Конспект занятия по лексической теме «Животные холодных стран» в подготовительной группе
татьяна илюхина
Конспект занятия по лексической теме «Животные холодных стран» в подготовительной группе
подготовительная группа
Животные холодных стран.
Систематизировать и закрепить представления детей о животных холодных стран, их повадки, поведение, образе жизни.
(лексический минимум)
существительные: белый медведь, песец, морж, северный олень, снежный барс, морской котик, тюлень, северная собака, пингвин, заяц, волк, прорубь, мех, шкура, клыки, копыта, лапы, ласты, рога, мох.
прилагательные: пушной, широкий, длинный, ценный, прожорливый, выносливый, пушистый, жирный, сильный, осторожный, белогрудый, черноспинный.
глаголы: плавать, ползать, прыгать, бегать, мчаться, возить, рыскать, охотиться, спасаться, живать, защищаться.
наречия: опасно, осторожно, красиво, холодно, ловко, умело.
Смотрите, милые друзья, (Развести руки в стороны)
Да тут их целая семья:
У медведя- медвежонок, (Загибать пальчики, начиная
У тюленя- телененок, с большого)
У пингвина- пингвинёнок,
У оленя- олененок.
А теперь кормить их будем.
Травку дам оленю,
Пингвину и тюленю рыбы дам,
Мишке белому- медко,
А моржу дам молоко.
«Животные холодных стран«
Содержание занятия.
Отгадайте загадку: Ветер, снег и лёд- не мечтай о тепле,
Кто же там живёт, на холодной земле?
— Дикие животные: белые, медведи, песец, моржи, тюлени.
Северный Ледовитый океан почти всегда закован толстым крепким льдом. В белых льдах лишь кое- где видны черные трещины- разводья. По ним, вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг, куда ни глянь, многометровые сугробы. Здесь, на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Почему? Да потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его не жаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лёд здешнее солнце не может. Даже летом здесь 50о мороза, а про зиму и говорить нечего. Зимой столбик термометра опускается почти до цифры 90о.
Белый медведь.На снегу его совсем не заметно: шуба белая и снег белый, один нос черный. Когда медведь подкрадывается к тюленям, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Полынья на дороге- не беда. Прыгнет в ляденую воду и плывёт до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода медведю не страшны- такая у него замечательная шуба.
Морж тоже полярный житель. Этот великан не боится даже белого мебведя. Хотяч у него острые, могучие клыки, морж совсем безобидный. Клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.
Тюлень питается рыбой. Он прекпасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Иначе задохнуться можно. Вот здесь- то, возле лунок, белый медведь и подстерегает тюленя. Детёныши у тюленя совсем белые. Их так и называют- бельки.
Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают- негде и не из чего. Но ведь на снегу яйцо тоже нельзя отложить- замерзнет пингвинёнок! Мама- пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом.
Песец только зимой белый, чтобы быть незаметным и пушистым, чтобы не замёрзнуть. А летом песец серый и облезлый.
«Найди четвёртого лишнего»
Дидактическая задача: развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Развивать речь, внимание.
Материал: таблицы, разделенные на 4 клетки с изображением животных Севера.
Игровые действия: знать названия и особенности внешнего вида животного, уметь обобщать понятия при выделении лишнего в таблице.
Ход игры.
Педагог предлагает детям рассмотретьб таблицу и ответить на вопросы. За правильный ответ играющий получает фишку.
— Как называются эти животные?
— Кто здесь лишний? Почему?
— Что общего у этих животных?
«Кто какой, кто что умеет»
Дидактическая задача: закрепить знания о животных холодных стран. Развивать мышление, память.
Материал: предметные картинки с изображение животных.
Игровые действия: называние.
Ход игры.
Выбирается любое животное. Дети по очереди подбирают слова,отвечающие на вопрос: «Какое это животное? Что может делать это животное?»
Выигрывает тот, кто последний назвал признак (действие)
«Отгадай загадку, подбери отгадку»
Дидактическая задача: развиватьб внимание, память, мышление, разговорную речь.
Материал: картинки с изображением животных холодных стран.
Игровые действия: называние и подбор картинки.
Ход игры.
Педагог загадывает загадку, дети отгадывают и подбирают картинку.
В Арктике нет ни берёз, ни осинок-
На льдине большой он дремал
От холода шерсть бережёт его спину,
Полярною ночью он солнышка ждал.
Цвет шерсти у него такой, как у снега,
Чтоб не заметил никто на снегу.
Полгода под ним тёмное небо,
И солнечных дней очень мало в году.
Боятся его моржи и тюлени,
Он ловит рыбу в холодной воде,
На холоде зимнем ему не до лени-
Заботится нужно о вкусной еде.
Скажите, ребята, из вас кто не знает
Животное, что живёт у холодной воды?
Красная книга его охраняет.
Дом его там, где господствуют льды.
Клыки иногда при движенье- подмога,
Тело тяжелое ласты несут.
Когда лед оттает хотя бы немного,
Животные эти из воды к берегам подлывут.
Они на холодном песке отдыхают,
На лежбище слабых растят малышей.
Моллюсков морских из песка накапают
И рыбы половят- вот корм для.
Ловкий маленький зверёк
Живёт на Севере сувором.
Шерсть его блестит, как шёлк,
Как цвет блестящего покрова.
И пусть охотятся за ним,
За драгоценной его шкурой,
Он осторожен, не ленив,
Проворный, хитрый, юркий.
В Антарктиде среди льдин
Ходит важный господин.
В чёрный он одет сюртук,
Крылья машут вместо рук.
Хоть на шее белый галстук,
На ногах надеты ласты.
Вы узнали господина,
Головка и хвост, вместо лап- плавники,
Ленив он на льду и проворен в водице,
Детишек его называют «бельки»
Скажи, что за зверь возле льдины резвится?
«Угадай по контуру»
Дидактическая задача: развивать внимание, зрительное восприятие, память.
Материал: картинки с контурным изображением животных холдных стран.
Ход игры.
«Животные холодных стран». Музыкальная видеозарисовка для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию музыкальную презентацию по теме «Животные холодных стран». Цель проекта:- познакомить детей.
Открытое занятие в средней группе «Животные Севера» Цель: Обобщать знание детей о животных и птицах Севера. • Развивать познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран; • Обобщить.
Источник
НОД по развитию речи «Животные холодных стран»
Новикова Татьяна
НОД по развитию речи «Животные холодных стран»
НОД по развитию речи «Животные холодных стран»
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
-расширить и закрепить знания детей о животных Севера
-формировать потребность в самостоятельной речевой деятельности.
-обогащение и активизация словаря.
-учить составлять сложносочиненные предложения.
Коррекционно-развивающие:
-развивать связную речь, мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие;
-продолжать работу над общей и мелкой моторикой.
-воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.
-воспитывать любознательность, взаимовыручку, желание помочь товарищам.
-разучивание пальчиковой гимнастики, просмотр мультфильма «Умка»,
-работа над загадками, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о животных.
-презентация, глобус, ноутбук, медвежьи следы, конверт с загадкой, схемы и карточки для составления рассказа, индивидуальные задания, вода и вазелин для эксперимента, сюрпризы.
-игровой, словесный, просмотр слайдов, рассказ педагога, эксперимент, поощрение.
Технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие.
Ход НОД
1. Организационный момент
Дети входят в зал, здороваются с гостями. Дефектолог обращает внимание детей на следы какого-то животного. Идут по следу и находят конверт с загадкой.
Там очень, очень холодно.
Там всегда зима.
Там лежат холодные
Там медведи белые
Бродят круглый год
Морж усатый медленно
В полынье плывет.
Где, находится отгадка.
Дефектолог: Почему вы так думаете?
Дети: Потому что медведи и моржи живут на Севере.
Дефектолог. Давайте на глобусе посмотрим, где же находится Север. (дефектолог вместе с детьми выясняют, что такое глобус и в какой его части находится Север).
Дефектолог: Правильно, ребята, вот здесь наверху и находится Север. Лед на Севере никогда не тает. Воды океана очень холодные, но все равно там живут разные животные.
4. Игра «Узнай животного по описанию»
Педагог рассказывает о животном, а д ети по характерным признакам его узнают и называют. Ответы детей подтверждаются показом слайдов)
-Это животное большого размера, с длинной густой белой шерстью. (белый медведь)
— у этого животного туловище тоже большого размера, у него есть клыки и ласты. (Морж)
— Это животное тоже хорошо приспособлено к жизни в воде, у него также есть ласты, но нет клыков. (Тюлень)
-Это животное имеет на голове длинные рога, тело покрыто шерстью. (Северный олень)
-Это животное напоминает лисицу, шерсть у него очень густая, белая или голубая. (песец)
-А это северная птица, у нее густое пестрое оперение, сильные лапы с когтями и зоркие глаза.
-Скажите, ребята, почему все животные Севера не мерзнут в лютую стужу? (они имеют толстый слой подкожного жира, который защищает от мороза)
-А почему медведь, тюлень и морж не покрываются корочкой льда, когда вылезают из воды? Хотите узнать? Сейчас мы с вами проделаем опыт и узнаем, как животные приспособились к таким условиям.
(В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Рука мокрая т е покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас был сильный мороз, то вода превратилась бы в лед, и рука бы замерзла. А теперь вытрем руки и смажем их кремом. Снова опустим руку в воду, вынем ее. Вода уже не покрывает руку полностью, а собралась капельками. И, если руку встряхнуть, капельки с руки слетят. На руке воды не будет, а значит, нечему будет превращаться в лед).
По ледяной пустыне медведица идет.
(медленно идут по кругу вперевалочку)
За нею медвежата торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий, (обнимают себя с руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной за нерпой морж плывет (гребки руками)
Бегут, спешат олени (руки – «рога» над головой)
Им виден путь едва (высоко поднимая ноги)
Над ними тихо кружит полярная сова.
7. Составление рассказа-описания «Белый и бурый медведи» по картинкам и вопросам дефектолога.
сейчас мы составим рассказ-сравнение о медведях. Я буду рассказывать о буром, а кто-нибудь из вас, о белом. (вызываю к опорной схеме одного из детей, одеваю на него маску белого медведя).
Дефектолог. Расскажем, какого цвета шерсть у медведей. (показываю на карточку-схему с изображением цветовой палитры)
-Лесного медведя шерсть бурая или коричневая. (показываю на карточку с изображением коричневого пятна). А какая шерсть у северного медведя?
Сейчас мы расскажем о том, где живут медведи. (показываю на карточку-схему с изображением дома)
Бурый медведь живет в густом лесу. (Показываю на карточку с изображением деревьев). А где живет белый медведь?
Ребенок. Белый медведь живет на Севере. (Показываю на карточку с изображением деревьев).
— А где же живет белый медведь?
Ребенок. Белый медведь живет на Севере. (показывает на карточку с изображением льдины и снежинки).
-Теперь расскажем, чем питаются медведи. (показываю карточку- схему с изображением столовых приборов).
бурый медведь питается ягодами, корешками растений, рыбой. (показываю на карточку с изображением данных предметов). А чем питается белый медведь?
Ребенок. Белый медведь питается рыбой, тюленями.
расскажем, как медведи проводят зиму. (показываю на карточку снежинок и знака вопроса).
бурый медведь спит зимой в берлоге. (Показываю на карточку с изображением закрытого глаза.) А как проводит зиму белый медведь?
Ребенок. А белый медведь не спит. Он проводит зиму среди снега и льдин.
вот какой интересный рассказ у нас получился. Теперь вы уже сами попробуйте еще раз сравнить бурого и белого медведей, используя схему и карточки. (Приглашаются несколько детей).
8. Пальчиковая гимнастика
Тепы-тяпы, тепы-тяпы (хлопают ладошками по столу.)
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
9. Задание на моторику «Пере путаница»
(Среди контуров животных дети выбирают контур белого медведя и раскрашивают его)
10. Сюрпризный момент
11. Итог занятия
Фотоотчёт о творческой деятельности детей «Животные холодных стран» Фото отчёт о творческой деятельности детей по теме «Животные холодных стран Здравствуйте! Уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию.
Фотоотчёт о выставке совместного творчества детей и родителей «Животные холодных стран» Сегодня я хочу вам представить небольшой фотоотчёт о выставке совместного творчества детей и родителей по художественно-эстетическому.
Календарное планирование тематической недели «Животные жарких стран. Северных стран» в младшей группе Январь, 4 неделя Цели деятельности педагога: Расширять у детей словарь по теме; учить классифицировать, определять место обитания, называть.
Книжка-малышка «Животные холодных стран» Изучали с малышами животных северных и холодных стран,этому была посвящена тематическая неделя у нас. Начиная эту недельку, я искренне.
Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные» в средней группе Цель: расширение представления о диких животных. Задачи: Образовательные: использовать в речи предлоги и описательные прилагательные;.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Дикие животные» Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников. Задачи: 1. Закрепление в речи названий диких.
Источник