Презентация по Истории России «Перемены в повседневной жизни российских сословий»
Описание презентации по отдельным слайдам:
КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ТЕРМИНЫ:
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ ИХ КАКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОСТОИТ НАША ПОВСЕДНЕВНОСТЬ?
ЖИЛИЩЕ
ОДЕЖДА
ПИТАНИЕ
ДОСУГ
ЧТЕНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ
ПОЧЕМУ ИСТОРИКИ ЗАНИМАЮТСЯ ИЗУЧЕНИЕМ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ?
НАСКОЛЬКО ВАЖНЫМ ВАМ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА И ПЕРЕЖИВАНИЙ «МАЛЕНЬКОГО» ЧЕЛОВЕКА?
КТО ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЦОМ ИСТОРИИ?
Перемены в повседневной жизни российских сословий
Титова Мария Александровна
Залы Большого дворца в Петергофе
Залы Большого дворца в Петергофе
Одежда
1 вариант:
ПРОЧИТАТЙТЕ ПУНКТ 2, ПАРАГРАФА 26, ОПИШИТЕ ОДЕЖДУ ДВОРЯНИНА (ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА С.106), ПЕРЕЧИСЛИТЕ В ПУНКТЕ 2 НАЗВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОСТЮМА
Что из этих элементов отсутствует на рисунке?
2 вариант:
ПРОЧИТАТЙТЕ ПУНКТ 2, ПАРАГРАФА 26,
ОПИШИТЕ ОДЕЖДУ КРЕСТЬЯН (ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА С.106), Запишите название элементов крестьянской одежды, представленной на иллюстрациях
Питание
Прочитайте материал, и составьте меню обеда российского вельможи
Досуг, чтение
Прочитайте пункт 5, и напишите какие жанры литературы были востребованы разными социальными слоями:
Дворяне
Купцы
Ремесленники
Интеллигенция
«Осьмнадцатое столетие»
…Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,
Будешь проклято вовек, ввек удивлением всех… О, незабвенно столетье…»
А.Н. Радищев
Итоги:
В данном столетии в быту, в повсеядней жизни россиян все более углубляются противоречия между высшим светом и бедными слоями общества. Происходил раскол российского общества.
Спасибо за внимание!
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Презентация «Быт россиян в 18 веке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Вспомните Где можно было получить образование во второй половине XVIII века? Какие изобретения были созданы в России во второй половине XVIII века? В чем особенности стилей барокко и классицизм? Что такое скульптурный портрет?
Соотнесите имена скульпторов и их произведения Скульпторы Произведения 1)И .П.Мартос А) Памятник А.В. Суворову 2) Э. Фальконе Б) ПамятникКозьмеМинину и Дмитрию Пожарскому 3) М.И.Козловский В) Статуя АнныИоанновны с арапчонком 4) Ф.И. Шубин Г)Памятник ПетруI(«Медный всадник») Д) Бюст М.В. Ломоносова
Что мы подразумеваем под повседневной жизнью людей?
Цели урока создать представление о жизни и быте основных сословий России XVIII в.; развивать связную речь и память; сравнивать материал и делать выводы, анализировать и оценивать свою работу на уроке; воспитывать любовь к прекрасному в жизни, уважение к трудовому народу.
План урока Как жили крестьяне Новые традиции в жизни горожан Роскошный быт дворянской знати Жизнь мелкопоместного дворянства
Быт россиян в XVIII веке К концу XVIII века петровские преобразования в культуре и быте окончательно победили?
«Быт сословий Российской империи в конце XVIIIв.» Сословия Одежда Питание Досуг Крестьяне Горожане Дворяне
Как жили крестьяне
Жилища Жилища крестьян строились из дерева и существенных изменений XVIII век не принес. В домах появились полы и потолки. Все ли печки стали топить «по-белому»?
Одежда. Одежда простых крестьян изготавливалась из простых тканей-основу составляла льняная рубаха, поверх ко-торой одевали сарафан, голова женщин покрывалась платком, а по праздникам-кокошником. Крестьянская обувь была представлена лаптями. Украшения изготавливали из дерева, или коры.
Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда была довольно скудной — похлебка, щи и мучные изделия. Крестьянские дети не получали образования и в будущем повторяли жизненный путь своих родителей.
Крестьяне не имели свободного времени даже в религиозные праздники и в воскресные дни. Поэтому и организованного досуга как такового у них не было. В свободное от работы время они чаще всего занимались домашними делами или ходили в церковь, любили калядовать Досуг
Новые традиции в жизни горожан
Жилища простого городского населения по-прежнему строились из дерева. В связи со строительством Петербурга правительство запретило делать каменные постройки из-за нехватки строительного камня. Жилище
Одежда Богатые жители городов (кроме дворян) старались подражать знати. Но в обществе оставались русские традиции. Это привело к частичному смешению европейских и русских традиций в городах России. Например, большая часть купечества и простых горожан носила длинный русский костюм. Но в этом костюме появились детали, заимствованные у дворянской одежды (европейский фасон, отделка).
Изменилась жизнь простых горожан Изменилась одежда Горожан, их образ жизни, привычки и традиции. Жизнь в городах стала более оживленной. Передвигаться горожане стали на экипаже с извозчиком. В праздники устраивали фейерверки. Смотрели представления кукольников.
Роскошный быт дворянской знати
Парадные дворцы российских императоров в конце 18 века не имели ничего общего не только с царскими хоромами 17 века, но и со скромными жилищами петровской эпохи. Жилище Вельможи строили себе по несколько дворцов не только в Петербурге и Москве, но и в пригородах.
Русское дворянство сначала выписывало модные одежды из Европы, а вскоре стало приглашать модельеров из Франции, Австрии, Голландии прямо в Петербург Одежда
Дворяне стали надевать теперь тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного шёлка. Рукава были украшены золотым шитьём и жемчугом Одежда
В обязательном порядке не только женщины, но и мужчины должны били носить напудренные парики. Не менее сложными и дорогими были женские наряды. Обязательными предметами туалета были перчатки, карманные часы, трости. Одежда
Обязательным атрибутом был корсет, в который женщину затягивали перед тем, как надеть платье. Нижняя часть платья, наоборот была сильно расширена с помощью специального каркаса. Шили платья из разных очень дорогих материалов Одежда
Например, после смерти Елизаветы Петровны осталось 15 тыс. ее платьев. Украшались платья огромным количеством драгоценностей. Знаменитое жемчужное ожерелье дочери Алексея Орлова оценивалось в 600 тыс. рублей – стоимость Таврического дворца.
Питание В XVIII веке знать познакомилась с лучшими образцами европейской кухни. В дворянских усадьбах нередко служили повара-иностранцы.
Широкое распространение в XVIII в. получили званые обеды В дворянских усадьбах нередко служили повара-иностранцы. По преданию, повар Строганова, имевшего плохие зубы, придумал для своего барина специальное блюдо: мелко нарезанное мясо с соусом – “бефстроганов”. А повар-француз по имени Оливье изобрел рецепт самого известного и сегодня салата, называемого в его честь, а на Западе просто “русским”. Маскарад в доме Льва Александровича Нарышкина
Застолье Застолья обычно длились по 4-5 часов. Пока собирались гости, пришедшим предлагалась водка с легкой закуской — икрой, сырами, соленой рыбой. После же приглашения в обеденный зал начиналась основная часть. За обедом могли быть поданы 80—100 блюд.
Дворяне участвовали в балах, карнавалах и званых обедах, уставая от них “до невозможности, посещали театральные постановки Досуг
Досуг Популярным занятием в дворянской среде второй половины 18 века стало коллекционирование. Собрания картин, книг, иных предметов искусства стали повсеместным явлением. Порой на их основе возникали настоящие музеи.
Соотнесите термины и определения
К концу XVIII века петровские преобразования в культуре и быте окончательно победили?
Продолжите любые 2-3 фразы: сегодня я узнал. было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось…
Домашнее задание Параграф 24 пересказ Ответить на вопросы 1,2,3 стр. 191.
Спасибо за урок!
Номер материала: ДБ-650822
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Быт российских сословий 2 половины XVIII века
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: Формируем команды Монархи Дворяне Горожане Крестьяне
Тема урока: Монархи Кто изображён на портретах?
Тема урока: Дворяне В каком году и кем была принята Жалованная грамота дворянству? Кто впоследствии отменил ряд положений Жалованной грамоты дворянству?
Тема урока: Горожане В каком году и кем была принята Жалованная грамота городам? На сколько разрядов разделялось население городов?
Тема урока: Крестьяне В каком году был издан Манифест об ограничении барщины? Как изменилась продолжительность барщины?
Тема урока: Актуализация При Петре І начались масштабные изменения в быту населения России. Они продолжались и при его преемниках, и во второй половине 18 века. За короткое по историческим меркам время (около 100 лет) Быт многих сословий российского общества изменился до неузнаваемости. КАКИМИ МЕТОДАМИ?
Быт российских сословий 2 пол. XVIII века
Что объединяет и что отличает эти изображения?
Что объединяет и что отличает эти изображения?
Тема урока: Цель урока Определить, какие изменения в повседневной жизни российских сословий произошли во 2 половине XVIII века? Что осталось традиционным??
Тема урока: 1. Жилище. 2. Одежда. 3. Питание. 4. Досуг. План урока:
Тема урока: Задание (учебник) Монархи: экскурсия по дворцам (с.105) Дворяне, горожане, крестьяне: сравнительная таблица жилищ (с. 106)
Таблица «Жилища XVIII века» . Линии сравнения Дворянское Крестьянское Виды жилищ Материал для постройки Наличие мебели, украшений Освещение Отопление
Зимний дворец в Петербурге Большой Екатерининский в Царском Селе Большой дворец в Петергофе 1 2 3
2 1 Ринальди А. Старов И.Е.
Кресла, стулья, кровать, шкафы, зеркала, ковры, картины Свечи, лампады Камин, печь с дымоходами Деревянная изба Стол, лавки, сундук, скамья Лучина, масляный фитиль, свеча Русская печь без дымоходов, топится по-черному Таблица «Жилища XVIII века» . Дворец, особняк, большие этажные дома Камень, кирпич, дерево Линии сравнения Дворянское Крестьянское Виды жилищ Материал для постройки Наличие мебели, украшений Освещение Отопление
Тема урока: Одежда Что осталось традиционным??
Душегрея (прилегающий силуэт) Кафтан (со сборками по талии) Сапоги Штаны Рубаха (цветная) Сарафан (углублённое декольте) 1 2 3 4 6 7 Платок 5
Душегрея (прилегающий силуэт) Кафтан (со сборками по талии) Сапоги Штаны Рубаха (цветная) Сарафан (углублённое декольте) Платок
рубаха пояс шапка (сукно или войлок) порты онучи лапти 1 2 3 4 5 6 платок рубаха сарафан лапти 7 8 9 10
рубаха пояс шапка (сукно или войлок) порты онучи лапти рубаха сарафан лапти платок
Тема урока: Найдите ошибки в тексте Горожане: у богатого и «среднего» городского населения на столе появились европейские новшества: сардельки и хлеб, зразы и салаты, похлёбка и хлебный квас. Дворяне: раньше мясо резали и жарили кусочками, а теперь тушку стали зажаривать целиком, для чего впервые стали использовать печи и сковороды.
Тема урока: Найдите ошибки в тексте Монархи: на официальных приёмах стали подавать щи, похлёбки, приготовленные в русской печи. Крестьяне: во время голода в Москве в 1765 году из Германии были выписаны 57 бочонков с кабачками, которые пришлось внедрять в рацион крестьян едва ли не силой. Общий: в питании основной части населения появились европейские новшества.
народные гулянья на площадях поход в церковь званый обед колядки карнавал балы хороводы ярмарки с цирком театральные представления Распределите формы досуга по категориям населения
Тема урока: Цель урока Определить, какие изменения в повседневной жизни российских сословий произошли во 2 половине XVIII века? Что осталось традиционным??
Тема урока: Вывод В быту российского общества 2 половины XVIII века всё более углубляются противоречия между высшим светом и бедными слоями общества. Дворцы резко контрастируют с «хижинами», карнавалы с хороводами, европейские изыски с похлёбками. Итог: усугубляется раскол российского общества.
Тема урока: Рефлексия Составить кластер «Быт»
§26, читать. Составить сравнительную таблицу «Быт российских сословий XVII и XVIII веков». Домашнее задание
Таблица БЫТ СОСЛОВИЕ XVII век XVIII век дворяне крестьяне дворяне крестьяне жилище одежда питание досуг
Урок «Быт российских сословий 2 половины XVIII века»
Хабатуллина Диана Маратовна
Должность (с указанием преподаваемого предмета)
Конспект методической разработки
Быт российских сословий 2 половины XVIII века
Изучение нового материала
Урок смешанного типа
Создание условий для формирования устойчивых представлений о различиях в жизни российских сословий 2 половины XVIII века.
1. Сравнить жизнь и быт российских сословий;
2. Пробудить интерес к российской культуре и быту;
3.Воспитывать уважение к традициям русского народа.
Личностные результаты:
- развитие интереса к изучению истории, культуры и быту русского народа;
- формирование уважительного отношения к традициям русского народа;
- воспитание чувства патриотизма и гражданственности.
- Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности;
- умение составлять план действий;
- понимать последовательность своих действий при подготовкеи проведении практической части;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- умение систематизировать полученные результаты и делать выводы.
- Познавательные:
- умение самостоятельно извлекать информацию и преобразовывать её;
- анализировать источники информации;
- практическое применение и закрепление знаний.
- Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение интегрироваться в команды и строить продуктивное взаимодействие;
- умение работать в команде.
Метапредметные результаты:
Ноутбук, проектор, колонки, экран, карточки с заданиями и изображениями, видеопрезентация.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
- Организационный этап (2 мин)
- Мотивационный этап (3 мин)
- Актуализация знаний (3 мин)
- Постановка учебной цели
- Открытие нового знания + первичное закрепление
- Контроль усвоения нового знания (3 мин).
- Рефлексия
- Домашнее задание
Цель: создание благоприятной обстановки для образовательного процесса.
— Организация рабочего пространства.
— Организация рабочего места.
— Ответное приветствие в адрес учителя.
Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, самоопределение.
— Формирование групп для дальнейшей работы (посредством жеребьёвки)
— Постановка задачи определить тему урока.
— Учащиеся распределяются по группам посредством жеребьёвки
(4 рабочих группы: монархи, дворяне, горожане, крестьяне).
— Определение темы урока, исходя из предложенных названий рабочих групп.
-умение извлекать информацию и преобразовывать её.
-умение слышать и вступать в диалог;
-умение интегрироваться в команды.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания.
Речь для актуализации: «При Петре І начались масштабные изменения в быту населения России, которые продолжались и при его преемниках.
За короткое по историческим меркам время (около 100 лет)
быт многих сословий российского общества изменился до неузнаваемости.
— Предлагаются коллажи из изображений быта российских сословий
— Обучающиеся по группам сопоставляют предложенные изображения в коллажах с соответствующим веком
— Высказываются мнения по поводу черт сходств и отличий быта российских сословий разных веков.
-развитие интереса к изучению истории, культуре и быту русского народа;
(2 мин)
Цель: определение цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
— Подводит учащихся к осознанию цели урока.
-Знакомит с планом урока (изучить сферы: жилище, одежда, питание, досуг).
Самостоятельно формулируют цель урока:
«Определить, какие изменения в повседневной жизни российских сословий
произошли во 2 половине
-умение определять и формулировать цель;
(20 минут)
Цель: решение учебных задач.
— Распределение заданий по группам.
«Экскурсия по дворцу» + таблица
(демонстрирует таблицу для заполнения
«Архитекторы и их творения»
(демонстрирует изображения на слайде).
(выдаёт карточки с изображениями элементов одежды представителей разных сословий).
«Найди ошибки в кулинарном тексте»
(выдаёт карточки с текстом о питании представителей разных сословий)
(демонстрирует формы досуга на слайде).
-Выполнение заданий по группам:
— Обучающиеся в роли экскурсоводов проводят аудио экскурсию по дворцам императорской четы;
— Группы по очереди заполняют таблицу «Жилища 18 века» (дворяне, горожане, крестьяне), используя учебник.
— Обучающиеся после коллективного обсуждения сопоставляют представленные на слайде изображения с портретами архитекторов.
— Обучающиеся получают карточки с элементами одежды представителя конкретного сословия и формируют полный комплект наряда (костюм дворянина, костюм дворянки, одежда купца, одежда крестьянина).
-Устный ответ представителя группы, работающего со слайдом на всю аудиторию.
— Работа группы с текстом, исправление ошибок в тексте.
— Группы по очереди сопоставляют формы досуга с соответствующими представителями сословий.
-развитие интереса к изучению культуры русского народа;
— формирование уважительного отношения к традициям русского народа;
-умение составлять план действий;
-умение понимать последовательность своих действий;
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
— умение извлекать информацию и преобразовывать её;
— умение анализировать источники информации;
-формирование навыков речевой деятельности;
-развитие навыков работы в команде.
Цель: выявление допущенных ошибок и их коррекция.
— Организация действия по обобщению изученного материала.
«Определить, какие изменения в повседневной жизни российских сословий
произошли во 2 половине XVIII века?
Что осталось традиционным?»
— Устные ответы учащихся.
«В быту российского общества
2 половины XVIII века всё более углубляются противоречия между высшим светом и бедными слоями общества.
Итог: усугубляется раскол
— умение систематизировать полученные результаты и делать выводы.
(5 мин)
Цель: анализ реализованной деятельности каждой группы и всего класса.
— Учитель ставит задачу составить кластер
-Выставление оценок, исходя из результатов работы обучающихся на протяжении всего урока.
— Группы составляют кластер
«Быт 18 века», согласно тому сословию, которое закреплено за ними по названию группы.
— умение систематизировать знания;
— умение отделять главное от второстепенного;
-умение фиксироватьинформацию разными способами.
(2 мин)
Цель: стимулирование личностного развития.
-Информирование о домашнем задании, инструктаж по выполнению.
-Демонстрация на слайде шаблона сравнительной таблицы
Источник