Жители стран как социальное явление

Эмиграция и иммиграция как социальные явления

Эмиграция представляет собой самостоятельное решение о переселении лица или семьи, в отличие от насильственного переселения — выселения из страны или депортации. Причины эмиграции — война, голод, бедность, политические репрессии, этнические конфликты, межконфессиональные противоречия, природные и экологические катастрофы, воссоединение семьи, дискриминация (национальная, религиозная, социальная и т. д.), невозможность получить образование, профессию, работу, трудности в реализации творческих, профессиональных, экономических и других личных и семейных планов в стране проживания.

В отличие от просто миграции внутри района или между районами страны, эмиграция связана с выездом из страны, то есть подразумевает пересечение границы. Эмиграция отличается от кратковременных поездок с личными и деловыми целями или туристических путешествий тем, что обязательно связана со сменой постоянного места жительства.

Эмиграция совсем не обязательно подразумевает приобретение или смену гражданства или подданства. Россия, в частности, разрешает своим гражданам иметь второе гражданство.
Эмигранты за пределами своей страны — этнической родины формируют диаспору.

Особенностью языка эмигрантов является интерференция, наличие иноязычных вкраплений, нарушение интонационного рисунка речи. Среди эмигрантов выделяются дети с языковым наследием, которые являются билингвами, сохранившие остаточные знания родного языка.

Иммиграция населения (от лат. Immigro — «вселяюсь») — въезд населения одной страны в другую на временное или постоянное проживание, рассматриваемый по отношению к стране, куда въезжают мигранты.

В большинстве стран установлены специальные иммиграционные ограничения и квоты (так называемыеиммиграционные законы

Читайте также:  Международные конфликты двух стран

Иммиграцию могут вызвать следующие причины:

· экономические (привлечение рабочей силы; въезд в страны, с более благоприятными социально-экономическими условиями);

К ним относят неблагоприятную экономическую обстановку в стране: инфляцию, массовую безработицу, экономический кризис; также сюда относится большой разрыв в уровне жизни развитых и развивающихся стран, в связи с чем население из развивающихся стран ищет более комфортные условия для жизни, улучшение экономического благосостояния, более высокооплачиваемую работу и т. д. Большинство исследователей определяют экономический фактор как решающий, лежащий в основе движущих сил миграционных потоков.

· политические (бегство от преследований по политическому, национальному, расовому или религиозному признаку — так называемыеполитиммигранты, беженцы, обмен национальными меньшинствами между государствами, переезд в страну с более стабильной политической ситуацией, укрывательство террористов);

Они вызваны внутренними и внешними конфликтами в ряде стран, а также политической и правовой нестабильностью. За последние годы примерно 13 млн человек покинули свою родину, спасаясь от вооружённых конфликтов и преследований, привлечённые политической стабильностью развитых стран Запада. Основная доля мигрантов, движимых политическими мотивами, появилась с начала 1990-х гг. Изначально бурный рост миграции вызвало окончание «холодной войны», распад Советского Союза, обострение большого числа этнических конфликтов и возникновение гражданских войн, когда огромное количество людей стало перебираться с территории Югославии, Восточной Европы, Азии и Африки в Западную Европу (хотя, безусловно, в данном примере равнозначно влияние как политического, так и экономического факторов).

· военные (аннексия чужой территории и её колонизация).

Иммиграция населения сыграла существенную роль в заселении Земли, оказала значительное влияние на динамику численности и формирование структуры населения многих стран мира. Половозрастная структура иммиграции характеризуется тем, что в числе переселенцев преобладают мужчины молодого и среднего возраста. Иммиграция приводит к появлению новых наций и народностей в результате смешения различных этнических групп населения.

Иммиграция населения характерна для всех известных исторических эпох. В течение последних двух тысячелетий наиболее масштабными стали:

· Великое переселение народов в Европе (IV—VII века),

· арабские завоевания (VII—VIII века),

· экспансия тюркских и монгольских народов (XI—XVII века),

· межконтинентальные миграции, произошедшие в эпоху великих географических открытий (середина XV — середина XVII веков) — главным образом изЕвропы в Америку и Австралию;

· перемещения населения, связанные с двумя мировыми войнами;

· переселение более 16 миллионов человек, вызванное разделением британской Индии на два независимых государства — Индию и Пакистан;

· миграции, связанные с репатриацией в Израиль евреев.

Россия исторически представляет собой значительный центр иммиграции, необходимой в связи со значительным ростом территории страны. Поселения иностранцев в Российской империи (под иностранцами подразумевались почти исключительно иммигранты с территории Европы) в значительной степени инициированы Петром I и продолжались до 1920-х гг.

В XX веке значительно изменилась иммиграционная ситуация в Европе, которая из центра эмиграции превратилась в центр иммиграции.

Массовый поток иммигрантов на территорию Европы начался после окончания Второй мировой войны. Для Западной Европы в этот период наиболее характерной была массовая репатриация людей из бывших колоний Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии. К 1980 году в Европе доля родившихся за её пределами составляла уже 10 процентов. На 2011 год уровень безработицы среди работоспособных иностранцев, родившихся за пределами Евросоюза, составил: во Франции — 17 процентов (против 9 процентов среди местного населения), в Нидерландах — 13,1 процента (против 4,2 процента), в Германии — 15 процентов (против 8 процентов).

В конце XX — начале XXI века темпы миграции не ослабевают, среди основных перемещений населения следует выделить следующие:

· миграции, связанные с распадом СССР и Югославии;

· миграции из стран Латинской Америки, Африки и Южной Азии в более развитые страны Западной Европы и Северной Америки;

· миграции, вызванные локальными вооружёнными конфликтами.

Наиболее значительные переселения вызваны причинами экономического характера.

Источник

Понятие социального явления

Многие из вас знают, что понятие «социальный» тождественно понятию «общественный». Например, общественные свойства можно также назвать социальными, общественную работу — социальной.

Между людьми всегда есть общее, способное их объединить. Это может быть возраст, пол, профессия, территория проживания, величина заработка, наличие собственности.

Общие признаки порождают общие интересы и потребности людей. Например, такие интересы и потребности могут быть у двух подростков, если их объединяет общий возраст: оба учатся в 9 классе, изучают общие предметы, прекрасно справляются с математикой, отлично говорят по-английски, занимаются спортом, не пропускают школьных дискотек, мечтают о собственном компьютере и хотят стать экономистами.
Когда несколько человек объединены общими интересами и потребностями, то говорят, что они образуют общество. Мы говорим: общество ветеранов, общество друзей, общество книголюбов. Обществом является семья, трудовой коллектив, ученики одного класса. Общество имеет столько видов, сколько общих интересов и потребностей есть у людей.

Общество — совокупность людей, объединенных общими, интересами и потребностями.
Понятие «общество» имеет и другое значение. Нередко под обществом понимается самая большая совокупность людей, проживающих в стране. Ведь они носители особенно большого числа общих признаков: общее место проживания, общий язык, общие экономические и культурные связи, и потому их объединяет наибольшая неличина общих интересов и потребностей.

Общество — все жители страны.

Какие предметы, процессы, явления можно назвать социальными, общественными. Какими признаками они должны обладать? Во-первых, предметы, процессы, явления получают это определение тогда, когда служат результатами совместной деятельности людей, продуктами их общественной жизни. Например, знания, образование, профессиональная подготовка, орудия труда, здания, деньги, телевидение, Интернет. Человек не может сам себя обучить, дать профессию. Ему одному не нужны деньги. Ему не под силу одному организовать работу телевидения и без взаимодействия с другими людьми работать в Интернете.

В то же время к социальным явлениям не относятся такие характеристики человека, как пол, возраст, рост, вес, цвет волос. Они даны человеку от природы и не зависят от его отношений с другими людьми.

Социальными также нельзя назвать неосвоенные человеком планеты, дикую природу, неиспользуемый кусок земли. Эти явления не служат продуктами взаимодействия людей. Они не социальные (не созданные людьми), а природные, естественные (созданные природой).

Социальное явление — явление, которое служит результатом совместной деятельности людей.

Во-вторых, социальными называются предметы, процессы, явления, которые образованы в результате труда. Все, что создано трудом, следует назвать социальным. Например, машины, обработанная земля, компьютер, рубашка, ботинки, книги, кинофильмы.

Человек не может трудиться без взаимодействия с другими людьми. Его труд всегда в той или иной мере носит общественный (социальный) характер. Этот характер не теряется даже тогда, когда человек трудится один: читает книгу, пишет письмо, сажает дерево, проводит лабораторный эксперимент. В этом случае отношения с другими людьми не являются прямыми, непосредственными («человек-человек»), а «овеществленными», опосредованными («человек-предмет-человек*). Посредниками выступают предметы, изготовленные другими людьми (например, книга, лопата, лабораторный прибор), знания, приобретенные с помощью других (например, знания о посадке дерева, проведении эксперимента).

Коль скоро труд человека всегда носит социальный характер, то все результаты труда представляют собой результаты совместной деятельности людей. Все, что создано трудом, создано не одним человеком, а многими людьми. Поэтому все продукты труда являются социальными.
По этой причине социальные предметы, процессы, явления называются искусственными (рукотворными), а созданные природой — естественными (натуральными).

Социальные предметы — предметы, созданные трудом человека.

Есть еще один случай, когда предметы, процессы и явления называются социальными. Такое название они получают, когда принадлежат обществу, которое выступает их владельцем. Например, если дом принадлежит одному человеку, то о нем говорят, что он находится в частной собственности, если всем людям, — то в общественной. Принадлежать обществу может не только то, что создано трудом человека, но и то, что создано природой. Например, если запасами газа владеет общество, то их называют социальными, если отдельный человек, — частными.

Социальные предметы — предметы, находящиеся в собственности общества.

Обратите внимание, что в этом случае обществом выступают все жители страны.
Среди социальных явлений важное место занимает экономика. Она образуется в результате взаимодействия людей по поводу производства, распределения и потребления необходимых для жизни благ. Это взаимодействие и обеспечивает ей принадлежность к социальным явлениям.
Социальной является не только сама экономика. Социальное значение имеет все, что ей свойственно: например, труд, разделение труда, производительность труда, конкуренция, монополия, рынок. Социальное значение приобретают блага, созданные в экономике: например, завод, автомобиль, хлеб, книга.

То, что определяется как экономическое, можно также определить как социально-экономическое, и наряду с выражениями «экономическое развитие», «экономические проблемы», «экономические процессы» можно сказать «социально — экономическое развитие», «социально-экономические проблемы», «социально-экономические процессы».

Социальные явления так же разнообразны, как и взаимодействия людей. Чтобы подчеркнуть область их образования обычно пользуются словосочетаниями: например, «социально-политический», «социально-культурный», «социально-педагогический», «социально-нравственный», «социально-религиозный».

Источник

Социальное государство это. Социальные функции государства

Сегодня часто можно слышать декларации о том, что та или иная страна является социальным государством. И возникает вопрос: социальное государство — это что? В чем его специфика? Каждое ли государство является социальным?

Понятие социального государства

В самом общем виде социальное государство — это государство, главным принципом которого является стремление к справедливому распределению благ в стране. Политика его реализуется в стремлении уменьшить тяжелые последствия материального расслоения общества, основной акцент делается на помощи обделенным представителям нуждающихся слоев. Понятие социального государства тесно связано с явлением социального обеспечения. В таких системах государство берет на себя обязательства по поддержанию достойного уровня жизни нуждающихся граждан за счет изъятия части доходов у людей, достигших высокого уровня материального обеспечения.

Таким образом, суть социального государства — это существование гарантий обеспечения неблагополучным группам населения достойного прожиточного уровня. Причем ресурсы для такой материальной поддержки черпаются из налогового бремени, лежащего на плечах более обеспеченных сограждан.

Немного истории

Социальная система государства впервые была декларирована немецким экономистом Лоренцом фон Штейном еще в середине 19 века. Он проводил глубокий анализ процесса формирования капитализма в Германии и пришел к выводу, что государство должно строиться на идеях равенства и справедливости, что оно должно стремиться подтянуть уровень жизни низших слоев до среднего и высшего уровней. Социальное государство в его трактовке — это система, обеспечивающая социальный прогресс.

Развитие взглядов Штейна представил Фридрих Науманн, который пропагандировал либеральные взгляды на экономику. Социально-политическое государство, по его мнению, путем активного вмешательства в систему хозяйствования должно устанавливать порядок, в котором в приоритете будут не только охрана собственности и закон, но и социальные реформы во имя справедливости.

Такие идеи стали платформой для формирования социал-демократического движения, которое набирало силу в Германии конца 19 века. На рубеже 19 и 20 веков в стране под давлением народного рабочего движения защита социально незащищенных классов была закреплена законом. Эти идеи стали толчком к проведению в Германии реформ, в частности впервые появилась система пенсионного страхования и финансирование медицинской помощи работникам за счет работодателя. Идеи социального устройства государства проникли также во Францию и Англию, где под влиянием профсоюзов появляются меры по регулированию социальных отношений со стороны государства.

В США идеи социального государства находят мощную поддержку во времена экономического кризиса 30-х годов 20 века. Президент Рузвельт законодательно закрепляет право рабочих на создание профсоюзов, защищающих их права, он сократил продолжительность рабочего дня, запретил эксплуатацию детского труда. В Великобритании значительную роль сыграл доклад Бевериджа, в котором говорилось о государстве благосостояния, по сути, синониме социального государства.

Появление Советского государства внесло новый всплеск в развитие концепции социального государства, так как оно законодательно закрепило социальную направленность своей политики.

После Второй мировой войны правительство Германии впервые закрепляет в Конституции страны наименование государства, как социального. После этого уже все крупные страны Запада начинают декларировать принципы социальной справедливости в качестве основного постулата государственности. Рост популярности данных идей продолжался до середины 70-х годов, когда у концепции появляется немало противников, и она начинает трансформироваться. Экономические кризисы конца 20 — начала 21 века поставили под сомнение рациональность данной концепции, хотя официально отказываться от нее страны Запада не торопятся.

Условия существования социального государства

Не каждая страна может назвать себя социальным государством. Для его формирования необходимо соблюдение ряда условий. Социальное государство — это модель, которая возможна при создании определенных условий:

  • Высокий уровень нравственного развития граждан. Для социального государства характерно превалирование моральных ценностей над всеми прочими, все члены общества, особенно менеджмент, должны придерживаться идей равенства и справедливости.
  • Демократический строй. Для реализации принципов социальной защищенности в государстве должны реализовываться принципы свободы.
  • Высокий уровень экономического развития государства. Для того чтобы иметь возможность социального обеспечения неимущих, у государства должны иметься большие резервы.
  • Социально-ориентированный тип экономики. Государство, чтобы были возможности регуляции экономических процессов, должно иметь большое количество различных предприятий со своим участием. Это позволяет регулировать занятость населения и перераспределять доходы в пользу обделенных.
  • Высокий уровень правового развития. Обязательным спутником социального государства является высокий уровень развития законодательных и гражданских инициатив. Гражданское общество и правовое государство являются платформой для проведения социально-ориентированной политики.
  • Социальная политика государства. Приоритетами государственной политики должны быть социальные проекты по нивелированию последствий неравенства и различной поддержке неимущих слоев населения. Государство должно стремиться к всеобщей справедливости, ставить себе цель по достижению благосостояния для всех челнов общества. Среди таких целей — создание равных стартовых возможностей для людей всех классов, социальная защищенность всех граждан страны, достойные условия жизни для всех, включая обездоленных.
  • Закрепление в законодательстве. Термин «социальное государство» должен быть зафиксирован в конституции государства.

Характерные признаки социального государства

Распознать социальное государство можно по следующим признакам:

  • Справедливая оплата труда. Государство гарантирует достойную оплату труда для всех работающих граждан, вне зависимости от занимаемой должности.
  • Удовлетворенные потребители. Жители социального государства имеют высокий потребительский уровень, они могут удовлетворить не только первичные потребности в еде, жилище, безопасности, но и выбирать высокое качество предметов, удовлетворяющих эти потребности. Кроме того, население должно иметь возможность реализовывать планы по самореализации и удовлетворять социальные и духовные потребности.
  • Отрегулированная система социальной защиты. Удовлетворенность населения своей жизнью зависит от социальной политики государства, оно должно создать систему, которая помогает людям с ограниченными ресурсами удовлетворять свои потребности на достойном уровне. Признаком социального государства является отлаженный институт помощи тем, кто не может себя обеспечить: инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным семьям, безработным.
  • Нивелирование социальных различий. В социальном государстве путем различных видов помощи должен сокращаться разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными за счет перераспределения доходов. Акцент делается на подтягивании бедных к достойному уровню проживания. Разрыв между доходами высшего и низшего слоев населения страны примерно должен быть в шесть раз.
  • Качественные социально-значимые отрасли услуг. Для социального государства чрезвычайно важно налаживание эффективной работы таких сфер, как медицина, образование, жилищное строительство, транспорт. Социальные услуги обеспечивают достойный уровень проживания и удовлетворенности населения.
  • Правовое разрешение конфликтов. Для социального государства характерен низкий уровень социальных конфликтов, но, если они возникают, то разрешаются мирным путем через инструменты гражданского и правового общества.
  • Воплощение принципов социальной справедливости. Распределение богатств страны, обеспечение возможностей для всех удовлетворять не только свои первичные потребности, должны исходить из интересов всех жителей страны. Каждый гражданин получает от страны столько, сколько ей дает.
  • Главенство нравственных принципов поведения. В социальном государстве моральными нормами поведения выступают благотворительность, взаимопомощь, альтруизм, милосердие. Причем они характерны не только для государственной политики или отдельных групп людей, а и большинства граждан страны.

Социальные функции государства: реальность и декларация

Как и любое другое государство, социальное выполняет все традиционные функции: политические, экономические, социальные, правоохранительные, экологические и многие другие. Однако акцент при их исполнении всегда делается в сторону социальной защищенности населения. При этом существуют и специфические социальные функции государства, к ним относятся:

  • Поддержка незащищенных слоев населения. Она может быть материальной в виде субсидий безработным, инвалидам, пенсионерам, и социально-психологическая, в виде различных консультаций, тренингов, курсов по психологической разгрузке и коррекции депрессивных состояний.
  • Охрана труда и здоровья населения. Государство создает достойные условия для выполнения любой работы, контролирует соблюдение норм и законов. Также обеспечивает регулярное медицинское обслуживание на качественном уровне, делая акцент на профилактику заболеваний.
  • Поощрение и стимулирование благотворительности. У государства есть налоговые механизмы, которые могут делать благотворительность не только социально-одобряемой деятельностью, но и экономически выгодной.
  • Поддержка материнства и детства. Государство создает институты, помогающие родителям растить детей вне зависимости от уровня дохода. Оно обеспечивает качественную медицинскую помощь и систему образовательных услуг, а также вырабатывает механизмы материальной поддержки нуждающихся семей.
  • Сглаживание последствий социального расслоения общества, путем перераспределения доходов государство снижает разрыв между богатыми и бедными.
  • Обеспечение занятости населения. Государство создает условия для того, чтобы каждый человек мог найти работу по своим способностям и возможностям, стимулирует предпринимательство для создания рабочих мест, поддерживает низкооплачиваемые, но социально-значимые отрасли.

  • Забота о решении экологических проблем, о сохранении мира.
  • Поддержка различных проектов, инициатив и программ в социальной, культурной, образовательной сфере.

Таким образом, социальное государство — это сложная система институтов и механизмов поддержки населения и создания для граждан качественного уровня жизни. Реализовать в полной мере эти функции ни одному государству пока не удалось, но есть страны со значительным приближением к идеалу.

Типы социальных государств

Социально-экономическое развитие государства может идти разными путями и приводит к тому, что появляются различные типы социальных государств. Исследователи выделяют такие разновидности, как:

  • Позитивное государство социальной защиты. Тип, построенный на стремлении к созданию общества равных возможностей. Образцом такого типа являются США.
  • Государство социальной безопасности. В этом типе к социальной защите добавляются требования по обеспечению стабильного дохода всем гражданам не ниже прожиточного минимума. Образец — Великобритания.
  • Социальное государство всеобщего благосостояния. Государство стремится выровнять уровень доходов и возможностей для всех жителей. Пример — Швеция.

Также есть попытка выстроить классификацию в зависимости от доминирования рыночных или социальных требований в политике государства. В этом случае выделяются консервативный, либеральный и социал-демократический типы социального государства.

Воплощенные проекты

Концепция социального государства в несколько разных видах прижилась во многих странах. Так, социальными государствами являются страны Запада, а также Австралия, Канада, Япония. В них реализуются различные модели, все они основаны на нравственных принципах и исповедовании либеральных идей. Немного другой формат социального государства реализуется в странах, где источник благосостояния — нефтедобыча, это Арабские Эмираты и Кувейт, здесь национальные доходы распределяются по местным представлениям о справедливости.

Российская реальность

Естественно возникает вопрос, а Россия — социальное государство? Несмотря на то что с 1993 года в стране законодательно закреплен социальный приоритет в политике, до сих пор существуют сомнения в реальности этой декларации. Институты социальной защиты в России существуют, однако разрыв между богатыми и бедными слишком велик, система здравоохранения и образования далека от высоких стандартов цивилизованных стран. Поэтому пока нельзя с уверенностью сказать: Россия — социальное государство.

Трудности построения социального государства

Социальное развитие государства сталкивается со многими проблемами, основными из которых являются:

  • Нестабильность мировой экономики. Кризисы последних лет показали, что не все государства могут себе позволить социальную ориентацию из-за падения доходов.
  • Несознательность граждан. Социальное государство сталкивается с тем, что некоторые слои населения превращаются в иждивенцев и стремятся получать блага, ничего не отдавая. Особенно эту проблему обнажил миграционный кризис в Европе, когда на пособия начинают претендовать тысячи и миллионы граждан и государство не в состоянии всех обеспечить достойно.

Таким образом, социальное государство и общество пока не становятся доминирующим типом в мировом устройстве.

Критика социального государства

У концепции социального государства немало противников и критиков, которых стало значительно больше в связи с затяжными финансовыми и политическими кризисами. Население стран Европы привыкло больше получать, чем отдавать, что приводит к нарастанию социального недовольства, особенно в ситуации нехватки ресурсов для выполнения социальных гарантий. Критики говорят, что сегодня концепция социального государства если не изжила себя, то требует значительного пересмотра.

Источник

Оцените статью