Заполните таблицу отметив знаком черты абсолютизма стран европы

Конспект урока на тему «Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе», 7 класс

Класс:____________ Дата проведения___________________

Усиление королевской власти в XVI—XVII вв.

Абсолютизм в Европе

охарактеризовать особенности абсолютизма как формы правления; рассмотреть разнообразные формы европейского абсолютизма.

Предметные: охарактеризовать особенности абсолютизма как
формы правления; рассмотреть разнообразные формы европейского
абсолютизма. Сравнить развитие Англии и Франции, их политическую систему, методы управления; давать определения терминам и понятиям читать карту.

Метапредметные: овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Личностные: дать оценку деятельности исторических личностей изучаемой эпохи, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое

отношение к деятелям рассматриваемой эпохи;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Абсолютизм, этикет, меркантилизм, резиденция

Учебник, § 3. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Западная Европа в 1648 г.».

Образовательное пространство может расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы. М. Твен. Принц и нищий., А. Дюма. Три мушкетера; Двадцать лет спустя; Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя; Графиня де Монсоро; Сорок пять.

Иллюстрации (репродукции картин и гравюр): Г. Риго . Людовик XIV. ,Ван Дейк . Карл I, король Англии. Луи Мишель Ван-Лоо. Людовик XV. Любые репродукции с видами Версаля

Открытия новых знаний

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный, частично поисковый, репродуктивный методы. 1. Проблемное задание: абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны «всех против всех». В то же время в XVII—XVIII вв. происходят революции, одна из задач которых — уничтожение системы абсолютизма. Как вы думаете, почему в обществе велась борьба против абсолютизма?

2. Задание для самостоятельной работы при репродуктивном методе: составить в тетради схему, отражающую основные черты абсолютизма.

Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника, с элементами дискуссии.

Приемы деятельности учителя: объяснение, образное повествование, организация самостоятельной работы с текстом учебника, обучение решению проблемы и самоанализу

Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Настраиваются на работу.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

2.Проверка домашнего задания

«Исторический диктант» по теме ВГО

3.Актуализация опорных знаний и умений учащихся

— Какое значение имели Великие географические открытия? (при ответе опираться на таблицу «Последствия ВГО»

В 19 в. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк говорил: «Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастия, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности».

-Действительно ли короли Европы соответствовали этой характеристике? Выясним это в ходе нашего урока.

Возможная личностно значимая проблема: как должны складываться отношения между личностью и государством? Может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения?

5. Постановка целей и задач урока

Тема урока: «Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе».

«Рожденный подданным должен повиноваться».

Один король — одна страна.

Монарх — помазанник Божий.

Создание национальных государств.

Формулируют тему и цели урока

6.Изучение нового материала

1.« Рожденный подданным должен повиноваться»

Запись в тетради

Абсолютизм — это форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному человеку — монарху.

Примерное содержание ответа

Абсолютизм предполагал прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных сеньорий, сковывавших развития промышленности и торговли, и формирование единого национального государства. Все это встречало поддержку крестьянства, горожан и дворянства.

Задание: Работая с § 3 учебника (с. 29, 30), запишите определение абсолютизма и определите, почему подданные были готовы полностью подчиниться королю.

Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

Продолжение изучения нового материала

Отношения 1 представительными органами

Короли собирали парламент, но стремились делать это как можно реже. Имели право вето — могли запретить любое решение парламента

Короли не собирали Генеральные штаты с 1614 по 1789 г., но вынуждены были считаться с парламентами крупных городов

Общегосударственный аппарат управления

Создание Тайного совета (от 1 до 1,5 тыс. чиновников)

Интенданты, представители короля и мощный аппарат чиновников (от 8 до 46 тыс. человек)

Малочисленная армия, но сильный военный флот

Самая большая и сильная сухопутная армия в Европе

Г осударственная налоговая система

Налоги устанавливались парламентом,что не давало королю возможности постоянно их увеличивать

Посгояиный рост прямых и косвенных налогов

Единая законодательная система

Законы обсуждались в парламенте и принимались королем

Король считал, что его подписи достаточно, чтобы его указы стали ■ законом

Монарх — наместник Христа на земле

Англиканская церковь, распространение про -тестантизма

Католичество. Король смо 1 подчинить церковь в первую очередь себе

Вывод. Несмотря на особенности развития и в Англии и во Франции короли стремились к укреплению личной власти полагая, что право повелевать дано им Богом. Они успешно пытались ограничить влияние парламента и Генеральных штатов в государстве.

Верховная власть короля проявлялась в праве определять религию государства, вершить справедливый суд, объявлять войн и заключать мир, назначать чиновников и даровать дворянстве простолюдинам, издавать указы, чеканить монеты, собирать налоги, а также в праве помилования.

Людовик XIV не отличался скромностью, «даже статуи в парке должны были напоминать о его блеске — Юпитер был изваят с лицом самого Людовика XIV». Не был он ни честным, ни беспристрастным — осыпая придворных подачками, он стремился контролировать их жизнь и не допускать заговоров.

Создание национальных государств

Примерное содержание ответа:

I) Англия и Франция превратились в централизованные монархические государства;

2) Германия и Италия сохранили феодальную раздробленность , в государственных образованиях которых местные правители фактически превратились в абсолютных монархов;

3) Венеция, Швейцария и Нидерланды стали республиками,что было в те времена большой редкостью.

Задание: Работая с § 3 учебника (с. 29—37), заполните сравнительную таблицу

А что мешало осуществлению в полной мере господства монарха в сфере идеологии? (Католическая церковь.)

-Работая е § 3 учебника (с. 34 -36) и дополни тельным материалом «Этикет при дворе Людовика XIV» (с. 38, 39), определите, соответствовал ли король Франции характеристике абсолютизма, данной Бисмарком. Ответ подтвердите примерами из текста.

Задание: Работая с текстом на с. 37, 38 учебника, картой «Европа в XVI—XVII вв.», выделите особенности образовавшихся национальных государств. Ответ запишите в тетрадь.

8.Закрепление и систематизация знаний и умений учащихся

Абсолютизм — форма правления, предполагавшая верховную неограниченную власть монарха.

Меркантилизм — экономическая концепция, основанная на представлении, что экономическое благополучие зависит от концентрации финансовых ресурсов (драгоценных металлов).

Материал к вопр.5

О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают

Теперь остается рассмотреть, как государь должен вести себя по отношению к подданным и союзникам. Зная, что об этом писали многие, и опасаюсь, как бы меня не сочли самонадеянным за то, что, избрав тот предмет, в толковании его я более всего расхожусь с другими. Но, имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной — в отличие тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, долже н приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.

Если же говорить не о вымышл енных, а об истинных свойствах государей, то надо сказать, что во всех людях, а особенно в государях,, стоящих выше прочих людей, замечают те или иные качества, заслужи вающие похвалы или порицания. А и менно: говорят, что один щедр, а другой скуп — если взять тосканское слово, ибо жадный на нашем наречии это еще и тот, кто хочет отнять чу жое, а скупым мы называем того, кто слишком держится за свое — один расточителен, другой алчен; один жесток, другой сострадателен; один чес тен, другой вероломен; один из нежен и малодушен, другой тверд духом и смел; этот снисходителен, то; надменен; этот распутен, тот целомудрен; этот лукав, тот прямодушен! этот упрям, тот покладист; этот легком ыслен, тот степенен; этот набо жен, тот нечестив и так дал ее. Что может быть похвальнее дл я государя нежели соединять в себе все лучшие из перечисленных качеств? Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует изба гать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же — воздерживаться по мере сил, но не более. И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудн о удержаться у власти, ибо, вдумавши сь, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетел ью, а в действительности пагубны для государя, и наоборот: выглядит как п орок, а на деле доставляет госу дарю благополучие и безопасность.

(Макиавелли Н. «Государь»]

-Почему, по мнению Макиавелли, добродетельные качества государя могут оказаться для него пагубны? (Макиавелли полагал, «что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе» и «желая испове довать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет , сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру».)

— Сторонником какой формы правления является Макиавелли? (Макиавелли являет ся сторонником абсолютной монар хии. Он пишет, что «предп очел следовать правде не вообра жаемой, а действительной — в отличие от тех многих, кии изобразил республики и государства, каких в действительн о сти никто не знавал и не видывал».)

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Дайте определения понятий «абсолютизм» и «меркантилизм.

— Как Вы думаете, какие меры следовало предпринять государству для решения этих задач? (Следовало увеличить государственные инвестиции, повысить пошлины, а может даже
запретить ввоз некоторых товаров.)

Источник

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Конспект урока по теме «Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе».

Скачать:

Вложение Размер
4_absolyutizm.docx 22.77 КБ

Предварительный просмотр:

История Нового времени. 7 класс.
Урок 4. « Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе ».

Этап проверки домашнего задания.

Тест по теме «Технические открытия. Выход к мировому океану. ВГО и их последствия».

Этап актуализации знаний.

  1. В какие столетия в Англии и Франции сформировались сословно-представительные учреждения? (в XIII в. в Англии, в XIV в.во Франции)
  2. Какие причины способствовали их созданию? (короли стремились укрепить свою власть, получив поддержку большей части общества, а особенно крупных феодалов)
  3. Какое влияние оказывали эти учреждения на политическую жизнь государств и положение сословий? (постепенно преодолевалась феодальная раздробленность, некоторые слои принимали участие в политической жизни общества)

Этап изучения нового материала.

В XIX в. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк говорил: «Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастности, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности». Действительно ли короли Европы соответствовали этой характеристике?

Рожденный подданным должен повиноваться

Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному человеку – монарху.

Как Вы думаете, почему подданные были готовы полностью подчиниться королю? (Абсолютизм предполагал прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных землевладений, сковывавших развитие промышленности и торговли, а также формирование единого национального государства. Все это встречало поддержку крестьянства, горожан и дворянства).

  1. Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников
  2. Формирование постоянной профессиональной армии
  3. Создание государственной налоговой системы
  4. Введение единого государственного законодательства и административного устройства
  5. Образование государственной церкви
  6. Проведение единой государственной экономической политики
  7. Создание системы единых мер и весов

Один король – одна страна

Работая с п.3 учебника (с.29-34) заполните пропуски в сравнительной таблицу.

Единое административное устройство

Наступление против отдаленных северных графств и Уэльса, сохранявших некоторую независимость, подчинение их Лондону. Конфискация земель мятежников в пользу королевской казны.

Провинции Нормандия, Бургундия и ряд других теряют свои старые права, обеспечивавшие им независимость, подчиняются королевской власти.

Отношения с представительными органами

Короли собирали парламент, но стремились делать это как можно реже. Монархи изобретали всяческие средства, чтобы уменьшить их значение. Имели право вето – могли запретить любое решение парламента.

Короли не собирали Генеральные штаты с 1614 по 1789 г., но вынуждены были считаться с парламентами крупных городов в случае большой необходимости.

Общегосударственный аппарат управления

Создание Тайного совета (от 1 до 1,5 тыс. чиновников), членов которого назначал монарх. Тайны совет совместно с королем определял направления внутренней и внешней политики государства, занимался вопросами финансов и обороной страны. Король – глава государства. Главный доход – не жалованье, а плата населения чиновникам за услуги.

Фактически в стране существовало личное правление короля. При нем имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал его членов, и за ним оставалось последнее слово. Главный доход – не жалованье, а плата населения чиновникам за услуги.

Судебная и местная власть

Большая часть судебных дел передавалась в ведение королевских судов. Звездная палата наблюдала за системой правосудия в Англии. Существовали и выборные мировые судьи, которые управляли графствами. Правительство активно следило за кандидатами.

Французские короли считали, что высшие судебные органы в провинциях стесняют высшие судебные органы в провинциях — парламенты. Стремясь усилить свою власть в провинции посылали своих представителей – интендантов, которые следили за исполнением законов.

Малочисленная армия, но сильный военный флот.

Самая большая и сильная сухопутная армия в мире.

Государственная налоговая система

Налоги устанавливались парламентом, что не давало королю возможность их постоянно увеличивать.

Постоянный рост прямых и косвенных налогов.

Единая законодательная система

Законы обсуждались в парламенте и принимались королем.

Король считал, что его подписи достаточно, чтобы его указы стали законом.

Монарх – наместник Христа на земле

Англиканская церковь, распространение протестантизма.

Католичество. Король смог подчинить церковь в первую очередь себе.

Государственная экономическая политика

Меркантилизм – экономическая политика и экономическое учение, в основе которого лежит идея необходимости преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом с целью привлечения денег в страну.

Меркантилизм – экономическая политика и экономическое учение, в основе которого лежит идея необходимости преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом с целью привлечения денег в страну.

Несмотря на особенности развития и в Англии, и во Франции короли стремились к укреплению личной власти, полагая, что право повелевать дано Богом. Они успешно пытались ограничить влияние парламента и Генеральных штатов в государстве.

Монарх – помазанник Божий

Верховная власть короля проявлялась в праве определять религию государства, вершить справедливый суд, объявлять войну и заключать мир, назначать чиновников и даровать дворянство простолюдинам, издавать указы, чеканить монеты, собирать налоги, а также в праве помилования.

Вспомним высказывание О. Бисмарка о том, каким должен быть монарх. Соответствовал ли Людовик XIV данной характеристике?

Создание национальных государств

В рамках абсолютистских государств, имеющих четкие границы, одну господствующую религию, один язык и общую культуру складывались централизованные национальные государства.

  1. Англия и Франция – централизованные монархические государства.
  2. Германия и Италия сохранили феодальную раздробленность, в государственных образованиях которых местные правители фактически превратились в абсолютных монархов.
  3. Венеция, Швейцария и Нидерланды стали республиками, что было в те времена большой редкостью.

Этап подведения итогов.

  1. Дайте определения понятиям «абсолютизм» и «меркантилизм» (меркантилизм — Меркантилизм – экономическая политика и экономическое учение, в основе которого лежит идея необходимости преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом с целью привлечения денег в страну; абсолютизм — это форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному человеку – монарху)
  2. Назовите причины формирования абсолютизма в странах Европы? ( Абсолютизм предполагал прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных землевладений, сковывавших развитие промышленности и торговли, а также формирование единого национального государства. Все это встречало поддержку крестьянства, горожан и дворянства).
  3. Как идеологически обосновывалась абсолютная власть монархов? (король – помазанник Божий, ему власть дана свыше, монархи Европы в то же время не могли установить деспотичную власть)

Источник

Читайте также:  Главная метал елка страны 2021
Оцените статью