- Мировая колониальная система — страны и их колонии (Таблица)
- Заполните пожалуйста таблицу по истории 9 класс «крушение колониальных империй»
- Практическая работа по истории России «Распад колониальной системы»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Д.О. Тема: «Крушение колониальной системы. Индия, Пакистан, Китай».
Мировая колониальная система — страны и их колонии (Таблица)
Справочная таблица мировая колониальная система содержит следующую информацию: государства и направления их колониальной экспансии, страны, ранее составляющие основу их колониальной империи и периоды обретения независимости большинством колоний. Таблица будет полезна школьникам и студентам при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.
Направление колониальной экспансии государств
Современные страны, ранее составляющие основу их колониальной империи
Периоды обретения независимости большинством колоний
Центральная и Южная Америка, Юго-Восточная Азия
Аргентина, Венесуэла, Мексика, Куба, Перу, Эквадор, Чили, Филиппины
Начало XIX в., 1898 г.
Южная Америка, Юго-Западная Африка
Бразилия, Ангола, Мозамбик
Начало XIX в., 1975 г.
Британские острова, Северная Америка, Африка, Ближний Восток, Индия, Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания
США, Ирландия, Египет, Палестина, Израиль, Индия, Пакистан, Бирма, Шри-Ланка, ЮАР, Уганда, Нигерия
Конец 40-х – начало 60-х гг. XX в.
Северная и Центральная Америка, Северная и Центральная Африка, Ближний Восток, Индокитай, Океания
Гаити, Алжир, Тунис, Сирия, Ливан, РеспубликаНuгер, Габон, Кот д , Ивуар, Вьетнам, Лаос, Камбоджа
Конец 40-х – начало 60-х гг. XX в.
Восточная Европа, Кавказ и Закавказье, Средняя Азия, Дальний Восток
Польша, Финляндия, Литва, Грузия, Армения, Казахстан
Конец 10-х гг. XX в.; 1991 г.
Центральная и Южная Америка, Океания, Африка
Источник
Заполните пожалуйста таблицу по истории 9 класс «крушение колониальных империй»
В отличие от систем союзов прошлого, союзы, созданные СССР и США, были не просто порождением борьбы этих двух крупнейших держав за мировое лидерство. Каждая из них отстаивала определенную модель миропорядка, образа жизни народов. Союзниками СССР или США становились, в первую очередь, те государства, которые признавали более перспективной и прогрессивной советскую или американскую модель общественного развития.
Стремления СССР и США к расширению орбиты своего влияния подействовали на характер развития многих народов мира, особенно стран, освобождавшихся от колониальной зависимости.
Крушение колониальных империй.
После второй мировой войны развернулся процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Это объяснялось следующими причинами.
Во-первых, в годы войны территория многих колоний, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стала ареной боевых действий. Индокитай, Бирма, Малайя, Филиппины, Индонезия были захвачены Японией, создавшей новые, местные администрации. Вера во всесилие европейских колонизаторов была подорвана, укрепились национальное самосознание, стремление к независимому развитию.
Во-вторых, европейские колониальные державы были ослаблены в военном отношении. Их экономическое положение затрудняло им ведение крупномасштабных войн за возвращение колоний. Подсчет стоимости колониальных войн, содержания оккупационных войск, опасения массовых протестов общественности побудили правительства метрополий к проявлению гибкости.
В-третьих, с созданием ООН, формальным признанием в мировом сообществе права народов на самостоятельный выбор своей судьбы (самоопределение) колониальные и зависимые страны с полным основанием могли рассматривать свою борьбу за освобождение как законную. В условиях, когда они могли опереться на поддержку СССР, а затем и Китая, сохранение колониальных империй стало невозможным
Источник
Практическая работа по истории России «Распад колониальной системы»
«Распад колониальной системы»
Цель: на основе текста раскрыть причины национально-освободительного движения; закрепить навыки анализа и заполнения таблицы; установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами.
1. учебник История для НПО В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков – 2-е изд., «Академия», 2011 г. I часть.
2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
http://www.gumer.info/ .Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: 3. религия, философия, история.
Практические задания и порядок их выполнения
Задание 1 . Опираясь на текст учебника стр. 230-235, определите причины усиления национально-освободительного движения после Второй мировой войны. Какие страны первыми получили независимость?
Задание 2 . Выяснить когда и как африканские страны стали свободными?
Задание 3 . Выписать особенности борьбы Анголы и Мозамбика за независимость, а также черты их дальнейшего развития.
Задание 4 . Определить какими путями шли развивающиеся страны во второй половине XX века? Каковы результаты их развития?
Задание 5 . Заполните таблицу.
Колониальная политика и владения европейских держав.
Заключительный инструктаж и задания на дом:
1) убрать рабочее место;
2) уметь объяснить свои доводы и выводы, принятые решения;
знать основные исторические понятия,
3) прочитать и проанализировать параграф.
Номер материала: ДБ-1394162
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Д.О. Тема: «Крушение колониальной системы. Индия, Пакистан, Китай».
Д.О. Преподаватель Обоянская Т.Н. Льговский филиал «КМТ»
ОУП.05 История
Тема: «Крушение колониальной системы. Индия, Пакистан, Китай». 1.Изучите материал лекции Лекция. Вторая мировая война затронула в той или иной мере все страны и континенты. Одним из последствий войны был рост национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах.Наиболее заметным национально-освободительное движение было в странах Азии. Европейская и американская колонизации сменились здесь японской оккупацией, некоторые страны (Бирма, Индокитай, Филиппины) получили фиктивную «независимость». Японская оккупация вызвала сопротивление. Организации Единого национального фронта возникли в Индокитае, Бирме, Индонезии, Малайе, на Филиппинах. Создавались вооруженные отряды, партизанские армии.Во Вьетнаме коммунисты добились руководящих позиций в освободительном движении, инициировали создание Лиги независимости Вьетнама (Вьетминь). 15 августа 1945 г. во Вьетнаме началась революция. Японские гарнизоны были разоружены; марионеточная администрация разогнана; возглавлявший ее император отрекся от престола. У власти встал Национальный комитет освобождения во главе с лидером коммунистов Ха Ши Минам. Независимость была провозглашена 2 сентября 1945 г.17 августа 1945 г. Комитет по подготовке независимости в Индонезии объявил о независимости страны. Лидер комитета Сукарно стал первым президентом Индонезии.Страны-метрополии не имели достаточных сил для подавления освободительного движения в колониях военным путем, поэтому они были вынуждены сочетать репрессии с уступками.Созданная после отступления американцев в 1942 г. Народная антияпонская армия Филиппин сыграла важную роль в освобождении страны от японцев. Американцы не преминули воспользоваться помощью филиппинской армии, но сразу после стабилизации положения стали предпринимать попытки ее разоружения. В 1946 г. США предоставили Филиппинам независимость, одновременно закрепив экономические привилегии и свои военные базы.Часть британских колоний в Азии, оставаясь в составе Британского содружества наций, получили самоуправление или независимость. В августе 1947 г. по религиозному признаку были разделены Индия и Пакистан с предоставлением каждому из них статуса доминиона (самоуправления). В 1950 г. Индия отказал ась от статуса доминиона и объявила себя республикой. В 1956 г. ее примеру последовал Пакистан. В феврале 1948 г. права доминиона получил Цейлон (Шри-Ланка).В 1946 г. от французского владычества освободились Сирия и Ливан. В 1947 г. Голландия признала республику Индонезию, но лишь как фактическую власть на некоторых островах. Голландские войска начали военные действия против индонезийцев. Только в ноябре 1949 г. в результате массового сопротивления Голландия признала Индонезию независимым государством, однако до 1963 г. удерживала Западный Иран (на острове Новая Гвинея).В 1951 г. получила независимость Ливия. В июле 1952 г. в результате революции в Египте была свергнута монархия. Новое правительство патриотически настроенных офицеров выступило за укрепление независимости Египта и вывод с его территории английских войск.
В 1956 г. увенчалась победой борьба за независимость французских протекторатов Марокко и Туниса. В 1954 г. вспыхнуло восстание в Алжире. Оно переросло в колониальную войну, которая длилась почти 8 лет. Только в 1962 г. Алжир добился независимости. К концу 50-х п. ХХ в. становится ясно, что спасти колониализм не смогут никакие реформы, которые метрополии активно проводили в своих колониях. 1960 год входит в историю как год Африки: от колониальной зависимости в этом году освободилось 17 государств.1 января стал независимым Камерун, в апреле — французское Того, в июне появились Республика Конго (бывшее Бельгийское Конго) и Малагасийская Республика. 1 июля была провозглашена Сомалийская Демократическая Республика. Колонии Французской Западной и Экваториальной Африки получили независимость в период с августа по ноябрь 1960 г. (Дагомея, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Чад, Центрально-Африканская Республика, Конго (Французское Конго), Нигер, Мавритания, Габон).Британская колония Нигерия получила независимость в октябре. В начале 60-х п. хх в. стали независимыми страны Британской Восточной Африки (Танганьика, Уганда, Кения, Занзибар). Страны Британской Центральной Африки получили независимость в 1964 г. В 1965 г. была провозглашена независимой Замбия.По сравнению с другими метрополиями Португалия была отсталой страной. В ХХ в. усилилось проникновение в Анголу и Мозамбик непортугальского капитала.В 1956 г. в Анголе несколько нелегальных политических организаций и кружков объединились в Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА). Основным средством была вооруженная борьба. Возглавлял МПЛА А.Нето, политический деятель и поэт.Партизанская война продолжалась почти 15 лет, в ней на стороне повстанцев участвовали и мулаты, и белые. Этническая пестрота и давние междоусобицы создавали трудности на пути объединения, кроме того, задача осложнялась из-за националистических группировок, враждебных МПЛл. Несмотря на все препятствия, в 1973 г. МПЛА контролировала треть территории страны.В январе 1975 г. новое правительство Португалии подписало соглашение о переходе Анголы к независимости. Вскоре началась война между МПЛА и другими группировками, поддержанными армией ЮАР. На стороне МПЛА выступило большинство населения, ее поддержали социалистические страны и большинство африканских государств. Существенную роль в военных действиях сыграли кубинские войска. Кровопролитные бои продолжались до начала 1976 г., но уже к ноябрю 1975 г. преимущество МПЛА стало очевидно.В 1962 г. в Мозамбике в результате объединения нескольких политических организаций появилась партия Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО). В 1964 г. началось всеобщее вооруженное восстание, а затем партизанская война против Португалии. Колониальные власти пытались задушить освободительное движение с помощью террора. Но территория, занимаемая ФРЕЛИМО, постоянно увеличивалась, армия становилась все многочисленнее.
25 июня 1975 г. Мозамбик был провозглашен независимым государством, власть перешла к ФРЕЛИМО. Правительство Мозамбика, как и ангольское, объявило официальным курсом ориентацию на социализм.В 1980 г. получила независимость Зимбабве, в 1990 г. — Намибия.Самая развитая страна Африки — Южно-Африканский Союз в 1961 г. вышел из Британского содружества и был переименован в Южно-Африканскую Республику. Там еще в 1948 г. к власти пришла африканерская (бурская) Националистическая партия, провозгласившая апартеид государственной политикой. Основной задачей апартеида («разделение, обособленное, раздельное существование, развитие»), его целью было помешать смешению рас. Националисты использовали идеи кальвинизма о предопределении: у каждой расы своя судьба, особый путь развития и образ жизни. Ассимиляция, смешение с другой расой — грех, особенно гибельный для «высшей», белой расы. Неприкрытый расизм был возведен в ранг государственной политики.В течение 50-х п. ХХ в. происходит объединение усилий ведущих антирасистских организаций, меняется характер крупнейшей организации цветного населения — Африканского национального конгресса (АНК). С начала 60-х п. ХХ в. В стране усилился террор, применялись все более жесткие репрессивные меры. В конце 1961 г.в ЮАР возникла подпольная организация «Копья нацию> для ведения вооруженной борьбы. Один из лидеров Африканского национального конгресса Н. Мандела возглавил подполье АНК В 1963 г. его вместе с некоторыми другими лидерами антирасистского движения арестовали и приговорили к пожизненному заключению.В 70-е п. хх в. все крупные промышленные центры ЮАР были охвачены забастовочным движением. Участники стачек, кроме экономических требований, выражали и политические; протест против расовой дискриминации поддержали все категории цветного населения, некоторые группы белого населения, особенно студенты. Апартеид был осужден общественностью всего мира.В июне 1976 г. в африканском пригороде Йоханнесбурга Соуэто начались волнения, затем охватившие все крупные промышленные центры ЮАР. После восстания в Соуэто усиливается авторитет АНК. Мандела стал символом всего освободительного движения ЮАР. К середине 80-х гг. ХХ в. происходит объединение антирасистского движения на платформе АНК. Проходит несколько крупных антирасистских кампаний.С февраля 1989 г. президентом ЮАР становится Ф. де Клерк, представитель нового поколения, убежденный в необходимости ликвидации режима апартеида. Правительство освободило лидеров АНК, а в 1990 г. начало переговоры с руководством АНК Всеобщие выборы 1993 г. позволили АНК занять ведущую роль в государстве. Президентом ЮАР стал Мандела.
2. Выполните тестовые задания:
1. Процесс предоставления независимости и полного суверенитета доминионам,
подмандатным территориям, колониям, протекторатам, проходивший во второй
половине XX века называют __________________________.
2. Китайская народная республика (КНР) образовалась:
3. Какие события последовали после предоставления Индии независимости
а) страна была разделена на Индию и Пакистан по религиозному принципу
б) произошло восстание сикхов
в) в стране началась гражданская война
г) Индия исключена из Британского Содружества Наций
Источник