Роль экскурсии в процессе обучения и воспитания школьников
Интересно, что еще в начале XX в. видные педагоги, методисты: Д.Н. Кайгородов. В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Б.Е. Райков и другие – основываясь на экскурсионной практике, начали заниматься разработкой вопросов школьной экскурсионной методики. Они внесли большой вклад в теорию развития экскурсионного дела. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация».
В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели – расширение культурного кругозора детей и подростков, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду.
При составлении экскурсионной программы необходимо охватить темы связанные с историей родного края, патриотическим подвигом народа в годы Великой Отечественной войны, эстетическим восприятием окружающего мира, подготовкой к выбору своей будущей профессии.
Я думаю, что в этом году в Образовательном центре нам удалось сделать экскурсии разнообразными и познавательными.
Когда ученик непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.
Москва – это уникальный уголок нашей Родины, и рассказ экскурсовода помогает «оживить» страницы учебников. Так, экскурсии на темы «Московский Кремль», «История Москвы», «Москва вчера, Москва сегодня», пешие экскурсии и прогулки по Москве позволяют ребятам своими глазами увидеть шедевры русской архитектуры многих веков, фрагменты стены Китай – города, светские здания разных веков и стилей, старейшие улицы Москвы, где каждый дом имеет свою интереснейшую историю, памятники москвичам, внесшим вклад в историю города, наглядно убедиться в радиально-кольцевой планировке Москвы, познакомиться не только с вчерашним, сегодняшним, но и завтрашним днём. Это способствует вдумчивому отношению детей к городу, осознанию ими важности своей заботы о Москве.
Любовь к Родине начинается с прогулок, экскурсий в ближайшее природное окружение. Наши дети познакомились с достоянием Москвы – Государственным музеем-заповедником «Коломенское» – этим уникальным местом, где веками создавались и бережно хранились святыни русской истории. Архитектурный ансамбль усадьбы Коломенское, сложившийся в XVI–XVII веках, представляет большую художественную и историческую ценность. Собрания музея разнообразны и поистине уникальны – от неолитических находок с территории Дьяковского городища до редких и первопечатных изданий, среди которых первая русская печатная книга «Московский Апостол», изданная 1 марта 1564 года Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. Дети имели возможность не только увидеть красоту этих мест, но и почти прикоснуться к истории, которую они изучают на уроках в школе. А главное, сами стали участниками программы «Русский деревянный дом», переодевались в народные костюмы и приняли участие в обрядах, которыми на Руси сопровождался переезд в новый дом, а также отведали традиционное русское угощение.XVII–XVIII веков.. С помощью такого «наглядного материала», а также применяемых работниками музея игровых приёмов лучше усваивается школьная программа, дети учатся сопоставлять прошлое и настоящее, делать собственные выводы.
Не менее интересной оказалась экскурсия в музей «Старый Английский двор», цель которой – лучше узнать о жизни москвичей в средневековье. Он расположен в самом центре столицы, почти под стенами Кремля. Английский двор — памятник гражданской архитектуры конца 15 века самое старое каменное здание Москвы (старше только Грановитая палата в Кремле). Здание почти сто лет служило центром деловой и дипломатической жизни англичан в Московской Руси. В 1994 году в стенах Палаты был открыт музей. Теперь это филиал Музея истории города Москвы. Здесь проводится много разнообразных экскурсий: «Обзорная по музею», «Джером Горсей рассказывает», «Торги в Древней Руси» (игровая), «Рассказы иноземного купца» (костюмированная), «Рассказы старого солдата» (театрализованная), и т. п. Нам выпал шанс лично познакомиться с прежним хозяином дома – управляющим «Московской компании», доверенным лицом английских и русских государей Джеромом Горсеем. Средневековый интерьер уникального архитектурного памятника Английского двора и мастерство талантливого исполнителя оставили незабываемое впечатление.
На уроках русского языка школьники не только учатся грамотно писать, но и узнают интересные факты из биографий писателей, литературоведов и хранителей языка.
С целью заинтересовать детей легендарной личностью создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» была организована экскурсия в музей В. И. Даля. На Большой Грузинской улице в Москве сохранился особняк, в котором Даль прожил около 13 лет. Именно в этом доме он подготовил к изданию свое первое полное собрание сочинений в восьми томах, сборник «Пословицы русского народа» и завершил работу над «Толковым словарем живого великорусского языка».
Сегодня в особняке сохранены две мемориальные комнаты, посвященные жизни и творчеству В.И.Даля. Остальные площади занимает издательско-торговый центр Марка, который является попечителем музея.
Музей интересен, прежде всего своими экскурсиями-встречами, в рамках которых учащимся предлагают посмотреть документальный фильм о Владимире Дале, ознакомиться с экспозицией, а в конце встречи собраться за небольшим «круглым столом» и обсудить услышанное.
Некоторые посетители музея удостаиваются высшей чести: подержать в руках главный экспонат музея – прижизненное издание «Толкового словаря». Четыре тома печатались в течение трех лет – первый увидел свет в 1863 году.
После посещения такого музея дети понимают, что в музей надо возвращаться вновь и вновь.
Тема подвига народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. всегда является центральной темой воспитательной работы. Дети должны знать и помнить героев свой Родины, сохранивших жизнь их поколению, тем более что война коснулась почти каждой семьи. Это не только героическое прошлое нашего народа, но и история их дедов и прадедов. Знать свои корни, хранить память о своих предках – одно из основных условий формирования нравственно цельной личности. Несомненно, что первые сведения о героическом прошлом страны и её народа ребёнок получает в семье, в школе. Но в этой связи велико значение и военно-исторических музеев.
Наше посещение музея обороны Москвы состоялось перед годовщиной битвы под Москвой.
Музей был основан в 1981 г. Начало музею положила выставка, посвященная 40-летию Московской битвы. Коллекции Государственного музея обороны Москвы содержат материалы об обороне Москвы и разгроме нацистских войск под Москвой в 1941–1942 гг., в том числе личные документы участников обороны Москвы и их родственников, мемуары, дневники, письма, фотографии и карты. Также имеются материалы довоенного и послевоенного периодов, воспоминания, списки ветеранов. В архиве музея также хранятся газеты периода Второй мировой войны, приобретенные у коллекционеров.
Музей, как живой организм, не только хранит документы, но и располагает памятными вещами, которые особенно интересны детям: образцами военной одежды; советскими и немецкими военными наградами; коллекциями писем и дневников участников войны; стрелковым оружием и многим другим. История, о которой ребята знают только по рассказам ветеранов, становится живой и близкой.
Наш Образовательный центр не только формирует всесторонне развитую личность, но и обязан сориентировать ребенка в выборе будущей профессии, увлечь его разнообразием современной жизни. Этой теме была посвящена наша экскурсия в геологический музей – старейший в Москве. Он был основан М. Ломоносовым при активной поддержке семейства уральских заводчиков Демидовых в 1755 г. За 2,5 века в музее накопилась уникальная коллекция экспонатов со всех континентов мира – минералы и их причудливые сочетания. Может быть, кого-то из детей увлечет профессия геолога, романтичная и очень популярная в то время, когда выбирали профессию их дедушки и бабушки. Природная красота минералов, остатки ископаемых организмов заставляют также задуматься об ответственности человека за состояние окружающей среды.
Весной детям предстоит долгожданная поездка в Санкт-Петербург. Санкт-Петербург обладает огромным культурным потенциалом. Наряду с великолепными памятниками архитектуры, в городе есть большое количество музеев. Знакомясь с художественными произведениями в музее, ребенок непосредственно воспринимает картину, что неоценимо для нравственно-эстетического воспитания. В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Кроме того, для детей совместная поездка в другой город – возможность неформального общения с учителями и воспитателями, объединяющий момент в их жизни.
Школьные экскурсии – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. Статус экскурсии определяется целями её проведения. В одном случае это будет метод, в другом средство, в третьем организационная форма. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.
Источник
Экскурсия — одна из форм внеурочной образовательной деятельности
статья по теме
Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью — это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах . В настоящее время существует большое количество специально обученных музейных педагогов, которые проводят для детей разных возрастных групп «занятия» в музеях, позволяющие детям «погрузиться» в ту или иную среду обитания, прочувствовать особенности жизни в ту или иную эпоху, возможность включения в реставрационные работы и пр. Тем самым, у детей появляются положительные эмоции от познания, что является залогом развития у учащихся познавательных мотивов, т.е. стремления к познанию нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.kustavinova.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия — одна из форм внеурочной образовательной деятельности
Куставинова Зоя Тихоновна
Экскурсия — одна из форм внеурочной образовательной деятельности
Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью — это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
— выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
— создание условий для индивидуального развития ребенка;
— формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
— развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
— создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;
— развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
— расширение рамок общения школьников с социумом;
— коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;
— для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.
По характеру и содержанию образовательная внеурочная деятельность делится на программную и внепрограммную. К программной внеурочной деятельности относятся учебные экскурсии, которые должны «закрепить» и расширить знания, полученные учащимися на уроках.
Экскурсия — (от лат. excursio – поездка, вылазка) посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода. [1]
Экскурсия учебная — форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках. [2]
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире . [3]
Э кскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях. [4] Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности». [5] В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А. характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.». Особо необходимо подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. [6] Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Экскурсионная деятельность может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.
— интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;
— осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;
— воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;
— расширение кругозора учащихся;
— воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;
— воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.
Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия – это форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.
Школьные экскурсии имеют два вида:
— урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому педагог заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.
Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.
— внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.
Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.
Рассмотрим понятие внешкольная экскурсия и определим её особенности и специфику. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.
Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.
Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.
По содержанию экскурсии делятся на следующие группы:
— группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в природу»). Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе;
— краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в котором находится школа);
— музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как «музейная педагогика». По дидактическим целям различают: вводные (предваряющие изучение нового материала); сопровождающие его изучение; итоговые (целью является закрепление полученного материала). [7]
Не нужно забывать, что все экскурсии, проводимые для обучающихся, должны содержать в себе элемент разрядки: игры, вопрос – ответ и т.д.
Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов. Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.
Направления экскурсионной работы:
1. Досугово — развлекателное направление предполагает организацию экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха учащихся и их семей. Деятельность этого направления формирует у учащихся навыки здорового образа жизни и экологической культуры, навыки социальной культуры, расширяет их знания о родных местах, формируя патриотические чувства.
2. Научно-познавательное направление предполагает организацию экскурсий в музеи, на различные природные и производственные объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в том, что их цель – развитие познавательных способностей и навыков, расширение и углубление предметных умений. Деятельность этого направления тесно связана с программами учебных предметов, хотя, конечно, связана и с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так в процессе активного участия в подобных экскурсиях учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия с людьми разных профессий, с людьми разного возраста и разного образа жизни.
Методика проведения экскурсии
В методике выделяют три блока:
Подготовка экскурсии. Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия комплексная). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, места ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов. Следует заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы. Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала: формулирование общих и индивидуальных заданий, информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок и т.д. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняющая задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, оговариваются порядок, вопросы дисциплины (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и технике безопасности. Педагог напоминает учащимся о правилах поведения на улице, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду учащихся. Учащиеся должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает экскурсантов.
Выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме. В процессе экскурсии руководитель организует наблюдение учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Качество экскурсии вне зависимости от ее тематики, напрямую зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики могут производить записи, зарисовки и т.п. Важно отметить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа. Обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, полученные знания включаются в общую систему изученного по теме (что является одним из важнейших дидактических принципов педагогики — системность знаний), выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся. В дальнейшем возможно проведение коллоквиумов, подготовка учащимися докладов, изготовление газет, альбомов, организация выставок, а также написание сочинений, проведение рефлексивных мероприятий, викторины, вопросы друг другу по теме экскурсии и пр. Заключительный этап предполагает оформление результатов в виде выставок лучших письменных работ, рисунков, оформление стендов с фотографиями, выпуск школьной или классной стенгазеты, подготовку и демонстрацию компьютерных презентаций, видеопросмотр фильмов.
Результаты реализации экскурсионной программы предполагают 3 уровня освоения:
- Приобретение школьником социальных знаний об устройстве общества, адекватное времени понимание социальной реальности.
- Формирование ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).
3. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.
На действенность экскурсии влияет ряд факторов:
● методика и техника ведения;
● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;
● условия проведения экскурсии.
Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала. Тематика и особенности организации должны соответствовать возможностям детей, их интересам и потребностям. Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам. [8]
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место куда ведешь экскурсию.
3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Исходя из всего вышесказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.
История возникновения экскурсии как метода обучения
Экскурсии как метод обучения возникли в конце 18 — начале 19 вв. Развитие и распространение экскурсионного метода связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения, а также указывалась позитивная роль экскурсии в развитии наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверг и др. В русской педагогической литературе первые высказывания о школьных экскурсиях относятся ко 2-ой половине 18 века (Н.И. Новиков). Передовые по тому времени педагоги Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я.А. Коменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания. Довольно подробно разработал Коменский принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. Он считал, что познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих предметов, самих явлений. Методист предлагал в этом случае «употребить замену их, т.е. копии или картины, заготовленные для учебных целей», которые должны быть понятны ученикам и без сомнения верными. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно. Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца, «чтобы глаз оставался на каждой части столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных подробностях». [9] Эти советы по методике применения наглядности сохраняют свою ценность и для современной методики природоведения, а также представляют большой интерес для разработки требований к ведению наблюдений. Рассмотрим вклад следующего ученого-методиста в теорию экскурсионного дела — академика Василия Федоровича Зуева (1754-1794), который создал учебник «Начертание естественной истории». Этот учебник и является лучшим документом, позволяющим судить о содержании и методике преподавания школьного естествознания на заре становления последнего. В основу своей методики В.Ф. Зуев положил важнейшие взгляды Я.А. Коменского на преподавание. Необходимость введения естествознания в школу диктовалась и развитием наук о природе. Русские ученые — И.Е. Дядьковский, П.Ф. Горянинов, А.Н. Бекетов, К.Ф. Рулье и др. — основываясь на экспериментальном изучении законов природы, сформулировали важнейшие теоретические принципы, ставшие основой учения об эволюционном развитии природы. Требование восстановить естествознание в школе выдвигали и ученые, занимающиеся общими вопросами педагогики. Они доказывали, что изучать природу надо с младшего школьного возраста, т.е. с 7 лет. Рекомендации проводить учебные экскурсии содержались в Уставе 1786 года. Устав учебных заведений 1804 года предлагал устраивать для учащихся «прогулки в природу», на мануфактуру и т.д. В связи с разработкой и распространением идей родиноведенеия в 60-х годах 19 века экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. У минский, А.Я. ГердЕ.И. Тихеева и др. Со 2-ой половины 19 века экскурсии постепенно входят в практику отдельных школ, преимущественно частных гимназий и коммерческих училищ. В конце 19 — начале 20 вв. разработкой вопросов школьно-экскурсионной методики занимались Е.А. Звягинцев, Д.Н. Кайгородов, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов и др. В 1910 году в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживающая школьников и педагогов. В 1919 под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча был опубликован труд «Школьные экскурсии: их значение и организация», в котором впервые были сформулированы основные принципы экскурсионной методики и разработана система учебных экскурсий по всем предметам. В начале 20 века в России издавалось несколько журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов родиноведения и учебных экскурсий: «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант» и др.
В 20-е годы 20 века экскурсия рассматривалась как обязательный и необходимый элемент школьных занятий. Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. специальные бюро и комиссии при местных отделах народного образования. Вплоть до настоящего времени экскурсия не потеряла свою значимость как способ организации обучения и воспитания детей. Широкое распространение получили экскурсии заграницу, целью которых являются непосредственное знакомство с культурой, традициями, обычаями народов других стран, достопримечательностями зарубежных городов и пр. (Так, в школе № 307, начиная со средней школы, реализуются экскурсионные маршруты в Эстонию (Таллин), Польшу, Чехию и другие страны).
Экскурсия как форма внеурочной работы
Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связана с изучением программного учебного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе. Они включают в себя иллюстрирование и дополнение сведений, уже усвоенных учащимися, или сообщение им такого запаса личных впечатлений и наблюдений, которые в ближайшее время будут переработаны в классе, как подлежащий изучению материал»),
- по предметному содержанию: историко-литературные, краеведческие, производственные, естественнонаучные и др.
Нередко экскурсии сочетают в себе материал различных предметов — комплексные экскурсии. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности.
- по мету расположения объектов: натурные, музейные.
- по составу участников: для разных возрастных групп, учащихся, туристов и т.д.
В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций, основными из которых являются:
- реализуется принцип наглядности обучения
- повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой.
Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:
- способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;
- расширяет кругозор школьников;
- учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
- способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);
Экскурсия- это процесс, в основе которого, прежде всего, лежит опыт зрительного и художественного восприятия. Важным является сочетание эстетического и познавательного в образовательной функции музея. На современном этапе взаимодействие музея и школы можно разделить на два содержательно-дидактических блока: «Музейная педагогика в школе» и «Школа в музее». В настоящее время существует большое количество специально обученных музейных педагогов, которые проводят для детей разных возрастных групп «занятия» в музеях, позволяющие детям «погрузиться» в ту или иную среду обитания, прочувствовать особенности жизни в ту или иную эпоху, возможность включения в реставрационные работы и пр. Тем самым, у детей появляются положительные эмоции от познания, что является залогом развития у учащихся познавательных мотивов, т.е. стремления к познанию нового.
Источник