Жанры эпохи возрождения по странам

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Искусство Возрождения

В основе всех новаторских открытий эпохи Возрождения лежит осознание ценности человеческой личности. Осознание ее достоинства и ценности, а также ее возможностей составляет сущность гуманистической направленности Ренессанса. В новых исторических условиях он продолжает традицию античного гуманизма. Но реальное содержание эпохи породило новый образ, идеальный по своему существу, и даже несколько героизированный — образ волевого, интеллектуального человека, творца своей судьбы и самого себя.

В изображении художников эпохи Возрождения люди выглядят одновременно и совсем живыми и необыкновенными, как бы переведенными в какой — то высший, монументальный план бытия. Ренессанс — это период бурного творческого подъема.

На русском языке эпоха называется » Возрождение», на французском — » Ренессанс», на итальянском — » Ринашементо». Однако при этом сущность понятия не меняется, и произведения данного периода в творчестве многих художников, скульпторов и архитекторов оставили значительный след в мировой культуре и искусстве. Очагом ренессансной культуры в это время была Италия. Особую роль играла Флоренция.

Периоды эпохи Возрождения.

В целом, эпоху Возрождения можно условно разделить на несколько периодов, имеющих свои характерные стилистические признаки:

  • Дученто ( XIII век) — Проторенессанс
  • Треченто ( XIV век) — продолжение Проторенессанса
  • Кватроченто ( XV век) — эпоха Раннего Возрождения, которая закончилась в 90 — е годы XV века
  • Чинквеченто ( XVI век) — Высокий Ренессанс, который изживает себя уже к 30 — м годам, но в Венеции существует вплоть до конца XVI века. Иногда для обозначения этого периода применяется термин » Поздний Ренессанс».
Читайте также:  Мандельштам мы живем под собой страну не чуя страны

Произведения искусства Проторенессанса подготовили и сформировали мироощущение эпохи Ренессанса, выдающими представителями которого являются Данте, Петрарка и скульптор Никколо Пизано.

Фрески Джотто ди Бондоне.

Одним из величайших представителей Проторенесссанса в XIII веке по праву считается Джотто ди Бондоне ( 1266 — 1337 годы жизни). Именно он ввел в живопись чувство трехмерного пространства и стал писать фигуры объемными с помощью моделирования светотени.

В его фресках выразилось новое ощущение человеческого достоинства. В интерьере Капеллы дель Арена в Падуе фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники — здесь уже торжествует принцип расчленения и равновесия.

От картины к картине художник ведет зрителя через ведет зрителя через последовательные эпизоды истории Христа. Самая проникновенная фреска — » Поцелуй Иуды». Фрески в церкви Санта Кроче во Флоренции посвящены Франциску Ассизскому.

Эпоха Кватроченто.

Кватроченто в XV веке — это триумфальный период в истории искусства, которое приобрело черты индивидуальности. Родоначальниками искусства периода Раннего Возрождения считают трех художников :

  • Мазаччо — росписи Капеллы Бранкаччи ( Церковь Санта Мария дель Кармине ) , фрески в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции.

  • Скульптор Донателло — создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, создал целую школу мастеров рельефа, покрывающего фризы ренессансных зданий ( Конный монумент Кондотьера Гаттамелаты в Падуе, портреты — бюсты, напоминающие по своей стилистике римские портреты, статуя Давида).

  • Филиппо Брунеллески — архитектор и скульптор, один из создателей теории научной перспективы, который новаторски использовал античные традиции и создал светскую по духу архитектуру ( Капелла Пацци и воспитательный дом Оспедале дельи Инноченти во Флоренции).

  • Сандро Боттичелли — один из самых выдающихся художников позднего Квадроченто. Его произведения — » Весна», » Рождение Венеры», изображение Мадонны, фрески Сикстинской капеллы в Ватикане, иллюстрации к » Божественной комедии» Данте.

Период Кватроченто воплотил в себе анализ, непрерывный поиск новых форм и методов воссоздания действительности, творческие находки и свежесть мироощущения. А искусство Чинквеченто, являющееся завершающим этапом культуры Ренессанса, стало всемирно известным наследием, потому что помогло воплотить главные ценности человеческого общества — интеллект, красоту души и гармонию с природой.

Творчество Рафаэля Санти.

Рафаэль Санти ( 1483 — 1520 годы жизни) родился в городе Урбино, и первые уроки творчества брал в собственного отца — художника Джованни Санти. В возрасте 21 года юноша приезжает в Италию, где начинает учиться и одновременно работает. Среди первых его произведений можно назвать полотно » Мадонна Констабиле».

Далее художник создает еще ряд интересных живописных произведений, однако » Автопортрет» его работы заслуживает особого внимания. Гениальный живописец даже в собственном портрете смог передать всю тонкость и чувственность человеческой натуры, его тягу к прекрасному.

В 1503 году Рафаэль переехал во Флоренцию, и выступил как талантливый поэт. Им был создан живописный панегерик — хвалебная ода в честь герцогини, которую автор сравнивал с самой девой Марией.

В период с 1509 по 1517 годы художником были расписаны три зала, лучшим из которых считается зал печати Станца делла Синьятура. Поверхность каждой из четырех стен покрывают фрески, изображающие Поэзию, Богословие, Правосудие и Философию.

Позже Рафаэль пишет картину » Мадонна на зеленом лугу», в которой воспевает идеал женской красоты. На сегодняшний день данный прекрасный образец живописи художника нашел свое место в экспозиции Венского музея.

Однако величайшим произведением Рафаэля Санти по праву считается картина » Сикстинская Мадонна». Это полотно до сих пор поражает воображение историков, искусствоведов и обычных зрителей своей мощной светлой энергетикой и необыкновенной гармонией изображения.

Рафаэль также известен и в качестве архитектора. В 1514 году началось строительство купольного храма — Собора Святого Петра в Риме, одного из самых огромных и величественных сооружений в Италии. Несмотря на достаточно молодой возраст, архитектурный проект Рафаэля завоевал всеобщее признание и во многом определил облик этой будущей жемчужины архитектуры периода Возрождения.

Еще при жизни художника, архитектора и поэта Рафаэля Санти называли » божественным». Он умер очень рано — в возрасте 37 лет, однако оставил после себя множество гениальных произведений. Рафаэль был похоронен в Пантеоне, а это считалось огромной честью, потому что в этом месте хоронили только самых знаменитых и почетных граждан Италии.

Микеланджело Буонаротти.

Великий Микеланджело ( 1475 — 1564 годы жизни) в каждой из областей искусства оставил свой вклад. Он был скульптором, поэтом, художником — живописцем, архитектором , рисовальщиком и военным инженером.

Барельеф » Битва кентавров» раскрывает весь драматизм схватки, воплощенный в могучей пластике. Второе название произведения — » Бой Геркулеса с кентаврами». Оно представляет собой рельефное изображение на мраморе, которое было создано Микеланджело предположительно в 1492 году. Это одна из первых его работ в качестве скульптора, которая сразу же принесла известность, несмотря на молодой возраст автора.

Роспись потолка Сикстинской капеллы — это одна из величайших работ, которая является подвигом его жизни. Самой знаменитой фреской работы Микеланджело является известное изображение » Сотворение Адама». Именно благодаря этому произведению он вошел в историю не столько как скульптор, а как художник — живописец.

Искусство Возрождения : 1 комментарий

Эпоха Возрождения ярко выразилась во всех сферах. Особенно это можно сказать об искусстве — многие художники в этот период создают свои лучшие произведения.

Источник

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance , итал. Rinascimento ) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Содержание

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Высокое Возрождение

Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Северное Возрождение

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Человек эпохи Возрождения

Наука

Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации. [1]

Философия

Философы эпохи Возрождения

Литература

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)

Изобразительное искусство

Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в цуй

Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

Музыка

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

Источник

Оцените статью