- Экскурсия как метод обучения на этапе НОО. Цели и задачи. Типы экскурсий и их практическое применение в различных областях знаний.
- Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников. статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Экскурсия как метод обучения на этапе НОО. Цели и задачи. Типы экскурсий и их практическое применение в различных областях знаний.
Экскурсия как метод обучения на этапе НОО. Цели и задачи. Типы экскурсий и их практическое применение в различных областях знаний.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности уже в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные методы познания: наблюдение, опыты, обсуждение различных мнений, предположения, учебный диалог и т. д.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.
Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. Требования этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом.
В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу — он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.
Экскурсионный метод имеет ряд особенностей:
а) в основе любой учебной экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;
б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;
в) движение — один из основных признаков экскурсии;
г) экскурсия на основе деятельностного подхода предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.
Современная классификация экскурсий:
· По содержанию : обзорные и тематические .
Обзорные экскурсии , как правило, многотемны («Прошлое, настоящее и будущее села», «Село на пяти холмах»), где используется исторический и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.
Тематическая экскурсия посвящена одной теме («В гости к зеленому другу», «Зеленая аптека»).
· По особенностям организации познавательной деятельности : иллюстративные и исследовательские .
· По учебной цели : вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).
· По тематике все экскурсии можно разделить на группы:
— ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;
— ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, исследование объектов неживой природы;
— экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.
Экскурсия — это вид учебной работы, при котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте вне границ школы, или класса.
Экскурсия является организованной формой обучения и одновременно методом обучения.
Учебное значение экскурсии заключается в том, что во время экскурсии осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, политехнической учебы, наглядности и т.п.
Во время экскурсии ученики знакомятся с производственными объектами, разными производственными профессиями, учатся находить действие физических законов в разных природных явлениях, знакомятся с физическими приборами и измерительными инструментами, которые применяются в научно-исследовательских лабораториях и на производстве.
Экскурсии, как метод обучения и форма организации занятий зародились в начале XX века. На данное время выработана система экскурсий и методика их проведения.
Как метод экскурсия принадлежит к иллюстративному методу обучения, в котором ученики практически не влияют на наблюдаемый объект или явление, процесс.
Программою предусмотрено проведение экскурсий в каждом классе (2-4 час.). В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание.
Содержание экскурсий определяется соответствующими темами тех или иных предметов, изучаемых в начальной школе и отличается рядом специфических особенностей. Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а в экскурсии расширяют и конкретизируют знания. Так, экскурсия по «Окружающему миру» может включать в себя сбор различных растений и подготовку школьного гербария. В этом случае потребуется обработка собранного материала и его упорядочение. Историко-литературные экскурсии могут включать в себя встречи с участниками тех или иных исторических событий, писателями и т.д. Иным может быть и подведение итогов. Они могут выражаться в форме письменных отчетов, сочинений, конференций, а также путем организации выставок и т.д. Э скурсии представляют собой своеобразный урок в условиях непосредственного общения с природой или преобразованной трудом человека окружающей социоприродной средой. Они позволяют расширить рамки традиционного урока и позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в освоение учащимися практических умений и навыков, обеспечивают получение дополнительных знаний и умений в различных областях науки.
Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.
Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.
Экскурсия как метод обучения ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся и позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
В современном мире технологий результатом экскурсии может быть выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ.
Китайская пословица гласит:
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!
Источник
Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.
статья по теме
Доклад на тему: Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znacheniya_ekskursiy_v_prirodu_kak_metoda_formirovaniya_issledovatelskih_umeniy_pri_poznanii_okruzhayushchego_mira_mladshih_shkolnikov.docx | 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.
Младший школьник – человек удивительный. Он – оптимистичен, любознателен, любопытен, подвижен, эмоционален, любит играть, фантазировать, моделировать, лепить, конструировать. Ему присуща смена настроения, это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, со своими взглядами, суждениями, не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. При благополучном педагогическом воздействии младшие школьники остаются «почемучками», но, по сравнению с дошкольниками, их вопросы становятся более серьезными.
Черта любого здорового ребенка – интерес к явлениям окружающего мира, и не только к предметам, которые его окружают, но и довольно далеким и абстрактным (Н.Ф. Виноградова).
По мнению психологов, деятельность – динамичная система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходят возникновение и воплощение в объекте психологического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности [35].
В процессе урочной и внеурочной учебной деятельности ребенок приобретает не только знания об окружающем мире, но и новые навыки, умения, в том числе и исследовательские.
А.А. Фруман рассматривал учебную деятельность как особую деятельность школьника, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Эта деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе выполнения в самом субъекте.
Дети младшего школьного возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, не умеют выделять главное, существенное во воспринятом, для их восприятия характерна яркая эмоциональность. Но восприятие постепенно становится более управляемым, освобождается от влияния непосредственной деятельности, с которой раньше было связано, увеличивается место организованного наблюдения.
Особенностью младших школьников является слабость произвольного внимания. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому так необходимо использовать наглядный материал. Невозможно представить мир одинакового цвета. Наступил бы сенсорный голод – массовое заболевание, вызванное однообразием среды (А.А. Фруман). Меняя внешнюю среду, мы воздействуем на свой эмоциональный настрой.
Генетически самая ранняя в истории познания функция наглядности – это быть источником информации, знания. При использовании наглядности, как источника информации, знания, возникают наблюдения над натуральной наглядностью. Первая функция наглядности – это форма индуктивного мышления. Другая функция наглядности – быть средством иллюстрации имеющихся знаний, т.е. функция дедуктивного мышления. Иллюстрация знаний, так или иначе, как конкретизация любых положений частными фактами. На основе наглядности происходит переход от наглядно-образного, конкретного, к понятному научно-теоретическому мышлению. Воображение становится ярким, живым, с чертами необузданной фантазии, развивается и совершенствуется воссоздающее воображение, более реалистичное и управляемое. Развивается творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта создаются новые образы. Создается мотивационный стимул к учению, к познанию и к исследовательско-познавательной деятельности, в процессе которой приобретаются жизненно-важные умения и навыки. Для развития и приобретения последних используется немало различных форм, средств и методов. Но одним из наиболее успешных являются биологические и другие виды экскурсий, представляющие совокупность теории и практики взаимосвязанных между собой систем: системы природы и социальной систем. Поэтому с позиции темы нашего исследования – это еще фундамент формирования исследовательских умений. Весьма информативной в этом плане является экскурсия.
Термин «экскурсия» — понятие многозначное и вместе с тем неоднозначное. Не случайно в литературе много его трактовок.
Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.).
Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия – это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т.д.) со специальным руководителем (экскурсоводом)[11].
Приведем также одно из последних по времени опубликования определений: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)»[12]. Таковы мнения ученых-экскурсионистов.
Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.»[13]. В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».
Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…».
В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».
В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия – коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью.
В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода». Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.
В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда – различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени.
Таким образом, обобщая имеющиеся у нас понятия сущности экскурсий, можно заключить нижеследующее: экскурсия – это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении через собственные непосредственные наблюдения [12].
Цель экскурсии – научить детей правильно видеть, слышать, осознавать наблюдаемое, устанавливать простейшие связи и зависимости между явлениями, развивать у школьников наблюдательность, внимание, память.
Экскурсия в природу играет заметную роль в обучении и воспитании учащихся. На экскурсиях они знакомятся с разнообразными объектами живой природы, познают закономерности исторического органического мира, особенности организации живых систем разных уровней сложности. Это позволяет им глубоко и прочно усвоить учебный материал, формирует у них практические навыки и умения, развивает исследовательские подходы. Дети учатся узнавать животных, наблюдать за ними, определять черты приспособленности в строении и поведении в той или ионной среде обитания.
Экскурсии в природу имеют большое значение для экологического воспитания учащихся. При общении с живой природой они познают связи между различными организмами: растениями, животными, грибами и т.д. У них развивается познавательный и исследовательский интерес, вырабатывается ответственное отношение к природе, без чего невозможна ее охрана.
Неоценима роль экскурсий для эстетического воспитания детей, пробуждения чувства прекрасного, развития понимания красоты и гармонии жизни, формирования гуманного отношения ко всему живому.
Экскурсии – это постоянное расширение и совершенствование чувственного опыта детей в процессе непосредственного наблюдения [14].
Содержание экскурсии должно быть связано с пройденным материалом, а полученные представления, результаты наблюдений, исследовательские умения и собранный материал использованы на последующих уроках.
Исследовательский подход с получением опыта исследования и приобретение исследовательских умений при познании природы позволяет на экскурсии призвать детей ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствует развитию не только познавательного интереса, но и формированию исследовательских умений и навыков самостоятельного изучения окружающего мира.
Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем. Предварительно учителю необходимо самому побывать на мете проведения экскурсии, найти наиболее интересные типичные объекты, определить и изучить маршруты и наиболее удобные места для остановок, продумать характер самостоятельных наблюдений с выполнением простейших исследований по наработке исследовательских умений, выяснить, что ребята могут собрать для коллекций, составить план проведения экскурсии, исследований, наметить основные вопросы беседы.
Самостоятельная работа учащихся по изучению намеченных объектов и является ведущей в формировании исследовательских умений – важнейшая часть любой экскурсии. В младших классах это изучение и развитие исследовательских умений ведется в процессе наблюдений по вопросам – заданиям.
При подготовке к экскурсии учитель тщательно продумывает задания, которые должны направить внимание детей на нужные объекты и явления, помочь им провести сравнение изучаемых объектов, рассмотреть их по частям, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предмета, явления и попытаться проявить собственные умения его исследованию. При этом учителю надо помнить, что в задания и исследования включается только тот материал, который вполне конкретно можно изучить на экскурсии. Не следует говорить о том, чего дети не смогут увидеть в природе в данный момент, исключая лишь те случаи, когда нужно установить факт отсутствия каких-либо объектов. Например, отсутствие поздней осенью и зимой насекомых, амфибий и др. Как гласит китайская мудрость: скажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне действовать самому, и я пойму.
Чаще всего на экскурсии всем учащимся даются одинаковые задания, но иногда класс разбивается на группы, каждая из которых получает свои задания, на основе которых применяются различные исследования. В ходе наблюдений по этим заданиям и исследованиям дети приходят к собственным выводам и приобретают умения исследовательской работы. Бывают случаи, когда выводы и приемы исследований оказываются ошибочными и недостоверными, тогда учитель дает дополнительные задания для наблюдений и виды исследований для выработки исследовательских умений, которые помогают получить достоверные сведения, отражающиеся на правильности исследований. Например, во втором классе на осенней экскурсии учащиеся знакомятся с отличительными признаками деревьев, кустарников, трав: деревья высокие, кустарники пониже, травы совсем маленькие. Нужно показать маленькое деревце. Дети знают, что это дерево, но оно ниже кустарника. Среди трав можно найти деревья первого года жизни. Так путем дополнительных заданий будут отвергнуты неверные выводы детей, а учащиеся будут приведены к правильным знаниям. Полученные таким способом знания и некоторые элементарные исследовательские умения отличаются прочностью и доказательностью, чем полученные при простом рассказе учителя об отличиях этих групп растений.
Кроме экскурсий в природу для эффективного развития познавательного интереса, а вместе с ним и исследовательских умений, в начальной школе рекомендуется проводить:
— экскурсии в краеведческие музеи, посещение исторических и памятных мест, связанных с историей нашей страны, с трудовыми и военными подвигами нашего народа, что способствует формированию чувства патриотизма и национальной гордости;
— экскурсии, связанные с изучаемыми произведениями искусства, преимущественно о животных. Такие экскурсии способствуют формированию эстетического отношения к явлениям окружающего мира и приобретаются умения в использовании красоты на уроках рисования, при изготовлении поделок, составлении гербариев и др. «Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — утверждает Ф.М. Достоевский, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете»;
— экскурсии на промышленные предприятия, встречи с рабочими. Такие экскурсии способствуют формированию у младших школьников элементов политехнической образованности. Дети начинают представлять современное производство, что способствует воспитанию интереса к профессиям, а через него – попытка к приобретению исследовательских умений и навыков в действиях уроков труда в школе [4].
В начальных классах могут быть специально организованы экскурсии с целью развития эстетического отношения детей к окружающей действительности. Например, развитие эстетического чувства на основе наблюдений и на их основе приобретения исследовательских умений, за осенней природой или отдельными явлениями: журчание ручья, пение птиц, шелест трав, листвы, снегопад и др. впечатление от подобных экскурсий способствует пониманию художественных описаний и образов, служат стимулом для развития творчества, а приобретенные исследовательские умения могут быть использованы в изложениях, на уроках изобразительного искусства и уроках труда. Ведь такие экскурсии активируют мысли и чувства детей, приводят в рабочее состояние все их органы чувств. «Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека» (Вольтер).
Учебные экскурсии с младшими школьниками с целью формирования исследовательских умений на фоне познавательного интереса должны быть по возможности короткими, не более одного урока, не считая времени в пути к месту экскурсии и обратно.
Длительные экскурсии утомляют детей, их внимание рассеивается, они начинают отвлекаться и редко могут вспомнить на уроках полученные впечатления и тем более полученные исследовательские умения.
Затронуть душу ребенка и побудить его к исследованиям и формированию исследовательских умений и навыков помогут встречи с интересными людьми, с животными, с чем-то неизвестным, необычным. На животноводческой ферме, в зоопарке, заповеднике дети могут посмотреть на маленьких и взрослых животных, за их уходом, кормлением, при возможности потрогать и самим их покормить, а затем методы ухода перенести на своих домашних животных, отработав на них полученные исследовательские умения.
Уроки окружающего мира и жизнь детей обеднели бы не будь таких экскурсий, оставляющих глубокий след в душе, обогащая запасом знаний, впечатлений и стремлений к исследовательской деятельности.
Таким образом, экскурсии, повышая эмоциональность, активность мыслительной деятельности, являются основополагающим средством в формировании исследовательских умений. Е достоинство в том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» (Л.Н. Толстой).
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия)[7].
Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия[8].
Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г.
Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ)[9]. Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:
Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии
Среди успешных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия.
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся [51].
Достоинства экскурсии в том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому вполне закономерно, что в начале XX века специалисты в области исследовательского обучения отводили экскурсии особое место, рассматривая ее как постоянный спутник исследовательского метода обучения. Некоторые педагоги даже утверждали, что существует особый экскурсионно-исследовательский метод обучения, когда экскурсия становится формой организации учебной деятельности и может использоваться детьми в целях собственных исследований и приобретения исследовательских умений.
Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давая бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа, осмысления и исследования.
Она служит стартовой площадкой для детских исследований, дает мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть множество интересного для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых разных гипотез. Так создается база для многих источников получения новых сведений создает прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки суждений, умозаключений и выводов.
Экскурсия характеризуется рядом признаков:
1. Быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве;
2. Способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;
3. Способ предметного изучения;
Во время проведения экскурсий в природу особое внимание уделяется приобретению учащимися различных специальных навыков и умений: наблюдать природу, фиксировать и обрабатывать наблюдения, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явления живой и неживой природы, ориентироваться на местности, читать план местности, карту и т.д. Во время проведения экскурсий наблюдается непосредственное восприятие природного окружения, что развивает у младших школьников интерес к его изучению, воспитывает любовь к родному краю, учащиеся любуются красотами природы, прислушиваются к её звукам, видят разнообразие природного окружения, узнают много интересного и поучительного об окружающем мире и законах природы.
Не случайно, что в методическом плане выделяют три вида экскурсий:
- иллюстративный (преобладает метод готовых знаний с элементами эвристической беседы);
- исследовательский (преобладает метод исканий);
- комбинированный (оба метода присутствуют в равных долях).
Все они, независимо от вида, направлены на получение знаний и активацию познавательной и исследовательской деятельности.
Во время экскурсий учащиеся проявляют деятельную активность, интерес к наблюдаемым предметам и явлениям природы, хорошо усваивают учебный материал, и всё это происходит потому, что исследовательский подход более естествен для младшего школьника, больше соответствует природе ребёнка. В исследовательской экскурсии используется рефлекс на новизну, т.е. любопытство, любознательность.
Содержание и структура экскурсий включают следующие компоненты:
Ø вводная беседа
Ø коллективное наблюдение и элементы исследования и приобретения исследовательских умений
Ø индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
Ø сбор материала
Ø игры детей с собранным материалом
Ø заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.
Через 2—3 дня после экскурсии учитель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.
Планируя беседу после экскурсии, учитель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти учащихся восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
В школьном курсе «Окружающего мира» особое место отводится природоведческой экскурсии.
Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, заключительную часть, где учитель, подводя итог, обращает внимание учеников на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Учитель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.
Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.
При самостоятельной работе учеников, учитель не должен быть пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако не следует всю работу выполнять за учащихся. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для упражнений.
Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.
Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы[14].
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы[15]. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.
Источник