Животные холодных стран логопед

Конспект занятия по лексической теме «Животные холодных стран» в подготовительной группе

татьяна илюхина
Конспект занятия по лексической теме «Животные холодных стран» в подготовительной группе

подготовительная группа

Животные холодных стран.

Систематизировать и закрепить представления детей о животных холодных стран, их повадки, поведение, образе жизни.

(лексический минимум)

существительные: белый медведь, песец, морж, северный олень, снежный барс, морской котик, тюлень, северная собака, пингвин, заяц, волк, прорубь, мех, шкура, клыки, копыта, лапы, ласты, рога, мох.

прилагательные: пушной, широкий, длинный, ценный, прожорливый, выносливый, пушистый, жирный, сильный, осторожный, белогрудый, черноспинный.

глаголы: плавать, ползать, прыгать, бегать, мчаться, возить, рыскать, охотиться, спасаться, живать, защищаться.

наречия: опасно, осторожно, красиво, холодно, ловко, умело.

Смотрите, милые друзья, (Развести руки в стороны)

Да тут их целая семья:

У медведя- медвежонок, (Загибать пальчики, начиная

У тюленя- телененок, с большого)

У пингвина- пингвинёнок,

У оленя- олененок.

А теперь кормить их будем.

Травку дам оленю,

Пингвину и тюленю рыбы дам,

Мишке белому- медко,

А моржу дам молоко.

«Животные холодных стран«

Содержание занятия.

Отгадайте загадку: Ветер, снег и лёд- не мечтай о тепле,

Кто же там живёт, на холодной земле?

— Дикие животные: белые, медведи, песец, моржи, тюлени.

Северный Ледовитый океан почти всегда закован толстым крепким льдом. В белых льдах лишь кое- где видны черные трещины- разводья. По ним, вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг, куда ни глянь, многометровые сугробы. Здесь, на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Почему? Да потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его не жаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лёд здешнее солнце не может. Даже летом здесь 50о мороза, а про зиму и говорить нечего. Зимой столбик термометра опускается почти до цифры 90о.

Белый медведь.На снегу его совсем не заметно: шуба белая и снег белый, один нос черный. Когда медведь подкрадывается к тюленям, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Полынья на дороге- не беда. Прыгнет в ляденую воду и плывёт до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода медведю не страшны- такая у него замечательная шуба.

Морж тоже полярный житель. Этот великан не боится даже белого мебведя. Хотяч у него острые, могучие клыки, морж совсем безобидный. Клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

Тюлень питается рыбой. Он прекпасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Иначе задохнуться можно. Вот здесь- то, возле лунок, белый медведь и подстерегает тюленя. Детёныши у тюленя совсем белые. Их так и называют- бельки.

Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают- негде и не из чего. Но ведь на снегу яйцо тоже нельзя отложить- замерзнет пингвинёнок! Мама- пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом.

Песец только зимой белый, чтобы быть незаметным и пушистым, чтобы не замёрзнуть. А летом песец серый и облезлый.

«Найди четвёртого лишнего»

Дидактическая задача: развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Развивать речь, внимание.

Материал: таблицы, разделенные на 4 клетки с изображением животных Севера.

Игровые действия: знать названия и особенности внешнего вида животного, уметь обобщать понятия при выделении лишнего в таблице.

Ход игры.

Педагог предлагает детям рассмотретьб таблицу и ответить на вопросы. За правильный ответ играющий получает фишку.

— Как называются эти животные?

— Кто здесь лишний? Почему?

— Что общего у этих животных?

«Кто какой, кто что умеет»

Дидактическая задача: закрепить знания о животных холодных стран. Развивать мышление, память.

Материал: предметные картинки с изображение животных.

Игровые действия: называние.

Ход игры.

Выбирается любое животное. Дети по очереди подбирают слова,отвечающие на вопрос: «Какое это животное? Что может делать это животное

Выигрывает тот, кто последний назвал признак (действие)

«Отгадай загадку, подбери отгадку»

Дидактическая задача: развиватьб внимание, память, мышление, разговорную речь.

Материал: картинки с изображением животных холодных стран.

Игровые действия: называние и подбор картинки.

Ход игры.

Педагог загадывает загадку, дети отгадывают и подбирают картинку.

В Арктике нет ни берёз, ни осинок-

На льдине большой он дремал

От холода шерсть бережёт его спину,

Полярною ночью он солнышка ждал.

Цвет шерсти у него такой, как у снега,

Чтоб не заметил никто на снегу.

Полгода под ним тёмное небо,

И солнечных дней очень мало в году.

Боятся его моржи и тюлени,

Он ловит рыбу в холодной воде,

На холоде зимнем ему не до лени-

Заботится нужно о вкусной еде.

Скажите, ребята, из вас кто не знает

Животное, что живёт у холодной воды?

Красная книга его охраняет.

Дом его там, где господствуют льды.

Клыки иногда при движенье- подмога,

Тело тяжелое ласты несут.

Когда лед оттает хотя бы немного,

Животные эти из воды к берегам подлывут.

Они на холодном песке отдыхают,

На лежбище слабых растят малышей.

Моллюсков морских из песка накапают

И рыбы половят- вот корм для.

Ловкий маленький зверёк

Живёт на Севере сувором.

Шерсть его блестит, как шёлк,

Как цвет блестящего покрова.

И пусть охотятся за ним,

За драгоценной его шкурой,

Он осторожен, не ленив,

Проворный, хитрый, юркий.

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах надеты ласты.

Вы узнали господина,

Головка и хвост, вместо лап- плавники,

Ленив он на льду и проворен в водице,

Детишек его называют «бельки»

Скажи, что за зверь возле льдины резвится?

«Угадай по контуру»

Дидактическая задача: развивать внимание, зрительное восприятие, память.

Материал: картинки с контурным изображением животных холдных стран.

Ход игры.

«Животные холодных стран». Музыкальная видеозарисовка для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию музыкальную презентацию по теме «Животные холодных стран». Цель проекта:- познакомить детей.

Открытое занятие в средней группе «Животные Севера» Цель: Обобщать знание детей о животных и птицах Севера. • Развивать познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран; • Обобщить.

Источник

НОД по развитию речи «Животные холодных стран»

Новикова Татьяна
НОД по развитию речи «Животные холодных стран»

НОД по развитию речи «Животные холодных стран»

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

-расширить и закрепить знания детей о животных Севера

-формировать потребность в самостоятельной речевой деятельности.

-обогащение и активизация словаря.

-учить составлять сложносочиненные предложения.

Коррекционно-развивающие:

-развивать связную речь, мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие;

-продолжать работу над общей и мелкой моторикой.

-воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.

-воспитывать любознательность, взаимовыручку, желание помочь товарищам.

-разучивание пальчиковой гимнастики, просмотр мультфильма «Умка»,

-работа над загадками, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о животных.

-презентация, глобус, ноутбук, медвежьи следы, конверт с загадкой, схемы и карточки для составления рассказа, индивидуальные задания, вода и вазелин для эксперимента, сюрпризы.

-игровой, словесный, просмотр слайдов, рассказ педагога, эксперимент, поощрение.

Технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие.

Ход НОД

1. Организационный момент

Дети входят в зал, здороваются с гостями. Дефектолог обращает внимание детей на следы какого-то животного. Идут по следу и находят конверт с загадкой.

Там очень, очень холодно.

Там всегда зима.

Там лежат холодные

Там медведи белые

Бродят круглый год

Морж усатый медленно

В полынье плывет.

Где, находится отгадка.

Дефектолог: Почему вы так думаете?

Дети: Потому что медведи и моржи живут на Севере.

Дефектолог. Давайте на глобусе посмотрим, где же находится Север. (дефектолог вместе с детьми выясняют, что такое глобус и в какой его части находится Север).

Дефектолог: Правильно, ребята, вот здесь наверху и находится Север. Лед на Севере никогда не тает. Воды океана очень холодные, но все равно там живут разные животные.

4. Игра «Узнай животного по описанию»

Педагог рассказывает о животном, а д ети по характерным признакам его узнают и называют. Ответы детей подтверждаются показом слайдов)

-Это животное большого размера, с длинной густой белой шерстью. (белый медведь)

— у этого животного туловище тоже большого размера, у него есть клыки и ласты. (Морж)

— Это животное тоже хорошо приспособлено к жизни в воде, у него также есть ласты, но нет клыков. (Тюлень)

-Это животное имеет на голове длинные рога, тело покрыто шерстью. (Северный олень)

-Это животное напоминает лисицу, шерсть у него очень густая, белая или голубая. (песец)

-А это северная птица, у нее густое пестрое оперение, сильные лапы с когтями и зоркие глаза.

-Скажите, ребята, почему все животные Севера не мерзнут в лютую стужу? (они имеют толстый слой подкожного жира, который защищает от мороза)

-А почему медведь, тюлень и морж не покрываются корочкой льда, когда вылезают из воды? Хотите узнать? Сейчас мы с вами проделаем опыт и узнаем, как животные приспособились к таким условиям.

(В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Рука мокрая т е покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас был сильный мороз, то вода превратилась бы в лед, и рука бы замерзла. А теперь вытрем руки и смажем их кремом. Снова опустим руку в воду, вынем ее. Вода уже не покрывает руку полностью, а собралась капельками. И, если руку встряхнуть, капельки с руки слетят. На руке воды не будет, а значит, нечему будет превращаться в лед).

По ледяной пустыне медведица идет.

(медленно идут по кругу вперевалочку)

За нею медвежата торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий, (обнимают себя с руками)

Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полынье холодной за нерпой морж плывет (гребки руками)

Бегут, спешат олени (руки – «рога» над головой)

Им виден путь едва (высоко поднимая ноги)

Над ними тихо кружит полярная сова.

7. Составление рассказа-описания «Белый и бурый медведи» по картинкам и вопросам дефектолога.

сейчас мы составим рассказ-сравнение о медведях. Я буду рассказывать о буром, а кто-нибудь из вас, о белом. (вызываю к опорной схеме одного из детей, одеваю на него маску белого медведя).

Дефектолог. Расскажем, какого цвета шерсть у медведей. (показываю на карточку-схему с изображением цветовой палитры)

-Лесного медведя шерсть бурая или коричневая. (показываю на карточку с изображением коричневого пятна). А какая шерсть у северного медведя?

Сейчас мы расскажем о том, где живут медведи. (показываю на карточку-схему с изображением дома)

Бурый медведь живет в густом лесу. (Показываю на карточку с изображением деревьев). А где живет белый медведь?

Ребенок. Белый медведь живет на Севере. (Показываю на карточку с изображением деревьев).

— А где же живет белый медведь?

Ребенок. Белый медведь живет на Севере. (показывает на карточку с изображением льдины и снежинки).

-Теперь расскажем, чем питаются медведи. (показываю карточку- схему с изображением столовых приборов).

бурый медведь питается ягодами, корешками растений, рыбой. (показываю на карточку с изображением данных предметов). А чем питается белый медведь?

Ребенок. Белый медведь питается рыбой, тюленями.

расскажем, как медведи проводят зиму. (показываю на карточку снежинок и знака вопроса).

бурый медведь спит зимой в берлоге. (Показываю на карточку с изображением закрытого глаза.) А как проводит зиму белый медведь?

Ребенок. А белый медведь не спит. Он проводит зиму среди снега и льдин.

вот какой интересный рассказ у нас получился. Теперь вы уже сами попробуйте еще раз сравнить бурого и белого медведей, используя схему и карточки. (Приглашаются несколько детей).

8. Пальчиковая гимнастика

Тепы-тяпы, тепы-тяпы (хлопают ладошками по столу.)

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

9. Задание на моторику «Пере путаница»

(Среди контуров животных дети выбирают контур белого медведя и раскрашивают его)

10. Сюрпризный момент

11. Итог занятия

Фотоотчёт о творческой деятельности детей «Животные холодных стран» Фото отчёт о творческой деятельности детей по теме «Животные холодных стран Здравствуйте! Уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию.

Фотоотчёт о выставке совместного творчества детей и родителей «Животные холодных стран» Сегодня я хочу вам представить небольшой фотоотчёт о выставке совместного творчества детей и родителей по художественно-эстетическому.

Календарное планирование тематической недели «Животные жарких стран. Северных стран» в младшей группе Январь, 4 неделя Цели деятельности педагога: Расширять у детей словарь по теме; учить классифицировать, определять место обитания, называть.

Книжка-малышка «Животные холодных стран» Изучали с малышами животных северных и холодных стран,этому была посвящена тематическая неделя у нас. Начиная эту недельку, я искренне.

Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные» в средней группе Цель: расширение представления о диких животных. Задачи: Образовательные: использовать в речи предлоги и описательные прилагательные;.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Дикие животные» Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников. Задачи: 1. Закрепление в речи названий диких.

Источник

Читайте также:  Путешествие по странам средней азии
Оцените статью