Зарубежных странах выделяют такие способы образования юридического лица как

Порядок образования юридических лиц

Юридические лица создаются по воле их учредителей. В интересах всех участников рыночных отношений государство осуществляет контроль за соблюдением законности создания новых участников гражданского оборота посредством обязательной государственной регистрации юридических лиц (ст.47 ГК).

В зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания юридических лиц: 1) распорядительный, 2) разрешительный и 3) явочно-нормативный.

1) Суть распорядительного способа создания юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица. Органы государственной власти и управления в пределах своей компетенции издают приказы или распоряжения о создании юридических лиц. Некоторые государственные юридические лица создаются не по распоряжению органов власти и управления, а путем выборов, например, Советы депутатов.

2) В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган, во-первых, проверяет, соблюдено ли законодательство о создании такого вида юридических лиц, во-вторых, независимо от положительного ответа на этот вопрос, принимает решение, следует ли разрешить создание данной организации, пользующейся правом юридического лица. Таким способом, в частности, образуются жилищно-строительные кооперативы (п.п.4–7 Примерного устава жилищно-строительного кооператива, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 1984 г. №400).

3) При явочно-нормативном порядке создания юридического лица не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо. Орган государства должен лишь проверить соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц. В явочно-нормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации.

Читайте также:  Платежный баланс это смета доходов стран

Независимо от способа создания все юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.п.1 и 2 ст.47 ГК).

Вновь созданные (реорганизованные) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия (коммерческие организации), потребительские кооперативы, учреждения, финансируемые собственником (коммерческие организации), объединения коммерческих и некоммерческих организаций регистрируются и перерегистрируются в порядке, установленном Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. №11 (в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. №22) «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования».

Политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения регистрируются (перерегистрируются) в порядке, установленном Положение о государственной регистрации (перерегистрации) политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений и их союзов (ассоциаций), утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999г. №2 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 11.09.2003г. №20).

Порядок создания и регистрации религиозных организаций установлен в соответствии с Законом Республики Беларусь от

17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях» (в редакции Закона от 31.10.2002г. №137-З).

Органы, осуществляющие государственную регистрацию (перерегистрацию) юридических лиц:

Облисполкомы (Минский горисполком)

коммерческие организации с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями, коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах; религиозные общины

банки и небанковские кредитно-финансовые организации

страховые организации, включая страховые организации с иностранными инвестициями

коммерческие организации, в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями, некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций

политические партии, профессиональные союзы, другие общественные объединения, их союзы (ассоциации), республиканские государственно-общественные объединения, Белорусская торгово-промышленная палата, постоянно действующие, международные арбитражные (третейские) суды

Управления юстиции облисполкомов и Мингорисполкома

территориальные профессиональные союзы (далее — профсоюзы, если не оговорено иное), местные общественные объединения и их союзы (ассоциаций) по месту нахождения руководящего органа объединения на основании заключения Республиканской комиссии по регистрации (перерегистрации) общественных объединений

Облисполкомы, Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы.

субъекты хозяйствования, не указанные выше

На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган в 10-ти дневный срок представляет Министерству юстиции необходимые сведения о субъекте хозяйствования для включения его в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Положение о нем утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2003 г. №359).

Руководителю зарегистрированной организации выдается удостоверение. Порядок выдачи удостоверения руководителя коммерческой (некоммерческой) организации и форма удостоверения руководителя коммерческой (некоммерческой) организации утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999 г №551. «Об утверждении порядка выдачи удостоверения руководителя коммерческой (некоммерческой) организации».

Источник

Способы образования юридических лиц и их учредительные документы

Правоспособность и дееспособность юридического лица.

Правоспособность юридического лица возникает в момент создания, который связан с его государственной регистрацией, и прекращается в момент исключения из Единого государственного реестра юридических лиц. Различают общую и специальную правоспособность юридического лица. Общая правоспособность означает возможность иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы). Специальная правоспособность предполагает наличие у субъекта права только таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах (некоммерческие организации и унитарные предприятия).

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан, у юридических лиц право- и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Приобретение и отчасти осуществление прав и обязанностей юридического лица — прерогатива его органа. Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать и его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.

Такие действия также рассматриваются как действия самого юридического лица (в той мере в какой действия работников организации охватываются их служебными обязанностями), и оно несет за них ответственность.

В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица, можно выделить следующие способы образования юридических лиц.

1. Распорядительный порядок

Характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя. В распорядительном порядке образуются воинские части, суды, органы внутренних дел, правительства и министерства субъектов Российской Федерации и др. Все они действуют на основе нормативных актов, в которых определяется их статус как юридических лиц.

2. Разрешительный порядок

Предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, но сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.

Так, разрешительный порядок предусмотрен для образования страховых обществ и банков.

3. Нормативно-явочный порядок

Состоит в том, что для образования юридического лица не требуется согласия каких-либо третьих лиц. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо.

Правовой основой деятельности любого юридического лица, наряду с законодательством, являются его учредительные документы.

Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен:

а) общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы должны иметь учредительный договор и устав;

б) хозяйственные товарищества должны иметь учредительный договор;

в) акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, общественные организации, фонды и др. должны иметь устав.

Источник

Способы образования юридических лиц

В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц:

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации не требуется, именно в таком порядке возникало большинство государственных предприятий и учреждений в СССР. Это явление можно объяснить тем, что главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В настоящее время в статье 51 Гражданского кодекса не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить, что этот способ образования юридических лиц сегодня в России не применяется.

Другим способом образования юридического лица называют разрешительный порядок, который, в свою очередь, предполагает, что создание предприятия (организации) разрешено тем или иным компетентным органом. Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, но в принципе, сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Для создания некоторых коммерческих организаций (или групп таких организаций) необходимо предварительное согласие антимонопольного органа (см., например, ст.27 ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г.). В России, как и в большинстве европейских стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков.

Правило абз. 2 пункт. 1 ст. 51 ГК РФ устанавливает так называемый нормативно-явочный порядок образования юридических лиц, который, является третьим способом образования юридического лица. Регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо, а вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого юридического лица он не вправе. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Такой способ образования юридических лиц наиболее распространен в России, и за рубежом.

Порядок образования юридического лица и требования, которым должны удовлетворять действия учредителей, как и требования к учредительным документам, установлены законодательством об отдельных видах юридических лиц, их организационно-правовых формах.

Во всех случаях государство осуществляет контроль за созданием юридического лица, что реализуется в форме государственной регистрации. В ней же реализуется признание за юридическим лицом и предоставление ему государством правосубъектности; т.е. регистрация по своей сущности является правоустанавливающим фактом.

Гражданский кодекс установил систему государственной регистрации юридических лиц. Для нее характерны:

· обращения в суд с жалобой на отказ или уклонение в государственной регистрации;

· определение единого субъекта, осуществляющего государственную регистрацию (в настоящее время это налоговые органы);

· наличие единого государственного реестра юридических лиц, открытого для всеобщего ознакомления;

· исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации;

· возможность защиты субъективного гражданского права на создание юридического лица от такой регистрации (ст. 51 ГК РФ).

Государственная регистрация осуществляется на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»(далее Закон № 129-ФЗ):

1. Законом №129-ФЗ дано определение государственной регистрации юридических лиц как акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемого посредством внесения в государственный реестр:

а) сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц;

б) иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом № 129-ФЗ (ч.2 ст.1).

2. Определено, что именно является моментом государственной регистрации, — им признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п.2 ст.11).

3. Законом №129-ФЗ, устанавливается порядок государственной регистрации юридических лиц, распространяющийся на все юридические лица (в том числе с иностранными инвестициями), за исключением отдельных видов юридических лиц, для которых федеральными законами устанавливается специальный порядок регистрации (ст.10).

Основания для отказа в государственной регистрации:

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью