Rigid Constitution
Rigid Constitution is a constitution which stands above the other laws of the country, while flexible constitutions do not. [1]
A. V. Dicey defines a rigid constitution as one under which certain laws, called constitutional laws or fundamental laws «cannot be changed in the same manner as ordinary laws.» [2] A rigid constitution set forth «specific legal/constitutional obstacles to be overcome» before it may be amended, such as special approval of the people by referendum, a supermajority or special majority in the legislature, or both. [3] In contrast, a flexible constitution is one in which the legislature may amend the constitution’s content and principles through use of the ordinary legislative process. [3] For example, the Constitution of Australia is rigid, while the British Constitution and the Israeli Constitution are flexible. [3]
See also [ edit ]
- Constitutional amendment – Modification to some constitutional instrument
- Entrenched clause – Part of a constitution that restricts amendments
- Parliamentary sovereignty – doctrine stating that the legislature has supremacy over other government institutions
- Uncodified constitution – Legal doctrine
References [ edit ]
- ^ James Bryce, «Flexible and Rigid Constitution», Studies in History and Jurisprudence. Oxford: Clarendon Press, 1901, pp. 124-213.
- ^ A.V. Dicey, The Law of the Constitution (1885) (Oxford University Press edition, ed. J.W.F. Allison, 2013, p. 69.
- ^ abc Mark Ryan & Steve Foster, Unlocking Constitutional and Administrative Law (3d ed.: Routledge, 2014), p. 16.
This law-related article is a stub. You can help Wikipedia by expanding it.
This government-related article is a stub. You can help Wikipedia by expanding it.
Источник
Жесткие конституции
Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .
Смотреть что такое «Жесткие конституции» в других словарях:
СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ — неизменность основных положений конституции при неизменяющихся социально политических условиях данного общества. С.к. является одним из главных условий стабильности конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
Конституция — (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора
КОНСТИТУЦИЯ (основной закон) — КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio устройство), основной закон государства (см. ГОСУДАРСТВО), правовой акт, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и… … Энциклопедический словарь
Конституция — (от лат. constitutio устройство) основной закон государства, правовой акт, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы… … Политология. Словарь.
Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия
ГЕРМАНИЯ. Часть II — Начало Реформации Мартин Лютер. Гравюра Лукаса Кранаха Старшего. 1521 г. Мартин Лютер. Гравюра Лукаса Кранаха Старшего. 1521 г. Широкое распространение представлений о «порче Церкви во главе и в членах» подготовило почву для попыток церковных… … Православная энциклопедия
ЯПОНИЯ — (япон. Ниппон, Нихон) гос во в зап. части Тихого ок., на группе о вов, главные из к рых Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Площ, ок. 372,2 тыс. км2. Нас. 110,9 млн. чел. (март 1975). Столица Токио. Я. конституц. монархия. Действующая конституция… … Советская историческая энциклопедия
Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора
Гватемала — 1) Республика Гватемала, гос во в Центр. Америке. Названа по городу Гватемала. Название образовано из ацтек. Guauhtemallan место, покрытое лесом . 2) столица Республики Гватемала. Город основан в 1524 г. под названием Сантьяго ( Святой Яго ).… … Географическая энциклопедия
САВАК — Иранская национальная организация информации и безопасности سازمان اطلاعات و امنیت کشور Файл:SAVAK logo (Expired).PNG Страна … Википедия
Источник
Жесткие конституции – конституции, для внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок.
Жесткость конституций может обеспечиваться по-разному: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция); утверждением поправок субъектами Федерации (Германия, США).
4. Виды конституций в зарубежных странах.
Виды Конституции:
По форме: а) писаная; б) неписаная; в) некодифицированная.
Писаная конституция —единый нормативно-правовой правовой акт, обладающий высшей юридической силой. На сегодняшний день большинство государств приняли именно писаную Конституцию, однако первая писаная Конституция была принята вСША в 1787 году.
Неписаная конституция — совокупность законодательных актов, конституционных обычаев и судебных прецедентов, регулирующих порядок формирования и деятельности органов государственной власти, права и обязанности человека и гражданина, а также концепцию организации государственной власти в целом.
Неписаные конституции действуют в Великобритании, Новой Зеландии.
Некодифицированная конституция — редкий вид конституций, предполагающий отсутствие единой консолидированной конституции, при наличии нескольких писаных актов, регулирующих конституционно-правовые отношения в государстве. (в Швеции и Израиле).
Виды конституций по порядку принятия:
· октроированная (дарованная); народная;
— Октроированные конституции характерны для государств с монархической формой правления, так как предполагают принятие такое конституции и её вступление в силу на основании акта монарха (Бельгийская конституция, Конституция Монако (дарована князем), Конституция Кувейта (одобрена Эмиром Кувейта)) и т. д.
— Народная конституция может приниматься тремя основными способами: а) специально созданным для этого учредительным собранием (Индии, Бразилии, Восточном Тиморе); б) парламентом (Греции, Китае); в) референдумом (Мьянмы, Франции, Испании).
Виды конституций по порядку внесения изменений:
а) гибкие; б) жесткие;
Примерами жесткой конституции является французская, Конституция США, КНР и т. д.КонституцияЦентральнойафриканской республики.
Гибкие конституция не закрепляет какого-либо особого усложненного порядка внесения в нее поправок, изменяется она в том же порядке, как и обычные законы. К таким конституциям необходимо относить неписаные конституции, а также некодифицированные.
Конституция Индийского Союза, большинство норм которой принимаются в форме обычного закона, однако внесение поправок в ряд статей требует усложненной процедуры, в том числе с привлечением штатов (статья 368 Конституции). В связи с этим можно говорить о том, что Конституция Индии по данному основании классификации можно отнести к смешанным.
Повременидействия:
Ярким примером является Временная КонституцияСомали 2012 года, Переходная Конституция Непала2007 года. Временная конституция ОАЭ действовала с 1971 года по 2004 год, в которомиз данной Конституции было изъято слово «временная». С марта 2004 года по 15 октября 2015 года действовала временная КонституцияИрака, Временная Декларация 2011 года в Ливии также выполняет функции временной Конституции.
По соответствию реальных общественных отношений провозглашенным в конституции государства, конституции могут быть:
а) реальные; б) фиктивные;
5. Конституционный контроль в зарубежных странах: понятие, виды, основные модели.
Конституционный контроль – деятельность специальных или уполномоченных органов государства, которая имеет своей целью выявление и пресечение, вплоть до отмены действия несогласованных с конституцией законов и иных нормативно-правовых актов.
Конституционный контроль предполагает, что соответствующие органы (должностные лица), обнаружив нарушающий конституцию акт, правомочны своей властью отменить его.
Конституционный надзор – деятельность уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов с последующим уведомлением об этом органов их принявших или собирающихся это сделать.
Объектами конституционного контроля (надзора) могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты парламента или его палат, нормативные акты исполнительных органов власти – правительственные декреты, указы президента.
В федеративных государствах объектом конституционного контроля (надзора) являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации и разрешение споров между этими субъектами. Субъектами конституционного контроля являются государственные органы, должностные лица, граждане, наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта.
Виды органов конституционного контроля:
1) Политический конституционный контроль – не специализированные органы;
2) Судебный конституционный контроль. Он делится на:
– американская система, когда конституционность законов и других актов проверяют судьи общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел;
— европейская система, создаются специализированные органы конституционного контроля. Они могут быть либо судебными (органы конституционной юстицииФРГ, Чехия, Греция, Австрия, Польша, Бахрейна и ряд других стран.либо квазисудебными (Конституционный Совет во Франции).
— Латинская. в государствах с латиноамериканской системой конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции, как и в государствах с американской системой конституционного контроля, однако, имеется ряд отличий:
— процедура «ампаро» может быть возбуждена только на основании заявления потерпевшего лица;
— процедура «ампаро» предполагает защиту исключительно тех прав, которые закреплены в Конституции государства (ампаро, как средство защиты и конституционных прав и свобод);
Виды конституционного контроля:
• предварительный (когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до их вступления в силу) и последующий (спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил всилу). Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу прекращают действовать, либо запрещаются к публикации (и, следовательно, не вступают в силу), либо, наконец, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами идругими органами государства. Решение специализированного органа конституционного контроля является окончательным и обжалованию не подлежит.
• конкретный и абстрактный конституционный контроль. В первом случае решение выносится в связи с конкретным делом, во втором оно не связано с таким делом.
• обязательный и факультативный контроль (обязательному, подлежат определенные виды законов, например все органические законы во Франции до их подписания президентом; факультативный осуществляется только в случае инициативы, заявленной управомоченным субъектом).
• решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующего органа).
• с точки зрения применения решения органа конституционного контроля различают – решения, имеющие обратную силу, и решения,
действующие только после его принятия.
• по субъекту осуществления: внутренний (проводится самим органом издавшим акт) и внешний (иным органом).
• по содержанию: формальный (проверяет конституционность процедуры принятия акта) и материальный (проверяет конституционность содержания).
Орган конституционного контроля (надзора) может либо признать оспариваемый акт неконституционным полностью или частично, либо признать соответствующим основному закону
6. Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в зарубежных странах.
Социально-экономические.
— Право собственности предполагает гарантирование осуществления всех трех правомочий (владения, пользования и распоряжения), а также наследование прав.
Конституция Кубы, статья 21: “В Конституции Кубыправособственности подлежит значительному ограничению…В любом случае государство имеет преимущественноеправо
приобретения земли путем выкупа по справедливой цене. Запрещаются получение и сдача в аренду земельных участков…”
— Свобода предпринимательской деятельности:
КонституцияКазахстана, статья 26, пункт 4: “В Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем…предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами”.
— Трудовые права:
а) Право на труд: Конституция КНР, статья 42: “Граждане Китайской Народной Республики имеют право на труд и обязаны трудиться”.
б) Право самостоятельно выбирать профессию: Основной закон ФРГ, статья 12: “Все немцы имеют право свободно избирать профессию, место работы и учебы. Профессиональное обучение может регулироваться законом или на основании закона”.
в) Право на вознаграждение, право на отдых: Конституция Италии, статьи 46-47: “Трудящийся имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и … достаточное для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования. Максимальная продолжительность рабочего дня устанавливается законом. Трудящийся имеет право на еженедельный отдых и на ежегодный оплачиваемый отпуск; он не может от них отказаться”.
г) Право на безопасную окружающую среду, а также право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды:
Конституция Португалии, статья 66: “Все имеют право жить в человечной здоровой среде, в условиях экологического равновесия, и обязаны защищать эту среду”.
д) Право на образование: Конституция Италии, статья 64: “Образование открыто для всех. Начальное образование по меньшей мере в течение восьми лет является обязательным и бесплатным…Республика обеспечивает это право путем стипендий, пособий семьям и других видов помощи, которые должны предоставляться по конкурсу”.
е) Право на охрану здоровья:
Конституция Польши, статья 68: “Kaждый имeeт прaвo нa oхрaну здoрoвья…нeзaвисимo oт…мaтeриaльнoгo пoлoжeния, публичные влaсти oбeспeчивaют рaвный дoступ к мeдицинскoму oбслуживaнию, финaнсируeмoму из публичных срeдств. ”
ж) Право на социальное обеспечение:
Конституция Азербайджана, статья 38: “Каждый обладает правом на социальное обеспечение…Каждый имеет право на социальное обеспечение по достижении возраста, установленного законом, по болезни, инвалидности, за потерю кормильца, потерю трудоспособности, по безработице и в других случаях, предусмотренных законом”.
Конституция Казахстана, статья 25: “…Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами”.
и) Право на организацию обществ и союзов, в том числе профессиональных союзов.
Основной закон ФРГ, статья 9: “Все немцы имеют право создавать союзы и общества. Право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда, и экономических условий гарантируется каждому и представителям всех профессий. ”
к) Право на стачки и забастовку:
Конституция Болгарии, статья 50: “Рабочие и служащие имеют правона забастовку для защиты своих коллективных экономических и социальных интересов. ”
Культурные.
а) Свобода преподавания: Основной закон ФРГ, статья5: “Искусство и наука, исследование и преподавание свободны. Свобода преподавания не снимает обязанности быть верным Конституции.”
б) Свобода занятия искусством: Конституция Португалии, статья 42: “Интеллектуальное, художественное и научное творчество свободно. Эта свобода включает права на изобретение, производство и распространение научного, литературного или художественного произведения, включая защиту законом авторских прав.”
в) Пользование достижениями культуры: Конституции Португалии, стать 73: “ Все имеют право на образование и пользование достижениями культуры. ”
г) Право на анонимность художественного произведения.
Источник