Завоевание
Завоевание — это насильственное завладение территорией другого государства в результате вооруженного захвата. С точки зрения действующего международного права, завоевание не может рассматриваться как законное правовое основание приобретения территории ни по своему содержанию (нарушение права наций на самоопределение) ни по средствам осуществления (агрессивная война).
Завоевание следует отличать от военной оккупации. Под военной оккупацией следует понимать временное занятие вооруженными силами одного государства в ходе международного вооруженного конфликта территории государства противника и принятие на себя управления этой территорией без распространения суверенитета на оккупированную территорию. Режим военной оккупации регламентируется международным гуманитарным правом.
Завоевание и аннексия также не являются синонимами. Последний термин в контексте вооруженных конфликтов используется для обозначения односторонней декларации или иного акта победившего государства, провозглашающего установления суверенной власти над территорией, которая перешла под его контроль в результате военных действий.
Завоевание в классическом международном праве.
Завоевание считалось действительным основанием приобретения территории в период, когда международное право признавало войну в качестве законного средства осуществления национальных интересов. Единственное юридическое требование для приобретения титула посредством завоевания заключалось в том, что соответствующая территория должна была находиться в фактическом владении победителя.
С правовой точки зрения имели место следующие ситуации:
- завоевание приводило к полному уничтожению завоеванного государства как политической единицы (дебелляция или покорение);
- завоеванная территория переходила победителю посредством соглашения о цессии в соответствии с условиями мирного договора (когда побежденное государство продолжало свое существование);
- побежденное государство молчаливо соглашалось с потерей части территории, о чем свидетельствовало его неспособность продолжать военные действия (даже если «из гордости или упрямства» оно отказывалось заключать официальный мирный договор с победителем).
В первом и третьем случае право собственности формально устанавливалось, когда завоевавшее государство в одностороннем порядке аннексировало захваченную территорию, распространяя на нее свою юрисдикцию и включая ее в состав своей государственной территории.
Завоевание в современном международном праве.
Делегализация завоевания как способа приобретения территорий на региональном уровне началось в 19-м веке в Северной и Южной Америке. Как принцип uti possidetis, так и доктрина Монро преследовали цель избежать насильственных территориальных изменений в западном полушарии. Первая Межамериканская конференция (1890 г.) приняла Резолюцию о «праве завоевания», в которой было объявлено, что «принцип завоевания не должен … признаваться допустимым в соответствии с американским публичным правом».
На международном уровне движение по ограничению использования войны как средства приобретения территориального суверенитета началось в первой половине прошлого столетия после окончания Первой мировой войны. Одним из первых шагов стала статья 10 Устава Лиги Наций (1919 г.), обязующая уважать территориальную целость и политическую независимость всех Членов Лиги. В 1928 г. в Париже состоялось подписание Пакта Бриана-Келлога, содержащего призыв к отказу от войны как «инструмента национальной политики». Кульминацией этой правовой тенденции стало принятие Устава ООН в 1945 г., статья 2 которого установила запрет на угрозу силой или ее применение в международных отношениях.
В настоящее время принцип недопустимости приобретения территории силой рассматривается в качестве императивной нормы международного права (jus cogens), закрепленной во многих международных документах различных уровней. В Декларации о дружественных отношениях (1970 г.) указывается, что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения». Статья 5 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) «Определение агрессии» гласит, что «никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными». В ряде резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, относящихся к конкретным ситуациям, также подчеркивается «недопустимость приобретения территории путем войны».
Кроме того, завоевание, согласно современному международному праву, вступает в противоречие с принципом самоопределения народов и наций, поскольку судьба каждой территории должна определяется самостоятельно живущими на ней людьми, а не навязываться извне силой.
Источник
Какие свои территории Россия отдала другим странам?
Границы России за последние 30 лет менялись много раз, причём достаточно существенно. Однако, не все подобные факты присоединения и, по большей части, отсоединение российских территорий известна широкой общественности.
В России и в мире знают о крупнейшем за последние много лет расширении границ России и присоединения к ней новых территорий. Речь идёт о полуострове Крым площадью 27 000 км², который весной 2014 года был присоединён к России в результате чего площадь России выросла с 17 099 110 км² до 17 125 191 км².
Надо пояснить, что присоединён к Российской Федерации был не весь полуостров Крым площадью 27 000 км², а лишь 26 081 км² его территории. Северная часть Арабатской стрелки относится к Херсонской области Украины и не является объектом территориальных разногласий.
И об этом событии всегда говорили и говорят везде: на телевидении, на радио, в печатных изданиях и в иных СМИ, это обсуждали и продолжают обсуждать в интернете, в разговорах с друзьями, на лавочках у подъезда. Тема и в прям обсуждаема. Оно и неудивительно: такое событие!
Однако, до широкой общественности не доносились случаи, когда Россия, наоборот, теряла свои территории. И это были не какие-то далёкие события, связанные и СССР или Российской Империей. Это было считанные несколько лет назад.
Речь идёт об озере Сладкое, которое пролегало на границе России и Казахстана, часть которого принадлежало России, а часть — Казахстану. Озеро экономической или практической выгоды для России не представляло, поскольку оно заболочено и не имеет запасов рыб или какой-либо ещё ценности, поэтому для удобства охраны пограничных территорий было решено провести границу так, чтобы всё так называемое «озеро», а по факту болото, было отнесено к территории Казахстана.
К тому же, пересечение границ обоих государств происходит без каких бы то ни было проблем, без специальных документов (загранпаспорта, визы). Граждане России и Казахстана могут свободно перемещаться как по озеру вброд, так и вокруг него.
Поэтому передача российского озера под юрисдикцию Казахстана — это формальность.
Даже если российско-казахские отношения изменятся в худшую сторону, что после сделки сразу стала предсказывать либеральная часть общества, и русских людей перестанут подпускать к озеру, как сейчас, Россия от этого не проиграет ни в экономическом, ни в политическом, ни в практическом плане.
Речь идёт о передачи Китаю острова Даманский на реке Уссури, который в 1969 году был предметом военного конфликта, инициированного китайской стороной, которая вторглась на остров в попытках вооружённого захвата территории. Силами советской армии китайцы с острова были выбиты. Позже Китай продолжал делал попытки занять остров, после чего боевые действия перешли в переговоры.
В 1991 году было решено разрешить территориальный вопрос путём передачи острова Китаю в целях предотвращения эскалации конфликта в будущем.
Передачу островов в реках Амур и Уссури Китаю Российская Федерация осуществляла на основании подписанного в начале 1991 года ещё Михаилом Горбачовым Соглашения о советско-китайских границах, которое продолжала соблюдать Российская Федерация и выполняла условия заключенного соглашения, являясь наследником советских отношений с другими государствами.
Передача части территории России Китаю, а именно остров Тарабаров, половину острова Большой Уссурийский и остров Большой в Читинской области в дельте реки Амур в устье реки Уссури состоялась после подписания президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Ху Цзиньтао в октябре 2004 года Соглашения о российско-китайской границе.
Как предполагалось, сделан этот шаг со стороны России был с целью укрепления дружеских отношений между России и Китаем.
Казалось бы, 337 км² — мизерный клочок по сравнению с 17-миллионной площадью России. Это всего лишь площадь небольшого провинциального города российской глубинки, коих сотни, с населением 600-700 тысяч жителей или того меньше. А если взять во внимание, что это ещё и не материк, а острова — так это вообще мелочи. И Россия, надо полагать, только выиграет не только в торгово-экономическом, но и геополитическом плане, передав острова Китаю, с их-то перенаселением, тем самым улучшит отношения с Поднебесной.
Однако, данные территории были предметом спора Китая и СССР в 1969 году, в результате которого произошёл хоть и небольшой, но достаточно острый вооружённый конфликт двух стран. Человеческие жизни были погублены зря, если этот «мизерный клочок» спустя всего 36 лет мирно отдали Китаю забесплатно, в обмен на улучшение добрососедских российско-китайских отношений, которые и без дарения территорий развивались бы в нужном для обеих сторон русле, поскольку и Китай заинтересован в тех же российских товарах сельхозпродукции, древесины, металла и битума, и Россия приобретает у Китая технику, одежду и многое другое.
Отношения могут как остаться на прежнем высоком уровне, так и измениться в противоположную сторону и ухудшиться. А вот островов будет уже не вернуть.
Речь идёт о сёлах Урьян-Уба (Урьяноба) (1 480 км²) и селе Храх-Уба (Палыдлы) (2 150 км²) в республике Дагестан, а так же примерно половины водосбора реки Самур (примерно 3 665 км²), которые в 2010 году президент России Дмитрий Медведев передал Азербайджану после подписания договора о демаркации российско-азербайджанских границ. Данный территориальный спор так же тянется ещё с советских времён, и, как считают российские власти, поскольку Россия — это наследник и правопреемник СССР, все разногласия нового государства Российская Федерация должны быть урегулированными с соседями во имя сохранения репутации России как уважающего законы государства, а так же установление тесных межгосударственных партнёрских отношений России со стороной, чьи территориальные претензии Россией были урегулированы.
Однако, к моменту передачи сёл Азербайджану, Советского Союза как страны не существовало уже 19 лет. В сёлах жили люди. Передача сёл другому государству произошла вместе с людьми, с их жилищами, пастбищами для скота.
Передача 15 000 км² в Приморье Китаю произошло в процессе выполнения Россией обязательств по Соглашению о советско-китайских границах, подписанный с российской стороны ещё Михаилом Горбачовым в начале 1991 года.
Тремя годами спустя после передачи Дмитрием Медведевым двух дагестанских сёл и половину местной реки Семур Азербайджану под эгидой урегулирования постсоветских территориальных неточностей были переданы ещё 30 000 км² дагестанской земли.
СССР некогда был единой страной, объединяющей все республики, и, если уж так вышло, что 15 бывших союзных республик стали отдельными странами со своей территорией, границы этих территорий должны быть чётко урегулированными, чтобы ни одна из стран-участниц бывшего Союза не была ущемлённой не только в политических интересах, но и в интересах своего населения, то решение территориального вопроса — это необходимый шаг для поддержания мира и благоприятных международных отношений государств-соседей.
Однако, лично я не припомню тех случаев, когда территориальный спор решался в пользу России путём присоединения к государству территорий так, чтобы это не вызвало ни у кого вопросов и недовольства.
Передача половины акватории Баренцева моря и Северного Ледовитого океана общей площадью 175 000 км² состоялась после подписания президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Норвегии Йенсом Столтенбергом договора о морских границах в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Неожиданный компромисс в территориальном споре, который был неурегулированным ещё с советских времён, последовал от российской стороны, долгое время занимающую непреклонную позицию по данному вопросу. Власти России таким манёвром планировали получить право на рассмотрение заявки о присоединении 1 200 000 км² шельфа Арктики. Выиграла ли от этого Россия и получила ли, что хотела? Последовало ли что-то после этого события? Ну, на дне шельфа был установлен российский флаг. Обещанные экономические привилегии для России со стороны Норвегии по сей день пока остаются не исполнены.
А вот что потеряла Россия?
Эксперты назвали данное соглашение провальным. Так считает бывший заместитель министра рыбного хозяйства СССР Вячеслав Зиланов. Свои мысли по этому поводу он опубликовал в 2012 году в своей книге «Баренцевоморская ошибка президента». Он утверждает, что подписанный договор сильно затрагивает интересы российских рыбаков и рыбной промышленности России на данной морской территории не замерзающего водного участка. Данный участок имеет огромные рыбные запасы, которые теперь находятся не в российской юрисдикции.
Более того, тремя годами спустя после подписания данного договора о разграничении территорий в части акватории, которая была передана Норвегии, было обнаружено 2 000 000 000 (два миллиарда) баррелей углеводородов.
Большие потери российских территорий произошли после распада СССР, и, как уже говорилось в статье, Российская Федерация, являясь правопреемником и наследником СССР, приняла на себя все обязательства, которые возникли у СССР, в чём обвинить российские власти будет сложно, да и не совсем корректно. Другой вопрос в том, почему Россия не смогла отстоять русские территории. Видимо, в то время сделать было не просто или даже невозможно.
Но обидно за территории, переданной уже самой Российской Федерацией другим странам добровольно и по своей инициативе? Так ли важно было сохранить и поддержать отношения с соседними государствами ценой собственных территорий, многие из которых достались России очень не просто?
События и позиция России последних несколько лет показывают, что Россия идёт по своему пути, не считаясь ни с Западом, ни в Евросоюзом, потеряны дружеские отношения с некогда братскими народностями (Украина, страны Прибалтики, Грузия).
На потерянных территориях жили и вели работу или промысел русские люди, которые в одночасье оказались на чужой земле.
Кроме того, после подписания российской стороны очередного договора с другими государствами о демаркации границ, представители других стран так же заявляли России о своих претензиях на пока что российские территории.
Так, Финляндия неоднократно открыто изъявляла желание на возвращение ей некоторых территорий в республике Карелия и Мурманской области Российской Федерации, которая Финляндия потеряла в советско-финской войне 1939-1940 г.г.
Япония до сих пор претендует на Южные Курильские острова (Кунашир, Шикотан, Итуруп, группа мелких островов Хобомаи), площадью
5 000 км², которые она потеряла после своего поражения во Второй Мировой Войне (1939-1945г.г.)
Источник