Страница 20 — 21. Путешествие по материкам — Контурные карты по географии. 5 класс. Дрофа
Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.
Для выполнения заданий будем рассматривать карты атласа на страницах 20, 21, 22 и 23.
1. Закрасьте соответствующим цветом области распространения гор и равнин, которые упоминаются в тексте параграфа учебника. Подпишите их названия. Внесите обозначения в условные знаки.
Горы и горные системы:
- Гималаи (Евразия) и находящаяся на их территории высочайшая гора мира Эверест или Джомолунгма — 8848 м;
- гора Килиманджаро (Африка) — высота 5895 м;
- Кордильеры (Северная Америка), сама высокая гора системы гора Мак-Кинли — высота 6193 м;
- Анды (Южная Америка).
Равнины:
- Восточно-Европейская равнина;
- Западно-Сибирская равнина;
- пустыня Сахара.
2. Используя условные знаки, приведённые в легенде карты, обозначьте соответствующие материки.
- Самый крупный материк Земли — Евразия;
- Материк, по которому протекает самая длинная река мира — Южная Америка — здесь протекает река Амазонка;
- Самый жаркий материк Земли — Африка;
- Самый южный материк Земли — Антарктида — здесь находится южный полюс Земли;
- Материк, омываемый водами трёх океанов — Северная Америка — Тихим океаном, Атлантическим океаном и Северным Ледовитым океаном;
- Самый маленький материк Земли — Австралия.
Источник
Урок географии по теме «Материки». 5-й класс
Класс: 5
Презентация к уроку
Правильная организация восприятия материала во многом обеспечивает его понимание, осмысление, предупреждает возможное последующее зазубривание. Нужно научить школьников умению выделять основные, существенные положения учебного материала, то есть направить школьника на овладение новыми знаниями. Реальное успешное выполнение учебных заданий – это положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности все это обеспечивает проявления интереса и получения знаний на уроке, а так же усвоения данного материала.
Цель:сформировать представления о материках.
Задачи:
- Образовательные: начать формирование у учащихся представление о материках Земли, разнообразии их природы. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.
- Развивающие: продолжить формирование у учащихся работать с печатным материалом, географическими картами. Развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
- Воспитательные: воспитания чувства интереса к открытиям на уроке, коммуникативность на уроке, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.
Логика урока:Мотивация – актуализация опорных знаний и умений – восприятие, осмысление и первичное запоминание – первичная проверка понимания нового материала – первичное закрепление – анализ.
Форма урока:урок путешествие.
Оборудование:
- физическая карта полушарий;
- атлас по природоведению для 5-го класса;
- контурные карты по природоведению для 5-го класс;
- слайдовая презентация урока;
- тексты проверочных работ.
1. Организационный момент
Учитель обозначает цель урока, организовывает подготовку учащихся к уроку.
2. Подготовка к активной учебно-позновательной деятельности на основном этапе урока
Наносить изображение земной поверхности на планы, карты и глобусы люди научились в глубокой древности. Первые карты Марко Поло, Клавдия Птолемея и старейший из дошедших до нас глобус Мартина Бехайма «Земное яблоко» (1492 г.) поражают своей точностью. Современные карты дают более полное представление о поверхности Земли. Но люди до сих пор используют глобусы.
– Что такое географическая карта?
Географическая карта – это уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, где географические объекты даны с помощью условных знаков по математическим правилам. Характеристика рельефа на карте дается с помощью послойной окраски. (Слайд 1)
Учащиеся записывают тему урока в тетради « Материки»
– Сколько океанов материков на нашей планете? Назовите их.
3. Задание на развитие географического образа
Учащимся раздаются контуры материков. Учащиеся приклеивают их в тетрадь.
Используя атлас, определите и подпишите названия материков изображенные на карточках.
Учащие вместе с учителем проверяют правильность названия материков и их размеры (Слайд 2)
4. Входное тестирование на установление соответствия
Учащиеся с некоторыми понятиями знакомились в курсе «Познание мира» начальная школа.
Выполни задание с рисунками по теме «Материки».
Поставь цифру вопроса – цифру правильного ответа. Ответы в презентации (Слайд 3)
1. Какой цифрой на рисунке обозначены контуры Евразии?
2. На каком материке расположено самое глубокое озеро в мире?
3. На каком материке расположена самая длинная река в мире?
4. На каком материке расположены самые высокие горы нашей планеты?
5.На каком материке расположена самая полноводная река в мире?
5. Усвоение новых знаний (первая часть урока)
– Суша нашей планеты образована материками. Что такое материк?
Материк (континент) – возвышающиеся массивы суши, окруженные водой.
На суше и на дне морей и океанов формы поверхности бывают выпуклые – положительные, вогнутые – отрицательные. Формы рельефа отличаются по размерам. Суша нашей планеты образована материками, или континентами, и многочисленными островами. Как вы знаете, материков на Земле шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. океана Самая крупная положительная форма рельефа земной поверхности – материк, или континент: Евразия (площадь – 53,44 млн кв. км), Африка (30,32 млн кв. км), Австралия (8,89 кв. км), Северная, Центральная и Южная Америка (52,53 кв. км), Антарктида (13,98 кв. км). (Слайд 3)
– Какие вы знаете материки? Покажите их на карте.
Материки составляют 29% от всей поверхности Земли. (Слайд 4)
Материк или часть материка с расположенными вблизи островами называют частью света.
Часть света – это большие историко-географические территории суши, условно различающиеся открытием материка и особенностями заселениями.
Различают следующие части света: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Океания. Океания – особая часть света, ее составляют острова центральной и юго-западной части Тихого океана. (Слайд 5)
Часть света – материк или часть материка с расположенными вблизи островами (Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Океания).
6. Проверка понимания учащимися нового учебного материала
– Итак, давайте теперь подведём небольшой итог, назовите, сколько всего материков, какие части света мы выделяем?
7. Закрепление знаний
Учащиеся выходят к доске, называют и показывают материки и части света. (От самого большого по площади материка к самому маленькому)
8. Усвоение новых знаний (вторая часть урока)
Учащиеся работают в группах. Учащимся раздаются карточками с описанием материков.
Задание «Как же человек открывал Землю» (Слайд 6)
Каждой группе учащихся выдаётся учителем текст, прочитать его и дать характеристику по тексту. Ответы записывают на доску в таблицу, работая вместе с классом.
Материк | Часть света | Особое название | Самая высокая гора и большая равнина | Самая длинная река | Самое глубокое озеро |
1. Самый большой материк. 2. Самый жаркий материк. 3. Самый маленький материк. 4. Самый холодный материк. | а) Антарктида б) Африка в) Австралия г) Евразия |
8. Подберите пару:
1. Самые высокие горы земного шара. 2. Самая длинная река планеты. 3. Самое глубокое озеро мира. 4. Самая полноводная река планеты. | а) Нил б) Амазонка в) Гималаи г) Байкал |
9. Составьте пару: материк – горные системы.
1. Евразия 2. Северная Америка 3. Южная Америка | а) Анды б) Кордильеры в) Гималаи |
10. Самая близкая к Земле звезда:
12. Подведение общего вывода урока
– Сформулируем вывод урока – мы изучали на уроке?
– Сколько материков на нашей планете?
– Мы узнали, что …?
Учитель: Вы молодцы, на уроке вы замечательно работали! Мне понравилось, как вы работали с учебником, картой атласа, давали полные ответы на мои вопросы. (Выставление оценок за урок.)
13. Домашнее задание
Вторым уроком является проведение практической работы
Источник