздухе.
Эту экскурсию можно показывать в 7-10 классах.
М. Ю. Лермонтов в Москве
Москва — место рождения М. Ю. Лермонтова. Здесь он всутпил в сознательную жизнь, здесь он учился, пережил время надежд и разочарований.
Этот фильм я рекомендую показывать ребятам в 6 классе. В 5 показываю фильм про Тарханы, а в 7 — Петербург, в 8 — Кавказ в жизни Лермонтова.
М. Ю. Лермонтов в Тарханах
Спасское-Лутовиново
Конечно, нельзя говорить об И. С. Тургеневе, не познакомившись со Спасским-Лутовиновым, — тем местом, где он провёл своё детство, где отбывал время ссылки, где были задуманы «Записки охотника».
Пушкинские места Москвы
Заочная экскурсия по пушкинским местам Москвы. Вы побываете в доме-комоде Трубецких, узнаете об увлечении Пушкина картами, посетите первую квартиру поэта в Москве, ту, в которую он привёл молодую жену и многое многое другое. Возможно, даже кого-то эта экскурсия и утомит. Но всё, что касается жизни великого поэта, — это так интересно!
Недостаток этой работы — это то, что фильм очень длинный, кроме того, записан одним голосом. Лучше, конечно, когда идёт смена голоса: мужской, женский. Возможно, музыкальный фон тут тоже лишний.
Также я сделала заочные экскурсии по Подмосковью. Посмотреть их можно здесь
Людмила (Sunday, 18 March 2018 20:18)
Огромное спасибо за предоставленный материал!!
Лидия (Tuesday, 24 July 2018 13:25)
Огромный титанический труд! Чувствуется, что это Вы делаете от чистого сердца и с большой любовью к своей профессии и людям. Огромное Вам спасибо.
Перова Инесса Николаевна (Wednesday, 25 July 2018 10:53)
Спасибо большое, Лидия, за добрые слова. Да, мне моя работа нравится. Наверное, это главное.
Источник
Открытый урок по русскому языку в 7 классе «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве». (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повторение по теме: «Служебные части речи Предлоги и союзы»).
Данный урок проходил в 7 классе «А» (гимназическом), где обучение русскому языку проходит по программе В.В. Бабайцевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока. | 32.58 КБ |
Презентация к уроку. | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 «А» КЛАССЕ
«Заочная экскурсия в Дом- музей М.Ю. Лермонтова в Москве»
(Повторение по теме «Служебные части речи: Предлоги и союзы»).
Тип урока : — систематизировать и обобщить знания по теме;
— повторить теоретические сведения о предлогах и союзах, доказать их
— совершенствование умений доказывать принадлежность к служебным
— развивать умение грамотно выражать мысли;
— расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь к родной культуре ,
Вид урока : заочная экскурсия
Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал.
Ребята, мы с вами закончили изучать тему «Служебные части речи. Предлоги и союзы». Давайте вспомним, чем отличаются служебные части речи от самостоятельных. Что общего между предлогами и союзами?
— Как они образуются? [- Каковы их функции?]
— Какова роль в речи?
Сегодня наш урок мы проведём немного нетрадиционно. Я приглашаю вас на заочную экскурсию в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве. Знакомясь с интерьером, описывая их, мы увидим, что без предлогов и союзов трудно обойтись в речи. Экскурсия наша общеобразовательная. Мы должны будем повторить всё, что знаем о предлогах и союзах. Вы должны быть внимательны, активны, выполнять задания, а по окончании экскурсии нужно будет рассказать о своих впечатлениях. Находясь в музее, прошу соблюдать тишину и внимательно слушать экскурсовода. А его роль сегодня будете выполнять вы.
На экране появляется портрет М.Ю.Лермонтова.
Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о М.Ю. Лермонтове, о его творчестве?
Личная и творческая судьба М.Ю.Лермонтова тесно связана с Москвой. Поэт признавался:
«Москва моя родина и всегда ею останется. Там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив».
Москва, Москва. люблю тебя, как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно!
Ребята, современная Москва – это огромный мегаполис с прекрасными проспектами, улицами, великолепными зданиями . Но есть здесь и вовсе не примечательные улочки, которые очень дороги не только каждому москвичу, но и гостю столицы. Вот на такую улицу мы сегодня с вами и отправляемся.
На экране появляется Дом-музей и сад.
ЭКСКУРСОВОД-1 (читает текст и садится на место).
Если идти мимо Нового Арбата и свернуть на тихую улочку Малую Молчановку, то можно увидеть дом №2 . Для того чтобы попасть в дом, нужно войти в калитку. Через калитку мы попадём в небольшой, зато очень красивый сад. Внутри сада находится беседка.
Обратите внимания, ребята, в тексте много выделенных слов. К какой части речи они относятся, докажите. (Ответы). Каково происхождение предлогов? (производные, непроизводные). От какой части речи они образованы?
Какие разряды союзов здесь есть?
Выпишите на ваши листочки отдельно предлоги и союзы. Каково значение предлогов?
Ученики отвечают и выполняют задание.
На экране вход в Дом-музей.
Двери музея широко открываются перед нами и радушно приглашают войти в дом. Нас встречает хозяйка дома бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева.
На экране фото Л.А.Арсеньевой
Люди, знавшие ее, говорили…
Чтобы определить внука учиться, бабушка будущего поэта Ел.А. Арсеньева, уроженка Столыпина, приехала в Москву из своего имения Тарханы летом 1829 года.
Здесь она купила деревянный одноэтажный особняк с мезонином, построенный после пожара 1812 года в стиле ампир. Согласно договорённости с хозяином дома купцом Ф.И.Черновым, они проживали в доме (в )течени… 3-х лет. После дом менял своих жильцов, перестраивался. Благодаря местным властям, в 1982 году был открыт Дом-музей, который вошёл как филиал в состав Государственного Литературного музея.
Это единственный дом в Москве из тех, в которых жил Лермонтов.
Посмотрите внимательно на текст и скажите, какие слова- омонимы здесь встретились. Докажите, к какой части речи они относятся. ( после чего? пожара; после дом менял).
Какие предлоги употребляются только с Дат. падежом? Выпишите их вместе с теми словами, к которым они относятся ( благодаря, согласно, вопреки, наперекор ).
В чём особенность производного предлога в течение? ( значение времени, правописание). Подберите к нему синонимичный производный предлог. Определите их значение, способ образовании ( в продолжение, во время).
Фото М.Лермонтова в детстве.
М.Ю. Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года в доме напротив Красных ворот на Каланчовской улице. Однако детство его прошло в Тарханах. По приезд(…) в Москву 14-летним подростком он поступил в Московский университетский благородный пансион, а потом стал студентом МГУ. К 18-ти годам им было создано около 250 лирических стихотворений.
Экспозиция музея рассказывает об укладе семьи, об интересах, увлечениях юного Лермонтова, а так(же) и людях, окружавших его в те годы. Музей не только бережно воссоздаёт обстановку дворянского дома 1-ой трети Х1Х века, но и передаёт атмосферу напряжённой духовной жизни, в которой созревал поэтический гений Лермонтова.
Назовите союзы в этом тексте. Какова их роль в предложении? А в тексте?
Какова роль союза ОДНАКО в этом тексте? Замените его непроизводным союзом. Как пишется союз ТАКЖЕ. Каким союзом его можно заменить? Какую роль он играет в предложении? (присоедин. однородные члены) К какому разряду сочинительных союзов (соединит.) относится НЕ ТОЛЬКО, НО И? В чём его особенность? С каким падежом употребляется предлог ПО?
Ответы учеников (союзы однако, также, и , а; не только, но и)
Комната бабушки поэта(1773-1845 гг.)
Мы сейчас находимся на первом этаже гостеприимного дома. Здесь располагаются комната бабушки поэта, большая и малая гостиные.
Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, происходила из знатного рода Столыпиных, известного в России с 1566 года. Вдоль стены комнаты расположены акварели в память о её семействе. Прадед Лермонтова, А. Е.Столыпин, владел одним из лучших крепостных театров России, однако потом продал в казну. Его крепостные артисты положили начало труппе Малого театра.
— Назовите производный предлог в этом тексте (вдоль).
— Сделайте морфологический разбор. Назовите грамматическую основу этого предложения. Чем она выражена? (производн., пространствен., употребляется в Р.п.)
— Назовите союз в этом тексте, сделайте морфологический разбор.
На экране младший брат Арсеньевой.
Это младший брат бабушки поэта. Возможно, вы его портрет видите впервые, но о нем вы уже слышали. Вспомните, с кем вел диалог герой стихотворения «Бородино»?
Сообщение подготовленного ученика
Младший брат Елизаветы Алексеевны Афанасий Столыпин – боевой офицер, участник войны 1812 года, артиллерист, герой Бородина, в дальнейшем саратовский помещик. К нему Лермонтов был привязан с детства, называл его «дядюшкой». Столыпин любил Михаила как родного племянника… Он знал и ценил его поэзию. Столыпин когда-то живо и образно поведал Михаилу Юрьевичу Лермонтову о ходе военной битвы. Ещё в юношеском стихотворении «Поле Бородина» Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант стихотворения «Бородино».
УЧИТЕЛЬ: Вот какие знатные люди были в роду у Елизаветы Алексеевны.
Бабушка горячо любила своего внука, старалась сделать всё, чтобы он получил хорошее воспитание и образование. В течение учёбы в пансионе мальчик свободно овладел немецким и французским языками. Литературу обучающимся преподавал известный поэт Александр Фёдорович Мерзляков, автор ставшего народной песней стихотворения «Среди долины ровныя».
Послушайте её в записи.
На экране малая гостиная
Посмотрите, ребята, какая великолепная комната! Давайте сюда войдём.
На экране текст с пропусками
Малая гостиная – самая уютная (…) тёплая комната (…) доме. Здесь (…) долгого времени собирались родственники, соседи, (…) товарищи поэта (…) пансиону (…) университету. (…) откидной доске секретера лежит журнал «Атеней » (…) 1830 год, (…) котором было напечатано стихотворение «Весна» – первая публикация поэта. Здесь (…) лежат томики Шекспира, Пушкина. (…) книг мы видим титульный лист поэмы «Ангел смерти» (…) миниатюру (…) портретом А.Л. Верещагиной, которая была (…) кузиной, (…) близким другом Лермонтова. (В)последстви(…) она стала хранительницей бесценных реликвий поэта. Именно А. Верещагина смогла сберечь автопортрет Лермонтова. В течени(…) долгого времени его считали утерянным.
УЧИТЕЛЬ: У вас на партах листы с этим текстом. Восстановите текст. Поставьте по нужные союзы, предлоги.
Дети пишут, потом сверяют с текстом на экране.
Далее текст полностью. Читает экскурсовод.
Малая гостиная – самая уютная и тёплая комната в доме. Здесь на протяжении долгого времени собирались родственники, соседи, а также товарищи поэта по пансиону и университету. На откидной доске секретера лежит журнал «Атеней » за 1830 год, вкотором было напечатано стихотворение «Весна» – первая публикация поэта. Здесь также лежат томики Шекспира, Пушкина. Возле книг мы видим титульный лист поэмы «Ангел смерти» и миниатюру с портретом АЛ. Верещагиной, которая была не только кузиной, но и близким другом Лермонтова. Впоследствии она стала хранительницей бесценных реликвий поэта. Именно А. Верещагина смогла сберечь автопортрет Лермонтова. В течение долгого времени его считали утерянным.
Слайд автопортрет М.Ю. Лермонтова
Ребята! У вас на партах стихотворение «Весна» — первая публикация М.Ю. Лермонтова. Давайте прочтем.
Если в малой гостиной всё говорит о литературных спорах и пристрастиях, серьёзном чтении и задушевных беседах, то большая гостиная – место музыки, танцев и пения. М.Ю.Лермонтов прекрасно играл как на фортепиано, так и на скрипке. Ввиду того что он проявлял интерес к игре на гитаре, бабушка взяла для него учителя. Молодой поэт владел также и хорошим голосом, поэтому, чтобы развивать его, с удовольствием исполнял арии из опер. Музыкой проникнуто и всё поэтическое творчество Лермонтова.
Какому стилю относится данный текст? ( Публицистический, пов. с элем. описания) Назовите тип речи. Докажите. Назовите средства связи между предложениями?
Откройте скобки и выпишите предлоги вместе с теми словами ,к которым они относятся. Разберите последнее предложение. Какую роль в этом играет союз И ?
Мы с вами обошли весь первый этаж. Давайте поднимемся на второй.
Кабинет Лермонтова находился в мезонине. «Любил с начала жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя, боялся грусть не утая, будить людское сожаленье…». На бюро мы видим гусиное перо, рядом самодельные тетради юного поэта. Среди простой студенческой обстановки привлекают внимание книжные шкафы. В течение долгого времени поэт собирал собственную библиотеку, которой впоследствии очень гордился.
Мольберт с портретом отца.
На мольберте мы видим акварельный портрет отца поэта Юрия Петровича. Вследствие разногласий между отцом и бабушкой детство и юность Лермонтова были омрачены. Несмотря на огромную любовь к внуку, бабушка не могла заменить ему отца и мать. Однако отец и сын были очень привязаны друг к другу. Юрий Петрович понимал, насколько одарён его сын. Об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну.
Какую роль в этом тексте играют предлоги и союзы? ( НА указывает место, пространственный предлог; ВСЛЕДСТВИЕ — союз причинный, НЕСМОТРЯ НА…уступительный союз и т.д.) *связывают предложения в тексте
Давайте прочтём завещание отца Михаила Юрьевича Лермонтова сыну.
Читает ученик : « Хотя ты ещё в юных летах, но я вижу, что одарён способностями ума, не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать отчёт Богу. »
После внезапной смерти отца в 1831 году семнадцатилетний Лермонтов писал:
«Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть».
Как вы поняли эти слова?
На экране пейзажные рисунки М.Ю.Лермонтова.
В музее на стенах висят рисунки поэта. Он прекрасно рисовал.
Посмотрите на рисунок и опишите его, используя союзы и предлоги (5-6 предложений).
По окончании дети зачитывают.
Молодцы, ребята. Наша экскурсия закончилась. Вы хорошо сегодня поработали. Задание на дом. Напишите о своих впечатлениях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 «А» КЛАССЕ «Заочная экскурсия в Дом – музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повторение по теме «Служебные части речи. Предлоги и союзы»)
Если идти мимо Нового Арбата и свернуть на тихую улочку Малую Молчановку , то можно увидеть дом № 2 . Для того чтобы попасть в этот дом, нужно войти в калитку. Через калитку мы попадём в небольшой, зато очень красивый сад. Внутри сада находится беседка.
Чтобы определить внука учиться, бабушка будущего поэта Е.А. Арсеньева, уроженка Столыпина, приехала в Москву из своего имения Тарханы летом 1829 года. Здесь она купила деревянный одноэтажный особняк с мезонином, построенный после пожара 1812 года в стиле ампир. Согласно договорённости с хозяином дома купцом Ф.И.Черновым, они проживали в доме (в) течени … 3-х лет. После дом менял своих жильцов, перестраивался. Благодаря местн (…) власт (…), в 1982 году был открыт Дом-музей, который вошёл как филиал в состав Государственного Литературного музея.
Бабушка горячо любила своего внука, старалась сделать всё, чтобы он получил хорошее воспитание и образование. В течение учёбы в пансионе мальчик свободно овладел немецким и французским языками. Литературу обучающимся преподавал известный поэт Александр Фёдорович Мерзляков, автор ставшего народной песней стихотворения «Среди долины ровныя ».
Малая гостиная – самая уютная и тёплая комната в доме. Здесь на протяжении долгого времени собирались родственники, соседи, а также товарищи поэта по пансиону и университету. На откидной доске секретера лежит журнал « Атеней » за 1830 год, в котором было напечатано стихотворение «Весна» — первая публикация поэта. Здесь также лежат томики Шекспира, Пушкина. Возле книг мы видим титульный лист поэмы «Ангел смерти» и миниатюру с портретом АЛ. Верещагиной, которая была не только кузиной, но и близким другом Лермонтова. Впоследствии она стала хранительницей бесценных реликвий поэта. Именно А. Верещагина смогла сберечь автопортрет Лермонтова. В течение долгого времени его считали утерянным.
Если в малой гостиной всё говорит о литературных спорах и пристрастиях, серьёзном чтении и задушевных беседах, то большая гостиная – место музыки, танцев и пения. М.Ю. Лермонтов прекрасно играл как на фортепиано, так и на скрипке. Ввиду того что он проявлял интерес к игре на гитаре, бабушка взяла для него учителя. Молодой поэт владел также и хорошим голосом, поэтому, чтобы развивать его, с удовольствием исполнял арии из опер. Музыкой проникнуто также и всё поэтическое творчество Лермонтова.
Кабинет Лермонтова находился в мезонине. «Любил с начала жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя, боялся грусть не утая , будить людское сожаленье…». На бюро мы видим гусиное перо, рядом самодельные тетради юного поэта. Среди простой студенческой обстановки привлекают внимание книжные шкафы. В течение долгого времени поэт собирал собственную библиотеку, которой впоследствии очень гордился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени.
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине «Русский язык» Тема «Служебные части речи. Предлог как часть речи». С применением техно.
Цель урока: обобщить знания по теме «Служебные части речи», в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем правильно определять и писать служебные части речи.Задачи урока:Пред.
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна.
Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе по теме «Служебные части речи. Предлог как часть речи».
Текст «Солдатская дружьба» можно использовать для упражнений на уроке повторения.
Урок по ФГОС на тему: «Служебные части речи. Предлог».
Источник