Значение экскурсии окружающий мир

Экскурсия как способ познания окружающего мира
статья

Экскурсия как способ познания окружающего мира

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_kak_sposob_poznaniya_okruzhayushchego_mira.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия как способ познания окружающего мира

Федеральный государственный образовательный стандарт начального школьного образования нацелен на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; познания окружающего мира.

В связи с этим перед педагогами сегодня стоит задача поиска новых или же трансформации старых, но по каким-то причинам утративших былую популярность, форм образовательного процесса, позволяющих достичь целей, поставленных государством.

Одной из таких многофункциональных и эффективных форм работы с детьми является экскурсия.

Экскурсии, безусловно, сложны организационно, в связи, с чем и оказались за бортом современной системы образования. Однако же отказ от них — большая ошибка, поскольку правильно организованная экскурсионная деятельность воздействует на формирование общей культуры личности, развивает социальные, нравственные, коммуникативные, эстетические, интеллектуальные, физические качества ребенка, пробуждает в нем познавательную активность и живой интерес к миру, в котором он живет

Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника.

В то же время, на практике мы видим, что количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно — обычно не более 3-5 в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своей местности.

Моя работа посвящена теоретическим аспектам познания окружающего мира посредством экскурсии и методическим особенностям в ходе экскурсий.

Окружающий мир дает детям целостные знания о природе, общественной среде, жизни человека и самого человека. В процессе ознакомления детей с окружающим миром педагог использует закономерности природы и социума для формирования целостности знаний, целостности сознания ребенка.

Познание окружающего мира детьми важно осуществлять по ряду принципов.

Принцип интеграции знаний в процессе деятельности в окружающей среде (слайд 4)

предполагает взаимосвязь задач из разных разделов программы: ознакомление детей с родной природой, окружающей средой, развитием речи, художественно-речевой деятельностью, формирование элементарных математических представлений. Решение этих задач осуществляется на интегрированных занятиях в учебном заведении.

Принцип целостности и системности

предполагает вооружение детей системой знаний об окружающей среде в их целостности, что обеспечивает формирование у детей школьного возраста целостной личности, целостного сознания, целостной картины мира.

Принцип деятельностного опосредствования (слайд 6)

предполагает погружение детей в различные виды познавательной деятельности (языковую, художественно-речевую, трудовую, продуктивную, игровую, конструктивную, коммуникативную и др).

Принцип взаимодействия (слайд 7)

развитие и формирование целостной личности ребенка возможны только в системах: «организм — среда», «личность -окружающая среда», «ребенок — социум», «педагог — ребенок», «дети -окружающая среда».

Принцип сочетания познавательных и воспитательных задач в процессе ознакомления детей с окружающей средой (слайд 8)

планируя любую познавательную деятельность в окружающей среде, воспитатель обязательно предполагает и воспитательные задачи: воспитание любви к родному краю, Родины, родных и близких людей, воспитание патриотических чувств, гражданственности; экологическое, валеологическое, экономическое воспитание; воспитание трудолюбия, любознательности, настойчивости и тому подобное .

Прежде всего экскурсия — это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач. (слайд 9)

Готовясь к экскурсии, учитель определяет ее задачи, объем и содержание материала, который надо проработать на ней, место экскурсии в общей системе программных вопросов. Очень важно хорошо изучить место проведения экскурсии. Это надо делать даже в тех случаях, когда оно знакомо учителю. В процессе ознакомления с местностью найти наиболее интересные типичные объекты; изучить и определить маршрут, удобные места для остановок; продумать характер самостоятельных наблюдений учащихся; выяснить, что ребята могут собрать для коллекций (без ущерба для природы); составить план проведения экскурсии, наметить основные вопросы для итоговой беседы.

Экскурсии по природоведению имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

На практике я осуществила анализ экскурсий по программе «Школа 2100». Содержание программы «Окружающий мир» А.А. Вахрушева, с точки зрения экскурсий и наблюдений на экскурсиях.

Место и цель проведения экскурсии

Знакомство с рекой, озером, равнинной местностью, горами (или холмами)

Наблюдения за особенностями растительного и животного мира природных зон

Живые участники круговорота веществ

В природное окружение школы (водоем, поле, луг, лес)

Наблюдения за экосистемой и ее обитателями

В процессе проделанной работы была проанализирована научно — методическая и психолого-педагогическая литература. В соответствии с темой работы был подобран методический материал. Помимо проанализированной литературы в работе применялись систематизированные знания и умения, полученные при изучении специальных дисциплин.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети не выбирают развивающую их среду, они живут в той, что выстроили для них взрослые. Маленькому ребенку мир представляется хаосом неопознанных вещей. Подрастая, он исследуют свой мир и многое узнае.

в гости к ребятам пришёл Колобок.

Моделирование как метод познания окружающего мира.Здравствуйте!За время работы в педагогической деятельности я строю отношения с детьми на основе личностно-ориентированного подхода и.

Интегрированный урок как средство познания окружающего мира в условиях реализации ФГОСГолева Л.М.МКОУ «Лицей села Верхний Мамон».

Доклад на тему: Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.

В начальной школе действие моделиро-вания в большинстве случаев предстаёт не как содержание (до-полнительная тема в обучении), а именно как учебное действие, средство перевода мышления учащихся на бол.

Особенности проведения уроков с детьми с нарушение слуха , роль игры в социализации детей.

Источник

Экскурсия как форма изучения природы младшими школьниками

Цель исследования: выявить систему экскурсий для изучения природы в 3 классе по программе А.А.Плешакова.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников окружающему миру.

Предмет исследования: экскурсия – как форма изучения природы.

Гипотеза: процесс усвоения знаний по окружающему миру будет более успешным, если применить систему мини экскурсий (кратких выходов) на природу.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса.

Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с жизнью: знакомит учащихся с реальными объектами в их целостности, во взаимосвязи с другими явлениями.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов, используемый при проведении экскурсий, помимо иллюстративного позволяет организовать активную познавательную деятельность учащихся.

На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Ведущий метод изучения природы на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об окружающем мире, выявлять взаимосвязи.

При изучении курса естествознания в начальной школе экскурсии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе. Они проходят через все классы в любой существующей на сегодняшний день программе по естествознанию

Методика проведения экскурсии.

I этап. Подготовка к экскурсии. Успех экскурсии во многом зависит от ее подготовки. Можно выделить следующую последовательность:

  1. Составление тематического и годового плана, где определяется время и тематика экскурсии.
  2. Изучение учебной и методической литературы.
  3. Предварительное посещение учителем места проведения экскурсии; выбор наиболее интересных объектов, с которыми предполагается познакомиться на экскурсии; изучение и определение маршрута; выбор мест остановок для наблюдений; продумывание характера самостоятельных наблюдений, сбора материала.
  4. Составление плана, конспекта проведения экскурсии, в котором должны быть отражены образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения, объекты наблюдения, ход экскурсии.
  5. Подбор оборудования и инвентаря: блокнот (тетрадь) для записей, карандаш, ластик, цветные карандаши, а также и другое снаряжение, которое определяется тематикой и характером заданий.
  6. Продумывание организации познавательной деятельности учащихся.
  7. Подготовка к экскурсии самих детей:
    – знакомство их с целью, задачами экскурсии,
    – постановка вопроса, который они будут решать во время экскурсии;
    – информирование учащихся о правилах поведения во время экскурсии.
  8. Распределение учащихся по группам (бригадам).

II этап. Проведение экскурсии.

1. Вступительная беседа, главная цель которой является создание необходимого эмоционального настроя.
2. Коллективная работа на местности.
3. Работа в группах (бригадах) по изучению намеченных объектов.
4. Обмен полученными сведениями между бригадами.
5. Выводы, обобщение.

III этап. Подведение итогов, анализ.

1. Систематизация полученных знаний учащихся (обрабатываются записи, рисунки, собранные материалы).
2. Оценивание работы учащихся и своей работы.
3. Необходимо сделать соответствующие выводы, учесть все недочеты и положительные моменты в последующих экскурсиях.
4. Использование материалов экскурсии в учебной работе.

Анализ программ по окружающему миру.

Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной школе на современном этапе является вариативность программ. Своеобразие каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемый для него вариант учебного курса. В зависимости от профиля школы, уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по-разному.

Во всех этих программах экскурсии отводится значительное место.

Рассмотрим некоторые из них.

Программа З.А.Клепининой “Природа и люди”.

Программа “Природа и люди” сохраняет в обновленном варианте все положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса природоведения, вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения. Ведущими принципами отбора и конструирования содержания по-прежнему остаются классический принцип – краеведческий, сезонности и другие.

Особое место в программе уделяется экскурсиям. Наблюдения в природе ведутся по заданиям учебников и учителя. Порядок и конкретные объекты для наблюдений определяются особенностями природы и последовательностью изменений в природе данной местности. Поэтому учитель вправе произвести перестановку уроков, корректировку их содержания, заданного в учебниках, максимально приближая содержание изучаемого материала к окружающей действительности и ее изменениям.

Программа А.А.Плешакова “Зеленый дом” – система учебных курсов с экологической направленностью. Основные задачи курса – систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к природе.

Программа построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека.

Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями, происходящими с растениями, поведением животных и т.д.

В результате анализа программ и изучения теории по проведению экскурсий в природе, нами были внесены некоторые дополнения и изменения. Была разработана система кратких выходов в природу и дополнили уже имеющиеся экскурсии, предложенные автором программы.

Так как опытная работа проводилась в 3 классе по программе Плешакова А.А., то и систему разработанных экскурсий мы рассмотрим на примере данного класса.

Разделы Темы уроков Экскурсии, рекомендованные Плешаковым А.А. Дополнения
Как устроен мир. Природа. Многообразие природы. 1. Неживая природа.
2. Живая природа.
Человек. Общество. Изменения в природе под влиянием человека. Изменения в природе под влиянием человека.
Мир глазами эколога. Охрана природы. Охрана природы. Охрана природы.
Эта удивительная природа. Тела. Вещества. Частицы. Разнообразие веществ.
Прозрачный невидимка (воздух).
Вода.
Свойства воздуха.
Как разрушаются камни. Что такое почва. Свойства почвы.
Разнообразие растений. Размножение и развитие растений. Распространение семян.
Кто что ест. С кем дружит дуб. Зависимость явлений и объектов живой природы.
Размножение животных. Великий круговорот жизни.

Из таблицы видно, что практически в каждую тему по окружающему миру были включены экскурсии. Это помогало учащимся лучше усвоить материал, разнообразить виды деятельности на уроке, заинтересовать детей.

Приведенные выше экскурсии можно применять в учебной работе на различных этапах урока – при объяснении нового материала, повторении и закреплении.

Список использованной литературы

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Издательский центр “Владос”, 2007.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский центр “Академия”, 2010.
  3. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М.: Издательский центр “Просвещение”, 2000.

Источник

Читайте также:  Экскурсия легких при дыхании
Оцените статью