Здоровый генофонд страны может быть обеспечен состоянием будущих родителей

Здоровье детей как определяющий фактор генофонда нации

Кобышева Л.И. — к.п.н., доцент Таганрогского государственного педагогического института

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
По данным Госкомстата России с 1990-1991 гг. в стране стало отмечаться значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков, замедление развития — ретардация, возникли проблемы профессиональной и воинской пригодности значительной части молодежи, гражданской и правовой дееспособности лиц молодого возраста и т.п. [3].

Особую тревогу вызывает здоровье школьников. В России лишь 4-8% выпускников школ могут считаться здоровыми. Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3%, т.е. более чем в 3 раза. Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. И это — будущие матери, носители генофонда нации. А если процитировать постулат «здоровые родители — здоровые дети», то это вызывает особую тревогу. По данным Минздрава Российской Федерации из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания [1, 31-32].

Сложилась критическая демографическая ситуация — когда каждое поколение родившихся, меньше поколения своих родителей. Такой тип воспроизводства населения характерен только для России и не отмечался ранее ни в нашей стране, ни в других странах мира, даже во время войн. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

Читайте также:  Конституционное право зарубежных стран под ред чиркин

Состояние здоровья — интегральная характеристика роста и развития ребенка, которая во многом зависит от следующих факторов:
1) здоровый образ жизни;
2) биологические возможности человека;
3) природно-климатические условия;
4) неудовлетворительная работа органов здравоохранения.
По данным известного ученого академика РАМН Ю.П. Лисыцина первостепенным вопросом является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения. Влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20% составляют биологические факторы и на долю недостатков и дефектов здравоохранения отводится 10% [4].

Никто не сомневается в том, что серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные проблемы и негативные экологические условия. Никто не отрицает генетической отягощенности. И все же специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения.

Понятие комфортных условий учебно-воспитательного процесса, прежде всего, означает создание в школе педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих не только развитие умственных, нравственных, индивидуальных качеств личности ребенка, но и его физическое и психическое здоровье.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить школьные факторы (школьные факторы риска — ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей.

К числу ШФР относятся [5]:
1. Стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий).
Одним из источников стресса в школьной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона — ребенок. Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности — еще один источник стресса. Однако ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в процессе деятельности.
Таким образом, стрессовая тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим ухудшение состояния психического и физического здоровья школьников.
2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников — вызывает повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей.

По данным психофизиологических и нейрофизиологических исследований Института возрастной физиологии РАО к началу обучения в школе у подавляющего большинства современных детей 6-7 лет еще не сформированы школьно-значимые функции. От 60 до 90% детей имеют возрастную несформированность таких важнейших познавательных функций как организация деятельности, моторное и речевое развитие, зрительное и зрительно-пространственное восприятие, интегративные функции. Все эти функции являются основой формирования базисных учебных навыков — письма, чтения, счета.
Однако функциональная незрелость, несформированность школьно-значимых функций у детей 6-7 лет не означают неспособности к обучению. При правильно организованной адекватной системе обучения, адекватной системе требований, адекватных методиках обучения само обучение способствует развитию этих функций, а при неадекватной — тормозит его. К сожалению, особенности функционального развития детей, поступающих в школу, практически не учитываются и как результат — то же напряжение и перенапряжение, стресс и нарушение здоровья.

3. Интенсификация учебного процесса. Интенсификация идет различными путями. Первый — наиболее явный (открытый) — увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса — реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала.

Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в школьном возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения создают «идеальные» условия для развития нервно-психических заболеваний.

4. Нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы).

Школьники всех классов недосыпают 1,5-2,0 часа в 80-90% случаев, а сокращение ночного сна отрицательно сказывается на функциональном состоянии их организма. Средняя продолжительность прогулок на воздухе обычно составляет не более 15-30 минут.

Какое-то время ребенок может выдержать и такую напряженную жизнь, а потом чем-то жертвует — или школой («стал лениться», «не хочет учиться», «не старается») или здоровьем. Третьего, как показывает практика, увы, не дано.

Влияние нерациональной организации учебного процесса также не требует особых доказательств. К сожалению, условия и организация учебного процесса во многих школах России требуют коренных изменений.

5. Функциональная неграмотность педагога, работающего в школе.

Современный педагог может блестяще знать свой предмет, но может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Это не вина учителя, но система подготовки и переподготовки педагогических кадров предусматривает минимальный явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии, психофизиологии развития, позволяющих выстроить здоровьесохраняющий учебный процесс. И нет надежды, что ситуация изменится завтра.

Таким образом, комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично (в течение 9-11 лет, ежедневно). О том, что ШФР оказывают на здоровье учащихся неблагоприятное воздействие, свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников (около 5%). С 1 по 9 классы число здоровых детей снижается в 4 раза.
Опасность влияния ШФР усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляются не сразу, накапливаются в течение нескольких лет. Кроме того, микросимптоматика нарушений в состоянии физического и психического здоровья не привлекает внимание педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.

Таким образом, оценка современного состояния и тенденций здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических (воспроизводство) и социальных функций. И в этом случае речь идет уже не просто о состоянии здоровья современных школьников, а о будущем России.

Содействовать улучшению состояния здоровья детей и подростков будут:
1) оборудованные спортивные школьные площадки;
2) доступные спортивные секции;
3) пропаганда здорового образа жизни в СМИ.

Литература
1. Воронцова В.Г., Колбанов В.В. Особенности становления Педагогической валеологии в России // Здоровье и образование: материалы Первой Всеросийской научно-практической конференции 28-30 марта 1995года. — СПб, 1995.
2. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года. — М., 2003.
3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.
4. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. — М.: Сов. Россия, 1986.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М.: АРКТИ, 2005.

Источник

Здоровое поколение-залог будущего страны
учебно-методический материал по физкультуре (11 класс)

Методическая разработка о влиянии занятий физическими упражнениями на здоровье обучающихся, рекомендации занятиями спортом и оценочные наблюдения за результатами обучения.

Скачать:

Вложение Размер
zalog_budushchego_strany_.docx 16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье как фактор гармоничного развития личности

Главным признаком здоровья является высокая работоспособность и адаптация организма к различного рода воздействиям и изменения внешней среды. В основе физического воспитания должна лежать разносторонняя физическая подготовленность. Следует помнить, что физическое воспитание в образовательных учреждениях не должно ограничиваться обучением двигательным действиям, развитием необходимых для овладения техникой упражнения физических качеств и воспитанием личностных качеств. Необходимо давать специальные систематизированные знания в области физической культуры, чтобы обучающийся смог правильно распорядиться своими психофизическими возможностями и с помощью физических упражнений и других средств физического воспитания мог поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье. Немаловажно стимулировать(формировать) некое удовлетворение от преодоления трудностей, неизбежно возникающее при овладении физическими упражнениями. Основой интереса является высокий уровень обучения, а также положительные эмоции, вызываемые самим предметом, организацией занятий и характером взаимоотношений между педагогом учащимися и т.д. «Не тот учитель, кто умеет научить, а тот, у которого захотят научиться…»

1. Урок физкультуры-как урок здоровья: учебно-методическое пособие для руководителей ОУ, учителей физической культуры, методистов по физкультуре (Н.В.Васильев, М.Г.Колесникова, Е.В. Попова- СПб.:СПб АППО,2012.-70с.

2. Физическая культура и здоровье: учебное пособие (А.В.Тимушкин,-Балашов:изд-во «Николаев», 2004.-120с.

Здоровое поколение- залог будущего страны

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации. « Для соразмерности красоты и здоровья требуется не только образование в области науки и искусства, но и занятие всю жизнь физическими упражнениями» -Платон — Условия жизни улучшаются, совершенствуются технологии, тем самым отодвигая на задний план так всем необходимую физическую нагрузку. Наши дети не готовы жить. Они ориентированы на ценности искусственной среды обитания в ущерб природно-жизненным. А современный мир требует от них включения в все возрастающее многообразие социальных структур, что связано с запредельными нагрузками на психику и стрессами. Исследования показывают, что из-за недостатка двигательной активности 85%детей в России к возрасту 10 лет имеют хронические болезни и 70% хронических заболеваний имеют в своей основе исключительно нехватку движений. Что провоцирует инфаркт или инсульт в раннем возрасте? Повышенные нагрузки, но с учётом всё ускоряющегося ритма современной жизни правильно говорить — неготовность организма переносить повышенные физические и психологические нагрузки. Известны случаи, когда тяжёлая астма полностью излечивалась за счёт регулярных занятий спортом. Чтобы ничего травматичного не случилось, достаточно лишь вовремя развивать так называемый мышечный корсет. Движение-первый враг гипертонии, ожирения, психологических болезней. Движение-это действительно жизнь. Полноценная, продуктивная, долгая. Залогом стабильности будущего России является именно тот факт, что сегодня всё больше внимания в нашей стране уделяется разработке всевозможных мер для воспитания у подрастающего поколения «привычки» к выбору естественных факторов укрепления здоровья и будущей здоровой активной жизни.

Физические способности обучающихся образовательных учреждений

Общепризнанным является тот факт, что наиболее информативным критерием количественной оценки физического здоровья является уровень общей выносливости. Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека. У детей(людей) с высоким уровнем аэробной производительности отмечаются большие адаптационные возможности, высокая физическая и психическая работоспособность, значительная устойчивость к физическим и психоэмоциональным стрессам, а также – к инфекционным заболеваниям и «болезням цивилизации». Одним из важнейших проявлений силы является взрывная сила, где на первый план выступает способность использования силы в кратчайшее время. Скоростно-силовые качества характеризуются выполнением прыжка в длину с места. Развитие силовых качеств демонстрирует тест-потягивание. Челночный бег характеризует координационные способности, то есть способность быстро ориентироваться и перестраиваться в соответствии с изменяющейся обстановкой. Гибкость является важнейшим условием для хорошего выполнения любого движения, обеспечивает повышение работоспособности, предотвращает хронические заболевания суставов и позвоночника, снижает вероятность получения травм. Снижение результатов физической подготовленности учеников старших классов по сравнению с начальной школой говорит о том, что возрастающие учебные нагрузки отрицательно воздействуют на физические возможности школьников. При составлении контрольных нормативов и комплекса ГТО необходимо ориентироваться на средние показатели уч-ся, принимать во внимание особенности физиологии, учитывать тенденцию увеличения количества уч-ся, отнесённых по состоянию здоровья к подготовительной группе.

Источник

Оцените статью